DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_93 УДК 343.3/.7
ОХРАНА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НОРМАМИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ CONSUMER PROTECTION AND CONSUMER SAFETY BY THE CRIMINAL CODE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
ИСАЧЕНКО Екатерина Александровна,
адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России. 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: [email protected];
Isachenko Ekaterina Aleksandrovna,
adjunct of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматривается система и содержание норм Уголовного кодекса Китайской Народной Республики, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с производством и реализацией фальсифицированной и некачественной продукции. Отмечаются особенности уголовно-правового обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей в КНР.
Abstract: The article discusses the system and content of the norms of the Criminal Code of the People's Republic of China, establishing responsibility for crimes related to the production and sale of counterfeit and low-quality products. Peculiarities of criminal law ensuring the safety of life and health of consumers in the PRC are noted.
Ключевые слова: безопасность потребителей, уголовно-правовая охрана, преступление, ответственность, Уголовный кодекс
КНР.
Keywords: consumer safety, criminal law protection, crime, responsibility, the Criminal Code of the People's Republic of China.
Для цитирования: Исаченко Е.А. Охрана и обеспечение безопасности потребителей нормами Уголовного кодекса Китайской Народной Республики //Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 93-96. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_93.
For citation: Isachenko E.A. Consumer protection and consumer safety by the Criminal Code of the People's Republic of China // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 93-96. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_93.
Статья поступила в редакцию: 29.07.2022
Приоритетной целью современного государства в сфере торговли, прежде всего, должно быть обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя. Китай является ведущим поставщиком продукции во многие страны мира, как развитые, таки развивающиеся. По этой причине представляется интересным и актуальным рассмотрение опыта Китайской Народной Республики по регулированию общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья потребителей.
Уголовный кодекс Китайской Народной Республики (далее - УК КНР), вступивший в силу с 1 октября 1997 г., является основным средством уголовно-правовой охраны потребителей и обеспечения их безопасности.
Нормы, устанавливающие ответственность за преступления, посягающие на безопасность потребителей, сосредоточены в параграфе первом «Преступления, связанные с производством и реализацией фальсифицированной и некачественной продукции» главы третьей «Преступления, связанные с нарушением экономического порядка социалистического рынка» УК КНР [1, с. 74-78]. В данном параграфе регламентируются нормы об ответственности за производство, реализацию фальсифицированной и некачественной продукции (ст. 140); производство, реализацию поддельных лекарственных средств (ст. 141); производство, реализацию некачественных лекарственных средств (ст. 142); нарушение нормативно-правовых актов по организации контроля за обращением лекарственных средств (ст. 142-1); производство, реализацию пищевой продукции, не соответствующей требованиям безопасности пищевой продукции (ст. 143); производство, реализацию токсичной, вредной пищевой продукции (ст. 144); производство, реализацию медицинского оборудования, не соответствующего стандартам (ст. 145); производство, реализацию продукции, не соответствующей требованиям безопасности (ст. 146); производство, реализацию поддельных, некачественных пестицидов, ветеринарных препаратов, химических удобрений, семян (ст. 147); производство, реализацию парфюмерно-косметической продукции, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам (ст. 148). Кроме того, в ст. 150 перечислены меры, принимаемые к организациям, совершившим указанные преступления.
Из приведенного перечня видно, насколько широк и разнообразен выделяемый китайским законодателем круг преступлений, совершаемых в сфере потребительского и посягающих на безопасность потребителей.
К 2022 г. в УК КНР внесено 11 поправок, содержание которых представляет особый интерес для отечественной юридической науки. Рассмотрим содержание изменений, внесенных в нормы Уголовного кодекса КНР в декабре 2020 г., предусматривающие ответственность за производство и реализацию фальсифицированной и некачественной продукции [2]. Диспозиция ст. 141 УК КНР изложена в следующей редакции:
«Производство, реализация поддельных лекарственных средств наказываются лишением свободы на срок до трех лет или арестом, и дополнительно наказываются денежным штрафом; те же деяния, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех лет до десяти лет, и дополнительно наказываются денежным штрафом; те же
деяния, повлекшие причинение смерти человеку или иные особо тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от десяти лет или пожизненным лишением свободы, и дополнительно наказываются денежным штрафом или конфискацией имущества.
Сотрудник организации, связанной с обращением лекарственных средств, заведомо знающий о том, что используемые лекарственные средства являются поддельными, и предоставляющий их для использования другим лицам, наказывается в соответствии с положениями предыдущего абзаца».
Сравнительно-правовой анализ статьи 141 УК КНР в предыдущей редакции и новой редакции позволяет сделать вывод о вторичной криминализации общественно-опасного деяния, которая выражается в следующем:
- исключение ранее обязательного признака простого состава преступления - возможности причинения тяжкого вреда здоровью человека в результате употребления поддельных лекарственных средств. Таким образом, состав преступления становится формальным и предполагает наступление уголовной ответственности только за совершение преступного деяния;
- исключение из санкции статьи штрафа как самостоятельного вида наказания;
- исключение размеров штрафа, ранее установленных в санкции статьи;
- включение в состав преступления дополнительных альтернативных признаков, а именно отягчающих обстоятельств в виде «иных тяжких последствий», и особо квалифицирующих обстоятельств в виде «особо тяжких последствий».
Статью 142 УК КНР законодатель изложил следующим образом:
«Производство, реализация некачественных лекарственных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказываются лишением свободы на срок от трех лет до десяти лет, и дополнительно наказываются денежным штрафом; те же деяния, повлекшие особо тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от десяти лет или пожизненным лишением свободы, и дополнительно наказываются денежным штрафом или конфискацией имущества.
Сотрудник организации, связанной с обращением лекарственных средств, заведомо знающий о том, что используемые лекарственные средства являются некачественными, и предоставляющий их для использования другим лицам, наказываются в соответствии с положениями предыдущего абзаца».
Применительно к ст. 142 УК КНР криминализация выражается в исключении размеров штрафа, ранее установленных в санкции статьи.
Также законодателем произведена криминализация по признаку специального субъекта - указание на сотрудников организации, связанной с обращением лекарственных средств, действия которых образуют составы преступлений, предусмотренные статьями 141, 142 УК КНР.
Пунктом седьмым в УК КНР добавлена новая статья 142-1, устанавливающая уголовную ответственность за преступления, связанные с нарушением нормативно-правовых актов по организации контроля за обращением лекарственных средств, следующего содержания:
«Нарушение нормативно-правовых актов по организации контроля за обращением лекарственных средств, выразившееся в одном из следующих деяний, и которое может повлечь причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или арестом и дополнительно или в качестве самостоятельного наказания - денежным штрафом; те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или иные серьезные последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех лет до семи лет и дополнительно -денежным штрафом:
1) Производство, реализация запрещенных Департаментом по контролю и надзору за обращением лекарственных средств Государственного Совета КНР к использованию лекарственных средств;
2) Производство, ввоз на территорию государства лекарственных средств без получения соответствующих установленных разрешающих документов, или реализация лекарственных средств с заведомо известными вышеуказанными нарушениями;
3) Предоставление поддельных удостоверяющих документов, статистических данных, материалов, образцов или использование иных обманных способов при регистрации лекарственных средств;
4) Подделка документов о производстве, об испытании лекарственных средств.
Деяния, образующие составы преступлений, предусмотренные предыдущим абзацем, в случае, если они в то же время образуют составы преступлений, предусмотренные статьями 141, 142 Уголовного кодекса или образуют состав иных преступлений, квалифицируются и наказываются в соответствии со статьей, предусматривающей более строгое наказание».
Рассматриваемые изменения уголовного законодательства КНР свидетельствуют об усилении уголовно-правовой охраны общественных отношений, складывающихся в сфере потребительского рынка, а также об усилении охраны жизни и здоровья потребителей, что выражается в первичной криминализации общественно-опасных деяний и во вторичной криминализации, в том числе, по признакам состава преступления.
Следует обратить внимание на состав преступления, закрепленный в ст. 148 УК КНР - Производство и реализация парфюмерно-косметической продукции, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам.
Поддельные парфюмерно-косметические товары обходят процессы контроля качества и нормативного надзора, что означает, что в своем составе они могут содержать вредные или опасные вещества. Поддельная косметическая и парфюмерная продукция представляет угрозу прежде всего для безопасности потребителей, их жизни и здоровья.
Так, с марта 2018 г. по январь 2019 г. Ч. знала, что реализуемая ею косметика не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, но продолжала ее сбывать. В результате использования этой косметики у четырех потребителей было обнаружено серьезное превышение ртути в организме.
В июле 2019 г. Управлением по контролю и регулированию рынка района Миюнь Пекина была изъята часть указанной косметической продукции. Экспертизой установлено, содержание ртути в изъятой косметике превышает норму. В дальнейшем было установлено наличие причинной связи между превышение ртути в организме потребителей и использованием указанной косметики [3]. Рассмотренный случай отнюдь не единичный на потребительском рынке в Китае.
Установление китайским законодателем специального состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за производство парфюмерно-косметической продукции, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, по меньшей мере, свидетельствует об особом внимании законодателя КНР к охране и обеспечению безопасности жизни и здоровью потребителя, поскольку основная задача и роль санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов заключается в охране здоровья человека и обеспечении безопасности и безвредности продукции. Установление уголовной ответственности за производство, реализацию парфюмерно-косметической продукции, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, также свидетельствует о том, что законодатель КНР признает общественную опасность указанных деяний. Этот факт имеет значение при исследовании вопросов криминализации преступлений, посягающих на безопасность потребителей в отечественном уголовном праве.
Интересным явлением в уголовном праве и законодательстве Китая для анализа и проведения дальнейших исследований представляет институт уголовной ответственности юридических лиц.
Статьей 150 УК КНР установлено содержание и пределы уголовной ответственности организаций, ее руководителей и иных ответственных лиц за совершение преступлений, перечисленных в статьях 140-148 Уголовного кодекса. Так, за совершение указанных преступлений, организация наказывается штрафом, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие непосредственно ответственные лица наказываются в соответствии с положениями статей 140-148.
А.И. Коробеев справедливо замечает: «по мысли китайского законодателя, привлечение к уголовной ответственности наряду с физическими и юридических лиц призвано повысить эффективность борьбы с подобными преступлениями» [1, с. 19].
Верным представляется и заключение П.В. Трощинского, о том, что наличие института уголовной ответственности организаций в уголовном праве КНР позволяет властям привлекать к ответственности больший круг лиц, что способствует более жесткой борьбе с преступностью в государстве [4, с. 215].
Таким образом, специфика уголовно-правовой охраны общественных отношений, возникающих в сфере потребительского рынка и обеспечения безопасности потребителей, в КНР заключается в следующем.
В соответствии с учением о составе преступления в уголовном праве Китая объекты преступлений в соответствии со сферой их распространения делятся на общий, родовой и непосредственный. Последний, в свою очередь, можно разделить на простой и сложный. Сложный объект - это тот объект, который представлен несколькими нарушаемыми благами. Вместе с тем, блага, образующие сложный объект преступления, могут иметь неодинаковое место и значение в составе преступления [5, с. 326-327].
В УК КНР нормы, предусматривающие ответственность за преступления, фактически посягающие на безопасность потребителей, сосредоточены в одну группу преступлений и закреплены параграфе - «Преступления, связанные с производством и реализацией фальсифицированной и некачественной продукции».
Анализ составов преступлений, содержащихся в вышеупомянутом параграфе, позволяет сделать вывод о том, что объекты большей части этих преступлений являются сложными, одним из составных благ которых является жизнь и здоровье потребителя. Это характерно для составов преступлений, предусмотренных статьями 141, 142, 142-1, 143, 144, 145, 146, 148 УК КНР.
Следует учитывать и использовать в качестве положительного примера опыт КНР по законодательной систематизации преступлений, связанных с производством и реализацией фальсифицированной и некачественной продукции, и посягающих на безопасность потребителей, для повышения научного уровня исследований и совершенствования отечественного уголовного законодательства по вопросам противодействия преступлениям, совершаемым в сфере потребительского рынка.
Ответственность за производство и реализацию парфюмерно-косметической продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя по уголовному законодательству России будет наступать по общей норме - статься 238 УК РФ. В уголовном законодательстве КНР ответственность за рассматриваемое преступное деяние установлена отдельной специальной нормой - Производство парфюмерно-косметической продукции, не отвечающей санитарно-гигиеническим нормам (ст. 148). Для квалификации преступного деяния по указанной статьей УК КНР достаточно установить несоответствие требованиям санитарно-гигиеническим нормам и наличие серьезных последствий, вызванных самим деянием. Таким образом, рассматриваемая норма является специальной по отношению к норме, устанавливающей уголовную ответственность за производство и реализацию поддельной или некачественной продукции (ст. 140 УК КНР). Кроме того, в действительности упомянутая норма конкретнее отражает характер совершаемого преступления в сфере потребительского рынка. Китайский законодатель уделяет отдельное особое внимание охране санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое обеспечивается, прежде всего, соблюдением производителями и продавцами в своей деятельности требований, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Представляется перспективным изучение всех аспектов преступных деяний, связанных с производством и реализацией парфюмерно-косметической продукции, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, совершаемых на отечественном потребительском рынке. При решении вопросов по противодействию преступлениям, связанным с производством и реализацией парфюмерно-косметической продукции, не
соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, безусловно, следует внимательно отнестись к опыту уголовно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере потребительского рынка, в КНР.
В современном мире одной из основных форм существования на потребительском рынке производителей или субъектов, реализующих продукцию или услуги, является юридическое лицо. В науке не отрицается способность коллективных образований, то есть, юридических лиц, совершать деяния, обладающие высокой степенью общественной опасности. Источниками общественной опасности могут выступать деяния не только отдельных индивидов, но и коллективных образований [6, с. 118-121].
Закрепление самостоятельной нормы (ст. 150 УК КНР) об уголовной ответственности организаций за совершение преступлений, связанных с производством и реализацией фальсифицированной и некачественной продукции, свидетельствует о том, что законодатель признает и считает необходимым применение уголовно-правовых санкций к юридическим лицам, осуществляющим преступную деятельность в сфере потребительского рынка. Осуществляемая организациями преступная деятельность по производству поддельной и некачественной продукции, а также оказание услуг или выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, сегодня носит распространенный характер как территории России, так и на территории Китая.
Представляется необходимым дальнейшее изучение законодательной и правоприменительной практики КНР по привлечению организаций к уголовной ответственности за преступления, посягающие на безопасность потребителей, поскольку она может стать эффективным средством воздействия на фактическую преступную деятельность юридических лиц и ее последствия - рост организованной преступности, легализация преступных доходов, и другие опасные последствия.
В целях совершенствования российского уголовно-правового законодательства в части обеспечения безопасности потребителей, их жизни и здоровья, следует учитывать сложившиеся в этой сфере подход и опыт КНР, а именно:
- законодательное установление системы уголовно-правовых норм, направленных на обеспечение безопасности потребителей и отношений, складывающихся в сфере потребительского рынка;
- криминализация конкретных преступных деяний, совершаемых в сфере потребительского рынка;
- установление корпоративной уголовной ответственности за преступления, связанные с производством и реализацией фальсифицированной и некачественной продукции, не исключающее привлечение к уголовной ответственности физических лиц, причастных к преступлениям.
Библиогра фия:
1. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. и с предисл. А.И. Коробеева, пер. с кит. Хуан Даосю. - СПб.: Юридический центр, 2017. - 256
с.
2. —)(Поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики № 11). - URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202012/850abff47854495e9871997bf64803b6.shtml (дата обращения 05.07.2022).
3. (Примеры уголовных дел о преступлениях, связанных с производством, реализацией парфюмерно-гигиенической продукции, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам). - URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1714603121169532752&wfr=spider&for=pc (дата обращения 10.07.2022).
4. Трощинский П.В. Правовая система Китая. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2016. - 472 с.
5. Учение о составе преступления в уголовном праве России и Китае: сравнительно-правовое исследование / авт. кол. В.С. Комиссаров и др., Ван Цзофу и др.; под ред. В.С. Комиссарова, А.И. Коробеева, Хе Бинсуна. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. - 547 с.
6. Антонова Е.Ю. Концептуальные основы корпоративной (коллективной) уголовной ответственности. - СПб: Юридический центр-Пресс, 2011. 421 с. - (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса).
7. Пан Д. Новые направления развития уголовного законодательства в современном Китае: обзор изменений китайского уголовного законодательства // Всероссийский криминологический журнал. - 2021. - Т. 15. - № 1. - С. 115-123. - DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(1). С. 115-123.
8. Нечаев А.Д. Концептуальные основы и теоретическое моделирование криминализации и декриминализации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Нечаев Алексей Дмитриевич. - Саратов, 2017. - 331 с.
References:
1. Criminal Code of the People's Republic of China / Ed. and with preface. A.I. Korobeeva, per. with whale. Huang Daoxu. - St. Petersburg: Legal Center, 2017. - 256 p.
2. —) (Amendments to the Criminal Code of the People's Republic of China No. 11). - URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202012/850abff47854495e9871997bf64803b6.shtml (date of reference 05/07/2022).
3. (Examples of criminal cases on crimes related to the production, sale of perfumery and hygienic products that do not meet sanitary and hygienic standards). - URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1714603121169532752&wfr=spider&for=pc (date of reference 10/07/2022).
4. Troshchinsky P.V. The legal system of China. M.: Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences, 2016. - 472 p.
5. The doctrine of the composition of the crime in the criminal law of Russia and China: a comparative legal study / ed. count V.S. Komissarov et al., Wang Zofu et al.; ed. V.S. Komissarov, A.I. Korobeeva, He Binsun. - St. Petersburg: R. Aslanov Publishing House "Legal Center Press", 2009. - 547 p.
6. Antonova E.Yu. Conceptual foundations of corporate (collective) criminal liability. - St. Petersburg: Legal Center-Press, 2011. 421 p. - (Theory and practice of criminal law and criminal procedure).
7. Pan D. New directions in the development of criminal law in modern China: a review of changes in Chinese criminal law // All-Russian Journal of Criminology. - 2021. - T. 15. - No. 1. - P. 115-123. - DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(1). pp. 115-123.
8. Nechaev A.D. Conceptual foundations and theoretical modeling of criminalization and decriminalization: dis. ... cand. legal Sciences: 12.00.08 / Nechaev Alexey Dmitrievich. - Saratov, 2017. - 331 p.