ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 338.431 DOI: 10.24412/2587-6740-2021-2-6-9
ОХРАНА, ВОСПРОИЗВОДСТВО, ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ — ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РОСТ ЭКОНОМИКИ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Н.Л. Титов, С.А. Шарипов
ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», г. Казань, Россия
Совершенствование земельных отношений в современных условиях обусловливает устойчивое развитие аграрного производства. Проводимая земельная политика должна предусматривать комплексное решение проблем земельной собственности. Выкуп, аренда земли нацелены на формирование эффективно хозяйствующих субъектов — участников земельного рынка. На примере аграрной сферы Республики Татарстан показано, что, благодаря комплексным мерам государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, сбалансированности земельных отношений, в регионе удалось сохранить и развить потенциал агропромышленного производства, его эффективность. Системное решение проблем землевладения и землепользования обеспечило гармонизацию взаимодействия различных форм аграрного бизнеса региона. Трансформация сельскохозяйственных формирований характеризуется при этом тремя типами моделей взаимодействия организационных структур аграрного бизнеса, обеспечивающими устойчивый рост экономики сельских территорий в целом.
Ключевые слова: охрана, воспроизводство, плодородие, почва, земельные отношения, землевладение, землепользование, аренда земли, государственное регулирование, собственность, сельское хозяйство, институциональная среда, экономика, эффективность, управление, сельские территории, эрозия.
В сельском хозяйстве главное средство производство — земля, поэтому приоритетное внимание уделяется совершенствованию земельных отношений, эффективности использования земельных угодий. В аграрном производстве земля выступает как средство труда и как предмет труда, а земельная собственность и аренда земли выступают системными факторами институциональной среды, способствующей устойчивому развитию сельских территорий. В связи с этим вопрос оптимизации использования земельных ресурсов при производстве основных видов сельскохозяйственного сырья был и остается актуальным. При наличии достаточных инвестиций совершенствование землепользования, охраны, воспроизводства и повышения плодородия почв будет способствовать росту валового выпуска аграрной продукции.
Становление и развитие эффективных социально-экономических систем показывает, что успех экономических реформ в значительной степени обусловливается совершенствованием земельных отношений, государственного регулирования и рационального управления земельными ресурсами, требующих системного решения этой актуальной проблемы. Исследованием проблем землепользования и землевладения в период становления рыночных отношений занимались такие известные ученые, как
A.И. Алтухов [1], С.Н. Волков [2], Н.В. Комов [3],
B.В. Милосердов [4], А.В. Петриков [5], Е.С. Строев [6], И.Г. Ушачев [7], В.Н. Хлыстун [8], А.В. Чаянов [9] и др.
Земля в качестве главного средства производства, особой производительной силы в
сельском хозяйстве подчиняется тем же самым объективно существующим зависимостям, действующим в развивающемся общественном производстве. Центральным звеном в системе аграрных отношений являются земельные отношения. Сложившееся к настоящему времени законодательное, экономическое и непосредственно хозяйственное регулирование этих отношений, мягко говоря, запутано.
Как любое средство производства, земля также попадает под действие правил, определяющих нормы поведения хозяйствующих субъектов. Подчеркивая сложность и неоднозначность возникающих при этом проблем, многие ученые и практики отмечают, что вековые российские перипетии и катаклизмы в землевладении и землепользовании, приводившие к половинчатости или провалу аграрных реформ, принято рассматривать как перманентно поднимаемый и, как правило, провальный в своем решении «земельный вопрос».
Как известно, земля как объект собственности может принимать такие формы собственности, как частная, общая, муниципальная, государственная, отражающие соответствующие режимы прав собственности, которые могут сосуществовать в разных странах в самых различных сочетаниях. Отношения собственности относятся к числу наиболее сложных и фундаментальных вопросов и определяют полноту реализации прав субъектов собственности.
Выбор преимущественной формы землевладения для России представляет особый интерес и вызывает дискуссии ученых. При этом в ходе обсуждений, в качестве центральных, выступа-
ют вопросы выбора приоритетной формы землевладения и отношения к общественному (совместному) использованию земельных угодий. По мнению большинства аграрников-экономистов, современная аграрная реформа не может заключаться лишь в перераспределении земли между различными собственниками, процессы реформирования должны обеспечивать сбалансированность структуры и гармонизацию взаимодействия всех сфер агропромышленного комплекса в системе народного хозяйства.
Анализ функционирования института частной собственности на землю в развитых странах показывает, что владеть землей могут лица, имеющие соответствующую подготовку и способные осуществлять сельскохозяйственное производство. В полном смысле частная собственность на землю (когда собственнику земли могут быть отнесены функции собственности — владение, пользование и распоряжение) была присуща феодализму и, в отдельных случаях, имела место на ранних стадиях капитализма.
Земля как объект хозяйствования способствует трансформации земельного рынка, движению от рынка земельной собственности к рынку прав хозяйствовать на ней, формированию рыночных структур, реализующих механизм учета движения земельных ресурсов и управления ими, выработке прав и форм ответственности в землепользовании в условиях обеспечения государственного контроля за состоянием земельного фонда, установлению уровня ренты, обеспечивающей свободное хозяйствование сельских товаропроизводителей.
© Титов Н.Л., Шарипов С.А., 2021 Международный сельскохозяйственный журнал, 2021, том 64, № 2 (380), с. 6-9.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.«А".
•/V
Анализ земельных отношений в развитых странах выявил тенденцию увеличения доли арендуемых земельных угодий, используемых для аграрного производства. В этой связи особый интерес представляет опыт Китайской Народной Республики, когда сельскохозяйственные земли остаются в коллективной собственности, а реформы дают высокий экономический эффект.
Система платного землепользования на основе аренды соединяет в арендаторе функции владельца и собственника результатов производства. Не разрушая основ экономического строя и не меняя всего уклада деревенской жизни, аренда эволюционным путем обеспечивает развитие статуса хозяйствующего субъекта, способствует формированию самостоятельных хозяев-партнеров по рыночным отношениям и обеспечивает создание условий экономического равенства всех товаропроизводителей в условиях многообразных форм хозяйствования.
Решение комплекса проблем землепользования и землевладения обеспечивается гармонизацией взаимодействия различных форм аграрного бизнеса. Переход от административной к рыночной экономике в Республике Татарстан сопровождался трансформацией организационных структур сельского хозяйства, процессы взаимодействия которых представлены тремя моделями и формируют экономический потенциал сельских территорий [10]. Экономический потенциал сельских территорий отражает специфику сельскохозяйственного производства региона, имеющиеся земельные угодия, объекты производственной инфраструктуры, используемые технологии и техническими средствами производства, сельское население, трудовые навыки и традиции.
Сельское население, обеспечивая реализацию функции социального контроля территорий, выступает как поставщик трудовых ресурсов для крупных форм аграрного бизнеса и в значительной мере занято аграрным производством в рамках личных подсобных хозяйств. Владельцы личных подсобных хозяйств рассматривают организацию сельскохозяйственного производства преимущественно с целью самообеспечения продовольствием и как дополнительный источник денежных средств, что и подтверждается результатами Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг.
В аграрной сфере Республике Татарстан сложившаяся система взаимодействия различных форм аграрного бизнеса характеризуется значительным экономическим потенциалом развития и представлена соответствующими моделями взаимодействия, характеризующими последовательную трансформацию организационных сельскохозяйственных структур, включая начальный этап преобразований, текущее состояние переходного периода и перспективные направления в экономическом развитии
Структура
региона и страны в целом. В рамках рассматриваемой парадигмы сельские жители представлены личными подсобными хозяйствами (ЛПХ), а представителями крупных форм аграрного бизнеса выступают сельскохозяйственные организации [11].
В ходе проведения реформ переходного периода существовавшие предприятия регионального аграрного сектора экономики в процессе трансформации сельскохозяйственного производства, сопровождавшегося появлением различных типов организационных структур, функционирующих в условиях рыночной экономики, преобразовались в новые сельскохозяйственные формирования, включая также и крупные формы аграрного бизнеса [12].
К настоящему времени в Татарстане действует более 4,5 тыс. сельскохозяйственных формирований, которые представляют различные формы аграрного бизнеса. Из них к числу сель-хозорганизаций относятся 468 формирований, почти 3,9 тыс. формирований представлены крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ), из них более 1203 формирований представлены семейными фермами.
В результате эффективного взаимодействия различных форм аграрного бизнеса в Татарстане обеспечивается в среднеклиматические годы сбор 5,2 млн т зерна, более 2,3 млн т сахарной свеклы, а также полностью удовлетворяются потребности населения республики в картофеле и овощах за счет собственного производства. В республике также на современной основе обеспечивается полноценное развитие животноводства — это 1970 тыс. т молока, почти 530 тыс. т скота и птицы на убой в живом весе, 1,4 млрд шт. яиц. Внедрение в структуру аграрного производства инновационных технологий требует привлечения крупных инвестиций. В условиях действия неблагоприятных факторов сельское хозяйство в большей степени, чем другие отрасли, нуждается в разработке стратегии развития, принятии мер государственного регулирования, которые, компенсируя влияние негативных факторов развития, наряду с использованием ресурсосберегающих технологий, способствуют повышению его эффективности [13] и росту производительности труда [14].
Модель взаимодействия организационных структур первого типа отражает трансформации начального периода аграрных преобразований. Она характеризуется взаимодействием владельцев личных подворий и организационных форм крупного бизнеса в системах аграрного производства. Владельцы личных подворий выступают в качестве поставщиков крупному бизнесу таких факторов производства, как земля и труд, а бизнесмены, представляющие крупный бизнес, выступают поставщиками таких факторов, как капитал и предпринимательство. Крупные формы аграрного бизнеса объединяют эти факторы производства. В результате обеспечивает-
сельского хозяйства Республики Татарстан по (в фактически действующих ценах), % к итогу
ся формирование условий организации эффективного сельскохозяйственного производства, создания рабочих мест, формирования фондов заработной платы, а также осуществления арендных выплат сельским жителям за использование земли [15].
Крупные аграрные предприятия арендуют землю у жителей сельских территорий, в дальнейшем они, в условиях развития аграрной реформы, становятся владельцами земли, а сельские жители выступают как работники или совладельцы сельскохозяйственных организаций и собственники личных подворий. В аграрной сфере Татарстана сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, семейные фермы и личные подсобные хозяйства населения представляют экономические уклады и отражают социально-экономическую структуру аграрного сектора (табл. 1).
Анализ данных таблицы 1 показывает, что за период с 1990 г. по 2020 гг. в структуре продукции Республики Татарстан наблюдается снижение доли сельскохозяйственных организаций на 24,9 пункта и рост доли хозяйств населения на 14,2 пункта. А доля появившихся с началом рыночных преобразований крестьянских (фермерских) хозяйств характеризуется положительной динамикой и в 2020 г. составила 10,7%. Рост доли хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в структуре продукции сельского хозяйства вызван, с одной стороны, ростом объемов производства в них, и, с другой стороны, обусловлен сокращением производства в сельскохозяйственных организациях, особенно продукции животноводства.
В последние годы производство продукции растениеводства и животноводства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах республики в целом имеет положительную динамику.
Для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства необходимо максимальное использование земельного ресурса сельскохозяйственного назначения. В Российской Федерации не используются около 32% пашни. При условии полного использования сельскохозяйственных угодий в масштабах России, среднем выходе валовой продукции по стране может быть получено дополнительно валовой продукции на сумму более 350 млрд руб., а при достижении показателя полного использования земли на уровне Республики Татарстан размер упущенной выгоды составит около 1 млрд руб.
Одним из важнейших источников импор-тозамещения продовольствия в сложившейся ситуации является полное использование неиспользуемых земель. Рациональное использование и вовлечение их в оборот является не задействованным ресурсом государства. В этих условиях возникает необходимость, определения эффективности использования земельных угодий.
Таблица 1
риям хозяйств
Категории хозяйств 1990 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2017 г. 2020 г.
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Сельскохозяйственные организации 74,8 47,9 47,0 46,2 44,8 46,4 46,2 49,0 49,9
Хозяйства населения 25,2 47,5 48,6 48,4 49,2 46,4 46,3 41,5 39,4
Крестьянские (фермерские) хозяйства (включая индивидуальных предпринимателей) - 4,6 4,4 5,4 6,0 7,2 7,5 9,5 10,7
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (380) / 2021
LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT
Результаты глубоких анализов и исследований показывают, что за период с 2000 по 2020 гг. наблюдается тенденция роста производства валовой продукции, молока и мяса в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в целом по Российской Федерации, Приволжскому ФО, Республике Татарстан и Башкортостану. Показатели выхода продукции на единицу затрачиваемого ресурса в Татарстане превышают значения соответствующих показателей Башкортостана, Приволжского ФО и в целом по РФ. В Татарстане наблюдается тенденция устойчивого роста аграрного производства, растет эффективность использования пашни (табл. 2 и 3).
В результате проводимых мероприятий по совершенствованию земельных отношений, повышению эффективности использования земельных угодий валовая продукция сельского хозяйства за последние 15 лет выросла с 65,8 млрд руб. до 263,4 млрд руб. или около 4,3 раза (табл. 4).
В настоящее время агропромышленный комплекс достигает устойчивого развития, производительность труда повысилась до 2,5 млн руб., денежная выручка по отрасли составляет 132,0 млрд руб.
Стоимость валовой продукции во всех категориях хозяйств в 2020 г. превысила 263 млрд руб., произведено 1,97 млн т молока, по этому показателю Республика Татарстан занимает первое место в РФ, мяса скота и птицы выращено более 531 тыс. т, зерна — 5,5 млн т, картофеля — около 1,2 млн т, сахарной свеклы — 2,1 млн т, пашня обрабатывается даже в самые сложные годы.
Одним из показателей уровня развития и совершенствования управления земельными ресурсами отдельно взятого региона является уровень обеспеченности и самодостаточности продуктами питания населения данной местности, то есть ее продовольственная безопасность. Агропромышленный комплекс республики полностью обеспечивает население
Таблица 3
Выручка с 1 га пашни, руб.
Годы Выручка
2010 13100
2011 16300
2012 18300
2013 19600
2014 22900
201S 27400
2020 41100
продуктами питания и не нуждается в их импорте, в настоящее время Татарстан является самодостаточным регионом.
Все это в какой-то степени характеризует эффективность сложившегося процесса оборота земель сельскохозяйственного назначения. В то же время следует отметить, что оборот земель сельскохозяйственного назначения должен преследовать цели достижения не только экономической, но и экологической эффективности.
Обобщая научные исследования, труды и публикации ученых- аграрников, правоведов в сфере земельных отношений, надо подчеркнуть, что современное состояние земельной реформы в России и регионах свидетельствует о наличии серьезных проблем, без позитивного решения которых невозможно развивать земельно-экономические отношения. Практика показывает, что, наряду с федеральным законодательством, вопросами оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения должны заниматься региональные законодательные органы.
Для стабилизации развития регионального сельскохозяйственного землепользования и устранения процессов разрушения плодородия почв в сельском хозяйстве необходим комплекс мер, осуществляемых в межотраслевом и внутриотраслевом направлениях:
1. Совершенствование нормативно-правовой основы межотраслевого перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, обеспечивающее приоритет сельскохозяйственного землепользования при строительстве, расширении границ населенных пунктов, разработке месторождений полезных ископаемых, рыночном обороте земель.
2. Установление экологически ориентированных норм и правил землепользования при осуществлении сельскохозяйственного производства в индустриально развитых регионах.
Таблица 4
Динамика валовой продукции сельского хозяйства (по всем категориям хозяйств), млрд руб.
Г Стоимость валовой
оды продукции
200S 6S,8
2010 104,2
2014 186,0
201S 217,1
2016 238,6
2020 263,4
3. Проведение массовой инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, выявление заброшенных неиспользуемых продуктивных участков, разработка предложений по дальнейшему их использованию в сельскохозяйственном производстве прежними пользователями, перераспределению неиспользуемых земель в интересах землепользователей, организации освоения и вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.
4. Разработка региональных программ использования и охраны земельных ресурсов, представляющих собой комплекс социально-экономических, производственных и других мероприятий, организация рационального использования и охраны земель.
5. Организация эффективного мониторинга земель, комплексное геоботаническое и почвенное обследование территории, внедрение почвозащитных севооборотов.
6. Гарантированное внесение минеральных и органических удобрений в соответствии с зональными нормами и рекомендациями, разработка и осуществление проектов осушения, орошения земель, противоэрозионной организации территории, строительно-мелиоративных сооружений.
В условиях перманентного роста инновационной составляющей современных экономических систем, само сельскохозяйственное производство в возрастающей степени становится индустриальным, а сельские жители становятся фермерами и наемными работниками сельскохозяйственных организаций. Необходимость эффективной организации систем активного взаимодействия человеческого капитала и современных технологических комплексов обусловливает привлечение инвестиций в сферу подготовки современных кадров для АПК и развитие социальной инфраструктуры сельских территорий.
Таким образом, в современных условиях совершенствование земельных отношений выступает фактором роста экономики сельских территорий, меняется взаимодействие организационных форм аграрного бизнеса. С ростом заработной платы сельских жителей величина удельного дохода от ЛПХ сокращается, доходов от ЛПХ замещаются заработной платой, наблюдается изменение качественных характеристик человеческого капитала. Сельские жители начинают уделять большее внимание образованию, соответствующему требованиям современных инновационных технологий. Решение актуальных проблем землевладения и землепользования направлено на формирование институциональной среды, обеспечивающей развитие аренды земли, снижение транзакционных издержек, развитие человеческого капитала.
Литература
1. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность — важный фактор стабильности России // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 12. С. 13-18.
2. Буздалов И.Н. Аграрная теория: концептуальные основы, исторические тенденции, современные представления. М.: ВИАПИ, 2005. 346 с.
3. Волков С.Н. Экономика землеустройства. М.: Колос, 1996. 239 с.
4. Комов Н.В. Государственная земельная политика и землеустройство в современной России // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 1. С. 5-11.
5. Милосердов В.В. Многоукладная политика АПК: состояние и перспективы // АПК: экономика, управление. 2002. № 2. С. 10-20.
Таблица 2
Эффективность использования пашни в Республике Татарстан
Годы Производство зерна на 100 га пашни, ц Производство на 100 га сельскохозяйственных угодий
молока, ц мяса, ц валовой продукции сельского хозяйства, тыс. руб.
2000 645,1 296,4 37,79 687,8
2005 1193,1 23S,0 43,98 1714,3
2010 950,2 310,0 93,92 2297,7
2016 1037,0 371,4 108,0 5328,0
2020 1617,9 400,1 120,0 5844,4
s
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (38O) / 2O21
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.Uí. ■/л*
6. Петриков А.В. Крупные сельскохозяйственные предприятия и изменение социально-экономической структуры аграрного сектора // АПК: экономика, управление. 2001. № 5. С. 13-17.
7. Ушачев И.Г. АПК России в контексте межгосударственной интеграции // АПК: экономика, управление. 2015. № 1. С. 3-16.
8. Хлыстун В.Н. Институциональные преобразования и развитие земельных отношений в сельском хозяйстве России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 6. С. 8-11.
9. Шарипов С., Харисов Г., Колпаков П. Производительность труда как показатель эффективности использования производственных ресурсов // АПК: экономика и управление. 2008. № 8. С. 41-44.
10. Шарипов С.А., Харисов Г.А. Экономический потенциал и эффективность развития различных форм аграрного бизнеса в Республике Татарстан // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 2. С. 23-29.
11. Шарипов С.А., Якушкин Н.М., Колпаков П.А., Харисов Г.А. Крупные интегрированные формирования — инструмент реализации национального проекта «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 8. С. 18-21.
12. Шарипов С.А., Якушкин Н.М., Колпаков П.А., Ха-рисов Г.А. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в АПК Татарстана // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 9. С. 44-50.
13. Якушкин Н.М. Развитие агропродовольственно-го комплекса: тенденции, проблемы, решения. Казань: Изд-во ООО «ИПК» Бриг», 2018. 516 с.
14. Комов Н.В., Шарипов С.А. Эффективное управление земельными ресурсами России — неотложная задача государства // АПК: экономика, управление. 2016. № 4. С. 24-32.
15. Комов Н.В., Якушкин Н.М., Шарипов С.А. Эффективность использования земли в аграрном секторе Республики Татарстан // АПК: экономика, управление. 2016. № 6. С. 69-77.
16. Комов Н.В., Шарипов С.А. Как привлечь огромные земельные активы для устойчивого развития России // Агропродовольственная политика России. 2017. № 8. С. 19.
Об авторах:
Титов Николай Леонидович, врио ректора, [email protected]
Шарипов Салимзян Ахтямович, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, [email protected]
PROTECTION, REPRODUCTION, INCREASING SOIL FERTILITY AND IMPROVING LAND RELATIONS ARE THE MAIN FACTORS THAT ENSURE THE GROWTH OF THE ECONOMY OF RURAL AREAS
N.L. Titov, S.A. Sharipov
Tatar Institute for Retraining Personals of Agribusiness, Kazan, Russia
improvement of land relations in modem conditions determines the sustainable development of agricultural production. The land policy pursued should provide for a comprehensive solution to the problems of land ownership. The purchase and lease of land are aimed at the formation of effective economic entities — participants in the land market. Using the example of the agrarian sector of the Republic of Tatarstan, it is shown that, thanks to the comprehensive measures of state support for the agricultural producer, the balance of land relations, the region managed to preserve and develop the potential of agro-industrial production, its efficiency, the systemic solution of the problems of land tenure and land use ensured the harmonization of the interaction of various forms of agricultural business in the region, the transformation of agricultural formations is characterized by three types of models of interaction between the organizational structures of the agricultural business, ensuring sustainable growth of the economy of rural areas as a whole.
Keywords: protection, reproduction, fertility, soil, land relations, land tenure, land use, land lease, government regulation, property, agriculture, institutional environment, economics, efficiency, management, rural areas, erosion.
References
1. Altukhov, A.I. (2008). Prodovol'stvennaya bezopas-nost' — vazhnyi faktor stabil'nosti Rossii [Food security is an important factor of Russia's stability]. Ehkonomika sel'skogo khozyaistvaRossii [Economics of agriculture of Russia], no. 12, pp. 13-18.
2. Buzdalov, I.N. (2005). Agrarnaya teoriya: kontseptual'nye osnovy, istoricheskie tendentsii, sovremennye predstavleniya [Agrarian theory: conceptual foundations, historical trends, modern concepts]. Moscow, VIAPI, 346 p.
3. Volkov, S.N. (1996). Ehkonomika zemleustroistva [Land management economics]. Moscow, Kolos Publ., 239 p.
4. Komov, N.V. (2017). Gosudarstvennaya zemel'naya politika i zemleustroistvo v sovremennoi Rossii [State land policy and land management in modern Russia]. Zem-leustroistvo, kadastr i monitoring zemel' [Land management, land monitoring and cadaster], no. 1, pp. 5-11.
5. Miloserdov, V.V. (2002). Mnogoukladnaya politika APK: sostoyanie i perspektivy [Multi-layered policy of the agro-industrial complex: state and prospects]. APK: ehkonomika, upravlenie [AIC: economy, management], no. 2, pp. 10-20.
6. Petrikov, A.V. (2001). Krupnye sel'skokhozyaistvennye predpriyatiya i izmenenie sotsial'no-ehkonomicheskoi struk-tury agrarnogo sektora [Large agricultural enterprises and changes in the socio-economic structure of the agricultural sector]. APK:ehkonomika, upravlenie [AIC: economy, management], no. 5, pp. 13-17.
7. Ushachev, I.G. (2015). APK Rossii v kontekste mezhgo-sudarstvennoi integratsii [Agro-industrial complex of Russia in the context of interstate integration]. APK: ehkonomika, upravlenie [AIC: economy, management], no. 1, pp. 3-16.
8. Khlystun, V.N. (2005). Institutsional'nye preobra-zovaniya i razvitie zemel'nykh otnoshenii v sel'skom kho-zyaistve Rossii [Institutional transformations and development of land relations in agriculture in Russia]. Ehkonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii [Economy of agricultural and processing enterprises], no. 6, pp. 8-11.
9. Sharipov, S., Kharisov, G., Kolpakov, P. (2008). Proizvoditel'nost' truda kak pokazatel' ehffektivnosti ispol'zovaniya proizvodstvennykh resursov [Labor productivity as an indicator of the efficiency of the use of production resources]. APK: ehkonomika, upravlenie [AIC: economy, management], no. 8, pp. 41-44.
10. Sharipov, S.A., Kharisov, G.A. (2018). Ehkonomi-cheskii potentsial i ehffektivnost' razvitiya razlichnykh form agrarnogo biznesa v Respublike Tatarstan [Economic potential and efficiency of development of various forms of agricultural business in the Republic of Tatarstan]. Ehkonomika sel'skogo khozyaistva Rossii [Economics of agriculture of Russia], no. 2, pp. 23-29.
11. Sharipov, S.A., Yakushkin, N.M., Kolpakov, P.A., Kharisov, G.A. (2007). Krupnye integrirovannye formirovaniya — instrument realizatsii natsional'nogo proekta «Razvitie APK» [Large integrated formations — a tool for the implemen-
tation of the national project "Development of the agro-industrial complex"]. Ehkonomika selskogo khozyaistva Rossii [Economics of agriculture of Russia], no. 8, pp. 18-21.
12. Sharipov, S.A., Yakushkin, N.M., Kolpakov, P.A., Kharisov, G.A. (2009). Vzaimodeistvie krupnogo i malogo biznesa v APK Tatarstana [Interaction of large and small businesses in the agro-industrial complex of Tatarstan]. Ehkonomika sel'skogo khozyaistva Rossii [Economics of agriculture of Russia], no. 9, pp. 44-50.
13. Yakushkin, N.M. (2018). Razvitie agroprodovol'st-vennogo kompleksa: tendentsii, problemy, resheniya [Agri-food complex development: trends, problems, solutions]. Kazan, Publishing house of LLC "IPK "Brig", 516 p.
14. Komov, N.V., Sharipov, S.A. (2016). Ehffektivnoe upravlenie zemel'nye resursami Rossii — neotlozhnaya zadacha gosudarstva [Effective management of land resources in Russia is an urgent task of the]. APK:ehkonomika, upravlenie [AIC: economy, management], no. 4, pp. 24-32.
15. Komov, N.V., Yakushkin, N.M., Sharipov, S.A. (2016). Ehffektivnst' ispol'zovaniya zemli v agrarnom sektore Re-spubliki Tatarstan [Land use efficiency in the agricultural sector of the Republic of Tatarstan]. APK: ehkonomika, upravlenie [AIC: economy, management], no. 6, pp. 69-77.
16. Komov, N.V., Sharipov, S.A. (2017). Kak privlech' ogromnye zemel'nye aktivy dlya ustoichivogo razvitiya Rossii [How to attract huge land assets for the sustainable development of Russia]. Agroprodovol'stvennayapolitika Rossii [Agro-food policy in Russia], no. 8, p. 19.
About the authors:
Nikolay L. Titov, acting rector, [email protected]
Salimzian A. Sharipov, corresponding member of the Russian academy of sciences, doctor of economic sciences, professor, chief researcher, [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (380) / 2021