Научная статья на тему 'Оффшорные зоны как угроза экономической безопасности российской Федерации'

Оффшорные зоны как угроза экономической безопасности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6260
1758
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ / СКРЫТИЕ ДОХОДОВ / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / СИСТЕМА ДВОЙНОГО ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарев Евгений Владимирович

При неблагоприятных экономических условиях для бизнеса многие предприятия переносят свою деятельность в так называемые «налоговые гавани» − оффшорные зоны. В статье даются основные характеристики таких зон, схемы и методы их использования и исходящие от них угрозы для экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offshore as a threat to the economic security of the Russian Federation

Under adverse economic conditions for business, many companies are shifting their activities in the so-called "tax havens" offshore. The article gives the main characteristics of such zones, schemes and methods of their use and the threat posed by them to the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Оффшорные зоны как угроза экономической безопасности российской Федерации»

ЗслотареВ Евгений ВладимироВич

Оффшорные зоны как угроза экономической безопасности Российской Федерации

Л \

о

м

•<

ей И

К

о ас

к ё

о щ

о

м

При неблагоприятных экономических условиях для бизнеса многие предприятия переносят свою деятельность в так называемые «налоговые гавани» - оффшорные зоны. В статье даются основные характеристики таких зон, схемы и методы их использования и исходящие от них угрозы для экономики России.

Оффшорные зоны, скрытие доходов, льготное налогообложение, отмывание денег, система двойного валютного контроля, банковская тайна.

Ж сторически, в ходе развития торговли, участники торговых отношений | Я Уя старались минимизировать свои расходы и обязательства друг перед V Ш X Ш другом, в том числе и перед государством и находили различные спосо-

ЩЖ я бы уклонения от уплаты налогов. Так, греческие и финикийские купцы ^^ для избегания уплаты экспортного и импортного налога начали объез-

жать территорию Афин через определенные географические зоны.

Впервые термин «оффшор» появился в середине XX в. в США, когда некая организация переместила свою деятельность на территорию с льготным налоговым режимом. В настоящее время основной целью создания оффшорных зон для государства является привлечение финансового бизнеса и иностранного капитала. Но существуют и отрицательные стороны создания и существования таких зон: отмывание преступных доходов, совершение и сокрытие налоговых преступлений. Оффшорные зоны стали неотъемлемой частью национальных экономик многих, в том числе высокоразвитых стран.

Актуальность проблем, связанных с оффшорным бизнесом, для России определяется масштабами наносимого стране ущерба и важностью их решения для развития ее экономики. В настоящее время точно не известен размер капитала, вывезенного из России с начала 90-х гг., и эксперты называют различные цифры, но по данным Центрального банка России утечка капитала только за первое десятилетие составила от 50 до 80 млрд дол. США, а по оценке Интерпола - 150-300 млрд дол. [1, с. 100].

В условиях, когда интересы государства требуют принятия жестких мер по увеличению налоговых поступлений в бюджет и пресечению незаконного вывоза за рубеж российского национального богатства, проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в России являются одними из самых актуальных. От их успешного решения во многом зависит экономическая безопасность страны.

Целью данной статьи является определение степени влияния оффшорных зон на экономическую безопасность Российской Федерации. Задачи, которые необходимо при этом решить, заключаются в следующем:

- дать определение термина «оффшорные зоны» и рассмотреть основные их виды и особенности;

- охарактеризовать основных участников оффшорных отношений, схемы и цели использования оффшорных зон;

- определить исходящие от оффшорных компаний угрозы для российской экономики.

Объектом этой работы будут сами оффшорные зоны, а предметом - оффшорное предпринимательство и его роль в легализации преступных доходов.

г

1. Оффшорные зоны, их виды и сущность

В настоящее время «оффшорная зона» - это страна или отдельный регион с низкой или нулевой налоговой ставкой на все или отдельные категории доходов, определенный уровень банковской или коммерческой секретности и минимальное или полное отсутствие резервных требований центрального банка. Кроме того, большинство оффшорных зон имеют относительно простые требования по лицензированию и регулированию финансовых и иных компаний и фирм.

Отличительной особенностью оффшорных зон по сравнению со многими государствами, имеющими низкую или нулевую налоговую ставку на все или определенные категории дохода и обеспечивающие определенный уровень банковской и коммерческой секретности, является наличие особых законодательных гарантий финансовой секретности и возможностей для налогового планирования [2, с. 143].

Оффшорные зоны можно поделить на 3 группы:

1. Островные оффшоры. Их основное отличие от других: полное отсутствие налогов, небольшие взносы, нетребовательность к ведению бухгалтерского учета, высокая степень анонимности владельцев компаний. Компании в этих зонах имеют сомнительную репутацию и невысокий престиж. Наиболее известные островные оффшорные зоны: Британские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановы острова.

2. Оффшорные зоны повышенной респектабельности. В этих зонах оффшорным компаниям требуется вести финансовую отчетность, смягчен налоговый режим. Со стороны государства более жесткий контроль, но и престиж компаний гораздо выше. К таким зонам можно отнести Ирландию, Гибралтар, остров Мэн.

3. Административно-территориальные образования с особым налоговым режимом, действующим для компаний-нерезидентов, зарегистрированных в этих зонах. Например, Калининградская область в России или Республика Кипр (до вступления в ЕС в 2004 г.).

Единого списка таких зон не существует, но на данный момент работу по контролю над оффшорными зонами ведут как Международный валютный фонд (МВФ), так и центральные банки различных стран мира. В России список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), публикуется Центральным банком России [3].

Рассмотрим более подробно особенности оффшорных зон.

1. Простота регистрации нерезидентов: для регистрации нерезидента в оффшоре уплачивается чисто символическая сумма.

2. Льготное налогообложение: подоходный налог не уплачивается вообще, либо уплачивается по более заниженным ставкам, чем в стране, где плательщики - резиденты. Данная особенность является частью политики привлечения иностранных инвестиций и капитала.

3. Конфиденциальность деятельности оффшорных компаний: строгие правила защиты банковской и коммерческой тайны. Отказ странами в предоставлении информации даже тогда, когда имеется серьезное нарушение законов другой страны. Степень конфиденциальности информации колеблется в различных странах.

4. Система двойного валютного контроля - оффшорные зоны имеют систему двойного валютного контроля, в ее основе деление экономических субъектов на резидентов и нерезидентов. Первые подвергаются валютному контролю, вторые не подвергаются.

Во многих оффшорах требуется обязательное трудоустройство местных жителей в секретарское бюро, тем самым решается проблема занятости в регионе.

Итак, оффшорными зонами называются страны и территории, целенаправленно привлекающие международный бизнес путем предоставления ему налоговых льгот - часто полного освобождения от налога. Таких стран и территорий насчитывается несколько десятков, и у каждой есть своя специфика. При этом в оффшорных финансовых центрах сосредоточились значительные капиталы, оказывающие влияние на происходящие во всем мире процессы.

2. Участники оффшорных отношений:

основные схемы и цели использования оффшорных зон

В широком смысле оффшорная зона является сферой экономических отношений между

О ¡□С

О ^

К

^

¡□С >

О ■П К

¡=1

•по

>■

ьа о

1

Ц ||

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

различными фирмами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. У таких фирм есть свои особенности в правовом статусе. Оффшорная фирма - учрежденная за рубежом организация, которая фактически находится под контролем резидента. Она ничем не отличается от других компаний и предприятий и может осуществлять сделки наравне с другими юридическими лицами, иметь резидентные представительства и филиалы за рубежом. Главное отличие оффшорной компании от других фирм - наличие нерезидентного статуса. Это означает, что центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом, либо вообще отсутствует. Для ее функционирования достаточно наличия формальных атрибутов компании - владельцев, устава, банковского счета, комплекта регистрационных документов. Зарегистрированный офис не является функционирующим офисом оффшорной компании. Как правило, это просто адрес, по которому власти или иные лица могут вступить в контакт с представителем (агентом) оффшорной компании, и этот адрес не может использоваться для управления бизнесом. Управление оффшорной фирмой чаще всего осуществляют специальные секретарские компании, исполняющие роль номинальных директоров: ведут внутренний учет, протоколы и прочие формальности по продлению оффшорного статуса. В большинстве стран оффшорные компании освобождены от налогов и оплачивают лишь минимальную ежегодную пошлину или сбор.

Оффшорные фирмы позволяют более прибыльно вкладывать средства, выполнять торгово-посреднические операции, оказывать финансовые, агентские услуги. Если действия дочерней фирмы увязаны с политикой и интересами головной компании, то ее деятельность приносит существенный экономический эффект. Один из главных видов деятельности дочерних компаний в зонах налоговых льгот - торгово-посреднические операции. Обычно импортеры обращаются к услугам посредников, что увеличивает их затраты на пятьдесят и более процентов. Деятельность дочерних фирм в «налоговых гаванях» позволяет избежать этих потерь.

При использовании оффшорной компании при импорте товара цены завышаются, что позволяет снизить налогооблагаемый доход предприятия, реализующего свой товар внутри страны. В этих условиях необходимо сопоставить обязательства по налогу на прибыль с налогами, взимаемыми с таможенной стоимости ввозимого товара. В этом случае, если товар освобожден от таможенной пошлины или она взимается по льготному тарифу, а также принимаются льготные ставки налога на добавленную стоимость, использование оффшорной компании особенно эффективно.

Существуют также варианты налоговых схем, когда с помощью оффшорной компании осуществляется занижение цен импортируемого товара. Это применяется в тех случаях, когда дальнейшая переработка сырья или полуфабрикатов осуществляется в льготной экономической зоне (зоне свободного предпринимательства, свободной экономической зоне, зоне с льготным уровнем налогообложения прибыли и т.д.) страны - импортера товара. Занижение контрактной импортной цены дает возможность снизить величину уплачиваемых таможенных импортных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товара. В этом случае переработка товара в льготных зонах по налогу на прибыль позволяет иногда достичь оптимального эффекта общей минимизации налоговых обязательств в рамках международной группы компаний (предприятий, связанных взаимным участием в капитале, либо контролируемых из одного центра).

Использование оффшорной компании при экспорте товаров обычно позволяет продать товар по предельно низким ценам, а затем перепродать его оффшорной компанией конечному покупателю по уровню рыночных (мировых) цен. Облагаемая прибыль национального экспортера в этом случае остается минимальной, а разница между реальной ценой продаж и заниженной ценой при экспорте образует прибыль оффшорной компании, зарегистрированной в стране с льготным либо нулевым уровнем налогообложения доходов.

Рассмотрим примеры. Одна из схем заключается в том, что основная прибыль от сделки формируется не в стране с высоким налогообложением, а в оффшорной зоне. Для этого достаточно ввести оффшорную компанию-посредника в схему операций между компаниями из стран с высоким налогообложением.

Пример 1. Российская организация (А) производит товар, себестоимость которого 100 руб. Затем экспортирует товар иностранной организации (В) по цене 110 руб. за единицу товара. В этом случае прибыль фирмы (А) составляет 10 руб. за единицу, налог на прибыль (из расчета

20%) равен 2 руб.

Фирма (А) решает создать оффшорную компанию (С) и заключают с ней экспортный контракт, но уже по цене 101 руб. за единицу. Прибыль снижается до 1 руб. (101-100=1), а налог -до 20 коп. Компания (С), в свою очередь, продает товар по прежней цене в 110 руб. (рис. 1.).

Рис. 1. Схема уклонения от уплаты налогов при экспортных операциях

Пример 2. При импорте используется зеркальный вариант этой схемы. Российская компания (А) покупает товар у иностранной компании (В). В схеме могут быть предусмотрены услуги, номинально оказываемые оффшорной компанией (С) компании (А), которые касаются товара, покупаемого у фирмы (В). В этом случае расходы у фирмы (А) растут, а доходы падают, налоги снижаются (рис. 2).

Рис. 2. Схема уклонения от уплаты налогов при импортных операциях

В мире существует достаточное количество и других схем, позволяющих сократить количество уплачиваемых налогов или скрыть источники доходов. Наиболее известные из них следующие.

1. Строительная схема. При такой схеме оффшорная компания выступает в роли генерального подрядчика. Заказчик производит полную оплату оффшорной компании за строительные услуги. А она, в свою очередь, заключает договор с субподрядчиком - российской компанией, которая выполняет все строительные работы за меньшую стоимость. Все финансовые потоки проходят через оффшорную компанию: оплата субподрядчику, снабжение. В итоге основная прибыль остается у оффшорной компании.

2. Транспортная схема. Данная схема используется транспортными компаниями, которые специализируются на международных перевозках. Оффшорная компания выступает перевозчиком товара. При такой схеме удается на законных основаниях избегать налогообложения, используя компанию-агента в стране-резиденте.

3. Схема регистрации новых предприятий. Схема применяется зарубежными компаниями, желающими создать предприятие с участием иностранного капитала в стране резидента. Оффшорная головная компания создает на территории резидента свою дочернюю компанию. При выплате дивидендов в пользу оффшора доходы от дивидендов облагаются оффшорными налогами (по договору об избегании двойного налогообложения). Возникшие оффшорные налоги значительно ниже налогов, которые могли возникнуть в стране-резиденте.

4. Также существуют и преступные схемы, угрожающие экономической безопасности государства, одна из которых так называемая схема 100-процентной предоплаты. При заключении внешнеэкономической сделки, которая заранее не будет выполняться, проводится 100-процентная или частичная предоплата на счета оффшорных компаний. В дальнейшем резидент страны обращается в суд с иском о взыскании денежных средств с нерезидента и, естественно, получает необходимое решение, но деньги обратно в страну в любом случае не возвращаются. Соответственно группа компаний, которая совершает такие действия, в итоге имеет безнадежный долг в стране резидента, который увеличивает валовые затраты и деньги на счету у оффшорной компании.

5. Использование оффшоров для легализации преступных доходов. Как показывает практи-

л

т о к о

г

г

и >-

аз

о к

1=1 ■на

Ьс1

о

ка, преступники не открывают банковские счета на собственные имена в солидных европейских или американских банках, так как для них это весьма опасно. На рисунке 3 показан самый простой пример отмывания преступных доходов через оффшоры. Сначала преступником учреждается (1) компания в одной из оффшорных юрисдикций (Каймановы острова, Кипр, Лихтенштейн и т.п.). Еще лучше, если компания уже какое-то время существует, это добавляет видимость легитимности. Как только компания создана, преступник открывает (2) ее счет в швейцарском банке или в любом другом, куда и переводятся впоследствии преступные деньги. Надо заметить , что практически все более-менее крупные банки мира имеют свои филиалы в оффшорных юрисдикциях. После этого все попытки правоохранительных органов предотвратить легализацию преступных доходов и выйти на владельца активов осуществляются через два барьера. Во-первых, они должны преодолеть банковскую тайну, которая хорошо защищается в Швейцарии, а затем и коммерческую тайну в оффшорной юрисдикции. Оперативно сделать это не представляется возможным, и преступники успевают легализовать свои преступные доходы. Потом деньги прокручиваются за рубежом и возвращаются (3) в Россию в полном или частичном объеме благодаря внешнеэкономическим соглашениям под видом товарных контрактов, инвести-

О РР

Ри

1=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К О

к О

и о

М СП

Рис. 3. Схема использования оффшоров для легализации преступных доходов

3. Основные угрозы оффшорных зон для экономики России

Оффшорные зоны играют опасную роль для национальных экономик, в первую очередь в процессе «отмывания денег». Первоначально, осуществляя экспорт капитала, компании руководствовались преимущественно целями организации производства товаров, услуг и их реализации в стране-импортере. Однако все более значительная часть экспорта капитала стала осуществляться в форме так называемого «бегства капитала». Это одна из основных угроз, исходящих от оффшорных зон. Капитал уходит даже из развитых стран со стабильной экономикой и низкими налогами в страны с более благоприятным инвестиционным климатом. Однако наиболее характерен отток капитала в странах с нестабильным экономическим и политическим развитием, высокой налоговой нагрузкой и инфляцией, жестким государственным регулированием и неэффективной судебной системой.

В России также незаконный вывоз капитала и доходов в оффшорные зоны приобрел большие масштабы и является острой проблемой. По оценкам некоторых специалистов, ежегодный объем «бегства капитала» из России в среднем может быть оценен на уроне 25 млрд дол. США [4, с. 19]. Возможно, что не вся сумма приходится на оффшоры, но даже если половина (50%) капитала переведена туда, что отражает международную тенденцию, то это серьезный ущерб для страны.

Наблюдается также сокращение государственного бюджета за счет снижения налоговых поступлений; структурные деформации в экономике (бесконтрольный оффшорный бизнес ведет не только к уменьшению доходной части государственного бюджета, но и к изменению структуры национальной экономики за счет угнетения отечественных производителей товаров для внутреннего рынка и увеличения крена в сторону преимущественного развития экспортно-ориентированных и зависящих от импортных поставок отраслей экономики); сокращение внутренних инвестиций; усиление государственной зависимости от иностранных займов; нарушение устойчивости финансового рынка страны.

г

В результате бегства оффшорного капитала ограничивается свобода действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируется система макроэкономического регулирования и подрывается фискальная дисциплина. Все это негативно сказывается на конкурентоспособности страны на мировом рынке и в совокупности приводит к дальнейшему ослаблению экономики России.

В результате бегство капитала выступает чрезвычайно сложным экономическим феноменом, существующим в легальной и нелегальной формах. При этом его затруднительно выделить из вывоза капитала в целом, как, например, в случае экспорта в страны с низким или нулевым уровнем налогообложения.

Бегство капитала происходит, когда резиденты разных стран могут с небольшими затратами выигрывать на существующей или ожидаемой разнице в налогах, что адекватно отражает сущность феномена бегства капитала - его несоответствие национальным интересам, определяемое противоречием между инвестиционными целями фирмы и налоговыми интересами государства.

Особую актуальность исследование оффшорной деятельности приобрело в связи с интеграцией российской экономики в мировое хозяйство и включением ее в связи с этим в оффшорные операции. Несовершенство таможенного, валютного, банковского и иммиграционного законодательства, «прозрачность» границ привлекают в Россию зарубежные оффшорные компании. Многие сделки и контракты совместно осуществляются оффшорными компаниями российского и иностранного происхождения.

Также существует множество и других исходящих угроз от оффшорных зон, которые в своей совокупности могут нанести значительный урон для экономики России.

1. Совершение и сокрытие налоговых преступлений. По мнению многих экспертов, банковская система Каймановых островов существует исключительно в целях уклонения от уплаты налогов.

2. Сокрытие настоящих организаторов и исполнителей финансовых преступлений путем создания оффшорных банков с представительским офисом. Оффшорный банк, как правило, не имеет в стране регистрации действующего офиса. Любая корреспонденция, которая прибывает, затем пересылается согласно инструкциям, местным агентством в страну нахождения истинного владельца: Канаду, Германию, США и т.д. В случае вопросов со стороны органов власти директора офисов утверждают, что они - просто советники и не занимаются банковскими операциями.

3. Финансовое мошенничество под прикрытием банковской деятельности. Криминальные оффшорные банки часто предлагают различные банковские услуги, например, депозитные сертификаты с необычно высокими процентными ставками. Через некоторое время данные банки ликвидируются, не рассчитавшись по своим обязательствам.

4. Все более широкое распространение получает практика использования оффшорных компаний в качестве элемента процесса легализации криминальных фондов денежных средств. Например, владелец финансовых фондов преступного происхождения учреждает холдинговую оффшорную компанию, затем приобретает от ее имени объект недвижимости за рубежом и в дальнейшем распоряжается этой недвижимостью на им же самим оговоренных условиях. Под залог этой недвижимости может быть получен кредит в иностранном банке на хороших условиях, а средства вновь использованы в легальном или нелегальном бизнесе. В результате возможности установить источник происхождения капитала еще более сокращаются.

Использование хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на территории Российской Федерации, а центр накопления прибыли размещают за ее пределами, приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений в российский бюджет, а с другой - к несанкционированной утечке капитала за рубеж. Таким образом, Россия финансирует целый ряд и без того благополучных стран, испытывая при этом острую потребность в инвестициях для модернизации собственной экономики.

Не менее опасны и политические последствия бегства оффшорного капитала, которые заключаются в недоверии российских капиталовладельцев к своему государству, к тому, что оно может реально гарантировать сохранность их капиталов. Социальные последствия связаны с социальной напряженностью; криминализацией общества; с деградацией общественной морали.

О

ас

о ^

к

и

СП

>

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

1

Ц ||

л 1

о

м

•<

ей И

К

о ас

Заключение

Можно с уверенностью говорить о том, что оффшорный бизнес является планетарным явлением, имеющим огромное влияние на экономико-политическую ситуацию во всем мире. Международные оффшорные центры представляют собой крупные образования по предоставлению международных услуг. При этом сами оффшоры не участвуют в межрегиональных и внутренних потоках финансовых ресурсов, а выступают в качестве стран регистрации сделок, проводимых в других странах, предоставляя разнообразный набор услуг, весьма привлекательных для промышленных предприятий, торговых компаний, финансовых учреждений и институтов, банков, инвестиционных фондов и других участников [5, с. 44-47]. В то же время оффшорные финансовые центры представляют собой потенциальную угрозу стабильности не только российской экономики, но и всей мировой финансовой системы, хотя с точки зрения коммерческих структур использование оффшорных территорий экономически оправданно, поскольку является инструментом снижения налогового бремени. Однако это наносит существенный урон экономической безопасности Российской Федерации. До принятия законов о противодействии отмыванию денег преступники умело пользовались несовершенством законодательства, и основная часть таких доходов легализовывалась путем неконтролируемого «ввода» в легальные отрасли коммерческой деятельности, что существенно влияло на экономическое состояние государств. Оффшорные зоны в деле отмывания денег играют главную роль. Именно в этих зонах «грязные» деньги отделяются от источника происхождения. По мере развития деятельности транснациональных криминальных корпораций стало происходить осознание государствами этого опасного явления.

Литература

[1] Соколов И.Б. Состояние и перспективы государственного регулирования оффшорного бизнеса в регионах России: Дис.... канд. экон. наук. - Апатиты, 2000. С.100.

[2] Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. Электронный учебник. (http://newasp.omskrBg.ru/bekryash/);

[3] Приложение №1 к Указанию ЦБР от 7 августа 2003 г. №1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)» (с изменениями от 27 декабря 2006 г., 8 февраля 2010 г.)

[4] Басова С.А. Оффшоризация как закономерность глобализации и ее воздействие на экономику России // Автореферат дис.... канд. экон. наук. - Кемерово, 2006. - С. 19.

[5] Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса // Финансы и кредит. - 2006. - №13. - С. 44-47.

К

о СС о м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.