Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВО / ЗАКОН / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забавка Владимир Иванович

Рассматриваются вопросы, связанные с ограничением прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в пределах Российской Федерации. Дается конституционно-правовая оценка указанным ограничениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS UNDER MARTIAL LAW

The issues related to the restriction of human and civil rights and freedoms under martial law within the Russian Federation are considered. The constitutional and legal assessment of the specified restrictions is given.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-132-135 NIION: 2003-0059-5/22-431 MOSURED: 77/27-003-2022-05-630

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения

Владимир Иванович Забавка

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, zabavkavladimir@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с ограничением прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в пределах Российской Федерации. Дается конституционно-правовая оценка указанным ограничениям.

Ключевые слова: Конституция, государство, законодательство, право, закон, военное положение, ограничение прав и свобод человека и гражданина

Для цитирования: Забавка В. И. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 132-135. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-132-135.

Original article

Restriction of human and civil rights and freedoms under martial law

Vladimir I. Zabavka

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, zabavkavladimir@mail.ru

Abstract. The issues related to the restriction of human and civil rights and freedoms under martial law within the Russian Federation are considered. The constitutional and legal assessment of the specified restrictions is given.

Keywords: Constitution, state, legislation, law, law, martial law, restriction of human and civil rights and freedoms For citation: Zabavka V. I. Restriction of human and civil rights and freedoms under martial law. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):132-135. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-132-135.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в обществе и государстве — это один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства. Объем прав и свобод не может быть уменьшен без введения особого положения в тех случаях, когда они не нарушают принцип правового равенства и когда пользование ими не связано со злоупотреблениями со стороны субъектов этих прав и свобод.

Одним из наиболее значимых вопросов является проблема возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 55), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

а) защиты основ конституционного строя;

б) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

в) защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан [1].

© Забавка В. И., 2022

Ограничение конституционной свободы является одним из проявления ограничения прав и свобод личности. Адекватно постичь сущность и роль ограничения прав в современном обществе невозможно без раскрытия содержания понятия «ограничение прав». Энциклопедический словарь «Конституционное право России» содержит следующее определение: «Ограничение прав и свобод — юридическая невозможность осуществления прав и свобод в случаях, предусмотренных федеральным законом, а равно некоторое сужение их объема» [2, с. 625].

От ограничения права следует отличать уточнение содержания конкретного права с очерчиванием его границ, которое имеет место при закреплении права в нормативно-правовых актах. Однако законотворческие ошибки или намеренные действия законодателя можно считать ограничением права. Особым случаем ограничения прав является невключение в число закрепленных законом тех прав, легализация которых государством отвечает его международным обязательствам.

JURISPRUDENCE

Данная норма, конкретизирующая конституционные пределы осуществления прав применительно к праву человека и гражданина, означает, что данное право может быть ограничено федеральным законом в указанных целях и им соразмерно.

Ограничения конституционных прав и свобод является частным проявлением механизма правового регулирования общественных отношений, под которыми понимается «система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права» [3].

Реализуя свои полномочия, Президент Российской Федерации (ст. 87 Конституции РФ), в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (ред. от 1 июля 2017 г.) под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии [4].

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

В период действия военного положения Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны, применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в данной области.

В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального конституционного закона на территории, на которой введено военное положение, на основании указов Президента Российской Федерации применяются определенные меры, в том числе ограничивающие права и свободы человека и гражданина, а именно:

1. Введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней.

Свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации является одним из неотъемлемых элементов правового статуса личности в демократическом государстве. Однако задачи, которые решаются государством в условиях военного положения, нередко требуют ограничений этой свободы для достижения поставленных целей.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 1 апреля 2019 г.) ст. 8 устанавливает исчерпывающий перечень оснований ограничения прав граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, которая включает в себя ограничения данного права, в том числе на территориях, где введено военное положение [5].

2. Приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации.

Данные ограничения установлены в Федеральных законах РФ: «О политических партиях» [6]; «Об общественных объединениях» [7]; «О свободе совести и о религиозных объединениях» [8] и др.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий.

Конституция РФ (ст. 31), Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [9] определяет порядок проведения указанных мероприятий, однако в условиях военного или чрезвычайного положения вводится запрет или ограничения на их проведение, установленный законодательством РФ.

4. Запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций.

5. Запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток.

6. Введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами.

7. Интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией.

8. Запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации.

9. Прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ;

10. Не проводятся референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления и др.

В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина, за

исключением прав и свобод, ограничение которых установлено ФКЗ и другими федеральными законами и обязаны выполнять их требования.

Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:

1) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, и военные комиссариаты;

3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

4) участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежат ограничению права и свободы, а именно право: на жизнь; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства; на получение квалифицированной юридической помощи; на возмещение вреда и др.

Таким образом, ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения — это установленные законодательством пределы реализации прав, выражающиеся в запретах, обязанностях и ответственности, существование которых детерминировано необходимостью защиты суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1 -ФКЗ) //СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Энциклопедический словарь «Конституционное право России» / В. Червонюк, И. Калинский, Г. Иванец М. : Юридическая литература, 2002.

3. Теория государства и права: полный курс лекций / Н. И. Мазутов. М. : Юрист, 1997.

4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (ред. от 1 июля 2017 г.) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

5. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 1 апреля 2019 г.) // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 783.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 14 марта 2022 г.) // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 30 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 11 июня 2021 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

9. Федеральный закон РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 30 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

References

1. The Constitution of the Russian Federation, adopted by popular vote on December 12, 1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, of February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ, dated March 14, 2020 No. 1-FKZ) // SZ RF. 2014. No. 31. Art. 4398.

2. Encyclopedic Dictionary «Constitutional Law of Russia» / V. Chervonyuk, I. Kalinsky, G. Ivanets M. : Legal Literature, 2002.

3. Theory of state and law: a full course of lectures / N. I. Mazutov. M. : Lawyer, 1997.

4. Federal constitutional law of January 30, 2002 No. 1-FKZ «On martial law» (as amended on July 1, 2017) // SZ RF. 2002. No. 5. Art. 375.

5. Law of the Russian Federation dated June 25, 1993 No. 5242-1 «On the right of citizens of the Russian Federation to freedom of movement, choice of place of stay and residence within the Russian Federation» (as amended on April 1, 2019) // SZ RF. 1998. No. 6. Art. 783.

6. Federal Law of the Russian Federation of July 11, 2001 No. 95-FZ «On Political Parties» (as amended on March 14, 2022) // SZ RF. 2001. No. 29. Art. 2950.

7. Federal Law of the Russian Federation of May 19, 1995 No. 82-FZ «On Public Associations» (as amended on December 30, 2020) // SZ RF. 1995. No. 21. Art. 1930.

8. Federal Law of the Russian Federation of September 26, 1997 No. 125-FZ «On Freedom of Conscience and Religious Associations» (as amended on June 11, 2021) // SZ RF. 1997. No. 39. Art. 4465.

9. Federal Law of the Russian Federation of June 19, 2004 No. 54-FZ «On meetings, rallies, demonstrations, processions and pickets» (as amended on December 30, 2020) // SZ RF. 2004. No. 25. Art. 2485.

JURISPRUDENCE

Информация об авторе

В. И. Забавка — доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

V. I. Zabavka — Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 26.04.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 26.04.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 15.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.