2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)
УДК 76:027.7 (571.16)
М.А. Петрова
ОФОРТЫ И.И. ШИШКИНА В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*
Статья посвящена коллекции «Офорты профессора И.И. Шишкина», которая хранится в фонде Научной библиотеки Томского государственного университета. Автор приводит предысторию создания данной коллекции и краткую характеристику техники офорта. Анализируются особенности альбома и история его появления в библиотеке. Коллекция рассматривается как часть наследия великого русского художника, которая характеризует его как талантливого офортиста.
Ключевые слова: И.И. Шишкин, офорты в Научной библиотеке Томского государственного университета, офорты И.И. Шишкина.
Иван Иванович Шишкин является одним из самых крупных русских пейзажистов второй половины XIX в. Чтобы понять его картины, ощутить своеобразие его незаурядной личности, необходимо познакомиться с его творческими позициями, взглядами, процессом духовного становления, развитием таланта пейзажиста.
Человек исключительного трудолюбия, Шишкин занимался живописью с настоящим упоением, с радостью и порой даже с ожесточением. «Художник и ученый совершенствуется до конца своих дней», - написал он на одном из рисунков, сделанном в Московском училище живописи, ваяния и зодчества [1. С. 598-600].
Шишкин сумел в своем творчестве наиболее полно выразить народные представления о русской природе, русском лесе. Именно поэтому он считается одним из крупнейших представителей русской реалистической пейзажной живописи второй половины XIX в. «Шишкинский лес» стал таким же типичным понятием, как «тургеневская девушка» или «левитановская осень».
Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи, которая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики и литературы и восставала против искусства, чуждого современности, против казенно-бюрократических порядков. Для Шишкина долгом художника было войти в жизнь русского общества, заинтересоваться его судьбой, проникнуться «идеями века» [2. С. 8-9].
Основанный на углубленном аналитическом исследовании природы, творческий метод Шишкина был созвучен эпохе просветительства со свойственным ей интересом к точным наукам, и в частности к естествознанию. Утверждение этого нового реалистического метода, который развенчивал освященные академическим авторитетом установки псевдоромантического пейзажа, явилось важнейшей заслугой художника.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект №11-11-70001а/Т.
Ясное понимание задач, стоявших перед русским реалистическим искусством, ярко выраженный демократизм взглядов, неприятие академической системы естественно привели художника в ряды передвижников. Здесь, в Товариществе передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого в 1870 г. стал Шишкин, он нашел истинных друзей-единомышленников, а его произведения - отзывчивого зрителя. С основания Товарищества передвижных художественных выставок Шишкин до конца своей жизни оставался в числе его членов [3].
Наряду с живописным наследием Шишкина большим и значительным вкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являются также рисунки и многочисленные офорты, исполненные художником.
Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Затем пластину в несколько приемов травят: медную - раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой, получая углубленные печатающие элементы. После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, выкрывают лаком участки следующей градации тона и т.д. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и притом более простыми средствами, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют.
Офортом называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по данной выше технологии. Офорт - тиражная техника, где каждый оттиск пронумерован и является самостоятельным произведением. Как правило, это в среднем от 5 до 20 оттисков [4. С. 25-26].
Много и серьезно работая в области гравирования, Шишкин добился больших успехов и занял почетное место в истории русского офорта XIX в. Склонность к занятиям гравированием обнаружилась у Шишкина еще в бытность его воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Существует единственный отпечаток офорта «Горная дорога», подписанный «И.Ш.» (1853). Он воспроизводит, вероятно, какой-то чужой оригинал, но в манере исполнения уже чувствуется знакомство с правилами гравирования.
Посвящая летнее время работе над этюдами, Шишкин в зимнее время продолжал усиленно заниматься офортом, часто воспроизводя мотивы своих летних этюдов. Можно сказать, что опыт Шишкина в работе над живописными этюдами бесконечно обогатил и его офорты. Так, к 1886 г. художник выпустил уже три альбома офортов, последний из которых заключал в себе 25 листов. Некоторые листы художник печатал сам.
В 1894 г. петербургский издатель А.Ф. Маркс начал работать над последним альбомом офортов Шишкина, который вышел в свет в 1895 г. Шишкин передал в распоряжение издателя офортные доски, частью переработанные и исправленные им для данного издания. В результате этого был составлен
М.А. Петрова
альбом, включавший лучшие офортные листы художника и вышедший под названием «60 офортов профессора И.И. Шишкина».
Именно данное издание и было найдено в отделе книжных памятников и рукописей Научной библиотеки Томского государственного университета. Данное издание содержит в себе 54 офорта и 1 офорт-фронтиспис с заглавием и фамилией автора. На титульном листе было обозначено: «Счет Макушина. 9 января 1916 года. 25 рублей. Продано Профессору Михайловскому (философия права)» [5].
Действительно, преодолевая огромные трудности и совершенствуя свое мастерство, Шишкин как офортист представлял собой выдающееся явление. Его офорты составляют как бы энциклопедию русского пейзажа и не в меньшей степени, чем живописные работы, показывают широту и многогранность его таланта. Многие листы даны в различных «состояниях». Это показывает, что Шишкин в каждом выбранном им сюжете добивался не только удачного разрешения своего оттиска, но прежде всего внутренней завершенности создаваемого им образа. В этом отношении ярким примером служит его офорт «В Крыму», изображающий горный пейзаж. Он имеет ряд последовательно выполненных досок одного и того же мотива, в которых художник искал пути к созданию обобщенного возвышенного образа. Среди выполненных Шишкиным офортов имеется и автопортрет художника (1886).
В собрании помимо самих офортов, титульного листа присутствует также полный перечень офортов и предисловие, написанное издателем А.Ф. Марксом. Он отмечает особенности данного издания, рассказывает биографию художника и охарактеризовывает офорты и то, как Шишкин создавал их. «Он не только печатал листы, но и варьировал их до бесконечности, - пишет А.Ф. Маркс о подлинно творческом участии самого художника в издании альбома. - Шишкин рисовал на доске краской, клал новые тени... делал другие пятна, звезды, лунные блики. Весь в краске, возбужденный работой, сильный, уверенный, он являлся действительно большим мастером и повторял собой столь дорогой тип великих мастеров былого времени».
А.Ф. Маркс рассказывает и о художественной стороне альбома, отмечая, что почти все офорты проникнуты поэзией; что в каждом из них присутствует огромное «мастерство дела и рисунка».
Оставленные художником листы его офортов, вместе с досками, над которыми он так упорно работал, должны стать предметом серьезного и глубокого изучения. Для молодого поколения художников офорты Шишкина могут явиться настоящей школой, не только знакомящей с техническими приемами гравирования, но и вооружающей очень цельным методом, в основе которого лежала работа на натуре.
Офортные работы И. И. Шишкина отличаются тонким знанием природы, прекрасным и верным рисунком и совершенной техникой. Кроме обычного приема иглой, художник применял мягкий лак, акватинту, сухую иглу. Материалами для граверных произведений служили его многочисленные натурные рисунки. Своими автографическими офортными произведениями И.И. Шишкин намного расширил круг своих зрителей, привлекая их внимание к родной русской природе.
Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры, имеющим мировую ценность. Высоко оцененный еще при жизни представителями передовой художественной общественности, Шишкин в наше время стал предметом подлинной гордости России. В свете современных художественных интересов оставшийся огромный живописный материал Шишкина представляет собой богатое наследие, отразившее передовые художественные идеи XIX в.
Офорты Шишкина, хранящиеся в Научной библиотеке Томского государственного университета, позволяют изучить бытование изданных знаменитым русским художником произведений. Также они обращают внимание на роль российских меценатов и издателей, таких как П.И. Макушин и А.Ф. Маркс, в судьбе российской живописи, в частности офортного искусства. Все это представляет собой огромный материал для изучения истории искусства, и составляющую часть культурного и духовного наследия страны.
Литература
1. История русской живописи. М. : Эксмо, 2010. 604 с.
2. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / сост. и вступ. ст. И.Н. Шувалова. Л. : Искусство, 1978. 463 с.
3. Мальцева Ф. Мастера русского пейзажа. Иван Шишкин [Электронный ресурс] / Товарищество передвижных художественных выставок. Электрон. дан. М. : Товарищество худож-ников-передвижников, 2011. иЯЬ: http://tphv.ru/shishkin_malceva.php (дата обращения:
22.12.2011)
4. ЗвонцовВ.М., Шистко В.И. Офорт : техника, история. СПб., 2004. 269 с.
5. От издателя (предисловие А.Ф. Маркса) // 60 офортов профессора И.И. Шишкина. СПб.: Артистическое заведение А.Ф. Маркса, 1894.