Фаминова Е.С., Исаева Е.В. ОГРАНИЧЕНИЕ ВЫВОЗА ЧАСТНОГО КАПИТАЛА ЗА РУБЕЖ
Экономическую безопасность любой страны, в том числе и России, подрывают теневые процессы нелегального вывоза капитала. Одной из наиболее сложных проблем для страны за годы экономических преобразований стала проблема миграции капитала в форме его незаконной утечки. Этот вопрос остается предметом обсуждения как со стороны специалистов и международных финансовых организаций, так и со стороны государственных органов власти, осуществляющих денежно-кредитное регулирование.
Предпринятые правительством реформы в области контроля над движением капитала в России неадекватно восприняты отечественным частным бизнесом. Частный сектор продолжает экспортировать капитал преимущественно в форме его утечки. Так, в период с 2002 по 2008 год «видимый» нелегальный отток капитала из России составил более 261 млрд. долларов.
В настоящее время деньги за рубеж, как правило, переводят состоятельные граждане, которые покупают недвижимость, опасаясь политической и экономической нестабильности в России. Большую часть «убегающих» денег составляют платежи по иностранным долгам российскими банками и корпорациями, берущими множество кредитов за рубежом. Суммарный долг по ним в 2008 году превысил 430 млрд. долларов и достиг 33 % ВВП.
Одной из главных причин оттока частного капитала в текущем периоде является мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., который начался с проблем в американском ипотечном кредитовании.
Мотивы вывоза частного капитала из России разнообразны: от желания минимизировать риск предпринимательской деятельности до желания создать личные сбережения на случай кризиса. Но, проанализировав основные мотивы вывоза капитала за пределы России, можно сделать вывод, что осноаные причины незаконной утечки капитала, за рубеж лежат в экономической сфере и объясняются экономическими интересами собственников или законных владельцев этих капиталов. Например, по данным Центрального банка в 2008 году вывоз капитала из России составил 29 807 млн. долларов, из них в дальнее зарубежье - 20 133 млн. долларов, в страны СНГ - 9 675 млн. долларов.
Одна из особенностей современной российской экономики состоит в том, что экономические реформы 1990-х годов породили гигантский отток капитала из страны. Российское же правительство, вместо усиления контроля, утвердило более либеральный федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. Новая редакция отменила применявшийся ранее принцип приобретения экспортерами иностранной валюты в соответствии с заключенными контрактами. Сейчас предприниматель может приобрести любую сумму валютных средств. Это положение означает явное ослабление контроля над валютными операциями, что в значительной степени облегчает вывоз капитала. Новое законодательство также кардинально изменило механизм регулирования валютных операций, связанных с движением капитала. Устранены действовавшие ранее ограничения по операциям капитального характера, связанным с долгосрочным кредитованием, вложениями в акции иностранных предприятий и организаций, ценные бумаги, заграничную недвижимость и т.д. Вместе с тем, новый закон ликвидировал порядок обязательного индивидуального рассмотрения целесообразности проведения валютных операций и выдачи на них разрешений. Таким образом, теперь нет необходимости вывозить капитал путем использования мошеннических схем. Приобретенную иностранную валюту можно свободно и открыто, не спрашивая ни у кого разрешений, вкладывать в разнообразные инвестиционные объекты.
В целях сокращения теневого процесса незаконного вывоза капитала из России необходимо создание такого инвестиционного климата, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций. Кроме того, необходимо стабилизировать курс рубля с превращением его в полноценную национальную и мировую валюту. Для этого следует создать российскую сырьевую биржу, где проводить торги природными и другими ресурсами за национальную валюту. Это позволит укрепить рубль на мировом уровне, развивать внутренний спрос за счет роста доходов населения, снижать темпы инфляции, вкладывать инвестиции в основной капитал, проводить корректировку налоговой политики. Вышеперечисленные и другие меры будут
противодействовать незаконной утечке капитала, приведут к изменению качества и структуры экономического роста и, как результат, к повышению жизненного уровня населения России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля, 30 октября 2007 г., 22 июля 2008 г.)
2. Шейкин Г. Куда и почему «бегут» деньги из России // Аргументы и факты. 2008. №13. С.22
3. http: // www.minfln.ru
Сащенко А. Ю.
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ПОВТОРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ воды - один из ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ПРЕСНОЙ ВОДЫ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ
Проблема питьевого водоснабжения актуальна для города Владивостока, так как не обеспечивается гарантированное снабжение питьевой водой, а качество не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Основным источником водоснабжения города Владивостока являются поверхностные воды, забор которых производится из трех водохранилищ и двух подрусловых водозаборов: Пионерский гидроузел, Богатинский гидроузел (БГУ), Артемовский гидроузел (АГУ), Шкотовский водозабор, Ковш Артем ТЭЦ. Потребность города в воде составляет 400 - 500 тыс.м3/сутки. [12, 13] В настоящее время источники водоснабжения покрывают потребности города лишь частично.
Износ сетей и водопроводных сооружений составляет 60 — 100 %, что приводит к снижению надежности систем водоснабжения, обуславливает частые аварийные ситуации. [5, 6, 7] На всем протяжении от водохранилищ до квартир существуют колоссальные потери (утечки) воды. Таким образом, процессы производства и транспортировки питьевой воды в системах коммунального водоснабжения сопровождаются ее убылью на каждом этапе еще до поступления к потребителю. Также при такой изношенности трубопроводов возможно вторичное микробное загрязнение питьевой воды в разводящей сети, что приводит к инфекционным заболеваниям населения. Согласно информации, полученной от служб МУП «Водоканал», потери в сетях составляют 30-40 %, в квартирах (в сливных бачках, в кранах) - 10-15 %. Для сравнения: в Австрии и Дании утечки составляют 10%, в Великобритании — 28%, в Чешской республике — 33%. [16]
Таким образом, современная экологическая обстановка и дефицит воды требуют решения проблемы водопотребления.
В 1995 году был принят новый ГОСТ Р 22.6.01-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питье во го водоснабжения». Данный Государственный стандарт требует иметь как минимум два независимых источника (подземный и поверхностный) водообеспечения населения для любого города, а тем более, краевого центра. Причем ГОСТ, в первую очередь, ориентирует водохозяйственников на использование подземных, более защищенных и независимых от атмосферных осадков источников, вод. При этом поверхностные воды должны использоваться, в крайнем случае, когда исчерпаны ресурсы пресных подземных вод, а качество воды в поверхностных источниках соответствует требованиям ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества».
В настоящее время Владивосток не располагает такими резервами для запасов воды. Решить данный вопрос можно при использовании подземных вод Раздольненского участка Пушкинской депрессии. Такое решение имеет ряд преимуществ:
• они имеют гарантированное количество подаваемой воды, независимо от погодных условий;
• вода на месторождениях добывается с глубины 100-200 м, а поэтому более загрязненные поверхностные и аллювиальные воды, прежде чем попасть в эксплуатируемую водоносную толщу, должны пройти длительный путь фильтрации через песчано-глинистые породы и