УДК 327.7
Гневуш А.В. студент 3 курса факультет международных отношений
Волошина А.Ю. студент 3 курса факультет международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, г. Санкт-Петербург ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦИРКУМПОЛЯРНЫХ СТРАН ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению деятельности Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России и США в Арктическом регионе, направленной почти во всех случаях только косвенно на развитие экотуризма. Исследуются стратегии, резолюции и заявления этих стран о политике в Арктике. В статье представлены материалы о практических мерах и результатах деятельности циркумполярных стран.
Ключевые слова: экотуризм, циркумполярные страны, Арктика, ЮНЕП, Дания, Норвегия, Исландия, Канада, Россия и США.
Gnevush A.
3d year student of the faculty of international relations
St. Petersburg State University Russia, St. Petersburg Voloshina A.
3d year student of the faculty of international relations
St. Petersburg State University Russia, St. Petersburg ACTIVITIES OF CIRCUMPOLAR COUNTRIES FOR THE DEVELOPMENT OF SUSTAINABLE TOURISM IN THE ARCTIC
REGION
Abstract: This article is devoted to the review of Danish, Icelandic, Canadian, Norwegian, Russian and U.S. activities in the Arctic region, which are aimed in almost all cases only indirectly at the development of sustainable tourism. The strategies, resolutions and statements on Arctic policies of these countries are investigated. The article presents the materials on practical measures and results of circumpolar countries' activities.
Keywords: sustainable tourism, circumpolar countries, Arctic, UNEP, Denmark, Iceland, Canada, Norway, Russia, USA.
Туризм в современной мировой политике становится одним из основных процессов. Однако старые формы туристской активности, которые вносили деструктив в развитие окружающей нас среды, сменяются новыми, более экологичными формами, которые не наносят вред окружающей среде, а способствуют гармоничному и взаимовыгодному сосуществованию
человека и природы. В связи с этим, экотуризм выступает как основная форма будущей туристской деятельности человека, которая будет осуществляться на основании совершенно новых принципов, соответствующих стремлению человечества к обеспечению экологической устойчивости во всём мире. А среди дестинаций экологического туризма всё большую популярность набирает Арктический регион, привлекающий уникальными и экстремальными природными условиями. Поэтому циркумполярные страны напрямую заинтересованы в развитии арктического туристского направления в гармонии с природой.
В настоящий момент экологический туризм определяется как ответственный туризм в природных зонах, сохраняющий окружающую среду и благосостояние местного населения и включающий в себя осмысление и образование.
Согласно Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в Арктике существуют такие серьёзные экологические проблемы как изменение климата и таяние льдов, загрязнение вод нефтью, химическими соединениями и транспортом, а также экосистемные проблемы, которые проявляются в сокращении популяции животных и изменении их среды обитания, что связано либо с изменением климата, либо с браконьерством, либо с тем и другим. Все вышеперечисленные проблемы отражаются на развитии экотуризма, ведь они напрямую влияют на то, что так привлекает экотуристов: нетронутую, чистую природу и уникальных видов животных и растений, которых не встретишь больше ни в каком уголке Земного шара. Не стоит забывать и о финансовой проблеме в развитии экотуризма в Арктике. Ведь та труднодоступность, которая обеспечивает сохранение природных памятников, является одной из причин и высокой стоимости экотуризма в Арктике, которая бьёт по кошелькам.
Но стоит сказать о том, что, хотя экологический туризм встречает на пути своего развития ряд препятствий, безусловно существуют пути для их преодоления. И в этом деле принимают участие различные акторы мировой политической системы. Однако основной груз ответственности в регионе ложится на циркумполярные страны, поскольку они непосредственно имеют в нём свои территории и, следовательно, большой интерес.
В мире существует шесть циркумполярных стран: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия и США. Все эти страны имеют прибрежные морские территории, которые обеспечивают им свободный выход в Северный Ледовитый океан. Они имеют арктические территории за пределом полярного круга, а также входят в Арктический совет. Все шесть государств ведут активную деятельность в Арктическом регионе, в том числе по сохранению экологии и развитию экотуризма.
Начнём рассмотрение с деятельности Норвегии. Норвегия обладает суверенными правами на морской территории, которая в 6 раз превышает размер её материковой части. А 80 % площади морской территории страны расположено севернее полярного круга. Что касается развития экотуризма в Арктике, то с 2013 по 2014 гг круизный туристический поток в Северную
Норвегию вырос на 10 %72. Кроме того, интересен тот факт, что в 2017 году самым популярным запросом в поисковике, связанным с туризмом в Норвегии, были фиорды и ледники, а также то, что запрос об экотуризме в 2017 г впервые появился в топ-50 запросов73.
Согласно Норвежской стратегии в Арктике, принятой в 2016 г, одним из приоритетных направлений развития в данном регионе является улучшение экологической устойчивости. Для этого Правительство Норвегии ставит перед собой следующие цели:
1. Совершенствование инфраструктуры, которая должна быть эффективной и экологически безопасной. Речь идёт и об использовании возобновляемых источников энергии, и о сокращении выбросов парниковых газов, из которых 60% приходится на транспортный сектор. Для достижения данной цели Правительство выделяет около 40 млрд. норвежских крон на инвестиционные проекты в трёх самых северных графствах Норвегии.
2. Развитие экологически устойчивого бизнеса. Так, в целях повышения конкурентоспособности компаний в регионе Правительство планирует продолжать предоставлять капитал компаниям, которые стремятся разрабатывать экологически чистые продукты и технологии. А дальнейшее развитие туристской индустрии предполагается с акцентом на рентабельность и устойчивое управление природной средой и культурным наследием.
3. Расширение доступа к знаниям и опыту, касающимся Арктики, улучшение уровня образования. Для этого Правительство собирается ввести систему частичной отмены студенческих кредитов для учителей, которые ездят на работу в Северную Норвегию, а также создать экспертный центр по вопросам океана и Арктики в Тромсё.
4. Охрана ценных видов, а также видов, находящихся под угрозой, мест их обитания и достижение хорошего экологического статуса в экосистемах. Правительство Норвегии планирует создать центр, обладающий ведущей компетенцией в области готовности к разливам нефти и ликвидации их последствий, а также морского пластикового мусора, расположенного на архипелаге Вестеролен и Лофотенских островах. Кроме того, Правительство стремится поддерживать строгое экологическое законодательство Шпицбергена, а также в 2020 году планирует представить пересмотренный план управления Баренцевым морем-Лофотенскими островами74.
Теперь рассмотрим деятельность Дании в данном регионе. За полярным кругом находятся такие территории Королевства как Фарерские острова и Гренландия. Общее число гостей, которые останавливались в платных номерах в Гренландии увеличилось с 2010 г по 2018 г почти на 30 тыс.
72 Norway's Arctic policy // Norwegian Ministry of Foreign Affairs. URL: https://www.regieringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/nord/nordkloden en.pdf
73 Key Figures for Norwegian Tourism // Innovation Norway. URL:https://assets.simpleviewcms.com/simpleview/image/upload/v1/clients/norwav/Kev Figures 2017 pages 9b 3f82d5 43f4 4fe9 968c 7a85a36704b2 ed2d345f-e93b-410c-9fee-6c349da8eff0.pdf
74 Norway's Arctic Strategy-between geopolitics and social development // Norwegian Ministries. URL:https://www.regieringen.no/contentassets/fad46f0404e14b2a9b551ca7359c1000/arctic-strategy.pdf
человек75. А Фарерские острова включены в «топ-15 мест, куда следует отправиться в 2018 году» по версии журнала Forbes76.
Политика в Арктическом регионе осуществляется на основе Стратегии Королевства Дания в Арктике на 2011-2020 гг. 77. Так, Правительства Дании, Фарерских островов и Гренландии осуществляют работу в рамках равноправного партнёрства для сохранения мирной и безопасной Арктики с автономным ростом и развитием, уважением к её хрупкому климату, окружающей среде и природе. В связи с этим Правительства осуществляют деятельность по:
1. улучшению инфраструктуры. Одним из важных факторов для решения этой задачи является обновление морских карт: использование электронных морских карт и спутниковых навигационных систем. Сюда же можно отнести обеспечение достоверной информации о погоде, морских условиях и ледовом покрытии, которого можно достичь путём адаптации уже существующей Гренландской ледовой службы при Датском метеорологическом институте к растущим требованиям;
2. добыче минеральных ресурсов по высоким стандартам, которые обеспечивают охрану окружающей среды, здоровья и безопасности. Для этого предполагается продолжить успешную лицензионную политику и стратегию проведения конкурсных торгов в нефтегазовом секторе, при которых наборы правил будут постоянно адаптироваться для оптимизации стандартов безопасности, здоровья и окружающей среды;
3. устойчивой эксплуатации живых ресурсов. Дания, Гренландия и Фарерские острова стремятся работать над обеспечением того, чтобы использование живых ресурсов, включая морских млекопитающих, основывалось на экосистемной модели управления, в которой акцент делается на научном обосновании и устойчивости. Кроме того, Правительства стремятся бороться с незаконным и нерегулируемым рыбным промыслом и охотой, осуществляя инспекции судов и уловов в море датскими вооружёнными силами и рыбохозяйственной инспекцией Фарерских островов;
4. развитию и накоплению знаний. Так, органы самоуправления планируют развивать систему образования и профессиональной подготовки в области минеральных ресурсов. Также в данную задачу можно включить действия по улучшению понимания последствий изменения климата в Арктике. В качестве примера, в сотрудничестве с Центром климатических исследований в Нууке Датский Метеорологический институт разрабатывает и применяет модель климатической системы с высоким разрешением для оценки будущего изменения климата в районе вокруг Гренландии;
5. защите окружающей среды и биоразнообразия. Для этого
75 Number of Guests (TUEHOT) // Greenland Tourism Statistics. URL: http://www.tourismstat.gl
76 Ann Abel. The 15 Coolest Places to Go in 2018 // Forbes. Dec 11, 2017. URL:https://www.forbes.com/sites/annabel/2017/12/11/the-15-coolest-places-to-go-in-2018/#52b1369d78cf
77 Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020 // Ministry of Foreign Affairs of Denmark, Department of Foreign Affairs of Greenland, Ministry of Foreign Affairs of the Faroes Tinganes. Aug 2011. URL: http://library.arcticportal.org/1890/1/DENMARK.pdf
предполагается вести непрерывный мониторинг всех угроз и воздействий на Арктику, а также защищать морскую окружающую среду. Последнее осуществляется на основе Конвенции об опасных и вредных веществах на морской поверхности, которую Королевство ратифицировало в 2018 г 78, и Конвенции по управлению балластными водами, вступившей в силу в сентябре 2017 г79.
Рассмотрим деятельность Исландии, которая направлена на решение существующих проблем в Арктике, в том числе косвенно и на развитие экотуризма. С 2010 г по 2017 г в Исландии наблюдается рост числа приезжающих иностранных туристов на 24,3 % 80.
Политика Исландии в Арктическом регионе строится на основе Парламентской резолюции по арктической политике Исландии, утверждённой в марте 2011 года. В соответствии с данной резолюцией государство осуществляет деятельность по:
1. использованию всех имеющихся средств для предотвращения изменения климата и его последствий. Исландия стремится сосредоточить все свои усилия на обеспечении того, чтобы активизация экономической деятельности в Арктическом регионе способствовала устойчивому использованию ресурсов и ответственному отношению к хрупкой экосистеме и сохранению биоразнообразия;
2. расширению знаний исландцев об арктических проблемах. Данная задача предполагает поощрение просвещения по вопросам Арктики, а также исследований в регионе в самом широком смысле, таких, как изменение климата, исследования ледников, морская биология, международная политика и право, безопасность, добыча нефти и газа, экономическое и социальное развитие и арктическое судоходство. Особенно необходимо поощрение участия исландских учёных и учреждений в международном сотрудничестве в области арктической науки, в частности в работе Международного Арктического научного комитета и рабочих групп Арктического совета. Международным организациям, таким, как Европейский Союз, предлагается финансировать исследования в этой области в Исландии, например путём создания Центра по вопросам Арктики. Также, в тесной связи с Университетом Акурейри развивается Международный арктический центр. Университеты Арктики, включая исландские университеты, также создали сеть сотрудничества-Арктический университет, который тесно сотрудничает с Арктическим Советом 81.
Следующей циркумполярной страной, которую мы рассмотрим,
78 Denmark becomes the fourth to ratify HNS Convention // Safety4sea. 04/07/2018. URL: https://safetY4sea.com/denmark-becomes-the-fourth-to-ratifV-hns-convention/
79 Ballast Water Management // IMO. URL:http://www.imo.org/en/OurWork/Environment/BallastWaterManagement/Pages/Default.aspx
80 Tourism in Iceland in figures // Icelandic Tourist Board. 2018. URL: https://www.ferdamalastofa.is/static/files/ferdamalastofa/talnaefni/tourism-in-iceland-2018 2.pdf
81 A Parliamentary Resolution on Iceland's Arctic Policy // Government of Iceland. March 2011. URL: https://www.government.is/media/utanrikisraduneyti-media/media/nordurlandaskrifstofa/A-Parliamentary-Resolution-on-ICE-Arctic-Policv-approved-by-Althingi.pdf
является Канада. К её арктическим провинциям относятся Юкон, СевероЗападные территории и Нунавут. Северная провинция Канады Нунавут переживает рост числа туристов, посещающих отдалённый Арктический архипелаг. Так, в 2015 г провинцию посетило 16 750 туристов, которые вложили около 38 млн долларов в местную экономику 82. Летом 2019 года ожидается выход в свет документа, в котором будут охвачены новые рамки арктической политики Канады. Однако на данный момент политика государства основывается на Заявлении о внешней политике Канады в Арктике от 2010 года83. Свои международные усилия Канада сосредотачивает на следующих областях:
1. Поощрение экосистемного подхода к управлению. Канада уже давно находится на переднем крае защиты окружающей среды Арктики. Еще в 1970-х годах Канада приняла закон «О предотвращении загрязнения арктических вод» в целях защиты своей морской среды, взяв на себя ответственность за принятие и обеспечение соблюдения законов о борьбе с загрязнением и безопасности судоходства, применимых к более обширному району арктических вод. В августе 2009 года применение закона было расширено со 100 до 200 морских миль. Кроме того, были доработаны и вступили в силу с 1 июля 2010 года правила, обязывающие суда отчитываться при заходе в канадские арктические воды и эксплуатации в них.
2. Содействие и поддержка международных усилий по решению проблемы изменения климата в Арктике, которые выражаются в сокращении выбросов парниковых газов и финансировании проектов, занимающихся разработкой региональных планов адаптации, расширением знаний и понимания последствий изменения климата.
3. Активизация усилий по другим актуальным экологическим вопросам. Например, в 2017 году был создан Национальный морской заповедный район в Ланкастерском проливе, что стояло на повестке дня ещё в 2011 году 84. Кроме того, Канада подписала с США меморандум о взаимопонимании в отношении сохранения общей популяции белых медведей и управления ею. Также Канада подаёт международный пример федеральным планом действий по загрязнённым участкам. Правительство более 15 лет выделяет $3,5 млрд федеральным загрязнённым участками, причём большая часть ресурсов направляется на загрязнённые участки на севере. Канада вносит вклад в глобальные усилия по решению проблемы выбросов ртути, разработав план внедрения новых экологических стандартов, которые позволят сократить выбросы парниковых газов и такого загрязнителя, как ртуть, которая образуется на угольных электростанциях.
4. Укрепление арктической науки. Для этого Канада в 2017 г создала новую исследовательскую станцию мирового класса в Высокой Арктике, в
82 Nunavut Visitor Exit Survey 2015 Final Report // Insignia. 2015. URL: https ://www. nunavuttourism. com/wp-content/uploads/2018/01/2015 nunavut visitor exit report english - final 0.pdf
83 Statement on Canada's Arctic Foreign Policy // Government of Canada. URL: https://international. gc.ca/world-monde/assets/pdfs/canada arctic foreign policy-eng.pdf
84 A National Marine Conservation Area Proposal for Lancaster Sound // Parks Canada. URL:https://qia.ca/wp-content/uploads/2017/08/NMCA-Propossal-for-Lancaster-Sound-ENG-April-4.pdf
которой будет осуществляться запущенная в 2015 году Миссия POLAR по проведению передовых арктических исследований мирового уровня 85.
Следующей к рассмотрению подлежит Российская Федерация. К российской территории в Арктике относятся полностью или частично 6 субъектов. Политика РФ основывается на Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г, утверждённой президентом в 2013 году. В соответствии с содержанием Стратегии приоритетными направлениями развития являются:
1. Комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ. Сюда входит развитие арктического туризма и расширение экологически безопасных видов туристском деятельности в Арктике. Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере туризма, создание системы его финансовом поддержки на принципах государственно -частного партнёрства, содействие формированию региональных туристских кластеров, продвижение арктического туризма на национальном и международном рынках.
2. Развитие науки и технологий. Так, Правительство РФ планирует разработку материалов, адаптированных к природно-климатическим условиям Арктики, а также внедрение технических средств и приборном базы, адаптированных к проведению полярных научных исследовании, а также прогноз и оценку последствии" глобальных климатических изменении, происходящих в Арктической зоне РФ под влиянием естественных и антропогенных факторов, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, включая повышение устоичивости объектов инфраструктуры.
3. Создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. К данному пункту относится обеспечение рационального природопользования и развития экологически безопасных видов туризма в местах традиционного проживания и традиционной хозяиственнои деятельности коренных малочисленных народов. Кроме того, ещё в 2012 году планировалось создать многоцелевую космическую систему «Арктика», запуск первых спутников которой рассчитывают произвести в 2019 году 86.
4. Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды.
Наконец, рассмотрим политику США в Арктическом регионе, которая в том числе отражается на развитии экотуризма. В полярную зону входит лишь часть территории Аляски. Однако за период с октября 2012 по сентябрь 2013 арктическую часть Аляски посетило 1 960 000 человек87. Национальная стратегия для Арктического региона была принята в мае 2013 года. Кроме всего прочего, данная стратегия построена на намерении осуществлять ответственное руководство Арктическим регионом. Под этим
85 About Polar Knowledge Canada // Government of Canada. URL: https ://www. canada. ca/en/polar-knowledge/behindthescenes.html
86 РКС завершил производство многоспектральных камер для первого спутника системы «Арктика» // РКС. 27.04.2018. URL: http://russianspacesystems.ru/2018/04/27/arktika-m/
87 Arctic Tourism Data // NOEP. URL: http://www. oceaneconomics.org/arctic/tourism/tourData. aspx
подразумевается:
A. Продолжение защиты арктической окружающей среды и сохранения её ресурсов, что является центральной целью политики США. Соединённые Штаты в Арктике стремятся оценивать и контролировать состояние экосистем и риски изменения климата и других стрессоров для подготовки и эффективного реагирования на изменения в окружающей среде;
B. Создание и институционализация комплексной системы управления Арктикой. Предполагается, что рациональное использование природных ресурсов будет основываться на всестороннем понимании экологических и культурных особенностей региона и учитывать ожидания в отношении будущих инфраструктурных потребностей и других связанных с развитием тенденций;
C. Составление карты Арктического региона. США планируют добиться прогресса в составлении карт океана и водных путей Арктического региона, так долго скрытых многолетними льдами, и его прибрежных и внутренних земель в соответствии с надёжными, современными стандартами. Тем самым они стремятся сделать судоходство более безопасным и внести вклад в выявление экологически уязвимых районов и запасов природных ресурсов;
Б. Использование научных исследований и традиционных знаний для улучшения понимания Арктики. Обширные районы Северного Ледовитого океана не исследованы, в связи с этим не хватает многих базовых знаний, необходимых для понимания и решения арктических проблем. По мере того, как США узнают больше о регионе, они смогут определить несколько ключевых компонентов Арктики, которые требуют неотложного внимания: наземный лёд и его роль в изменении уровня моря; морской лёд и его роль в глобальном климате, стимулировании биоразнообразия и поддержке народов Арктики; потепление вечной мерзлоты и её воздействие на инфраструктуру и климат88.
Подводя итог, стоит сказать, что помимо вышеперечисленных усилий деятельность всех циркумполярных государств направлена на поддержание коренных народов и населения, проживающих в Арктическом регионе. Не стоит забывать и о том, что достичь всего этого предполагается в тесном как двустороннем, так и многостороннем международном сотрудничестве, не в последнюю очередь в связи с пересечением тех задач, которые ставят перед собой государства. Однако главным недостатком всех стратегий, помимо Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., является то, что все они не нацелены напрямую на развитие устойчивого туризма в Арктическом регионе. Хотя все меры, осуществляемые циркумполярными государствами в Арктике, безусловно оказывают влияние на преодоление существующих проблем и развитие экологического туризма.
88 National Strategy for the Arctic Region // The White House, Washington. May 10, 2013. URL:https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nat arctic strategy.pdf
Использованные источники:
1. Norway's Arctic policy // Norwegian Ministry of Foreign Affairs. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/nord/nordklo den_en.pdf (дата обращения: 09.04.2019)
2. Key Figures for Norwegian Tourism // Innovation Norway. URL:https://assets.simpleviewcms.com/simpleview/image/upload/v1/clients/norw ay/Key_Figures_2017_pages_9b3f82d5_43f4_4fe9_968c_7a85a36704b2_ed2d34 5f-e93b-410c-9fee-6c349da8eff0.pdf (дата обращения: 09.04.2019)
3. Norway's Arctic Strategy-between geopolitics and social development // Norwegian Ministries. URL:https://www.regjeringen.no/contentassets/fad46f0404e14b2a9b551ca7359c1 000/arctic-strategy.pdf (дата обращения: 09.04.2019)
4. Number of Guests (TUEHOT) // Greenland Tourism Statistics. URL: http://www.tourismstat.gl (дата обращения: 10.04.2019)
5. Ann Abel. The 15 Coolest Places to Go in 2018 // Forbes. Dec 11, 2017. URL:https://www.forbes.com/sites/annabel/2017/12/11/the-15-coolest-places-to-go-in-2018/#52b1369d78cf (дата обращения: 10.04.2019)
6. Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020 // Ministry of Foreign Affairs of Denmark, Department of Foreign Affairs of Greenland, Ministry of Foreign Affairs of the Faroes Tinganes. Aug 2011. URL: http://library.arcticportal.org/1890/1/DENMARK.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
7. Denmark becomes the fourth to ratify HNS Convention // Safety4sea. 04/07/2018. URL: https://safety4sea.com/denmark-becomes-the-fourth-to-ratify-hns-convention/ (дата обращения: 13.04.2019)
8. Ballast Water Management // IMO. URL:http ://www.imo. org/en/OurWork/Environment/BallastWaterManagement/Pa ges/Default.aspx (дата обращения: 13.04.2019)
9. Tourism in Iceland in figures // Icelandic Tourist Board. 2018. URL: https://www.ferdamalastofa.is/static/files/ferdamalastofa/talnaefni/tourism-in-iceland-2018_2.pdf (дата обращения: 14.04.2019)
10. A Parliamentary Resolution on Iceland's Arctic Policy // Government of Iceland. March 2011. URL: https://www.government.is/media/utanrikisraduneyti-media/media/nordurlandaskrifstofa/A-Parliamentary-Resolution-on-ICE-Arctic-Policy-approved-by-Althingi.pdf (дата обращения: 14.04.2019)
11. Nunavut Visitor Exit Survey 2015 Final Report // Insignia. 2015. URL: https://www.nunavuttourism.com/wp-
content/uploads/2018/01/2015_nunavut_visitor_exit_report_english_-_final_0.pdf (дата обращения: 14.04.2019)
12. Statement on Canada's Arctic Foreign Policy // Government of Canada. URL: https://international. gc. ca/world-
monde/assets/pdfs/canada_arctic_foreign_policy-eng.pdf (дата обращения: 14.04.2019)
13. A National Marine Conservation Area Proposal for Lancaster Sound // Parks Canada. URL:https://qia.ca/wp-content/uploads/2017/08/NMCA-Propossal-for-
Lancaster-Sound-ENG-April-4.pdf (дата обращения: 14.04.2019)
14. About Polar Knowledge Canada // Government of Canada. URL:https://www.canada.ca/en/polar-knowledge/behindthescenes.html (дата обращения: 14.04.2019)
15. РКС завершил производство многоспектральных камер для первого спутника системы «Арктика» // РКС. 27.04.2018. URL: http://russianspacesystems.ru/2018/04/27/arktika-m/ (дата обращения: 15.04.2019)
16. Arctic Tourism Data // NOEP. URL:http://www.oceaneconomics.org/arctic/tourism/tourData.aspx (дата обращения: 15.04.2019)
17. National Strategy for the Arctic Region // The White House, Washington. May 10, 2013. URL:https://obamawhitehouse. archives. gov/ sites/default/files/docs/nat_arctic_stra tegy.pdf (дата обращения: 15.04.2019)