Научная статья на тему 'ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ В АСПЕКТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ В АСПЕКТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРИБРЕЖНЫЕ АРКТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Доронина А. К.

В статье рассматриваются вопросы правовой охраны окружающей среды Арктики в аспекте применения концепции устойчивого развития на внутригосударственном уровне прибрежными арктическими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PROTECTION OF THE ARCTIC IN THE ASPECT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article discusses the issues of legal protection of the environment of the Arctic in the aspect sustainable development at national level by the Arctic coastal states.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ В АСПЕКТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_89 УДК 349

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ В АСПЕКТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ARCTIC ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE ASPECT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

ДОРОНИНА Анна Константиновна,

соискатель кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1. E-mail: [email protected];

DORONINA Anna Konstantinovna,

Candidate of the Department of Environmental and Land Law of the Faculty of Law Lomonosov Moscow State University (MSU). 119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory, 1. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы правовой охраны окружающей среды Арктики в аспекте применения концепции устойчивого развития на внутригосударственном уровне прибрежными арктическими государствами.

Abstract: The article discusses the issues of legal protection of the environment of the Arctic in the aspect sustainable development at national level by the Arctic coastal states.

Ключевые слова: Арктика, охрана окружающей среды, экологическое право, прибрежные арктические государства, устойчивое

развитие.

Keywords: Arctic, environmental protection, environmental law, Arctic coastal states, sustainable development.

Для цитирования: Доронина А.К. Охрана окружающей среды Арктики в аспекте устойчивого развития региона // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 89-92. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_89.

For citation: Doronina A.K. Arctic environmental protection in the aspect of sustainable development of the region // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 89-92. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_89.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2023

В XX веке человечество столкнулось с необходимостью пересмотра отношения к природе как к безграничной кладовой, к эксплуатации ее со скоростью, превышающей возможности ее восстановления.

Впервые термин «устойчивое развитие» был применен в 1972 г. на Первой Всемирной Конференции по окружающей среде в Стокгольме. В 1992 г. термин был использован «в качестве названия новой концепции существования всего человечества» в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 г., принятой в рамках Конференцией ООН по окружающей среде и развитию1. Широкое распространение он получил после публикации доклада «Наше общее будущее»2, подготовленного для ООН Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию. Вопросам устойчивого развития была посвящена Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20 2012 г. «Будущее, которого мы хотим». По ее итогам было принято множество добровольных обязательств по имплементации принципов устойчивого развития: гармоничного сочетания трех основных векторов развития - социального, экономического и экологического.

Несмотря на длительный период развития самой концепции устойчивого развития, его расширения и влияния на жизнь планеты3, не выработано единого теоретического и практического подхода к внедрению идей устойчивого развития в законодательства всех стран-участниц, в том числе - прибрежных арктических государств. Арктика, хрупкая и высоко чувствительная к внешним воздействиям, но богатая минеральными и биологическими ресурсами, является зоной столкновения различных интересов государств4. Но, являясь одним из немногих регионов, где нет открытого конфликта5, Арктика могла бы стать идеальной площадкой для выработки основ международной политики и сотрудничества в области устойчивого развития, как между государствами, так между государством и обществом, малыми коренными народами.

Значительный вклад в устойчивое развитие региона вносит деятельность Арктического Совета. Рабочая группа (SDWG) и Программа устойчивого развития Арктического совета была формально учреждена Илакуитской декларацией 1998 г. Цель Программы состоит в том, чтобы предлагать и предпринимать шаги, которые будут восприниматься арктическими государствами в целях содействия устойчивому развитию Арктики, включая защиту и улучшение окружающей среды, экономику, культуру и здоровье коренного и другого населения Арктики, улучшение экологических, экономических и социальных условий арктических общин.

Концепция устойчивого развития воспринята и российским законодательством. В законодательстве Российской Федерации, как и на

1 Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.)// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 03.04.2023)

2 Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» №А/42/427, принятый на 42 сессии Генеральной Ассамблеии ООН, 4 августа 1972 г.// Официальный перевод на русский язык http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 03.04.2023)

3 Кашкин С.Ю. Основные принципы правового регулирования устойчивого развития // Юрист. 2022. № 9. С. 10 - 18. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

4 Жудро И.С., Редникова Т.В Арктика: устойчивое развитие региона и обеспечение национальной безопасности // Государство и право. 2022. No 3. С.128

5 Heininen, L. Northern Geopolitics: Actors, Interests and Processes in the circumpolar Arctic. Polar Geopolitics: Knowledges, Resources and Legal Regimes. Eds. By R. C. Powel-land K. Dodds. Edward Elgar: Cheltenham,UK and Northampton, Massaschusetts, 2014, pp.241—258.

международном уровне, не закреплено единой дефиниции понятия «устойчивое развитие». В теории отмечаются проблемы «координации процессов развития эколого-правового регулирования в российском законодательстве с международными тенденциями, закрепленными в соответствующих документах»1. Хотя Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 01 апреля 1996 г. № 4402, тоже скоро должна отметить свое тридцатилетие, само понятие и принципы устойчивого развития до сих пор не находят должного отражения в федеральном законодательстве.

Вместе с тем, оно является элементом в арктических документах стратегического планирования. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2013 г.3 (далее - Стратегия 2020), определяла основные механизмы, способы и средства достижения стратегических целей и приоритетов устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации. Основным средством реализации Стратегии-2020 названа государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 3664 (далее - Госпрограмма). Стратегия-2020 не дает определения понятия «устойчивое развитие», но раскрывает его содержание, которое несколько отличается от общераспространенного международного. Так, Страте-гия-2020 говорит об «устойчивом социально-экономическом развитии» (п. 6), «устойчивом развитии топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе, в период замещения падающей добычи в районах традиционного освоения» (пп. Б п.11) и создании экономического механизма устойчивого развития (п.19), но не отражает международных критериев устойчивого развития. Госпрограмма одной из приоритетных целей обозначает «обеспечение экологической безопасности» (п. 1 раздела I), при соблюдении принципов «максимального природосбереже-ния» при «предоставлении людям, находящимся на территории Арктики, современных возможностей жизнеобеспечения и удовлетворения их основных социально-бытовых и культурных потребностей» (п.4 раздела III). В Госпрограмме используются также такие термины, как «устойчивое развитие региональных экосистем», «устойчивое повышение уровня и качества жизни», «устойчивое обеспечение экономики» и другие.

Новая Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 6455, об устойчивом развитии говорит всего в двух случаях - в контексте мер по выполнения основных задач в сфере развития международного сотрудничества (пп. з п.16 раздела III - председательство России в Арктическом совете; пп. и п.16 раздела III - содействие укреплению Арктического экономического форума). Так, устойчивое развитие в том смысле, в котором оно отражено в акте, «важно не столько для АЗРФ, сколько вовне, для международного сообщества в целом»6.

Соединенные Штаты Америки активно участвуют в исполнении принятой в 2016 г. Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (the 2030 Agenda for sustainable development7), устанавливающей 17 целей устойчивого развития как внутри своей территории, так и по всему миру8. Федеральное законодательство США содержит следующее определение понятия устойчивого развития: «Устойчивое развитие означает интеграцию процесса принятия решений в рамках организации, с тем, чтобы каждое решение принималось для обеспечения наибольших долгосрочных выгод. Это означает исключение концепции отходов и использование природных процессов и потоков энергии и циклов; а также признание взаимосвязи наших действий с миром природы» (§ 102-76.50 41 CFR9).

В то же время, следует отметить, что американское законодательство также не всегда понимает устойчивое развитие в соответствие с принятым международным толкованием. Так, согласно §102-76.55 41 CFR, во исполнение исполнительного распоряжения № 13123 от 3 июня 1999 г. «Озеленение правительства за счет эффективного управления энергией»10 и исполнительным распоряжением № 13101 16 сентября 1998 г. «Озеленение правительства путем предотвращения образования отходов, рециркуляции и федерального приобретения»11 федеральные агентства должны применять принципы устойчивого развития для размещения, проектирование и строительство новых объектов, включая: а) оптимизацию потенциальной площади объекта; б) сведение к минимуму использования невозобновляемых энергоресурсов; в) использование «экологически предпочтительных продуктов» (environmentally preferable products); г) охрану и сохранение воды; д) повышение качества окружающей среды внутри помещений; е) оптимизация методов эксплуатации и технического обслуживания.

На региональном уровне вопрос устойчивого развития американской Арктики - Аляски - остается непростым, и тесно связан с жизнью коренного населения. Основной его задачей, по мнению американских исследователей, является «предоставление людям достойного и безопасного существования, которое минимизирует истощение ресурсов, деградацию окружающей среды, разрушение культуры и социальную нестабильность»12.

1 См. Игнатьева И. А. «Рио+20» и проблемы развития экологического законодательства // На пути к устойчивому развитию России. 2011. № 58. С. 27.

2 Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»// Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

3 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 20.02.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

4 Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»//СЗ РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2207.

5 Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 44. Ст. 6970.

6 Игнатьева И.А. Правовые основы развития Арктической зоны Российской Федерации и концепция устойчивого развития // Экологическое право. 2021. № 6. С. 11 - 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

7 Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года https://documents-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/285/73/PDF/N15 28573.pdf?OpenElement

8Подробнее смотри State of Global Partnerships 2017 Report https://www.state.goWs/partnerships/releases/reports/2017/268159.htm#SDG12

9CFR > Title 41 > Subtitle C > Chapter 102 > Subchapter C > Part 102 > Subpart B > Section 102-76.50 https://www.law.cornell.edu/cfr/text/41/102-76.50

10 Executive Order 13123 of June 3, 1999 «Greening of the Government Through Efficient Energy Management»// https://energy.gov/sites/prod/files/nepapub/nepa_documents/RedDont/ReqEO13123greengovt.pdf

"Executive Order 13101 of September 16, 1998 «Greening of the Government Through Waste Prevention, Recycling, and Federal Acquisition» https://www.epa.gov/sites/production/files/2016-01/documents/13101 .pdf

12 Matthew Berman. Sustainable development and sustainable income from Alasks's resources. ISER, University of Alaska. 2003, P.4 http://www.iser.uaa.alaska.edu/Publications/Berman_SNR.pdf

В Канаде принят и действует Федеральный закон об устойчивом развитии 2008 г. (Federal Sustainable Development Act)1, и разработанная в соответствии с ним Федеральная Стратегия устойчивого развития на 2022-2026 гг. (The Federal Sustainable Development Strategy (FSDS))2. Федеральный закон об устойчивом развитии 2008 г. в ст. 2 практически повторяет формулировку доклада «Наше будущее»: устойчивое развитие означает развитие, которое отвечает потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Также в ст. 2 вводятся понятия «устойчивости» — то есть способности вещи, действия, деятельности или процесса поддерживаться бесконечно, и «принципа предосторожности», согласно которому при наличии угроз серьезного или необратимого ущерба отсутствие полной научной определенности не должно использоваться в качестве основания для отсрочки принятия экономически эффективных мер для предотвращения деградации окружающей среды. Вопросами устойчивого развития Арктики занимается специальный федеральный орган - Департамент по северным делам и делам коренных народов (Indigenous and Northern Affairs Canada (INAC). Им, в частности, принимаются специальные департаментские стратегии по развитию именно северных районов Канады (The Departmental Sustainable Development Strategy (DSDS)3. В настоящее время разрабатывается новая DSDS с учетом изменений в Федеральный закон об устойчивом развитии4.

Норвегия, но данным ООН, находится в списке стран, достигших наибольшего успеха в вопросе имплементации принципов устойчивого развития на национальном уровне5. В мае 2016 года Стортинг (норвежский парламент) принял норвежский план действий по сохранению биоразнообразия6, направленный на достижение целевых показателей, и обсудил новый технический документ (white paper - "белая книга») по обеспечению эффективного и благоприятного для климата энергоснабжения (Meld. St. 14 (2015-2016) Nature for life — Norway's national biodiversity action plan (Chapter 4-9) 7. 21 апреля 2017 г. была представлена норвежская стратегия по устойчивому развитию Арктики8. Документ основывается на Арктической политике Норвегии 2014 г., отдельно отмечая, что международное сотрудничество, развитие бизнеса, научных знаний, инфраструктуры и охрана окружающий среды критически важны для устойчивого развития севера. Арктика считается важнейшим направлением норвежской внешней политики и тесно переплетена с внутренней. Документ отмечает, что «ежедневная жизнь людей [в регионе] тесно связана как с политикой, так и с ежедневными заботами», и, поскольку люди в Арктике «не разделены, а объединены океаном», арктическая политика тесно связана с морской.

В целях устойчивого развития региона, согласно тексту документа, на развитие транспортной системы севера будет направлено 40 миллиардов норвежских крон. Будут созданы центры готовности и реагирования на случаи разлива нефти и загрязнения морской среды пластическим мусором (в Лофотенских и Вестерлонских островах), морской и арктический центр в Тромсе. Но, в то же время, будет объявлено о новом раунде лицензирования добычи нефти и газа.

Передовыми достижениями во внедрении идей устойчивого развития отличается Гренландия (Дания). В 2014 г. правительством Гренландии и Еврокомиссией принята совместная стратегия об устойчивом развитии Гренландии на 2014-2020 гг.9. В п. 2.9 отмечается, что управление и охрана хрупкой окружающей среды Арктики в Гренландии затруднены крайне малочисленным населением и неразвитой инфраструктурой острова. Например, это затрудняет должную организацию сбора и переработки отходов. Но, в целом, как отмечается в докладе Международного института устойчивого развития (IISD), гренландские законодатели сделали устойчивое развитие основным приоритетом10. По мнению специалистов IISD, в Гренландии приняты наилучшие для окружающей среды условия, требующие от инвесторов проведения полномасштабной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIAs) и оценки стратегических социальных последствий (SSIA) даже до начала переговоров о предоставлении лицензии на разведку и разработку недр. Кроме того, в Гренландии не существует частной собственности на землю -по этой причине любая деятельность возможна лишь на земле, взятой в концессию или исключительное право на пользование землей11. Так, гренландское правительство охраняет окружающую среду Арктики, во многом, превентивно - не допуская до природных ресурсов недостаточно подготовленные или экологически ответственные компании.

Так, в условиях усиления антропогенного воздействия на регион, концепция устойчивого развития Арктики, воспринимаемая и внедряемая прибрежными арктическими государствами, исходящая из приоритета баланса экологии, экономики и социального развития взаимосвязанного региона, направленная на сохранение уникальной окружающей среды Арктики как дома для существующих, так и для будущих поколений, может стать одной из ключевых точек взаимодействия этих государств.

Библиогра фия:

1. Кашкин С.Ю. Основные принципы правового регулирования устойчивого развития // Юрист. 2022. № 9. С. 10-18. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-

сультантПлюс»

2. Жудро И.С., Редникова Т.В Арктика: устойчивое развитие региона и обеспечение национальной безопасности // Государство и право. 2022. No 3. С. 127-137.

1Federal Sustainable Development Act (S.C. 2008, c. 33) http://laws-lols.justlce.gc.ca/eng/acts/F-8.6/

2 The Federal Sustainable Development Strategy (FSDS) https://www.fsds-sfdd.ca/en

3 Список и тексты департаментских стратегий с 2007 г. https://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100034676/1100100034677

4 Departmental Sustainable Development Strategy https://www.sac-isc.gc.ca/eng/1538154842800/1538154896454

5 Norway. Initial steps towards the implementation of The 2030 Agenda. The 2030 Agenda: A roadmap for national action and global partnership https://sustainabledevelopment.un.org/hlpf/2016/norway

6 https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/meld.-st.-14-20152016/id2468099/sec1

7 https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/meld.-st.-14-20152016/id2468099/

8A strategy to promote peaceful, innovative and sustainable development in the Arctic https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/en-nordomradestrategi-for-et-fredelig-skapende-og-barekraftig-nord/id2550095/

9 Programming Document for Sustainable Development of Greenland 2014-2020

https://ec.europa.eu/europeaid/sites/devco/files/signed_programming_document_for_sustainable_development_of_greenland_2014-2020_colour.pdf

10Christina Colclough, Oshani Perera. Sustainable Development in Greenland: Perspectives from a preliminary stakeholder consultation. Publised by IISD, Matinoba.2013. Р.1

11 Roger Sexton, Barbara Bogusz. Complete Land Law: Text, Cases, and Materials, Oxford Press. 2013. Р.584.

3. Heininen, L. Northern Geopolitics: Actors, Interests and Processes in the circumpolar Arctic. Polar Geopolitics: Knowledges, Resources and Legal Regimes. Eds. By R. C. Powelland K. Dodds. Edward Elgar: Cheltenham,UK and Northampton, Massaschusetts, 2014, pp.241—258.

4. Игнатьева И. А. «Рио+20» и проблемы развития экологического законодательства // На пути к устойчивому развитию России. 2011. № 58. С. 27.

5. Игнатьева И.А. Правовые основы развития Арктической зоны Российской Федерации и концепция устойчивого развития // Экологическое право. 2021. № 6. С. 11 - 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

6. Matthew Berman. Sustainable development and sustainable income from Alasks's resources. ISER, University of Alaska. 2003, P.4 http://www.iser.uaa.alaska.edu/Publications/Berman_SNR.pdf

7. Christina Colclough, Oshani Perera. Sustainable Development in Greenland: Perspectives from a preliminary stakeholder consultation. Publised by IISD, Mati-noba.2013. Р.1

8. Roger Sexton, Barbara Bogusz. Complete Land Law: Text, Cases, and Materials, Oxford Press. 2013. Р.584. References:

1. Kashkin S. Yu. The Main Principles of the Legal Regulation of Sustainable Development // Lawyer. 2022. № 9. P. 10 - 18.

2. Zhudro I.S., Rednikova T.V. Arktika: ustoichivoe razvitie regiona i obespechenie natsional'noi bezopasnosti // Gosudarstvo i pravo. 2022. N 3. S. 127 - 137.

3. Heininen, L. Northern Geopolitics: Actors, Interests and Processes in the circumpolar Arctic. Polar Geopolitics: Knowledges, Resources and Legal Regimes. Eds. By R. C. Powelland K. Dodds. Edward Elgar: Cheltenham,UK and Northampton, Massaschusetts, 2014, pp.241—258.

4. Ignat'eva I.A. Na puti k "Rio+20": problemy razvitiya ehkologicheskogo zakonodatel'stva v Rossii // Na puti k ustoichivomu razvitiu Rossii. № 58. P. 27.

5. Ignatyeva I.A. Legal Grounds for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and the Sustainable Development Concept// Environmental law. 2021. №6. P.11-16

6. Matthew Berman. Sustainable development and sustainable income from Alasks's resources. ISER, University of Alaska. 2003, P.4 http://www.iser.uaa.alaska.edu/Publications/Berman_SNR.pdf

7. Christina Colclough, Oshani Perera. Sustainable Development in Greenland: Perspectives from a preliminary stakeholder consultation. Publised by IISD, Mati-noba.2013. Р.1

8. Roger Sexton, Barbara Bogusz. Complete Land Law: Text, Cases, and Materials, Oxford Press. 2013. Р.584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.