Научная статья на тему 'Ограничения в валютно-финансовых отношениях как проявление политики протекционизма субъектами МЭО'

Ограничения в валютно-финансовых отношениях как проявление политики протекционизма субъектами МЭО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНА ПОЛіТИКА / ВАЛЮТНИЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНЕ РЕГУЛЮВАННЯ / ВАЛЮТНО-ФіНАНСОВі ОБМЕЖЕННЯ / ВАЛЮТНО-ФіНАНСОВі іНСТИТУТИ / ПРОТЕКЦіОНіЗМ / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / MONETARY POLICY / FOREIGN EXCHANGE CONTROL / CURRENCY REGULATION / MONETARY AND FINANCIAL RESTRICTIONS / MONETARY AND FINANCIAL INSTITUTIONS / PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квитка Эвелина Евгеньевна

Целью данной статьи является рассмотрение форм валютных ограничений, целей и последствий их применения, а также проявления политики протекционизма (или либерализма) в рамках их использования. В процессе исследования было установлено, что в рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими, которые принимают форму валютных ограничений. Перспективой дальнейших исследований в данной области является разработка механизма формирования эффективной валютной политики, являющей собой аналогию торговой политики разумного протекционизма в сфере валютно-финансовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restrictions In the Monetary And Financial Relations As a Sign of Protectionism Policy By Subjects of IECO

The aim of this article is to examine the forms of foreign exchange restrictions, its targets and effects, as well as the manifestations of the policy of protectionism (or liberalism) in the context of its use. It was found during research, that in the limits of the exchange control a series of measures take place in the form of prohibition, restriction, regulation, delay of the operations with currency values or dispositions, which takes the form of currency restrictions. The prospect of the further research in this area is the development of a mechanism for the formation of an effective monetary policy, by analogy with the trade policy of the reasonable protectionism in the field of monetary and financial relations.

Текст научной работы на тему «Ограничения в валютно-финансовых отношениях как проявление политики протекционизма субъектами МЭО»

REFERENCES

Chlon-Dominczak, A. "Evaluation of Reform Experiences in Eastern Europe" In Pension reforms: results and challenges, 145-237. Santiago: CIEDESS, 2003.

Holzman, R., and Hinz, R. Old-age income support in the 21st century: an international perspective on pension systems and reform. Washington: The World Bank, 2001.

[Legal Act of Ukraine] (2003). http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/1057-15

Leonov, D. A. "Opodatkuvannia v systemi nederzhavnoho pensiinoho zabezpechennia" [Taxation in the private pension system]. Rynok tsinnykh paperivUkrainy, no. 11-12 (2002): 83-90.

Leonov, D. A. "Problema nerivnosti v opodatkuvanni posluh z nederzhavnoho pensiinoho zabezpechennia v Ukraini" [The problem of inequality in taxation of private pensions in Ukraine]. Finansy, oblik i audyt, no. 2 (2003): 85-91.

Leonov, D. A. "Rynok finansovykh posluh nederzhavnykh pen-siinykh fondiv: vplyv systemy opodatkuvannia" [Financial Markets private pension funds: the impact of the tax system]. Akademichnyi ohliad. Seriia «Ekonomika ta pidpryiemnytstvo» (2007): 34-41.

[Legal Act of Ukraine] (2010). http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/2755-17

[Legal Act of Ukraine] (2012). http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/5519-17

[Legal Act of Ukraine] (2013). http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/657-18

"Ohliad rynkiv. Ohliad nakopychuvalnoho pensiinoho zabezpechennia" [Market Review. Overview of funded pensions]. Natsion-alna komisiia, shcho zdiisniuie derzhavne rehuliuvannia u sferi rynkiv finansovykh posluh. http://nfp.gov.ua/content/rinok-npz.html

Tymchenko, O. "Dotsilnist novatsii v opodatkuvanni operatsii z tsinnymy paperamy" [The feasibility of innovations in the taxation of securities transactions]. Finansova infrastruktura Ukrainy: problemy tanapriamky rozvytku. Kyiv: Krynytsia, 2013.105-108.

УДК 339.727.012.435

ограничения в валютно-финансовых отношениях как проявление политики

протекционизма субъектами мэо

© 2014

КВИТКА Э. Е.

УДК 339.727.012.435

Квитка Э. Е. Ограничения в валютно-финансовых отношениях как проявление политики протекционизма субъектами МЭО

Целью данной статьи является рассмотрение форм валютных ограничений, целей и последствий их применения, а также проявления политики протекционизма (или либерализма) в рамках их использования. В процессе исследования было установлено, что в рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими, которые принимают форму валютных ограничений. Перспективой дальнейших исследований в данной области является разработка механизма формирования эффективной валютной политики, являющей собой аналогию торговой политики разумного протекционизма в сфере валютно-финансовых отношений.

Ключевые слова: валютная политика, валютный контроль, валютное регулирование, валютно-финансовые ограничения, валютно-финансовые институты, протекционизм. Рис.: 1. Библ.: 9.

Квитка Эвелина Евгеньевна - преподаватель кафедры экономической теории и права, Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия»(ул. Лермонтовская, 27, Харьков, 61000, Украина) E-mail: kvitka_e@me.com

УДК 339.727.012.435

Квтка Е. €. Обмеження у валютно-фнансових вiдносинах як прояв полтики протекцюшзму суб'ектами МЕВ

Метою дано!статт'> ерозгляд форм валютнихобмежень, цлей та на-слiдкiв !х застосування, а також прояви полтики протекцюшзму (або л'берал'вму) в межах !х використовування. У процес дослiдження було встановлено, що в межах валютного контролю здйснюеться комплекс заход'в у виглядi заборони, лiмiтування, регламентацП, затримки здй-снення операцй з валютними цнностями або розпорядження ними, як приймають форму валютних обмежень. Перспективою подальших дотджень у даному напрямку е розробка мехашзму формування ефек-тивно'1 валютноi полтики, що е аналогом торговоi полтики розумно-го протекцюшзму у сферi валютно-ф'шансових вдносин. Ключов'1 слова: валютна полтика, валютний контроль, валютне ре-гулювання, валютно-ф'шансовi обмеження, валютно-ф'шансот 'шсти-тути, протекцiонiзм. Рис.: 1. Ббл.: 9.

Квтка Евел'ша ЕвгенП'вна - викладач кафедри економ'мноi теорн i права, Хармвський гумантарний ушверситет «Народна укранська акаде-мiя» (вул. Лермонтовська, 27, Харт, 61000, Укра'ша) E-mail: kvitka_e@me.com

UDC 339.727.012.435

Kvitka E. Ye. Restrictions in the Monetary and Financial Relations as a Sign of Protectionism Policy by Subjects of IECO

The aim of this article is to examine the forms of foreign exchange restrictions, its targets and effects, as well as the manifestations of the policy of protectionism (or liberalism) in the context of its use. It was found during research, that in the limits of the exchange control a series of measures take place in the form of prohibition, restriction, regulation, delay of the operations with currency values or dispositions, which takes the form of currency restrictions. The prospect of the further research in this area is the development of a mechanism for the formation of an effective monetary policy, by analogy with the trade policy of the reasonable protectionism in the field of monetary and financial relations.

Key words: monetary policy, foreign exchange control, currency regulation, monetary and financial restrictions, monetary and financial institutions, protectionism. Pic.: 1. Bibl.: 9.

Kvitka Evelina Ye. - Lecturer of the Department of Economic Theory and Law, Kharkiv University of Humanities (vul. Lermontovska, 27, Kharkiv, 61000, Ukraine)

E-mail: kvitka_e@me.com

Сегодня доминирующей формой международных экономических отношений (МЭО) является международное движение капитала, обороты по сделкам с которым возрастают с течением времени. Данная форма международных экономических отношений пребывает в неразрывной связи с мировой валютно-финансовой системой, посредством которой происходит «перелив» капитала из одних стран в другие, осуществляются международные расчеты, устанавливаются их правила и т. д. Благодаря глобализацион-ным и интеграционным процессам, которые происходят сегодня в мире, на многих международных финансовых рынках параллельно происходит и соответствующая либерализация условий деятельности их субъектов (особенно на региональных). Однако снижение вмешательства со стороны государств в данные процессы часто приводит к неблагоприятным последствиям для последних, обусловливая необходимость осуществления валютного контроля.

Исследованиями в данной области занимались такие ученые, как Никифоров В. А., Журавка Ф. А., Мак-сименко Т. С., Архипов А. Ю., Ишханов А. В., Линке-вич Е. Ф. [1 - 5] и др. Значительная часть исследований валютно-финансовых отношений приходится на внутреннюю денежно-кредитную политику, способы валютного контроля и регулирования, рассмотрение валютно-финансовых институтов и их функций. Однако относительно неразработанной, на наш взгляд, является проблема ограничений в сфере валютно-финансовых отношений, что рассматривается нами как проявление политики протекционизма на международном уровне.

Целью данной статьи является рассмотрение форм валютных ограничений, целей и последствий их применения, а также проявления политики протекционизма (или либерализма) в рамках их использования.

Валютные ограничения - одна из форм государственного вмешательства в экономику, осознание необходимости которого пришло к государственным деятелям еще в начале XVI века: представители меркантилистской школы экономической мысли выступали за запрет (ранний меркантилизм) или ограничение (поздний меркантилизм) вывоза золота и серебра за границу как главного условия богатства страны. Впоследствии их взгляды, несомненно, подверглись критике и некоторому переосмыслению, однако меркантилисты считаются родоначальниками такой формы внешнеэкономической политики, как протекционизм, который в той или иной форме и степени используется всеми без исключения странами, принимающими участие в международном разделении труда.

Валютные ограничения - инструмент валютной политики, включающей в себя валютное регулирование и валютный контроль.

Валютное регулирование позволяет сгладить неблагоприятные воздействия внешних рынков на валютный курс, предотвращать отток капиталов и прочие внешние негативные воздействия на национальную экономику. Поэтому регулирование данной сферы международных экономических отношений имеет большое значение для экономической безопасности страны.

Грамотное валютное регулирование также оказывает помощь в привлечении иностранных инвестиций, что создает дополнительный потенциал для развития как отечественной экономики, так и предпосылки для развития ее внешнеэкономических связей.

«Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по реализации порядка перемещения различных форм валютных ценностей между странами, определенного их законодательством. В рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими, которые принимают форму валютных ограничений. [...] В качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить следующие: + обеспечение экономической безопасности; + стимулирование развития внешнеэкономических связей; + формирование валютных резервов стран; + выполнение международных обязательств стран. Для выполнения таких мер создается механизм валютного контроля за внешнеэкономической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной деятельности, а также специальные органы, участвующие в процессе валютного контроля, которые меняются в связи с направлениями валютной политики. К органам валютного контроля, как правило, относятся центральные банки стран с уполномоченными ими кредитными учреждениями, как, например, в Австрии, Германии, где выделен специальный круг банков, через которые проводятся валютные операции» [6].

В Украине валютная политика проводится Национальным банком Украины и регулируется законом «Про Нацюнальний банк Украши» и др. Национальный банк Украины - экономически самостоятельный орган, который осуществляет денежно-кредитную политику в Украине и основной функцией которого является обеспечение стабильности национальной денежной единицы, а среди прочих функций - осуществление валютного регулирования, определение порядка осуществления операций в иностранной валюте, организация и осуществление валютного контроля над банками и прочими финансовыми учреждениями, которые получили лицензию Национального банка на осуществление валютных операций [7, ст. 7, п. 14].

Формы валютного контроля и валютных ограничений по виду операций платежного баланса можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Развитые страны сегодня постоянно сокращают меры по валютному контролю и ограничениям. Например, в странах Европейского Союза, США и Японии сняты почти все валютные ограничения и не осуществляется валютный контроль за проведением текущих операций, а регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется на основе частичного лицензирования экспортно-импортных операций и таможенного регулирования [6]. В развивающихся странах валютные ограничения вводятся значительно чаще и затрагивают условия конвертируемости валюты, обяза-

Рис. 1. Формы валютного контроля и валютных ограничений по виду операций платежного баланса [6]

тельства сдачи экспортерами валютной выручки в центральные банки и т. д.

Валютно-финансовая политика служит инструментом для регулирования платежных балансов, а также дисбалансов макроэкономического развития. С одной стороны, она находится под влиянием процессов, происходящих в экономике, а с другой - сама оказывает на них огромное влияние, поскольку действия институтов валютного регулирования распространяют свое воздействие на множество процессов в хозяйственных системах на различных уровнях, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также следует отметить, что схожие типы валютных политик в отдельных хозяйственных системах могут иметь совершенно разный эффект. Поэтому субъектам, проводившим данную политику, нужно максимально принимать во внимание ситуацию, сложившуюся в каждой отдельно взятой экономике.

В качестве примера различного эффекта от применения схожей валютной политики можно привести ситуацию, сложившуюся в 1992 г. в Швеции и Эстонии. В обеих этих странах была применена политика, имеющая название «валютный совет» - когда государство фиксирует курс национальной валюты, привязывая его к другой. В Эстонии в вышеуказанном году была введена собственная валюта - крона, которую правительство привязало к тогда еще существующей немецкой марке. Это повысило доверие населения к новой валюте, ее устойчивость, а также снизило инфляцию. Впоследствии Эстония первой из стран Прибалтики была принята в Европейский Союз, что свидетельствует о соответствии ее экономики высоким стандартам и требованиям.

Однако при валютном совете монетарным властям приходится соблюдать определенные ограничения: они не могут осуществлять самостоятельную монетарную политику, кредитовать правительство и коммерческие банки, манипулировать учетной ставкой процента. Это продемонстрировал опыт такой страны, как Швеция: в результате паники на валютных рынках Европы в 1992 г. шведская крона девальвировалась. Правительство отреагировало на это повышением учетной ставки процента до 75 %, чтобы привлечь иностранный капитал и предотвратить вывоз валюты за рубеж, а позднее -впервые в мировой финансовой практике - в течение

недели удерживало ее на рекордном уровне 500 %, при этом искусственно удерживая курс национальной валюты. В результате после серии банкротств курс пришлось отпустить. В короткие сроки крона девальвировалась на 40 % по отношению к доллару США, безработица достигла 15 %. Государству пришлось сокращать расходы на здравоохранение, образование, социальные выплаты, административные затраты. Однако вместо того, чтобы позволить банкам обанкротиться, правительство вливало капитал в их акции, при этом продавая их активы для возврата средств. Благодаря девальвации шведский экспорт вырос, что помогло стране восстановиться. За 2 - 3 года безработица снизилась до 6 %, а внешние займы стабилизировались [8].

Таким образом, можно увидеть, что совмещение политики валютного совета с активными действиями самостоятельной монетарной политики может привести к весьма негативным последствиям, а грамотная политика государства - запустить здоровый рыночный механизм, который автоматически выведет страну из кризиса.

К сожалению, Украине сложно воспользоваться таким инструментом, как валютный совет, в силу следующих причин. Во-первых, в рамках сотрудничества с МВФ (и получения нашей страной кредитов) монетарные власти Украины - а именно НБУ - не могут фиксировать курс гривни, в соответствии с требованиями вышеуказанной организации. Во-вторых, успешный опыт проведения такой политики странами Балтии и Болгарией основан также на том факте, что экономики этих стран можно назвать малыми, и потому их адаптация к новой валютной политике потенциально менее болезненна, чем была бы в Украине. Кроме того, у данных стран была реальная перспектива вступления в Европейский Союз, что является довольно весомым аргументом в пользу фиксации курса [Там же].

Качественное и количественное распространение сегодня валютных ограничений связано, прежде всего, с углубляющейся интернационализацией деятельности хозяйствующих субъектов - от роста внешнеэкономических контактов до интеграционных процессов. Последние обусловлены определенными предпосылками: консолидация капитала, торговые отношения, географическая близость и т. д.

Валютная интеграция сопровождается заключением соответствующих соглашений, которые способ-

ствуют унификации законодательств интегрирующихся государств. Центральная роль в данной деятельности отводится банковским секторам, поскольку они отвечают за результаты национальных и международных валютно-финансовых отношений и выступают не только в роли координатора и регулятора, но и объекта интеграции. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

В качестве примера можно привести интеграцию банковских систем России и Беларуси, которые определили свои стремления к созданию такого объединения, как союзное государство, важной составляющей в сотрудничестве в котором является валютно-финансовая сфера. Следуя рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, страны союзного государства увеличили размер минимального уставного капитала, что способствует росту капитализации кредитных организаций [9]. Также для развития межбанковской интеграции России и Беларуси предполагается:

+ создание валютного союза с использованием единой валюты как кредитного, расчетного и платежного средства, в том числе и в наличном обращении;

+ создание единого финансово-банковского рынка путем допуска филиалов российских банков на территорию Беларуси и наоборот; + создание платежного союза с единой валютой

(для обеспечения бесперебойности расчетов); + создание нового института - единого банка, который предположительно будет проводить единую денежно-кредитную политику и формировать конкурентоспособные банки в союзном государстве [Там же]. При этом отмечается, что введение единой валюты в рамках союзного государства целесообразно проводить путем поэтапного преобразования в экономической, финансовой и денежно-кредитной сферах каждой страны.

Вышеуказанные действия правительств России и Беларуси можно назвать проявлением либерализма во внешней валютной политике, поскольку данные государства максимально снижают (и стремятся к дальнейшему снижению) валютно-финансовые ограничения, желая создать целостную, единую интегрированную систему. Соответственно, действия обратного характера - введение или увеличение каких-либо форм валютных ограничений - можно считать протекционизмом в валютной политике, поскольку по аналогии с международными торговыми отношениями и регулированием их тарифных и/или нетарифных инструментов валютные ограничения несут определенную защитную функцию для отечественной валютно-финансовой системы от влияния аналогичных политик других государств. Однако, как и протекционистские действия в международной торговле, в рассматриваемой сфере международных экономических отношений они могут повлечь за собой как положительные, так и отрицательные эффекты. К положительным можно отнести самостоятельность в проведении политики, сохранении суверенитета государства в полном объеме и построении экономических

планов, свободных от чьих-либо посторонних интересов, самостоятельное влияние на валютный курс, платежный баланс, учетную ставку процента и т. д. А к отрицательным - недоиспользование резервов сторонней финансовой помощи (поскольку международные организации, в частности, МВФ, обязывают страны, просящие помощи, соблюдать определенные условия для ее получения, например, такие, как снижение государственных расходов в любых сферах, рекомендации относительно фиксации валютных курсов и т. д.); значительное сужение возможностей интеграции, а следовательно - возможности совместного решения возникающих проблем и многих других возможностей, вытекающих из данной формы внешнеэкономической деятельности; возможное ухудшение внешнеэкономических связей и отношений с другими странами; снижение открытости экономики и др.

ВЫВОДЫ

В силу наличия взаимного влияния валютной политики и процессов в экономике страны грамотное ее проведение имеет исключительную важность для всех субъектов мирового хозяйства. Валютно-финансовая политика применяется часто как способ выведения стран из кризисных фаз экономического цикла, но одновременно с этим при неправильном применении сама может привести к кризису или усугубить его. Поэтому институтам, проводящим данную политику, необходимо четко понимать, какие именно шаги предпринимать в данной конкретной ситуации в экономике и какие валютно-финансовые инструменты для этого использовать, а также каково состояние экономики страны, ее позиции на мировых рынках, характер торговых отношений с зарубежными партнерами и перспективы участия в интеграционных процессах и т. п.

Таким образом, оба направления внешнеэкономической политики - протекционизм и либерализм -могут применяться не только в такой форме международных экономических отношений, как международная торговля, а и в сфере валютно-финансовых отношений. Инструментами их в данном случае являются различного рода валютно-финансовые ограничения, касающиеся как текущих операций по экспорту и импорту, так и финансовых операций с капиталом. Оптимальное сочетание протекционизма и либерализма в данной форме международных экономических отношений обеспечит формирование долговременной конкурентоспособности национальных экономик и плодотворное их сотрудничество со странами мирового сообщества. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Международный правопорядок в мировой финансовой системе как составная часть международно-правового режима в сфере международных экономических отношений / Никифоров В. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 78. -С. 169 - 174 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-pravoporyadok-v-mirovoy-finansovoy-sisteme-kak-sostavnaya-chast-mezhdunarodno-pravovogo-rezhima-v-sfere-mezhdunarodnyh

2. Институциональное обеспечение системы валютного регулирования и валютного контроля в Украине / Ф. А. Жу-равка // Проблемы экономики. - 2012. - № 1. - С. 15 - 19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/ article/n/institutsionnoe-obespechenie-sistemy-valyutnogo-regulirovaniya-i-valyutnogo-kontrolya-v-ukraine

3. Межбанковское сотрудничество России и Китая при проведении экспортно-импортных операций / Л. Д. Хамага-нова // Известия иркутской государственной экономической академии - 2008. - № 1. - С. 73 - 76 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/mezhbankovskoe-sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-pri-provedenii-eksportno-importnyh-operatsiy

4. Основы валютного регулирования и валютного контроля / Максименко Т. С. // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2011. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-valyutnogo-regulirovaniya-i-valyutnogo-kontrolya

5. Архипов А. Ю. Новый мировой валютный стандарт: поиски и перспективы / А. Ю. Архипов, А. В. Ишханов, Е. Ф. Лин-кевич // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2013. - Том 4. - № 4. - С. 73 - 84 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/ novyy-mirovoy-valyutnyy-standart-poiski-i-perspektivy

6. Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://3ys. ru/mezhdunarodnye-finansy/valyutno-finansovyj-mekhanizm-vneshneekonomicheskikh-svyazej.html

7. Закон УкраТни «Про Нацюнальний банк УкраТни» вщ 20.05.1999 р. № 679-XIV: Верховна Рада УкраТни. Офщшний веб портал [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/679-14

8. Христич А. Как восстановить доверие к гривне? / А. Христич [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.companion.ua/articles/content?id=290421&type=Forprint

9. Интеграция банковских систем России и Беларуси: валютно-финансовые предпосылки / Ю. И. Лопух, Т. В. Новик, И. А. Панковец и др. // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 6. - С. 57 - 60.

Nikiforov, V. A."Mezhdunarodnyy pravoporiadok v mirovoy fi-nansovoy sisteme kak sostavnaia chast mezhdunarodno-pravovogo rezhima v sfere mezhdunarodnykh ekonomicheskikh otnosheniy" [International rule of law in the global financial system as part of the international legal regime in the field of international economic relations]. http://cyberleninka.ru/article/n7mezhdunarodnyy-pra-voporyadok-v-mirovoy-finansovoy-sisteme-kak-sostavnaya-chast-mezhdunarodno-pravovogo-rezhima-v-sfere-mezhdunarodnyh

"Valiutno-finansovyy mekhanizm vneshneekonomicheskikh sviazey" [Monetary and Financial mechanism of foreign economic relations]. http://3ys.ru/mezhdunarodnye-finansy/valyutno-fin-ansovyj-mekhanizm-vneshneekonomicheskikh-svyazej.html

Zhuravka, F. A. "Institutsionalnoe obespechenie sistemy valiutnogo regulirovaniia i valiutnogo kontrolia v Ukraine" [Institutional support system of currency regulation and currency control in Ukraine]. http://cyberleninka.ru/article/n/institutsionnoe-obespechenie-sistemy-valyutnogo-regulirovaniya-i-valyutnogo-kontrolya-v-ukraine

REFERENCES

Arkhipov, A. Yu., Ishkhanov, A. V., and Linkevich, E. F. "Novyy mirovoy valiutnyy standart: poiski i perspektivy" [The new world monetary standard: the search and prospects]. http://cyberleninka. ru/article/n/novyy-mirovoy-valyutnyy-standart-poiski-i-perspektivy Khamaganova, L. D. "Mezhbankovskoe sotrudnichestvo Ros-sii i Kitaia pri provedenii eksportno-importnykh operatsiy" [Interbank cooperation between Russia and China during the exportimport operations]. http://cyberleninka.ru/article/n/mezhbank-ovskoe-sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-pri-provedenii-eksportno-importnyh-operatsiy

Khristich, A. "Kak vosstanovit doverie k grivne?" [How to restore confidence in the national currency?]. http://www.compan-ion.ua/articles/content?id=290421&type=Forprint

[Legal Act of Ukraine] (1999). http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/679-14

Lopukh, Yu. I. et al. "Integratsiia bankovskikh sistem Rossii i Belarusi: valiutno-finansovye predposylki" [Integration of banking systems in Russia and Belarus: monetary and financial conditions]. Osnovy ekonomiki, upravleniia iprava, no. 6 (2012): 57-60.

Maksimenko, T. S. "Osnovy valiutnogo regulirovaniia i valiut-nogo kontrolia" [Basics of currency regulation and currency control]. http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-valyutnogo-reguliro-vaniya-i-valyutnogo-kontrolya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.