Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17 (232).
Филология. Искусствоведение. Вып. 55. С. 127-131.
С. Г. Носовец
ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ССЫЛКИ В ИНТЕРНЕТ-СМИ:
опыт типологической характеристики
Статья посвящена анализу гиперссылок, играющих ключевую роль в организации структуры и обеспечении функциональности электронного гипертекста. Автор исследует материал гипертекста отечественных интернет-СМИ и выявляет основные типы используемых гиперссылок на основе их целевого назначения. В результате анализа были сформулированы четыре типа гипертекстовых ссылок и дана детальная характеристика наиболее частотного из них
- контент-ссылок.
Ключевые слова: медиадискурс, типология,
Гипертекстовые СМИ - одна из активно развивающихся областей медиаиндустрии. При достаточно высокой востребованности темы гипертекста, с одной стороны1, и интернет-СМИ, с другой2, степень изученности гипертекстовых ссылок пока невелика. Дискуссионными остаются многие вопросы, требует пристального внимания и проблема типологической характеристики гипертекстовых переходов.
Гиперссылки - дифференциальный признак гипертекста, организующий его структуру и обеспечивающий функциональность - навигацию. Исследователи гипертекста под гиперссылкой понимают функциональный комплекс: собственно ссылку плюс открывающийся при ее активации информационный объект. «В пределах одной гипертекстовой ссылки следует различать: 1) источник ссылки - текстовое или графическое изображение на экране, через активацию которого вызывается новое изображение; 2) объект (“назначение”) ссылки - новое изображение (текст, таблица, рисунок и т. д.)»3
Обратим внимание на тот факт, что в процессе гипертекстового «прыжка» оказываются связанными технически и семантически исходный элемент гипертекста - тот, в котором размещается ссылка (это может быть страница, текст), форма ссылки и объект назначения ссылки - тот элемент, который открывается при активации ссылки (текст, картинка, видео, аудиоматериалы). Таким образом, перед нами
- функциональный комплекс, связывающий не два, а три элемента гипертекста: стартовый элемент (страницу, текст), форму ссылки и целевой элемент (объект назначения).
Технически любой элемент веб-страницы, графический (фотография, рисунок, схема, таблица и пр.) или текстовый, может быть оформ-
интернет-СМИ, гипертекст, гиперссылка.
лен как гиперссылка. Наша цель - выявить типологию именно вербальных гиперссылок.
Одна из первых попыток систематизации гипертекстовых связей (Дж. Ландау) исходит из следующих формальных критериев: наличие-отсутствие возможности обратного перехода; текстовый-нетекстовый характер, одиночная ссылка или объединение нескольких ссылок в меню4. Формальные критерии же положены в основу классификации гиперссылок как средств создания электронного продукта в различных справочниках по веб-дизайну5. В работе Р. П. Потаповой внимание направлено на характер взаимодействия между элементами гиперссылочного комплекса, автор выделяет структурные, референциальные, семантические и условные ссылки6. О. В. Дедова разрабатывает как формальный аспект типологии гиперссылок (соотнесенность с текстом в целом или частью, объем, оформление; различные комбинации отношений между ссылкой и объектом оцениваются автором с точки зрения их преимуществ и недостатков.), так и семантический: автор исследует отношения между ссылкой и целевым элементом на материале разных гипертекстовых практик, выделяя общие типы гипертекстовых переходов7. Классификация Т. И. Рязанцевой основана на роли гиперссылок в организации структуры гипертекста8.
Существующие типологические характеристики гиперссылок выявлены на основе анализа обобщенного гипертекста. Однако разные веб-издания (художественные, рекламные, информационно-новостные и пр.) обладают своей спецификой, в том числе гипертекстовой, поскольку гипертекстовый комплекс является органической частью издания и подчиняется всем законам его организации и функционирования. Поэтому существующие типологии
гиперссылок недостаточны для анализа электронных периодических изданий.
Объект нашего внимания - профессиональные гипертекстовые СМИ Рунета: Газета, ги, Дни.ру, Полит.ру, Страна.ги, Утро.ру, Лента. ру и мн. др.
Наш анализ показал, что гиперссылки, существующие в интернет-СМИ, можно объединить в четыре группы в зависимости от их целевого назначения: контент-ссылки, сервисные, коммуникационные и рекламные.
Контент-ссылки.
Данный тип гиперссылок связан с журналистским содержанием сайта.
Термин ‘контент’ прочно вошел в категориальный инструментарий теоретиков и практиков веб-изданий. Контент сайта в широком смысле - это все доступное для пользователя-читателя наполнение сайта: тексты, видео и аудио материалы, а также все прочие сервисы и возможности, включая прогноз погоды, обмен валют и т. п., форматы чтения, регистрация и поиск информации на сайте и другие «полезные» ресурсы. В этом смысле контент противопоставляется, например, движку (технической стороне) сайта.
С другой стороны, если мы говорим о контенте СМИ, то имеем в виду то, что отличает содержание данного ресурса от содержания, например, интернет-магазина. Контент интернет-СМИ - это, прежде всего, журналистские материалы. Тематическая направленность, требование качественности и уникальности - все это реализуется именно в профессиональных журналистских материалах. Таким образом, под контентом интернет-СМИ будем понимать информационно-новостное содержание сайта. Соответственно, контент-ссылки - это гиперссылки, связанные с журналистским контентом.
Материалы, размещаемые в интернет-СМИ, могут быть новостного, аналитического, развлекательного, познавательного и пр. характера. В веб-журналистике палитра жанров также многообразна, как и в традиционной. Принципиальное отличие интернет-медиа от любых других СМИ, то, что привлекает читателей, - возможность самостоятельного выбора раздела, статьи, автора, объема, глубины, подробностей и т. п., информационная свобода и независимость. Контент-ссылки помогают пользователю ориентироваться и осуществлять навигацию в информационно-новостном пространстве веб-СМИ. Поэтому в качестве
контент-ссылок могут выступать следующие элементы гипертекста интернет-СМИ.
1. Рубрикатор (разделы, меню) сайта. Ссылки-рубрики обычно располагаются сверху и/или слева в качестве самостоятельного фрейма и постоянно присутствуют в окне браузера. Визуально они легко опознаваемы, оформлены в виде списка наименований разделов, отличаются от остального текста графически - цветом фона и/или шрифта, оформляются в виде кнопок, вкладок и пр.
Ссылки-рубрики одновременно выполняют две функции. Во-первых, организуют контент, поэтому подчеркивается их сходство с традиционным оглавлением. Данный тип ссылок исследователями совершенно справедливо рассматривается как структурный9, потому что они действительно эксплицируют ту часть структуры сайта, которая связана с информационноновостным контентом.
Подавляющее большинство подобных ссылок - постоянные и неизменные, причем не только в рамках одного издания, но и в своем секторе информационно-новостной среды интернета. К примеру, если взглянуть на первые страницы общественно-политических изданий, то можно отметить повторяемость ссылок-рубрик ‘Политика’, ‘Экономика’, ‘Культура’, ‘Спорт’ и др., называющих устойчивые медиатопики. Генетически это наследие традиционной журналистики. Данные ссылки указывают на наиболее крупные дискурсивные сферы современного общества и называют основные, базовые концепты медиакартины мира. Однако следует обратить внимание и на, так называемые, «горячие новости» - особые кратковременные ссылки-рубрики, возникающие и исчезающие по мере их актуальности. Например, рубрики о пожарах в европейской части России летом 2010 назывались «Пожары» (Газета.ру), «Жаркое лето 2010» (РИА Новости), о Венецианском кинофестивале - «Венеция 2010» (Комсомольская правда, Газета.ру), об олимпиаде
- «Ванкувер 2010» (Газета.ру). На наш взгляд, данные ссылки представляют собой концептуальные доминанты, имеющие специфическую характеристику хронотопа.
Во-вторых, ссылки-рубрики являются средством навигации в маркируемые ими разделы сайта. Ссылки-рубрики перемещают реципиента в крупные композиционные единицы контента.
2. Фрагменты текста. Для текстовых ссылок важным моментом является легкость их опознаваемости. Это осуществляется или за
счет вынесения ссылок за пределы текста (внетекстовые ссылки), или с помощью выделен-ности фрагмента связного текста (внутритекстовые ссылки).
Внетекстовые ссылки.
Наши наблюдения показывают, что способ оформления гиперссылок зависит от функционально-жанровой принадлежности текста. Так, например, гиперссылки, ведущие к новостным сообщениям, отличаются от гиперссылок, переводящих на аналитические материалы.
Новостной текст в веб-СМИ, как и новостной текст в прессе, строится по принципу «перевернутой пирамиды», когда первая фраза содержит всю основную информацию в сконцентрированном виде, представляя собой информационно насыщенную часть пирамиды. Новостные гиперссылки - краткое сообщение, оформленное в виде одного предложения или его рематической части. Новостные гиперссылки обычно составляют список - ленту новостей, хронику часа, дня и пр.
Саакашвили не пойдет на третий президентский срок,
На оживленное шоссе в Дубае упал грузовой самолет,
«Наши» проиграли в суде оппозиционеру Яшину (Газета.ру)
20:15 МИД РФ отчитал японских дипломатов за “оккупацию” Курил
19:29 Фидель Кастро вновь заявил об угрозе ядерной войны
18:31 Главный штаб ВМФ все-таки переедет в Петербург (Утро.ру)
03.09 21:51 Белорусский оппозиционный журналист найден мертвым
03.09 21:20 Казахстанец отсудил 25 миллионов за изобретение кружки с крышкой
03.09 21:42 В кришнаитском храме в Лестере произошел взрыв (Лента.ру)
Текст гиперссылки может содержать ссылку на имеющиеся мультимедийные материалы: При посадке самолета десятки пассажиров сгорели заживо. Кадры с места крушения Полный провал России на «Мисс Вселенной». ФОТО (Утро.ру)
Каждый медиапроект стремится быть уникальным, найти своё «лицо», чтобы быть успешным в жестких условиях конкуренции на современном медиарынке. Интернет-СМИ
- это в первую очередь визуальные медиа, и, находясь в поиске собственной визуальной
стилистики, авторы-создатели направляют дизайнерскую энергию и на оформление гиперссылок. В Аргументах и Фактах online ссылки на статьи могут приобретать вид вкладок - графически отдельных фрагментов рубрик.
Например, в день юбилея народного артиста России В. Гафта на главной странице появилась статья, оформленная в виде самостоятельной рубрики под названием ‘Гафт’. Активизировав данную ссылку, попадаем уже на традиционный гиперссылочный комплекс ‘заголовок + лид’, в свою очередь ведущий к новостной заметке.
Особенностью текстовых ссылок является то, что в отличие от ссылок-рубрик, которые отсылают к крупному модулю гипертекста, они структурно и семантически привязаны к более мелким единицам - статьям и сообщениям. Однако при этом одна и та же ссылка может быть размещена и на главной странице, и в новостной подборке рубрики, и в качестве концевой ссылки («Ссылки по данной теме»), и в архиве, и на форуме. Поэтому она может вступать в композиционные и семантические отношения с разными текстами.
Внутритекстовые ссылки.
Фрагмент связного текста, функционирующий в качестве гиперссылки, должен быть легко опознаваем, поэтому он выделяется графически - цветом и подчеркиванием. По объему это чаще всего слово или словосочетание (хотя технически ограничений нет).
Внутритекстовые ссылки в сетевых СМИ бывают ретроспективными, источниковыми, референциальными и детализирующими.
Наиболее частотными являются источни-ковые ссылки. Источниковые ссылки направляют читателя на первоисточник сообщения
- исходный текст, размещенный, как правило, на сайте информагенства. Ссылка на источник
- это требование журналистской этики, соблюдение авторских прав. Источниковые ссылки существуют только на страницах вторичных новостных изданий, которые получают информацию из «вторых рук» - первичных новостных агентств, а затем её перепечатывают, переписывают или компилируют.
В Астрахани в ночь на воскресенье в районе железнодорожного вокзала неизвестные расстреляли автомобиль транспортной милиции. Один из сотрудников получил пять пулевых ранений, от которых скончался», - сообщил Life News источник в правоохранительных органах (Газета.ру)
В результате взрыва, произошедшего вчера вечером в Нефтеюганске, пострадали девять человек. Как сообщили Life News в правоохранительных органах города, взрывное устройство сработало на тротуаре в центре города на улице Гагарина сразу после салюта в честь Дня нефтяника (Газета.ру)
Поскольку источниковые ссылки, в отличие от референциальных (см. ниже), отсылают не к главной странице сайта, а к конкретному сообщению, то довольно часто в этой роли выступают предикаты. Предикаты несут основную событийно-пропозициональную нагрузку, являясь первичным способом ее выражения.
<... >.В 2G км к северо-востоку от сербской столицы разбился легкомоторный самолет, погибли два человека, сообщил представитель авиационных властей Сербии<... >
<... >Президент Афганистана Хамид Кар-зай создал специальный совет для ведения переговоров с «талибами» (Газета.ру)
В понедельник автоматически вступило в силу решение Международного союза конькобежцев (ISU) об отстранении от соревнований, проводимых под эгидой этой организации, российского фигуриста Евгения Плющенко (Единый российский портал)
ретроспективные ссылки направляют к предыдущим сообщениям на данную тему. В этой роли могут выступать слова с соответствующей временной семантикой:
ранее РИА-Новости сообщило со ссылкой на источник в МВД Белоруссии, что причиной смерти Бебенина стало самоубийство (Газета.ру) Напомним, как уже сообщал ER.RU, фигурист и депутат Плющенко был дисквалифицирован Международным союзом конькобежцев за то, что в марте спортсмен отказался от выступления на чемпионате мира, сославшись... (Единыйроссийский портал)
Но чаще данной функцией наделяют слова, являющиеся ключевыми событийными концептами. Предлагаемый новостной материал сообщает подробности некоторого события, произошедшего ранее. В контексте маркируется в качестве гиперссылки слово, становящееся свернутой пропозицией предшествующего новостного события. Одним из основных носителей свернутой пропозиции является отглагольное существительное событийной семантики.
Дагестанский министр был контужен при покушении
Жизнь министра по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана
Бекмурзы Бекмурзаева вне опасности. При взрыве автомашины он получил контузию (Газета.ру)
Минобороны Армении сообщает о трех погибших при столкновении в Карабахе
По данным Минобороны Армении, при столкновении армянских и азербайджанских вооруженных сил в Нагорном Карабахе погибли трое азербайджанских военнослужащих (Газета.ру)
Референциальные ссылки (Р. К. Потапова) устанавливают переходы между реферирующим выражением и информацией, способной определить референта. Целевым элементом здесь выступает не конкретная статья, а главная страница интернет-ресурса.
Вчера у берегов Сингапура столкнулись танкер компании Совкомфлот «Море Лаптевых» и контейнеровозPWP1, сообщает «Морской бюллетень». Танкер получил повреждения и поставлен на якорь для осмотра и оценки повреждений. О повреждениях малазийского теплохода PWP 1 ничего не сообщается.
Азербайджан вчетверо увеличивает поставки газа в Россию
РИА «Новости» | 16:55:06 (Утро.ру)
Референциальные ссылки могут быть как внутритекстовыми, так и внетекстовыми - традиционными ссылками на информационное агентство-источник сообщения.
Необходимо отметить следующий тип гиперссылок - ссылки-детализаторы. Они призваны дополнить информацию, содержащуюся в тексте, с их помощью читатель может узнать подробности, уточнить интересующую информацию, пояснить для себя что-то. Ссылки-детализаторы отсылают к дополнительной информации.
Однако если для кого-то День города - это большой праздник, то для автомобилистов
- головная боль. В субботу и воскресенье будет значительно ограничено движение машин (Утро.ру)
Целевой элемент - сообщение, содержащее подробности об изменении движения автотранспорта в городе в связи с праздником.
Важно заметить, что в сообщениях новостных лент ссылки-детализаторы, практически, не используются.
Сервисные и коммуникационные ссылки
Сервисные и коммуникационные ссылки устанавливают переход на дополнительные ресурсы сайта, не связанные с профессиональным журналистским контентом.
Современная медиаиндустрия налагает определенные требования к конкурентоспособному веб-медиапроекту. Кроме оперативного предоставления потребителю необходимой, достаточной и качественной новостной информации, интернет-СМИ обязаны максимально обеспечить читателя полезной информационно-справочной информацией, использовать мультимедийные продукты и технологии, персональный подход и возможность индивидуальных настроек, широкий выбор способов доставки информации. Сервисные ссылки осуществляют переход к разнообразным информационно-справочным и развлекательным ресурсам: курсу валют, прогнозу погоды, театральным анонсам, объявлениям купли-продажи, телепрограмме, поиску работы, гороскопам, тестам, играм и многим другим. Особенно данный тип ссылок многообразен и распространен в региональных СМИ.
Кроме того, сервисные ссылки дают возможность выбрать удобную формат-версию для чтения. Например, ленту новостей RSS, мобильный вариант WAP, IPHONE, версии в TWITTER или FACEBOOK и др.
Сервисные ссылки могут быть оформлены в виде рубрик, самостоятельных модулей или невербально - с помощью пиктограмм, расположенных до основного медиаконтента или на периферийных частях веб-страницы.
Коммуникационные ссылки обеспечивают выполнение интерактивной функции СМИ. В журналистских проектах сегодня увеличивается значение использования обратной связи. Как отмечает А. А. Калмыков, в интернет-СМИ «наблюдается доминирование коммуникативного аспекта деятельности над информационным. Это особенное свойство интернет-журналистики имеет тенденцию к тому, чтобы стать общим свойством для журналистики в целом»10.
Коммуникационные ссылки оформляются, как правило, в виде глагольных конструкций. Это может быть предложения с предикатом в побудительном наклонении: «Оставьте свое мнение», «Оставьте комментарий»;
Реконструкция Бородинской битвы: присылайте ваши фото и видео (РИА Новости);
или глагольные словосочетания с инфинитивом совершенного вида, который, как из-
вестно, выражает модальную семантику необходимости, побуждения:
«Обсудить с читателями», «написать в редакцию», «сообщить об ошибке», «передать новость другу».
Кроме перечисленных типов гиперссылок можно выделить еще рекламные гиперссылки. Но на наш взгляд, это отдельная, специфическая сфера медиарынка и медиакультуры в Интернете, требующая специального анализа.
Итак, в интернет-СМИ можно выделить четыре основных типа гиперссылок. Предложенная типология позволяет экстраполировать полученные результаты на другие гипертекстовые практики.
Примечания
1 Обзоры содержатся в работах: Дедова, О. В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. М., 2008; Рязанцева, Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М., 2010.
2 См., например: Калмыков, А. А. : 1) Интернет-журналистика : учеб. пособие / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М., 2005; 2) Интернет-журналистика в системе СМИ : становление, развитие, профессионализация : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009; Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. М., 2005; Машкова, С. Г. Интернет-журналистика. Тамбов, 2006.
3 Дедова, О. В. Теория гипертекста. С. 185.
4 Цит. по: Дедова, О. В. Теория гипертекста. С.194.
5 См, например: Intemet-Technologies. Сайто-строение от А до Я. URL : http://www.internet-technologies.ru/articles/article_406.html; Работа с гиперссылками // 1-с Битрикс. Центр поддержки разработчиков. URL : http://dev.1c-bitrix.ru/ learning/course/?COURSE_ID=21&LESSON_ ID=1212.
6 Потапова, Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. М., 2005.
7 Дедова, О. В. Теория гипертекста.
8 Рязанцева, Т. И. Гипертекст.
9 Дедова, О. В. Теория гипертекста.
10 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика в системе СМИ. С. 15.