Научная статья на тему '«Офтопик» как разновидность авторской колонки в интернет-издании (на примере «Лента. Ру»)'

«Офтопик» как разновидность авторской колонки в интернет-издании (на примере «Лента. Ру») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
869
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА / ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЕ / ОФТОПИК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демидов Олег Витальевич

Рассматривается современная тенденция к формированию новых форм журналистского текста. На примере динамики жанра авторской колонки выделяется её разновидность в интернет-изданииофтопик. Отмечаются его основные характеристики и сущностные признаки, тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Офтопик» как разновидность авторской колонки в интернет-издании (на примере «Лента. Ру»)»

язык и стиль

УДК 316.77:002

Олег ВитальевичДемидов

Челябинский государственный университет

«ОФТОПИК» КАКРАЗНОВИДНОСТЬАВТОРСКОЙКОЛОНКИ В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИИ (НА ПРИМЕРЕ «ЛЕНТА.РУ»)

Рассматривается современная тенденция к формированию новых форм журналистского текста. На примере динамики жанра авторской колонки выделяется её разновидность в интернет-издании - офтопик. Отмечаются его основные характеристики и сущностные признаки, тенденцииразвития.

Ключевые слова: авторская колонка, интернет-издание, офтопик.

Современные тенденции в формировании новых жанровых проявлений обычно связаны со стремлением авторов экспериментировать с формой, создавать необычные структурные схемы. Этим объясняется «многоликость» текстов, их синтез с уже устоявшимися и сверхновыми образованиями.

Поскольку предмет нашего исследования -материалы раздела «Офтопик» в интернет-издании Лента.Ру, которые, по нашему мнению, являются ответвлением жанра авторской колонки, проявлением ее электронного варианта, то следует сказать о самом этом разделе. Сам проект Офтопик во многом экспериментален. Сообщение о характере размещенных в нем материалов содержится уже в самом названии раздела. Слово 'офтопик' пришло из сферы неформального общения пользователей Интернета.

'Офтопик', или, в более употребительной форме написания 'оффтопик', или просто 'оффтоп' - от английского 'off topic', то есть, условно, 'вне темы'. В интернет-сленге - сообщение участника сетевой дискуссии, не соответствующее заранее установленной теме обсуждения. Как правило, офтопик рассматривается как нарушение сетевого этикета, то есть правил общения в сети Интернет, традиций интернет-сообщества, которых придерживается большинство. «Оффтопик размывает заранее объявленное ограничение темы общения, что приводит к необозримости круга обсуждаемых вопросов и отпугивает тех читателей, у которых нет времени на прочтение сообщений, отдаляющихся от их собственного круга интересов» [2]. Впрочем, в неформальных словарях интернет-сленга можно найти и противопо-

ложную трактовку термина 'оффтопик'. «Оффтопик - процесс превращения унылого топика в интересную дискуссию» [3].

Нам представляется, что такое название для нового раздела было выбрано создателями Ленты.ру не просто для привлечения внимания читателей, оно отображает некоторые особенности публикуемых материалов. Прежде всего, основу контента Лента.ру составляют информационные жанры. Изначально ресурс предоставлял информационные сообщения, отдавая приоритет фактам. В «Офтопике» же появились тексты, балансирующие на грани между аналитическими и художественно-публицистическими жанрами, не привязанные к сию-моментому новостному потоку, подчас вообще не опирающиеся на факты. Такие публикации не вписывались в традиционный формат Ленты.ру, соответственно, являлись репликами «вне темы», «офтопиками».

Для полноты представления необходимо уточнить еще один аспект. В последние годы с развитием интернет-коммуникаций усилилось взаимопроникновение, взаимодействие журналистских интернет-ресурсов и блогосферы. Многие сайты СМИ предоставляют собственную платформу либо транслируют блоги известных деятелей политики, культуры, науки. (Один из самых обширных перечней таких трансляций предоставляет сайт радиостанции «Эхо Москвы»). Записи в публичных блогах имеют немало общих черт с журналистскими колонками и в условиях современного все-проникновения интернет-культуры оказывают влияние и на журналистское творчество, особенно на интернет-журналистику. С точки зрения непрофессиональной аудитории, не

всегда заметна разница между записью известного деятеля в блоге и журналистской колонкой. Блоги создают ту же иллюзию достоверности, что и колонки, выражают частное мнение, легко идентифицируют субъект речи, таким образом создавая впечатление близости к реальности. Однако разница, безусловно, существует и заключается она не только во внея-зыковых факторах (владелец блога пишет свой текст бесплатно, исходя из собственных целей, журналист создает свое произведение на профессиональной основе, в рамках выполнении служебных обязанностей). Непрофессиональный владелец блога руководствуется исключительно своими субъективными представлениями о построении текста. Журналист, пусть неосознанно, но следует структуре жанра, Кроме того, как отмечает А. Н. Потсар, принципиальное различие состоит в том, что читатель блога, не знающий контекста записи, скорее всего, не поймет, о чем текст. Журналист же применяет специальные навыки и строит текст так, чтобы даже случайный читатель мог разобраться в ситуации, придает своему материалу необходимую «информационность» [4]. Для журналиста характерен и более серьезный подход к грамотности и литературному облику текста, те или иные лексические средства в колонке используются не по наитию автора, а для достижения определенных целей. Поэтому журналистская колонка не может приравниваться к блоговой записи.

Типологизировать материалы «офтопи-ка» представляется довольно сложным из-за огромного многообразия тем и способов выражения авторского замысла. Тем не менее, если «офтопик» является формой журналистской колонки, то мы можем определить, насколько он соответствует составленному нами представлению о жанре колонки и какие специфические характеристики в нем присутствуют.

Каждый вид СМИ имеет свои особенности, которые оказывают влияние на жанровую структуру представленных в нем материалов. В нашем исследовании мы пытаемся определить специфические признаки «офтопика» как сугубо сетевого вида колонки, поэтому закономерным будет рассмотреть особенности сетевых СМИ в целом.

А. А. Калмыков и Л. А. Коханова выделяют три оригинальных, присущих только интернет-СМИ признака, существующих наряду с родовыми чертами, объединяющими все типы средств массовой информации.

Первый признак - гипертекстуальность, которая позволяет производителям информации повысить ее полноту и достоверность, а читателям - воспринимать текст не линейно, а пользоваться альтернативными источниками, участвовать в интерпретации фактов [1].

В текстах раздела «офтопик» гипертекстуальность - постоянное явление. Однако важно отметить, что ссылки на дополнительные материалы в текстах «офтопика» служат второстепенной, иллюстративной частью материала. Журналисту невыгодно, чтобы читатель уходил по гиперссылке со страницы, на которой размещен его материал. Ссылки в колонках-«офтопиках» могут представлять дополнительную информацию, углубляющую понимание основного текста, могут создавать эффект достоверности: автор указывает источник информации, на которую ссылается. Но для понимания смысла колонки переход по ссылке необязателен.

Таким образом, гипертекстуальность несомненно является признаком колонки-офтопи-ка, но не играет определяющей роли.

Второй признак - мультимедийность, то есть возможность передачи сообщения в различных знаковых системах - вербальной, графической, звуковой - использовать возможности фотографии и видеосъемки.

Но мультимедийные элементы используются в «офтопиках» лишь в исключительных случаях, поэтому этот признак также не имеет основополагающего значения.

Третий признак - интерактивность, многосторонний информационный обмен с пользователем.

Авторская колонка (и «офтопик» как ее разновидность) - всегда монолог, субъективное авторское высказывание, но в ней присутствует и скрытая диалогичность, то есть обращение непосредственно к читателю. Это выражается и в подчеркнутой интимизации текста, и через речевые конструкции, используемые автором для создания иллюзии приватного разговора. Колумнист может и открыто обратиться к читателю с восклицанием или вопросом. В интернет-издании такой вопрос из простой риторической фигуры превращается в непосредственный акт коммуникации, поскольку читатель может ответить на него, сайт издания предоставляет возможность для комментирования материала, обсуждения его на форуме.

А. А. Калмыков и Л. А. Коханова отмечают также несколько неизбежных характери-

стик сетевого текста. Такой текст должен быть адаптирован для сканирования с использованием выделений ключевых слов (гиперссылки, шрифт, цвет); необходима предметность, то есть ясность заголовков; стиль изложения обязан быть как можно более лаконичным.

В текстах «офтопиков» форматирование текста происходит в первую очередь не для удобства поиска, но в художественных целях, как авторская игра. Предметность заголовков здесь - редкое явление. Лаконичность же является не только требованием к сетевому тексту, но и признаком колонки как жанра.

Таким образом, мы видим, что процесс формирования и изменения жанра колонки в сетевом издании не обусловлен одними лишь технологическими факторами.

Теперь рассмотрим особенности «офтопи-ка», не связанные с общими тенденциями построения сетевого текста.

Все перечисленные признаки характерны как для колонки в целом, так и для «офтопика» как ее частного проявления. К специфическим признакам «офтопика» следует отнести следующие особенности:

- весьма неформальный подход к тексту, крайне свободная лексика (вплоть до инвектив), обилие в материалах элементов авторской игры с читателем;

- активное использование сетевого сленга, гиперссылок, специальных знаков, элементов Мт1-форматирования текста (зачеркивание, картинки-ссылки на страницы пользователей «Живого журнала» и т. п.). Полагаем, эта особенность связана с «электронной» формой публикации материалов. Все перечисленные элементы нехарактерны для печатных изданий, но знакомы пользователю Интернета и удобны для него;

- частое использование иронии, высмеивания;

- гибридизация жанров, часто в структуру колонки включаются элементы обзора, рецензии, других жанров;

- анализ дат публикации колонок «офтопика» показывает, что здесь отсутствует требование к регулярности выхода материалов.

Приведённые размышления наглядно иллюстрируют процесс перехода колонки из рубрики в жанр: рубрика жестко привязана к дате, жанр может быть использован когда угодно.

Список литературы

1. Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ [Электронный ресурс] / А. А. Калмыков. - URL : http://www.evartist.narod.ru/ textl9/l59.htm

2. Офтопик [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Офтопик

3. Офтопик [Электронный ресурс]. - URL : http://lurkmore.ru/Oфтопик

4. Потсар, А. H. Трансформация жанровой структуры колонки под влиянием политического дискурса [Электронный ресурс] / А. H. Потсар. - URL : http://www.mediascope. ru/node/l023

Bibliography

1. Kalmykov, А. А. Interaktivnaja gipertekstovaja zhurnalistika v sisteme otechestvennyh SMI [Jelektronnyj resurs] / А. А. Kalmykov. - URL : http://www.evartist.narod.ru/ textl9/l59.htm

2. Oftopik [Jelektronnyj resurs]. - URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Oftopik

3. Oftopik [Jelektronnyj resurs]. - URL : http://lurkmore.ru/Oftopik

4. Potsar, А. N. Transformacija zhanrovoj struktury kolonki pod vlijaniem politicheskogo diskursa [Jelektronnyj resurs] / А. N. Potsar. -URL : http://www.mediascope.ru/node/l023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.