Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития валютной системы России'

Проблемы и перспективы развития валютной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛ / EQUITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / NATIONAL CURRENCY / ДОЛЛАР / DOLLAR / ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / CURRENCY SYSTEM / ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК / FOREIGN EXCHANGE MARKET / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY CONTROL / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MONETARY RELATIONS / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / LIBERALIZATION OF ECONOMY / РЕПАТРИАЦИЯ КАПИТАЛА / REPATRIATION OF THE EQUITY / CURRENCY EXCHANGE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамзатова А.Р.

В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития валютной системы РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF RUSSIAN MONETARY SYSTEM

In this article problems and the prospects of development of a currency system of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития валютной системы России»

УДК ББК

Гамзатова А.Р. - старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит-2» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Gamzatova A.R. - Senior lecturer of the department «Finance and credit 2» Dagestan State University of National Economy

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития валютной системы РФ.

Ключевые слова: капитал, национальная валюта, доллар, валютная система, валютный рынок, валютное регулирование, валютный контроль, валютно-финансовые отношения, либерализация экономики, репатриация капитала.

In this article problems and the prospects of development of a currency system of the Russian Federation are considered.

Keywords: equity, national currency, dollar, currency system, foreign exchange market, currency control, currency exchange control, monetary relations, liberalization of economy, repatriation of the equity.

Внешнеэкономическая либерализация, то есть расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов привела к появлению новых для экономики России проблем. К одной из таких важных проблем относится, прежде всего, массовый отток из РФ за границу валютных ресурсов. Рассмотрим данную проблему более подробно.

Вывоз капитала из России исчисляется миллионами долларов. Возврат из-за рубежа незаконно вывезенных из РФ валютных ресурсов в сложившихся нынешних экономических и политических условиях представляет собой первостепенную задачу государства. Особая значимость решения данной проблемы состоит в том, что объемы оттока капитала, растущие с каждым годом, послужили причиной дестабилизации экономики страны. Вывоз и не возврат валютных ресурсов приняли угрожающие масштабы, как при заключении внешнеэкономических контрактов (экспортно-импортных сделок), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с процессом обмена рубля, обналичиванием и вывозом валюты гражданами, отмыванием денег, полученных в результате нелегальной деятельности.[2]

Оценки экспертов объема незаконно вывезенных и не возвращенных в РФ средств весьма противоречивы: по данным Министерства экономического развития РФ, за весь период государственных реформ из России вывезено 210-230 млрд. долларов США, 40-50 из которых получены, в большинстве своем, в результате незаконных экспортно-импортных, бартерных, финансово - валютных сделок, а также легализации доходов от незаконных видов деятельности; без нарушения законодательства из РФ было вывезено 165 млрд. долларов.

По данным МВФ и Парижского клуба, сумма незаконного вывоза финансово - валютных ресурсов из РФ составляет примерно 50-60 млрд. долларов.

Есть и весьма мрачные взгляды. Некоторые специалисты предполагают, что бегство капитала составило 700 млрд. долларов.

По оценкам же различных контролирующих органов России, за последние годы наша страна потеряла около 60 млрд. долларов.

Отмечая масштабность этих процессов, эксперты полагают, что если России удастся вернуть свои валютные ресурсы в страну, она

сможет не только решить проблему погашения внешнего долга, но и отказаться от финансовой помощи других стран и международных организаций.

Наибольшая часть капитала, составляющая 18-19 млрд. долларов, уходит за границу по внешнеторговым сделкам в виде невозвращения экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, снижения цен по ввозу товаров.[5]

Проведенные ЦБ РФ проверки уполномоченных банков -крупных покупателей иностранной валюты на Московской межбанковской валютной бирже - выявили ряд способов оттока валюты за границу, и во всех из них главную роль играют так называемые «фирмы - однодневки». «Фирмы - однодневки», как известно, состоят из одного - двух физических лиц, имеют юридический адрес на арендованную квартиру и минимально допустимый первоначальный капитал. Каждая из таких фирм ежедневно закупает до 3 - 4 млн. долларов для оплаты поставок по импортным сделкам. Как правило, платежные условия предусматривают 100%-ный авансовый платеж, а месторасположением торгового партнера выступают оффшорные зоны. Несмотря на явный фальшивый характер этих сделок, действующее в настоящее время законодательство не позволяет уполномоченному банку отказать клиенту в совершении подобных сделок. Специфика деятельности «фирм - однодневок» делает ненужной проверку органов валютного контроля и правоохранительных органов, так как фирма исчезает раньше, чем попадает в зону их контроля.

«Бегство» капитала имеет множество отрицательных последствий для экономики страны:

1. Сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса (денежный агрегат М2). Рубли поступают на валютный рынок, обмениваются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых махинаций скрывается валютная выручка или совершается незаконный вывоз экономических ресурсов. Уменьшается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс национальной валюты становится нестабильным.

2. Сокращаются валютные резервы, что косвенно отражается на курсе рубля. Если хотя бы часть «сбежавшего» капитала осталась в стране, валютные резервы могли бы быть в 3-4 раза больше, чем сегодня.

3. Сокращаются инвестиционные ресурсы, и создается искусственный спрос на зарубежные кредитные средства.

4. Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании и контроле вывоза капитала контракты регистрируются, а потому уплачиваются налоговые платежи.

5. В страну не поступает доход, полученный от оттока за границу капитала.

6. Снижается устойчивость финансового рынка страны, возникает асимметрия между его структурными частями.

Для сдерживания «бегства» капитала из страны необходимо разработать грамотную стратегическую программу и тактику действий, сделать утечку капитала экономически невыгодным и нецелесообразным. В первую очередь, нужно обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в РФ и защиту прав собственности. В России целесообразно использовать международный опыт сочетания уголовно-правовых норм и требований, направленных на сдерживание утечки капитала, с мерами административного и финансового контроля над валютными операциями и отношениями, переводами и вложением денег за рубежом. Необходимо преодолеть

проблемы и трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала устраняет его от незаконного источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление подобного вида источника.[4]

Специалисты в области регулирования валютных операций считают, что для сдерживания «бегства» капитала и достижения его возвращения должен быть строгий правовой режим гарантий для страхования коммерческих и политических рисков, непредвиденных мер со стороны государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичного его возврата в страну требует проведения определенных мер воздействия на этот процесс. В числе таких мер можно выделить неуклонное соблюдение созданной единой цепочки субъектов экспортной сделки в России (экспортер - таможня -банк), стандартизация форм отчетности и другие меры. Важное место в этой области принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических операций в целях сжатия питательной среды для «бегства» капитала.

Необходим контроль за товарообменными контрактами, так как вывоз товаров из России по стоимости в несколько раз превышает встречные поставки из-за границы, а договорные цены разнятся от среднемировых. Разница уходит за рубеж в пользу предпринимателей. Необходимы жесткие меры для сдерживания «бегства» капитала в те зоны, на которых действует безналоговый режим, и зарегистрированные за границей совместные предприятия и организации.

Учитывая значительную роль банков и других финансово-кредитных учреждений в механизме утечки капитала, целесообразно включить в их обязанности необходимость сообщать о подозрительных денежных переводах за границу компетентным органам.

В целях частичного возвращения капитала с учетом международного опыта необходимо избирательно применять экономическую амнистию, не распространяя её на деньги, связанные с уголовными преступлениями.

Важно также ускорить создание и развитие в России более эффективной структуры управления экономикой в целях устранения олигархического и коррумпированного аппарата и «теневого» перераспределения денежных средств и доходов в пользу предпринимателей, которые переводят их за рубеж.

Для уменьшения возможности совершения незаконных действий с переводом валюты за рубеж, целесообразно совершенствовать правила открытия счетов в иностранных банках, сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев крупных банковских счетов и их возможного возвращения в страну.[6]

Для укрепления курса национальной валюты государство должно взять на себя задачу по созданию механизмов, способствующих расширению спроса на продукцию секторов обрабатывающей и авиационной промышленностей, автомобилестроения и энергетического машиностроения, в том числе путем создания и развития на условиях государственно-частного партнерства системы гарантийных фондов, лизинга, кредитования и страхования вывоза машинно-технической продукции. Не стоит забывать и про возможности государственного заказа, налогового стимулирования и регулирования. Многие из предложенных механизмов не требуют увеличения бюджетных расходов. Те же денежные средства, которые государству предстоит потратить на достижение данной цели, являются инвестиционными и не приведут к усилению воздействия инфляционных процессов на экономику.

Государственная поддержка стратегических отраслей экономики страны, в том числе национальной банковской системы, имеет большое значение и для самого рубля. Спрос на российский рубль будет расти только по мере повышения конкурентоспособности отечественной экономики, увеличение товарного наполнения российской валюты и масштабов вывоза из России машинно-технической и другой продукции, которая будет пользоваться устойчивым спросом за рубежом. В этом случае повышение доверия к рублю не будет носить исключительно конъюнктурный характер, а спрос на российскую валюту будет стабилен не только внутри нашей страны, так и за ее пределами.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроля в РФ» (ред. 30.12.2015);

2. Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб.пособие. - М.: ЮНИТИ, 2014.-346 с.

3. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.В. и др.; Международные экономические отношения: Учебник для вузов/Под.ред. Проф. В.Е. Рыбалкина. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 г.

4. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты // Деньги и кредит. - 2012г.

5. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2013.

6. ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.