Научная статья на тему 'Ограничение рисков интеграционных процессов в контексте осуществления национально-информационной безопасности современного российского государства'

Ограничение рисков интеграционных процессов в контексте осуществления национально-информационной безопасности современного российского государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL INFORMATION SECURITY / НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SUPRANATIONAL REGULATION / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касаева Татьяна Викторовна, Мазилкина Елена Ивановна

В статье рассматриваются современные тренды и проблемы международной экономической интеграции, интеграционные процессы на постсоветском пространстве, внешние и внутренние риски интеграционных процессов и организация информационного обеспечения в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касаева Татьяна Викторовна, Мазилкина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITING THE RISK OF INTEGRATION IN THE CONTEXT OF ENSURING NATIONAL INFORMATION SECURITY OF RUSSIA

The paper deals with modem trends and problems of international economic integration, studies integration processes in the post-Soviet space, examines external and internal risks of integration processes and organization of information support in the framework of the Customs Union and the Common Economic Space.

Текст научной работы на тему «Ограничение рисков интеграционных процессов в контексте осуществления национально-информационной безопасности современного российского государства»

Yarskaya-Smirnova Ye.R. (2013) Sozdaniye akademicheskogo teksta: ucheb. Posobiye dlya studentov i prepodavateley vuzov. [Creating academic text: textbook for students and teachers.] M.: OOO «Variant»; TSSPGI. S. 156.

15. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Те самые профессии: Шкалы престижа и рамки публичности / / Антропология профессий: Границы занятости в эпоху нестабильности / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2012. С. 7 - 29.

Yarskaya-Smirnova Ye.R., Romanov P. V. (2012) Te samyye professii: Shkaly prestizha i ramki publichnosti. [Those same professions: Prestige and public awareness.] // Antropologiya professiy: Granitsy zanyatosti v epokhu nestabil'nosti / pod red. P. Romanova, Ye. Yarskoy-Smirnovoy. M.: OOO «Variant»; TSSPGI. S. 7 - 29.

УДК 327(470+571)

ОГРАНИЧЕНИЕ РИСКОВ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА*

LIMITING THE RISK OF INTEGRATION IN THE CONTEXT OF ENSURING NATIONAL INFORMATION SECURITY OF RUSSIA

Касаева Татьяна Викторовна

Kasayeva Tatyana Viktorovna

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

Cand. Sc. (Law), associate professor, head of the department of theory and history of state and law, Saratov socio-economic institute (branch) of Ple-khanov Russian University, Saratov

e-mail: kasayev@rambler.ru

Мазилкина Елена Ивановна

Mazilkina Yelena Ivanovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, внешнеторговой деятельности и учета на предприятиях, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина (филиал) ФГБОУ ВПО «РАНХиГС при Президенте РФ», г. Саратов

Associate professor of the department of marketing, foreign trade and accounting, Volga Region Institute ofAdministration (branch) of Presidential academy of national economy and public administration, Saratov

e-mail: elivma@yandex.ru

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-03-00352.

1 ■

Информационная безопасность регионов. 2015. № 1(18)

В статье рассматриваются современные тренды и проблемы международной экономической интеграции, интеграционные процессы на постсоветском пространстве, внешние и внутренние риски интеграционных процессов и организация информационного обеспечения в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция, национальная информационная безопасность, наднациональное регулирование, Таможенный союз, Евразийская экономическая комиссия.

The paper deals with modern trends and problems of international economic integration, studies integration processes in the post-Soviet space, examines external and internal risks of integration processes and organization of information support in the framework of the Customs Union and the Common Economic Space.

Keywords: international economic integration, national information security, supranational regulation, Customs Union, Eurasian Economic Commission.

Характерной особенностью современного этапа развития мировой экономики можно считать международную экономическую интеграцию, которая стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Важнейшая роль постиндустриализма и правовой государственности заключается в том, что научно-техническая революция (НТР) в передовых странах оказалась истоком мощных интеграционных процессов на международной арене. НТР не только интегрировала экономику и право, но и требует интеграции государств. Эти вопросы обретают большое значение для будущего всей цивилизации.

Последние 10 лет свидетельствуют о том, что нарождается новый миропорядок с его обновляющейся международно-правовой основой.

Если ранее под национальной информационной безопасностью в широком смысле понимали состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан и государства, на сегодняшний день данная сфера регулируется и на уровне региональных интеграционных группировок. С одной стороны, формируется крупномасштабное информационное поле, охватывающее собой территорию нескольких государств, с другой - оно нуждается в качественно новой форме защиты национальных и интеграционных интересов.

В отличие от традиционных международных экономических отношений интеграционные процессы направлены на формирование постоянных объединений государств, ориентированных на достижение общих экономических целей и сближение хозяйственных механизмов. В интеграционных группировках создаются наднациональные органы, которым страны-участницы передают значительно больший объем полномочий по регулированию хозяйственных процессов. Наднациональные органы обеспечивают согласование и поддержание баланса национальных интере-

сов отдельных стран и защиту интересов интеграционного объединения в целом. Устанавливается специальный режим для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, который в определенной степени может отличаться от международных правовых норм.

Многие государства давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, некоторые находятся на этапе становления. В мировом масштабе процессы объединения постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая имеет огромный потенциал как для национального, так и для интернационального развития. В то же время интеграционные процессы не устраняют ни конкуренции, ни имеющихся в регионе противоречий и разногласий.

Интеграция обеспечивается применением административных мер на уровне международной макроэкономической политики, касающейся уменьшения или уничтожения барьеров на пути товарных потоков и факторов производства, гармонизации макроэкономических политик и создания наднациональных институтов для управления новыми образованиями. Таким образом, в процессе интеграции происходит ликвидация ограничений в перемещении товаров и факторов их производства. Это достигается, во-первых, через развитие процессов торговой либерализации и ликвидации старой государственной политики и институтов, препятствующих интеграции, во-вторых, через модификацию существующих инструментов, которые должны помочь развитию процесса.

К факторам, негативно влияющим на эффективность процессов интеграции, можно отнести следующие: неопределенность развития национальных государств; сложный характер противоречий социально-культурного бытия разных народов и неясность перспектив национальных культур, существующих не одно столетие; необеспеченность гарантий национальной и интеграционной безопасности.

Сочетаясь с интеграцией экономической, политической и социокультурной, правовая

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

разновидность интеграции выполняет особую миссию - она опосредует все сферы жизнедеятельности общества.

Правовая интеграция невозможна без правовой рецепции, суть которой сводится к взаимообогащению правовых культур с учетом степени возможной ассимиляции иностранных правовых институтов. Вместе с тем было бы неверным полагать, что это путь к установлению единого, универсального правового регулирования в сфере экономики. Даже при буквальном воспроизведении законодательства другого государства практика его применения в стране-рецепиенте существенно отличается от оригинала [1].

До сих пор перед исследователями стоит ряд вопросов, которые пока не имеют своего однозначного решения. Что следует понимать под состоянием «полной» интеграции? Какой уровень интеграции может идти на благо страны? Где находится граница оптимальной передачи полномочий по принятию решений общим институтам, созданным интегрирующимися странами? Какими инструментами достигается состояние «полной» интеграции?

Определение интеграции как процесса подразумевает под собой, что окончанием этого процесса является такая стадия, на которой все препятствия между странами-участниками ликвидированы. Но, учитывая все несовершенства, имеющиеся почти в каждой национальной экономике, многие исследователи склоняются к мнению о том, что такая стадия не может быть ни определена, ни достижима. Тем не менее результатом интеграционных процессов служит образование единого хозяйственного пространства в рамках региона.

Особый интерес в контексте предпринятого исследования представляют собой интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве. Так, создание Таможенного союза предусматривало формирование единой таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были подписаны главами правительств государств в январе 2007 г., в октябре того же года главы государств подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Данный договор способствовал появлению единого рынка для 170 млн потребителей, на котором осуществляется единое техническое регулирование, применяются нормы единого Таможенного кодекса, действует единый тамо-

женный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования.

Следующим этапом интеграции стало формирование единого экономического пространства, предусматривающего свободное движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Его функционирование предполагает также координацию экономической политики государств-участников в отношении ключевых отраслей - макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли и др.

С 1 января 2015 г. начинает действовать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), предусматривающий интеграцию в финансовой сфере, на рынке труда и в торговых отношениях. Все это свидетельствует о том, что у евразийской интеграции наличествуют мощные основания как экономического, так и социокультурного характера. К последним можно отнести общность территории, языка, исторического и культурного развития, единство культурных традиций, демографические и миграционные процессы, толерантное отношение к этническим и религиозным ценностям народов, проживающих на данной территории. Создание общеправового пространства призвано обеспечить правопорядок, основанный на принципах свободы, разумности, формально-правовой определенности и справедливости.

Правовая интеграция предполагает не только заключение договоров, соглашений о правовом сотрудничестве и правовой помощи, но и равную правовую защиту субъектов, поэтому так важен анализ судебной практики, вырабатываемой Экономическим судом СНГ, судом ЕврАзЭС. Значимы и доктринальные средства правовой интеграции: согласование научно-правовых концепций, составление единого глоссария юридических терминов [2].

Не следует забывать об образовании интеграционных группировок. Это всегда связано с множеством рисков, возникающих как в рамках внутренних границ, так и за их пределами [3]. К наиболее распространенным видам интеграционных рисков относят:

- изменения глобальной конъюнктуры;

- финансовые риски;

- инфляционные риски;

- геополитические риски и др.

Создание Таможенного союза и единого экономического пространства в данном смысле не стало исключением. В связи с этим представляется целесообразным разделить существующие риски на внутренние и внешние.

Информационная безопасность регионов. 2015. № 1(18)

К внутренним рискам следует отнести разные уровни экономического развития стран-участниц; различия в национальных законодательствах; возможное снижение конкурентоспособности базовых отраслей промышленности; риски инновационного отставания; постепенное истощение национальных финансовых сбережений; риски создания единого финансового рынка; санитарные и фитосанитар-ные риски; риски, связанные с реализацией некачественной и фальсифицированной продукции.

К категории внешних рисков следует отнести низкие темпы развития мировой экономики; замедление экономического роста в Евро-зоне и крупных развивающихся странах; снижение общемирового спроса на сырьевые товары; отток капитала с развивающихся рынков; нестабильность валютного курса; геополитическую напряженность вокруг ситуации в Украине.

Решению проблем, связанных с интеграционными рисками, придается большое значение.

В августе 2014 г. в Санкт-Петербурге проводилась форсайт-сессия «Евразийское экономическое пространство: Возможные сценарии институционального развития до 2030 г.», в рамках которой обсуждались вопросы, связанные с ключевыми трендами развития, со стратегическими вызовами и с мерами реагирования на возникающие риски на национальном и наднациональном уровне.

Прошла конференция «Финансовые рынки СНГ: Новые возможности и глобальные риски» в г. Баку, посвященная рискам на финансовых рынках.

Региональный совместный семинар ЕЭК, ЮНТКАД, Межгосбанка «Глобальные и региональные тенденции экономического развития на примере евразийской интеграции» проводился 6 ноября в Москве и был посвящен влиянию мирового экономического кризиса на развитие евразийской интеграции.

На официальном сайте Евразийской экономической комиссии публикуются квартальные обзоры основных тенденций и перспектив в экономике государств - членов ТС и ЕЭП. Так, в обзоре за II квартал 2014 г. отмечается, что негативная внешнеэкономическая конъюнктура и рост геополитической напряженности привели к дальнейшему росту негативных ожиданий инвесторов и потребителей, снижению деловой активности, растущей инфляции, поиску дополнительных источников экономического роста за счет внутренних факторов. Возросли риски устойчивости финансовой системы в результате снижения доверия населе-

ния и бизнеса к банковской системе, связанного с этим оттока депозитов и наращивания населением валютных сбережений [4].

С целью снижения интеграционных рисков и информационного обеспечения деятельности Таможенного союза и Единого экономического пространства была создана наднациональная иерархическая институциональная структура.

Высший Евразийский экономический совет состоит из глав государств или правительств стран-участниц. Ему подчиняется Совет комиссии, включающий в себя трех членов, представляющих правительства стран-участниц, который является управляющим органом для Евразийской экономической комиссии.

Евразийская экономическая комиссия -постоянно действующий со 2 февраля 2012 г. наднациональный орган, руководствующийся интересами евразийского сообщества в целом, обеспечивающий условия функционирования и развития Таможенного союза и единого экономического пространства и разрабатывающий предложения по дальнейшему развитию интеграции. Решения комиссии являются коллегиальными и обязательны для исполнения на территории стран-участниц: Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь. Коллегия состоит из девяти членов (по три члена коллегии от каждой страны-участницы, один из которых является председателем коллегии), назначаемых сроком на четыре года решением Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств. Коллегия принимает решения путем голосования, где каждый член коллегии обладает одним голосом.

Деятельность Евразийской экономической комиссии структурирована по функциональным направлениям, представляющим собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности, курируемых членами коллегии (министрами): по основным направлениям интеграции и макроэкономике; по экономике и финансовой политике; по промышленности и агропромышленному комплексу; по торговле; по вопросам технического регулирования; по таможенному сотрудничеству; по энергетике и инфраструктуре; по конкуренции и антимонопольному регулированию.

У членов коллегии (министров) в подчинении находятся департаменты, осуществляющие информационную координацию в рамках профильной деятельности: протокола и организационного обеспечения; финансов; правовой; информационных технологий; управления делами; макроэкономической политики;

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

статистики; развития интеграции; финансовой политики; развития предпринимательской деятельности; промышленной политики; агропромышленной политики; таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; защиты внутреннего рынка; торговой политики; технического регулирования и аккредитации; санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер; таможенного законодательства и правоприменительной практики; таможенной инфраструктуры; транспорта и инфраструктуры; энергетики; антимонопольного регулирования; конкурентной политики и политики в области государственных закупок.

Создан официальный сайт evrasiacommision. com, на котором представлена структура, новостная информация и нормативно-правовые акты, реализуемые на территории интеграционной группировки. Следовательно, основными целями обеспечения информационной безопасности на территории единого экономического пространства становятся:

- защита интеграционных интересов;

- обеспечение граждан стран-участниц достоверной и полной информацией;

- правовая защита граждан и общества при получении, распространении и использовании информации.

Объектами информационной защиты будут выступать:

- информационные ресурсы и система их создания, распространения и использования;

- информационная инфраструктура общества, включая информационные коммуникации, сети связи, центры анализа и обработки данных;

- СМИ;

- права гражданина на получение, распространение и использование информации;

- защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации.

Таким образом, глобальные проблемы современного мира могут быть успешно решены только совместными усилиями государств. На первый план выдвигаются проблемы управления процессами глобализации, которые затрагивают сегодня фактически все сферы жизнедеятельности нашего общества - политику, экономику, право, мораль и информационную безопасность.

Библиографический список (References)

1. Тихомиров Ю.А. Глобализация: Взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. 2002. № 11. С. 6.

Tikhomirov Yu.A. (2002) Globalizatsiya: Vzaimovliyaniye vnutrennego i mezhdunarodnogo prava. [Globalization: Interaction of national and international law] // Zhurnal rossiyskogo prava. № 11. S. 6.

2. Сокольская Л.В. К проблеме евразийской правовой интеграции // Право и образование. 2013. № 11. С. 7.

Sokolskaya L.V. (2013) K problem yevraziyskoy pravovoy integratsii. [On the problem of the Eurasian legal integration.] // Pravo i obrazovaniye. № 11. S. 7.

3. Красавина Л.В. Проблемы обновления концептуальных основ регулирования внешнеэкономических рисков России в условиях интеграции в мировую экономику и членства в ВТО // Деньги и кредит. 2013. № 9. С. 10 - 16.

Krasavina L.V. (2013) Problemy obnovleniya kontseptual'nykh osnov regulirovaniya vneshneekonomicheskikh riskov Rossii v usloviyakh integratsii v mirovuyu ekonomiku i chlenstva v VTO. [Challenges of modernizing the conceptual foundations of regulation of foreign economic risks of Russia with regard to the integration into the world economy and WTO membership.] // Den'gi i kredit. № 9. S. 10 - 16.

4. Квартальный обзор основных тенденций и перспектив в экономиках государств - членов ТС и ЕЭП (январь - июнь 2014 г.).

Kvartal'nyy obzor osnovnykh tendentsiy i perspektiv v ekonomikakh gosudarstv - chlenov TS i YEEP (yanvar' - iyun' 2014 g.). [Quarterly report on the major tendencies and prospects of the economies of the countries -members of the Customs Union and the Common Economic Space (January - June 2014).]

Информационная безопасность регионов. 2015. № 1(18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.