Научная статья на тему 'Офтальмология в практике семейного врача'

Офтальмология в практике семейного врача Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
525
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Хальбаева Е. Л.

Определен объем подготовки в офтальмологии при обучении студентов медицинских институтов на врача общей практики воспалительные заболевания переднего отрезка глаза (век, слезных органов, конъюнктивы, роговицы) — ранняя диагностика, лечение; глаукома — методы активного выявления, лечение; катаракта — диагно-стика, наблюдение и определение времени для оперативного удаления; миопия слабой и средней степени, гиперметро-пия, пресбиопия— коррекция зрения, подбор очков; ранние симптомы опухолей глаза и орбиты; неотложные состояния в офтальмологии. В конце процесса обучения студенты должны обладать следующими навыками определение остроты зрения с коррекцей простыми стеклами, подбор очков, измерение внутриглазного давления, осмотр щелевой лампой переднего отрезка глаза, офтальмоскопия прямая и обратная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Хальбаева Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Жан ҧялық тәжирбедегі офтальмология

Медицина институтын бітіретін жалпы дәрігерлер мен студентердің офтальмологияда оқытылу және де дайындау мӛлшері анықталды .Ол кӛздің алдыңғы кесіндісінің қабыну аурулары (қабақ,кӛз жасы мүшелері, коньюктивасы қасаң қабығы)-ерте анықтау,емдеу, глаукома-анықтау тәсілдері, катарактазерттеу,бақылау және операция жасау уақытысын анықтау, миопия-әлсіз және орташа дәрежесі, гиперметропия, пресбиопия-кӛру жітілігін түзету,кӛзілдірік таңдау, кӛз ісігі мен кӛз шарасының алғашқы белгілері, офталмольмологиядағы жедел жағдайлары. Оқу соңында студенттер келесі зерттеулерді білу керек: қарапайым шынылармен кӛру жітілігін анықтап реттеуі,кӛз әйнегін тағайындауы, кӛз ішілік қысымын ӛлшеуі кӛз алдыңғы кесіндісін саңлаулы жарықпен тексеру, тікелей және қарамақайшы офтальмоскопия.

Текст научной работы на тему «Офтальмология в практике семейного врача»

481 Цаз¥МУ ХАБАРШЫСЫ

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА Хальбаева Е.Л.

ГКПП ЦГКБ

Определен объем подготовки в офтальмологии при обучении студентов медицинских институтов на врача общей практики - воспалительные заболевания переднего отрезка глаза (век, слезных органов, конъюнктивы, роговицы) — ранняя диагностика, лечение; глаукома — методы активного выявления, лечение; катаракта — диагностика, наблюдение и определение времени для оперативного удаления; миопия слабой и средней степени, гиперметро-пия, пресбиопия— коррекция зрения, подбор очков; ранние симптомы опухолей глаза и орбиты; неотложные состояния в офтальмологии.

В конце процесса обучения студенты должны обладать следующими навыками - определение остроты зрения с коррекцей простыми стеклами, подбор очков, измерение внутриглазного давления, осмотр щелевой лампой переднего отрезка глаза, офтальмоскопия прямая и обратная

Врач общей практики (ВОП) — ведущая фигура здравоохранения развитых стран, он ведет семью целиком, "от нуля и до конца", начиная от новорожденных и кончая стариками. ВОП координирует все виды медицинской помощи членам семьи, привнося в медицину ту меру индивидуальной ответственности за больного и гармонию, которая была утрачена в последние 50 лет.

Подготовка врача общей практики (ВОП) медицинским ВУЗами Республики Казахстан по -прежнему вызывает множество вопросов как теоретического так практического плана. При этом в решении этого вопроса наиболее актуальным является определение объема и перечня функциональных обязанностей, которые выходят за рамки ответственности «базового» специалиста при передаче ему функций ВОПа.

В преподавании учтен мировой опыт подготовки ВОПа, разрешающего "проблемы пациента" — ребенка, подростка, беременной, пожилого человека — с учетом наиболее часто встречающихся в каждой из этих субпопуляций болезней. ВОП развитых стран, как и ВОП Казахстана, оказывает населению первичную медико-санитарную помощь. Однако критерии "первичности" и "специализированности" в разных странах неодинаковы. К специализированной помощи в Казахстане традиционно относят помощь врачей большинства неинтернистических специальностей. В мировой практике специализированными считаются все виды больничной помощи, поскольку амбулаторная помощь больному по любому поводу и помощь на дому — прерогатива ВОП. Казахстанская модель ВОП предполагает обучение этого врача по нестандартным, во многом пока непривычным методикам: психиатрия для врача-непсихиатра, хирургия для врача-нехирурга и т. п.

Интернологический блок знаний — основной в подготовке и работе ВОП. Интернология ВОП, кроме традиционных разделов внутренней медицины (пульмонология, кардиология, гастроэнтерология и др.), включает эндокринологию, инфекционные болезни, фтизиатрию, профессиональные заболевания, элементы аллергологии. ВОП не берет на себя акушерско-гинекологическую помощь в полном объеме. В основном он занимается экстрагенитальной патологией беременных. В ведении детей сохраняется основная роль педиатра, а ВОП выполняет функции "подросткового врача".

В разделе офтальмология также необходим определенный уровень подготовки ВОП.

По моему мнению практикующего врача-офтальмолога информационное поле и объем умений ВОП в офтальмологии должен быть следующим - Воспалительные заболевания переднего отрезка глаза (век, слезных органов, конъюнктивы, роговицы) — ранняя диагностика, лечение; глаукома — методы активного выявления, лечение; катаракта — диагностика, наблюдение и определение времени для оперативного удаления; миопия слабой и средней степени, гиперме-тропия, пресбиопия— коррекция зрения, подбор очков; ранние симптомы опухолей глаза и орбиты; неотложные состояния в офтальмологии.

Объем информации, получаемой студентом, должен быть адаптирован к его последующей работе и определяться следующим: максимум внимания часто встречающимся глазным болезням, минимум — клиническим раритетам. В качестве ведущего педагогического приема используется алгоритм мышления ВОП: критерии постановки раннего диагноза; программа обследования, адекватная ведущему клиническому синдрому; формулировка структурированного клинического диагноза; показания к госпитализации; лечение (купирование неотложных состояний, лечение на пике обострения, в период ремиссии); экспертиза временной и постоянной нетрудоспособности; диспансеризация; особенности развития и лечения глазных заболеваний у пожилых пациентов, беременных, родильниц и детей.

В таблице представлен эталон конечного результата первичной специализации ВОП по офтальмологии. При третьем уровне усвоения (знание—умение) обучаемый должен четко ориентироваться в своих возможностях и их пределах в ведении пациентов с различными болезнями, уметь купировать неотложные состояния, владеть указанным в табл. перечнем практических навыков. Важно, чтобы ВОП четко знал, при каких нозологических формах он начинает и заканчивает лечение самостоятельно, в каких случаях пользуется консультацией специалиста, в каких — своевременно направляет больного к специалисту, принимает участие в реабилитационных мероприятиях.

Представленные объемы участия ВОП в оказании больному видов помощи, традиционно считавшихся ранее специализированными, адекватны реальной ситуации в здравоохранении. Эти объемы будут меняться по мере трансформации ВОП Казахстана. Одновременно изменится и вся структура специализированной помощи, которая целиком замкнется на госпитальном этапе и крупных клинических центрах.

49| Цаз¥МУ ХАБАРШЫСЫ

Степень участия в диагностике и лечении глазных болезней ВОП Купирование неотложных состояний на догоспитальном этапе Практические навыки

Диагностирует и лечит самостоятельно до выздоровления или ремиссии диагностирует и лечит при консультации специалиста устанавливает предварительный диагноз, направляет больного к специалисту, проводит реабилитацию в соответствии с рекомендациями специалиста

Конъюнктивит; блефарит, ячмень в стадии инфильтрации; нарушения рефракции: миопия, ги-перметропия, пресбиопия, кроме форм высокой степени и астиг-магизма Дакриоаденит; дакриоцистит; катаракта Кератит;открытоугольная глаукома, начальная стадия (при компенсации внутриглазного давления); опухоли глаза; травма глазного яблока; инородное тело переднего отрезка глаза Острый приступ глаукомы; инородное тело переднего отрезка глаза, химические ожоги глаз легкой степени Определение остроты зрения с коррекцей простыми стеклами, подбор очков, измерение внутриглазного давления, осмотр щелевой лампой переднего отрезка глаза, офтальмоскопия прямая и обратная

Литература:

1. Аканов А.А., Мустафаев С.У., Тулебаев К.А. и др. Подходы к разработке модели общей практики в Казахстане. Алматы, 1997, 84с.

2. Аканов А.А., Германюк Т.А., Токмурзиева Г.Ж. и др. Врач общей практики. Алматы, 1996.-137с.

3. Приказ Комитета здравоохранения Министерства здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан «О развитии общей врачебной практики/семейной медицины в Казахстане" от 24.09.1998 г., № 500.

4. Приказ Комитета здравоохранения Министерства здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан «О реструктуризации учреждений ПМСП» от 24.09.1998 г., № 501.

Жан ^ялык тэжирбедеп офтальмология

Хальбаева Е.Л.

Медицина институтын бтретш жалпы дэрперлер мен студентердщ офтальмологияда окытылу жэне де дайындау мeлшерi аныкталды .Ол квздiн алдынгы кеандюшщ кабыну аурулары (кабак,квз жасы мYшелерi, коньюктивасы касан кабыгы)-ерте аныктау,емдеу, глаукома-аньщтау тэсiлдерi, катаракта- зерттеу,бакылау жэне операция жасау уакытысын аныктау, миопия-элсiз жэне орташа дэрежесi, гиперметропия, пресбиопия-квру жггшпн тYзету,кeзiлдiрiк тандау, квз iсiгi мен квз шарасынын алгашкы белгiлерi, офталмольмологиядагы жедел жагдайлары.

Оку сонында студенттер келеа зерттеулердi бiлу керек: карапайым шынылармен квру жiтiлiгiн аныктап реттеу^квз эйнегiн тагайындауы, квз iшiлiк кысымын eлшеуi квз алдыщы кесiндiсiн санлаулы жарыкпен тексеру, тiкелей жэне карамакайшы офтальмоскопия.

Ophthalmology in the general practice of doctor

Khalbayeva E.L.

The information field and volume of abilities the therapists of General Practice in ophthalmology - Inflammatory diseases of a anterior part of an eye (eyelids, lacrimal apparatus, conjunctiva, cornea) — early diagnostics, treatment is defined; a glaucoma — methods of active revealing, treatment; a cataract — diagnostics, supervision and definition of time for operative removal; mild and moderate degree myopia , hyperopia, presbyopia - diagnostics, eyeglasses correction ; early symptoms of tumours of an eyeball and an orbit; eyeball and orbit traumas and other urgent conditions in ophthalmology.

In the end of training process therapists of General Practice must to own following skills: Definition of visual acuity with correction about glasses, eyeglasses correction, measurement of intraocular pressure, survey by a slit lamp anterior part of eye , ophthalmoscopia direct and return.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.