Научная статья на тему 'Международно-правовая регламентация киберпреступности'

Международно-правовая регламентация киберпреступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4486
695
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЕ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / КИБЕРВОЙНА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Талипова Ляйсан Ринатовна

Cтатья рассматривает особенность рассмотрения понятия киберпреступления в контексте нормативно-правовых актов на международном и региональном уровнях. Особое внимание уделяется правовым актам по информационной безопасности таких организаций как Совет Европы и Организация Североатлантического договора. Автор, перечисляя нормативно-право-вые акты, содержащие положения по борьбе с киберпреступлениями, указывает на новизну и актуальность нормативного регулирования мирового киберпространства и на необходимость единой регламентации и правового регулирования отношений в области киберпространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая регламентация киберпреступности»

УДК 341.1/8

Талипова Ляйсан Ринатовна

юрисконсульт.

Компания «Салым Петролеум

Девелопмент»

[email protected]

Международно-правовая

регламентация киберпреступности

Аннотация. Отатья рассматривает особенность рассмотрения понятия киберпреступления в контексте нормативно-правовых актов на международном и региональном уровнях. Особое внимание уделяется правовым актам по информационной безопасности таких организаций как Совет Европы и Организация Североатлантического договора. Автор, перечисляя нормативно-правовые акты, содержащие положения по борьбе с киберпреступлениями, указывает на новизну и актуальность нормативного регулирования мирового киберпространства и на необходимость единой регламентации и правового регулирования отношений в области киберпространства.

Ключевые слова: киберпреступление, кибер-пространство, кибервойна, информационная безопасность.

Lyaysan R. Talipova

Legal adviser. «Salym Petroleum Development» company [email protected]

International legal

regulation of cyber crime

Annotation. The article features cybercrime review concepts in the context of legal acts at the international and regional levels. Particular attention is paid to the legal acts on information security of organizations such as the Council of Europe and the North Atlantic Treaty Organization. The author listing legal acts that contain provisions on fight against cybercrime, points to the novelty and relevance of the regulatory world of cyberspace and the need for uniform regulation and legal regulation of relations in the field of cyberspace.

Keywords: cybercrime, cyber, cyber war, information security.

С момента появления первой электронно-вычислительной машины киберпростран-ство, стремительно получая свое развитие путем внедрения новейших информационных технологий, стало уязвимой частью системы международной безопасности. За все время существования киберпространства киберпреступлениям подверглись стратегические и жизненно важные инфраструктуры таких стран как Эстония, Грузия, Сирия и др. Несмотря на глобальный характер кибератак, на сегодняшний день отсутствуют единое международно-правовое определение понятий киберпреступности и кибервойны, а также международно-правовой механизм регулирования отношений в киберпространстве.

К киберпреступлениям относят преступные деяния, совершенные в информационно-телекоммуникационной сфере, либо с ее помощью, либо против нее [4, с. 200].

Правовую основу борьбы с киберпреступления-ми образуют международные нормативно - правовые акты, такие как Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., [1] в которой отражены основные направления межгосударственного сотрудничества в данной сфере.

На необходимость развития международного сотрудничества в информационном простран-

стве с целью предотвращения киберпреступле-ний указывают следующие международные документы: Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», принятая 12 декабря 2003 г. представителями народов мира, собравшимися в Женеве для проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, «Окинавская Хартия глобального информационного общества», принятая 22 июля 2о0о г. лидерами стран «Большой восьмерки», Женевская Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», принятая в 2003 г., Тунисская программа для информационного общества, принятая в 2005 г., Программа «Информация для всех» (Information for All Programme), принятая в 2001 г. ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры), Руководство Международного союза электросвязи (ITV): «Понимание киберпреступности: Руководство для развивающихся стран».

Среди региональных правовых инструментов можно выделить следующие конвенции Совета Европы: «О взаимной правовой помощи по уголовным делам в том, что касается судебных поручений о перехвате телекоммуникационных сообщений», «О борьбе с пиратством в области авторского права и смежных прав», «О порядке

использования персональных данных полицией», «О защите персональных данных в сфере телекоммуникационных услуг, в особенности телефонных услуг», «О преступлениях, связанных с компьютерами», «По проблемам уголовно-процессуального права, связанным с информационными технологиями».

23 ноября 2001 г. была принята Европейская конвенция по преступлениям в киберпростран-стве, неоднозначно оцененная членами Совета Европы.

Конвенция регламентирует материально-правовые и процессуальные аспекты расследования и преследования киберпреступлений, закрепляет общие принципы международного сотрудничества в борьбе с ними, исходит из необходимости принятия на национальном уровне унифицированных норм об уголовной ответственности за такого рода преступления, определяет перечень деяний, которые следует криминализировать, формулирует положения об экстрадиции компьютерных преступников, решает вопросы взаимного предоставления доказательств и взаимопомощи в расследовании. Конвенция вступила в силу в 2004 г., ее подписали более 40 государств - членов Совета Европы, а также государства, не входящие в Совет Европы, такие как США, Канада, Япония и ЮАР. Россия Конвенцию не ратифицировала, поскольку принятие данного документа может создать угрозу национальной безопасности России в части получения без какого-либо уведомления правоохранительным органам одного государства доступа к киберпро-странству другого государства.

В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации 2001 г. Соглашение заключено между 10 государствами СНГ, а с 2008 г. в нем участвует Россия [2].

Нельзя оставить без внимания, представленное в 2013 г. Таллиннское руководство по международному праву, применимому в случае кибер-войны '(Tallinn Manual on The International Law Applicableto Cyber Warfare) [2].

Необходимо отметить, что данный региональный документ представляет собой полноценную ре-комендационную оценку и наиболее масштабный синтез теоретических постулатов, полученных путём анализа обычаев и принципов международного права, условий международных договоров, документов международных межправительственных организаций, и правопримени-

Литература:

1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 04.10.2004. № 40. ст. 3882.

2. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Госу-

тельной практики международных трибуналов и судов.

Структурно Таллиннское руководство состоит из двух основных частей, закрепляющих 95 правил по ведению кибервойны:

1) часть А - «Международное право кибербез-опасности» (International Cyber Security Law), включающая в себе две главы и 19 правил, регламентирующие права сторон конфликта на ведение кибервойны (jus ad bellum);

2) часть B - «Право киберконфликтов» (The Law of Cyberarmed Conflict), состоящая из 5 глав и 76 правил, регулирующие поведение сторон в ходе кибервойны (jus in bellum).

Цель Таллиннского руководства - оценить нормативную и правовую базу в области информационной безопасности и проанализировать их эффективность в современных условиях. Руководство содержит важное положение: каждое государство обязано понимать и осознавать результаты разработки, внедрения и применения новых видов вооружения, включая кибероружия, в рамках международного гуманитарного права. Вместе с тем, некоторые эксперты считают ошибочным применение норм международного гуманитарного права в киберконфликтах, настаивая на применение норм международного уголовного права и создания Международного уголовного трибунала по киберпространству, что на наш взгляд, является актуальным в наше время.

Как отмечает М.Б. Касенов, «Таллиннское руководство следует рассматривать именно в контексте «стремления к нормативной определенности» применимости нормы современного международного права к «киберугрозам» [5, с. 117]. Тем не менее, руководство не дает четко определенного толкования киберпреступления, также как и на международном уровне.

Несмотря на многочисленные региональные попытки, единое терминологическое закрепление понятия киберпреступности и правовое регулирование отношений в киберпространстве должны быть достигнуты только путем создания и ратификации универсальной Конвенциии по борьбе с киберпреступностью. ООН обладает единственным потенциалом для реализации такой универсальной меры. Развитие международного уровня сознания по борьбе с киберпре-ступлениями может стать основанием эффективных действий во избежание возможного информационного хаоса.

Literature:

1. The convention of the UN against a transnational organized crime of 2000 (it is accepted in New York 11/15/2000 by the Resolution 55/25 at the 62nd plenary session of the 55th session of the United Nations General Assembly)//Collection of the legislation of the Russian Federation. 10/4/2004. № 40. Art. 3882.

2. The cooperation agreement of the State Parties of the Commonwealth of Independent States in fight

дарств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Заключено в г. Минске 01.06.2001) // Собрание законодательства РФ. 30 марта 2009 г. № 13. Ст. 1460.

3. Таллиннское руководство по международному праву, применимому в случае кибервойны (Tallinn Manualon The International Law Applicableto Cyber Warfare). URL: http:// www.Cambridge.org/ 9781107024434. (дата обращения: 25.02.2016 г.).

4. Егоров С.А. Словарь международного права. М. : Статут, 2014. 495 с.

5. Касенов М.Б. Международное сотрудничество и управление использованием интернета. Документы и материалы. СПб. : Герда, 2013. 401 с.

against crimes in the sphere of computer information (It is concluded in Minsk 6/1/2001) // Collection of the legislation of the Russian Federation. On March 30, 2009. № 13. Art. 1460.

3. The Tallinn administration on the international law applicable in case of cyberwar (Tallinn Manualon The International Law Applicableto Cyber Warfare). of URL: http:// www.Cambridge.org/ 9781107024434. (date obrashcheniya:25.02.2016).

4. Egorov S.A. Dictionary of international law. M. : Statute, 2014. 495 pages.

5. Kasenov M.B. International cooperation and management of use of the Internet. Documents and materials. SPb. : Gerda, 2013. 401 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.