Научная статья на тему 'Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях глобализации'

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4200
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ограничение / права / Человек / Гражданин / Государство / свобода / Закон / restriction / rights / Man / Citizen / state / freedom / Law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Башурова Марина Николаевна

Рассмотрены основные положения, касающиеся правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина в условиях глобализации. Проанализировано федеральное и международное законодательство в сфере ограничения прав и свобод граждан. Сформулированы принципы и обозначены пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main provisions relating to the legal restrictions of rights and freedoms of man and citizen in the context of globalization. The author analyzes federal and international legislation in the sphere of rights and freedoms restriction of citizens. The article formulates the principles and marks the limits of restricting the rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях глобализации»

УДК 342.7 © М. Н. Башурова, 2010

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях глобализации

М. Н. Башурова *

Рассмотрены основные положения, касающиеся правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина в условиях глобализации. Проанализировано федеральное и международное законодательство в сфере ограничения прав и свобод граждан. Сформулированы принципы и обозначены пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: ограничение, права, человек, гражданин, государство, свобода, закон.

В общем виде ограничение прав граждан можно определить как вводимые в строго определенных целях, закрепленные в нормативных правовых актах юридические меры, направленные на установление препятствий для реализации гражданам тех или иных прав и обеспечивающие соблюдение необходимого баланса интересов личности, общества и государства По мнению А . В . Малько, «правовое ограничение — правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, исключение определенных возможностей в деятельности лиц» 1 . На взгляд В . Н . Агеева, правомерное ограничение основных прав и свобод личности «представляет собой установление на основе закона пределов реализации и осуществления человеком и гражданином прав и свобод, выражающееся в определенных запретах, обусловленных необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и назначением которых является достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц» 2 . В М Малиновская считает, что правомерное ограничение прав и свобод — «это такое ограничение, которое устанавливается федеральным законом, имеет как постоянный, так и временный характер, отвечает принципам справедливости, соразмерности, законности, обусловлено объективными причинами, целью его является установление баланса интересов индивидуумов и общества в целом» 3 . При этом исследователь обращает внимание, что правомерное ограничение необходимо отличать от запретов совершения преступных действий и соответственно мер ответственности, устанавливаемых за наруше-

ние запретов . Правомерное ограничение направлено на ограничение позитивной, а не негативной деятельности 4 . В . Н . Агеев и В . М . Малиновская полагают, что, помимо правомерных ограничений прав и свобод человека и гражданина, возможны и неправомерные ограничения . К последним приводит выход за допустимые пределы ограничения прав и свобод . Всякое неправомерное ограничение прав и свобод есть нарушение, но не всякое их нарушение является ограничением. Неправомерное ограничение относится к сфере нормативного регулирования и означает ограничение прав и свобод граждан правовыми средствами сверхдопустимой меры . На наш взгляд, правовые ограничения — это только правомерные ограничения, ограничения, соответствующие и закону, и праву Ведь, как известно, право нетождественно закону. И законы, иные нормативные правовые акты, вводящие ограничения прав и свобод человека и гражданина, могут не отвечать идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности и должны в таком случае в установленном порядке признаваться недействительным, а следовательно, в этом случае правом не являются 5 .

Попробуем сформулировать основные положения, касающиеся правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина

1. Правовые ограничения — это такие ограничения, которые соответствуют не только закону, но и праву

2 . Ограничения прав и свобод могут осуществляться в ходе как правотворческой, так и правоприменительной деятельности Правовые ограничения прав и свобод граждан в ходе правоприменительной деятельности должны осуществляться только на основании законов и соответствовать идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности

В нашем журнале публикуется впервые .

*

3. Правовые ограничения прав и свобод имеют свои пределы . Основаниями ограничения прав и свобод личности являются: во-первых, защита прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, защита интересов государства и общества . Ограничение прав допустимо только в указанных целях.

4. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в России устанавливаются: федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента России, решением суда, а также рядом других актов

5. Правовые ограничения прав и свобод человека и гражданина — комплексный институт современного российского права .

Мы считаем, что определение понятия ограничения прав и свобод человека является очень важным как с научной, так и с практической точки зрения. Также практический интерес представляет законодательное закрепление пределов, средств и методов ограничения Практические органы должны осознавать, что действуют в предусмотренном законом порядке и что за свою деятельность они несут ответственность, которая также закреплена в законе А граждане, в свою очередь, должны уметь отличать законные действия этих лиц от незаконных, и их действия должны соответствовать выдвигаемым к ним требованиям

Вопрос о пределах и основаниях ограничения прав человека и гражданина стоит в настоящее время исключительно остро . И дело даже не в том, что в правовой теории эта проблема еще не стала предметом целенаправленного изучения, хотя отдельные мнения на этот счет уже высказывались Речь идет о том, что в законодательной и правоприменительной практике вопрос о предельности ограничений часто решается без опоры на прочный теоретический фундамент. Между тем еще Б. Н. Чичерин отмечал, что «без этих ограничений общежитие невозможно . В какой мере они устанавливаются — это зависит от местных и временных условий» 6 . Установление границ и пределов действия прав граждан — одна из наиболее сложных проблем в юриспруденции Решая ее, законодатель должен руководствоваться не только существующей системой международного и национального законодательства, но и нормами морали, общим духом и сущностью права. Б. С. Эб-зеев подчеркивал, что пределы осуществления прав и свобод показывают границы признаваемой и защищаемой Конституцией РФ свободы индивидов, в сущности — нормативное содержание конституционного права, ограничение же — это допускаемые Конституцией изъятия из конституционного статуса человека и гражданина 7.

В международных документах по правам человека содержатся нормы, предусматривающие огра-

ничения естественных прав, указываются (в самых общих чертах) их цель и характер. Так, во Всеобщей декларации прав человека ограничения устанавливаются «исключительно с целью обеспечения должного признания прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния» (ст. 29) . Часть 2 данной статьи закрепляет принцип установления ограничений прав и свобод человека только законом В Международном пакте о гражданских и политических правах объектов ограничений несколько больше; здесь речь идет также об охране государственной безопасности, здоровья и нравственности населения (ст. 12) . Кроме того, здесь указывается, например, что в случае чрезвычайного положения возможны отступления от некоторых положений статей (ч . 3 ст. 4), однако какова крайняя степень, предельная граница этих отступлений, не говорится .

В соответствии со ст. 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод возможно ограничение прав и свобод в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, но только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим обязательствам страны по международному праву. Однако ограничения прав и свобод недопустимы ни при каких обстоятельствах при соблюдении следующих положений Конвенции:

1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом (за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий) .

2. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию

3 . Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии

4 . Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления

В соответствии со ст. 18 Конвенции установлены пределы ограничений прав и свобод: «Ограничения, допускаемые по настоящей Конвенции, в отношении указанных прав и свобод не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они были предусмотрены». Более того, требует внимания специальная оговорка, содержащаяся в рассматриваемой Конвенции о том, что ничто не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет

право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции

Обратимся к Конституции России В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» Согласно ч 3 ст 55 Конституции РФ, ограничение прав возможно только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства . Данный перечень — исчерпывающий. Это означает, что установление ограничений прав граждан — прерогатива федерального законодателя Ограничение прав граждан в РФ допускается только федеральным законом Субъекты, входящие в состав Российской Федерации, не имеют права на введение ограничений. Согласно ст. 56 Конституции РФ, «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия . Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».

Как отмечает В. В. Лапаева, термином «ограничение прав и свобод» в Конституции РФ обозначены разные понятия 8 . Если применительно к тексту ст. 55 говорится о том, что в условиях нормального режима правовой регуляции, не связанного с введением чрезвычайного положения, федеральный закон может ограничивать любые права и свободы без указания временных пределов таких ограничений, то во втором случае (ст 56 Конституции) отдельные ограничения прав и свобод допускаются лишь в условиях чрезвычайного положения лишь в заданных пределах и только на определенный срок При этом, как следует из ч 3 ст 56 Конституции РФ, далеко не все права и свободы вообще подлежат какому-либо ограничению (в том смысле данного термина, который вкладывается в него в ст 56) даже в условиях чрезвычайного положения Режим чрезвычайного положения может вводиться в соответствии с нормами, закрепленными в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном

положении» «Но на самом деле использование в нормативном акте одного и того же термина в разных смысловых значениях является, как известно, дефектом юридической техники В данном случае мы имеем дело с дефектом конституционного текста, создающим серьезные проблемы для его толкования», — пишет В. В. Лапаева 9.

Положения международных актов и Конституции России нашли отражение в решениях Конституционного суда РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статей 2201 и 2202 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А . Аветяна» Конституционный суд указал, что «допустимые ограничения конституционных прав в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть введены законодателем только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» 10 .

В своих решениях Конституционный Суд РФ разъясняет, какие права и свободы человека могут быть ограничены и в какой мере законодателем, и впоследствии эти ограничения могут реализоваться в деятельности правоприменительных органов Конституционный Суд РФ также указывает, какие требования должны предъявляться к органам государственной власти Так, в Постановлении от 16 июля 2004 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А. Д. Егорова и Н. В. Чу-ева» Конституционный Суд РФ отметил, что, наделяя налоговые органы полномочием действовать властно-обязывающим образом в пределах своей компетенции, федеральный законодатель должен соблюдать вытекающие из ч 3 ст 55 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 8, 17, 34 и 35 требования, в силу которых ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, т е не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм 11.

По нашему мнению, можно выделить ряд принципов и концептуальных установок, которые могли бы служить основаниями правотворческой и право-

применительной деятельности в области ограничений прав граждан

Принцип соответствия ограничения прав граждан сложившейся в обществе обстановке означает, что ограничение прав и свобод допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности и интересов граждан, общества и государства Ограничение должно быть, с одной стороны, установлено при возникновении объективной потребности в нем, а с другой — прекращено по исчезновению этой потребности . Задача обеспечения прав и свобод граждан приобретает особое значение в период действия особых правовых режимов — при возникновении различных ситуаций чрезвычайного характера, когда нормальное функционирование общества и государства вследствие тех или иных причин становится невозможным

Как справедливо отмечают В В Маклаков и Б . А . Страшун, «...конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах». Такими обстоятельствами могут быть агрессия иностранного государства, непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю государства (например, попытки захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, теракты, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др ) В подобных случаях вводятся предусмотренные национальным законодательством особые (чрезвычайные) правовые режимы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций 12 . Международная практика применения чрезвычайного и военного положения в различных странах свидетельствует о том, что законодательство большинства зарубежных государств рассматривает эти режимы в качестве правовых институтов, регламентирующих чрезвычайный режим осуществления государственной власти в различных ситуациях, когда нормальное функционирование общества и государства невозможно При этом поддержание режимов чрезвычайного или военного положения практически неизбежно связано с ограничениями прав и свобод граждан, приобретающими зачастую неоправданно жесткий характер С учетом изложенного представляется крайне важным объективное сочетание целесообразности и разумной достаточности мер государственного ограничения прав и свобод граждан, которые при этом не должны противоречить нормам международного права, установленным в обществе основам правопорядка и конституционным нормам

Принципом соразмерности ограничения предполагается, что необходимо, во-первых, определить пре-

делы данного ограничения и, во-вторых, разрешить дилемму, при которой государство является субъектом охраны и защиты прав граждан и вместе с тем основным субъектом их ограничения Ведь, обладая правом ограничения отдельных прав граждан, государство, тем не менее, обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы своих граждан.

Принцип сбалансированности интересов личности, общества, государства означает, что при установлении предела ограничения прав и свобод права граждан могут ограничиваться только в целях нормального функционирования общества и государства, которые без этого ограничения не смогут обеспечивать права и свободы личности

Принцип демократизма и целенаправленности при установлении предела ограничения прав и свобод гласит, что ограничения должны применяться исключительно для тех целей, для которых они были предусмотрены

Смысл принципа равенства при применении ограничений очевиден: к одним и тем же субъектам в одних и тех же условиях применяются одни и те же ограничения Поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, постольку можно заключить, что равенство должно присутствовать и при ограничении этих прав

Согласно принципу отсылки к закону и законности нормативное регулирование прав и свобод человека, а также их ограничение могут быть осуществлены только на уровне закона, соответствующего общим положениям конституции и международных правовых актов относительно допустимости и объема вводимых ограничений Законность же можно определить как неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и другими лицами

Одна из важнейших задач государства — создать необходимые условия для того, чтобы граждане могли свободно осуществлять свои права, а в случае их нарушения обратиться в компетентные органы за защитой Но, как видим, обойтись без соответствующих ограничений прав граждан государство не в силах. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью защиты как самих граждан, так и государства в целом

Следовательно, ограничения во всех случаях должны преследовать цель найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами обладателя права Безусловно, ограничение права возможно до тех пределов, при которых оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права

1 Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве . Саратов, 2005. С. 91 .

2 Агеев В. Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: теория, история, практика: автореф . дис . ... канд . юрид . наук . Казань, 2006. С. 10 .

3 Малиновская В. М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : автореф . дис . ... канд. юрид . наук. М . , 2007. С. 7.

4 Там же .

5 Червонюк В. И. Теория государства и права : учебник. М. , 2006. С. 245.

6 Чичерин Б. Н. Философия права. СПб . , 1998. С. 79.

7 Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации . М . , 2005. С. 231.

8 Лапаева В. В. Проблема ограничения прав и свобод человека в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права . 2005. № 7. С. 14 .

9 Там же . С. 15 .

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 19, ст. 1764. С. 3404-3408.

11 Там же . 2004. № 30, ст. 3214. С . 6585-6591.

12 Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / под ред . Б . А . Страшуна . М . , 1995. С. 121 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.