Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 1 (42). С. 197-202.
УДК 331
ОГРАНИЧЕНИЕ «ЗОЛОТЫХ ПАРАШЮТОВ» В КОНТЕКСТЕ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА
THE RESTRICTION OF «GOLDEN PARACHUTE» IN THE CONTEXT OF THE PROTECTION OF THE STATE ECONOMIC INTERESTS
В. В. КОРОБЧЕНКО (V. V. KOROBCHENKO)
Рассматриваются установленные Трудовым кодексом РФ ограничения размеров связанных с увольнением выплат топ-менеджерам госкорпораций и госкомпаний, а также организаций, собственником имущества либо основным акционером которых является государство или муниципальное образование. Анализируются конституционно-правовые основы введения соответствующих ограничений.
Ключевые слова: «золотой парашют»; топ-менеджер; выходное пособие; компенсация; увольнение.
The article deals provided by the Labor Code of the Russian Federation limiting the size of payments related to the dismissal of top managers of state corporations, state-owned companies and organizations property owner or principal shareholder is the state or municipality. Analyzes the constitutional and legal framework imposing appropriate restrictions.
Key words: «golden parachute»; top manager; severance pay; compensation; dismissal.
13 апреля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 56-ФЗ, которым в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) были внесены изменения и дополнения, направленные на пресечение практики включения в трудовые договоры, заключаемые с топ-менеджерами подконтрольных государству организаций, условий о так называемых «золотых парашютах», предполагающих выплату этим работникам при увольнении выходных пособий и компенсаций, размеры которых многократно превышают их средний месячный заработок.
История вопроса. Сам термин «золотой парашют» («golden parachute») был заимствован из американской бизнес-лексики и стал использоваться в нашем деловом языке для обозначения заключенного между компанией и топ-менеджером соглашения, предусматривающего значительные денежные выплаты в случае досрочного прекращения его полномочий, в том числе при увольнении в связи со сменой собственника имущества организации [1].
Напомним, что в российском трудовом законодательстве нормы о выплате такого
рода компенсаций руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру в случае расторжения с ними трудового договора впервые появились в ТК РФ. Речь идет о ст. 181, устанавливающей выплату указанным работникам компенсации при увольнении их по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи со сменой собственника имущества организации), в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка работника, а также ст. 279, которая в первоначальной редакции предоставляла право на получение компенсации в размере, определяемом трудовым договором, руководителю организации в случае досрочного расторжения заключенного с ним трудового договора по п. 2 ст. 278 ТК РФ (по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа)) при отсутствии виновных действий (бездействия) со стороны этого руководителя.
После принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. № 3-П, установившего, что минимальный размер
© Коробченко В. В., 2015
197
В. В. Коробченко
компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации должен быть сопоставим с выплатами, предусмотренными действующим законодательством для сходных ситуаций расторжения трудового договора с руководителем организации по не зависящим от него обстоятельствам, и во всяком случае не может быть меньше, чем при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации, в ст. 279 ТК РФ были внесены изменения, предполагающие определение размера указанной компенсации трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка руководителя.
Отсутствие же в ТК РФ максимального размера компенсаций, которые могут выплачиваться при увольнении топ-менеджеров организаций по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 81, а также п. 2 ст. 278, привело к тому, что на практике в ряде случаев такие компенсации стали выплачиваться в заоблачных суммах, составляющих сотни миллионов рублей [2].
Одним из наиболее резонансных дел стал прецедент с выплатой президенту ОАО «Ростелеком» [3] Александру Провоторову в марте 2013 г. по решению совета директоров единовременной компенсации в порядке ст. 279 ТК РФ в сумме 200,88 млн рублей [4].
После того как данный факт стал достоянием гласности, Правительство РФ по поручению Президента РФ подготовило и внесло в Государственную Думу законопроект, который ограничил размер выходных пособий и компенсаций при увольнении топ-менеджеров госкорпораций и госкомпаний, а также организаций, собственником имущества либо основным акционером которых является государство или муниципальное образование [5]. Первоначальная редакция законопроекта ограничивала размер выплат, связанных с прекращением трудового договора с такими работниками, их шестикратным средним месячным заработком. В ходе дальнейшей работы над этим законопроектом максимальный размер указанных выплат был снижен.
Конституционно-правовые основы
введения ограничений «золотых парашютов». Как представляется, ограничение размера связанных с увольнением выплат топ-
менеджерам государственных организаций имеет под собой определенную конституционно-правовую основу.
Прежде всего необходимо отметить, что любая компенсационная выплата, причитающаяся работнику в связи с увольнением (в том числе выходное пособие, компенсация в случае увольнения до истечения установленного законом минимального срока предупреждения об увольнении при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и др.), направлена на предоставление ему правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для работника в результате потери работы, и призвана материально поддержать его на период трудоустройства.
В развитие конституционного принципа свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и вытекающего из него принципа свободы трудового договора, реализация которых в Российской Федерации как правовом и социальном государстве предполагает сочетание государственного и договорного начал в регулировании трудовых отношений, федеральный законодатель предусмотрел в ТК РФ обязательные случаи выплаты работнику выходных пособий и компенсаций в связи с расторжением трудового договора и их размеры, одновременно предоставив сторонам указанного договора возможность определения по взаимному соглашению других случаев предоставления такого рода выплат, а также повышения их размеров, по общему правилу, без установления максимального предела (ч. 1 ст. 178).
Между тем свобода усмотрения сторон трудового договора в определении его условий, в том числе в части, касающейся выплат, связанных с увольнением, может быть ограничена федеральным законодателем. При установлении соответствующего правового регулирования он связан конституционными положениями, определяющими, в частности, пределы реализации прав и свобод человека и гражданина, а также критерии допустимости их ограничения.
Так, согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а в силу ч. 3 её ст. 55 ограничения
198
Ограничение «золотых парашютов» в контексте защиты экономических интересов государства
этих прав и свобод должны быть соразмерны конституционно значимым целям (в том числе защиты прав и законных интересов других лиц) и основываться на законе.
Соответственно, ограничение выходных пособий, компенсаций и иных выплат работникам при прекращении трудовых договоров нельзя рассматривать как недопустимое, если оно имеет целью защиту прав и законных интересов других лиц, в том числе собственника имущества организации и её акционеров (участников).
Совершенно очевидно, что выплата топ-менеджерам государственных организаций многомиллионных выходных пособий и ком -пенсаций при увольнении затрагивает экономические интересы государства и как собственника имущества этих организаций, и как их основного акционера, поскольку может негативно отразиться на финансовом состоянии таких организаций, а в случае недостаточности имеющихся у них денежных средств для выполнения соответствующих обязательств перед увольняемыми топ-менеджерами - поставить под угрозу сохранность имущества организации (в том числе переданного ей государством). Если речь идет о государственных организациях, осуществляющих публично-значимые функции (в частности государственные корпорации, государственные компании, государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения и др.), изменение их финансового состояния вследствие выплаты «золотых парашютов» увольняемым топ-менеджерам затрагивает публичные интересы. Кроме того, такие выплаты могут затрагивать экономические интересы и частных акционеров, доход которых по акциям зависит в числе прочего от финансового состояния соответствующих организаций.
В связи с этим введение федеральным законом ограничения размера связанных с увольнением выплат в пользу топ-менеджеров государственных организаций направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов с соблюдением предъявляемых к ограничению прав и свобод человека и гражданина конституционных требований.
О действующих ограничениях «золотых парашютов». Предусмотренные ст. 3493 ТК РФ ограничения размеров выходных по-
собий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров распространяются на руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров: а) го -сударственных корпораций; б) государственных компаний; в) хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности; г) государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; д) государственных и муниципальных учреждений; е) государственных и муниципальных унитарных предприятий. Кроме того, сфера действия названной статьи охватывает заключивших трудовые договоры членов коллегиальных исполнительных органов госкорпораций и госкомпаний, а также хозяйственных обществ с преобладающим государственным или муниципальным участием.
В отношении топ-менеджеров других юридических лиц установленные ст. 3493 ТК РФ правила не действуют. Это свидетельствует о том, что законодатель, вводя рассматриваемое правовое регулирование, действовал прежде всего как собственник, заботящийся об обеспечении собственных экономических интересов, а также интересов потребителей тех социально значимых услуг, оказание которых обеспечивают перечисленные выше организации. Отсутствие подобных законодательных ограничений применительно к топ-менеджерам иных хозяйствующих субъектов, участие государства в создании и деятельности которых отсутствует либо является минимальным, обеспечивает реализацию положений ст. 34 Конституции РФ. Вместе с тем ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных связанных с увольнением выплат топ-менеджерам таких организаций может быть установлено решением высшего органа управления юридического лица и (или) предусмотрено его учредительными документами (например, уставом).
Как следует из ст. 3493 ТК РФ, ограничение федеральным законодателем «золотых парашютов» осуществлено посредством установления:
- конкретного размера компенсаций, выплачиваемых топ-менеджерам государственных организаций при увольнении по ос-
199
В. В. Коробченко
нованиям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 81 и п. 2 ст. 278 ТК РФ (при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя);
- запрета на включение в заключаемые с указанными работниками соглашения о расторжении трудовых договоров по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 77 ТК РФ (соглашение сторон), условий о каких-либо выплатах в пользу этих работников;
- ограничения совокупного размера выходных пособий, компенсаций и иных выплат топ-менеджерам государственных организаций при увольнении их по любым основаниям, установленным ТК РФ или иными федеральными законами.
Рассмотрим соответствующие ограничения подробнее.
1. Итак, если по общему правилу выплата компенсаций, предусмотренных ст. 181 и 279 ТК РФ, производится в размере не ниже трехкратного среднего месячного заработка увольняемого работника, то для топ-менеджеров государственных организаций установлено исключение: указанные компенсации выплачиваются им исключительно в размере трехкратного среднего месячного заработка. При этом данное правило носит императивный характер, что означает невозможность установления по соглашению с такими работниками иного размера компенсаций, выплачиваемых им в силу упомянутых ст. 181 или 279 ТК РФ при увольнении по соответствующим основаниям.
Принимая во внимание, что средний заработок топ-менеджеров, в том числе государственных организаций, как правило, представляет собой солидную денежную сумму, такое ограничение - с учетом целевого назначения данных компенсаций как направленных на возмещение работнику издержек, связанных с прекращением трудовых отношений по не зависящим от него причинам, - не может рассматриваться как нарушающее имущественные интересы таких работников, а его обоснованность и целесообразность не вызывает сомнений.
2. Запрет на включение в соглашения о расторжении трудовых договоров с топ-менеджерами государственных организаций по соглашению сторон условий о каких-либо выплатах в пользу этих работников касается как денежных выплат (в том числе выходных
пособий, компенсаций, премий, бонусов), так и иных (неденежных) предоставлений (например, передачи в собственность увольняемого работника пакета акций компании).
Введение указанного запрета обусловлено стремлением законодателя исключить ситуации, при которых увольнение по п. 1 ст. 77 ТК РФ будет использоваться как альтернатива расторжению трудового договора по иным основаниям, предполагающим ограничение размера выплат, связанных с увольнением (к числу таких оснований относятся, в частности, уже упомянутые п. 4 ч. 1 ст. 81 и п. 2 ст. 278 ТК РФ).
Кроме того, при установлении данного запрета законодатель, вероятно, исходил из того, что расторжение трудового договора по соглашению сторон представляет собой результат добровольного и согласованного волеизъявления работника и работодателя, т. е. отвечает их взаимным интересам. Поэтому в указанном случае работнику не требуется компенсировать издержки, связанные с прекращением трудовых отношений.
Вместе с тем, как следует из буквального толкования ч. 3 ст. 3493 ТК РФ, условия о каких-либо выплатах в пользу топ-менеджеров государственных организаций не могут содержаться лишь в соглашениях о расторжении трудовых договоров с этими работниками, что, однако, не исключает возможности включения соответствующих условий в сами трудовые договоры или дополнительные соглашения к ним, заключаемые в период действия этих договоров.
В то же время в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 56-ФЗ условия заключенных до дня вступления его в силу трудовых договоров с работниками, категории которых указаны в ч. 1 ст. 3493 ТК РФ, в части, противоречащей требованиям, установленным его ст. 1811 и ч. 2-5 ст. 3493, прекращают действие со дня вступления в силу названного Федерального закона.
Таким образом, даже если исходить из того, что запрет, предусмотренный ч. 3 ст. 3493 ТК РФ и касающийся условий соглашений о расторжении трудовых договоров, Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 56-ФЗ предписывает распространять и на трудовые договоры, заключенные до дня вступления его в силу, налицо коллизия норм, кото-
200
Ограничение «золотых парашютов» в контексте защиты экономических интересов государства
рая может неоднозначно разрешаться на практике.
В связи с этим представляется необходимым скорректировать содержание ч. 3 ст. 3493 ТК РФ, изложив её в следующей редакции: «Трудовые договоры с работниками, категории которых указаны в ч. 1 настоящей статьи, и соглашения о расторжении этих договоров не могут содержать условия о выплате работнику выходного пособия, компенсации и (или) о назначении работнику каких-либо иных выплат в любой форме».
3. Ограничение совокупного размера выходных пособий, компенсаций и иных выплат топ-менеджерам государственных организаций трехкратным средним месячным заработком этих работников действует при прекращении заключенных с ними трудовых договоров по любым основаниям, установленным ТК РФ или иными федеральными законами, за исключением увольнения таких работников по основаниям, относящимся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192 ТК РФ), а также увольнения, связанного с совершением ими виновных действий (бездействия), - в указанных случаях выплата работникам выходных пособий, компенсаций и иных подобных выплат в силу ст. 1811 ТК РФ производиться не может.
При определении совокупного размера выплат конкретному работнику не учитывается ряд выплат, право на получение которых возникает у него вне связи с прекращением трудового договора либо обусловлено увольнением и при этом связано с реализацией работником своего конституционного права на отдых или оказанием ему материальной поддержки в связи с потерей работы. Исчерпывающий перечень таких выплат установлен
ч. 5 ст. 3493 ТК РФ.
В частности, к числу причитающихся работнику выплат, не связанных с прекращением трудового договора, относятся: а) заработная плата за фактически отработанное время; б) средний заработок, сохраняемый за работником в случаях направления его в служебную командировку, на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового
права (например, в случае сдачи крови и её компонентов); в) выплаты в порядке возмещения командировочных расходов и расходов при переезде на работу в другую местность.
К выплатам, обусловленным увольнением и при этом связанным с реализацией работником своего конституционного права на отдых или оказанием ему материальной поддержки в связи с потерей работы, как следует из ч. 5 ст. 3493 ТК РФ, относятся, соответственно: а) денежная компенсация за все неиспользованные работником отпуска; б) средний месячный заработок, сохраняемый за работником на период трудоустройства при увольнении по основаниям, предусмотренным п. 1 (в связи с ликвидацией организации) или п. 2 (в связи с сокращением численности или штата работников организации) ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
При этом если учесть, что ч. 1 ст. 178 ТК РФ гарантирует сохранение за работником, увольняемым по указанным основаниям, среднего месячного заработка на период трудоустройства, по общему правилу, не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия, т. е. выходное пособие в данном случае представляет собой сохраняемый за работником средний месячный заработок за первый месяц со дня увольнения, то выплаченное топ-менеджеру государственной организации, увольняемому по п. 1 или 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, выходное пособие должно учитываться при определении совокупного размера выплат, установленного ч. 4 ст. 3493 ТК РФ, лишь в части, превышающей его средний месячный заработок.
Распространение установленных ст. 3493 ТК РФ ограничений на выходные пособия, компенсации и иные выплаты, предусмотренные трудовыми договорами, заключенными до дня вступления в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 56-ФЗ, т. е. по сути придание закону обратной силы, осуществлено федеральным законодателем в рамках своих дискреционных полномочий с учетом специфики соответствующих отношений и целей принятия данных законоположений, а также направлено на обеспечение равенства правового положения топ-менеджеров государственных организаций, заключивших трудовые договоры до и после введения указанных ограничений.
201
В. В. Коробченко
В заключение следует отметить, что практика применения законоположений об ограничении «золотых парашютов» для топ-менеджеров государственных организаций ещё не успела сформироваться. Вероятно, время покажет необходимость совершенствования соответствующих законоположений, однако уже сейчас можно констатировать, что их принятие представляет собой важный шаг в направлении дальнейшего упорядочения взаимодействия государства с управленцами подконтрольных ему организаций с целью защиты экономических интересов государства и общества. 1 2 3
1. Шиткина И. С. Что такое золотой парашют? В каких целях используется этот инструмент? Как его правильно применять? Всегда ли необходимо выплачивать золотой парашют? // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2013. - № 1. - С. 56.
2. См., подробнее: Самые крупные «золотые парашюты» российских топ-менеджеров. -URL: http://news.mail.ru/economics/12508012/ (дата обращения: 15 июля 2014 г.).
3. По информации, размещенной на официальном сайте ОАО «Ростелеком», 51 % акций ОАО «Ростелеком» принадлежит государству (URL: http://www.rostelecom.ru/about/facts_and _figures/ (дата обращения: 15 июля 2014 г.)).
4. Впоследствии решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 2 декабря 2013 г. по делу № А56-31942/2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2014 г., исковые требования акционеров ОАО «Ростелеком» о признании недействительным решения совета директоров в части выплаты А. Ю. Провоторову названной единовременной компенсации были удовлетворены, при этом соответствующее решение совета директоров было признано не отвечающим принципам разумности и добросовестности, а также нарушающим права акционеров в области управления имуществом. Однако постановлением Арбитражного суда СевероЗападного округа от 7 ноября 2014 г. указанные судебные акты были отменены и вынесено новое решение об отказе акционерам ОАО «Ростелеком» в удовлетворении исковых требований. При этом суд кассационной инстанции указал, что спорное решение совета директоров принято в пределах его компетенции, а наступление неблагоприятных последствий указанного решения для ОАО «Ростелеком» и его акционеров не подтверждается материалами дела. Судебные решения официально опубликованы не были, приводятся в справ.-правовой системе «КонсультантПлюс».
5. Далее в настоящей статье будет использоваться условный термин «топ-менеджеры го -сударственных организаций».
202