Научная статья на тему 'ОХРАНА МАТЕРИНСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ'

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА / ПОСТСОВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА / КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / MATERNITY PROTECTION / POST-SOVIET STATES / COMPARATIVE ANALYSIS / SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN / FAMILY POLICY / FAMILY / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костина Светлана Николаевна, Банных Галина Алексеевна, Касьянова Татьяна Ивановна

Государственная поддержка семей с детьми сегодня - одно из важнейших направлений государственной политики, существенную роль в которой играет охрана материнства Охрана материнства имела большое значение в Советском государстве, однако возникшие после его распада национальные государства подошли к решению данного вопроса не одинаково. В соответствии с этим целью настоящей статьи выступает компаративный анализ государственной политики постсоветских государств в области охраны материнства. Методами исследования послужил анализ теоретических документов, а также законодательства постсоветских стран в сфере охраны материнства. Результаты исследования показывают разнообразие подходов к охране материнства на постсоветском пространстве: от продолжительности отпуска по беременности и родам, наличия или отсутствия отпуска по уходу за ребенком и возможности получить его иным лицам, кроме матерей, до основания, размера и регулярности различных выплат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костина Светлана Николаевна, Банных Галина Алексеевна, Касьянова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERNITY PROTECTION AS A DIRECTION OF STATE POLICY IN THE POST-SOVIET SPACE: A COMPARATIVE ANALYSIS

State support for families with children today is one of the most important areas of state policy, in which maternity protection plays a significant role. Maternity protection was of great importance in the Soviet state, but the national states that emerged after its collapse did not approach this issue in the same way. In accordance with this, the purpose of this article is a comparative analysis of the state policy of post-Soviet states in the field of maternity protection.The methods of the study were the analysis of theoretical documents, as well as the legislation of post- Soviet countries in the field of maternity protection.The results of the study show a variety of approaches to maternity protection in the post-Soviet space: from the duration of maternity leave, the presence or absence of parental leave and the possibility of obtaining it to other persons other than mothers, to the basis, size and regularity of various payments.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА МАТЕРИНСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 316.3

Охрана материнства как направление государственной политики на постсоветском пространстве: компаративный анализ

Костина С.Н.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)

Банных Г.А.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)

Касьянова Т.И.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)

Государственная поддержка семей с детьми сегодня - одно из важнейших направлений государственной политики, существенную роль в которой играет охрана материнства Охрана материнства имела большое значение в Советском государстве, однако возникшие после его распада национальные государства подошли к решению данного вопроса не одинаково. В соответствии с этим целью настоящей статьи выступает компаративный анализ государственной политики постсоветских государств в области охраны материнства.

Методами исследования послужил анализ теоретических документов, а также законодательства постсоветских стран в сфере охраны материнства.

Результаты исследования показывают разнообразие подходов к охране материнства на постсоветском пространстве: от продолжительности отпуска по беременности и родам, наличия или отсутствия отпуска по уходу за ребенком и возможности получить его иным лицам, кроме матерей, до основания, размера и регулярности различных выплат.

Ключевые слова: охрана материнства, постсоветские государства, компаративный анализ, поддержка семей с детьми, семейная политика, семья, государственная политика.

Семьи с детьми выделились в самостоятельный ки семей с детьми формировалась на протяжении объект социальной политики советского государ- всего советского периода вплоть до распада СССР ства в 20-х гг. ХХ в. [1]. Система мер поддерж- в 1991 г. С начала 80-х гг. ХХ в. в планы советского

государства входила помощь всем семьям с детьми, а не только отдельным категориям (многодетным и малообеспеченным). К 1990 г. в СССР в общегосударственном масштабе выплачивалось 14 видов семейных пособий, в том числе единовременное пособие на первого и последующих детей, ежемесячное пособие на четвертого и последующих детей и др.

[2]. Кроме этого, была реализована система мер в отношении занятости беременных женщин и матерей (оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года и отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста 3 лет и др.), предоставление льготных кредитов молодым семьям, льготная система оплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении. Хотя и в советский период существовали региональные различия в обеспечении социальной поддержки

[3], можно говорить в целом о единой системе социальных пособий и льгот.

После распада Советского Союза новые независимые государства начали формировать собственную социальную и семейную политику, в том числе в отношении семей с детьми. В итоге почти тридцатилетнего развития в странах постсоветского пространства сложились достаточно дифференцированные системы социальной поддержки семей с детьми. Одним из неизменных элементов можно считать такое направление, как охрана материнства - это созданные государством условия, система мер для поддержки женщин с детьми или ожидающих детей. Поэтому целью настоящей статьи выступает попытка изучения опыта постсоветских государств в области охраны материнства и компаративный анализ существующих мер.

1. Теоретические особенности исследования государственной политики охраны материнства в постсоветских государствах

Национальные государства прошли достаточно длинный путь формирования своей социальной политики, и на современном этапе они уже не только обязаны, но и фактически вынуждены под давлением общества заниматься социальной поддержкой граждан, когда люди не в состоянии своими силами обеспечивать себе минимальный прожиточный уровень [4].

Теоретико-методологической основой развития системы мер поддержки семей с детьми выступает принятая во многих странах концепция государства всеобщего благосостояния. Классификация социальных режимов в странах благосостояния, предложенная датским социологом Г. Эспинг-Ан-дерсеном в 1990 г., является одной из ключевых теоретических рамок, используемых в сравнительных исследованиях семейной политики в европейских странах. Он выделяет три модели: неолиберальная (англо-американская), консервативно-корпорати-вистская (франко-германская), социально-демокра-214

тическая (скандинавская, шведская модель социальной политики).

Однако с конца XX в. институт государства всеобщего благосостояния переживает серьезные трансформации, связанные с его либерализацией [5]. Национальные государства уже не могут нести такую социальную нагрузку, что выражается в сокращении объема или изменении условий получения социальных благ. По мнению И. Ферраджина, в рамках неолиберального капитализма происходит сокращение расходов на поощрение занятости в среде с растущей прекаризацией и усиление поддержки работающих родителей в удовлетворении растущих расходов на детей [6]. Похожих взглядов придерживается К. Доренко, которая предлагает разделить сложившиеся на сегодня типы государственной социальной политики на две группы. Первая группа построена на остаточной социальной политике, основанной на идеях консерватизма и выполняющей функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Такая политика носит преимущественно пассивный и компенсационный характер. Вторая группа предполагает осуществление институциональной социальной политики, которая направлена на обеспечение населения разнообразными социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов [4].

Кроме господствующих политических идей, на государственную семейную политику оказывает влияние изменение взглядов на гендерные роли в семье, роли родителей (прежде всего отца) в обеспечении семьи, а также главенствующие позиции в отношении занятости родителей. В большинстве случаев семейная политика национальных государств основана на поддержке материнства и зависит от понимания гендерной роли женщины. В зависимости от того, противопоставляется ли материнство профессиональной занятости женщины, выделяются модели семейной политики «рефами-лизации» и «дефамилизации». В случае «рефами-лизации» государство создает условия для женщин, при которых мать получает возможность не работать, а посвящать себя семье и детям. «Дефамили-зация», наоборот, предполагает, что женщина-мать получает возможность работать [7].

Также на модель семейной политики оказывает влияние отношение к отцовству как социальному институту, роли отца. Б. Хобсон и Д. Морган предложили классифицировать национальные государства по признаку отношения к моделям отцовства в рамках семейной политики [8]. Государства с либеральным типом семейной политики, примером которой является Великобритания, поддерживают сильные обязательства отцовства, поскольку апеллируют к традиционной модели семьи с «сильным»

кормильцем. Для Германии - страны с консервативной семейной политикой характерны умеренные как права отцов, так и их обязательства, поскольку, с одной стороны, государство опирается на традиционную модель семьи, где мужчина выполняет роль кормильца, с другой, предпринимает попытки стимулировать участие мужчин в заботе и уходе за ребенком, формируя тем самым модель ответственного отцовства [9].

Развитию социальной политики национальных государств в отношении семей с детьми также способствовала позиция международных организаций

- Организации объединенных наций (ООН) и Международной организации труда (МОТ). Социальная защита занимает центральное место в Повестке дня в области устойчивого развития. Согласно позиции МОТ, социальная защита или социальное обеспечение определяется как совокупность мер и программ, цель которых - сокращать и предотвращать бедность и незащищенность людей на протяжении их жизненного цикла. Социальная защита в том числе включает детские и семейные пособия, охрану материнства, меры по охране здоровья, пособия по инвалидности, а также пособия в случае потери кормильца [10].

Охрана материнства является неотъемлемой частью международно-признанных прав человека, женщин, детей и прав в области гендерного равенства. Нормы, касающиеся охраны материнства, содержатся в ряде международных соглашений по правам человека (Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской декларации и платформы действий и др.), в том числе в ряде конвенций по охране материнства. Конвенция об охране материнства № 183, принятая в 2000 г., в качестве основных элементов успешной организации сферы охраны материнства определяет в том числе:

- право на отпуск по беременности и родам продолжительностью не менее 14 недель;

- денежные пособия женщинам, отсутствующим на работе в связи с отпуском по беременности и родам, на уровне не менее двух третей от предыдущих заработков женщины, или сопоставимой суммой [11].

Конвенции № 183 предшествовали более ранние конвенции об охране материнства: Конвенция № 3 (1919 г.) и Конвенция № 103 (1952 г.). Государство могло ратифицировать одну из этих конвенций или другие конвенции МОТ, включающие положения, связанные с охраной материнства.

Если рассматривать национальные государства

- бывшие республики СССР, то данные документы были ратифицированы не всеми из них. Конвенцию № 183 ратифицировали всего несколько постсоветских стран [12]: Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва и Молдова. Конвенцию об охране материнства № 3 ратифицировали Латвия и Литва,

а Конвенцию об охране материнства № 103 - Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина, Узбекистан.

2. Особенности государственной политики в области охраны материнства в постсоветских государствах

Рассмотрим особенности государственной социальной политики постсоветских стран по охране материнства. Для решения данной задачи нами было проанализировано законодательство национальных государств (законы о труде и трудовых отношениях, а также правовые акты о социальных выплатах), а также официальные сайты органов власти.

Национальные законодательства в сфере охраны материнства за период с начала 90-х гг. ХХ в. претерпели значительные изменения. Необходимо отметить, что за последние три года в ряде постсоветских стран прошли реформы, касающиеся в том числе норм охраны материнства и связанные с изменением видов данных мер, порядком их предоставления либо изменением их объемов. Данные реформы, в основном, были направлены на улучшение положения матерей, а также отцов. Например, в Латвии изменился порядок предоставления пособий по материнству, на которые с 1 января 2020 г. могут претендовать безработные лица. В то же время можно наблюдать и ситуации с уменьшением видов выплат - так, из законодательства Кыргызской Республики в 2018 г. было исключено пособие по уходу за ребенком до 3-х лет (на Украине такая мера была введена с 2014 г.).

В основном, меры, связанные с охраной материнства, включают предоставление оплачиваемого отпуска по беременности и родам, единовременные выплаты при рождении ребенка, отпуска по уходу за ребенком, единовременные и ежемесячные выплаты по уходу за ребенком. Кроме этого, в ряде стран предусмотрено отдельное пособие женщинам, ставшим на учет на ранних сроках беременности (до 12 недели беременности). Такое пособие выплачивается, например, в Республике Беларусь, РФ, на Украине.

Меры по охране материнства в национальных государствах зачастую связаны с социально-трудовым статусом получателей. В большинстве постсоветских стран порядок предоставления и размер получаемых мер поддержки зависят от трудового статуса женщин (либо их статуса в системе социального страхования). Так, из данной системы могут быть исключены неработающие лица (Азербайджан), безработные, не состоящие на учете в службе занятости (Кыргызстан), не имеющие персонального кода (Латвия), не зарегистрированные в системе социального страхования (Литва).

Продолжительность отпуска по беременности и родам в более чем в половине постсоветских стран составляет не менее 126 календарных дней (70 календарных дней до родов и 56 дней после родов) -

это Литва, Украина, Молдова, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызская Республика, Грузия. Наименьшая минимальная продолжительность отпуска по беременности и родам установлена в Туркменистане - 112 календарных дней. В Армении, Таджикистане и России продолжительность отпуска составляет не менее 140 календарных дней. В национальных государствах присутствуют нормы об увеличении размера отпуска, которые могут зависеть от различных обстоятельств - осложненных родов или рождения двух и более детей (размер отпуска продлевается обычно до 140 дней), а также других обстоятельств, например, в Кыргызской Республике продолжительность отпуска может быть увеличена до 180 дней, если женщина работает в высокогорной и труднодоступной местности, в Казахстане - до 170 дней женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний и др.

Что касается пособий, связанных с беременностью и родами, в постсоветских государствах наблюдаются значительные национальные особенности. Данные выплаты могут носить единовременный и/ или ежемесячный характер, а их предоставление зависеть от трудового статуса лица, которому они предоставляются, от стажа социального страхования (см. табл. 1). В Грузии, например, наблюдается дифференциация по секторам - в публичном секторе пособие полностью соответствует 100 % заработной платы, а в частном секторе максимальный размер - 1000 лари (около 250 евро по курсу 2020 г.1). Наименьшая сумма единовременного пособия при рождении первого ребенка в 2020 г. выплачивалась в Республике Узбекистан (38,8 евро), наибольшая -в Республике Беларусь (846 евро). В данном случае мы не учитываем Украину, т.к. несмотря на большой размер пособия, оно выплачивается частями в течение 3-х лет после рождения ребенка.

Отпуск по беременности и родам, а также соответствующие выплаты представляются в основном матерям. Однако есть ряд стран, где такой отпуск предоставляется также и отцам. Например, в Трудовом кодексе Литовской Республики предусмотрен отпуск по отцовству на период со дня рождения ребенка до достижения ребенком одного месяца, во время которого в случае, если отец ребенка живет в браке с матерью ребенка, выплачивается пособие [13].

В ряде национальных государств в качестве дополнительных мер поддержки были введены выплаты, которые получили название материнского или семейного капитала. Их особенностью является то, что данные выплаты можно потратить только на ограниченные цели - улучшение жилищных условий, образование детей и др. Семейный капитал может предоставляться при рождении определенного

1 В ходе анализа мы привели размеры выплат в национальной валюте к курсу евро на ноябрь 2020 г.

по очередности ребенка. Например, в России материнский (семейный) капитал был введен в 2007 г. при рождении второго ребенка, с 1 января 2020 г. он предоставляется при рождении (усыновлении) первого ребенка в размере 466617 руб. (5179,45 евро), а при рождении второго и последующего детей -616617 руб. (6844,45 евро) [14]. Кроме этого, семейный капитал также назначают регионы РФ самостоятельно. В Беларуси семейный капитал был введен, начиная с 2015 года, он предоставляется один раз единовременно при рождении третьего или последующего ребенка, с 1 января 2020 г. его сумма составляет 22500 белорусских руб. (7418,25 евро) [15].

Также в ряде национальных государств постсоветского пространства предоставляются иные виды выплат при рождении ребенка. Например, на Украине предусмотрен так называемый «пакет малыша» - одноразовая натуральная помощь на каждого рожденного ребенка для приобретения детских товаров и товаров для роженицы, которая с сентября 2020 г. выплачивается в размере 5 тыс. гривен [44]. В России наборы для новорожденных выдаются по инициативе региональных властей в ряде субъектов РФ (например, в городе Москве).

Отличия наблюдаются в национальной политике в отношении предоставления отпуска по уходу за ребенком (см. табл. 2). Оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком предоставляется практически во всех постсоветских странах за исключением Кыргызской Республики, Грузии (где предусмотрена оплата 57 календарных дней общего отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком). Особенная ситуация наблюдается на Украине, где с 2014 г. было отменено пособие по уходу за ребенком, место которого заняла помощь при рождении ребенка, выплачиваемая до достижения им 36 месяцев. Продолжительность оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком варьируется от 57 дней (Грузия) до 3-х лет (Беларусь, Молдова). В прибалтийских странах предоставляется возможность выбора (только один раз) размера оплачиваемого отпуска - до года или до двух лет. Отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет без сохранения заработной платы предоставляется в Казахстане, Узбекистане, России, Туркменистане, Кыргызской Республике.

Отпуск по уходу за ребенком в большинстве стран может представляться не только матери, но также отцу и другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком (иным родственникам или опекунам), что соответствует требованиям международных конвенций. В то же время в ряде постсоветских стран данные нормы выполняются в «усеченном» виде либо практика предоставления такого отпуска отцам до последнего времени носит незначительный характер (например, Грузия, Таджикистан и др.).

Размер выплат в отпуске по уходу за ребенком, также как и пособие по беременности и родам, мо-

Таблица 1

Размеры выплат по беременности и при рождении детей в постсоветских государствах

Размер пособия по беременности и родам Размер единовременного пособия при рождении ребенка (в национальной валюте и в евро2)

Азербайджанская Республика [16] 100 % предыдущей средней заработной платы работника [17] 200 манатов [17] (99 евро)

Грузия [18] Рассчитывается от средней заработной платы, в публичном секторе - в размере 100% заработной платы не более 1000 лари (250 евро)

Кыргызская Республика [19] Из расчета 10 расчетных показателей в месяц [20] 40 тыс. сомов [21] (396 евро по курсу 2020 г), при рождении 3-х и более - 50 тыс. сомов на каждого ребенка [21] (495 евро)

Латвийская Республика [22] 80 % от средней зарплаты социальных платежей заявителя [23]. 421.17 евро [23]

Литовская Республика [24] 77,58 % компенсируемого размера заработной платы получателя, но не менее 234 евро в месяц [25] 429 евро [26]

Республика Армения [27] Для работающих - исходя из средней заработной платы; для неработающих -из расчета 50 % минимальной зарплаты [28] Пособие на первого и второго детей - 300 тыс. драмов (500 евро по курсу 2020 г.), на 3-го и 4-го -миллион драмов (1650 евро), пятого и последующих - полтора миллиона (2472 евро)

Республика Беларусь [29] В размере среднедневного заработка за прошлый период [29] 1-ый ребенок - 10 бюджетов прожиточного минимума (БПМ)3 (846 евро), за следующих детей - 14 БПМ (1184 евро) [30]

Республика Казахстан [31] Единовременно в размере среднемесячного годового заработка 1-ый, 2-й, 3-й ребенок - 38 месячных расчетных показателей - МРП4 (209 евро); 4-й и более детей -63 МРП (347 евро) [32]

Республика Молдова [33] Единовременная выплата в сумме средней зарплаты за прошлый год В 2020 г. за 1-го ребенка - 3100 леев (152 евро), а за каждого последующего - 3400 леев (167 евро)5

Республика Таджикистан [34] 100 % средней заработной платы получателя пособия [35] На 1-го ребенка - 3 минимальных зарплаты6 (89 евро), 2-го - 2 минимальных зарплаты (60 евро), 3-го - 1 минимальная зарплата (30 евро) [35]

Республика Узбекистан [36] При стаже работы менее 12 мес. - 75 % среднего заработка, более 12 месяцев - 100 % [37] 70,3 % МРОТ7, или 477 568, 99 сумов (38,8 евро)

Российская Федерация [38] 100 % среднего заработка для работающих матерей 18 004 руб. 12 коп. (200 евро)

Туркменистан [39] 65 % базовой величины, установленной для исчисления государственных пособий8 [40] При рождении первого и второго ребёнка - 130 % базовой величины, установленной для исчисления государственных пособий (418,6 манатов или 100 евро); третьего ребёнка - 250 % (805 манатов или 194 евро); четвёртого ребёнка и последующих детей - 500 % (1610 манатов или 387 евро)

Украина [41] В размере средней заработной платы при стаже более 6 мес., но не менее минимальной заработной платы9 41280 гривен (1225 евро), выплачивается частями: одноразово в сумме 10320 гривен при рождении ребенка, далее в равных частях в течение 36 мес.

Эстонская Республика [42] В размере средней заработной платы [43] 320 евро на ребенка; в случае рождения 3-х или более детей - 1000 евро на каждого ребенка

жет зависеть от среднего заработка (Латвия, Литва Беларусь, Россия, Казахстан, Эстония), выплачиваться в установленном размере (Азербайджан, Молдова, Узбекистан, Туркменистан). Наиболее вы-

2 Рассчитывалось по курсу национальной валюты к евро на 1 ноября 2020 г.

3 Бюджет прожиточного минимума - установленная государством денежная сумма, которая должна удовлетворить основные жизненные потребности гражданина страны. На 01.11.2020 г. это 258,11 белорусских рублей (Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2020 г. № 95) или 85,42 евро.

4 Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штраф-

сокие размеры выплат в отпуске по уходу за ребенком установлены в прибалтийских странах.

Размер выплат в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в постсоветских странах может исчис-

ных санкций, налогов и других платежей в 2020 г. в соответствии с законодательством Республики Казахстан - 2 778 тенге.

5 Устанавливается ежегодно решением Правительства Республики Молдова.

6 В настоящее время минимальная заработная плата в Таджикистане составляет 400 сомони.

7 МРОТ составляет 679330 сумов.

8 Базовая величина для исчисления государственных пособий в Туркменистане с 1.01.2020 г составляет 322 маната.

9 В 2020 г. размер минимальной заработной платы на Украине составил 155,16 гривен (4,6 евро).

Таблица 2

Особенности предоставления отпуска по уходу за ребенком в постсоветских странах

Государство Продолжительность оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и размер выплат Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы

Азербайджанская Республика [16] До 1,5 лет - 44 маната (23 евро), от 1,5 до 3 лет - 27,5 манатов (13) [17] -

Грузия [18] Оплачивается 57 календарных дней единого отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком после родов 604 календ.дня

Кыргызская Республика [19] - До 3-х лет

Латвийская Республика [22] Если выбран отпуск до 1 года - родительское пособие 60 % от средней зарплаты, если отпуск до 1,5 лет - 43,75 % от средней зарплаты, для вышедших на работу - 30 % от размера пособия. Одновременно можно получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 171 евро, до 2-х лет 42,69 евро

Литовская Республика [24] Если выбран отпуск до 1 года - 77,58 % компенсируемого размера зарплаты получателя, если отпуск до 2-х лет - в 1-ый год 54,31 %, а во 2-ой год 31,03 % размера зарплаты. Минимальное пособие составляет 234 евро, максимальное - 2089,54 евро До 3-х лет

Республика Армения [27] До 2-х лет - 26,5 тыс. драмов (43 евро), в селах - 53 тыс. драмов (87 евро) -

Республика Беларусь [29] До 3-х лет на первого ребенка - 35 % средней зарплаты по стране, на следующих детей - 40 %. -

Республика Казахстан [31] До 1 года в размере 40 % среднемесячного дохода за 2 предыдущих года для работающих, для неработающих: на первого ребенка - 5,76 МРП, на второго - 6,81 МРП, на третьего - 7,85 МРП, на четвертого и последующего - 8,9 МРП До 3-х лет

Республика Молдова [33] До 1,5 лет в размере 300 леев (15 евро); для застрахованных - до 3 лет в размере 30 % от среднемесячного дохода за последние 6 мес. -

Республика Таджикистан [34] До 1,5 лет в размере 100 % показателя для расчетов (4,3 евро)10 До 3- х лет

Республика Узбекистан [36] До 2-х лет в размере 434 тысяч сумов (35 евро) До 3- х лет

Российская Федерация [38] До 1,5 лет в размере 40 % от среднего заработка для работающих матерей До 3-х лет

Туркменистан [39] До 3-х лет в размере 185 манатов (91 евро) -

Украина [41] - До 3-х лет

Эстонская Республика [42] До 1,5 лет - родительская компенсация в соответствии с доходом, но не менее нижней ставки месячной зарплаты (584 евро) и не более трехкратной суммы среднемесячной зарплаты (3548,10 евро). До 3-х лет - 38 евро. Детское пособие на первого и второго ребенка по 60 евро; начиная с третьего ребенка - по 100 евро на ребенка в месяц.

ляться, исходя из среднего заработка (Россия, Латвия, Литва, Эстония), дохода (Казахстан), средней зарплаты по стране (Беларусь) или показателя для расчетов (Таджикистан), либо она устанавливается в определенном размере (Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Армения, Азербайджан). Размер выплат может дифференцироваться в зависимости от возраста ребенка.

Кроме пособия по уходу за ребенком, в ряде стран предусмотрены другие выплаты до достижения ребенком возраста 3-х лет. К ним, например, относятся выплаты, компенсирующие уход за детьми вне системы дошкольных учреждений. Так, в Армении матери, находящиеся в отпуске по уходу за

10 С 2020 г. составляет 58 сомони (4,3 евро). 218

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ребенком до 3 лет, могут получить от государства до 55 000 драмов для найма няни или оплаты за ребенка в частном детском саду, если они вернутся на работу до того, как ребенку исполнится 2 года. На Украине возмещению подлежит стоимость услуги по уходу за ребенком до трех лет - «муниципальная няня» в размере прожиточного минимума на детей в возрасте до шести лет, установленного на 1 января соответствующего года [45]. В России такая выплата может быть установлена субъектами РФ.

Охрана материнства - важное направление государственной семейной политики постсоветских государств, которое включает в себя создание условий женщинам для вынашивания, рождения и ухода за ребенком/детьми. Формирование собственных подходов к решению данного вопроса в постсоветских

странах началось с распадом СССР, но реформы данного направления государственной политики продолжаются и в современный период. При этом необходимо отметить, что, хотя данные реформы в основном идут в направлении улучшения положения матерей (и отцов), присутствуют и не совсем положительные тенденции (как в Кыргыстане).

На сегодняшний день меры, связанные с охраной материнства, включают предоставление оплачиваемого отпуска по беременности и родам, единовременные выплаты при рождении ребенка, отпуска по уходу за ребенком, единовременные и ежемесячные выплаты по уходу за ребенком, а также иные виды выплат. Однако продолжительность отпусков и размеры выплат существенным образом отличаются. Анализ показал, что лучшие условия по охране материнства в постсоветских государствах в настоящее время присутствуют в таких странах, как республики Латвия, Литва и Эстония, Беларусь, Россия. В наихудшем положении в данном вопросе оказались такие страны, как Кыргыстан и Грузия. Значительная дифференциация наблюдается в обеспечении прав отцов - когда одни страны борются за реализую их прав в отношении отпуска по уходу за ребенком, другие уже предоставляют отцам возможность получения отпуска по беременности и родам.

Итоги тридцатилетнего периода становления государственной политики постсоветских государств в сфере охраны материнства показали, что ряду государств удалось сохранить и даже улучшить свои позиции по сравнению с советским периодом, в то же время в некоторых государствах уровень охраны материнства снизился.

Литература:

1. Цинченко Г.М. Политика в отношении семьи в первые годы советской власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015. - № 1937. - С. 174-182.

2. Косяк Н.А. Государственная помощь семьям в начале 1980-х - 1991 гг. // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 3. - С. 58-63.

3. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность / Под ред. к.э.н. В. Назарова и А. Пошарац. Научный доклад. - М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017. - 144 с.

4. Доренко К.С. История возникновения социальной политики в современных государствах // Право и управление. XXI век. - 2011. - № 3 (20). - С. 46-55.

5. Канарш Г.Ю. «Незачем резать курицу, несущую золотые яйца»: социальное государство и его трансформации в начале XXI в. // Социологические исследования. - 2020. - № 6. - С. 51-60.

6. Ferragina E. The political economy of family policy expansion. Fostering neoliberal capitalism or promoting gender equality supporting social reproduction? // Review of international political economy. - 2019.

- Т. 26. - Vol. 6. - Р. 1238-1265.

7. Носкова А.В. Эволюция семейной политики в Европе: меняющиеся проблемы, приоритеты и практики // Вестник МГИМО. - 2013. - № 4 (31). - С. 291-301.

8. Hobson B., Morgan D. Introduction: making men into fathers // Making Man into Fathers. Men, Masculinities and the Social Politics of Fatherhood / Ed. by Hobson B. Cambridge University Press, 2002. - P. 1-25.

9. Чернова Ж.В. Семейная политика в западноевропейских странах: модели отцовства // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012.

- № 1. - С. 103-122.

10. Доклад о социальной защите в мире в 2017-2019 годах. Обеспечение всеобщей социальной защиты для достижения Целей в области устойчивого развития / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - М.: МОТ, 2018. - URL: https://www.social-protection. org/gimi/RessourcePDF.action?id=55203

11. Конвенция МОТ об охране материнства 2000 года № 183 // Официальный сайт МОТ. - URL: https:// www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPU B:12100:0::N0:12100:P12100_INSTRUMENT_ ID:312328:NO

12. Ratifications of C183 - Maternity Protection Convention, 2000 (№ 183) // Официальный сайт МОТ. - URL: 1300_INSTRUMENT_ID:312328:N0

13. Трудовой кодекс Литовской Республики: утв. Законом Литовской Республики от 4 июня 2002 г. № IX-926. - URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/ legalActPrint/lt?jfwid=k3id7tf7e&documentId=77e 984b2340a11e8a149e8cfbedd2503&category=TAD

14. Федеральный закон от 01.03.2020 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» // СПС Кон-сультантПлюс.

15. Указ Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 345 «О семейном капитале». -URL: http://president.gov.by/ru/official_documents_ ru/view/ukaz-345-ot-18-sentjabrja-2019-g-22025/

16. Трудовой кодекс Азербайджанской Республики: утв. Законом Азербайджанской Республики от 1 февраля 1999 г. № 618-IQ (с изм. и доп. по состоянию на 20.05.2020 г.). - URL: www.ilo.org > travail > docs > Labour Code Final 1

17. Постановление Кабинета министров Азербайджанской Республики от 15 сентября 1998 г. № 189 «Об утверждении «Положения об исчислении и выплате обязательных государственных социальных возмещений по страхованию и пособий, выплачиваемых временно нетрудоспособным работникам за счет средств страхователя». - URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=13864

18. Трудовой кодекс Грузии: утв. Органическим законом Грузии от 17 декабря 2010 г. № 4113.

URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/ view/1155567?publication=16

19. Трудовой кодекс Кыргызской Республики: утв. Законом Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. № 106. - URL: https://mlsp.gov.kg/ normativno-pravovaya-baza/

20. Положение о порядке предоставления пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам: Приложение 1 к Постановлению Правительства Кыргызской Республики от 18.09.2018 г. № 434. - URL: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/12601?cl=ru-ru

21. Закон Кыргызской Республики от 30 марта 2018 г. № 33 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере социальной защиты». - URL: https://mlsp.gov.kg/normativno-pravovaya-baza.

22. Закон Латвийской Республики от 06.07.2001 г. «Закон о труде» (ред. от 02.08.2017). - URL: https://www.baltikon.lv/taxes/zakon-o-trude/

23. Постановление Кабинета Министров Латвийской Республики от 22 декабря 2009 г. № 1546 «Правила о порядке назначения и выплаты пособия по рождению ребенка». - URL: https://www.vsaa.gov.lv/ru

24. Закон Литовской Республики от 14 сентября 2016 г. № XII-2603 «Об утверждении, введении в действие и осуществлении Трудового Кодекса». -URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/77 e984b2340a11e8a149e8cfbedd2503?jfwid=-k3id7tf7e

25. Разрешение Правительства Литовской Республики от 25 января 2001 г. № 86 «Положение о пособиях по социальному страхованию по болезни и материнству» (с изм. от 21.10.2020). -URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/ TAIS.119523/asr

26. Закон Литовской Республики от 21 декабря 2000 г. № IX-110 «О социальном страховании по болезни и материнству». - URL: https://e-seimas. lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/TAIS.116582?jfwid=-eo13tl021

27. Трудовой кодекс Республики Армения от 14 декабря 2004 г. № ЗР-124. - URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8660

28. Закон Республики Армения от 27 октября 2010 г. № ЗР-160-Н «О пособиях по временной нетрудоспособности». - URL: https://www.arlis.am/ DocumentView.aspx?docid=64176

29. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З. - URL: https://xn— ctbfcfvic3abdqybq.xn--90ais/

30. Закон республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». - URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=56798

31. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. № 414-V (с изм. и доп. по состоянию на 07.07.2020 г.). - URL: https://online.zakon.kz/ document/?doc_id=38910832

32. Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 г. № 63-III «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». - URL: https://egov.kz/cms/ru/ articles/allowance

33. Трудовой кодекс Республики Молдова от 28 марта 2003 г. № 154-XV (с изм. и доп. по состоянию на 09.07.2020 г.). - URL: http://continent-online. com/Document/?doc_id=30398053

34. Трудовой кодекс Республики Таджикистан от 23 июля 2016 года № 1329. - URL: http://mehnat.tj/ mehnat/ru/2018/12/03/

35. Закон Республики Таджикистан от 13 декабря 1997 г. № 517 «О государственном социальном страховании». - URL: http://base.mmk.tj/view_ sanadhoview.php?showdetail=&sanadID=55&lang uage=ru

36. Трудовой кодекс Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 г. (с изм. в соответствии с Законом РУз от 09.01.2019 г. № ЗРУ-514). - URL: https:// lex.uz/docs/145261

37. О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию: утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан от 1 апреля 2002 г. № 21. - URL: https://lex.uz/acts/-357102

38. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/

39. Трудовой кодекс Туркменистана от 18 апреля 2009 г. № 30-IV (с изм. и доп. по состоянию на 05.10.2019 г.). - URL: https://www.ilo.org/ dyn/natlex/docs/ELECTR0NIC/83620/92461/ F1271643593/TKM83620.pdf (дата обращения: 10.11.2020).

40. Указ Президента Туркменистана от 5 июля 2019 г. «О повышении в Туркменистане размеров заработной платы, пенсий, государственных пособий, стипендий студентов и слушателей». -URL: https://www.parahat.info/edict/1736

41. Кодекс законов о труде Украины: утв. законом Украинской Советской Социалистической Республики от 10 декабря 1971 г. № 322-VIII) (с изм. и доп. по состоянию на 30.09.2020 г.) -URL: http://continent-online.com/Document/?doc_ id=30412508

42. Закон о трудовом договоре Эстонской Республики: Решение Президента Республики от 12 января 2009 г. № 421 (в ред. от 30.07.2020). - URL: https://www.rup.ee/rus/pdf/TLS_RUS.pdf

43. Закон о государственных семейных пособиях: утв. Указом Президента Эстонской Республики

от 4 декабря 2001 г. № 43. (в ред. от 01.01.2019). - URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/27376 44. Постановление Кабинета министров Украины от 29 июля 2020 г. № 744 «Некоторые вопросы реализации пилотного проекта по монетизации одноразовой натуральной помощи «пакет малыша». - URL: https://www.msp.gov.ua/timeline/?t=6 &from=&till=&g=154&cat=0&dn=#tagpanel

45. Постановление Кабинета министров Украины от 30 января 2019 г. № 68 «Некоторые вопросы предоставления услуги по уходу за ребенком до трех лет "муниципальная няня"». - иЯЪ^йр:// iplex.com.ua/doc.php?code=68-2019-%D0%BF&r ed=10000358be85c3464f99ab793fb87459069ce8& d=5&st=0

Maternity Protection as a Direction of State Policy in the Post-Soviet Space:

a Comparative Analysis

Kostina S.N., Bannykh G.A., Kasyanova T.I. Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg)

State support for families with children today is one of the most important areas of state policy, in which maternity protection plays a significant role. Maternity protection was of great importance in the Soviet state, but the national states that emerged after its collapse did not approach this issue in the same way. In accordance with this, the purpose of this article is a comparative analysis of the state policy of post-Soviet states in the field of maternity protection.

The methods of the study were the analysis of theoretical documents, as well as the legislation ofpost-Soviet countries in the field of maternity protection.

The results of the study show a variety of approaches to maternity protection in the post-Soviet space: from the duration of maternity leave, the presence or absence of parental leave and the possibility of obtaining it to other persons other than mothers, to the basis, size and regularity of various payments.

Key words: maternity protection, post-Soviet states, comparative analysis, support for families with children, family policy, family, state policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.