Научная статья на тему 'Конвергенция жанров сетевой журналистики'

Конвергенция жанров сетевой журналистики Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
711
83
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ГИПЕРМЕДИА / МУЛЬТИМЕДИА / ДИСКУРС МАССМЕДИА / БЛОГ / СCONVERGENCE

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Пак Екатерина Максимовна

Статья посвящена анализу современного состояния интернет-журналистики. Описывается теоретическое и практическое использование дигитальных жанров в теории массовой коммуникации. Особое внимание уделено осмыслению факторов, влияющих на формирование журналистского онлайн текста. Сетевой жанр прессы уникальное явление, которое основывается на правилах новостной журналистики и имеет принципиальные отличия от традиционных жанров. Основной вывод исследования: структура электронных жанров еще не сложилась окончательно, что является сигналом к возникновению новой теории виртуального жанроведения. Достоверность положений обеспечивается опорой на современную научную литературу.

Convergence network genres of journalism

The article is devoted to the research of modern internet journalism. In this work the theoretical and practical characteristics of digital genres in the system of mass communication are described in details. Special attention is paid to comprehension of psychological understanding of the factors whish influence the formation of the journalistic online text. А network genre at the chair of periodicals is a unique phenomenon which is not only based on the news journalism, but also has basic differences, characteristics of the new media environment. The work shows: the structure of internet genres hasnt developed completely, it is a signal to the origin of a new theory of virtual genres. Reliability of conclusions is proved by complex use of modern scientific literature.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Конвергенция жанров сетевой журналистики»

УДК 070.447.78 Е. М. Пак

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2012. Вып. 2

конвергенция жанров сетевой журналистики

Современная интернет-журналистика представляет собой сложный многофункциональный механизм, который интегрирует различные средства массовых коммуникаций (печать, радио, телевидение, сетевые медиапорталы, мобильную связь, видео и т. п.). Если обратиться к крупнейшим информационным поисковым системам и серверам, то нельзя не отметить наличие более сотен электронных версий и изданий газет, журналов, периодических сборников на русском и английском языках (smi.ru). Все это создает ту особенную медиакультуру, которая не только информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-этические ценности, но и оказывает воздействие на мировоззрение и социальное поведение людей.

В связи с этим вопросы о том, как эволюционировала интернет-журналистика, каковы ее характерные особенности и, как следствие, каким образом изменялась ее жанровая структура, стали в последние годы одними из самых дискуссионных. Вот почему в этой статье мы решили уделить им внимание.

особенности модернизации интернет-журналистики

Интернет-журналистика кардинально менялась по мере развития информационных технологий. Сейчас многие исследователи отмечают две явные тенденции: 1) создание единого информационного пространства посредством тесного сотрудничества традиционных средств массовой информации с глобальными телекоммуникационными средствами [1] и 2) свертывание информационных потоков [2]. Однако научная теория об особенностях журналистики складывается из различных типологических подходов, в каждом из которых предлагается свое видение проблемы. Для того чтобы объяснить отличия между теми или иными видами интернет-изданий, рассмотрим традиционную типологию, которая подразумевает деление изданий по:

• территории распространения (общероссийские, региональные, местные);

• социальному назначению (общеполитические, отраслевые, специализированные, популярные, элитарные);

• времени выхода (ежемесячные, еженедельные, ежедневные, утренние, вечерние);

• характеру и типу материалов (новостные, аналитические, смешанные).

Здесь обнаруживается прямое сходство типологии онлайн-версий газет или журналов с классической типологией печатных СМИ. Действительно, электронная версия — это только форма передачи издания, в большинстве случаев являющаяся копией бумажного носителя. Например, в сети Интернет функционируют такие известные печатные периодические издания, как «Ведомости» (www.vedomosti.ru), «Известия» (www.izvestia.ru), «Комсомольская правда» (www.kp.ru), «Московский комсомолец» (www.mk.ru), «Коммерсант» (www.kommersant.ru). В то же время существуют и оригинальные электронные издания, которые изначально создавались только в рамках

© Е. М. Пак, 2012

всемирной паутины и не имеют печатного аналога. Это обстоятельство создает целый ряд препятствий при анализе типологических признаков сетевой прессы. Главным образом это происходит потому, что интернет является быстро развивающейся системой и выдвинуть окончательные характеристики сетевых СМИ непросто. Стоит также отметить и отсутствие теоретического материала. Тем не менее, некоторые типологические признаки электронных изданий уже сформировались и требуют детального рассмотрения.

Первое, что следует исключить при анализе сетевых СМИ, — установление четкой связи между сетевым и печатным изданием. Знакомство с онлайн-газетами «Лента.ру» (www.lenta.ru), «Утро.ру» (www.utro.ru) , «СМИ. ру» (www.smi.ru) и «Дни.Ру» (www.dni. ш) показывает, что часть признаков печатных версий изданий отличает и их электронные аналоги. Так, в изданиях присутствует информация о структуре редакции, четко обозначено целевое назначение, а также указана строго установленная периодичность выхода. Например, «Лента.ру» является круглосуточной новостной службой о событиях в России и за рубежом, «Утро.ру» — ежедневное общественно-политическое издание, которое выходит только в будние дни, «СМИ. ру» представляет собой ежедневное сетевое аналитическое издание, а «Дни.Ру» выступает в качестве ежедневной российской электронной газеты. Из всего сказанного вытекает закономерный вопрос: Если сетевые издания частично идентичны газетным, то о каком феномене интернет-журналистики можно говорить? Выходит, что электронные СМИ являются ничем иным, как менее затратной формой периодической печати?

На самом деле отличительные особенности подобного рода СМИ существуют, только кроются они не во внешней структуре издания, что было отмечено нами выше, а во внутреннем наполнении (речь идет о журналистских публикациях). Действительно, сильное влияние гипертекстовых и мультимедийных технологий кардинальным образом меняет содержательную структуру информационных сообщений. Многие исследователи отмечают, что данные технологии создают для онлайн-СМИ особую мультимедийную среду [3]:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• свобода в выборе формы сообщения, а следовательно, и возможность тонкой регуляции силы его эмоционального воздействия (использование, например, видеоизображения);

• возможность синтеза свойств телевидения, радио и прессы в теле одного сообщения;

• отсутствие необходимости «пересказа» визуальных сообщений в текстовой или аудиоформах;

• свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и синтезе существующих.

Гипертекстуальность открывает журналисту при работе с планом содержания возможности, аналогичные тем, что дает мультимедийность в плане выражения. Техника «гипермедиа» открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое третье измерение, «живущее» за видимым пространством [3]. Этому способствуют различные гипертекстовые ссылки в текстах и графике, одновременно являющиеся отсылками к архивам и другим электронным ресурсам.

Другим гарантом жизнеспособности массово-коммуникативного обмена информации в сети является «диалогичность». По мнению В. Ф. Олешко, формирование диа-логичности в разных речевых жанрах электронных текстов представляется очень важ-

ным лингвистическим механизмом выражения диалога, взаимодействия смысловых позиций в такой социально значимой сфере, как журналистика [4, с. 24], поскольку «посредством языка мы не только называем, обозначаем или описываем, мы также производим действия и осуществляем практику, от которой общество зависит» [4, с. 226]. Как справедливо отмечает А. Н. Васильева, «многие особенности газетной речи связаны с особенностями ее адресата. Газета имеет дело с массовым, чрезвычайно разнородным читателем и должна работать на всю эту разнородную массу — как содержательно, так и стилистически» [5].

Следовательно, вся речевая коммуникация в сфере интернет-коммуникации имеет двойственный характер. Создаются эффект диалога, интерактивность при пространственной отдаленности автора и адресата. При этом движение информации можно сравнить не с однонаправленным вектором, а со сложной спиралью, которая каждым своим оборотом (автор — адресат) изменяет поток информации (часто в реальном времени), внося коррективы, творческий вклад в форму и содержание информации, в процесс коммуникации. В этой связи содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного потока, связанного с реакцией потенциальной целевой аудитории.

Вместе с тем новые правила функционирования информации в журналистских онлайн-текстах не только в корне меняют представления о массмедиа, но и полностью революционизируют природу дискурса. Представления событий и их отображение в языковой структуре с учетом социальных ситуаций, когнитивной системы и возникающих риторических отношений более полно осуществляются при помощи дискурсивного анализа. Стоит отметить, что изучение процессов и явлений с помощью данного метода восходит к 1960-м годам и соотносится с постулатом: изучая язык, можно изучить человека и окружающую его действительность [6]. На сегодняшний момент ученые еще не пришли к единому мнению относительно того, что такое дискурс, и как его анализировать. Каждый исследователь предлагает свои основания. В. И. Карасик, определяя понятие дискурса, понимает его комплексно, как структурно обусловленную речевую практику: «интерактивная деятельность участников общения, установление и поддержание контакта, эмоциональный и информационный обмен, оказание воздействия друг на друга, переплетение моментально меняющихся коммуникативных стратегий и их вербальных и невербальных воплощений в практике общения» [7]. А. К. Жолковский назвал дискурс «воплощенными в речи мироощущением и жизненной позицией» [7]. По мнению О. Л. Михалевой, «дискурс предстает как сложное коммуникативное явление, не только включающее акт создания определенного текста, но и отражающее зависимость создаваемого речевого произведения от значительного количества экстралингвистических обстоятельств — знаний о мире, мнений, установок и конкретных целей говорящего» [7]. Из приведенных подходов видно, что понятие «дискурс» как коммуникативное явление осмысливается в связи с понятиями «речь» и «текст»: дискурс понимается как коммуникативный процесс, а текст — как результат этого процесса, письменное речевое произведение [7]. Это собственно и происходит в современной интернет-журналистике: социальная информация, синтезируя в своем теле технологии интернета, печатных и аудиовизуальных СМИ, значительно раскрепощает и раздвигает традиционные формы канала коммуникации, правила преподнесения социального контента (содержания). В этом смысле можно согласиться

с подходом, при котором «в теории дискурса анализу подлежит любой текст и любой аспект этого текста, при условии, что он был транслирован с помощью технических средств, которые принято относить к сфере массовой коммуникации при описании коммуникативного акта по схеме Г. Ласуэлла»: кто — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом. Эту коммуникативную формулу практики журналистики, РЯ и рекламы назвали «матрицей Ласуэлла», дав ей развернутую трактовку [8, с. 85-94].

Таким образом, выработка многофункциональных свойств у веб-публикаций все глубже и острее ставит вопрос о становлении новой теории виртуального жанрове-дения, которая поможет структурировать все многообразие электронных жанров. Надо признать, что сегодня сетевой жанр прессы представляет собой уникальное явление, которое основывается на принципах традиционной журналистики, но при этом и принципиально отличается от нее.

Конвергенция жанров сетевой журналистики

При анализе современного состояния интернет-журналистики было выявлено, что эффективность работы электронной периодики не сравнима с традиционными формами СМИ. Очевидно, что газетная речь под действием нового опыта «стремится уйти от сухого, официально-книжного, обезличенного и унифицированного газетного языка прошлого. Она пытается обрести свое языковое лицо, свой стиль. Излагать мысли, строить сообщение без оглядки на традиции, исходя лишь из характера сообщения, избегая готовых форм речи, особенно тех, которые были скомпрометированы практикой предшествующего употребления» [9, с. 222]. Таким образом, возникает ряд вопросов: Если онлайн тексты столь востребованы, не потеряют ли СМИ свои позиции окончательно? И насколько сетевая сфера трансформировала электронную журналистику? Для того чтобы разобраться в сформулированных проблемах, обратимся к анализу печатных жанров, приспособившихся к новой дигитальной среде с постоянно увеличивающимися возможностями гипермедиа, причем внимание в первую очередь обратим на осмысление факторов, влияющих на процесс формирования гибридизации жанров и возникновения абсолютно новых форм.

Теория журналистских жанров опирается на различные системы жанрового деления, в которых предлагается особый взгляд на содержательные признаки жанров. Традиционно выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Позже стали появляться новые подходы к жанровой классификации, авторы которых отказались от единого основания деления и вычленения жанров журналистики. В результате один и тот же жанр в зависимости от положенного в типологию основания мог быть отнесен к различным жанровым группам.

Исследователь Е. И. Пронин использовал при построении своей типологии принцип перекрестной классификации. Все жанры журналистики он разделил по двум основаниям [10, с. 51]:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• по предмету отображения — реалии, позиции, идеалы, абсурды, шедевры, мнения, контакты, решения, эффекты;

• по уровню осмысления — оповещение, ориентирование, коррекция, символизация.

Теоретик печати Л. Е. Кройчик в построении своей классификации жанров исходил из тезиса, что публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента [11, с. 138-139]:

1) сообщение о новости или возникшей проблеме;

2) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации;

3) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).

Поэтому все тексты, появляющиеся в прессе, он разбил на пять групп:

• оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;

• оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;

• исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

• исследовательские — статья, письмо, обозрение;

• исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет.

В основе классификации М. Н. Кима лежит функциональное деление жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические, а в качестве сопоставительных параметров используются следующие категории: предмет отображения, целевая функция и методы работы с информацией [12, с. 16].

По каким же тогда основаниям мы должны классифицировать жанры в интернет-пространстве? В сети Интернет сетевой жанр прессы представляет собой целостную и развитую систему, которая не является чем-то раз и навсегда данным: ее структура постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед журналистикой. «Заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры „модифицировались", а, кроме того, появились новые устойчивые типы публикаций» [13]. Другими словами, мы имеем дело с динамично развивающейся структурой, внутри которой существуют определенные связи. «Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества — публицистическим, а внешняя — тем, что каждый жанр журналистики, в отличие, например, от жанра литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров» [12, с. 9].

Суммируя вышесказанное можно сделать вывод, что сетевая журналистика подчинена всем основным законам традиционной журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности, а также отвечает на четыре главных вопроса: Что? Где? Когда? Почему? Следовательно, наибольшую популярность имеют жанры с пирамидальной структурой, при которой внимание сфокусировано на информационном факте. Отличительной чертой интернет-публикации от газетной будет предоставление посетителям уникальной возможности за счет использования новейших технических технологий осуществлять переход по гиперссылкам из основной части заметки к другим статьям, схожим по тематике. Таким образом, особое развитие в сетевых изданиях («Утро.ру», «Лента.ру», «Клуб Дискурс», «Спорт-экспресс») получили информационные (заметка, анонс, записка, путевой репортаж, корреспонденция) и аналитические (комментарий, интервью, обзор) жанры.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

События в новостных и путевых заметках на сайтах реконструируются с конечной точки, с указанием появления информации в сети. Иногда дата может быть «расчленена» на часовые отрезки времени, что обусловлено не датой самого события, а внутренней последовательностью, которую избрал автор. Это позволяет читателю быстро и удобно находить обновленную информацию и не закапываться в архиве но-

востей со всего мира. Тематика заметок может быть самой разнообразной: политика, экономика, культура, общество, кино, музыка, спорт, массмедия и т. д. Приведем в пример путевую заметку «Америка простилась с Уитни Хьюстон» Николая Александрова [14] — корреспондента электронной газеты «Утро.ру». Представленная публикация кратко раскрывает черты прощальной церемонии с великой певицей Уитни Хьюстон. Автор предоставляет читателю своего рода отчет о проделанной поездке. Доказательством этому являются указание в тексте точного места, обозначение конкретного события, перечисление имен участников церемонии и приложение фоторепортажа с церемонии — основополагающие критерии заметки.

Знаменитую американскую певицу Уитни Хьюстон похоронили в ее родном городе Ньюарке в штате Нью-Джерси... Церемония прошла в баптистской церкви «Новая надежда» в Ньюарке... Выступая на церемонии, Кевин Костнер вспомнил, как он вместе с Хьюстон снимался в фильме «Телохранитель». Бывший супруг Хьюстон Бобби Браун опоздал к началу церемонии прощания и в результате так и не принял в ней участия.

Жанр анонс выполняет функцию извещения о том, что и где произойдет. На материале «Роднянский и экс-супруг Джоли поборются за медведя. В Берлине открылся 62-й кинофестиваль» Анны Карповой [15], журналиста электронной газеты «Утро.ру», легко проследить, как текст позволяет читателю «обозреть» определенную, лаконично обозначенную панораму событий в Берлине, а также получить — что характерно для жанра анонс — краткую характеристику достоинств кинофестиваля. Материал содержит фоторепортаж и видеоприложение.

Подача текста в форме записки часто непринужденная и располагает к диалогу. Следствие этого — наличие комментариев. Здесь же читательскому вниманию представляются разные способы выражения авторского «Я». В одной записи журналист может выступать в роли рассказчика-повествователя, который делится воспоминаниями о забавной истории, создавая, таким образом, непосредственный контакт с веб-посетителями: «Без чего невозможно представить Ливерпуль? Без The Beatles, клуба Cavern, футбольных команд с оголтелыми болельщиками... Ну, а также без бездомного бело-полосатого кота, который недавно стал всеобщим любимцем, по сути дела ничего для этого не сделав (типичное кошачье поведение). Он всего лишь выбежал на поле во время футбольного матча» [16]. В другой это уже «Я»-размышляющее. Здесь используется хронотопическая подача материала, то есть «замораживание» действия во времени, что создает для читателей образ действительности. Факт реальности окрашивается в тона субъективной индивидуальной мысли: «...китайским барышням из города Шэньян совместить спорт и культуру почти удалось. Только вот непонятно: футбол в балетных пачках на льду озера — это стремление к здоровому образу жизни, попытка нести искусство в массы или все-таки просто повод привлечь к себе внимание?» [17].

В рамках жанра путевого репортажа (с элементами очерка и дневника) можно непринужденно записывать те или иные текущие события своей жизни. Подневные автобиографические записи позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений, располагают большими композиционными возможностями, а также полно и глубоко раскрывают тончайшие движения души повествователя. Так, журналист Дмитрий Симонов в репортаже «Они будут терпеть» подробно повествует о проделанной поездке в Лужники, делится своими наблюдениями («В воскресенье утром по

снежно-асфальтовой пустыне вокруг главной московской арены гуляли только гитарные ритмы латин-рока Карлоса Сантаны из колонки возле закусочной...»), чувствами («Тешить себя надеждами не стоит. „Реал" — не театр одного актера»), мыслями («Если на последнем занятии перед „Реалом", которое пройдет сегодня вечером в Ватутинках, не случится форс-мажора, то состав ЦСКА на игру будет таким... И все будут терпеть. Несмотря на боль»), дает ссылку на видеоприложение, наполняет текст фотографиями [18].

Выбор аналитических жанров комментария, интервью или обзора в сетевых изданиях связан с тем, что журналист имеет дело с большой группой фактов, которые требуют тщательной обработки, систематизации и группировки. «Обсуждение крупных проблем в Интернете происходит обычно на сайтах авторитетных аналитических изданий. Если постановка темы оказывается актуальной, она сразу подхватывается рядом известных сетевых авторов и публикации этого направления продолжаются довольно долго. При этом „рядовые" читатели также принимают участие в дискуссии в так называемых „форумах" — своего рода доступных трибунах, где каждый может высказать свое мнение или просто отпустить реплику в несколько слов по поводу очередной статьи или какого-то одного вопроса, затронутого в чьей-либо публикации. Однако главным наполнением темы, естественно, являются фундаментальные статьи „асов" сетевой публицистики. В отличие от обычных хроникальных текстов периодического издания фундаментальные основополагающие работы хранятся длительное (неопределенное) время на заглавной странице издания в качестве гуманитарных ресурсов» [2]. Любой комментарий может быть расширен материалами схожих по теме статей, расположенных на других сайтах. Обычно новость и комментарий сопровождаются ссылками на архив газеты, где хранится дополнительная информация. Наглядным материал позволяет сделать большой объем фактографий и видеосюжетов (технология, которая появилась в Рунете всего два-три года назад, но уже получила массовое распространение). На некоторых сайтах, таких как, например, Лента.ру (www.lenta.ru), РосБизнесКонсалтинг (www.rbc.ru), Дни.ру (www.dni.ru), Интерфакс (www.interfax.ru) и др., имеется специальная рубрика, отмеченная ссылкой «пресс-релизы», в которых собрана вся официальная информация от государственных и частных организаций России. Они расположены в хронологическом порядке и обновляются по мере выхода новой информации.

Не менее важной в осмыслении факторов, влияющих на процесс формирования гибридизации жанров, является деятельность журналистов на блоггерских серверах. На наш взгляд, жизнь блоггеров многогранна и весьма диверсифицирована. Многие журналисты в сетевых дневниках, выступая от собственного лица, раскрывают свой реальный образ через свое отношение к теме. Таким образом, блоггер-журналист имеет право на субъективный подход к теме и свободную композицию, он может выступать не только как рассказчик, повествователь, но и как герой. Может показаться, что web-блог — сугубо субъективный жанр, как жанр эссе. Однако, по мнению М. Н. Кима, допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения, по утверждению исследователя, лишь способствуют глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Среди подобных приемов М. Н. Ким особо выделяет категорию авторского «Я». С помощью этого своеобразного инструмента образ размышляющего журналиста может быть раскрыт не только через его познание внешнего

мира, но и через самопознание и самоанализ. В практике блогов могут использоваться многообразные формы авторского вторжения: автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, выразить свои соображения по поводу поведения героев, выстроить версии и предположения, выразить собственные эмоции, раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т. д. (по М. Н. Киму) [19, с. 169-173].

В этих диспозициях авторское «Я», по мнению М. И. Старуш, обеспечивает эффект соразмышления читателя с публицистом, приобщения аудитории к движению публицистической мысли, способствует созданию эмоционального, а тем самым и комплексного идейно-психологического воздействия на читателей [19, с. 169-173]. Подводя итог, скажем, что блог связан с такими важнейшими компонентами художественного мира, как автор и читатель. В нем автор обращается к ресурсам языковой системы, отбирает из мира действительности факты, события, переживания и знания, которые отражают индивидуально-авторскую картину мира, пронизывают тексты единым мировоззрением. Однако черты публицистики жанру блога придает особая его соотнесенность с настоящим моментом времени.

Демократические и сетевые формы организации публичного пространства и производственного творчества становятся все более востребованными в интернет-журналистике. Новые жанровые подходы, которые осваиваются рунетом, рождают иные чувствительность, потребности и аудиторию. Писатель Сергей Лукьяненко, автор одного из популярнейших блогов, считает, что главное в сетевых текстах — это сиюминутность, то, что они живут живой жизнью, оперативно откликаются на конкретные события и ситуации. Именно поэтому многие из них могут потерять свое очарование на бумаге. Хотя как форма они имеют право на существование [3].

Литература

1. Печатные и электронные СМИ: от конфронтации к цифровому партнерству // Медиа-форум «Енисей. рф». URL: http://mediaforum.krskstate.rU/events/0/news/62463 (дата обращения: 15.02.2012).

2. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/025.htm _ftn1 (дата обращения: 15.02.2012).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Кликни книжку // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.sht-ml?2006/08/18/111223 (дата обращения: 20.02.2012).

4. Олешко В. Ф. Моделирование в журналистике. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. 192 с.

5. Васильева Л. А. Делаем новости! М.: Аспект-Пресс, 2002. 188 с. URL: http://evartist.narod.ru/ text5/26.htm (дата обращения: 20.02.2012).

6. Русакова О. Ф. Основные разновидности современных теорий политического дискурса: опыт классификаций // Журнал ПОЛИТЕКС. Политическая экспертиза. URL: http://www.politex. info/content/view/267/30/ (дата обращения: 02.2012).

7. Михалева О. Л. Дискурс как объект исследования // Кафедра русского языка и общего языкознания факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета. URL: http://www.rus-lang.com/education/discipline/philology/disrurs/material/material13/ (дата обращения: 17.02.2012).

8. Трахтенберг А. Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2006. № 8. С. 85-94.

9. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 256 с.

10. Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я. Н. Засурского, Е. Н. Пронина. М.: Изд-во МГУ, 1990. 173 с.

11. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. СПб., 2000.

12. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. 335 с.

13. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / отв. ред. М. Н. Володина. М.: МГУ, 2003. 456 с. URL: http://evartist.narod.ru/text12/03.htm (дата обращения: 19.02.2012).

14. Александров Н. Америка простилась с Уитни Хьюстон // Утро.ру. URL: http://www.utro.ru/ articles/2012/02/19/1029734.shtml (дата обращения: 20.02.2012).

15. Карпова А. Роднянский и экс-супруг Джоли поборются за медведя. В Берлине открылся 62-й кинофестиваль // Утро.ру. URL: http://www.utro.ru/articles/2012/02/10/1028017.shtml (дата обращения: 10.02.2012).

16. Аверьянова Е. Кот Ливерпуль. Полосатое бездомное животное покорило интернет // Лен-та.ру. URL: http://lenta.ru/articles/2012/02/09/anfieldcat/ (дата обращения: 10.02.2012).

17. Рождественские традиции // Спорт-экспресс. URL: http://others.sport-express.ru/ reviews/18851/ (дата обращения: 12.02.2012).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

18. Симонов Д. Они будут терпеть // Спорт-экспресс. URL: http://football.sport-express.ru/ eurocups/reviews/19873/ (дата обращения: 20.02.2012).

19. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Михайлов В. А., 2001. 319 с.

Статья поступила в редакцию 16 апреля 2012 г.