Научная статья на тему 'Ограничения избирательных прав граждан: опыт России и зарубежных стран'

Ограничения избирательных прав граждан: опыт России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ограничения прав и свобод граждан / политические права и свободы / пределы избирательных прав и свобод / конституционно-правовое регулирование / Конституция РФ / обеспечение прав и свобод граждан / restrictions on the rights and freedoms of citizens / political rights and freedoms / limits of voting rights and freedoms / constitutional and legal regulation / the Constitution of the Russian Federation / ensuring the rights and freedoms of citizens.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалев Д. О.

современное избирательное право прошло сложный исторический путь и на каждом этапе становления порождало вопросы в части допустимости и объективности ограничений прав граждан на участие в голосовании. Недостаточно освещенным в литературе остается вопрос ограничений избирательных прав и свобод граждан, их юридической природы и сущности как в России, так и в зарубежных странах. Цель настоящей статьи – проанализировать сущность ограничений избирательных прав и свобод путем применения общенаучных и частнонаучных методов. Автором проведен анализ международных нормативных правовых актов, Конституции РФ и Основных Законов некоторых зарубежных стран, отмечена соразмерность установления ограничений прав и свобод. Автор делает вывод, что ограничение избирательных прав – явление объективное и выступает составляющей правового статуса гражданина, однако, учитывая противостояние частных и публичных интересов, в правотворческой деятельности государства следует применять механизмы, позволяющие определить пределы таких ограничений. Находить баланс политических прав, свобод и общественных интересов – важная задача государства. Современное государство обязано функционировать так, чтобы объективно необходимые ограничения не превратились в прямое умаление прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restrictions on the electoral rights of citizens: experience of Russia and foreign countries

modern suffrage has gone through a difficult historical path and at each stage of its formation raised questions regarding the admissibility and objectivity of restrictions on the rights of citizens to vote. The issue of restrictions on the electoral rights and freedoms of citizens, their legal nature and essence, both in Russia and in foreign countries, remains insufficiently covered in the literature. The purpose of this article is to analyze the essence of restrictions on electoral rights and freedoms by applying general scientific and particular scientific methods. The analysis of international normative legal acts, the Constitution of the Russian Federation and the Basic Laws of some foreign countries is carried out, it is said about the proportionality of the establishment of restrictions on rights and freedoms. The author concludes that restrictions on voting rights are an objective phenomenon and are part of the legal status of a citizen, however, given the confrontation between private and public interests, mechanisms should be used in the law-making activities of the state to determine the limits of such restrictions. Finding a balance of political rights, freedoms and public interests is an important task of the state. The modern state is obliged to function in such a way that objectively necessary restrictions do not turn into a direct derogation of rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Ограничения избирательных прав граждан: опыт России и зарубежных стран»

Д.О. Ковалев,

аспирант кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера Саратовской государственной юридической академии

D.O.Kovalev,

Graduate of the Department

of Constitutional Law named after

Professor I.E. Farber

of the Saratov State Law Academy

kdo_@list.ru

DOI:

ОГРАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

путь и на каждом этапе становления порождало вопросы в части допустимости |

и объективности ограничений прав граждан научастие в голосовании. Недостаточно |

освещенным в литературе остается вопрос ограничений избирательных прав и свобод ц граждан, их юридической природы и сущности как в России, так и в зарубежных

странах. "§

Цель настоящей статьи - проанализировать сущность ограничений избира- §

тельных прав и свобод путем применения общенаучных и частнонаучных методов. ^

Автором проведен анализ международных нормативных правовых актов, Конститу- п

ции РФ и Основных Законов некоторых зарубежных стран, отмечена соразмерность "§

установления ограничений прав и свобод. д

Автор делает вывод, что ограничение избирательных прав - явление объектив- ^

ное и выступает составляющей правового статуса гражданина, однако, учитывая Н

противостояние частных и публичных интересов, в правотворческой деятельности ^

государства следует применять механизмы, позволяющие определить пределы таких |

ограничений. Находить баланс политических прав, свобод и общественных интересов -о

- важная задача государства. Современное государство обязано функционировать £

так, чтобы объективно необходимые ограничения не превратились в прямое умаление I

прав и свобод. £

Ключевые слова: ограничения прав и свобод граждан, политические права и сво- б боды, пределы избирательных прав и свобод, конституционно-правовое регулирование, Конституция РФ, обеспечение прав и свобод граждан.

RESTRICTIONS ON THE ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS: EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN 291

COUNTRIES

Abstract: modern suffrage has gone through a difficult historical path and at each stage of its formation raised questions regarding the admissibility and objectivity of restrictions on the rights ofcitizens to vote. The issue of restrictions on the electoral rights andfreedoms of citizens, their legal nature and essence, both in Russia and in foreign countries, remains insufficiently covered in the literature.

The purpose of this article is to analyze the essence of restrictions on electoral rights andfreedoms by applying general scientific and particular scientific methods. The analysis

Ь о

of international normative legal acts, the Constitution of the Russian Federation and the Basic Laws of some foreign countries is carried out, it is .said about the proportionality of the establishment of restrictions on rights and freedoms.

The author concludes that restrictions on voting rights are an objective phenomenon and are part ofthe legal status ofa citizen, however, given the confrontation between private and public interests, mechanisms should be used in the law-making activities of the state to determine the limits of such restrictions. Finding a balance ofpolitical rights, freedoms and public interests is an important task of the state. The modern state is obliged to function in such a way that objectively necessary restrictions do not turn into a direct derogation of rights andfreedoms.

Keywords: restrictions on the rights and freedoms of citizens, political rights and freedoms, limits of voting rights and freedoms, constitutional and legal regulation, the Constitution of the Russian Federation, ensuring the rights andfreedoms of citizens.

Ограничения прав и свобод, являющиеся необходимой составляющей статуса личности, часто вступают в противоречие „о с общепринятой концепцией об обеспечении и защите прав человека го и гражданина, поэтому важно анализировать эффективность конституционно-правового регулирования в Российской Федерации и в зарубежных государствах.

Соблюдение прав и свобод человека остается актуальным вопросом, особенно в части конституционных прав и свобод, и дискуссией онным, поскольку определить, где находится грань между свободой и несвободой человека, сложно как в философском, так и в юриди-— ческом смысле.

g Известно, что в России, как и в странах Европы, выработан обще-jj принятый подход к пониманию критериев и оснований ограничения § конституционных прав и свобод. Такие ограничения допускаются ^ только с учетом принципа пропорциональности, т.е. при необходимости защиты интересов других лиц и в строгом соответствии о с интересами общества. По мнению Председателя Конституционного g Суда РФ профессора В.Д. Зорькина, в период неблагоприятной со-С циально-экономической ситуации, иных угрожающих государству обстоятельств существует опасность «произвольного вторжения» 292 законодателя в сферу конституционных прав и свобод, что представ-^ ляется недопустимым [1].

CV В отечественном правоведении существует мнение, согласно ко® торому важно соблюдать баланс интересов общества и государства, соразмерность вводимых границ тех или иных прав. Так, профессор А.В. Малько заметил, что при введении ограничений прав и свобод в целях соблюдения интересов личности, общества всегда есть риск принять ограничительные меры, которые не будут соразмерны охраняемому общественному интересу [2, с. 64].

О

Использование гражданами своих прав всегда сопряжено с ответственностью, а также необходимостью претерпевать возможные ограничения таких прав в целях соблюдения принципов гуманности, солидарности, нравственности [3, с. 40].

Закономерно возникает вопрос: какова природа ограничений таких прав и свобод? Можно согласиться с Ф.А. Хайеком, который утверждал, что индивидуальная свобода в той или иной степени ограничивается любым законом [4]. И. Кант также представлял права как ограничение свободы одного человека свободой другого в рамках всеобщего закона [5]. В свою очередь, Е.Н. Трубецкой подчеркивал, что нет права там, где свобода человека не ограничена какими-либо -3 правилами и предписаниями [6]. I

Особенно наглядно вопрос ограничения политических прав | и свобод человека отражается в рамках правового регулирования из- S бирательных прав и свобод. 3

Безусловно, для всех стран основная функция избирательных jj прав и свобод заключается в легитимизации власти, возможности | выбора курса социально-политического развития государства путем 5 проведения свободных, честных выборов. Выборы отражают сте- Ц пень политической свободы общества, демонстрируют способность -3 общества проявлять свою суверенную волю. Кроме того, обеспечение Ц соблюдения избирательных прав и свобод позволяет выявлять по- 5 литические интересы общества в динамике, заменять одних полити- | ческих деятелей другими в соответствии с отданным предпочтением ^ народа [7, с. 4]. |

На протяжении нескольких последних веков в зарубежных странах ^ наблюдается расширение всеобщности избирательного права и круга Ц лиц, которые имеют право на участие в выборах. Ц

Избирательное право стали предоставлять женщинам, националь- | ным и религиозным меньшинствам, во многих государствах отменены £ имущественные и образовательные цензы, снижен возрастной ценз, "§ ликвидирован плюральный вотум. Вместе с тем в современный период в государствах продолжают сохраняться нормы, ограничивающие 293 избирательное право отдельных категорий граждан.

Во многих юридических словарях в само понятие «избиратель» р уже включены признаки ограничений. Категория «избиратель», как ? и категория «кандидат», на выборах подразумевает в своей основе j (сущности) соответствие лица требованиям и цензам. Так, в американском юридическом словаре можно увидеть, что к субъекту избирательного права применяется понятие «квалифицированный», что трактуется как возможность субъекта реализовать свое активное

или пассивное избирательное право только в случае соответствия требованиям по времени и месту жительства, возрасту, регистрации и другим [8, с. 596, 1360].

Избирательное право большинства государств Запада в целом демократично. Универсальной можно назвать концепцию избирательного права в США, где представлены традиционные принципы всеобщности и равенства при тайном и альтернативном голосовании.

Большая часть норм американского избирательного права устанавливается законодательством штатов, они же определяют моральные цензы. В соответствии с конституцией избиратели штатов должны отвечать тем требованиям, которые прописаны палатой законодательного собрания штата. В субъектах действует система, согласно которой в списки избирателей не включены лица, осужденные к лишению свободы, а также страдающие психическими заболеваниями [9, с. 31, 45]. „о В ч. 2 ст. 55 российской Конституции установлены положения для го введения иных ограничений прав и свобод граждан. Следуя этим положениям, можно установить, что такие ограничения возможны только № в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конститу-

§ ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов о

ГО

других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

2 Согласно ст. 1 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» принципами деятель— ности уголовно-исполнительной системы являются: законность, § гуманизм, уважение прав человека [10]. Соответственно, лица, на-5 ходящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не должны § терять своей политической сущности, а наоборот, должны сохранять ^ возможность влияния на политические процессы в государстве.

Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека о и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, связанных ^ с местом его пребывания или жительства.

С Основные постулаты, которые касаются участия граждан в управлении делами государства, можно привести, обратившись к ст. 21 294 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. К ним относится право ^ на участие каждого человека в управлении посредством свободных (V выборов своих представителей, провозглашение основой власти пра-® вительства воли народа, которая, в свою очередь, выражается путем тайного голосования при обязательном соблюдении принципов все-

общности, честности и прозрачности выборов и иных равнозначных форм [11].

Согласно ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. каждый гражданин должен иметь возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей [12].

На современном этапе многие государства ограничивают избирательные права лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В настоящий момент ограничения избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы, нельзя назвать способствующими восстановлению социальной з справедливости, т.к. введением такой меры государство фактически | способствует разрыву связей гражданина с обществом, что противо- | речит и европейской практике. 1

Проблема ограничения избирательных прав лиц, отбывающих 3 наказание (осужденных), не является новой и для стран Европы. Известно, что во Франции лишены возможности отдать свой голос | лица, совершившие преступления коррупционной направленности. 5 Разницу или сходство в основаниях ограничения избирательных прав Ц

со

указанных лиц можно увидеть при сравнительном подходе к изучению з

избирательного права отдельных стран. .Ц

В России как сложную и актуальную тему следует оценивать 5

ограничение, введенное основной нормой (ч. 3 ст. 32) [13]. Является |

ли такое ограничение естественным (имманентным), объективно ^

необходимым? |

По мнению некоторых ученых, важным является вопрос пределов | осуществления избирательных прав и ограничений таких прав, ответ 3

на который следует искать в основаниях установления ограничений Ц

V

или экспликации пределов. Так, М. М. Какителашвили заметил, что | дополнительные ограничения активного и пассивного избирательного „ права граждан были введены под лозунгом борьбы с преступно- "§ стью, а возможность регулирования данного вопроса региональным законодательством и вовсе привела фактически к умалению этих 295 прав [14, с. 43-45]. ~

Противоречия, которые указаны выше, можно устранить с по- р мощью применения принципа соразмерности путем предоставления ? активного избирательного права осужденным, включая право на голосование на выборах и референдумах, отбывающим наказание, например, за преступления небольшой и средней тяжести, что будет способствовать большей социализации названных лиц еще в период отбывания наказания.

В 2016 г. данная проблема рассматривалась Конституционным Судом России, который постановил, что невозможно ограничить права только некоторых лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, поскольку конституционная норма является императивной и не содержит исключений [15]. Однако, учитывая активные обсуждения заданного вопроса, представляется возможным в будущем изменение этой нормы в сторону смягчения ограничений, несмотря на особенный порядок пересмотра гл. 2 Основного Закона.

Конституционный Суд России неоднократно обращал внимание на то, что введение ограничений должно быть не только юридически обоснованным, но и социально оправданным, основными принципами таких ограничений должны выступать их адекватность и соразмерность [16].

В 2021 г. Конституционный Суд пояснил, что четкое отражение .а в Основном Законе гарантий избирательных прав, а равно и их ограничений, также позволяет гражданину выбирать меру допустимого поведения и предвидеть последствия своего поведения. В основе введения таких норм лежит принцип доверия к закону [17].

Следует отметить, что Россия стоит на пути к обеспечению более свободного избирательного процесса, деятельность государства на-

■в

<£ правлена в том числе на интеграцию в единую международную систе

му гарантий избирательных прав граждан, обеспечение стабильности политического развития и развития международных избирательных § стандартов.

5 Международные стандарты не указывают странам на то, какие § могут быть допущены ограничения пассивного избирательного права с касательно гражданства кандидатов, их возраста, срока проживания на территории страны и их законопослушного поведения. При этом о такие ограничения могут сильно отличаться. Так, законодательством ^ устанавливаются дополнительные требования или правила, кото-С рые на первый взгляд в некотором роде ограничивают право быть избранным.

296 Заметим, что в России существует целая система цензов, которые ^ допускают участие в различных избирательных кампаниях только тех СЧ лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Среди таких ® ограничений, признанных Конституционным Судом РФ соответству-^ ющими российской Конституции, действуют возрастные цензы, цензы гражданства, цензы оседлости и цензы правомерного поведения.

Права и свободы в Российской Федерации устанавливаются на основе действующих конституционных предписаний. Так, запрещаются агитация и пропаганда, возбуждающие расовую, социальную,

этническую ненависть или вражду, действия, обосновывающие шовинизм, расизм, национальное или религиозное превосходство. Нормы уголовного и административного законодательства предусматривают ответственность за подобные действия и поступки [18, с. 103-105]. Отдельные подобные ограничения следует более четко установить в федеральном избирательном законодательстве.

Интересен подход Китайской Народной Республики, поскольку данное государство относится к правовой системе, вмещающей в себя сплав древних правовых традиций и принципов романо-германского права с особенностями идей социализма с «китайской спецификой».

Вместе с тем для Китая характерны цензы, аналогичные цензам дру- -3

гих стран. Активным и пассивным избирательным правом наделяется |

гражданин, достигший 18 лет. Возраста 45 лет необходимо достигнуть |

гражданину, претендующему на должность Председателя КНР или а

его заместителей. Избирательного права лишаются граждане, совер- 3

шившие контрреволюционные преступления, а также осужденные -¡1

к смертной казни и бессрочному лишению свободы. Система цензов |

в зарубежных странах в целом не отличается при изменении нацио- 5

нальной правовой системы и представляет собой примерно схожий П

набор требований [19]. -3

В России и зарубежных странах подходы к ограничениям пассив- Ц

ного избирательного права весьма близки. Как правило, возрастные 5

цензы, цензы гражданства, правомерного поведения, цензы оседлости |

встречаются уже не так часто, как это было в начале или середине ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XX в. Естественно, исходя из социокультурных условий и уровня раз- |

вития государств, отличаются и конкретные требования по возрасту, |

сроку пребывания в гражданстве и времени постоянного жительства 33

на государственной территории. Ц

Сущность избирательного права заключается в первую очередь |

в обеспечении объективных, честных итогов выборов. Формирование „

таких результатов нельзя представить без установления разумного "§ баланса частных и публичных интересов. Возникает необходимость

применения к гражданам при реализации ими пассивного и активного 297

избирательного права дополнительных требований, выражающихся ^

в ограничениях и некоторых цензах. р

Ограничения избирательных прав, как правило, носят объектив- П

ный характер и являются обоснованными. Вместе с тем в процессе ■=!

п

законотворчества государству следует руководствоваться принципом соразмерности таких ограничений и соблюдать границы прав и свобод, чтобы объективно необходимые ограничения не превратились в умаление прав и свобод и не влияли негативно на свободу личности.

Достичь указанных целей возможно при активной позиции федерального органа конституционного правосудия в ходе рассмотрения вопросов ограничения избирательных и политических прав, а также реализации принципов гуманности и соразмерности установления подобных ограничений.

Список литературы:

1. Зорькин, В.Д. Под знаком Основного Закона / В.Д. Зорькин // Рос. газ. - 2021. - 27 окт.

2. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект : монография / А.В. Малько. - Саратов : Знание, 2013. - 184 с.

3. Общая теория прав человека / В. А. Карташкин, Н. С. Колесова, А.М. Ларин [и др.]; рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. - М. : Норма, 1996. - 509 с.

4. Хайек, Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек // Вопросы философии. - 1990. ■Я - № 11. - С. 124.

П 5. Козлихин И.Ю. Избранные труды / И.Ю. Козлихин. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2012. - 585 с.

6. Трубецкой, Е.Н. Труды по философии права / Е.Н. Трубецкой; [вступ. g ст., сост. и примеч. И.И. Евлампиева]. - СПб. : Из-во РХГИ, 2001. - 543 с. О 7. Современное зарубежное избирательное право: монография / под ред.

® А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской. - М. : МГИМО-Университет, 2013. - 336 с. С 8. Black's Law Dictionary (9thed.)/Ed. in chief Bryan A. Garner. A Thomson S Reuters business, 1999. - 1920 s.

< 9. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные

§ акты / сост. В.И. Лафитский; ред. О.А. Жидков. - М. : Прогресс, Универс, ^ 1993. - 766 с.

§ 10. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде

С лишения свободы : закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (с посл. изм.) // 5 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - №2 33, ст. 1316; Собр. законодательства g Рос. Федерации. - 2021. - № 22, ст. 3690.

со 11. Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии

2 Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.] С // Рос. газ. - 1998. - 10 дек.

12. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 де-298 кабря 1966 г. // Права человека : сб. междунар. док. - М., 1998.

13. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосо-f^ ванием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-О правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, ^ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства

Рос. Федерации. -2020. - № 31, ст. 4398.

14. Какителашвили, М.М. Мониторинг избирательного законодательства: тенденция к ограничению избирательных прав граждан / М.М. Какителашвили // Мониторинг правоприменения. - М., 2019. - № 2(31). - С. 41-45.

15. По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации Постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации : постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2016 г. № 12-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 17, ст. 2480.

16. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. М. Малицкого : постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2010 г. № 14-П. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101794 (дата обращения: 24.05.2022).

17. По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова : постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2021 г. № 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2021. - № 12, ст. 2131.

18. Права человека : учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева.

- М. : ИНФРА-М., 1999. - 573 с.

19. Конституции Китайской Народной Республики 1954, 1975, 1978 и 1982 годов. - М. : Наука, 1983.

f

I

t

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.