61. Этот вывод, конечно, опирается на недостаточную совокупность данных, тем более что практически не имеют датировок черкаскульские памятники горно-лесного Зауралья, считающегося территорией сложения культуры (Обыденов М.Ф., Шорин А.Ф. Ук. соч. 1995. С. 39).
62. Каргалы / Сост. и науч. ред. Е. Н. Черных. Т. II. М., 2002; Т. III. М., 2004.
63. Gorsdorf J., Parzinger Н., NaglerA. Ук. соч. Р. 88.
64. Стоит, правда, отметить, что суммирование вероятностей дает несколько иные значения (1610-1410 гг. до н. э.).
65. Черных Е. Н., Авилова Л. И., Орловская Л. Б., Кузьминых С. В. Ук. соч. С. 21.
A.V. Epimakhov
RELATIVE AND ABSOLUTE CHRONOLOGY OF SINTASHTA SITES IN THE LIGHT OF RADIOCARBON DATES
The Sintashta sites are one of the major keys in the chronological system of the Bronze Age of a steppe and forest-steppe zone of Northern Eurasia. Accumulation of radiocarbon dates allows to define the chronological frameworks of this phenomenon - the 1st quarter of II millennium BC. Synchronous and diachronic analyses confirm this conclusion and let to distinguish stages of the Bronze age of the Urals. Aeneolithic sites and the Yamnaya (Pit-grave) culture must be excluded from among direct predecessors of Sintashta. The Potapovo type-sites (Volga region) and, probably, Abashevo cultures (Pre-Urals) are close chronologically and culturally for the Sintashta. Petrovka, early Srubnaya (Timber-grave) cultures are dated a little later time though there is a big site of imposing of intervals. The following stage is submitted by sites of Srubnaya, Alakul’, Fyodorovka cultures. Similar stages are marked out for Siberian region - the Minusinsk depression, where the program of creation of a scale for all Bronze and the beginnings Early Iron Ages is realized.
© 2007 г. И.В. Чечушков
ОГОЛОВЬЕ КОЛЕСНИЧНОЙ ЛОШАДИ ЭПОХИ БРОНЗЫ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ*
ПРЕАМБУЛА
Во второй половине ХХ века одной из популярных тем археологии бронзового века степей Евразии стало рассмотрение деталей конской амуниции — псалиев. В частности, оформилось два основных направления их изучения, которые могут быть условно определены как типологическое и реконструктивное. В самых общих словах задачи, которые решались в рамках второго, могут быть сформулированы так: реконструкция модели оголовья, назначение псалиев и функции их отдельных элементов. Предлагаемая читателю работа направлена на разрешение тех же вопросов.
Увидевший свет в 2004 году в г. Донецке Археологический альманах №15 «Псалии», по моему глубокому убеждению, стал важной вехой в деле изучения снаряжения колес-
*
Работа выполнена в рамках интеграционного проекта УрО РАН и СО РАН «Формы и проявления со-цио-культурной сложности в Урало-Сибирском регионе в эпоху бронзы» и при поддержке гранта РГНФ (проект № 05-01-85113а/У.
ничной лошади эпохи бронзы. Собранные под обложкой этого издания публикации отразили современный уровень развития реконструктивного направления, продемонстрировали схожесть подходов, обогатили авторов новыми идеями. Так, поставленные уважаемым редактором одна за другой статьи П.Ф. Кузнецова и автора данных строк в соавторстве с А.В. Епимаховым не просто хорошо дополнили друг друга, но и стимулировали продолжение работы. На этих страницах представлены итоги второй (осень-зи-ма-весна 2002-2003 гг.) и третьей фазы (лето 2006) экспериментального исследования псалиев эпохи финала средней бронзы Евразии. Результаты первой стадии опубликованы в упомянутой работе .
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АКТУАЛЬНОСТИ
Эпоха средней и поздней бронзы Северной Евразии характеризуется появлением и распространением так называемого «колесничного горизонта» археологических культур. С некоторыми оговорками, к ним могут быть отнесены синташтинская, абашев-ская, потаповская, петровская, алакульская, срубная и ряд других культурных образований. Идея колесничества перекинула мостики далеко на запад — до Балкано-Карпатского региона, на восток — до Китая и на юг — до ареала первых цивилизаций Древнего Востока включительно.
В материальной культуре принадлежность к этой «свите» обычно маркируется находками элементов колесничного комплекса, к которому относятся псалии, остатки колесниц, детали экипировки воина-колесничего, упряжные лошади.
В историографии эпохи бронзы щитковые псалии давно уже стали одним из хронологических реперов — на основании распространения близких по морфологии артефактов исследователи синхронизируют и датируют археологические комплексы. Накопление материала и его осмысление привело к созданию достаточно большого количества формально-типологических схем, которые стали основным инструментом исследования рассматриваемой категории артефактов и построения хронологических схем позднего бронзового века.
Однако существенной проблемой многих исследований являлось то, что при построении типологических схем, основанных на морфологии, их авторы почти не придавали значения функциональной стороне. Представляется, что функция псалиев, как элементов средств управления лошадью, напрямую детерминировала почти все детали их морфологии. Следовательно, для построения обоснованной и верифицируемой типоло-го-эволюционной схемы необходимо выявить назначение конструктивных элементов изделий.
Кроме того, в специализированной литературе обсуждается вопрос о модели оголовья колесничной лошади, в состав которого входили псалии. Исследователями предложено множество вариантов, однако принципиально все они объединяется в две группы. Традиция первой из них была заложена работой К.Ф. Смирнова2, который одним из первых предпринял попытку реконструкции оголовья. Общим для всех моделей, обобщенных в этой группе, является идея монтажа суголовного ремня к щитку псалия, а нахрап-ного — к планке3.
Вторая группа объединяет работы А.М. Лескова и упомянутую публикацию автора этих строк. В статье А.М. Лескова4 произведена реконструкция оголовья, в состав которого входили щитковые псалии из Трахтемирова. Данная работа впоследствии была незаслуженно забыта исследователями, хотя она и содержит наиболее удачный, на мой взгляд, вариант реконструкции. Процитируем дословно, с тем, чтобы обратить особое внимание читателя на принципиальные детали: «через овальное отверстие, расположенное в углу рта, проходил нащечный ремень. Не совсем ясно назначение второго круглого отверстия. Вероятнее всего оно ... служило для закрепления наносного и подгубного ремней. Шипы ... препятствовали скольжению удил во рту коня при натягивании повода ... и служили трензелем» (С. 300). Развивая мысль исследователя, мы предложили ва-
Рис. 1. Оголовье колесничной лошади эпохи бронзы: а — реконструкция оголовья; б — схема распределения ремней на псалии; в — элементы морфологии псалия.
риант оголовья, в котором суголовный ремень монтировался к планке изделия (см. рис.
1, а, б).
Для решения сформулированных в преамбуле задач использовался экспериментальный метод исследования. Программа включала в себя реконструкцию оголовья и его экспериментальную апробацию в работе с лошадью.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Посылкой работы стало суждение о том, что физиологические особенности лошади жестко детерминируют ограниченный круг возможностей ее приведения к послушанию при помощи средств физического воздействия5. Основные принципы управления были выработаны в древности и, в сущности, не претерпели изменений до наших дней. В процессе же исторического развития совершенствовались лишь способы воздействия на лошадь: древневосточные изобразительные источники демонстрируют, что в этом регионе на рубеже Ш-П тыс. до н.э. лошадь управлялась при помощи носового кольца, подобно быку или онагру6. На территории же Евразийской степи древнейшими достоверными свидетельствами являются псалии, связанные с применением удил. Именно этот способ управления оказался наиболее эффективным и, в результате, доминирующим во всей последующей истории отношений человека и лошади.
Параллельно с экспериментальными работами происходило осмысление накопленного опыта взаимоотношений с лошадью и знакомство с профессиональной терминологией, которая опубликована7 и используется в данной статье.
Для экспериментальных работ был изготовлена описанная ранее модель оголовья и три пары экспериментальных изделий. Прототипами служила пара из ямы №8 могильника Каменный Амбар-5. Конструктивные особенности реплик могут быть описаны так: роговые щитковые псалии со вставными фигурными шипами, выделенной планкой, перфорированной одним прямоугольным отверстием и снабженной зацепами; трензельное отверстие круглой формы, усилено валиком. Разумеется, при изготовлении использовались современные ручные и электрические инструменты, но, тем не менее, можно констатировать, что эта работа требует навыка и с большим трудом поддается дилетанту. Во всяком случае, с эстетической точки зрения наши реплики существенно уступают древним оригиналам.
Рис. 2. Деталь оголовья на морде лошади (фото).
Модель оголовья состояла из суголовного ремня, который монтировался на планке псалиев, налобного ремня, кожаного трензеля, повода и вожжей. Наличие и вожжей и повода продиктовано применением дугового способа запряжки лошади.
Экспериментальная гипотеза заключалась в том, что при монтаже суголовного ремня на планке псалия, сработанность реплик будет совпадать со следами работы на древних артефактах. Здесь стоит оговориться, что под сработанностью мы понимаем нарушение изначальной морфологии изделия, выраженной в залощенностях и сломах поверхностей.
Каждой экспериментальной реплике был присвоен индивидуальный номер. В описываемых здесь фазах работа велась на образцах №№ 3-9 (№1 и №2 — реплики 2000 года). В работе использовался жеребец орловской рысистой породы по кличке Парапет (рис. 2). Лошадь работала в оголовье с псалиями в одноконной упряжке, летом и осенью
— в двуколке, зимой — в санях. Оговоримся, что характер сработанности псалиев принципиально не зависит от того, одноконная запряжка или пароконная.
На всех стадиях эксперимента велись наблюдения, фиксируемые в дневнике, а также при помощи фото- и видеоаппаратуры.
Сработанность трензельного отверстия получена у всех пар. Согласно данным дневника наблюдений, незначительная сработанность трензельного отверстия правого псалия второй серии (№3) появилась после 1 часа 30 минут езды. Сработанность выглядит как залощенность края отверстия, направленная вниз и влево. Последующие несколько часов езды сработанность не увеличили.
Схожая картина наблюдалась у третьей пары. У правого псалия №5 небольшой слом-сработанность валика трензельного отверстия, направленная вниз, возникла после четырех с небольшим часов работы. На новом левом псалии (№7) после 1 часа работы появилась легкая сработанность трензельного отверстия, направленная вниз и вправо. Спустя еще час работы на 5 и 7 псалиях до блеска были отполированы верхние участки и края планок, а еще через час у №7 значительно увеличилась залощенность трензельного отверстия.
В 2006 году использовались образцы №8 и №9. Данная пара была в работе наиболее длительный промежуток времени, который в общей сложности составил 15 часов 25 минут. Незначительная сработанность правого псалия, направленная вниз и влево, появилась спустя 3,5 часа. На парном изделии залощенность трензельного отверстия была обнаружена еще после 1 часа работы. Впоследствии сработанности увеличивалась незначительно, что, вероятно, связано с особенностями материала.
Таким образом, сегодня можно сделать предварительный вывод о том, что результаты эксперимента подтверждают экспериментальную гипотезу и предложенная модель оголовья близка древней. Наиболее ярким доказательством этого является направление сработанности трензельных отверстий: влево на правых псалиях, и вправо на левых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время эксперимент по-прежнему нельзя считать законченным, но уже сегодня можно сделать определенные выводы. Для начала отметим, что в ходе всех фаз эксперимента возникало огромное количество непредвиденных, а подчас опасных ситуаций, дававших поводы для размышлений об особенностях функционирования псалиев, работы и отношениях с лошадью.
Эксперимент показал, что псалии являются эффективным элементом средств управления лошадью в упряжке, а реконструированный вариант узды полностью работоспособен. Безусловно, существует некоторое расхождение теории с практикой: используемая в работе лошадь выезжена в классических традициях, хорошо реагирует на действие трензеля, в связи с чем псалии не играют значимой роли. Но, с другой стороны, Парапет как минимум на 25 см выше в холке и мощнее его древних собратьев, что также накладывает отпечаток на работу.
Экспериментальное исследование с большой долей вероятности позволило установить функцию элементов морфологической структуры псалия (рис. 1, в). Можно констатировать, что составляющий основу изделия щиток предназначен для распределения остальных элементов псалия. Трензельное отверстие служит для крепления повода к грызлу и передачи механического эффекта псалию. Оно может быть усиленно специальной втулкой — валиком, который функционирует как средство защиты отверстия от разрушений. С внутренней стороны щиток зачастую снабжен монолитными или вставными шипами, предназначенными для разворота корпуса лошади. Форма шипов (прямая или фигурная) обусловлена отсутствием или наличием капсуля соответственно. Планка, примыкающая к верхнему краю щитка, служит для фиксации суголовного ремня при помощи зацепов и/или дополнительных отверстий. В случае отсутствия планки суголовный ремень мог крепиться при помощи дополнительных отверстий непосредственно к щитку. Некоторые разновидности псалиев могут быть снабжены отверстием в иной плоскости, вероятно, предназначенном для фиксации капсуля без помощи шипов8.
Представляется, что морфология псалиев на протяжении эпохи бронзы определялась следующими факторами. Функциональным — это особенности использования псалиев в качестве средства управления лошадью и распределителя ремней оголовья. К элементам, морфология которых определяется функцией, относятся шипы и планка (общее оформление и вариант перфорации). Традиционным — господствующими в сообществе представлениями о внешнем облике подобных изделий (форма щитка и планки, наличие орнамента, вариант монтажа шипов). Технологическим — особенностями материала и способами изготовления псалия (размеры изделия, размеры шипов, вариант монтажа шипов, материал). Спонтанным — способностями, навыками, представлениями и возможностями конкретного мастера.
Кроме того, в ходе эксперимента был сделан ряд наблюдений, на основании которых можно сделать следующие выводы.
Основной эффект в управлении лошадью достигается за счет воздействия трензеля (ременных удил) на беззубый край нижней челюсти. Псалии же оказывают дополнительное воздействие при поворотах за счет давления шипов при натяжении одной из вожжей
— при правом повороте «работает» левый псалий и наоборот. Таким образом, сработанность трензельного отверстия возникает в результате поворота. В ходе движения по прямой контакта между изделиями и вожжами фактически нет, в то время как при натягивании одного из поводьев ременная часть соприкасается со щитком противоположного псалия. При этом основная нагрузка ложилась на ближние к планке шипы, т.к. повод оттягивает псалий.
Торможение осуществляется, главным образом, за счет давления трензеля, в меньшей степени — нахрапного ремня (капсуля). Кожаный трензель, используемый нами, дает более мягкий эффект, в сравнении с металлическим. Т.е. управляемость лошади при использовании мягких удил несколько хуже, из чего следует, что древний способ управления, вопреки расхожему мнению о его жестокости, относительно мягок9.
Наиболее эффективным методом изготовления ремней оголовья является плетение. Свободные окончания получившегося шнура хорошо фиксируются на псалии, после чего надежно заплетаются в основной ремень. Это позволяет отказаться от использования отдельных ремней и нитей, сделать конструкцию простой, надежной и эффективной.
Кроме того, после нескольких аварийных ситуаций был разработан вариант с несколькими степенями защиты от повреждений. Суть его заключается в двойном суголовном ремне: один фиксируется на псалии, а второй — на краях трензеля, с внутренней стороны псалия. Таким образом, в случае повреждения роговой части, возница в качестве средства управления сохраняет удила. Если же рвутся удила — остается капсуль.
Конечный вид каждого конкретного оголовья, очевидно, определялся, во-первых, общей моделью, которая, без сомнения, существовала и была хорошо отработана, а во-вторых, индивидуальной морфологией пары псалиев, которая в свою очередь зависела от четырех указанных выше факторов. Таким образом, вряд ли можно согласиться с мыслью о том, что в эпоху бронзы происходили поиски наиболее эффективного «способа запряжки»10.
Установлено, что при среднем диаметре центрального отверстия 6-8 мм пропущенные в него кожаные удила в виде двух шнурков аналогичного диаметра приходят в негодность и рвутся в течение 2-х часов. Это потребовало изменить их конструкцию: основную функцию в модификации 2003 г. выполнял широкий (2 см) ремень, который отдельными ременными петлями крепится к трензельному отверстию. В модификации 2006 года использовался трензель, плетенный из 4 сыромятных шнуров. Этот вариант оказался наиболее работоспособным и надежным, т.к. он наименее подвержен растяжению и пережевыванию.
Интересны также наблюдения за изменениями кожи, из которой изготавливался трензель: от слюны лошади она не размягчалась, а напротив, становилась все более жесткой, что усиливало воздействие.
В ходе работ 2006 года было проверена гипотеза П.Ф. Кузнецова11 о том, что материалом для изготовления трензеля мог служить волос. В целях эксперимента были изготовлены удила из конского хвоста, которые заменили кожаные. Было установлено, что срок их службы составляет 10 минут, после чего волос пережевывается, трензель рвется и лошадь остается без управления.
В процессе эксперимента из состава оголовья удалялся капсуль, что позволило сделать ряд интересных наблюдений. Во-первых, достоверно установлено, что уздечка функционирует и без этого элемента, однако возрастает вероятность повреждения псалиев в результате их попадания в рот лошади. Дело в том, что взнузданное животное отжевывает удила и нам приходилось наблюдать, как Парапет почти «съел» экспериментальный псалий №2. С другой стороны, при использовании капсуля многократно возрастает вероятность повреждения шипов: возникающие во время работы противодействующие силы столь велики, что хорошо зафиксированные и приклеенные шипы вылетали из своих гнезд.
Другое наблюдение, сделанное в результате повреждения удил из конского хвоста, подтвердило мысль об использовании капсуля как дополнительного средства управления лошадью: разворот и торможение галопирующей лошади осуществлялись именно за счет воздействия этого элемента оголовья12. Таким образом, капсуль является важным элементом оголовья, наличие которого в составе оголовья говорит о достаточно развитых представлениях о работе с лошадью.
Как было отмечено выше, сработанность псалия может возникать в достаточно короткие сроки — от 3 часов непрерывной езды. Однако следует разграничивать общие закономерности появления сработанности на псалиях, обусловленные конструкцией уздечки и морфологией изделий, с частными вариантами сработанности. Последние зависели от индивидуальных характеристик лошадей (физиологических и психологических) и особенностей материала.
Под физиологическими мы понимаем особенности формы изгиба и постановки шеи, а также специфику хода лошади. По форме изгиба выделяют прямую, оленью и лебединую шею, постановка же ее относительно корпуса бывает нормальной, высокой и низкой. В зависимости от этого может видоизмениться угол сработанности трензельного отверстия и щитка псалия, получаемой в результате воздействия вожжей. Особенностями хода следует считать широту амплитуды на любом из аллюров (от чего меняется степень сбора лошади), хромоту (например, лошадь спотыкается на одну из передних ног), «бочение» (в результате хромоты или слепоты одного глаза лошадь выдвигает одно плечо вперед — «бочит») и т.п. То или иное сочетание данных факторов приводило к появлению различных направлений и интенсивности сработанности псалиев при однотипной упряжи. Приведенные примеры, естественно, не исчерпывают всех возможных вариантов.
Психологические же особенности включают в себя черты характера лошади, от которых зависит ее поведение в упряжке. Например, животное может на полном ходу кивать головой, пытаясь вырвать из рук вожжи и ослабить тем самым болевое воздействие на рот. Такое поведение также влияло на направление сработанности псалиев. Интенсивность сработанности пары псалиев зависела не только от продолжительности эксплуатации изделий, но и от степени управляемости лошади. Так, при низкой чувствительности толстых и загрубевших беззубых краев лошадь становится «тугоуздой», что выражается в повышенном сопротивлении лошади воздействию трензеля. В результате возница вынужден плотнее подгонять узду и прилагать большие усилия для управления.
Кроме того, как показывают данные эксперимента, сработанность на правом и левом псалиях при одинаковых условиях функционирования может быть неравномерна в связи с разной плотностью материала, из которого изготовлены изделия. Так, на экспериментальном правом псалии №3 (выполненном из более рыхлого, пористого рога) сработанность трензельного отверстия с внешней стороны появилась уже в первые часы эксперимента, в то время как на левом №4 никаких следов визуально не фиксировалось. Можно сделать вывод, что существует огромное количество факторов и вариантов их сочетаний, влияющих на характер и интенсивность сработанности.
Представляется, что все известные находки псалиев являются продуктом хорошо развитого направления косторезного дела и их прототипы не известны. Однако, предполагая логику развития от простого к сложному, отметим, что удила, вероятно, эволюционировали от веревки, накинутой на нижнюю челюсть лошади. Затем появились остальные элементы оголовья, включая псалии.
Поскольку псалии являлись второстепенной деталью, обеспечивающей более жесткое управление лошадьми, логично было бы предположить, что их появление в составе оголовья связано с использованием повозки, а именно легкой пароконной колесницы. Наличие довольно большой дистанции между возницей и лошадьми (до 2,5 м), и связанное с этим использование вожжей, потребовало выработки особого «механизма» управления13. Псалии возникли именно как средство управления съезженной парой, которая должна была адекватно реагировать на команды возничего на быстрых аллюрах и в результате успешно совершать маневрирование. Этот вывод косвенно подтверждается данными эксперимента: кожаный трензель в сочетании с вожжами (т.к. речь идет об упряжке) не обеспечивает жесткого управления лошадью.
Для управления верховой лошадью, либо при одноконной запряжке рабочей лошади, иногда и по сей день, применяются средства, технически гораздо более простые, нежели узда с роговыми псалиями: управление при помощи веревочной петли 4, воздействие
ремней оголовья (как в безжелезной уздечке Кука). Совершенствование (ужесточение, по мысли А.Г. Невзорова) происходит по мере усложнения условий работы — совместной работы двух и более лошадей в упряжке; появление больших масс конницы и конного строя; использование породных (более норовистых и резвых) лошадей; в классических видах конного спорта и т.п.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Епимахов А.В., Чечушков И.В. Экспериментальные работы по реконструкции конской упряжи эпохи бронзы // Псалии. Элементы упряжи и конского снаряжения в древности. Донецк: Донецкий областной краеведческий музей, 2004. С. 39-45.
2. Смирнов К.Ф. Археологические данные о древних всадниках Поволжско-Уральских степей // СА. 1961. №1. С. 46-72.
3. Пряхин А.Д., Беседин В.И. Конская узда периода средней бронзы в Восточноевропейской лесостепи и степи // РА. 1998. №3. С. 22-35; Усачук А.Н. Трасологический анализ щитковых псалиев из погребений лесостепного Подонья // Доно-донецкий регион в эпоху средней и поздней бронзы. Воронеж, 1998. С. 72-81.
4. Лесков А.МДревнейшие роговые псалии из Трахтемирова // СА. 1964. №1. С. 299-303
5. Лошадью управляет боль, однако управление может быть построено и на другой основе. Читателя, интересующегося подробной аргументацией, адресую к потрясающей книге известного журналиста и лошадника А.Г. Невзорова (Невзоров А.Г.Лошадиная энциклопедия мастера Haute Ecole Александра Невзорова / под ред. Л.А. Невзоровой. М., 2006).
6. Нефедкин А.К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI-I вв. до н.э.). СПб., 2001. С. 59.
7. Гуревич Д.Я. Справочник по конному спорту и коневодству. М., 2000. 325 с.
8. Полной убежденности в этом утверждении автор не испытывает. Необходимо продолжение работ для установления функции этого элемента.
9. С этим мнением мог бы поспорить А.Г. Невзоров.
10. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии. Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994. С. 180.
11. Кузнецов П.Ф. Реконструкция крепления конской узды по результатам изучения дисковидных псалиев Поволжья // Псалии. Элементы упряжи и конского снаряжения в древности. Донецк, 2004. С. 33.
12. Правда, в конечном счете, для остановки Парапета автор вынужден был опробовать кельтский способ, описанный в свое время Цезарем: хождение по оглобле с последующим прыжком на спину скачущей лошади.
13. Новоженов В.А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии. Алма-Аты, 1994.
14. Этот способ автор также был вынужден апробировать в процессе эксперимента 2006 г. Петля, стягивающая нижнюю челюсть, позволяет всаднику в достаточной степени управлять лошадью.
I.V. Chechushkov
HEADBAND OF CHARIOT HORSE HARNESS IN BRONZE EPOCH: EXPERIMENTAL RESEARCH
Results of the experimental research for the cheek-pieces of the Eurasian steppe Bronze Age are published in the article. The purpose of this work is to check the functionality of the harness model, establishment of basic elements within these functions and reveal their functional features. It has been established, that cheek-pieces are the effective control facility for the cart-horse and the reconstructed model of harness is close to the ancient one.