Научная статья на тему 'Офицеры в органах управления и самоуправления провинциальной России (конец XVIII В. ): историко-политологический аспект'

Офицеры в органах управления и самоуправления провинциальной России (конец XVIII В. ): историко-политологический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Канищев Вл В.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Канищев Вл В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICERS IN ORGANS OF MANAGEMENT AND PROVINCIAL GOVERNMENT OF RUSSIA (END OF XVIII ): HISTORICAL AND POLITICAL ASPECT

The article is devoted to current issues of political science.

Текст научной работы на тему «Офицеры в органах управления и самоуправления провинциальной России (конец XVIII В. ): историко-политологический аспект»

Вл. В. Канищев

ОФИЦЕРЫ В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ (КОНЕЦ XVIII В.): ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ*

Одним из важных вопросов, находящихся на стыке политической и исторической наук является вопрос о роли и месте военных в управлении государственными и общественными делами. Российский исторический опыт, как и опыт многих стран мира, свидетельствует о существенной роли офицерства в управленческом процессе.

Особое значение для понимания истории государственного управления России имеет период конца XVIII в., когда после реформ Екатерины II дворяне получили возможность оставлять обязательную военную службу. Многие из них находили свое место в органах государственного управления и дворянского корпоративного самоуправления.

В исторической и политологической литературе этот вопрос изучался в самом общем виде и обычно касался высших государственных деятелей, которые начинали свою карьеру в качестве офицеров. Роль и место офицерства в провинциальном аппарате управления и органах самоуправления в конкретном плане практически не изучены.

В данном исследовании предполагается на основе опубликованных списков служащих центральных и региональных органов управления последней четверти XVIII в.2 (выборка по Тамбовской губернии) провести анализ ведомств, мест, должностей, чинов и других характеристик офицеров, которые

1 Публикация подготовлена по результатам научно-исследовательской работы «Развитие социально культурных и политических сетевых связей в русском городе второй половины XIX - начала XX вв.» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (Госконтракт № П562 от 17 мая 2010 г.).

2 Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве. СПб., 1776-1796.

в этот период служили во вновь создаваемых губернских учреждениях.

В первую очередь мы решили выявить долю отставных офицеров во всех учреждениях городов Тамбовской губернии.

Таблица 1

Доля учреждений со служащими-офицерами в составе всех учреждений Тамбовской губернии. 1776-1796 гг.

Годы Всего учреждений Учреждения с офицерами

1776 2 2

1777 14 14

1778 9 9

1779 18 17

1783 87 74

1784 85 73

1785 76 63

1786 81 55

1788 80 61

1789 78 61

1790 79 62

1791 76 63

1793 79 59

1794 80 54

1796 80 50

Как видно из таблицы 1, в 1770-е гг. военные были представлены почти во всех учреждениях Тамбовского наместничества. В 1780-1790-е гг. в условиях формирования губернского аппарата управления количество учреждений в городах региона значительно увеличилось. Но при этом доля офицеров в них оставалась высокой, во всех случаях намного больше половины учреждений. Другими словами, отставные офицеры играли заметную роль в политико-административном управлении регионом.

Особенно это видно при анализе данных о конкретных ведомствах, в которых служили представители офицерства.

Таблица 2 показывает, что подавляющее большинство офицеров (более 4/5) служило в учреждениях военно-администра-

тивного характера (в губернском, уездных и городских правлениях, магистратах, крепостных управлениях, комендатурах, различных судебных органах). Около 6 % были служащими хозяйственных учреждений (казенных палат и их структурных подразделений, казначейств, различных экспедиций экономического характера). Чуть больше (8 %) являлись служащими дворянских корпоративных учреждений (дворянских собраний и опек). Менее 1 % недавних офицеров находилось на службе в социально-культурных организациях, которые в данном случае представлены приказами общественного призрения, сочетавшими функции социальной защиты и здравоохранения.

Таблица 2

Ведомства службы офицеров в Тамбовской губернии конца XVIII в.

Ведомства Кол-во упоминаний % офицеров

Военно-административные 630 85,1

Хозяйственные 45 6,1

Общественные 59 7,97

Социально-культурные 6 0,81

Примечание. Количество упоминаний максимально, т. к. включает несколько упоминаний одного служащего, менявшего должности в течение изучаемого времени.

Ведомственная принадлежность недавних офицеров, поступивших на гражданскую службу, говорит об их узловых местах в сетевых связях тогдашнего чиновничества, сосредоточенного в административно-полицейских правлениях разного уровня и судах.

Данные о городах, в которых несли государственную и общественную службу выходцы из офицерской среды, показывают их роль в формировании общегубернских управленческих сетевых связей.

Совершенно очевидно, что большинство офицеров-служащих, как и служащих вообще, несли службу в губернском (чуть ранее наместническом) центре. Практически во всех уездных городах региона число служащих из офицеров исчислялось не-

сколькими десятками - от 26 до 50 человек. Исключение составлял Шацк, который незадолго до изучаемого времени был центром большого уезда. Единичные служащие из офицерской среды числились в малых городах-крепостях (Демшинск, Добрый, Романов), которые вскоре утратили городской статус.

Таблица 3

Места службы офицеров в Тамбовской губернии конца XVIII в.

Города Кол-во упоминаний*

Борисоглебск 51

Демшинск 1

Добрый 1

Елатьма 40

Кадом 26

Кирсанов 46

Козлов 40

Лебедянь 49

Липецк 37

Моршанск 50

Романов 3

Спасск 38

Тамбов 184

Темников 38

Усмань 38

Шацк 62

Примечание. Количество упоминаний максимально, так как включает несколько упоминаний одного служащего, менявшего должности в течение изучаемого времени.

Таблица 4

Должности офицеров в Тамбовской губернии конца XVIII в.

Должности Кол-во упоминаний % офицеров

Высшие 227 30,6

Средние 511 69,0

Низшие 3 0,4

Примечание. Количество упоминаний максимально, так как включает несколько упоминаний одного служащего, менявшего должности в течение изучаемого времени.

Более 2/3 отставных офицеров занимало средние должности в административном и общественном аппарате Тамбовской губернии конца XVIII в. Наиболее часто упоминаемыми были должности рядовых судей, стряпчих, казначеев, советников, землемеров и др. Вместе с тем, очень значительной (почти 1/3) была доля представителей офицерства, занимавших высшие должности в провинциальных органах государственного управления и общественного самоуправления (генерал-губернаторы, губернаторы, наместники, воеводы, городничие, председатели судов, земские исправники, предводители дворянства и т. д.). Характерно, что среди бывших офицеров почти не оказалось низших служащих. Только в трех из семисот с лишним упоминаний указаны должности секретарей в нескольких организациях. Понятно, что недавние офицеры высоко ценились как государственные служащие и назначались в массе своей, говоря современным языком, на ответственные должности.

Таблица 5

Чины офицеров Тамбовской губернии конца XVIII в.

Чины Кол-во упоминаний % офицеров

Адъютант 1 0,1

Бригадиры 2 0,3

Генералы 11 1,5

Капитаны 106 14,4

Капитаны-флота 3 0,4

Корнеты 4 0,5

Лейтенанты- флота 1 0,1

Лейтенанты 4 0,5

Майоры 236 32,0

Мичман 1 0,1

Подполковники 7 0,9

Подпоручики 89 12,1

Полковники 16 2,2

Поручики 155 21,0

Прапорщики 87 11,8

Ротмистры 13 1,8

Штык-юнкер 1 0,1

Среди служащих Тамбовских учреждений конца XVIII в., как видно из таблицы 5, оказалось сравнительно немало офицеров, носивших высокие звания генералов и бригадиров - почти 2 % от общего числа чиновных офицеров. Большую часть служащих, вышедших из офицерской среды, составили старшие (обер) и средние чины (полковники, подполковники, майоры, ротмистры, капитаны) - чуть выше 50 %. Несколько меньшее число относилось к младшим офицерам (поручики, подпоручики, лейтенанты, прапорщики, корнеты, мичман, адъютант и штык-юнкер) - около 48 %.

Конечно, только статистические данные не дают полного представления о, так сказать, личностных качествах конкретных офицеров, оказавшихся волею судьбы в составе провинциальных органов управления и самоуправления, их способностях и пригодности к работе в гражданских органах управления.

Известные исторические факты конца XVIII в. говорят о том, что среди них были различные люди, сочетавшие гражданские и военные подходы в административной и общественной деятель-ности1.

Личные навыки, приобретенные в процессе офицерской службы, порой требовались теперь уже гражданским чиновникам в самом прямом смысле. Так, военно-топографические знания и умения пригодились поручику Арапову, подпоручику Нестерову, прапорщику Чиркову в качестве уездных землемеров, которые в 1780-е гг. проделали напряженную работу по составлению карт уездов и городов губернии. Вместе с ними в трудных полевых условиях временами пришлось работать и губернскому землемеру, бывшему подполковнику Я. Г. Нестерову. Более того, выполняя важное государственное задание, бывшие офицеры опирались на поддержку воинской команды, которая сдерживала протест местного населения против измерения частновладельческих и общинных земель.

Ярким примером бывшего военного, ставшего сугубо гражданским администратором, может служить тамбовский намест-

1 См.: Мещеряков Ю. В. Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности. Тамбов, 2006.

ник периода 1786-1788 гг. Г. Р. Державин, который в своей деятельности выступал с позиций «просвещенного абсолютизма», строго следуя букве государственных законов, а не волевого произвола. Более того, он стал редким для чиновников его уровня просветителем в прямом смысле этого слова, создав в Тамбове целый ряд образовательных и культурных учреждений.

Но этот пример был крайне редким. Не случайно Державин не смог надолго удержаться в Тамбовской чиновной и дворянской среде. Среди причастных к его удалению из губернии оказалось немало чиновников, начинавших свою карьеру в качестве военных (рязанский и тамбовский генерал-губернатор И. В. Гу-дович, тамбовский вице-губернатор М. И. Ушаков и др.). В отношениях Державина и Гудовича сказалось то, что в российском законодательстве второй половины XVIII в. не были четко прописаны функции наместника и генерал-губернатора. Возникший между ними конфликт был решен по-военному - в пользу Гудо-вича как старшего по званию.

В качестве примера противоположного характера приведем соратника Державина, коменданта города Тамбова, полковника М. Д. Булдакова, израненного на многих войнах, сурового вояки, который своими методами управления буквально наводил ужас на жителей Тамбова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логично предположить, что большинство чиновников из офицеров сочетали качества этих двух функционеров в той или иной мере. Но в целом вопрос о влиянии личных качеств выходцев из офицерской среды на стиль и методы административного управления требует дальнейшего изучения.

Надеемся, что данная статья станет основой кросс-темпорального исследования служебного и личностного облика российских офицеров, ставших служащими провинциальных государственных и общественных органов управления и самоуправления, деятелями политических партий и организаций в периоды конца XIX в., середины XX в., конца XX - начала XXI в., их места в административных и политических сетевых связей.

К. С. Кудухов

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРКЕСТАНСКОГО БЮРО КОМИНТЕРНА В НАЧАЛЕ 1921 г.

Деятельность Коминтерна (КИ) в странах Востока является перспективным направлением в исследовании новейшей истории отношений Советской России - СССР с целым рядом азиатских стран. Попытки большевистского руководства использовать эту международную коммунистическую организацию для экспорта революции в Центральную Азию предполагали создание в Туркестане «революционной базы», с помощью которой можно было бы реализовать эти широкомасштабные планы. Однако по некоторым причинам отечественные и зарубежные исследователи концентрировали свое внимание на анализе деятельности центрального аппарата КИ, игнорируя изучение его региональных структур. В связи с этим история деятельности Ближневосточного представительства КИ (более известного как Туркестанское бюро (Туркбюро) Коминтерна) все еще остается слабоизученной.

5 июня 1920 г. Малое бюро Исполкома Коминтерна приняло решение о создании Туркбюро1. А 8 августа ИККИ направил в Ташкент в качестве представителей Г. Сафарова, Я. Сокольникова и индийского революционера М. Роя, который первым из них прибыл к месту назначения в конце сентября 1920 г. Рой активно начал создавать «революционную базу» в Ташкенте, включая Центральное бюро Ближневосточного представительства. Однако лишь 19 ноября 1920 г. Рой телеграфировал в Москву о начале работы самого Туркбюро КИ, когда вся руководящая «тройка» собралась в Ташкенте2. Позже руководителем

1 Адибеков Г. М., Шахназарова Э. Н., Шириня К. К. Организационная структура Коминтерна 1919-1943. М., 1997. С. 26.

2 Срочная телеграмма М. Н. Роя Исполкому Коминтерна из Ташкента от 19.11.1920 г. // Персидский фронт мировой революции. Документы о советском вторжении в Гилян (1920-1921). М., 2009. С. 349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.