Научная статья на тему 'Охрана окружающей среды как конституционно-правовая категория: понятие и содержание'

Охрана окружающей среды как конституционно-правовая категория: понятие и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1057
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENT / ENVIRONMENT CONSERVATION / ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Железинский Александр Александрович

Рассмотрен вопрос законодательного закрепления таких понятий, как окружающая среда и охрана окружающей среды, а также выявлены недостатки данных определений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environment Conservation as a Constitutional-Legal Category: Concept and Content

The article considers the issue of the legislative consolidation of such concepts as favorable environment and environment conservation and shows the drawbacks of their definitions.

Текст научной работы на тему «Охрана окружающей среды как конституционно-правовая категория: понятие и содержание»

ca. Образование призвано формировать у человека способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму и форму его существования, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности - в труде, в науке, в технике, в культуре, в искусстве, в управлении, в политике. Чем выше темпы изменений в мире, тем выше требования социума к образованию.

Важнейшая проблема современного образования - его эффективность для общества и для личности. Оно всегда связано с определенной социокультурной сферой, его проблемы вступают в теснейшее взаимодействие с проблемами других сфер общества. Образование - один из наиболее динамичных факторов воздействия на социальные процессы. Наиболее общей, стратегической целью образования должны стать воспроизводство и развитие культуры во всем ее многообразии. Подобное окажется возможным только тогда, когда образовательная среда станет специфическим пространством формирования равноправного поведения.

Библиографический список

1. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

2. Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности. М., 1995.

3. Гусейнов А.А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. 1999. № 3.

4. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991.

5. Дюркгейм Э. Социология образования / пер. с фр. Т.Г. Астаховой; науч. ред. В.С. Собкин, В.Я. Нечаев. М., 1996.

6. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995.

7. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8.

A.A. Zhelezinsky Environment Conservation as a Constitutional-Legal Category: Concept and Content

The article considers the issue of the legislative consolidation of such concepts as favorable environment and environment conservation and shows the drawbacks of their definitions.

Key words and word-combinations: environment, environment conservation, ecological safety.

Рассмотрен вопрос законодательного закрепления таких понятий, как окружающая среда и охрана окружающей среды, а также выявлены недостатки данных определений.

Ключевые слова и словосочетания: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологическая безопасность.

УДК 342:502.1 ББК 67.400:20.1

A.A. Железинский ОХРАНА

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

I I онятие «окружающая среда» впервые было введено в научный оборот во второй половине XIX столетия немецким биологом Якобом Искюлем «для обозначения внешнего мира, окружающего живые суще-

ства, в той мере, в какой он воспринимается органами чувств и органами передвижения животных и побуждает их к определенному поведению» [1, с. 14]. В современной науке конституционного права вопрос охраны окружающей среды, несомненно, относится к наиболее дискутируемым. Как утверждает М.М. Бринчук, «различное отношение к данному правовому феномену в научной сфере было особенно проявлено со времени закрепления в ст. 72 Конституции РФ триады «природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности» как одного из предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов» [2, с. 30].

Для того чтобы понять содержание рассматриваемого института, необходимо проанализировать охрану окружающей среды как правовую категорию.

Вводные статьи с определениями основных используемых понятий стали непременным атрибутом практически всех федеральных законов, принимаемых в последние годы, и это, безусловно, положительная тенденция современного законотворчества. Легальные определения достаточно часто играют решающую роль в толковании и применении законов. Ранее действовавший Закон РСФСР 1991 г. назван «Об охране окружающей природной среды» [3] и исходил из понимания окружающей среды только лишь как самой природы во всех ее взаимосвязях, в том числе с человеком и человеческим обществом. Он не содержал собственного понятийного аппарата, что, в свою очередь, породило «терминологические блуждания в экологии» [4, с. 27]. Как верно подметила Д.С. Велиева, «на современном этапе развития российского права термин «природа» заменяется термином «окружающая среда», так как именно она является как объектом научных исследований, так и предметом правового регулирования» [5, с. 23].

В Конституции России и действующем законодательстве под окружающей средой понимается сложный комплекс. В настоящее время законодатель в легальное определение понятия «окружающая среда» включает «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов», понятие же «природная среда» трактуется как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов» [6].

С.А. Боголюбов считает, что «такой подход можно считать революционным поворотом в российском законодательстве. <...> Включение антропогенных объектов в понятие окружающей среды, как и выделение, разделение в действующем законодательстве окружающей среды и природной среды, может иметь далеко идущие теоретические и, самое главное, практические последствия, которые сегодня даже трудно полностью предвидеть» [7, с. 56]. В свою очередь, М.И. Васильева отмечает, что «подход «окружающая среда» = «природная среда» + «антропогенные объекты» имеет право на существование и, более того, реализован в зарубежных правовых системах» [8].

На наш взгляд, скорее следует согласиться с мнением С. А. Боголюбова, нежели с точкой зрения М.И. Васильевой, поскольку российский законодатель при формулировании понятия «окружающая среда» в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» исходил не из зарубежного опыта

правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, а из сформировавшегося на тот период российского законодательства. Выражается это в том, что в Конституции РФ использовалось понятие «окружающая среда», а не «окружающая природная среда» (которое закреплял Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. и которое соответственно использовалось во всех законах и подзаконных правовых актах, принимаемых впоследствии).

На момент разработки и принятия Федерального закона «Об охране окружающей среды» создалась ситуация, когда российское законодательство содержало два похожих понятия: «окружающая среда» и «окружающая природная среда». При этом первое было закреплено Конституцией РФ и поэтому имело первостепенное значение, а второе использовалось уже более десяти лет в период действия Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., вследствие чего сформировалась группа правовых актов, содержащих понятие «окружающая природная среда», которые нужно было приводить в соответствие с Конституцией РФ. Поскольку процесс внесения изменений в законы и подзаконные акты трудоемок, российский законодатель решил не «избавляться» ни от одного из понятий и закрепил их в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г. Признаком, отличающим «окружающую среду» от «природной среды» по смыслу Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г. стали «антропогенные объекты», включенные в состав «окружающей среды».

Не менее важным представляется определение содержания и правовых характеристик феномена охраны окружающей среды.

По мнению правоведов, «правовая охрана природы в СССР представляет собой установленную законом систему мероприятий, направленных на организацию охраны природы и рациональное использование, восстановление и умножение ее ресурсов» [9, с. 16]. В.В. Петров приводил в своих трудах определение понятия охраны природы в СССР со ссылкой на ГОСТ СССР, введенный в действие 1 января 1977 г.: «Охрана природы в СССР - система мероприятий, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной среды, обеспечивающая сохранение, восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая вредное влияние результатов хозяйственной деятельности на здоровье человека» [10, с. 199]. А.К. Голиченков говорит, что «охрана окружающей природной среды - форма экологической деятельности, содержанием которой является достижение и поддержание такого ее качества, при котором возможны сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли, а также защита разнообразия флоры и фауны (биоразнообразие) для удовлетворения интересов и потребностей общества [11, с. 42].

Подход В.В. Петрова представляется более точным и емким, поскольку он предполагает включение в деятельность по охране природы помимо охранных и восстановительных еще и превентивных природоохранных мероприятий. Как следствие, в таком случае предусматривается предупреждение вредного влияния результатов хозяйственной деятельности на здоровье человека, к чему,

на наш взгляд, и должно в идеале стремиться государство, реализуя политику в сфере охраны окружающей среды.

Действующее легальное понятие «охраны окружающей среды» дается в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды». По его поводу существует множество различных мнений в научной среде, но специалисты отмечают, что законодатель не учел в предлагаемом определении положения Конституции РФ и ряда иных, уже действующих федеральных законов.

Так, в содержание деятельности по охране окружающей среды включено рациональное использование природных ресурсов. Следовательно, здесь полностью проигнорирован конституционный подход к разграничению охраны окружающей среды и природопользования. И.А. Игнатьева отмечает по этому поводу, что «Конституция РФ ценна для развития экологического законодательства России не только непосредственно содержанием своих правовых норм, теми правами и обязанностями, которые в них заключены, но и своей терминологией. Термины Конституции РФ также являются определяющими для последующих законодательных актов, поскольку, как известно, за каждым термином стоит правовое понятие, которое, в свою очередь, должно иметь одну-единственную дефиницию» [12, с. 16].

Исходя из данного в федеральном законе определения охраны окружающей среды, можно сделать вывод, что содержанием охраны окружающей среды в Российской Федерации является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; ликвидацию ее последствий вследствие негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Такой подход в очередной раз подтверждает, что в триаде «личность - общество - государство» интересы государства остаются на первом месте, поскольку в данном определении нет ни слова относительно прав человека в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Понимая важность экологических прав человека, а также их гарантированность Основным Законом России, законодатель в определении понятия «охрана окружающей среды» должен был указать на необходимость со стороны государства обеспечивать экологические права человека.

Легальное определение охраны окружающей среды также будет оставаться неполным до тех пор, пока в нем не появится конечная цель такой охраны -экологическая безопасность государства. Она - это тот положительный результат, которого и должен достигнуть государственный аппарат в процессе своей деятельности по охране окружающей среды, что следует из даваемого в Федеральном законе легального определения самой экологической безопасности.

Думаем, что категория «экологическая безопасность» должна быть интегрирована в легальное определение понятия «охрана окружающей среды».

Кроме того, устанавливая несовершенство рассматриваемого определения, отметим, что «за бортом» даваемого в Федеральном законе определения понятия «охрана окружающей среды» остается следующее:

деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по соблюдению конституционных экологических прав человека и гражданина (хотя соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду закрепляется как приоритетный принцип в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);

деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленная на принятие мер по недопущению нарушения экологических прав человека и гражданина;

деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц по защите уже нарушенных прав;

цель охраны окружающей среды - достижение экологической безопасности в стране.

Подводя итог изложенному, есть основание утверждать, что данное в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» определение понятия «охрана окружающей среды» по сути является неполным и больше подходит для определения понятия «охрана природы», а потому нуждается в корректировке.

На наш взгляд, под охраной окружающей среды должна пониматься деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на соблюдение и защиту гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами прав человека, на сохранение и восстановление природной среды, на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий, на обеспечение экологической безопасности.

Библиографический список

1. Нескромный В. От философии «вражды» к философии «взаимозависимости» // Зеленый мир. 1995. № 20.

2. Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. № 9.

3. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР // Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

4. Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. № 10.

5. Велиева Д. С. Конституционно-правовые вопросы реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

6. Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

E.H. Бондаренко

7. Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Журнал российского права. 2002. № 6.

8. Васильева МИ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: новое содержание и старые проблемы // Спасение (всерос. эколог, газ.). 2002. № 11 (269).

9. Казанцев Н.Д., Колотинская Е.Н. Правовая охрана природы в СССР: учеб. пособие. М., 1962.

10. Петров В.В. Экология и право. М., 1981.

11. Голиченков А.К. Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, обеспечение рациональное использование природных ресурсов: термины, содержание, соотношение // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конференций 19951998 гг. М., 1999.

12. Игнатьева И.А. Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России: проблемы законодательной техники // Журнал российского права. 2003. № 5.

E.N. Bondarenko Development of a Closed Administrative-Territorial Body’s Youth Life Strategies:

Specific Character of Conditions and Process in the State of Crisis at the Beginning of the 21st Century

In crisis conditions individual life strategies become a significant factor in determining whether the society will overcome the crisis or fall deeper into it. The author considers the influence of the present crisis situation on the formation of life strategies of youth of the closed cities.

Key words and word-combinations: nominalism, life strategy, closed administrative-territorial formations (“ZATO”).

В условиях кризиса жизненные стратегии индивидов становятся фактором выведения общества из кризиса или, наоборот, углубления кризиса. Автор рассматривает влияние сложившейся кризисной ситуации на формирование жизненных стратегий молодежи закрытых городов.

Ключевые слова и словосочетания: номинализм, жизненная стратегия, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

УДК 316 ББК 60.542.15

Е.Н. Бондаренко

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

СПЕЦИФИКА УСЛОВИЙ И ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА НАЧАЛА XXI ВЕКА

трансформирующемся обществе, каковым до сих пор в значительной мере остается российский социум, процессы перемен идут слишком быстро, масштабно и зачастую непредсказуемо. Это обстоятельство значительно осложняет задачу формирования жизненных планов и стратегий молодых людей, «которым не посчастливилось жить в эпоху перемен». При этом следует заметить, что успех реформирования российского общества как раз зависит от тех планов и стра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.