УДК: 341.18
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_2_20
Панкратова М.Е., Васильева А.А.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Pankratova M.E., Vasilieva A.A.
LIMITATIONS OF HUMAN RIGHTS IN CYBERSPACE: CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECTS
Ключевые слова: киберпространство, информация, информационные права, конституционные права, киберкультура, киберпреступления, безопасность данных, блокировка сервера, интернет-ресурс, ограничение прав.
Keywords: cyberspace, information, informationrights, constitutional rights, cyberculture, cybercrimes, data security, lock servers, Internet-resource, limitation of rights.
Аннотация: в современных реалиях значимость информационных и технологических систем очевидна. Темпы научно-технического прогресса не могут оставить незатронутыми ни одну из сфер жизни. Под влиянием информационных технологий общество развивается, изменяется его социальная сторона.
Киберпространство в настоящее время - это такой же реальный мир, где лица все также подчинены действующим законам, имеют права и обязанности, вступают в правоотношения, но в несколько иной форме.
Правовое регулирование киберпространства в Российской Федерации является проблемным вопросом, так как специальных нормативно-правовых актов, регулирующих указанную сферу, практически нет, а проекты законов не утверждены еще с 2000-х.
В работе исследованы конституционные права человека с учетом формирования современной интернет-системы. Приведены актуальные статистические данные, мнения других авторов. Авторами определены проблемы ограничения информационных прав в киберпро-странстве, выражающиеся, прежде всего, в блокировке интернет-ресурсов.
По итогам проведенного анализа состояния киберпространства и правового положения человека в нем сформулированы предложения по правовому урегулированию выявленных проблем. Общий итог авторов, в рамках представленного анализа, определен тем, что ограничение прав в киберпространстве путем блокировки вышеуказанных ресурсов должно быть исключительно обоснованным.
Abstract: in modern realities the importance of information and technological systems is obvious. The pace of scientific and technological progress cannot leave any sphere of life unaffected. Society develops and social life changes under the influence of information technologies.
Cyberspace at present time is the real world where people are still subject to applicable laws, have rights and obligations, enter into legal relations but in a slightly different form.
The legal regulation of cyberspace in the Russian Federation is a problematic question because there are practically no special regulations governing this area, and the projects of laws have not been approved since the 2000s.
The paper studies constitutional human rights taking into account the formation of a modern Internet system. The actual statistical data, opinions of other authors are given. The authors identified the problems of limiting information rights in cyberspace, which are expressed, first of all, in blocking Internet resources.
Based on the results of the analysis of the state of cyberspace and the legal status of a person, it formulates proposals for the legal settlement of the identified problems. The authors conclude that the restriction of rights in cyberspace by blocking the above mentioned resources must be exclusively justified.
Актуальность представленной темы определена современным состоянием развития интернет-технологий, без которых практически невозможно представить существование человека и его жизнедеятельность в современных реалиях. Человечество все чаще начинает воспринимать себя и все, что его окружает, через призму информационных и технологических систем.
Информационно-телекоммуникационные технологии являются неотъемлемой частью комфортной среды. Вокруг термина «киберпространство» и его определения по-прежнему ведутся дискуссии. Единого мнения относительно трактования киберпро-странства нет. Представляется нецелесообразным сводить понимание киберпростран-ства к виртуальной реальности. Киберпространство - это «онлайн-мир», но не иллюзорный, а вполне реальный, отличие которого от действительности состоит лишь в способе связи между субъектами - посредством широкого использования информаци-онно-телекомму-никационных технологий, выходящего за рамки одного государства. Если и определять киберпространство как виртуальную реальность, то стоит согласиться с мнением Емелина В.А.1, о том, что виртуальная реальность в настоящее время формируется с учетом принципа объективизма, в своем понимании выражая форму отражения реального мира через механизм виртуализации пространства.
Отметим, что терминология киберпро-странства была введена в 1998г. Именно указанный год ассоциируется с введением дефиниции в теоретической среде, а именно Лоуренс Лессинг дал определение в своей работе, выделив такую сферу общественных отношений как «law of Cyberspace», означающее киберпространственное право2.
Киберпространство, исходя из своей сущности, уникально, что согласно теории рассмотрения уникальности явления по Лессигу, состоит не просто в невиданном ранее уровне интерактивности и скорости обмена информацией, но в том, что оно по-
1 Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе // Национ. психолог. журн. 2016. № 3. С. 86.
2 Право в сфере Интернета: сб. статей / отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2018. 528 с.
рождает принципиально новые общественные правоотношения, отражая сущность самого явления и пределов действия норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Понятие киберпространства, исходя из его сущности и с учетом принципа субъективизма, выражено в формировании реальности субъекта с учетом исключения государственного контроля. С данным мнением, на наш взгляд, следует согласиться отчасти. С одной стороны, действительно, киберпро-странство с трудом поддается правовому регулированию, контролю и надзору со стороны властных субъектов. С другой стороны, киберпространство - это социальная среда, где люди находятся в не менее тесном взаимодействии друг с другом, имеют те же права и обязанности, что и в действительности. А значит нормы права, как ключевая составляющая общества и государства и основа существующих в них правоотношений, составляет основу и киберпростран-ства, а также тех правоотношений, процессов, которые складываются и протекают в нем.
Выделим следующие подходы к пониманию сущности киберпространства, согласно точке зрения Иосифа Дзялошинско-го , профессора ГУ ВШЭ.
Согласно первому подходу определено понимание слова «пространство» через систему обычного метрического пространства, включая его в геополитический дискурс.
Второй подход трактует киберпро-странство как пространство информационных взаимодействий, при этом понятие «киберпространство» используется как синоним понятия «информационное пространство»; «информационное поле» и т.д.
Наконец, возможен третий подход -социальный, в котором киберпространство выражается совокупностью находящихся в информационных отношениях структур.
Вышесказанное позволяет сделать вывод об отсутствии правового определения
3 Дзялошинский И. Права человека в киберпро-странстве // Право знать: история, теория, практика. 2003. № 11-12. URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/pravo/2003_83_84%2811_12%29/dz_ 11_12.html (дата обращения: 10.12.2020).
киберпространства в законодательной сфере Российской Федерации и в принципе об отсутствии единого мнения относительно определения данного понятия.
Далее предлагаем уделить внимание специальным нормам, способным урегулировать киберпространство.
Исходя из сущности интернет-среды, необходимо сформировать единую систему международно-правовой регламентации правоотношений в рамках киберпространства, путем заключения международных соглашений.
Предлагаемыми соглашениями должны быть урегулированы вопросы:
- национальной юрисдикции в Интернете;
- определения правил унификации норм национального законодательства в ки-берпространстве (во времени и по кругу лиц);
закрепления прав на доступ к ки-берпространству как конституционного права человека;
- обязательного соблюдения международных конвенций о правах человека и иных международных конвенций в Интернете.
Отражая сущность интернет-технологий как основу развития Информационного Общества, Советом Европы представлена Декларация прав человека в ки-берпространстве от 25 апреля 2005 г., представляющая собой политический документ, определяющий нормы по защите прав человека и обеспечения верховенства закона в киберпространстве.
Также данную декларацию представили Национальной комиссии Нидерландов по делам ЮНЕСКО.
В анализируемом документе нашли отражение права и свободы, имеющие место в различных нормативно-правовых актах международного характера, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.1
При этом нововведением, не имеющим места в ранее принятых документах, являются следующие положения:
1. Отражен механизм формирования гарантий прав и свобод.
2. Выражена совокупность взаимоотношений общественных институтов с государственными органами и индивидуумами в рамках реализации защиты прав и свобод.
Стоит отметить, что Российская Федерация не является участницей данной Декларации.
При этом, подчеркивая объем правового регулирования, стоит отметить, что такие международно-правовые документы как: Концепция правовой информатизации (1993г.); Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (1995г.); Концепция государственной информационной политики; Концепция формирования информационного общества в России (1999 г.) и др., остались практически невостребованными.
Отражая специфику правоотношений в сфере киберпространства, на наш взгляд, целесообразно привести в качестве примера Конвенцию о киберпреступности, которая заключена в Будапеште 23 ноября 2001 г.
Что касается позиции Российской Федерации, то Распоряжением Президента РФ от 15 ноября 2005г., № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности»2, то были внесены существенные оговорки применения норм конвенции к реалиям нашей страны в рамках подписания и принятия.
При этом в рамках решения проблемы киберпреступности и с учетом уважения целей и принципов Конвенции Российская Федерация выразила готовность к сотрудничеству с членами Совета Европы и странами, принявшими данную Конвенцию.
В 2008 г., решение о присоединении к Конвенции было отменено Распоряжением Президента РФ от 22 марта 2008 № 144-рп «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от
1 Совет Европы разработал Декларацию прав человека в киберпространстве // Информация для всех:
[сайт]. URL: http://ifap.ru/pr/2005/050425a.htm (дата обращения: 10.12.2020).
О подписании Конвенции о киберпреступности: Распоряжение Президента Рос. Федерации от 15 ноября 2005 г. № 557-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 47. Ст. 4929. Документ утратил силу.
15 ноября 2005 г. № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности»1.
Общий анализ положений Конвенции позволяет сформулировать позицию, что указанные документ впервые закрепил классификацию киберпреступлений.
Особенностью Конвенции о кибер-преступности является определение проблемных аспектов взаимоотношений между правоохранительными органами различных государств, при единовременном вовлечении в киберпреступную деятельность граждан двух и более стран.
Особое внимание уделено вопросам личной информации клиентов интернет-провайдеров, и ее предоставления в случаях следственной необходимости.
Анализ сущности правового регулирования отражает мнение о важности указанного международно-правового документа в рамках реализации политики Российской Федерации по вопросам правового регулирования защиты прав человека в киберпространстве. Именно поэтому считаем целесообразным вернуться к обсуждению вопроса по подписанию и ратификации Конвенции о киберпрес-тупности.
Кроме того, стоит отметить, что наука российского уголовного права относит к киберпреступлениям не только преступления непосредственно в сфере компьютерной информации, но и любые иные преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационной сети. Отличительной чертой таких общественно опасных деяний является их исключительно умышленный характер.
Статистические сведения МВД РФ за январь-октябрь 2020 года2 показывают, что в указанный период было совершено на
1О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности»: Распоряжение Президента Рос. Федерации от 22 марта 2008 г. № 144-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 13. Ст. 1295.
2Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-октябрь 2020 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [официальный сайт]. 2020. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/21933965/ (дата обращения: 10.12.2020).
75,1% больше противоправных деяний с использованием информационных технологий.
Правовым каркасом в сфере киберпро-странства Российской Федерации, помимо Конституции РФ, в настоящее время служит Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (далее также - Программа) . Программа включает в себя несколько подпрограмм, от реализации которых в совокупности планируется достижение ряда результатов. Проанализировав наиболее важные и относящиеся к рассматриваемой теме положения Программы, отметим, что планируемые результаты, прежде всего, направлены на:
- расширение границ участия России в международном киберпространстве и повышение степени интеграции в нем;
- покрытие «беспроводными широкополосными сетями связи» ряда объектов, в том числе объектов транспортной инфраструктуры и развитие информационно-телекоммуникационной системы на территории РФ в целом;
- развитие электронных СМИ;
- обеспечение безопасности кибер-пространства;
- обеспечение соблюдения требований действующего законодательства, прав и свобод человека, прежде всего, его права на информацию и др.
В настоящее время численность пользователей Интернета растет большими темпами. Согласно статистическим показателям происходит рост пользователей, так цифры показывают, что в 2020 году их число на 7% превысило показатель 2019 года, в числовом выражение прирост составил 4,54 млрд человек4.
3Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18. 2159.
4 Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в России // WebCanape: [сайт]. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globa lnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения: 10.12.2020).
В соответствии с паспортом подпрограммы 1 Программы1 одним из результатов ее реализации должно явиться предоставление 95% населения России доступа к сети «Интернет» посредством широкополосных технологий.
В настоящее время Российская ассоциации электронных коммуникаций, ссылаясь на данные Mediascope2, уже заявила о численности аудитории Интернета в России в количестве 95 млн человека, что составляет 78% страны старше 12 лет.
Исходя из понимания сущности интернет системы, можно констатировать создание нового объективного пространственного выражения информационной среды. Такой состояние действительности получило название «киберпространство», что повлекло развитие собственного механизма реализации и развития с формирование определенной общности и киберкульту-ры как нового типа развития института культуры общественных отношений»3. Для обозначения сформировавшейся действительности применимы различные наименования: «виртуальная система», «метафорическая абстракция», «киберпространство» и многие другие.
Причину формирования интернет-среды как отдельного пространства можно сформулировать как необходимость реализации потребностей современной личности на свободу распространения информации и общения.
Множество светлых умов обратились в эту сферу, дабы исследовать открывающиеся здесь возможности для проблематики прав человека. Было показано, что развитие киберпространства нашло отражение в изменении устоявшихся традиционных форм реализации человеком своих прав и свобод через деформацию архетипов социума, эс-
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 // Там же.
2 Mediascope представила данные об аудитории интернета в России // РАЭК: [сайт] 2020. URL: https://raec.ru/live/branch/11924/?sphrase_id=97235 (дата обращения: 10.12.2020).
3 Дзялошинский И. Права человека в кибер-пространстве // Там же.
тетических образов, форм социально-экономической деятельности.
В общем виде формирование кибер-пространства повлекло изменение и в правовой сфере, выделив проблему реализации информационных прав человека.
Исследуя современную проблематику ограничений прав человека в системе «виртуальных правоотношений», следует отметить, что тенденции развития правоотношений в рамках функционирования киберпро-странства имеют историческое основание, связанное с развитием телекоммуникационных сетей.
Анализируя конституционные права граждан, следует выделить те, которые прямо либо косвенно отражены через призму информационных и технологических систем. В частности, это право искать информацию любыми не запрещенными способами, получение и передача информационного материала, производство и распространение информации, а также правовая гарантия распространять убеждения любого характере, включая религиозные, а также право на получение информации из официальных источников.
Анализ правовой литературы в данной сфере отражает тенденцию авторов к вопросам проблематики правового функционирования киберпространства. Так здесь стоит отметить, что в рамках функционирования индивидуума, общества в интернет системе возникает потребность в обеспечении «безопасности данных, при особой защите персонально информации; также рост угроз взлома почтовых сервером, а, следовательно, отражение атак почтового ресурса субъекта.
В особую категорию следует включить защитный механизм от негативной, вредоносной и противоправной информационной базы, включая порнографическое содержание интернет-контента.
Здесь происходит рост института защиты чести и достоинства личности, а также пресечение распространения пропаганды расизма и экстремизма, порнографии, подрывающей общественный порядок и строй российского общества, особая проблемати-
ка относится к вопросам «онлайн» трансля-
ции1.
Проблема прав человека в киберпро-странстве в рамках конституционных основ Российской Федерации основывается на закрепленном ч. 4 ст. 29 Конституции РФ праве на информацию, определяя защиту данного права как наиважнейшей конституционной гарантии.
Исследуя конституционные права человека в рамках киберпространства, стоит отметить, что предусмотренные ст. 29 Конституции РФ, так называемые информационные права, не представляют исчерпывающий перечень.
В частности стоит отметить важность и таких конституционных прав как: право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право распространять религиозные и иные убеждения; право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; право на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласимся существующим мнением о том, что в условиях роста информационных технологий и формирования нового информационного общества особое значение принадлежит конституционному праву на информацию. При этом происходит рост объема общественных отношений в анализируемой сфере.
Важным аспектом в вопросах правовой защиты конституционных прав выступает область фактической их реализации, которая в результате развития виртуальной
1 Дзялошинский И. Права человека в кибер-пространстве // Там же.
2 Конституция Российской Федерации: принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет портал правовой информации. иЯЬ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202 007040001 (дата обращения: 10.12.2020).
сферы значительно увеличила свои границы.
При этом правоведами предпринимались попытки систематизации прав на информацию в рамках многосоставной системы.
Через интернет ресурсы реализуются практически все конституционные права человека, при этом субъекты данных прав многообразны и интернациональны.
Субъект информации, имеющейся в киберпространстве, может быть, как непосредственно физическое лицо, распространившее информационный ресурс, а также юридическое лица, через сервер которого происходит распространение информации на профессиональном уровне.
Правоотношения, складывающиеся в киберпространстве, ограничены рамками интернет-ресурсов, предоставляющих доступ к содержащийся в них информации.
Как было отмечено ранее, правовое определение киберпространства в законодательной сфере Российской Федерации отсутствует. Исходя из этого, все юридические конструкции строятся на общем понимании сети Интернет. Исключение составляет гражданское законодательство РФ отражающее формулу киберпространства как способ реализации права получения доступа к произведению, что соотносится с пп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ3.
Что касается позиции Российской Федерации, то правовое направление защиты государства в киберпространстве реализуется через ограничительную систему прав и свобод граждан, юридических лиц и общества в целом, имеющих субъективные интересы в рамках правовых отношений в Интернет сфере. Такие ограничения имеют место при реализации механизма мер государственного принуждения.
В рамках представленного доклада «Глобальные информационные технологии» (далее также - Доклад), был определен рейтинг государств в отношении готовности к
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой 24 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Федерации 8 дек. 2006 г.: в ред. от 23 мая 2018 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
развитию и распространению экономической составляющей с учетом кибер-территориального развития. Согласно данным индекс сетевой готовности КИ Российской Федерации позволяет ей занять 41-ое место, что определяет нашу страну как догоняющую, такое положение введено значением индекса цифровой экономики и общества (I-DESI)1.
В Докладе отмечается рост потребностей россиян в применении цифровых компетенций при существующем более низком уровне использования информационно-телекоммуникационных систем в сравнении с западом.
Уровень использования средств защиты информации в настоящее время является недостаточным, что обуславливает необходимость совершенствования механизма обеспечения защиты прав и интересов, как личности, так и государства, в киберпро-странстве2. Технологизация и цифровизация общества сама по себе обязывает эффективное применение старых и создание новых, усиленных мер безопасности информационной среды.
Ограничения прав человека в кибер-пространстве проявляется, прежде всего, в ограничении его права как пользователя на доступ к информации. Основной способ такого ограничения - блокировка интернет-ресурса как соответствующего информационного носителя.
Полномочиями относительно блокировки интернет-ресурсов наделены государственные органы, а именно: органы судебной власти, органы исполнительной власти (Министерство юстиции РФ, Роскомнадзор, Роспотребнадзор), Прокуратура Российской Федерации и др.
Полномочия, дарованные государственным органам, в информационной сфере, а также отдельные элементы существующей нормативно-правовой базы, могут
1 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Председателем Правительства Рос. Федерации 29 сент. 2018 г. // Правительство России: [официальный сайт]. URL: http://static.government.ru/ media/files/ne0vGNJUk9SQjlGNNsXlX2d2CpCho9qS. pdf. (дата обращения: 10.12.2020).
2 Там же.
привести к их злоупотреблению, например, к незаконной блокировке.
Например, Суд удовлетворил иск Роскомнадзора «о блокировке Telegram, основываясь на том факте, что указанный мессенджер отказал в удовлетворении требований ФСБ РФ предоставить ключи расшифровки сообщений пользователей» . Судья Юлия Смолина разрешила ограничить доступ к сервису немедленно - до вступления решения по иску в законную силу.
С 16 апреля 2018 г. в России начали блокировать доступ к Telegram. При этом Роскомнадзор приступил к масштабным блокировкам IP-адресов и начал борьбу с VPN-сервисами. Следствием этого стали жалобы интернет-пользователей на исчезновение доступа к сторонним ресурсам. Ущерб российским компаниям, на которых решение суда не распространялось, от действий Роскомнадзора оценили в миллиард долларов, и как результат было нарушено конституционно гарантированное право получать информацию, при этом данное право граждан определяет все законные способы, включая с данных интернет ресурсов.
Обращаясь к статистике4, отметим, что в Российской Федерации 9 365 943 сайтов подверглось незаконной и необоснованной блокировке. Распределение показателей по ведомствам отражено на рис. 1.
Исходя из специфики функционирования информационно-телекоммуникационных сетей необходимо обеспечение правового регулирования киберпространства с учетом обеспечения конституционных прав граждан.
При этом важно сбалансировать права и свободы, как индивидуума, так и общества при учете важности государственных интересов.
В целях совершенствования защиты конституционных прав граждан в рамках киберпространства считаем, что важно ввести ограничительные меры с учетом избега-
3 Роскомнадзор снова активно блокирует прокси для Telegram // The Village: [сайт]. URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/338553 -paper-planes (дата обращения: 10.12.2020).
4Статистика запрещенных сайтов в Российской Федерации // Роскомсвобода: [сайт]. URL: https://reestr.rublacklist.net/visual/ (дата обращения: 10.12.2020).
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 1, 2021 ния противоречивости норм ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ.
Рисунок 1 - Распределение заблокированных неправомерно сайтов по ведомствам
С этой целью важно внести изменения в нормы ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1.
Так, ограничение прав граждан в ки-берпространстве путем блокировки различных сайтов должно быть исключительно обоснованным.
1 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ: принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.: в ред. от 18 дек. 2018 г. № 472-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 52. - Ст. 8101.
На наш взгляд необходимо внести изменения в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ №149, посредством определения исключительного судебного порядка ограничения доступа.
Считаем, что указанная правовая норма должна быть изложена следующим образом: «решение суда по заявлению лиц, получивших данное право путем наделения их Правительством Российской Федерации. Такими субъектами выступают федеральные органы исполнительной власти, согласно их компетенции и с учетом расширения прав контроля и надзора за информационно-технологическими ресурсами, применяемыми в рамках «Интернет» системы».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/00012020 07040001 (дата обращения: 10.12.2020).
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федер. закон № 230-Ф3: [принят Гос. Думой 24 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Федерации 8 дек. 2006 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 52 (1 ч.). -Ст. 5496.
3. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон № 149-ФЗ: [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.: в ред. от 18 дек. 2018 г. № 472-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 52. - Ст. 8101.
4. Российская Федерация. Указы. О Концепции правовой информатизации России: Указ Президента Рос. Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. - 1993. - № 27. - Ст. 2521.
5. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: Постановление
Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18. - 2159.
6. Российская Федерация. Концепция. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов: одобрена решением Президента Рос. Федерации от 23 ноября 1995 г. № Пр-1694. - М.: НТЦ «Информрегистр», 1996.
7. Российская Федерация. Концепция. Концепция государственной информационной политики российской Федерации: одобрена на заседании Комитета Гос. Думы по информ. политике и связи 15 окт. 1998 г. - Текст: электронный // Институт развития информационного общества. 1998-2002 - URL: http://old.unesco.kz/ip/ countries/russia_ ru.htm (дата обращения: 25.12.2020).
8. Российская Федерация. Концепция. Концепция формирования информационного общества в России: одобрена решением Гос. комиссии по информ. при Гос. комитете Рос. Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32. - Текст: электронный // Институт развития информационного общества. 1998-2002. - URL: http://old.unesco.kz/ ip/countries/russia_ru.htm (дата обращения: 25.12.2020).
9. Российская Федерация. Президент. О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности»: Распоряжение Президента Рос. Федерации от 22 марта 2008г. № 144-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 13. - Ст. 1295.
10. Российская Федерация. Правительство. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Председателем Правительства Рос. Федерации 29 сент. 2018 г. - Текст электронный // Правительство России: [официальный сайт]. - URL: http://static.govemment.ru/media/flles/ne0vGNJUk9 SQjlGNNsXlX2d2CpCho9qS.pdf. (дата обращения: 10.12.2020).
11. Российская Федерация. Президент. О подписании Конвенции о киберпреступности: Распоряжение Президента Рос. Федерации от 15 нояб. 2005 г. № 557-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 47. - Ст. 4929. - Документ утратил силу.
12. Mediascope представила данные об аудитории интернета в России. - Текст: электронный // РАЭК: [сайт] - 2020. - URL: https://raec.ru/live/branch/11924/7sphrase _id=97235 (дата обращения: 10.12.2020).
13. Абдрахманов, Д.В. Правовая определенность как гарантия реализации конституционно-правовых основ информационного общества в Российской Федерации / Д. В. Абдрахманов // Юрист. - 2018. - № 7. - С. 59-70.
14. Багдеева, В.А. Проблемы международной киберпреступности / В. А. Багдеева // Актуальные проблемы рос. права. - 2009. - № 3. - С. 564-572.
15. Волчинская, Е. Интернет и гласность / Е. Волчинская, Л. Терещенко, М. Якушев. -М.: Норма, 2017. - 311 с.
16. Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в России. -Текст: электронный // WebCanape: [сайт]. - URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения: 10.12.2020).
17. Дзялошинский, И. Права человека в киберпространстве / И. Дзялошинский. -Текст: электронный // Право знать: история, теория, практика. - 2003. - № 11-12. - URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/pravo/2003_83_84%2811_12%29/dz_ П^^Ш^дата обращения: 10.12.2020).
18. Добринская, Д.Е. Киберпространство: теории современной жизни / Д. Е. Добринская // Вест. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2018. -Т. 24. - № 1. - С. 52-70.
19. Дятлова, Е.В. Правовое регулирование отношений в условиях информационного общества / Е. В. Дятлова, Т. З. Юсупов // Молодой ученый. - 2017. - № 15. -С. 244-246.
20. Емелин, В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе / В. А. Емелин // Национ. психолог. журн. - 2016. - № 3 (23). - С. 86-97.
21. Зражевская, Т.Д. Безопасность: баланс интересов и правовые механизмы / Т. Д. Зражевская, В. А. Мальцев // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Право. - 2018. - № 2. -С. 6-21.
22. Карташкин, В.А. Конституция России: права и свободы человека / В. А. Карташкин, А. П. Вихрян // Соврем. право. - 2018. - № 12. - С. 20-28.
23. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-октябрь 2020 года. - Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [официальный сайт]. - 2020. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/ 21933965/_(дата обращения: 10.12.2020).
24. Клементьева, В.С. Право на информацию как основа реализации системы основных прав и свобод человека и гражданина в киберпространстве / В. С. Клементьева // Вестн. эконом. безопасности. - 2016. - № 2. - С. 137-140.
25. Мамычев, А.Ю. Конституционное право: учебник / А. Ю. Мамычев. - М.: Юстиция, 2018. - 409 с.
26. Павликов, С.Г. Конституционное право: учебное пособие / С. Г. Павликов. - М.: КноРус, 2019. - 236 с.
27. Паламарчук, С.А. Совершенствование конституционно-правового регулирования права на информацию в сети Интернет / С. А. Паламарчук // Северо-Кавказ. юрид. вестн. -2015. - № 4. - С. 108-114.
28. Право в сфере Интернета: сб. статей / отв. ред. М. А. Рожкова. - М.: Статут, 2018. -
528 с.
29. Роскомнадзор снова активно блокирует прокси для Telegram. - Текст: электронный // The Village: [сайт]. - URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/338553-paper-planes (дата обращения: 10.12.2020).
30. Совет Европы разработал Декларацию прав человека в киберпространстве. - Текст: электронный. - URL: http://ifap.ru/pr/2005/050425a.htm (дата обращения: 10.12.2020).
31. Статистика запрещенных сайтов в Российской Федерации. - Текст: электронный // Роскомсвобода: [сайт]. - URL: https://reestr.rublacklist.net/visual/ (дата обращения: 10.12.2020).
32. Федотов, М.А. Конституционные ответы на вызовы киберпространства / М. А. Федотов // Lex Russica. - 2016. - № 3. - С. 164-182.
Дата поступления: 22.12.2020