Научная статья на тему 'Охрана окружающей среды и здоровья человека в процессе развития спортивной деятельности (Ч. 2)'

Охрана окружающей среды и здоровья человека в процессе развития спортивной деятельности (Ч. 2) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
442
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / OLYMPIC MOVEMENT / МОК / IOC / ООН / UN / МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ООН ПО СПОРТУ НА БЛАГО РАЗВИТИЯ И МИРА / UN OFFICE ON SPORT FOR DEVELOPMENT AND PEACE / ЮНЕП / UNEP / ВОЗ / WHO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарова Лариса Ивановна

От античности до нашего времени развитие спортивной деятельности способствовало пониманию необходимости охраны окружающей среды и укреплению здорового образа жизни важных составляющих устойчивого развития. На современном этапе свои усилия в этом направлении объединяют Олимпийское движение под руководством МОК, органы и специализированные учреждения ООН (Международное бюро ООН по спорту на благо развития и мира, ЮНЕП, ВОЗ, ЮНЕСКО) и национальные государства. Так, например, при подготовке и проведении зимних Олимпийских и Паралимпийских игр2014 в Сочи Программа ООН по окружающей среде оказала заметную помощь России в обеспечении соблюдения обязательных процедур и стандартов, установленных МОК и Международным паралимпийским комитетом. Эксперты ЮНЕП предоставляли консультации и обеспечивали техническую поддержку, а также приняли обязательство подготовить два независимых экологических обзора зимних Игр-2014. Первый из них был выполнен до начала Игр и содержал рекомендации для Оргкомитета «Сочи-2014», второй обзор будет подготовлен после их окончания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environment and Human Health Protection in the Process of Sporting Activity Development (Part 2) Continued. Beginning in No. 8

From the ancient times to the present sporting activity development has contributed to understanding of the necessity to protect the environment and to promote a healthy lifestyle that constitute the important elements of sustainable development. At the current stage the Olympic Movement supervised by the IOC, the UN bodies and specialized institutions (the UN Office on Sport for Development and Peace, the UNEP, the WHO, the UNESCO) and the national states unite their efforts in this direction. For example, during preparation and holding of the 2014 Olympic and Paralympic Games in Sochi the UN Environment Programme provided significant assistance to Russia in compliance with the obligatory procedures and standards established by the IOC and the International Para lympic Committee. The UNEP experts provided consultations and technical support, and undertook an obligation to prepare two independent environmental reviews of the 2014 Winter Games. The first of them was made before commencement of the Games and contained recommendations for the Organizational Committee «Sochi 2014», the second review was to be prepared after their completion.

Текст научной работы на тему «Охрана окружающей среды и здоровья человека в процессе развития спортивной деятельности (Ч. 2)»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ _СПОРТИВНОГО ПРАВА

Л.И.Захарова*

Охрана окружающей среды и здоровья человека в процессе развития спортивной деятельности (ч. 2)**

Аннотация. От античности до нашего времени развитие спортивной деятельности способствовало пониманию необходимости охраны окружающей среды и укреплению здорового образа жизни — важных составляющих устойчивого развития. На современном этапе свои усилия в этом направлении объединяют Олимпийское движение под руководством МОК, органы и специализированные учреждения ООН (Международное бюро ООН по спорту на благо развития и мира, ЮНЕП, ВОЗ, ЮНЕСКО) и национальные государства. Так, например, при подготовке и проведении зимних Олимпийских и Паралимпийских игр-2014 в Сочи Программа ООН по окружающей среде оказала заметную помощь России в обеспечении соблюдения обязательных процедур и стандартов, установленных МОК и Международным паралим-пийским комитетом. Эксперты ЮНЕП предоставляли консультации и обеспечивали техническую поддержку, а также приняли обязательство подготовить два независимых экологических обзора зимних Игр-2014. Первый из них был выполнен до начала Игр и содержал рекомендации для Оргкомитета «Сочи-2014», второй обзор будет подготовлен после их окончания.

Ключевые слова: спорт, окружающая среда, здоровье, устойчивое развитие, Олимпийское движение, МОК, ООН, Международное бюро ООН по спорту на благо развития и мира, ЮНЕП, ВОЗ.

Продолжение. Начало в № 8

С началом миллениума больше внимания спорту как средству достижения мира и устойчивого развития стали уделять самая крупная из международных межправительственных организаций — Организация Объединенных Наций, а также ее специализированные учреждения и программы. С 2001 г. Генеральный секретарь ООН назначает Специального советника по спорту на благо развития и мира. Он возглавляет один из важнейших органов ООН, разрабатывающих мероприятия и программы действий в спортивной сфере, — Международное бюро ООН по спорту на благо развития и мира (United Nations Office on Sport for Development and Peace — UNOSDP). Его главный офис находится в Женеве (Швейцария) и дополнительный — в Нью-Йорке (США). Особое внимание Международное бюро ООН по спорту на благо развития и мира

уделяет обеспечению устойчивости окружающей среды (environmental sustainability)1. С 2008 г. по настоящее время должность Специального советника Генерального секретаря ООН по спорту на благо развития и мира занимает Вильфред Лемке (Германия)2.

Заметную помощь в обеспечении соблюдения экологических требований при подготовке и проведении зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи оказала России Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В 2007 г. «зеленые» были настроены весьма критично и указывали на то, что при вынесении организационных решений необходимы сбор полнейшей информации об экологических аспектах проекта, предание информации гласности, привлечение к организации спортив-

1 См.: Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ wcm/content/site/sport/home/unplayers/special_adviser

2 См.: Там же.

© Захарова Л.И., 2014

* Захарова Лариса Ивановна — кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [larissa_zakharova@yahoo.com]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

** Работа проводилась за счет средств гранта РГНФ по соглашению № 14-03-00732/14.

ных мероприятий экспертов и организаций в области охраны окружающей среды, осуществление постоянных консультаций с социальными группами и природозащитными объединениями с начала осуществления любого проекта, а также ясная процедура урегулирования споров и разногласий такого рода3.

Со временем ситуация начала меняться в лучшую сторону. 5 июня 2009 г. был заключен Меморандум о взаимопонимании между АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских Зимних игр и XI Паралимпийских Зимних игр 2014 г. в городе Сочи» (далее — «Сочи-2014») и «Программой ООН по окружающей среде», представленной отделом ЮНЕП по вопросам коммуникации и общественной информации4. Меморандум был заключен в целях «объединения усилий Сторон в области экологического сопровождения зимних Игр-2014» (ст. 2.1) и «развития системы экологического образования и повышения уровня экологической грамотности и осведомленности» (ст. 2.2). В преамбуле отмечается, что «Сочи-2014» организует зимние Олимпийские игры 2014 г. в соответствии с концепцией устойчивого социального, экономического и экологического развития для создания уникального опыта проведения Игр и формирования долговременного наследия и осознает ответственность за сохранение окружающей среды. При осуществлении их подготовки и проведения «Сочи-2014» будет соблюдать все требования национального законодательства и следовать обязательным процедурам и стандартам, установленным Международным олимпийским комитетом и Международным паралимпий-ским комитетом.

Стороны меморандума образовали «стратегический союз» (ст. 3.1) и договорились о взаимодействии в следующих областях: организация и проведение регулярных встреч специалистов для мониторинга деятельности, предусмотренной меморандумом (ст. 3.2), обмен информацией в природоохранной сфере, сотрудничество в области образования и распространения информации (ст. 3.3).

ЮНЕП приняла на себя обязательство предоставлять консультации и техническую поддержку «Сочи-2014» при подготовке своих ежегодных публичных отчетов о ходе выполнения обязательств по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (ст. 4.1). Отчеты ЮНЕП со-

3 О слушаниях по жалобе «Гринпис России» в Верховном суде РФ, в которой экологи требовали признать незаконной Федеральную программу развития города Сочи до 2014 г., см. подр.: Буранов И. «Гринпис России» проявляет волю к победе. Экологи оспаривают застройку Сочи к Олимпиаде в Верховном суде // Коммерсант. 2007. № 35 (3611).

4 См.: Российский национальный комитет содействия

Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www.

unepcom.ru/unep/sportaenv/544-moa-sochi.html

держат независимый анализ экологических показателей зимних Игр-2014. ЮНЕП осуществляла консультирование по таким направлениям природоохранной деятельности, как управление парниковыми газами, управление озоном, управление твердыми отходами, а также для реализации принципов нулевого баланса отходов (zero waste Games) и нейтрального баланса углерода (climate neutral Games) при проведении зимних Игр-2014 (ст. 4.3).

Стороны меморандума также согласовали порядок подготовки двух независимых экологических обзоров зимних Игр-2014. Первый из них был выполнен до начала зимних Игр-2014 с целью предоставления рекомендаций для «Сочи-2014» по тем направлениям, где требовались улучшения, второй обзор будет подготовлен после их окончания. Сформированная ЮНЕП группа международных экспертов по природоохранным и экологическим вопросам, связанным с зимними Играми-2014, по запросу «Сочи-2014» предоставляла необходимые консультации (ст. 4.4).

Во исполнение обязательств, содержащихся в ст. 4 Меморандума между ЮНЕП и «Сочи-2014» 2009 г., в июле 2012 г. ЮНЕП направила России десятки рекомендаций по защите окружающей среды в период проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и после их окончания. Как отметил Исполнительный секретарь ЮНЕП А. Штайнер, Олимпийские игры «предоставляют возможность создать важный социальный и экономический задел на будущее, в том числе — в области экотуризма и улучшения управления такими экосистемами, как леса и реки». Группа экспертов ЮНЕП при содействии Всемирного фонда дикой природы, Русского географического общества и ряда других неправительственных организаций предложила около 90 проектов, призванных минимизировать негативное воздействие на развитие инфраструктуры в районе Сочинского национального парка — места проведения Игр. Экспертами были подготовлены проекты по восстановлению и поддержанию качества воды в бассейне реки Мзымты, укреплению буферной зоны вокруг Кавказского государственного природного биосферного заповедника, разработан план по возрождению персидского леопарда и по созданию природного парка птиц, прудов и водно-болотных угодий для редких рептилий и амфибий5.

В ст. 4.8. Меморандума между ЮНЕП и «Сочи-2014» 2009 г. закреплено обязательство сторон разрабатывать культурные программы, объединяющие три начала Олимпийского движения — спорт, культуру и охрану окружающей сре-

5 См.: Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www. unepcom.ru/news/news2012/417-120713sochi.html

Л.И. Захарова

ды. Именно на основании этого положения в январе 2013 г. было принято решение о проведении 10-й Всемирной конференции по окружающей среде и спорту в г. Сочи с 30 октября по 1 ноября 2013 г. Конференция была организована параллельно с заседанием комиссии МОК по спорту и окружающей среде года и в тесном взаимодействии с ЮНЕП6.

17 апреля 2013 г. Россия и ЮНЕП подписали двустороннее соглашение, призванное укрепить их партнерство, возникшее в ходе подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних игр 2014 г. в Сочи. Содержащиеся в соглашении договоренности касаются сохранения биологического разнообразия, сотрудничества по ряду экологических аспектов, связанных с проведением зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи, а также по экологическим проблемам Арктики. В соглашении обозначены следующие приоритетные направления сотрудничества между ЮНЕП и РФ: развитие «зеленой экономики», применение «зеленых стандартов» и наилучших доступных экологически безопасных технологий, управление водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от негативного техногенного воздействия, регулирование использования химических веществ, утилизация и переработка отходов, дальнейшее выполнение Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала7 с использованием российского экспертного потенциала, устойчивое производство и потребление, информирование и повышение осведомленности общественности в вопросах охраны окружающей среды, содействие реализации соглашений и программ в области охраны окружающей среды8.

Соглашение от 17 апреля 2013 г. подписали Исполнительный секретарь ЮНЕП А. Штайнер и министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Донской. А. Штайнер от имени ЮНЕП приветствовал дальнейшее укрепление и развитие долгосрочного партнерства с Россией и заявил: «Программы и приоритеты в подписанном соглашении содержат новые направления разрешения экологических проблем в контексте дальнейшего экономического развития России». В 2012 г. Российская Федерация увеличила свой взнос в Фонд ЮНЕП по окружа-

ющей среде на 2013 и 2014 гг. до 1,5 млн долларов США9.

Спортивная деятельность вносит заметный вклад и в дело популяризации здорового образа жизни, только при наличии которого, пожалуй, индивид может в полной мере реализовы-вать свое право на благоприятную окружающую среду. Широко известны усилия Олимпийского движения очистить спорт от допинга. Созданное по инициативе МОК Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) 20 февраля 2003 г. приняло Всемирный антидопинговый кодекс (с 1 января 2015 г. он будет действовать в редакции от 15 ноября 2013 г.)10 и пять Международных стандартов, которые содержат обязательные для антидопинговых организаций технические и процедурные положения в отношении запрещенного списка субстанций, исключений для их терапевтического использования, тестирования, деятельности лабораторий и защиты частной жизни и личной информации. На межправительственном уровне усилиями Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО) была разработана Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 г.11, которая обязывает государства следовать принципам Кодекса 2003 г.

Урегулированием международных проблем в области здравоохранения занимается и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — специализированное учреждение ООН, основанное в 1948 г. Уставной целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1)12, в том числе и посредством занятий физической культурой и спортом. В 2004 г. ВОЗ на своей 57-й сессии приняла Глобальную стратегию по питанию, физической активности и здоровью. В п. 18 Глобальной стратегии были сформулированы ее четыре основные задачи: сокращение двух основных факторов риска неинфекционных болезней — нездорового рациона питания и недостаточной физической активности; расширение общего осознания и понимания роли рационального питания и физической активности как детерминантов здоровья населения и положительного потенциала профилактических мероприятий; поощрение разработки,

6 См.: Агентство спортивной информации «Весь спорт». URL:http://www.allsportinfo.ru/index.php?id=67783

7 Балийский стратегический план по оказанию технической поддержки и созданию потенциала был разработан на основе п.6 решения Совета управляющих ЮНЕП 23/1 от 25 февраля 2005 г.

8 См.: Организация Объединенных Наций в Российской Федерации. URL: http://www.unrussia.ru/ru/un-in-russia/ news/2013-04-18-0

9 Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www. unepcom.ru/news/news2013/516-130417sport.html

10 World Anti-Doping Agency. URL: http://www.wada-ama. org/Documents/World_Anti-Doping_Program/WADP-The-Code/Code_Review/Code%20Review%202015/Code%20 Final%20Draft/WADC-2015-final-draft-EN.pdf

11 See: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ ID=31037&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html

12 Устав ВОЗ от 22.07.1946 г. Официальный сайт ВОЗ. URL:

http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf

укрепления и осуществления глобальных, региональных, национальных и общинных политических курсов и планов действий; сбор научных данных и мониторинг основных воздействий на рациональное питание и физическую активность, оказание поддержки научным исследованиям и развитию кадровых ресурсов для успешной медико-санитарной деятельности в этой области.

В п. 23 Глобальной стратегии дано определение физической активности, под которой понимается «ключевой детерминант расхода энергии, имеющий важнейшее значение для энергетического баланса и сохранения оптимального веса». Она не только способствует борьбе с излишним весом, но и улучшает многие иные состояния, в частности, сокращает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. В п. 24 Глобальной стратегии каждому человеку рекомендуется обеспечивать адекватный уровень физической активности на протяжении всей жизни: «По крайней мере, 30 минут регулярной физической активности средней интенсивности в большинство дней в неделю уменьшают риск сердечно-сосудистых болезней, диабета, рака прямой кишки и рака груди». В п. 25 данного документа в целях обеспечения успешной профилактики хронических болезней наряду с вышеперечисленными рекомендациями указывается также на необходимость эффективной борьбы против табака.

П. 35—48 Глобальной стратегии содержат рекомендации государствам по выработке национальных стратегий в рассматриваемой области; в п. 49, 52—53, 56—57 перечислены основные направления взаимодействия ВОЗ с другими учреждениями и органами ООН; п. 55 относит к числу международных партнеров, с которыми важно сотрудничать в достижении поставленных целей и задач, не только учреждения ООН и другие межправительственные организации, но и неправительственные организации, профессиональные ассоциации, научно-исследовательские институты и частный сектор. В п. 60 конкретизированы задачи, которые встают в этой сфере перед гражданским обществом и неправительственными организациями: проводить мобилизацию на низовом уровне и выступать за включение вопроса о здоровых рационах питания и физической активности в общественную повестку дня, оказывать информационную поддержку этим инициативам, формировать сети и группы действий, организовывать кампании и мероприятия, проводить мониторинг работы13.

Конкретным примером эффективного взаимодействия между ВОЗ и неправительственными структурами Олимпийского движения стало подписание 21 июля 2010 г. в Лозанне Меморандума о взаимопонимании в сфере укрепления здорового образа жизни Всемирной организацией здравоохранения и Международным олимпийским комитетом. В соглашении отмечалось, что физическая активность способна сократить риск многих неинфекционных заболеваний, уносящих ежегодно жизни 35 млн человек, в том числе 9 млн человек моложе 60 лет. Отсутствие физической активности является четвертым по степени значимости глобальным фактором риска, что на практике означает 1,9 млн смертей в год. Эта тенденция становится все более заметной во всех регионах земного шара. Если она сохранится, количество смертей от неинфекционных заболеваний к 2015 г. возрастет до 41, 2 млн человек. МОК и ВОЗ приняли решение об учреждении рабочей группы, которая будет ежегодно встречаться для дальнейшего определения, развития и поддержки программы международного сотрудничества и реализации совместных мероприятий14.

ВОЗ и МОК будут объединять усилия с целью продвижения здорового образа жизни, который предполагает физическую активность, спорт для всех, оказание помощи в сокращении неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет), отказ от нездоровых привычек в питании, принятие мер по предотвращению детского ожирения, Олимпийские игры без табака. Сокращению табакокурения уже в немалой степени способствовала Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе с табаком 2003 г. После ее ратификации Российской Федерацией был принят Федеральный закон РФ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 г. и Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010—2015 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 1563-р.

Озабоченность вопросами охраны окружающей среды, которую разделяют Олимпийское движение, ООН, ЮНЕП и иные межправительственные структуры, свидетельствует о том, что в ходе развития спортивной деятельности формируется принцип сохранения окружающей среды во время тренировок и проведения спортивных соревнований15. Он является общим для комплекса международно-правовых норм, обеспечи-

13 Резолюция Всемирной организации здравоохранения WHA 57.17 от 22.05.2004. World Health Organization. URL: http://www.who.int/dietphysicalactivity/strategy/eb11344/ strategy_russian_web.pdf

14 World Health Organization URL: http://www.who.int/me-diacentre/news/releases/2010/ioc_20100721/en/index.html

15 Такая формулировка впервые была предложена С.А. Ищенко. См.: Ищенко С.А. Организационно-правовые аспекты международного спортивного движения. Ульяновск, 1999. С. 13.

Л.И. Захарова

вающих международное сотрудничество в области спорта, и для lex sportiva (этот термин возник в западной доктрине16 и обретает все большую популярность в русскоязычной научной литературе17) — комплекса корпоративных норм, создаваемых международными и национальными организациями Олимпийского движения. В соответствии с данным принципом, соблюдение экологических требований должно являться важным критерием в ходе подготовки и организации Олимпийских игр и иных международных спортивных соревнований, а также в процессе выбора городов для проведения Олимпийских игр. В последнем случае природоохранная деятельность не должна ограничиваться традиционными украшением и обустройством города, принимающего Олимпийские игры. В идеале она служит более высокой цели «экологической модернизации» всей нации, принимающей Олимпийские игры («ecological modernization of the host nation») — опыт «озеленения» Олимпийских игр («the greening of the Games») уже имеется у Австралии (Игры Олимпиады 2000 г. в Сиднее стали первым примером «зеленых» летних Олимпийских игр), Греции (Игры Олимпиады 2004 г. в Афинах), Китая (Игры Олимпиады 2008 г. в Пекине)18 и Великобритании (Игры Олимпиады 2012 г. в Лондоне). После проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи такой опыт имеется и у России.

Наряду со значительным вкладом в дело охраны окружающей среды, развитие спортивной

деятельности влечет за собой упрочение позиций здорового образа жизни. Заметными инициативами в этом направлении являются запрет допинга в спорте, популяризация физической активности, призыв отказаться от нездоровых привычек в питании, оказание помощи в сокращении неинфекционных заболеваний, борьба с потреблением табака.

23 августа 2013 г. Генеральная Ассамблея в своей резолюции 67/296 провозгласила 6 апреля 2014 г. Международным днем спорта на благо развития и мира. Указав на роль Международного олимпийского комитета в продвижении спорта как средства обеспечения мира и здорового образа жизни, она призвала государства, систему ООН, в особенности Международное бюро ООН по спорту на благо развития и мира, соответствующие международные организации, а также международные, региональные и национальные спортивные организации, гражданское общество, включая неправительственные организации и частный сектор, к сотрудничеству и повышению осведомленности о Международном дне спорта на благо развития и мира (п. 2)19. Позитивный потенциал спортивной деятельности огромен. Специальный советник Генерального секретаря ООН по спорту на благо развития и мира В. Лем-ке, комментируя появление Международного дня спорта, выразил всеобщую убежденность в том, что «новый праздник в международном календаре будет способствовать повышению ценности спорта как катализатора развития и мира»20.

Библиография:

1. Буранов И. «Гринпис России« проявляет волю к победе. Экологи оспаривают застройку Сочи к Олимпиаде в Верховном суде // Коммерсант. 2007. № 35 (3611).

2. Ищенко С.А. Организационно-правовые аспекты международного спортивного движения. Ульяновск, 1999. 87 с.

3. Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 57 с.

16 См., напр.: Buy F., Marmayou J.-M., Poracchia D., Rizzo F. Droit du sport. Paris, 2009. P. 160-165; Panagiotopoulos D. Sports Law. Lex Sportiva and Lex Olympica. Theory and Praxis. Athens-Komotini, 2011. P. 129; Panagiotopoulos D. Lex Sportiva and international legitimacy in sports activities // Седьмая между-нар. науч.-практ. конф. «Глобализация спорта: Олимпийские игры и международные соревнования»: мат. конф. / под ред. Д.И. Рогачева, О.А. Шевченко. М., 2013. C. 6-17.

17 См., напр.: Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 19-20, 37-38; Программа учебного курса «Международное спортивное право. Олимпийское право // Юрист в области спорта, шоу-бизнеса и рекламы: Образовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция»: учебно-методический комплекс / И.В. Пон-кин, А.А. Соловьев, Р.Д. Гребнев, А.И. Понкина. М., 2012. С. 150-151, 166-167, 173.

18 See: Karamichas J. The Olympic Games and the Environment.

Р. 2, 10; Ibid. Р. 103-167 (проведен сравнительный анализ успешности «озеленения» летних Олимпийских игр на при-

мере Игр в Сиднее, Афинах и Пекине).

19 Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/en/ ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/67/296

20 Официальный сайт Международного бюро ООН по спорту на благо развития и мира <http://www.un.org/wcm/ content/site/sport/home/unplayers/unoffice/idsdp> (последнее посещение- 24 мая 2014 г.).

Юрист в области спорта, шоу-бизнеса и рекламы: Образовательная программа магистерской подготовки по направлению 030900 «Юриспруденция»: учеб.-метод. комплекс / И.В. Понкин, А.А. Соловьев, Р.Д. Гребнев, А.И. Понкина. М., 2012. 759 с.

Buy F., Marmayou J.-M., Poracchia D., Rizzo F. Droit du sport. Paris, 2009. 922 р. Karamichas J. The Olympic Games and the Environment. Hampshire, 2013. 242 р.

Panagiotopoulos D. Sports Law. Lex Sportiva and Lex Olympica. Theory and Praxis. Athens-Komotini, 2011. 739 р. Panagiotopoulos D. Lex Sportiva and international legitimacy in sports activities // Седьмая междунар. науч.-практ. конф. «Глобализация спорта: Олимпийские игры и международные соревнования»: мат. конф. / под ред. Д.И. Рогачева, О.А.Шевченко. М., 2013. 187 с.

References (transliteration):

1. Buranov I. «Grinpis Rossii« proyavlyaet volyu k pobede. Ekologi osparivayut zastroiku Sochi k Olimpiade v Verk-hovnom sude // Kommersant. 2007. №35 (3611).

2. Ishchenko S.A. Organizatsionno-pravovye aspekty mezhdunarodnogo sportivnogo dvizheniya. Ul'yanovsk, 1999. 87 s.

3. Solov'ev A.A. Sistematizatsiya zakonodatel'stva o sporte (rossiiskii i zarubezhnyi opyt): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2011. 57 s.

4. Yurist v oblasti sporta, shou-biznesa i reklamy: Obrazovatel'naya programma magisterskoi podgotovki po napravleniyu 030900 «Yurisprudentsiya»: ucheb.-metod. kompleks / I.V. Ponkin, A.A. Solov'ev, R.D. Grebnev, A.I. Ponkina. M., 2012. 759 s.

5. Panagiotopoulos D. Lex Sportiva and international legitimacy in sports activities // Sed'maya mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Globalizatsiya sporta: Olimpiiskie igry i mezhdunarodnye sorevnovaniya»: mat. konf. / pod red. D.I. Rogacheva, O.A. Shevchenko. M., 2013. 187 s.

Материал поступил в редакцию 4 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.