Научная статья на тему 'Сетевые СМИ: вчера и сегодня (обзор литературы по интернет-журналистике)'

Сетевые СМИ: вчера и сегодня (обзор литературы по интернет-журналистике) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9082
866
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые СМИ: вчера и сегодня (обзор литературы по интернет-журналистике)»

© Козлова О.А., 2011

УДК 070 ББК 76.0

СЕТЕВЫЕ СМИ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ)

О.А. Козлова

Традиционно пражурналистскими явлениями в Сети считают появившиеся в середине 1990-х авторские проекты, веб-обзоры и блоги. Профессиональными журналистами создатели первых онлайн-проектов не были. Как правило, свои материалы публиковали люди, связанные с компьютерной техникой и сетевыми технологиями. Тем не менее среди интернет-аудитории их сайты были невероятно популярны.

Квалифицированных специалистов, которые могли бы грамотно сочетать профессиональный журналистский подход к источникам информации с навыками работы в электронных сетях, в России начали готовить в 2002 году на факультете журналистики МГУ. Сразу возникла серьезная проблема нехватки учебно-методической литературы по новому направлению. По сути, несмотря на стремительное развитие сетевых СМИ, их изучение сводилось к единичным публикациям в оффлайн-сборниках. На сегодняшний день, к сожалению, мало что изменилось. Полноценных качественных учебников по интернет-журналистике, раскрывающих как теоретические, так и практические аспекты изучения предмета, написано катастрофически мало. Исследователи зачастую не успевают за скоростью развития интернет-технологий. В Сети постоянно появляются новые службы, а те, что уже существуют, очень быстро совершенствуются. В результате актуальность большей части предложенной информации теряется. Помимо этого на качестве материалов сказывается абсолютно автономная работа теоретиков и практиков от интернет-журналистики.

В нашем обзоре мы рассмотрим основную литературу, которую можно использовать

в ходе преподавания курсов по интернет-журналистике, а также для самостоятельного изучения специфики функционирования нового вида СМИ.

Было бы несправедливо не упомянуть одно из первых пособий, долгое время остававшегося, по сути, единственным источником материала по кибержурналистике. Это книга Р. Рэддика и Э. Кинга «Журналистика в стиле он-лайн» [25]. Авторы в доступной форме знакомят читателя с историей появления и развития Интернета, с базисными технологиями, лежащими в основе сетевых коммуникаций, детально описывают необходимый инструментарий для сбора информации. Рассказ о таких сетевых протоколах, приложениях, программах и службах, как World Wide Web, Gopher, Telnet, FTP, Usenet и др., сопровождается примерами их использования в практике американских журналистов. Надо сказать, сегодня советы и рекомендации Р. Рэддика и

Э. Кинга в большинстве своем звучат неактуально. Скажем, одна из глав книги целиком посвящена особенностям работы с электронной почтой и доказательству удобства ее использования по сравнению с почтой обычной. Устарел также и предлагаемый в издании список полезных веб-ресурсов.

Русский перевод книги Р. Апджона и Х. Раффина «Интернет для журналистов» [3] был еще одной отправной точкой, с которой начиналось знакомство отечественных публицистов, репортеров и всех, кто связан со средствами массовой информации, со службами Интернета. Издание позиционировало себя как адресованный в том числе и российским журналистам справочник в мире Интернета. В книге представлен подробный

обзор сетевых СМИ, информационных агентств, исследовательских организаций и других полезных источников информации. К сожалению, на сегодняшний день большей части этих ресурсов в Интернете уже нет. Аналогичное издание-путеводитель по Сети выпустила А.А. Мустафина [18]. Читателю предлагаются адреса и краткие характеристики русскоязычных сайтов газет и журналов (общественно-политических, научно-популярных, медицинских, компьютерных, автомобильных, спортивных, женских и др.), информационных агентств, каталогов СМИ, телевизионных и радиоканалов. Пособие может быть полезно журналистам на начальном этапе сбора информации по интересующей проблеме.

Специфике онлайн-журналистики посвящена публикация австрийских исследователей К. Вейлер и Р.И. Маурера «Сетевые СМИ -другая журналистика?» [5]. Рассматривая интернет-издания как особый вид массовой коммуникации, авторы наглядно иллюстрируют их достоинства и недостатки по сравнению с традиционными СМИ. Несмотря на то что работа была написана около десяти лет назад, некоторые ее аспекты по-прежнему актуальны. Так, начинающие веб-дизайнеры при разработке сайтов изданий могут воспользоваться рекомендациями К. Вейлер и Р.И. Маурера по повышению так называемой дружественности интерфейса.

Изучение сетевого пространства российскими исследователями началось вместе со статьями журналиста, создателя крупнейших новостных интернет-изданий - «Газета.ру», «Вести.ру», «Лента.ру» - А. Носика. Его публикации - это своеобразный исторический экскурс во времена перехода в Сеть бумажных материалов, возникновения в Интернете индивидуальных электронно-издательских и информационных проектов, независимых изданий, электронные версии которых существовали помимо, а то и взамен физических [22]. Автор рассуждает о феномене российских интернет-СМИ [21], о происхождении и развитии популярного на русском сетевом инфо-рынке жанра «вебозрения» (так на сетевом сленге называются обзоры веб-сайтов) [23], о проблемах законодательства и авторского права в глобальном информационном про-

странстве [20]. Главной особенностью всех статей Носика, помимо разговорного стиля изложения, является взгляд автора на обсуждаемую проблему, что называется, «изнутри».

Безусловно, заслуживает внимания опубликованный в Сети доклад ныне руководителя интернет-проектов медиахолдинга «Эксперт» И. Давыдова [7]. Именно от этого материала отталкиваются в своих работах более поздние исследователи специфики российских онлайн-изданий. Рассматривая характерные особенности развития медийного сектора РУнета (русскоязычного сегмента Сети) в разные периоды его существования, Давыдов предлагает свою классификацию электронных ресурсов. Одним из первых он разграничивает собственно сетевые издания и проекты, являющиеся версиями традиционных СМИ. По мнению автора, сетевые СМИ также могут быть подразделены по типу представленного на них контента, по тематике, по аудитории, на которую данные ресурсы ориентированы.

Классификацию интернет-изданий по различным основаниям - по профилю, региональной принадлежности, уникальности контента и др. - мы также можем найти в работах А.И. Акопова [1], Ю.Н. Костыговой [12], М.М. Колесниковой [10].

Юридическим аспектам использования Сети, тонкостям охраны и защиты основных информационных прав посвящены исследования А.В. Шамраева [32], А.С. Кемраджа [24],

В.Б. Наумова [19]. В сборнике В.Н. Монахова «СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования» [17], помимо перепечатки доклада вышеупомянутого И. Давыдова, анализируются вопросы регистрации онлайн-СМИ, ведения предвыборной агитации в Интернете и др. Журналистам полезен будет второй документальный блок книги, в котором представлены нормативные правовые и политикоконцептуальные тексты разных уровней - извлечения из Конституции РФ, Гражданского и Уголовного Кодексов РФ, Законов «О СМИ», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе» и др.; постановления Правительства РФ, в частности «О регистрации сетевых СМИ», документы Высшего Арбитражного суда РФ. В сборнике также можно найти образцы договоров, оформ-

ляющих отношения сторон при размещении в Интернете рекламных материалов или предвыборной агитации.

В качестве введения в интернет-журналистику можно рассматривать пособие В.В. Ких-тан «Информационные технологии в журналистике» [9]. Исследование автора в свое время послужило основой для разработки образовательных программ подготовки специалистов в сфере онлайн-журналистики. Многое, с момента выхода книги, успело поменяться, однако и сегодня она будет интересна всем тем, кто занимается изучением истории становления российских сетевых СМИ (от авторских проектов и блогов до лучших новостных сайтов - lenta.ru, gazeta.ru и др.)

Первый полноценный учебник по интернет-журналистике выпустили в 2005 году А.А. Калмыков и Л.А. Коханова [8]. Пособие разбито на пять частей, каждую из которых авторы рекомендуют рассматривать как отдельные учебные модули. Специфика интернет-СМИ характеризуется здесь с присущим отечественным исследователям размахом, привлечением богатого иллюстративного теоретического материала, концепций крупнейших социологов, культурологов, психологов, философов. Правда, не совсем понятно, зачем в учебнике по интернет-журналистике, по большому счету призванном дать начинающему журналисту необходимый инструментарий, помочь грамотно использовать возможности Интернета для поиска информации и написания статей, большие объемы текста отводятся под развернутые характеристики культурологической схемы Ж. Бодрийара, психоинформационной модели виртуального эйкоса, теории виртуальности, концепции информационного общества и т. п.

В методологическом плане будет полезным предложенный А.А. Калмыковым и Л.А. Кохановой типологический анализ сайтов. Ценными также представляются подробная классификация веб-изданий и типов структур их организации, описание языка HTML (hypertext markup language - язык разметки гипертекста) и специфики гипертекста, определение понятия юзабилити, а также разработанная авторами формула поиска в Интернете. Между тем в книге мы не найдем

заявленной исследователями характеристики жанровых особенностей веб-публикаций. Вместо этого нам предлагаются выдержки из работ по теории жанров А.А. Тертычного [29] и Л.Е. Кройчика [13]. Определенно, черты традиционных журналистских жанров -репортажа, отчета, очерка, корреспонденции и др. - без труда можно найти в любом сетевом материале. Однако специфические особенности Интернета, его возможности, безусловно, накладывают отпечаток и на жанровую характеристику публикаций.

Вопросы, какие ресурсы Сети можно считать средствами массовой информации, а какие нет, что именно существенно для определения СМИ как СМИ поднимают М.М. Лукина и И.Д. Фомичева [15]. Рассматривая интернет-издания как особый вид коммуникации, исследователи знакомят аудиторию с различными точками зрения на классификацию сетевой прессы. Сами авторы для описания и выделения СМИ среди ресурсов Интернета предлагают использовать универсальную формулу американского социолога, политолога Г. Лассу-элла, который в свое время применял ее для рассмотрения всех родов и видов социальных коммуникаций (формула пяти вопросов: Кто говорит? Что говорит? Кому говорит? По какому каналу? С каким эффектом?).

Для исследователей интернет-журналистики, определенно, полезной будет вторая глава пособия. М.М. Лукина и И.Д. Фомичева, используя общепринятые в изучении СМИ научные методики, анализируют специфику интернет-изданий. Базисом этого исследования послужили материалы, проведенного на факультете журналистики МГУ совместно с Российским общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ) и Rambler Group, мониторинга ресурсов категории «СМИ», «Телевидение» и «Радиовещание» - всего 141 сайт. Так, авторы выявляют устойчивые признаки онлайн-СМИ, характерные для всех средств массовой информации, а также набор дополнительных, уникальных свойств нового медиаканала (гипертекстуальность, мультиме-дийность, интерактивность и др.).

О необходимости социологических исследований интернет-СМИ пишет И.Д. Фомичева [30]. Интернет, в том числе и сетевые СМИ, рассматриваются как система с прак-

тически неограниченными возможностями для проведения регулярных, серьезных исследований, результаты которых могут использоваться маркетологами, рекламистами, рекламодателями и другими специалистами самого разного профиля. В связи с этим автор акцентирует свое внимание на выявлении специфических социальных функций, присущих онлайн-изданиям, и вытекающем отсюда понимании социальной роли журналиста.

И.Д. Фомичева предлагает возможные направления для дальнейших социологических эмпирических исследований интернет-СМИ, анализирует онлайновые методы изучения аудитории (измерение посещаемости с помощью специальных программ-«счетчиков», онлайн-опросы пользователей, анкеты на сайтах и др.). При этом она останавливается и на трудностях, с которыми могут столкнуться социологи в процессе своей работы.

В 2006 году вышло учебное пособие

С.Г. Машковой [16]. Тамбовская исследовательница характеризует основные принципы работы в Интернете, технологии поиска, рассказывает о наиболее популярных браузерах и поисковых системах. В Приложении мы можем найти перечень полезных ссылок Интернета. Однако во многом пособие вторично, так как в сжатом виде здесь повторяются тезисы, изложенные в учебниках Калмыкова и Кохановой, Лукиной и Фомичевой.

Среди массы публикаций о специфике интернет-журналистики хочется выделить работы И. Стечкина [27], Д. Таевского [28], А. Бессудного [4], А. Чадаева [31], Д. Смирнова [26]. Особенности радиовещания в Интернете раскрываются в кандидатской диссертации В.А. Колодкина [11].

О проблемах интернет-телевидения говорит А.А. Гарматин [6]. Используя существующие классификации сетевой прессы, он подразделяет интернет-телевидение на сайты телеканалов, дублирующих вещание канала в сеть, на интернет-каналы с оригинальным вещанием и интернет-каналы со смешанным вещанием - версионным и оригинальным. Автор предлагает выделять следующие виды интернет-вещания: потоковое («живое вещание») и видео по запросу («отложенное видео»). Помимо этого интерес представляет анализ новых форм подачи видеоинформации

в сети - персональное телевидение, интерактивное телевидение и др., - а также принципов функционирования интернет-вещания.

В прикладном плане журналистам весьма полезной будет сетевая публикация А. Ам-зина, рассматривающего особенности новостной интернет-журналистики [2]. Автор начинает с подробной характеристики навыков, которыми сегодня должен обладать любой сетевой журналист, занимающийся новостями - грамотность, знание иностранных языков, умение оперативно и точно работать с поступающей информацией, навыки быстрого поиска в Интернете, обязательное знание графических редакторов (Photoshop, Corel Draw).

Начинающий журналист может воспользоваться рекомендациями А. Амзина по написанию качественных заголовков для интернет-изданий. Отдельный блок статьи посвящен структуре новости, грамотному ее построению (на материалах Lenta.ru). Новость автор предлагает рассматривать как предмет, у которого есть свои характерные свойства и свои постоянные пользователи. В связи с этим вводится понятие «дизайн новости».

В заключении А. Амзин делится с читателем рядом интернет-инструментов, которые могут облегчить труд журналиста. Текст публикации очень доступно написан и легко воспринимается благодаря привлечению богатого иллюстративного материала.

Нельзя не упомянуть еще об одном учебнике по интернет-журналистике, вышедшем в начале 2010 года. К сожалению, на момент написания обзора автор еще не имел возможности лично познакомиться с новой книгой М.М. Лукиной [14]. В аннотации же значится: «В учебном пособии интернет-СМИ рассматриваются в теоретическом и прикладном ключе... Выделяя интернет-СМИ среди других средств массовой информации, их общие и отличительные признаки, авторы уделяют внимание конкретным практикам развития - адаптации на новом канале «старых» игроков - печати, радиовещания, телевидения, функционированию конвергентных редакций, созданию мультимедийного контента, участию в этом процессе журналистов и потребителей».

К сожалению, сегодня, несмотря на интенсивное развитие интернет-журналистики, ощутимо не хватает качественного, четко

структурированного учебно-методического пособия, наглядно раскрывающего теоретические и практические аспекты функционирования сетевых СМИ (интернет-газет, интернет-радио, интернет-телевидения). Будем надеяться, новое издание заполнит пробелы, существующие в исследовании одного из наиболее перспективных видов журналистики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопов, А. И. Типологические признаки сетевых изданий / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 2000. - №° 1. - С. 42-44.

2. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика / А. Амзин. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.kebati.ru/joum/joum.pdf. - Загл. с экрана.

3. Апджон, Р. Интернет для журналистов / Р. Апджон, Х. Раффин. - М. : Интерньюс, 1995. - 224 с.

4. Бессуднов, А. От Носика к Гуттенбергу / А. Бессуднов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.nethistory.ru/biblio/1043172754.html. -Загл. с экрана.

5. Вейлер, К. Сетевые СМИ - другая журналистика? / К. Вейлер, Р. И. Маурер. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.mediasprut.ru/ jour/theorie/online/webjour.shtml.

6. Гарматин, А. А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования / А. А. Гарматин. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid =321&level1=main&level2=articles. - Загл. с экрана.

7. Давыдов, И. Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации / И. Давыдов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.old.russ.ru/ politics/20000928_davydov.html. - Загл. с экрана.

8. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.

9. Кихтан, В. В. Информационные технологии в журналистике / В. В. Кихтан. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 160 с.

10. Колесникова, М. М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: типологический аспект : автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук / М. М. Колесникова. - Ростов н/Д, 2002. - 183 с.

11. Колодкин, В. А. Радиовещание в Интернете: Принципы функционирования, типология и

структура сайтов : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / В. А. Колодкин. - Тольятти, 2005. - 176 с.

12. Костыгова, Ю. Н. Сетевые СМИ: занимательная типология / Ю. Н. Костыгова // Мир Intemet. -2002. - №> 4. - С. 20-23.

13. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. -СПб. : Знание : СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 125-167.

14. Лукина, М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика / М. М. Лукина. - М. : Аспект-Пресс. -2010.- 348 с.

15. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - М. : Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

16. Машкова, С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие / С. Г. Машкова. - Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2006. - 80 с.

17. Монахов, В. Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / В. Н. Монахов. - М. : ЭКОПРИНТ, 2003. - 320 с.

18. Мустафина, А. А. Русскоязычные ресурсы Интернет по средствам массовой информации / А.А. Мустафина. - Самара : Прожект Хар-мони, Инк., 2000. - 27 с.

19. Наумов, В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики / В. Б. Наумов. - М. : Кн. дом «Университет», 2002. - 432 с.

20. Носик, А. Б. Копирайт что дышло (СМИ в Интернете) / А. Б. Носик. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.lib.ru/COPYRIGHT/ nosik23marta.txt. - Загл. с экрана.

21. Носик, А. Б. СМИ в Интернете как бизнес и предприятие / А. Б. Носик. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.library.cjes.ru/online/ ?a=con&b_id= 211&с^=1605. - Загл. с экрана.

22. Носик, А. Б. СМИ русского Интернета: теория и практика / А. Б. Носик. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.nethistory.ru/biblio/ 1043177564.html? version=print. - Загл. с экрана.

23. Носик, А. Б. www.СМИ.com / А. Б. Носик. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.gagin.ru/intemet/1/10.html. - Загл. с экрана.

24. Правовые аспекты использования интернет-технологий / под ред. А. С. Кемрадж, Д. В. Го-ловерова. - М. : Кн. мир, 2002. - 410 с.

25. Рэддик, Р. Журналистика в стиле он-лайн / Р. Рэддик, Э. Кинг. - М. : Вагриус, 1999. - 416 с.

26. Смирнов, Д. В. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств Интернета (на материале истории российской интернет-журналистики 1995-2002 годов) / Д. В. Смирнов. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.spectator.ru/diploma. - Загл. с экрана.

27. Стечкин, И. В. Трансформация социальнофункциональных ролей журналиста в Интернете / И. В. Стечкин // СМИ в меняющейся России / под ред. Е. Л. Вартановой ; науч. ред. И. Д. Фомичева. -М. : Аспект-пресс, 2010. - С. 235-245.

28. Таевский, Д. Специфика российской интернет-журналистики / Д. Таевский. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.news.babr.ru/ ?ГОЕ=40085. - Загл. с экрана.

29. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие / А. А. Тертычный - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 312 с.

30. Фомичева, И. Д. Социология интернет-СМИ : учеб. пособие / И. Д. Фомичева. - М. : Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 79 с.

31. Чадаев, А. Иллюзии русского Интернета: интернет-СМИ / А. Чадаев. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.kgu-journalist.ucoz.ru/ publ/2-1-0-17. - Загл. с экрана.

32. Шамраев, А. В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы) / А. В. Шамраев. - М. : Статут, 2003. - 1013 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.