П. А. Силкин
ОГЮСТ ВЕСТРИС И ЕГО МЕТОД
Незаконнорожденный сын Гаэтана Вестриса и Марии Ал-лар, получивший прозвище Весталлар (соединили фамилии родителей), Огюст Вестрис родился в Париже в 1760 году, умер там же в 1842. Его полное имя Мари-Жан Огустин Вестрис.
Он слава и гордость обширной флорентийской семьи, подвизавшейся на всех подмостках во всех театрах и во всех крупных центрах Европы: музыкантов, певцов, драматические актрис.
Г-жа М. Аллар прославилась как блестящая танцовщица комического жанра. Гаэтан Вестрис был красив, обаятелен, сложения тонкого, высок в меру, с длинными ногами, с благородной осанкой. Он воплощал строгую красоту, щедрую одаренность от природы. Гаэтан - недосягаемый и никогда не превзойденный образец для всякого танцовщика. Его жанр - благородный танец (dans noble).
Огюст взял от родителей все самое лучшее. Молодой О. Вестрис обладал великолепной выворотностью, большим шагом, феноменально высоким прыжком, а также выработанной до умопомрачительности техникой пируэтов. Особенно он блистал в сложных видах пируэта с rond de jambe, производившими впечатление лучей солнца, и пируэтами с petits battements sur le coude-pied: оба вида трудны для исполнения (в первом случае это, конечно, grand pirouettes).
Обучаться танцу начал у матери, затем у своего отца, который признал его талант, говоря, что сын превзошел его в искусстве. Двенадцатилетним мальчиком Огюст имел дебют в дивертисменте оперы «Пятидесятилетие» и получил хвалебные отклики современников. В 15 лет был зачислен в Оперу, а в 1776 году получил звание солиста.
Реформатор балетного искусства Ж.-Ж. Новерр, отмечая талант, редкие достоинства танцовщика: апломб, смелость, решительность, блеск, прекрасный склад движений, - писал об
О. Вестрисе: «Он уничтожил деление танца на три четких жанра, он соединил их воедино, сделал из них, так сказать, однородный сплав»1.' Танцовщик дерзнул соединить и смешать до тех пор резко разграниченные жанры - благородный танец (dans noble), demi-caractere и комический, и из этого смешения создал свой - единый жанр. Объединение всех трех видов танца в один жанр оказалось не просто личной его удачей: после О. Вестриса этот жанр был канонизирован и стал танцем классического танцовщика XIX и XX веков.
По словам известного датского хореографа Августа Бур-нонвиля, любимого ученика Огюста Вестриса, танец Вестриса-танцовщика был демихарактерным. Иные современники утверждали, что он, превзойдя других танцовщиков в пируэтах, внезапно устремлялся в воздух столь чудесным образом, что казался окрыленным. В отличие от своего отца, Огюст ввел прыжки с разбега вдаль: они рассекали и покрывали пространство, что было подготовкой академического танца XIX века.
Закончив карьеру танцовщика в Парижской опере в 1816 году, О. Вестрис стал ведущим учителем танцев того времени. В основном он вел класс усовершенствования в танцевальном фойе Парижской оперы, где у него брали уроки многие выдающиеся представители искусства танца, например: Ш. Дидло, Ж. Перро, Ф. Эльслер, А. Бурнонвиль и Мария Тальони. В основном мастер работал с подготовленными танцовщиками, шлифуя профессиональную подготовку и высвечивая новые грани таланта учеников. Так, Ф. Эльслер вспоминала: «У Вест-риса я усовершенствовалась не столько по части элементарных знаний, сколько в силе и характере. Он стремился сообщить мне грацию и выразительность, короче говоря, придать его отделку моим позам и осанке»2.
Литературное наследие Огюста Вестриса не опубликовано. Кнут Арне Юргенсон, датский историк балета, исследователь творчества Августа Бурнонвиля, поведал, что в Национальном архиве Парижа хранится маленький документ, в котором мастер дал краткие характеристики своим ученикам 1825 года.
Историк балета привел часть записи О. Вестриса о двадцатилетнем А. Бурнонвиле: «Этот ученик должен работать над устойчивостью, пируэтами, и руки оставляют желать лучшего» (Перевод автора - П. С.)3.
О Вестрисе-учителе мы можем судить только по высказываниям его учеников, среди которых сам О. Вестрис выделял лучших: А. Бурнонвиля, А. Вестриса и Ж. Перро. В воспоминаниях А. Бурнонвиль писал о мастере: «Требовательный в отношении изящества и характерности, он был мягок в своих суждениях, отнюдь не односторонен и охотно признавал талантливость в любом жанре»4.
Лучшие ученики - А. Бурнонвиль и Ж. Перро - воплотили две резко различные манеры романтического танца. Бурнон-виль - благородную исполнительскую манеру, полученную от Вестриса. В Ж. Перро проницательный наставник разглядел талант, которого могли не заметить менее пытливые учителя. А. Бурнонвиль вспоминал, что О. Вестрис, отметив непривлекательную внешность Ж. Перро, советовал ему не принимать живописные позы. «Прыгай с места на место, вертись, кружись, но только никогда не давай публике времени разглядеть твою особу»5.
Именно благодаря А. Бурнонвилю, мы можем соприкоснуться с методом О. Вестриса. В письмах А. Бурнонвиля из Парижа, адресованных его отцу, имеются драгоценные крупицы сведений об этом методе. Частично письма были опубликованы Кнутом Арне Юргенсеном в предисловии к книге «Техника балета Бурнонвиля. 50 комбинаций» (Bournonville ballet technique. 50 Enchaînements), изданной в Лондоне в 1992 году. Так, в письме от 8 июня 1824 года А. Бурнонвиль сообщал отцу, что он очень удовлетворен уроками О. Вестриса и еще более важно, что учитель доволен его усердием, трудолюбием и желанием. Автор письма говорил также о пунктуальности учителя, который приезжал три раза в неделю к 8-ми часам утра и три раза к 9-ти часам. Уроки продолжались до 11 часов или до полудня. А. Бурнонвиль отмечал в письме, что О. Вестрис воспри
нимал его благосклонно и направлял его талант с чрезвычайной заботой. Далее автор утверждал, что мастер уделял особое внимание слабым сторонам его обучения и исправлял с большим уважением. Далее А. Бурнонвиль признавал, что был невероятно удачлив, имея такого учителя как О. Вестрис, которого он считал лучшим в Париже.
По словам автора письма, О. Вестрис заботился о физической форме подопечного и приказывал ему работать каждый день, для того чтобы добиться прекрасного plié, и часто делал строгий выговор. Огюст Вестрис очень хвалил ученика за прием, позволявший ему быстро подниматься на полупальцы во время первого вращения.
В письме от 10 января 1826 года корреспондент, отвечая на вопрос отца об упражнениях О. Вестриса, сообщал: позиции attitudes, port de bras тому известны от Гаэтана Вестриса и Жана Доберваля6.
А. Бурнонвиль писал, что О. Вестрис уделял в равной степени внимание движениям ног, красивому сгибанию колен как в воздухе, так и на полу, элегантным épaulements с чистыми нюансами и точностью в воздухе6.
Август Бурнонвиль оставил два «памятника» в честь своего учителя Огюста Вестриса.
Первый их них - это «Метод Вестриса» (1826) в виде трактата, в котором А. Бурнонвиль поместил 105 основных упражнений на середине зала, сгруппировал их по 8 главным сериям и сфокусировал на 8-ми избранных основных движениях. Это: développé (7 упражнений), ballotté (16 упражнений), relevé (10 упражнений), fouetté (11 упражнений), plié (8 упражнений), pirouette (25 упражнений), temps de cuisse (7 упражнений) и комбинированные упражнения (серия из 21 движения, сфокусированная в основном на pirouettes и прыжках echappés).
Представляем читателю «Метод Вестриса» (1826), где 10 комбинаций отобранны и реконструированы Кнутом Арне Юргенсеном в записи Марион Бастиан7.
Développé [4/4 time]
Grand ronde-jambe, passé en-attitude développée effacé [sic] & arrondi & tournez la jambe en-attitude.
Ballottés [3/4 time]
Ballottés [sic] [saut?s], le troisieme temps développé [sic] & pirouette à un tour à la seconde.
Relevé [4/4 time]
Relevé en-tournant, developpé croisé, passé la jambe en-attitude & developpé [sic] en-tournant.
Fouetté [3/4 time]
Fouetté [sic] en-tournant & pirouette renversée en tournant, demi coupé en tournant pour repren dre.
Plié [3/4 time]
Plié, relevé en-ronde-jambe en-dehors, restez pour reprendre & plié, relevé en-ronde-jambe en-dedans.
Pirouette [6/8 time]
[Grand] battement, entrechat cinq dessous & pirouette à la seconde.
Temps de cuisse [6/8 time]
Un temps de cuisse, pirouette а la seconde & developpé [sic] en-tournant pour reprendre.
Exercice combine [4/4 time]
Pirouette à la seconde, deux fouettés [sic] & [releve] attitude en-tournant, passé la jambe [de] derrmre [en avant en 4, ieme] & pirouette renversée. La meme chose avec la dernmre pirouette en attitude.
Temps sauté à 3/4
Assemblé dessus, entrechat sept, glissade - entrechat cinq à l'air en-arrmre sur la meme jambe, jete (enleve en arrèere) sur le cou de pied & glissade de l'autre côté pour recommencer.
Enchainement a 4 temps
(Batterie) [Grand] Jeté en av[ant], assemblé, ent[rechat] 8, 2 Ronde-jambes en l'air en-dehors, assemblé en arr[iere], entr[echat] 6, sissone [sic] [simple], deux tours en-tournant & grande pirouette à 3 tours à gauche fini avec un ronde-jambe, petit balloté [sic],
assemblé dev[ant] & ronde-jambe en l'air en- ded[ans] fini en-attitude.
Второй памятник - это то, что, учась у Вестриса и не надеясь на свою память, А. Бурнонвиль записал 15G комбинаций своего учителя. Затем, создавая балет «Щкола танцев» (1849), известный в наше время под названием «Консерватория», балетмейстер ввел в 1-й акт балета урок танца, где он воспроизвел записанные им комбинации О. Вестриса. Именно таким образом для потомков сохранились эти уникальные движения великого учителя, вошедшие также в экзерсис пятницы.
Недельная система уроков А. Бурнонвиля была сформирована его последователями, чтобы сохранить танцевальную лексику и стиль наследия хореографа. В императорском театральном училище метод О. Вестриса продолжил и развил ученик А. Бур-нонвиля - Х. П. Иогансон, которого М. Кшесинская называла «создателем русской балерины»8.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Новерр Ж. Ж. Письма о танце // Сб. Классики хореографии. Ред. М. В. Борисоглебский. - Л. - М.: Искусство, 1937. С. 93-17б.
2 Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. - Л.: Искусство, 1983.
3 Knud Arne Jürgensen. Introduction // Bournonville ballet technique. 5G Enchaînements. Selected and reconstructed by Vivi Flindt and Knud Arne jBrgensen. Dance Books Cecil Court. London, 1992.
4 Бурнонвиль А. Моя театральная жизнь // Сб. Классики хореографии. Ред. М. В. Борисоглебский. - Л. - М.: Искусство, 1937. С. 223-327.
5 Кшесинская М. Воспоминания. Артист.Режиссер. Театр. - М., 1992. С.
4G7.