Научная статья на тему 'Оффшорный бизнес в России: черная дыра экономики или инструмент развития'

Оффшорный бизнес в России: черная дыра экономики или инструмент развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оффшорный бизнес в России: черная дыра экономики или инструмент развития»

Е.Н.Самбурова*

Оффшорный бизнес в России: черная дыра экономики или инструмент развития

В настоящее время в зарубежной и российской печати широко дискутируется роль оффшорных зон в хозяйственной практике. Многие экономисты рассматривают оффшоры прежде всего как механизм, обеспечивающий возможности отмывания "грязных денег", инструмент ухода от налогов, "черные дыры экономики". Но оффшоры занимают особое место в процессах глобализации экономики. Эти процессы проявляются, в частности, в резко возросшей мобильности капитала. При росте потоков мирового капитала транспортная и информационная доступность, обеспечи-ваемая прогрессом в транспорте, компьютерных коммуникациях, различных видах связи, вызывает не столько его дисперсное размещение, сколько концентрацию и централизацию управления потоками капитала в определенных, обладающих необходимыми условиями центрах. Среди этих центров немаловажную роль играют оффшорные зоны, используемые для переброски денег в разные сегменты мирового финансового рынка. Поэтому неудивительно, что процессы глобализации финансовой сферы и развития оффшорного бизнеса шли параллельно, подстегивая друг друга.

Как отдельную категорию международных финансовых центров можно рассматривать оффшорные банковские центры, которые выполняют посреднические функции для заемщиков и депонентов. Создание оффшорных зон является реакцией субъектов мирового рынка на возможности, связанные с глобализацией мирового рынка, и в то же время — на определенные ограничения национального законодательства.

При нынешней резко возросшей степени мобильности капиталов и высокой интегрированности финансовых рынков особенно обострилась проблема аккумуляции и быстрого перемещения "горячих денег". Именно оффшоры играют роль главных узлов концентрации потоков "горячих денег". Благодаря оффшорным зонам владельцы капитала минимизируют налоговые издержки и, следовательно, могут вкладывать капитал в более рискованные и менее прибыльные проекты. Соответственно расширяется спектр возможностей выбора сфер применения капитала.

Термин "оффшор" (offshore — буквально "вне берега") появился в одной из газет США в конце 50-х годов применительно к финансовой организации, избежавшей правительственного (прежде всего налогового) контроля путем избирательного географического перемещения — смены страны своей регистрации. Оффшорные компании — это компании, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации. Тем самым оффшорная компания лишается права заключать сделки с местными физическими или юридическими лицами. На международные операции ограничения не распространяются. Компания, принимая на себя указанные обязательства, может претендовать на широкий спектр льгот налогового и неналогового характера.

Одной из предпосылок образования оффшорного рынка было принятие в Х1Х в. правительствами Великобритании и других стран законодательства об ограниченной ответственности, позволившее создавать компании, в которых максимально возможные потери владельцев были бы ограничены размерами их акционерного капитала. Ответственность ограничена действием принципа, согласно которому компания является независимым от своих владельцев юридическим лицом в отношениях с кредиторами, имеющими возможность рассматривать для погашения долга лишь активы компании, не затрагивая личное имущество вкладчиков данной компании.

Другой предпосылкой образования оффшорных рынков явилась отмена валютных ограничений и введение взаимной конвертируемости валют ведущих стран мира. В этих условиях банки США и других стран получили возможность обходить национальные нормы кредитно-денежного регулирования, ограничивающие их экспансию, вынося свои

*

Самбурова Елена Николаевна — кандидат географических наук, доцент географического ф-та МГУ им. М. В.Ломоносова.

операции в национальной валюте на рынок других стран. Мощным стимулом для развития таких операций явилось расширение деятельности ТНК, предъявляющих спрос на не связанные национальными ограничениями источники международного кредита. Наконец, этому немало способствовало увеличение налогового бремени в странах капитала, что побуждало наиболее состоятельных налогоплательщиков искать пути укрытия доходов и капиталов от налоговых органов.

Необходимо подчеркнуть, что оффшорный бизнес особенно характерен для малых стран, для которых концентрация финансово-посреднических услуг играет важную роль в экономическом развитии. Успехи таких государств, как Сингапур, Гонконг, Люксембург, Кипр, Панама и т.д., обусловлены деятельностью в них либерального законодательства, в том числе и в отношении оффшорных фирм, развитием экспорта финансово-банковских услуг.

Необходимость изучения оффшорных зон диктуется проблемами, которые возникают в России в связи с ее местом на мировом рынке, с одной стороны, как потребителя оффшорных услуг, с другой — как их потенциального производителя.

Законодательство России, прямо не препятствуя оффшорному бизнесу, содержит определенные его ограничения. Основными документами в этой сфере являются Закон о валютном регулировании, весь комплекс налогового законодательства, законодательство о юридических лицах, инструкции Государственной налоговой службы, документы Центрального банка и других органов. К нормативной базе следует также отнести законодательство об иностранных инвестициях и двусторонние соглашения об устранении двойного налогообложения и соглашения о взаимной защите инвестиций.

Россия имеет примерно 30 двусторонних соглашений об устранении двойного обложения. Новые соглашения заключены недавно с США, Италией, Ирландией, Маврикием. Этими соглашениями установлены льготные ставки налогов "у источника" (базовые ставки этого налога, которые применяются при отсутствии налоговых соглашений, определяются инструкцией Госналогслужбы). Налогообложение доходов зарубежных компаний, полученных в РФ, регулируется инструкцией Государственной налоговой службы России от 16 июня 1995 г. № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".

Бегство капиталов, существенная часть которых оседает в мировых оффшорных зонах, стало для России весьма распространенным явлением. По различным оценкам, совокупный объем вывезенных за границу российских капиталов, происхождение которых

не связано с классическим экспортом инвестиционных ресурсов, составил к настоящему времени свыше 170-180 млрд. долл. Хотя утечка валюты из России сократилась с 25 млрд. долл. в 1998 г. до

15 млрд. долл. в 1999 г., масштабы ее все же остаются немалыми ("Эксперт", 14 февраля 2000 г., с.11). Россия стала заметной частью мирового рынка оффшорных услуг. Однако это является не только результатом деятельности мировых оффшорных зон как таковых, но в большей степени отражает неэффективность валютного контроля в стране, не препятствующего вывозу капитала, и неблагоприятный предпринимательский климат в России.

К позитивным моментам российского участия в оффшорном бизнесе следует отнести: 1) возможность для российских деловых структур включиться в мировую хозяйственную и финансовую систему, а для банков — в мировое банковское сообщество; 2) возможность избежать двойного налогообложения; 3) понижение общих рисков, связанных с деловой активностью (прямые изъятия всех или части средств, необоснованные запрещения перевода средств за границу и т.д.); 4) упрощение процедуры открытия корреспондентских счетов в иностранных банках; 5) появление реального шанса привлечь заемные средства; 6) ознакомление с практикой западного оффшорного бизнеса — неотъемлемого элемента современного мирового менеджмента.

Например, в одной из самых дешевых финансовых "прачечных" мира Науру (следует отметить, что в Центральном банке считают оффшорами свыше 60 территорий) российские предприниматели активно регистрировали банки для "оптимизации" налоговых и прочих платежей. Благодаря экономии при платежах по внешнеэкономическим операциям, создание оффшорных банков в Науру было весьма привлекательным: создание и содержание банка там обходилось в 50 тыс. долл. в год.

Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что идеология реформ и особенности экономической политики в России сделали финансовую сферу важнейшим источником получения сверхприбылей. При этом она оказалась значительно менее контролируемой, чем на Западе. Нарушения валютного законодательства России и легальные возможности оффшорных зон — то сочетание, которое предопределило появление основных каналов нелегальной утечки валюты из страны. К ним относятся: невозврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных обстоятельств, ценовые манипуляции, перечисления на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты фиктивных услуг, занижение контрактной цены при экспорте и ее завышение при импорте и ряд других.

Перечисленные нарушения очевидны. Однако столь же очевидны и огромные пробелы в российском законодательстве, в

контроле за исполнением существующих законов и положений, предусматривающих жесткие санкции за нарушения. Некоторые шаги в восполнении этих пробелов сделаны в недавно принятых документах Центробанка. В одном из них — "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства" (от 12 февраля 1999 г.) — любые сделки с компаниями из оффшорных зон требуют документального подтверждения, что совершаемые операции не имеют целью вывоз капитала из страны. Другой документ — " О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах" (от 26 августа 1999 г.) — позволяет отечественным банкам устанавливать без дополнительного разрешения ЦБ корреспондентские отношения только с теми банками — нерезидентами, которые входят в список 1000 крупнейших банков мира, имеют максимальный международный рейтинг или обладают собственным капиталом не менее 100 млн. евро. Сейчас стоит задача вывести борьбу с незаконным вывозом капитала на федеральный уровень, и в феврале 2000 г. в Госдуму были внесены три законопроекта, значительно осложняющие вывоз капитала из страны (поправки к Закону о валютном регулировании и валютном контроле, к Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, к Гражданскому кодексу).

Борьба с оффшорами, объявленная российским правительством, заметно осложнила ситуацию на рынке регистраторских услуг. На новые обстоятельства российский рынок регистраторских услуг отреагировал их активной дифференциацией. Произошло разделение регистраторских фирм на два класса. Первые переходят к работе по принципу супермаркета, за небольшую плату предоставляя клиенту готовые компании и стараясь обеспечить рентабельность за счет оборота. Поскольку "полочные" компании приобретаются чаще всего для разовых операций, то ни о каком долгосрочном обслуживании клиентов вопрос не возникает. Другая часть регистраторских фирм ориентируется на предложение высокоинтеллектуальных оффшорных продуктов. Стандартный набор их услуг включает регистрацию компании под конкретного клиента. С учетом специфики его бизнеса выбирается оптимальная страна регистрации оффшора, открываются счета в ведущих банках мира и обеспечивается обслуживание зарегистрированных компаний — секретарские услуги, аудит, адвокаты в зоне регистрации и так далее. Здесь упор делается не на количество клиентов, а на разнообразие и качество услуг, обслуживание на долгосрочной основе схем, связанных с движением капитала в нескольких странах.

При такой модели поведения первым шагом является открытие оффшорной компании по лицензии Центробанка. Пример такого подхода к оффшорному бизнесу дает российская судоходная компания "Совкомфлот", которая вполне официально имеет около полусотни дочерних предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах.

Следующий этап — регистрация от имени компании нескольких дочерних фирм, зачастую в разных странах. Работа по таким схемам позволяет избежать многих ограничений, связанных с деятельностью оффшорных компаний. Например, поскольку оффшорная компания организуется по лицензии государственного органа, то у тех же швейцарских банков не возникает подозрений на счет происхождения капитала, и счета такой оффшорной фирме открываются без проблем. Вместе с тем решается вполне успешно и вопрос минимизации налоговых платежей. Оффшорная компания, как правило,

имеет нулевой баланс, а все денежные потоки проходят через ее "дочек", тоже вроде бы "законнорожденных", но абсолютно не поддающихся контролю налоговых органов.

Оборотная сторона медали заключается в том, что обслуживание финансовых потоков в такой схеме представляет собой достаточно сложную задачу прежде всего из-за необходимости учета налогового законодательства нескольких стран. Обеспечить такое обслуживание способны далеко не многие российские регистраторы.

Жесткая налоговая система и высокие предпринимательские риски сделали оффшорные компании непременным атрибутом финансовой политики российского бизнеса. Ведь оффшорные компании могут вести в России бизнес, используя все возможности, которые предоставляет российское налоговое законодательство иностранным юридическим лицам. К таковым возможностям относятся: 1) более льготный порядок исчисления и уплаты налога на прибыль; 2) льготный порядок исчисления налогооблагаемой базы доходов от аренды имущества; 3) льготы, вытекающие из двусторонних соглашений по устранению двойного налогообложения.

Наряду с регистрацией компаний в зарубежных оффшорных центрах и ведением ими коммерческой деятельности как иностранных компаний на территории России российские юридические лица с 1994 г. получили возможность осуществлять оффшорные операции непосредственно в стране. Возникновение оффшорных или квазиоффшорных зон в России явилось реализацией стремления многих российских регионов создать на своей территории свободную экономическую зону (СЭЗ). Основным признаком СЭЗ является предоставление определенных налоговых льгот регистрируемым в них юридическим лицам. На сегодняшний день в стране имеется несколько десятков территорий уровня субъектов РФ и местного самоуправления, в которых зарегистрированным компаниям предоставляются налоговые льготы. Но далеко не все из них имеют черты оффшорных образований.

При отсутствии федерального закона о СЭЗ они в основном учреждаются на основе правовых актов, принимаемых субъектами РФ. Как правило, льготные инициативы оффшорного вида исходят от субъектов РФ или местного самоуправления с небольшим населением, слабой экономикой и налоговой базой, испытывающих острый недостаток финансовых ресурсов, сильно зависящих от трансфертов из вышестоящих бюджетов. Большинство из территорий, на которых созданы оффшороподобные зоны, являются малопривлекательными для предпринимательской деятельности в реальном секторе.

Первые такие зоны возникли в 1994 г. в Ингушетии и Калмыкии. Причем зона экономического благоприятствования "Ингушетия" (ЗЭБИ) возникла на основе Указа президента РФ от 1993 г. и постановления Правительства от 1994 г., которые предоставляли ей налоговые и таможенные льготы. Налоговые освобождения для резидентов ЗЭБИ базировались на бюджетной ссуде в размере налогов и обязательных платежей, не имевших целевого характера, уплачивавшихся в федеральный бюджет вновь образуемыми и регистрируемыми предприятиями. На период 1994-1996 гг. правительство своим постановлением определило общий объем бюджетной ссуды в 950 млрд. индексируемых рублей. Благодаря этому льготы касались налоговых платежей не только в республиканский, но и в федеральный бюджет. Кроме того, для экспортеров и импортеров предусматривалась половинная таможенная ставка. В ЗЭБИ льготы предоставлялись как реально действовавшим, так и только зарегистрированным предприятиям (за исключением банков и госпредприятий). В связи с этим численность одновременно зарегистрированных компаний ограничивалась 15 тыс. С 1997 г. льготы были существенно ограничены. ЗЭБИ фактически была упразднена. Взамен нее на основе федерального закона в г. Назрани был создан Центр международного бизнеса, максимально приближенный к стандартам международных оффшорных зон.

Зона "Калмыкия" (ЗК) с самого начала создавалась как типичный оффшор. Зарегистрированные компании не имели права осуществлять экономическую деятельность на территории республики. В ЗК льготы предоставлялись в основном за счет местных и республиканских налогов. Таможенные льготы не были предусмотрены.

В 1995 г. в Коми-Пермяцком АО был принят закон "О создании условий для развития банковской и кредитной системы на территории округа", предусматривающий значительные льготы для зарегистрированных в округе банков и их филиалов. В 1996 г. на рынок оффшорных услуг вышла эколого-экономическая зона "Алтай", ряд северокавказских республик. В 1997 г. льготы для нерезидентных фирм стали

предоставляться в СЭЗ "Горный Алтай", "Бурятия" в Агинском Бурятском автономном округе, Республике Тыва.

С 1997 г. оффшорные услуги стали оказываться в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Из 20 ЗАТО 8 располагались на Урале, 5 — в Сибири, по 3 находились в Московской области и Поволжье, 1 — на Северном Кавказе. Развитие оффшорного бизнеса в ЗАТО основано на норме ст.5 закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 1992 г., предусматривавшем зачисление в бюджет ЗАТО всех налогов, собираемых на его территории. Этот закон и изменения, внесенные в него в конце 1996 г., были призваны способствовать диверсификации структуры экономики ЗАТО, преобразованию их в технополисы, своего рода точки роста региональной экономики. Возможность использования ЗАТО в качестве оффшорных зон появилась после закрытия ЗЭБИ и активизации оффшорного бизнеса в сибирских зонах. Получение регистрационных платежей является для ЗАТО практически единственной возможностью улучшить свое бюджетное положение. В этот же период в ряде районов Новгородской области, в Угличе (Ярославская область), Шаховском районе Московской области стали оказываться оффшорные услуги на основе соответствующих правовых актов региональных и местных властей.

На формирование рынка оффшорных услуг в России оказывает влияние целый ряд факторов. Во-первых, острый дефицит финансовых ресурсов у экономически слабых территорий и неисполнение по отношению к ним бюджетных обязательств со стороны федерального центра и субъектов РФ. Во-вторых, возможность уплаты юридическими лицами налогов по месту регистрации в соответствии с федеральным законом "Об основах налоговой системы в РФ" от 1991 г. (при этом правило распределения налоговой ответственности предприятия между местами его фактической деятельности и официальной регистрации в соответствии с удельным весом либо основных фондов, либо числа занятых в конкретной практике легко обходится в пользу места регистрации) и ст.54 Гражданского кодекса, которая гласит, что "место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации..." В-третьих, большое количество налогов и сборов, взимаемых с юридических лиц, а также возможности субъектов РФ и местного самоуправления регулировать налогообложение в части налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты.

Все оффшорные зоны в России по характеру применяемых в них налоговых режимов можно разделить на два типа. Некоторые из них приближены по типу льгот к зарубежным оффшорам — льготы предоставляются нерезидентным компаниям, т.е. действующим за пределами административной территории регистрации. Такой режим применяется в зонах Ингушетии, Калмыкии и Агинского Бурятского АО, Республике Тыва. В других зонах сочетаются оффшорные и резидентские льготы (СЭЗ "Горный Алтай", ЭЭЗ "Алтай", ЗАТО).

По характеру оказываемых услуг российские оффшоры довольно сильно различаются. Наиболее продвинуты в этом отношении Центр международного бизнеса в Назрани и "Калмыкия". Причем компании, регистрируемые в первой, должны вести бизнес не только за пределами Ингушетии, но и всей России. Собственниками этих компаний могут быть только нерезиденты России.

Налоговые режимы во всех зонах весьма схожи. В них отменены все региональные и местные налоги. В отношении федеральных налогов применяются минимально возможные ставки. В некоторых зонах для зарегистрированных компаний предусмотрено возмещение части уплаченного ими НДС. Вместо совокупности налогов с регистрируемых компаний взимаются годовые фиксированные регистрационные ставки, которые заметно различаются. Например, в "Калмыкии" она составляет 6800 долл., в ЭЭЗ "Алтай" — 3000 долл., в Республике Тыва — 2100 долл., в Угличе — 1500 долл.

Значительно большими возможностями для введения налоговых льгот, исходя из действующего законодательства, располагали ЗАТО, которые в связи с этим приобрели большую привлекательность для компаний, стремившихся минимизировать налоговые платежи.

В целом оффшорный бизнес обеспечивает организующим его регионам приток определенных финансовых ресурсов, компенсируя тем самым отсутствие работающего федерального механизма финансовой поддержки экономически слабых регионов.

Но результаты деятельности российских оффшоров неоднозначны. Наиболее заметны они в Ингушетии и Калмыкии. За пять лет деятельности оффшорных зон республики получили за регистрацию компаний суммы в пределах 50-100 млн. долл. Эти средства на 3/4 обеспечивали финансирование инвестиционных программ в регионах. Благодаря им в республиках произошла активизация инвестиционной деятельности и улучшен предпринимательский имидж. В Ингушетии за счет финансовых ресурсов, полученных от зон, начато строительство новой столицы Магас, а в Калмыкии построен Сити-чесс. В институциональном плане деятельность зон потребовала создания региональных компаний развития. Агентство развития и сотрудничества при президенте Калмыкии и финансовая корпорация БИН, официальный агент правительства Республики Ингушетия, обеспечивают продажу оффшорных услуг и аккумуляцию финансовых ресурсов и осуществляют инвестиционные программы. Результаты деятельности других зон менее заметны в силу меньшего срока работы, меньшей продвинутости оффшорного бизнеса и меньших объемов оказываемых услуг.

Деятельность российских оффшоров полезна для российских компаний, поскольку позволяет резко сократить налоговые платежи. В этой связи обращает на себя внимание то, что среди регистрируемых предприятий резко преобладают торгово-закупочные и посреднические компании — 70-80 %. Российские оффшоры позволяют создавать межрегиональные и международные корпоративные структуры с наименее рискованным для них движением финансовых потоков.

В последнее время одной из тенденций мирового развития стало стремление противодействовать процессам глобализации. Об этом свидетельствует активизация противников таких адептов глобализации, как ВТО (Всемирная торговая организация) и МВФ. В русле этой тенденции лежит борьба мирового сообщества в целом и, в частности, властей США и стран Западной Европы с оффшорами, стремление усилить контроль над их деятельностью. Так, Организация экономического сотрудничества и развития обвиняет оффшоры, в том числе Багамские острова в "недобросовестной налоговой конкуренции" и требует провести реформы, которые обеспечили бы большую прозрачность банковского и других финансовых секторов. Правительство Багамских островов готово принять соответствующие законы. ("Ведомости", 1 февраля 2000 г.). На Бермудских островах, которые также являются одним из крупных оффшорных центров, недавно под давлением мирового сообщества в законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми деньги, полученные путем уклонения от уплаты налогов, считаются криминальными. Власти Науру также объявили о намерении в ближайшее время ужесточить свое банковское законодательство.

В России, так же как и во всем мире, все отчетливее проявляется стремление властей ужесточить контроль за деятельностью оффшорных зон. Причина этого лежит в огромных потерях бюджета: в 1999 г . общие потери консолидированного бюджета составили около 70 млрд. руб.

Для других субъектов федерации деятельность оффшорных зон оборачивается сокращением поступлений в местные бюджеты, что вызывает их противодействие. Так, бюджет Волгоградской области потерял 22 % от налога на прибыль и 25 % от НДС из-за регистрации предприятий области в оффшорной зоне в Калмыкии, что сопоставимо со всеми отчислениями в областной пенсионный фонд, а также фонды медицинского, социального страхования и занятости. Для действующих оффшорных зон в ряде субъектов федерации установлены лимиты по количеству регистрируемых в них компаний. В случае превышения этих лимитов сокращаются трансферты, направляемые в субъекты федерации из федерального бюджета.

Наиболее сильным шагом против оффшорного бизнеса стало прекращение деятельности ЗЭБИ в связи с большими бюджетными потерями соседних регионов. Сегодня подобная проблема обострилась в связи с оффшорной деятельностью в ЗАТО. Например, в Челябинской области свыше 800 фирм (май 1999 г.), работавших в Челябинске, зарегистрировались в ЗАТО, благодаря чему имели существенные налоговые льготы и не выплачивали налогов в областной и муниципальный бюджеты. В результате по итогам 1998 г. в среднем на одного жителя города Трехгорного (ЗАТО в Челябинской обл.) приходилось 19,5 тыс. руб. налоговых поступлений, а на одного жителя Челябинска, основного донора областного бюджета, лишь 2,5 тыс. руб. ("Экономика и жизнь", № 20, май 1999 г.). Снизить такие потери призваны изменения в российском законодательстве.

Постановлением Правительства от 11 января 1999 г. предусматривается предоставлять дополнительные налоговые льготы тем юридическим лицам, которые осуществляют свою деятельность и получают доходы от производства и реализации собственной продукции, работ и услуг только на территории ЗАТО. Аналогичные цели преследует и подписанный в апреле закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях". В конце 1999 г. в соответствии с поправкой к федеральному закону о ЗАТО 40 из 42 функционировавших ЗАТО лишились возможности регистрировать фирмы, не ведущие реальной хозяйственной деятельности на их территории.

В связи с этим возникает вопрос — нужны ли России свои оффшорные зоны? Представляется, что да. Это важно с точки зрения включения страны в систему мирового оффшорного бизнеса. Во всех российских оффшорах зарегистрировано не более 10 тыс. компаний, что существенно меньше, чем количество зарегистрированных российских компаний в зарубежных оффшорах — более 60 тыс. В сравнении с зарубежными российские оффшоры представляют собой ограниченную альтернативу для национального бизнеса. Тем не менее это реальное включение в систему мирового оффшорного бизнеса с его высокими доходами.

Учитывая важность такого рода образований для слабых регионов в плане притока финансовых ресурсов, а для сильных регионов — с точки зрения их оттока, необходимо принятие соответствующего федерального закона, который бы определял порядок создания и деятельности таких зон, характер налогообложения и механизмы использования аккумулируемых финансовых ресурсов. Российские оффшоры должны соответствовать международному смыслу этого бизнеса. В налоговом законодательстве необходимо точнее прописать правила распределения налоговой ответственности компаний с более однозначным учетом фактора фактического местонахождения действующего предприятия.

Опыт создания свободных экономических зон и других "льготных" территорий в России со всей очевидностью продемонстрировал, что любой положительный зарубежный опыт необходимо соотносить с реалиями современной России.

Будущее оффшорного бизнеса и в России, и в мире зависит от баланса интересов тех, кто поддерживает его развитие, и тех, кто выступает против. Получающие налоговые и прочие льготы фирмы, очевидно, заинтересованы в существовании оффшорных зон, благодаря которым они могут более эффективно использовать финансовые ресурсы. Слабые в экономическом отношении регионы, не имеющие выраженных сравнительных преимуществ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и, соответственно, приток инвестиций, без сомнения, являются сторонниками развития оффшорного бизнеса и создания оффшорных зон, поскольку это позволяет им аккумулировать финансовые ресурсы. В поддержку оффшорного бизнеса выступают и небольшие страны, для которых оффшорные услуги являются сферой специализации в мировой экономике. Теряют же от оффшорного бизнеса прежде всего те страны и регионы, на территории которых функционируют фирмы, чьи налоговые выплаты концентрируются в оффшорных зонах. Причем зачастую это фирмы богатых стран, с избыточным количеством капитала. Именно они сейчас наиболее активно противодействуют развитию оффшорного бизнеса в мире. Инициаторами борьбы с оффшорами в России являются регионы — доноры бюджета и федеральный центр. Но глобализация как объективный процесс постоянно воспроизводит благоприятные условия для развития оффшорного бизнеса и рынок оффшорных услуг, по-видимому, будет и в ближайшем будущем играть важную роль в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.