Научная статья на тему 'Ограничение пользования и распоряжения муниципальной собственностью в России на примере Республики Башкортостан'

Ограничение пользования и распоряжения муниципальной собственностью в России на примере Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОГРАНИЧЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ВЛАДЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ / РАСПОРЯЖЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ / PROPERTY / MUNICIPAL PROPERTY / PROPERTY RESTRICTIONS / USE OF PROPERTY / DISPOSAL OF PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарева Милана Сергеевна

В современное время следует учитывать, что все образования муниципального характера имеют объекты, подчиненные им, которые именуются муниципальной собственностью, но при этом данная связка регулируется набором имущественных прав, что обеспечивает самостоятельность любого субъекта муниципальных отношений. Следует учитывать, что все права изначально согласуются на федеральном уровне, на основе, которых выходят законы, поправки и т.д., регулирующие права муниципальных образований на уровне субъектов, из этого можно отразить, как на уровне любого субъекта выглядит обстановка в целом по Российской Федерации. При этом самой важной частью являются те пункты, в которых закладываются ограничения пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN RESTRICTION OF USE AND DISPOSAL OF MUNICIPAL PROPERTY IN RUSSIA

It is necessary to take into account that at present all organizations of municipal character are subordinated to objects of municipal property, but at the same time this interaction is regulated by a set of property rights, which ensures the independence of any subject of municipal relations. It should be borne in mind that all rights were initially agreed at the Federal level, there were laws, amendments, etc. At the same time, the most important component are the points on which restrictions on the use and disposal of municipal property are imposed.

Текст научной работы на тему «Ограничение пользования и распоряжения муниципальной собственностью в России на примере Республики Башкортостан»



УДК 342

Пономарева Милана Сергеевна Башкирский государственный университет

Институт права Россия, Уфа cs.ponomarev@yandex.ru Ponomareva Milana Sergeevna Bashkir State University Institute of law Russia, Ufa

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Аннотация: в современное время следует учитывать, что все образования муниципального характера имеют объекты, подчиненные им, которые именуются муниципальной собственностью, но при этом данная связка регулируется набором имущественных прав, что обеспечивает самостоятельность любого субъекта муниципальных отношений. Следует учитывать, что все права изначально согласуются на федеральном уровне, на основе, которых выходят законы, поправки и т.д., регулирующие права муниципальных образований на уровне субъектов, из этого можно отразить, как на уровне любого субъекта выглядит обстановка в целом по Российской Федерации. При этом самой важной частью являются те пункты, в которых закладываются ограничения пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Ключевые слова: собственность, муниципальная собственность, ограничения собственностью, владение собственностью, пользование собственностью, распоряжение собственностью.

81

ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN RESTRICTION OF USE AND DISPOSAL OF MUNICIPAL PROPERTY IN

RUSSIA

Annotation: it is necessary to take into account that at present all organizations of municipal character are subordinated to objects of municipal property, but at the same time this interaction is regulated by a set of property rights, which ensures the independence of any subject of municipal relations. It should be borne in mind that all rights were initially agreed at the Federal level, there were laws, amendments, etc. At the same time, the most important component are the points on which restrictions on the use and disposal of municipal property are imposed.

Key words: property, municipal property, property restrictions, use of property, disposal of property.

Начнём с того, что необходимо дать определение «собственности». Собственность - это имущество, из-за которого складываются правоотношения между субъектами по поводу владения, пользования и распоряжения данным имуществом. По сути любое абсолютно имущество, кому-либо принадлежит и для того, чтобы понять, кто является его законным владельцем у лица должны находится документы, подтверждающие его право собственности.

Далее перейдём к тому, что такое «муниципальная собственность».

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс, находящийся в собственности муниципального образования, которым оно может владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. Примером муниципальной собственности являются различное движимое и недвижимое имущество, а также земельные участки.

Ограничение пользования муниципальным имуществом недопустимо по закону, но само по себе ограничение подразумевает собой незаконное его использование, а также использование имущества не по его конкретному назначению, так, например: муниципальное образование не вправе сдавать не жилое помещение для проживания в нём граждан Российской Федерации в

82

качестве жилого арендатору. Также стоит отметить, что пользование имуществом муниципального образования может осуществляться только на основании закона.

Для того чтобы можно было распоряжаться собственностью муниципального образования необходимо для этого наличие оснований, указывающих на то, что именно муниципальное образование является его собственником, а именно документов, которые являются своего рода подтверждением законного права владения и пользования на это имуществом, в противном случае, если таких документов не имеется, то имущество, принадлежащее муниципальному образованию, признаётся не законным, например: сдача в аренду автотранспортного средства, собственником которого является муниципальное образование, физическому лицу на основе договора аренды, в котором муниципальное образование в качестве арендодателя, а физическое лицо в качестве арендатора.

В наше время особое внимание уделяется развитию и становлению органов муниципальной власти, ставших составной частью российской государственности. Следует заметить, что в Конституции Российской Федерации заложены основы для построения местного самоуправления как одной из составляющих конституционного строя России [3, с. 26].

Теперь стоит затронуть правовую основу регулирования муниципальной собственностью и самой первой инстанцией, которая регулирует имущественные права муниципальных субъектов прописаны в конституции Российской Федерации, где сказано, что органы местного самоуправления могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, а также вести налоговую политику по сбору доходов и налогов и утверждать свой местный бюджет.

Следующим по важности источником права, который даёт основные понятия, признаки, объясняет содержание и приводит различные виды собственности — это, безусловно, Гражданский кодекс Российской Федерации. Его важность определяется диспозитивным и императивным началом, то есть

83

он дарует различные способы реализации прав муниципальному образованию, которые закреплены федеральными законами и кодифицированы в Гражданском кодексе Российской Федерации. Стоит сказать, что именно он закрепляет основные 3 правомочия над собственностью, вещами и имуществом к ним относиться:

Во-первых, это право на владение, оно заключается в документах, которые определяют, на каком основании муниципальному образованию принадлежит то или иное имущество или недвижимость.

Во-вторых, это право на пользование, влечёт за собой право муниципального образования извлекать полезные свойства из своего имущества принадлежащим ему на праве собственности, то есть получать прибыль, доход с реализация своего имущества и использовать вещь или имущество по его прямому назначению.

В-третьих, это право на распоряжение подразумевает то, что муниципальное образование в праве пользоваться только своим имуществом и не имеет право использовать имущество других лиц в своих целях. Так муниципальное образование может продать, сдать в аренду и иным законным способом распоряжаться своим имуществом при этом оставаясь его фактическим собственником.

После рассмотрения основных положений о собственности, которые прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации необходимо обратиться к конституции Республики Башкортостан, то она закрепляет, что органы местного самоуправления могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, а также формировать и утверждать свой местный бюджет.

Все эти законы регламентируют общие правила по распоряжению муниципальной собственностью и не дают определенной конкретики по данному вопросу.

При этом необходимо учитывать тот факт, что муниципальная собственность остается государственной и в руки муниципалитетов поступает исходя из определенных правил и нормативно-правовых актов.

Один из важных актов это Постановление Правительства РБ от 29 декабря 2007 года № 403 «О порядке оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и об определении годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан»[1], которое регулирует порядок пользования государственным имуществом, а также оформление прав на его использование. Соответственно, законодатель позаботился о том, чтобы право пользования было надлежащим образом оформлено и главное служило реализации целей и функций муниципального образования.

Следует отметить, что на его основании все муниципальные образования создают свои решения о праве пользования муниципальным имуществом, например: «решение совета муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан от 30 октября 2018 г. №17-3»[2], исходя из которого можно сказать, что муниципальные образования также наделены полномочиями решать вопросы и проблемы местного значения благодаря проведению собраний и советов.

Формирование данных порядков характерно для всех муниципальных образований, и регламентируется вышеуказанным правовым актом. При этом данный акт регламентирует определенные формы ограничения пользования и распоряжения передаваемой в распоряжение собственности, например, имущество не может передаваться в доверительное управление государственным органам и органам местного самоуправления.

В настоящее время в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности, законности и правопорядка, которые детализируются в специальном законодательстве [5, с.

85

Исходя из этого федерального закона можно сделать вывод о том, что законность и правопорядок являются основополагающими принципами для обеспечения безопасности и осуществления деятельности муниципальным образованием.

Местное самоуправление максимально приближено к населению, она является первичной ячейкой организации публичной власти, поэтому сбои и недостатки в работе органов местного самоуправления негативно отражаются на всем обществе, а следовательно на всем государстве в целом [4, с. 29].

В заключение стоит сказать, что в данной работе проанализированы имеющиеся законы, правовые акты, которые регламентируют особенности распоряжения и пользования муниципальной собственностью на территории одного из субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан, исходя из этого можно сказать, что ведение муниципальной собственности, а также пользование и разграничение прописано только в актах по субъектам Российской Федерации и не имеет жестких и точных трактовок среди других правовых актов, таких как Федеральный Закон, Гражданский кодекс, что в свою очередь возлагает основную законодательную проблему на законы и акты субъекта Российской Федерации.

1. Постановление правительства РБ от 29 декабря 2007 года № 403 «О Порядке оформления прав пользования государственным имуществом Республики Башкортостан и об определении годовой арендной платы за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан».

2. Решение совета муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан от 30 октября 2018 г. №17-3 «О порядке оформления прав пользования муниципальным имуществом и об определении годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан с изменениями».

Список литературы:

3. Аминов И. Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). 26 с.

4. Аминов И. Р. Юридические коллизии нормативных правовых актов местного самоуправления. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. №3 (69). 29 с.

5. Аминов И. Р. История становления и развития полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и правопорядка. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. №2 (76). 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.