Научная статья на тему 'ОХРАНА УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ'

ОХРАНА УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПРАВО НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ / ЗАЩИТА ПРАВ / CRIMINAL LAW / SPORTS LAW / SAFETY / SPORTS EVENT / THE RIGHT TO LIFE AND HEALTH / PROTECTION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михальченко Николай Сергеевич

Данная статья посвящена анализу текущего состояния законодательства в сфере проведения спортивных мероприятий. В процессе исследования выявлены проблемы, касающиеся обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях, а также предложены пути их решения, с использованием уголовно-правовых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михальченко Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE ESTABLISHED PROCEDURE FOR CONDUCTING SPORTS EVENTS BY CRIMINAL LEGAL METHODS

This article is devoted to the analysis of the current state of the legislation regarding sports events. In our research we identified problems of ensuring safety at sports events, and suggested ways of solving them using criminal law.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ»

ВОПРОСЫ

российской юстиции УДК 343.2/.7

Михальченко Николай Сергеевич Финансовый университет при правительстве РФ

Юридический факультет Россия, Москва ZavetB VA2@yandex.ru Mikhalchenko Nikolay Sergeevich Financial University under the government of the Russian Federation Law faculty Russia, Moscow

ОХРАНА УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ

СРЕДСТВАМИ

Аннотация: данная статья посвящена анализу текущего состояния законодательства в сфере проведения спортивных мероприятий. В процессе исследования выявлены проблемы, касающиеся обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях, а также предложены пути их решения, с использованием уголовно-правовых средств.

Ключевые слова: уголовное право, спортивное право, безопасность, спортивное мероприятие, право на жизнь и здоровье, защита прав.

PROTECTION OF THE ESTABLISHED PROCEDURE FOR CONDUCTING

SPORTS EVENTS BY CRIMINAL LEGAL METHODS Annotation: this article is devoted to the analysis of the current state of the legislation regarding sports events. In our research we identified problems of ensuring safety at sports events, and suggested ways of solving them using criminal law. Key words: criminal law, sports law, safety, sports event, the right to life and health, protection of rights.

Обеспечение порядка проведения спортивных мероприятий является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере спорта. В подтверждение этому можно привести главу 11 Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [1], которая полностью посвящена организации безопасной среды на объектах спорта. Отметим, однако, что приемлемый уровень безопасности может быть обеспечен отнюдь не на каждом спортивном мероприятии, зачастую нахождение на них является опасным, как для участников соревнований, так и для болельщиков или иных лиц. В связи с этим, данный вопрос требует более пристального к себе внимания, в частности, и с точки зрения уголовного права.

Однако угрозу безопасности не всегда несут противоправные действия болельщиков или террористических организаций, зачастую нахождение на спортивных мероприятиях не является безопасным, ввиду нарушения норм безопасности со стороны организаторов спортивных мероприятий, а также собственников и пользователей спортивных сооружений, на которых соревнования проводятся.

Приведем лишь некоторые случаи, когда был нанесён вред жизни и здоровью людей вследствие халатного отношения организаторов спортивных соревнований к своим обязанностям.

Так, семнадцатилетний фехтовальщик Евгений Прокопьев в 2004 г. погиб на соревнованиях в Харькове. Во время атаки рапира его оппонента сломалась и пробила легкое Евгения. В ходе следствия было выявлено, что в костюме отсутствовали важные элементы защиты, что, безусловно, является недосмотром со стороны организаторов соревнований [2].

В 2007 году в Великобритании на международном турнире по троеборью также произошла трагедия по вине организаторов. Из-за недостаточной влажности грунта произошли множественные падения, четверо всадников получили травмы, а две лошади погибли [3].

% ю

ВЫПУСК

А в Киеве уже после окончания спортивных соревнований погиб, сорвавшись с конструкций спортивного сооружения, спортивный журналист Ю. Данилов. Это произошло в связи с халатностью персонала, уже начавшего готовить площадку для проведения следующего мероприятия [4].

Данные примеры не являются единичными случаями, а иллюстрируют важность деятельности организаторов соревнований и собственников спортивных сооружений до, во время и даже после соревнований. В связи с этим крайне важным представляется вопрос о правовом регулировании обязанностей организаторов соревнований и собственников спортивных сооружений, а также об установлении ответственности для данных категорий лиц за их несоблюдение.

Обращаясь к отечественному законодательству, мы можем увидеть, что основным источником, регулирующим спортивные правоотношения, является федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В нем закрепляется обязанность организаторов соревнований, собственников и пользователей спортивных сооружений обеспечивать безопасность при проведении спортивных соревнований, а именно в ч. 1 ст. 20 говорится, что организаторы спортивных соревнований "при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают совместно с собственниками и пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности", а в ч. 9.1 той же статьи говорится о том, что ответственность за несоблюдение правил обеспечения безопасности указанные субъекты несут в соответствии с законодательством [5]. Данная норма отсылает к ст. 20.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 данной статьи образуют два альтернативных деяния: нарушение со стороны уполномоченных лиц правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований; использование объекта спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта для проведения официальных

физкультурных или спортивных мероприятий. Ч. 2 данной статьи предполагает наличие в уголовном законодательстве нормы, предусматривающей ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований [6], однако такая норма в Уголовном кодексе отсутствует. Данный тезис подтверждается мнением В. В. Сараева, который, анализируя данную норму, пишет, что оценка действий, вызвавших последствия в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу, «ставится в зависимость от отсутствия содержания в совершенных действиях уголовно наказуемого деяния» [7, с. 24]. По-нашему мнению, в данном случае мы можем наблюдать пробел как в административном, так и в уголовном законодательстве.

В связи с этим, мы считаем необходимым установление уголовной ответственности за данное деяние ввиду наличия в нем общественной опасности, которая заключается в возможности наступления таких последствий, как причинение вреда жизни и здоровью человека, причинение имущественного ущерба, а также причинение репутационных потерь государства.

Говоря о возможной криминализации данного деяния, стоит обратиться к опыту зарубежных стран. Рассматривая Спортивный кодекс Франции, мы можем заметить, что ст. L312-14 данного кодекса устанавливает уголовную ответственность для организаторов официальных спортивных соревнований за организацию спортивного мероприятия в ненадлежащем помещении, или с нарушением требований, закрепленных в официальном согласовании [8].

Обобщая все вышесказанное, мы считаем необходимым введение отдельной нормы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий, со стороны организаторов соревнований, собственников и пользователей спортивных объектов. Статью предлагается ввести в следующей редакции: "Нарушение установленного порядка проведения официальных спортивных мероприятий, либо использование спортивного объекта, не внесенного во Всероссийский реестр спортивных объектов организаторами, собственниками

либо пользователями спортивных объектов, если данные действия по неосторожности повлекли тяжкий вред здоровью или причинение крупного имущественного вреда влечет...

Действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, если они повлекли по неосторожности смерть лица, наказываются...

Действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, если они повлекли по неосторожности смерть дух и более лица, наказываются..."

Проводя юридическую характеристику предложенного состава преступления, стоит остановиться на некоторых особенностях. Так, рассматривая субъективную сторону можно заключить, что вина будет выражаться исключительно в форме неосторожности, так как при наличии умысла такие деяния могут быть квалифицированы по нормам главы 16 Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Обязательным признаком объективной стороны будет являться место и время совершения преступления, а именно непосредственно место и время проведения официального спортивного мероприятия. Официальным же признается спортивное мероприятие, данные о котором в установленном порядке будут внесены в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращаясь к ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3, можно заметить, что согласно этой статье устанавливается обязанность организаторов соревнований, собственников и пользователей спортивными объектами обеспечивать общественный порядок и безопасность сугубо в период проведения соревнований, однако на наш взгляд данную обязанность следует распространить на показательные выступления, тренировки и иные мероприятия, непосредственно связанные с приводнением соревнований. В связи с этим, мы предлагаем ввести в законодательство понятие "официальное спортивное мероприятие".

Вид конструкции состава предложенной статьи является материальным, так как для квалификации деяния по данной статье обязательно должны наступить последствия, в виде тяжкого вреда здоровью, смерти либо крупного ущерба.

Субъект данного преступления - специальный. Им является организатор спортивного мероприятия, собственник спортивного объекта либо его пользователь.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что происшествия, связанные с причинением вреда здоровью и имуществу лиц, присутствующих на спортивных мероприятиях, по вине организаторов спортивных соревнований, владельцев или пользователей спортивных объектов - не редкость, но, несмотря на очевидное наличие общественной опасности, не являются уголовно наказуемыми. Исходя из этого, считаем важным установить уголовную ответственность за нарушение установленного порядка проведения официальных спортивных мероприятий. Так как, на наш взгляд, криминализация данного явления будет способствовать соблюдению правил безопасности при проведении соревнований указанной категорией лиц и, в связи с этим, повысит уровень безопасности при нахождении на спортивных мероприятиях для болельщиков, спортсменов и иных лиц.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р <Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года> // СПС Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/ (дата обращения: 23.11.2020).

2. В гибели 17-летнего фехтовальщика обвиняют организаторов турнира в Харькове // lenta.ru URL: https://lenta.ru/news/2004/03/27/fencing/ (дата обращения: 04.12.2020).

JT ю

ВЫПУСК

ВОПРОСЫ

российской юстиции

3. Травмы и смерти спортсменов по недосмотру организаторов // Чемпионат URL: https://www.championat.com/other/article-3273493-travmy-i-smerti-sportsmenov-po-nedosmotru-organizatorov.html (дата обращения: 23.11.2020).

4. В киевском Дворце спорта погиб журналист // lenta.ru URL: https://lenta.ru/news/2012/11/12/die/ (дата обращения: 04.12.2020).

5. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

7. Сараев В.В. Хулиганский мотив и хулиганские побуждения в спорте: сравнительно-отраслевой аспект // Российский следователь. 2013. № 4. С. 22-26.

8. Соловьев А.А. Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть) / Пер. с фр., вступ. ст. к.ю.н. А.А. Соловьева; предисл. д.ю.н., проф. С.В. Алексеева; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2009 // www.sportscrime.ru.

JT Ю

ВЫПУСК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.