Научная статья на тему 'Официальная идеология Российской империи XIX века «Православие – самодержавие – народность» (социально-философский анализ)'

Официальная идеология Российской империи XIX века «Православие – самодержавие – народность» (социально-философский анализ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8387
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология / официальная идеология / государственная идеология / православие / самодержавие / народность.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Официальная идеология Российской империи XIX века «Православие – самодержавие – народность» (социально-философский анализ)»

Ососков Г.В.

к.филос.н., доцент Военной академии РВСН

[email protected]

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА «ПРАВОСЛАВИЕ -САМОДЕРЖАВИЕ - НАРОДНОСТЬ» (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Ключевые слова: идеология, официальная идеология, государственная идеология, православие, самодержавие, народность.

В начале XIX века официальная идеология «Святая Русь» получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов. Песня «За Царя, за Русь Святую!» была гимном московского ополчения 1812 года. За Веру, Царя и Отечество (За Бога, Царя и Отечество) - русский девиз, оформился в XIX веке. Считается, что распространением и популярности его послужило введение в регулярные войска должности полкового священника1. В 1812 году девиз «За веру и царя» был введён на знак Государственного ополчения Императора Александра I - Ополченский крест2. Девиз геральдически был отражён в принятом в 1882 году Большом Государственном Гербе Российской империи.

В начавшееся с подавления мятежа «декабристов» царствование Николая I, император проявляет заботу о сохранении своей легитимности в глазах простонародья, с этой целью используя всё ещё авторитетную в глазах народа Церковь. Именно в «николаевскую» эпоху властью, наконец, осознаётся потребность в наличии единой государственной идеологии, обосновывающей существующий порядок вещей. Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Считается, что её официально сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года как «Самодержавие. Православие. Народность». Однако, это не совсем так. Попытаемся разобраться в этой проблеме. Для этого необходимо ответить на вопрос, кто такой Уваров С.С. и что конкретно он сформулировал.

Сергей Семёнович Уваров (1786-1855) - граф, русский государственный деятель, товарищ министра народного просвещения (1832-1833), министр народного просвещения (1833-1849), действительный тайный советник. Почётный член (1811) и президент (1818-1855) Императорской Академии наук, действительный член Императорской Российской академии (1831). Именным Высочайшим указом от 1 марта 1846 года Уваров с потомством возведён в графское достоинство Российской империи. Наиболее известен как разработчик идеологии официальной народности3.

Уже в двадцать четыре года, будучи статским генералом, он возглавил Петербургский учебный округ. Он преобразовал Главный педагогический институт в Санкт-Петербургский университет, реформировал учебные планы гимназий и уездных училищ - что было распространено на все учебные округа империи, - организовал при университете особый институт для подготовки учителей для учебных заведений низшей ступени. Смелые опыты были прерваны конфликтом с новым главой ведомства народного просвещения князем А. Н. Голицыным. Реакционные тенденции в действиях министра и его приближенных вынудили Уварова уйти в отставку, но не со службы, а только с поста попечителя столичного учебного округа. Он перешел в министерство финансов, возглавив департамент мануфактур и внутренней торговли, через некоторое время стал сенатором.

С воцарением Николая I он вновь участвует в делах, связанных с народным образованием, укрепляет свой авторитет. В 1833 году он, наконец, становится во главе Министерства народного просвещения. За шестнадцать лет своей министерской деятельности Уваров завершил формирование учебных программ на основе классического образования, создал централизованную систему управления учебными округами с ограничениями университетской автономии, ввел обязательные заграничные стажировки для молодых кадров преподавателей высших учебных заведений. Сословный характер образования, в соответствии с волей императора Николая I, усилился. Частные учебные заведения фактически утратили свое значение. Академия Наук осуществила масштабную исследовательскую программу в области русской истории и языкознания .

В начале 1832 г. С.С. Уваров был назначен товарищем министра народного просвещения. От этого времени сохранилось его письмо императору Николаю I, которое датируется мартом 1832 г. Здесь впервые (из известных источников) С.С. Уваров формулирует первый вариант известной впоследствии триады: «...чтобы российское образование формировало достойных выпускников, необходимо реализовывать доставшиеся нам от предков три взаимосвязанных великих государственных начала, а именно:

1 Гайда Ф. За веру, царя и отечество»: к истории знаменитого воинского девиза. - http://www.pravoslavie.ru/61882.html

2

Шамбаров В. Е. «За Веру, Царя и Отечество». - М., 2011. - С 17-18.

3 Замостьянов А. Граф С.С. Уваров - министр народного просвещения. - М., 2011. - С. 22-23.

4 Пайпс Р. Сергей Семенович Уваров: жизнеописание. - М., 2013.

1. Национальная религия.

2. Государство.

3. Народный дух»»1.

Как видим, речь идёт об «оставшихся» от наших предков «великих государственных началах», где «православие» пока ещё не называется собственным именем. Возможно, речь шла о поликонфессиональности России. На втором месте - государство, на третьем - народный дух, но все три начала находятся в единстве.

Теория офицвальвов народности

Рисунок 1.

Триединое основание образовательной политики графа Уварова С.С.

Однако, уже в отчете о ревизии Московского университета, представленном Императору 4 декабря 1832 г., С.С. Уваров пишет о том, что «в нашем веке» необходимо «образование правильное, основательное», которое следует

соединить «с глубоким убеждением и теплою верою в истинно русские охранительные начала православия, самодер-

2

жавия и народности» .

20 марта 1833 г. С.С. Уваров вступил в управление министерством, а на следующий день в циркулярном предложении нового министра, предназначавшимся для попечителей учебных округов, говорилось следующее: «Общая наша обязанность, состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». Заметим, что в тексте говорится лишь о «народном образовании». В докладе С.С. Уварова «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения», представленном Царю 19 ноября 1834 г., прослеживается такая же логика3. В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

Самодержавие. Уваров искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Для людей это все является единым, гарантирующим счастье, силу и славу.

Православие. Народ в России является религиозным и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религией можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.

Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

Более подробно о народности, «личности народа», «русском начале», «русском духе» С.С. Уваров говорит в Докладе Императору о славянстве от 5 мая 1847 г. и в секретном «Циркулярном предложении Попечителю Московского учебного округа» от 27 мая 1847 г. Теперь главные начала он называет ещё и «национальными». А в заключении делает вывод о том, что цель всей деятельности Министерства в «приноровлении...всемирного просвещения к нашему народному быту, к нашему народному духу».

Заметим, что здесь он: во-первых, назвал составные части триады теми именами, под которыми они вошли в историю в виде «формулы С.С. Уварова», а во-вторых, поменял местами самодержавие и православие.

Мы назвали источники, где упомянуты различные варианты так называемой уваровской триады и пояснения к ним. Все они имели не общегосударственный характер (по полномочиям), а ведомственный. Так, С.С. Уваров в докладе императору Николаю I отмечал, что «эти три взаимосвязанных принципа необходимы для внедрения в систему общественного образования, чтобы народное воспитание соответствовало нашему историческому и традиционному порядку вещей».

1 Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова императору Николаю I // Уваров С.С. Избранные труды. - М., 2010. - С. 53-54.

2 Там же, с. 57.

3 Вортман Р. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века // РОССИЯ / RUSSIA. 2010. -Вып. 3 (11). - С. 78-79.

По мировоззрению Уваров был консерватором-романтиком. Приняв ответственность за воспитание будущего поколения, он хотел, чтобы Россия избежала революционных потрясений, характерных для Европы. По интеллектуальной культуре он был глубоко западным человеком, сам это отлично понимал и тем сильнее желал, чтобы будущее поколение, оставаясь на европейском уровне образованности, «лучше знало Русское и по-Русски». Лозунгом министерской деятельности он сделал ставшую знаменитой формулу «Православие, Самодержавие, Народность», перефразировав, по сути, старинный военный девиз «За Веру, Царя и Отечество!»1.

Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». Такая концепция позволяла оградить широкие слои населения от получения университетского образования, которое по замыслу Уварова было зарезервировано только для представителей дворянского сословия. В период своего министерства Уваров стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при нем было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования учёных за границу.

Позднее С.С. Уваров сам расширил предназначение предложенной им триады до «таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить:

1. Самодержавие - исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления;

2. Православная вера - хранитель нравственности и основа традиций народа.

3. Народность - единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений»2.

Данная идеология была принята в качестве государственной и вплоть до начала следующего столетия продолжала успешно существовать в российском обществе. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность». Этот лозунг появился как антитезис девизу Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». Материалы, относящиеся к данной теории, публиковала газета «Северная пчела». Триада Уварова являлась идеологическим обоснованием политики Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России.

Рисунок 2.

Основные постулаты теории официальной народности

Выводы

1. Официальная идеология Российской империи XIX века начала формироваться во время Отечественной войны 1812 года.

2. Окончательно она оформилась в период правления Николая I.

1 Парсамов В.С., Удалов С.В. Сергей Семёнович Уваров. - М., 2010. - С 37-38.

2 Миллер А. Триада графа Уварова. - http://polit.ru/article/2007/04/11/uvarov/

3. Автором её является С.С.Уваров - товарищ министра, а затем министр народного просвещения (1832 -1849).

4. Основу официальной идеологии составляет единая триада - «православие, самодержавие, народность».

5. Первоначально она относилась исключительно к сфере народного просвещения, образования и воспитания.

6. Позднее была перенесена на всё общество в целом и стала на десятилетия официальной государственной идеологией.

6. Содержание этой триады менялось на всём протяжении XIX в.

7. Триада С.С. Уварова послужила развитию славянофильства и почвенничества.

8. Как и всякая официальная идеология, триада С.С. Уварова является единством позитивного и негативного, имеет достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.