Si
(S.
$
£*
a
ОХОТУСТРОЙСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОХОТОЙ
В.М.Козлов
Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров, е-mail: vsaa@insysnet.ru
J
1
С
S
I
I
§.
2
ж
S'
£
Забытые в свое время проблемы методов охотустройства, как показало Первое Всероссийское научно-производственное совещание по проблемам охотничьего хозяйства России (Москва-Ки-ров, 2003), опять становятся актуальными. Это связано, прежде всего, с тем, что сейчас появляется множество новых охотпользователей, которых государство обязывает проводить охотустройство.
Однако, как верно отмечают В.А. Макаров и Б.Е.Зарубин (2003), отказ от планового социалистического ведения хозяйства привел к изменению целей и задач охотустройства, но официальные нормативные документы, регулирующие этот процесс, безнадежно устарели. Практика показала, что никакие биотехнические работы не могут избавить от колебаний численности объектов охоты, а планы постоянного роста их численности в прежних проектах нереальны, т.к. противоречат законам экологии. Абсолютно утопичны и методы расчета пропускной способности хозяйства (территориальной и плановой), предложенные Д.Н.Даниловым с соавторами (1966).
Расчет территориальной пропускной способности настолько необоснован, дает столь завышенные результаты, что будь он реализован, привел бы к истреблению животных. В расчете плановой пропускной способности использовались дневные нормы отстрела и фиксированное число охотников в бригаде, что совершенно не соответствует практике охоты. Отмена в ряде случаев дневных норм отстрела делает этот метод совершенно неприемлемым. В силу указанных причин данные расчеты, хотя и делались и сейчас часто делаются в проектах, в деятельности охотничьих хозяйств никогда не использовались.
Примерно так же обстоит дело и с использованием расчетов по расходам и доходам хозяйств. Особой нужды в них никогда не было, а сейчас многие учредители хозяйств вообще не ставят целью окупать свои расходы на ведение хозяйства. По мнению В.А.Макаро-ва и Б.Е.Зарубина (2003) и на наш взгляд, такие расчеты в проекте необязательны. Но их можно выполнять по просьбе заказчика.
Особое место в проекте занимают картографические материалы. Д.Н.Даниловым с соавторами (1966) предложена целая серия карт, выполнение которых было очень трудоемкой и дорогостоящей работой. Практика показала, что в деятельности приписного хозяйства достаточно двух карто-схем: типологической и биотехнической. Типологическая карта составлялась на основе планов лесонасаждений. При этом, как отмечал Е.Н.Мартынов (1981), ценные, подробные и информативные лесоустроительные материалы с помощью больших затрат труда и средств превращались в грубый конгломерат, т.е. в типы местообитаний по Д.Н.Данилову и др. (1966).
Для удешевления охотустроительных работ в настоящее время план охотничьих угодий составляется на основе копий планов лесонасаждений. Такие копии можно делать как в виде цветных ксерокопий, так и с помощью цифровых фотографий.
На биотехнический схеме хозяйства кроме биотехнических сооружений необходимо отразить границы егерских обходов, воспроизводственного участка, места установки аншлагов и другую производственную информацию.
Каковы же цели современного охотустройства? В. А. Макаров и Б. Е. Зарубин (2003) видят их в инвентаризации охотничьих ресурсов в момент передачи их пользователю для последующей оценки его деятельности на момент истечения срока пользования. На наш взгляд, не исключая такое использование проекта охотустройства, необходимо сделать его основным инструментом государственного управления конкретным охотничьим хозяйством. С его помощью государство может реализовывать свою научно-техническую политику в этой области, что откроет большие перспективы как для сохранения охотничьих ресурсов, так и для увеличения самостоятельности охотпользователя в своей оперативной деятельности.
Для осуществления этих целей необходимо по аналогии с Лесным кодексом в будущий закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве» ввести статьи «Охотустройство» и «Охотустроительные проекты». В этих статьях необходимо отразить основные принципы современного охотустройства: составлять как экспликацию типов местообитаний, так и экспликацию типов охотничьих угодий, проводить бонитировку местообитаний и на этой основе рассчитывать максимально возможную численность охотничьих животных. Определять фактическую среднедневную добычу основных массовых видов животных и на этой основе рассчитывать пропускную способность как оптимальные промысловые усилия для освоения охотугодий хозяйства. Должны быть указаны минимальные нормативы биотехнических работ и обоснованы нормативы пользования основными видами.
Проект охотустройства, прошедший экологическую экспертизу, должен становиться нормативно-техническим документом, регулирующим деятельность хозяйства, текущее и перспективное пользование охотресурсами. Проверка соответствия фактической деятельности хозяйства проекту будет основной задачей охотнадзора. А охрана угодий - одной из задач охотпользователя. Никаких нормативов по охране угодий не должно быть, каждый охот-пользователь вправе сам определять свои затраты на эту работу.
Поскольку пропускная способность рассчитывается на основе средней фактической дневной добычи охотников, то нет нужды устанавливать дневные или сезонные нормы отстрела, что резко уменьшит число нарушений правил охоты, особенно если вернуться к прежней форме оплаты права охоты на весь сезон, а не за особь. После исчерпания пропускной способности охота в хозяйстве на данный вид должна быть закрыта.
Данный метод расчета пропускной способности позволяет обеспечивать сохранение воспроизводственного поголовья животных, изымать только заданный процент популяции. Поскольку общая добыча охотников прямо связана с численностью животных, то на основе пропускной способности и данных о добыче легко рассчитывать исходную численность животных в сезоне (Козлов, 1988, 2000, 2003).
Придание охотустроительному проекту статуса нормативно-технического документа освободит охотпользователя от постоянного вмешательства региональных органов управления охотничьим хозяйством в текущую деятельность охотпользователя. Ему остается соблюдать стандартные сроки охоты, установленные законом, и предписания охотустроительного проекта.
Задачей охотустройства следует считать инвентаризацию охотничьих ресурсов и создание экологически безопасной единой системы использования и учета численности охотничьих животных (Козлов, 2003).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данилов Д.Н., Русанов Я.С. и др. 1966. Основы охотоустройства. - М: Лесная промышленность. 362 с.
Козлов В. М. 1988. Типологическая основа использования охотничьих ре-сурсов//Промысловая оценка и освоение биологических ресурсов. Тр. ВНИИОЗ. - Киров. С. 10-22.
Козлов В. М. 2000. Оптимизация использования охотничьих ресурсов. -Киров. 165 с.
Козлов В. М. 2003. О методах охотустройства//Проблемы охотничьего хозяйства России. Сб. мат.-ов Первого Всероссийского науч.-произ. совеща-ния.-Москва-Киров. С. 115-117.
Макаров В. А., Зарубин Б.Е. 2003. О рационализации и удешевлении охотустроительного проектирования//Проблемы охотничьего хозяйства России.: Сб. мат.-ов Первого Всероссийского науч.-произ. совещания.-Москва-Киров. С 125-128.