Научная статья на тему 'Право на благоприятную окружающую среду в конституционном и уставном законодательстве субъектов Российской Федерации'

Право на благоприятную окружающую среду в конституционном и уставном законодательстве субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2505
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РФ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ГАРАНТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ / THE RIGHT TO A HEALTHY ENVIRONMENT / CONSTITUTIONAL LEGISLATION OF THE RF SUBJECTS / ENVIRONMENTAL RIGHTS / ENVIRONMENTAL RIGHTS GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брусницына Светлана Владимировна

Анализируются нормы конституций и уставов субъектов РФ, закрепляющие право каждого на благоприятную окружающую среду. Рассматриваются дополнительные (региональные) гарантии обеспечения названного права, выявляются особенности регулирования отношений в сфере защиты права на благоприятную окружающую среду в конституциях и уставах некоторых субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT TO A HEALTHY ENVIRONMENT IN CONSTITUTIONAL AND STATUTORY LAW SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyzes the rules of the Constitution and the statutes of the Russian Federation, fixing everyone's right to a healthy environment. Discusses additional (regional) guarantees for the rights of the title, and identifies features of the regulation of relations in the sphere of protection of the right to a healthy environment in the constitutions and statutes of some of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Право на благоприятную окружающую среду в конституционном и уставном законодательстве субъектов Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318).

Право. Вып. 38. С. 11-18.

С. В. Брусницына

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В КОНСТИТУЦИОННОМ И УСТАВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализируются нормы конституций и уставов субъектов РФ, закрепляющие право каждого на благоприятную окружающую среду. Рассматриваются дополнительные (региональные) гарантии обеспечения названного права, выявляются особенности регулирования отношений в сфере защиты права на благоприятную окружающую среду в конституциях и уставах некоторых субъектов РФ.

Ключевые слова: право на благоприятную окружающую среду, конституционное законодательство субъектов РФ, экологические права, гарантии экологических прав.

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным правовым институтом в конституционном праве. Нормы Конституции РФ1, закрепляющие основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, чрезвычайно важны, так как именно они составляют юридическую базу всей системы прав, обладают наивысшей юридической силой и подлежат повышенной защите.

Важным элементом конституционно-правового статуса личности является закрепленное в ст. 42 Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду. Это одно из основных, естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности. Конституционное закрепление названного права наделяет его определенными свойствами, присущим правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в гл. 2 Конституции РФ. Во-первых, право на благоприятную окружающую среду лежит в основе взаимодействия личности и государства. Во-вторых, оно является юридически первичным для отраслевого регулирования, так как представляет собой норму-принцип. В-третьих, это право является неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса личности и, как иные естественные права человека, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения. В-четвертых, право на благоприятную окружающую среду может быть ограничено только в условиях чрезвычайного положения — для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом. В-пятых, реализация названного права пользуется повышенной государственно-правовой защитой, и для его изменения необходим пересмотр Конституции РФ.

Определенный конституцией правовой статус человека и гражданина действует на всей территории Российской Федерации, которая, в силу ее федеративного устройства, состоит из территорий отдельных субъектов. В свою очередь на территории субъектов РФ существует свой собственный правовой режим, который входит в правовую систему государства и не должен ей противоречить. В этой связи Конституция РФ, исходя из федеративного устройства государства, разграничила предметы в ведении Российской Федерации и ее субъектов в области прав и свобод человека и гражданина. В ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического развития Российской Федерации (п. «в», «е» ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «б» и «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Отнесение регулирования прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации является вполне обоснованным, так как призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

Исходя из содержания Конституции РФ под регулированием прав и свобод следует понимать их признание, учреждение и закрепление государством. Следовательно, к ведению Российской Федерации относится учреждение прав и свобод, а к совместному ведению — только их защита2. Поэтому в законодательстве субъектов РФ должны содержаться правовые нормы,

не учреждающие, а защищающие право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, в том числе путем правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений, в процессе чего устанавливаются (либо конкретизируются) механизмы реализации названного права на территории определенного субъекта РФ и закрепляются дополнительные (региональные) юридические гарантии его реализации.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду как важнейший элемент конституционно-правового статуса личности находит свое закрепление не только в Конституции РФ, но и в основных законах субъектов РФ.

Как справедливо отмечает Н. А. Михалева, конституции и уставы субъектов РФ — органическая структурная часть единой системы конституционно-правового законодательства России. Совокупность действующих основных законов — Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов — образует конституционную систему России, то есть каркас правовой системы государства. Безусловно, центральным звеном, фундаментом этой системы является федеральная Конституция, которая обладает высшей юридической силой и прямым действием. Конституция РФ имеет приоритетное, системообразующее значение. Она дает нормативно-ценностную ориентацию развития общества3.

Конституции и уставы субъектов РФ выполняют роль юридической базы текущего регионального законодательства.

Региональные основные законы действуют не изолированно, а в рамках федеральной и региональной правовых систем. Конституция (устав) — органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент региональной системы права, ее основной юридический источник. Значение конституций (уставов) субъектов РФ проявляется в том, что они, обладая высшей юридической силой в системе регионального законодательства, устанавливают исходные начала этой системы3.

Осуществление защиты права каждого на благоприятную окружающую среду в конституционном и уставном законодательстве субъектов РФ зависит от особенностей конституционноправового статуса данного субъекта Федерации. В зависимости от этого фактора и представлен правовой институт экологических прав и обязанностей человека и гражданина. При этом его

основные, базовые правовые нормы содержатся в конституциях и уставах (основных законах) субъектов Федерации, а конкретизирующие, дополнительные нормы — в отраслевых законах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ4. Проанализируем закрепление права каждого на благоприятную окружающую среду в конституциях и уставах субъектов РФ.

Анализ конституционного законодательства субъектов РФ позволяет говорить о том, что большинство правовых норм, касающихся права каждого на благоприятную окружающую среду, дублируют федеральное законодательство, а именно ст. 42 Конституции РФ.

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»,— так закреплено в ст. 44 Конституции Республики Башкортостан5, ст. 40 Конституции Республики Бурятия6, ст. 39 Конституции Республики Дагестан7, ст. 41 Конституции Республики Ингушетия8, ст. 45 Конституции Кабардино-Балкарской Республики9, ст. 43 Конституции Республики Коми10, ст. 42 Конституции Республики Марий Эл11, ст. 40 Республики Мордовия12, ст. 14 Устава Ивановской области13 и др.

Вместе с тем не все субъекты РФ имеют одинаковый подход к нормативному закреплению на конституционном уровне экологических прав человека и гражданина. Наблюдается как усиление права на благоприятную окружающую среду его государственной защитой, так и его умаление. Так, например, Конституция Республики Татарстан14 усилила право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, дополнив федеральную конституционную норму положением о том, что «государство обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование, принимает меры по сохранению и оздоровлению окружающей среды, поощряет деятельность, способствующую обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия» (ч. 2 ст. 53). Этим не только признается естественное право человека на благоприятную окружающую среду, но и обеспечивается его реализация со стороны государства. Таким же образом названное право усиливается и в конституционных нормах Республики Алтай15 (ст. 16), Республики Карелия16 (ч. 3 ст. 4) и Республики Тыва17 (ст. 92).

В них также содержится положение об обеспечении государством экологической безопасности.

Конституции Республик Адыгея18 и Карелия, провозглашая экологические права, также усилили ряд конституционно-правовых норм в этой сфере. В частности, в их нормах предусматривается более широкое по своему содержанию конституционно закрепленное на федеральном уровне право на благоприятную окружающую среду: «...1. Каждый имеет право на экологически безопасные для его жизни и здоровья окружающую природную среду, продукты питания и предметы бытового назначения» (ч. 1 ст. 38 Конституции Республики Адыгея и ч. 1 ст. 28 Конституции Республики Карелия). Названные нормы устанавливают и дополнительные гарантии обеспечения права на благоприятную окружающую среду, о чем свидетельствует указание на то, что названное право обеспечивается экологическим контролем в соответствии с установленными требованиями и стандартами. Конституция Республики Карелия пошла еще дальше, закрепив в своих нормах положение о том, что сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законами (ч. 1 и 4 ст. 28). Кроме того, нормы

об обеспечении права на благоприятную окружающую среду содержатся не только в гл. 2

о правах и свободах человека и гражданина, но и в гл. 1, устанавливающей основные положения: «.в Республике Карелия создаются условия для культурного развития человека и общества, обеспечивается экологическая безопасность и рациональное природопользование» (ч. 3 ст. 4).

Достаточно много «экологических» норм содержится в Конституции Республики Алтай. Во-первых, это ст. 16, в соответствии с которой Республика Алтай обеспечивает экологическую безопасность, рациональное природопользование, защиту уникальной территории республики и ее природно-заповедного фонда. Эта норма закреплена в разд. 1 «Основы конституционного строя Республики Алтай». Во-вторых, в рассматриваемых конституционных нормах прослеживается взаимосвязь права на благоприятную окружающую среду с такими правами человека и гражданина, как право на образование и право на охрану здоровья. В соответствии со ст. 44 Республика Алтай обеспечивает разработку и реализацию региональных программ развития образования с учетом национальных

и региональных социально-экономических, экологических, культурных, этнокультурных, демографических и других особенностей. А согласно ст. 47 Российская Федерация и Республика Алтай финансируют программы охраны и укрепления здоровья населения, принимают меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряют деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, обеспечению охраны природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В-третьих, так же, как и в Республике Карелия, устанавливается ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Специальная глава, посвященная природе и природным ресурсам, содержится в Уставе (Основном Законе) Алтайского края19 и Уставе Забайкальского края20. В них также можно выделить нормы, гарантирующие реализацию права на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 20 Устава (Основного Закона) Алтайского края «использование природных ресурсов Алтайского края не должно нарушать право человека на благоприятную окружающую среду»; в соответствии со ст. 69 Устава Забайкальского края «использование природных ресурсов края не должно нарушать права его жителей на благоприятную окружающую среду». Также можно выделить нормы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации названного права, такие как государственный надзор и общественный контроль за рациональным использованием природных ресурсов и сохранением окружающей среды; проведение экологической экспертизы в отношении документов и/или документации, обеспечивающей планируемую хозяйственную или иную деятельность; ограничение, приостановление либо полный запрет по решению суда на осуществление действий органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, юридических лиц, наносящих вред окружающей среде (ст. 31 Устава (Основного Закона) Алтайского края). А ст. 75 Устава Забайкальского края содержит норму о том, что органы государственной власти края и органы местного самоуправления осуществляют экологическое просвещение населения края посредством распространения информации о состоянии окружающей среды,

использовании природных ресурсов и экологической безопасности, о законодательстве в области охраны окружающей среды.

Из приведенных примеров мы видим, что позиция законодателей субъектов РФ относительно закрепления конституционного права на благоприятную окружающую среду не отличается единым подходом. Но все они в той или иной форме провозглашают право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Вместе с тем, анализируя конституции и уставы субъектов РФ, можно назвать и такие, которые вообще не содержат норм о праве каждого на благоприятную окружающую среду, что, на наш взгляд, несколько умаляет реализацию этого права. К таковым относятся Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкии21 и Конституция Удмуртской Республики22. В них содержится только ссылка на соответствующие положения Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина. Согласно ст. 3 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкии «в Республике Калмыкия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Степному Уложению (Конституции) Республики Калмыкия, общепризнанным принципам и нормам международного права»; согласно ч. 1 ст. 16 Конституции Удмуртской Республики «права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, защищаются в Удмуртской Республике согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики». Обладая в данном случае бланкетным характером, конституционные нормы республик берут за основу конституционные нормы Российской Федерации. Также право на благоприятную окружающую среду отсутствует в уставах Краснодарского23, Камчатского края24, Ленинградской25,

Тюменской26, Пензенской27, Архангельской28, Волгоградской29, Вологодской30, Воронежской31, Белгородской32, Калужской33 областей.

Однако некоторые субъекты РФ, также не предусматривая в своих конституционных нормах право на благоприятную окружающую среду, гарантируют в лице органов государственной власти их обеспечение и охрану, в том числе посредством закрепления отдельных пол-

номочий в области охраны окружающей среды и/или осуществления определенных мероприятий. Так, Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)34 в ст. 6 гл. 1 «Основы конституционного строя» устанавливает, что государство обеспечивает защиту экологических интересов общества в хозяйственной, промышленной и иной деятельности. В этой же норме подчеркивается, что на территории Республики Саха (Якутия) не допускаются действия по хранению и использованию промышленных отходов ядерного, химического, бактериологического и иных видов производства, а также испытания оружия массового поражения, нарушающие права и охраняемые законом интересы населения. В соответствии со ст. 115 Устава Свердловской области35 «органы государственной власти Свердловской области и иные государственные органы Свердловской области в пределах их полномочий обеспечивают следующие государственные гарантии прав человека и гражданина в сфере охраны окружающей среды: 1) создают и поддерживают государственные природоохранные учреждения Свердловской области; 2) устанавливают в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду нормативы в сфере охраны окружающей среды; 3) осуществляют меры по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий; 4) осуществляют государственный экологический мониторинг на территории Свердловской области; 5) осуществляют экологическое просвещение». В Уставе Красноярского края36, в ст. 9 разд. 1 «Основные ценности и принципы», содержится норма о том, что «1. Охрана и улучшение окружающей среды являются задачей государственной власти края. .4. Решения о реализации мероприятий, в экологической безопасности которых существуют обоснованные сомнения, могут приниматься только после их всесторонней экспертизы, гласного обсуждения и с учетом мнения заинтересованного населения».

В Конституции Республики Тыва содержится целая глава, посвященная основам экологической политики, в соответствии с которой Республика Тыва в пределах своих полномочий, установленных федеральным законодатель-

ством, определяет основные направления охраны окружающей природной среды и утверждает экологические программы в целях обеспечения на своей территории устойчивого экологически безопасного развития (ст. 92). Органы государственной власти Республики Тыва в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в установленном законодательством порядке осуществляют в пределах своей компетенции государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности; обращаются в суд с требованием об ограничении, приостановлении, и/или запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; осуществляют природоохранные и иные меры по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия; организуют и осуществляют в порядке, установленном законодательством РФ, государственный экологический мониторинг; организуют и развивают систему экологического образования и формирование экологической культуры; регулируют другие вопросы в области охраны окружающей среды, относящиеся к ведению Республики Тыва (ст. 93). Республика Тыва в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, разрабатывает и реализует систему правовых, организационных и других мероприятий, направленных на рациональное использование, защиту от вредных воздействий атмосферного воздуха, водных ресурсов, лесов, почвы и животного мира. Республика Тыва в соответствии с федеральным законом определяет особо охраняемые природные территории республиканского и местного значения, осуществляет государственное управление и контроль в области их организации и функционирования (ст. 95).

В Уставе Приморского края37 также содержится отдельная глава, посвященная социальной политике и охране окружающей среды, в которой сохранение благоприятной для жизни окружающей среды рассматривается как один из принципов проведении единой государственной политики в области охраны труда, здоровья населения и окружающей среды (ст. 71). Помимо этого подчеркивается, что охрана окружающей среды является одной из приоритетных сфер деятельности органов государственной власти Приморского края. Реализация практических мер по охране окружающей среды и рациональ-

ному природопользованию осуществляется органами государственной власти Приморского края в целях обеспечения условий устойчивого социально-экономического развития Приморского края, удовлетворения потребностей населения в благоприятной окружающей среде, сохранения уникальных природных объектов, обеспечения экологической безопасности (ст. 73).

Отдельные главы, посвященные охране окружающей среды, с целью установления дополнительных гарантий обеспечения права на благоприятную окружающую среду содержатся и в уставном законодательстве других субъектов РФ. Среди них можно назвать Устав (Основной Закон) Владимирской области38 (гл. 17 «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование»), Устав Иркутской области39 (гл. 7 «Основы охраны окружающей среды и природопользования в Иркутской области»), Устав (Основной Закон) Калининградской области40 (гл. 22 «Здоровье населения и охрана окружающей среды в Калининградской области»), Устав Приморского края (гл. 7 «Социальная политика и охрана окружающей среды»), Устав (Основной Закон) Алтайского края (гл. 3 «Природа и природные ресурсы Алтайского края»), Устав Забайкальского края (гл. 11 «Среда обитания и природные ресурсы»), Устав (Основной Закон) Амурской области41 (гл. 13 «Охрана здоровья населения и окружающей среды в области»), Устав Сахалинской области42 (гл. 10 «Природные ресурсы и природопользование»), Устав (Основной Закон) Томской области43 (гл. 7 «Охрана здоровья населения и окружающей природной среды в области»), Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры44 (гл. 14 «Природные ресурсы и охрана окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»).

Таким образом, конституционно-правовое регулирование права на благоприятную окружающую среду конституциями и уставами субъектов РФ характеризуется различными подходами к проблеме гарантированности и обеспечения права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. В одних конституциях и уставах это право достаточно широко закреплено и гарантировано, в других же оно вообще не упоминается. В связи с чем, анализируя конституционно-уставное законодательство некоторых субъектов РФ, можно выявить следующие особенности их норм в сфере регулирования

права каждого на благоприятную окружающую среду.

Во-первых, нормы некоторых конституций и уставов субъектов РФ полностью воспроизводят содержание ст. 42 Конституции РФ, что может оцениваться как положительный момент, так как в этом случае обеспечивается отсутствие правовых коллизий между федеральным конституционным законодательством и конституционным законодательством субъектов РФ.

Во-вторых, своеобразие норм некоторых конституций и уставов субъектов РФ, определяющих право каждого на благоприятную окружающую среду, заключается в закреплении более широкого по своему содержанию права на благоприятную окружающую среду («экологически безопасная для жизни и здоровья окружающая природная среда», «благоприятная для жизни окружающая среда») и его усилении путем установления дополнительных (автономных) гарантий для его защиты.

В-третьих, для некоторых конституций и уставов субъектов РФ характерно вообще отсутствие норм, устанавливающих и гарантирующих право каждого на благоприятную окружающую среду; они лишь ограничиваются ссылкой на конституционно-правовой статус человека и гражданина, установленный Конституцией РФ. На наш взгляд, их правовые нормы носят абстрактный, но очень важный основополагающий характер и напрямую вытекают из Конституции РФ. В таких конституциях и уставах признается и гарантируется осуществление всех прав и свобод человека и гражданина в соответствии с федеральной конституцией, подчеркивается их непосредственное действие и указывается на их защиту со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

В-четвертых, можно выделить конституции и уставы субъектов РФ, в которых также напрямую не закрепляется право каждого на благоприятную окружающую среду, но вместе с тем содержатся нормы, устанавливающие «защиту экологических интересов общества», «обеспечение экологической безопасности», «устойчивое экологически безопасное развитие», «обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения» и др.

В-пятых, для некоторых конституций и уставов субъектов РФ характерно то, что нормы, определяющие право на благоприятную окру-

жающую среду, концентрируются в разных главах и разделах, регулирующих не только права и свободы человека и гражданина, как в федеральной конституции, но и, например, основы конституционного строя, основные положения, основы экологической политики. Для уставов субъектов РФ характерным является выделение отдельных глав, посвященных «охране окружающей среды», «социальной политике и охране окружающей среды», «охране здоровья населения и охране окружающей среды», «природе и природным ресурсам», «охране окружающей среды и рациональному природопользованию». В таких главах упор делается в основном на государственные гарантии обеспечения права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и установление общих обязанностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации названного права. На наш взгляд, такие правовые нормы являются чрезвычайно важными в условиях сложной экологической ситуации и формирования «новой» экологической политики в рамках социально-экономического развития государства. Содержащиеся в конституциях и уставах экологические обязанности государства по реализации права на благоприятную окружающую среду позволяют в определенной мере усилить роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в защите не только названного права, но и права на жизнь, охрану здоровья, достойное качество жизни и др.

Таким образом, конституционное законодательство субъектов РФ содержит достаточно норм о защите права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Однако правовая защита конституционного права на благоприятную окружающую среду в регионах России не должна ограничиваться только нормами конституций, уставов, а также принятием законов и иных нормативных правовых актов. Конституционное признание права на благоприятную окружающую среду предполагает, в первую очередь, определение правовых средств, механизмов, с помощью которых государство будет гарантировать и обеспечивать реализацию и защиту названного права. Поэтому конституционные нормы о праве каждого на благоприятную окружающую среду требуют не просто их признания и соблюдения, но и соответствующей деятельности органов госу-

дарственной власти субъектов РФ по их воплощению в реальную жизнь.

Примечания

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Рос. газ. 1993.

25 дек.

2 См.: Гошуляк, В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации : монография. М., 2000. С. 145.

3 См.: Михалева, Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М., 2010.

4 См., например: Экологический кодекс Республики Башкортостан : принят Верхов. Советом Респ. Башкортостан 28 окт. 1992 г. Уфа, 1993; Закон Курганской области от 2 октября 1998 г. № 163 «Об охране окружающей среды Курганской области» // Новый мир. 1998. № 197; Закон Самарской области от 4 мая 2001 г. № 29-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» // Самар. изв. 2001. № 81; Закон Свердловской области от 20 марта 2006 г. № 12-ОЗ «Об охране окружающей среды на территории Свердловской области» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/802055084; Закон Ульяновской области от 4 октября 1996 г. № 011-ЗО «Об экологической безопасности на территории Ульяновской области» [Электронный ресурс]. URL: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/all/print-able.php?do4=document&id4=324b2d2c-597a-477d-9631-8c72fc727985; Закон Калининградской области от 30 декабря 2010 г. № 533 «Об основах региональной экологической политики в Калининградской области» [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ kaliningrad/304504/ и др.

5 См.: Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_bashkor/ chapter/2/

6 См.: Конституция Республики Бурятия (принята Верхов. Советом Респ. Бурятия 22.02.1994) (в ред. от 06.05.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_buryat/ chapter/2/#block_2000

7 См.: Конституция Республики Дагестан (принята Конституц. Собр. 10.07.2003) (в ред. от 29.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http:// constitution.garant.ru/region/cons_dagest/chapter/2/

8 См.: Конституция Республики Ингушетия (принята 27.02.1994) (в ред. от 08.05.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/cons_ingush/chapter/1/#block_111

9 См.: Конституция Кабардино-Балкарской

Республики от 1 сентября 1997 г. № 28-РЗ (принята Парламентом Кабардино-Балкар. Респ. 01.09.1997) (в ред., принятой Конституц. Собр. 12.07.2006, респ. законов от 28 июля 2001 г. № 74-РЗ, от 2 июля 2003 г.

№ 61-РЗ, от 12 июля 2005 г. № 52-РЗ, от 13 июля 2006 г. № 48-РЗ) (в ред. от 10.07.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/cons_kabardin/chapter/1/#block_100000

10 См.: Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994 г. (в ред. от 24.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/cons_komi/chapter/1/#block_3333

11 См.: Конституция Республики Марий Эл (принята Конституц. Собр. Респ. Марий Эл 24.06.1995) (в ред. от 27.08.2012) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/ chapter/1/#block_101

12 См.: Конституция Республики Мордовия (принята 21.09.1995) (в ред. от 20.02.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/cons_mordov/chapter/1/#block_1111

13 См.: Устав Ивановской области от 18 февраля 2009 г. № 20-03 (принят Иванов. обл. думой 29.01.2009) (в ред. от 26.06.2012) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/ustav_ivanov/chapter/1/#block_999

14 См.: Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (в ред. от 22.06.2012) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/cons_tatar/chapter/1/#block_100000

15 См.: Конституция Республики Алтай (Основной Закон) (принята 07.06.1997) (в ред. от 25.06.2012) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitu-tion.garant.ru/region/cons_altai/chapter/1/#block_1111

16 См.: Конституция Республики Карелия (Принята Палатой Представителей Респ. Карелия 07.02.2001) (в ред. от 25.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_karel/ chapter/1/#block_11

17 См.: Конституция Республики Тыва (принята Референдумом Респ. Тыва 06.05.2001) (в ред. от 11.06.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_tiva/ chapter/1/#block_1000

18 См.: Конституция Республики Адыгея (принята на XIV сессии Законодат. Собр. (Хасэ) — Парламента Респ. Адыгея 10.03.1995) (в ред. от 06.06.2012) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://consti-tution.garant.ru/region/cons_adig/chapter/1/#block_555

19 Устав (Основной Закон) Алтайского края от 5 июня

1995 г. № 3-ЗС (в ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/ustav_altai/chapter/1/#block_101010

20 См.: Закон Забайкальского края от 11 февраля 2009 г. № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» (в ред. от 09.07.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_zabaikal/ chapter/ 1/#blo ck_100001

21 См.: Степное Уложение (Конституция) Респу блики Калмыкия от 5 апреля 1994 г. (в ред. от 29.06.2012) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http:// constitution.garant.ru/region/cons_kalmik/#block_1010

22 См.: Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. (в ред. от 04.06.2012) [Электронный

ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/cons_udmurt/chapter/1/#block_1000001

23 См.: Устав Краснодарского края (в ред. от 19.07.2012) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_krasnod/ chapter/1/#block_901

24 См.: Устав Камчатского края от 4 декабря 2008 г. № 141 (принят Законодат. Собр. Камчат. края 14.11.2008) (в ред. от 06.03.2013) [Электронный ресурс] // Там же. "гаЬ: http://constitution.garant.ru/re-gion/ustav_kamchat/chapter/1/#block_1111

25 См.: Закон Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6-ОЗ «Устав Ленинградской области» (в ред. от 11.03.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_lenin-grad/chapter/1/#block_1000

26 См.: Устав Тюменской области от 30 июня 1995 г. № 6 (в ред. от 04.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_tu-men/chapter/1/#block_1

27 См.: Устав Пензенской области от 10 сентября

1996 г. (в ред. от 29.08.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ penz/chapter/1/#Ыock_1Ш

28 См.: Устав Архангельской области от 23 мая 1995 г. (в ред. от 05.06.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ arhangel/chapter/1/#block_1111

29 См.: Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. № 73-ОД (принят постановлением Волгоград. обл. Думы от 11.06.1996 № 41/410) (в ред. от 04.05.2011) [Электронный ресурс] // Там же. иЯЬ: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ volgograd/chapter/1/#1010

30 См.: Устав Вологодской области от 18 октября 2001 г. № 716-ОЗ (в ред. от 05.06.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/ustav_vologod/chapter/1/#block_999

31 См.: Устав Воронежской области от 7 июня 2006 г. (в ред. от 26.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_voroneg/ chapter/1/#block_99

32 См.: Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. № 108 «Устав Белгородской области» (принят обл. Думой 24.12.2003) (в ред. от 14.05.2013) [Электронный ресурс] // Там же. иЯЬ: http://constitution.garant.ru/region/ustav_belgorod/ chapter/1/#block_999

33 См.: Устав Калужской области от 27 марта 1996 г. (в ред. от 01.07.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_kalug/ chapter/1/#block_100

34 См.: Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (утв. Законом Респ. Саха (Якутия) от 17.10.2002 № 445-11) (в ред. от 08.06.2012) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://consti-

tution.garant.ru/region/cons_saha/chapter/1/#block_999

35 См.: Устав Свердловской области от 23 декабря 2010 г. № 105-З0 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mfc66.ru/homepage/basics/ustav-sverdlovskoj-oblasti

36 См.: Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777 (в ред. от 04.04.2013) [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-правовой портал. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_krasnoyar/ chapter/1/#block_555

37 См.: Устав Приморского края от 6 октября 1995 г. № 14-КЗ (в ред. от 05.07.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ primor/chapter/1/#block_1000

38 См.: Устав (Основной закон) Владимирской области от 14 августа 2001 г. № 62-0З (в ред. от 06.08.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitu-tion.garant.ru/region/ustav_vladim/chapter/1/#block_999

39 См.: Устав Иркутской области от 17 апреля 2009 г. (в ред. от 15.07.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_irkut/ chapter/1/#block_555

40 См.: Закон Калининградской области от 18 января 1996 г. № 30 «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области» (в ред. от 25.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_kalin/ chapter/ 1/#block_2222

41 См.: Устав (Основной Закон) Амурской области от 13 декабря 1995 г. № 40-ОЗ (принят Амур. обл. Собр. 16.11.1995, повторно принят Амур. обл. Собр. 06.11.1995) (в ред. от 26.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/ustav_amur/chapter/1/#block_909

42 См.: Устав Сахалинской области от 9 июля 2001 г. № 270 (в ред. от 11.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ sahalin/chapter/1/#block_100

43 См.: Устав (Основной Закон) Томской области (принят решением Гос. Думы Том. обл. от 26.07.1995 № 136) (в ред. от 10.07.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ tomsk/chapter/1/#block_12345

44 См.: Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (принят Думой Ханты-Манс. автоном. округа 26.04.1995) (в ред. от 05.04.2013) [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://constitu-tion.garant.ru/region/ustav_ugri/chapter/1/#block_118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.