2008
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов
№ 128
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 378.1
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ДВОЙНОГО ДИПЛОМА»
Е.А. ЮДАЧЁВА, Э.А. ЕЛИСЕЕВ
Рассмотрены особенности организации обучения иностранных студентов по программе «двойного диплома» в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Международная академическая мобильность, будучи ещё недавно новым словом в высшем образовании России, сегодня является одной из бурно развивающихся сторон образовательного процесса в российских вузах. Под этим термином обычно понимается обучение гражданина любой страны в вузах России и других стран по индивидуальному плану с возможным признанием изученных предметов, присвоением квалификации и выдачей стандартных для вуза документов об образовании.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана международная академическая мобильность реализуется в виде двух потоков студентов. Один поток составляют студенты, поступившие в наш университет на первый курс, проучившиеся по стандартным образовательным программам некоторое время и получившие право на продолжение обучения в зарубежных вузах. Другой поток включает в себя студентов, начавших высшее образование в зарубежных вузах и прибывающих в МГТУ им. Н.Э. Баумана для обучения в течение различных сроков. Поскольку работа вуза по формированию и обслуживанию указанных потоков студентов существенно различается в МГТУ им. Н.Э. Баумана этим занимаются различные подразделения: первым из названных потоков студентов занимается Центр международной академической мобильности, вторым - Отдел по работе с иностранными студентами и аспирантами.
Из-за рубежа в наш Университет прибывают преимущественно иностранные граждане на периоды разной длительности и с различными целями. Это могут быть языковые стажировки, стажировки с целью изучения определённого набора дисциплин. Это может быть включённое обучение, т.е. обучение в течение семестра или более длительного периода по стандартной программе соответствующей студенческой группы с возможным включением дополнительных курсов. Это может быть обучение с целью получения «двойного диплома», т.е. диплома МГТУ им. Н.Э. Баумана и диплома вуза, из которого прибыл студент.
Сразу оговоримся, что термин «двойной диплом» авторы не считают удачным и употребляют вынужденно, поскольку он устоялся в общении с коллегами. Следует понимать, что никакого «двойного диплома» студент, как правило, не получает, если, конечно, речь не идёт о каких-то особых документах, оговорённых в двухстороннем порядке и выдаваемых вузами. Студент получает два разных стандартных диплома - диплом государственного образца МГТУ им. Н. Э. Баумана и диплом вуза, из которого прибыл студент.
Настоящая публикация посвящена проблемам организации обучения в МГТУ им. Н. Э. Баумана по программе «двойного диплома».
Деятельность вуза в указанном направлении можно разбить на два больших этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап включает в себя работу по согласованию специальности и специализации по подготовке дипломированного специалиста или программы обучения для магистра и заканчивается согласием на прибытие в Университет данного студента.
Следует сказать, что системы высшего образования, подходы к его организации серьёзно различаются даже в странах Европы, поэтому предварительное рассмотрение документов кандидата на обучение о пройденных курсах имеет чрезвычайно важное значение.
Анализ возможности обучения по программе «двойного диплома» начинается с сопоставления систем образования в России и в той стране, откуда планируется прибытие кандидата на обучение. В итоге определяется образовательная траектория, по которой будет двигаться студент. Современное состояние высшего образования в России даёт возможность либо вести обучение с целью получения диплома магистра, либо с целью подготовки дипломированного специалиста.
Первый вариант может быть осуществлён только при наличии диплома аналогичного диплому российского бакалавра и признанного таковым в установленном порядке. Возможен также вариант с обучением с целью получения российского диплома бакалавра и последующим обучением в магистратуре.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана реализуется преимущественно второй вариант, т.е. обучение с целью получение диплома специалиста, поскольку программы, реализуемые во многих зарубежных вузах, не позволяют принимать студентов непосредственно в магистратуру.
После определения цели обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана и согласования её с зарубежным вузом-партнёром и кандидатом на обучение следует согласование программ предшествующего обучения в нашем Университете и вузе-партнёре. Эта трудоёмкая и деликатная работа обычно производится специалистами той кафедры, на которой предполагается обучение студента. Целью такой работы является сопоставление предметов, изученных студентом в зарубежном вузе, и предметов составляющих учебную программу МГТУ им. Н. Э. Баумана по выбранной специальности. Опыт обучения иностранных студентов показывает, что программы предыдущего образования в зарубежном вузе обычно существенно отличаются. Простого сопоставления предметов по названиям совершенно недостаточно. Во-первых, существуют трудности в переводе или понимании тех или иных терминов на иностранном языке. Во-вторых, существенно различается наполнение различных дисциплин в нашем вузе и вузе-партнёре. В-третьих, различается сама компоновка учебного материала: иногда несколько предметов, читаемых в МГТУ им. Н.Э. Баумана раздельно и даже на разных курсах, в зарубежном вузе являются разделами одного предмета и наоборот. Учитывая всё вышесказанное, понятно, что сопоставление программ предыдущего образования требует аннотирования, хотя бы краткого, рассматриваемых дисциплин, и даже непосредственного контакта преподавателей нашего и зарубежного вуза. Итогом данной работы является проект решения Учёного Совета факультета, на котором предполагается обучение иностранного студента. Данное решение закрепляет перечень предметов, которые считаются полностью пройденными кандидатом на обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана и в приложение к диплому, впоследствии данные предметы включаются уже под теми названиями, которые существуют в нашем Университете (см. схему 1).
Отдельной, весьма сложной проблемой является сопоставление шкалы оценок знаний студентов и перевод шкал оценок в зарубежных вузах в шкалу, принятую в России. Здесь необходимо достаточно тщательное изучение процесса оценки знаний студентов в вузе-партнёре, поскольку, зачастую проведение прямого соответствия между двумя шкалами оценок не даёт возможность оценить качество подготовки студента. Так в некоторых странах, например, во Франции оценка знаний не является абсолютной величиной, но показывает уровень знания студента в зависимости от уровня знания всей группы, т.е. является величиной относительной. Поэтому на основном этапе обучения зарубежным студентам устраиваются испытания, как правило, в виде собеседования, в случае сомнений в уровне знаний предметов, изучавшихся в вузе-партнёре.
Предметы, которые не вошли в утвержденный Учёным Советом факультета список, подразделяются на три категории. Первое, это предметы, изучавшиеся не в полном объёме, т.е. студент не прослушал в зарубежном вузе некоторые главы данных предметов, знание которых обязательно для формирования специалиста этого профиля. Второе, это предметы, вообще не изучавшиеся, и, третье, это предметы, которые можно исключить из программы.
Предметы из первой категории, как правило, могут быть «доучены» студентом самостоятельно и по ним должны быть сданы соответствующие контрольные мероприятия. Естественно, при самостоятельной проработке материала студент может получать консультации преподавателя. Предметы из второй категории должны быть дополнительно включены в индивидуальный учебный план в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Тщательно должны быть отобраны дисциплины, входящие в третью категорию с тем, чтобы не вступить в противоречие с образовательными стандартами.
После того, как индивидуальный учебный план сформирован он, в общем случае, согласовывается со специалистами вуза-партнёра и кандидатом на обучение. В случае их согласия МГТУ им. Н.Э. Баумана даёт официальное приглашение на учёбу и организует необходимые формальные мероприятия. Всё сказанное выше представлено графически на схеме 2.
Параллельно студент - кандидат на обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана начинает прохождение процедуры признания документов о предыдущем образовании, точнее той её части, которую необходимо выполнять в стране, в которой он обучается. От точности и своевременности, представленных инструкций, зависит правильность документов, которые студент представляет в Университет. Так если кандидат на обучение претендует на «двойной диплом» магистра, то ему следует легализовать или проставить апостиль только на диплом бакалавра. В случае же обучения по одноступенчатой системе с целью получения диплома специалиста МГТУ им. Н.Э. Баумана, нужно проводить не только легализацию или проставлять апостиль на документ о предыдущем образовании (аналогичном нашему среднему общему полному), но и проходить процедуру признания периода обучения в вузе-партнёре. Эта процедура в общих чертах похожа на процедуру признания документов о предыдущем образовании.
Таким образом, в завершении подготовительного этапа МГТУ им. Н. Э. Баумана имеет согласованный индивидуальный план предстоящего обучения кандидата на «двойной диплом». Зарубежный вуз-партнёр нашего Университета имеет согласие на обучение своего студента в России, знает сроки обучения и имеет информацию об объёме работы, которую должен проделать здесь их студент. Студент имеет приглашения МГТУ им. Н.Э. Баумана разного назначения, в том числе, для оформления въездной визы, учебный план, легализованные документы о предыдущем образовании или документы, с проставленным апостилем.
Схема 1. Порядок формирования приложения к диплому
По прибытии в МГТУ им. Н. Э. Баумана студенты обращаются в один из экспертных центров и представляют описанный выше набор документов с целью прохождения процедуры признания документов о предыдущем образовании и сроков обучения, если это необходимо. Процедура считается пройденной в том случае, если в Университет представлено Свидетельство об эквивалентности, оформленное в установленном порядке.
Основной этап работы по программе двойного диплома мало чем отличается от обучения обычных российских студентов, за исключением того, что студент, прибывший из зарубежного вуза, обучается по программе несколько отличающейся от стандартной, о чём было сказано выше. Следует отметить, что во время обучения Университет допускает корректировку учебного плана, поскольку непосредственный контакт студента с научным руководителем и коллективом кафедры на данном этапе развития международного сотрудничества не могут заменить заочные, пусть даже самым тщательным образом организованные, консультации.
Схема 2. Основные шаги по реализации подготовительного этапа к обучению в МГТУ им. Н.Э. Баумана по программе «двойного диплома»
ORGANIZATION OF STUDYING OF INTERNATIONAL STUDENTS IN THE FRAMEWORK THE
PROGRAM “DOUBLE DIPLOMA”
Yudacheva E. A., Eliseev E. A.
Peculiarities of organization of studying of international students in the framework the program “Double diploma” were examined in the Bauman Moscow State Technical University.
Сведения об авторах
Юдачёва Екатерина Алексеевна, окончила Московский энергетический институт (1968), начальник отдела по работе с иностранными студентами и аспирантами МГТУ им. Н.Э. Баумана, автор 8 научных работ, область научных интересов - лингвистика.
Елисеев Эдуард Анатольевич, 1967 г. р., окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана (1989), кандидат технических наук, заместитель начальника Отдела по работе с иностранными студентами и аспирантами МГТУ им. Н.Э. Баумана, автор 14 научных работ, область научных интересов - материаловедение.