Научная статья на тему 'ОЭЗ как инструмент стратегии инновационного прорыва России'

ОЭЗ как инструмент стратегии инновационного прорыва России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (ОЭЗ) / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SPECIAL ECONOMIC ZONES (SEZ) / INNOVATION / INVESTMENT / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяньмин Г.

Расмотренны особые экономические зоны как инструмент стратегии инновационного прорыва России. Проанализированы механизм, подход и перспективы функционирования ОЭЗ в России. Основная цель применения ОЭЗ представлена как придание инновационного импульса экономическому развитию России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEZ AS RUSSIA'S INNOVATIVE BREAKTHROUGH STRATEGY TOOL

This article deals with Special economic zones as a tool for Russia's innovative breakthrough. Author analyzes the mechanism, the approach and prospects of SEZ functioning in Russia. The main purpose of applying SEZ is considered as giving Russia's economic development an innovative impulse.

Текст научной работы на тему «ОЭЗ как инструмент стратегии инновационного прорыва России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОЭЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА РОССИИ

Г. ТЯНЬМИН

Аннотация. Расмотренны особые экономические зоны как инструмент стратегии инновационного прорыва России. Проанализированы механизм, подход и перспективы функционирования ОЭЗ в России. Основная цель применения ОЭЗ представлена как придание инновационного импульса экономическому развитию России.

Ключевые слова: Особые экономические зоны (ОЭЗ), стратегия, инновация, инвестиция, экономическое развитие.

SEZ AS RUSSIA'S INNOVATIVE BREAKTHROUGH STRATEGY TOOL

G. TIANMING

Annotation. This article deals with Special economic zones as a tool for Russia's innovative breakthrough. Author analyzes the mechanism, the approach and prospects of SEZ functioning in Russia. The main purpose of applying SEZ is considered as giving Russia's economic development an innovative impulse.

Key words: special economic zones (SEZ); innovation; investment; economic development.

Самую общую характеристику наступившего столетия, особенно первой его половины, можно выразить двумя словами — эпоха инноваций. Невозможно найти ни одну сторону жизни общества, которая не оказалась бы подвергнутой радикальным трансформациям в ближайшие десятилетия.

Сегодня достаточно четко вырисовываются два варианта содержания и механизма реализации перс -пективной стратегии социально-экономического и инновационно-технологического развития России. Одну из них можно назвать инерционно-рыночной. Другая — стратегия инновационного прорыва1.

Особые экономические зоны как эффективный инструмент позволят серьезно ускорить создание региональных инновационных систем, в частности на этапе согласования решений, связанных с разграничением функций между региональными и национальными участниками. В данном случае ОЭЗ может рассматриваться в качестве предоставления льгот для развития перспективных высокотехнологичных направлений бизнеса. По сути зона может закладывать основы кластера с учетом специфики региона2.

Воплощением идеи особых экономических зон должна была стать реализация национального проекта по развитию высокотехнологичных производств, способных внести существенный вклад в преодоление сырьевой зависимости российской экономики. Как подчеркнул Д.А. Медведев, «роль ОЭЗ очевидна — это привлечение инвестиций, это путь инновационного развития России».

В настоящее время в России существуют две ОЭЗ промышленно-производственного типа (ПП ОЭЗ)

в Липецкой области, Республике Татарстан и четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа (ТВ ОЭЗ) в Санкт-Петербурге, Зеленоградском административном округе г. Москвы, г. Дубне Московской области и г. Томске.

Основными задачами ОЭЗ обоих типов являются, во-первых, оказание содействия развитию экономики региона и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства и улучшение интегрального показателя качества жизни в регионе. Во-вторых, реализация инновационно-технологической политики — обеспечивать содействие созданию и развитию производств с высокими значениями показателя производительности труда, имеющих ощутимый вес в экономике региона, а также их долгосрочному закреплению в стране.

Страны, которые достигли успеха в реализации инновационной политики, как правило, сосредоточивали очень большие ресурсы, — причем, как государства, так и бизнеса, — на очень четко отобранных приоритетных направлениях. Перед формированием соответствующих программ проводились исследования в виде технологического прогнозирования и предвидения. На основе проведенного анализа формировался сценарный план развития экономики, опирающийся на сильные стороны в конкретных областях, и под этот план выстраивались все меры государственной поддержки, активность бизнеса, общественная политика.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Именно последовательная работа по определению приоритетов в направлении дальнейшего движения и позиции, на которой сейчас находится Россия, концентрация на конкретных направлениях и может стать толчком для осуществления предельно осознанных шагов по созданию так называемой национальной инновационной системы, которую нужно создавать как инструмент для реализации выработанной стратегии. Во главе всего должна встать стратегия. Решения необходимо принимать в стратегическом формате. При этом стратегию нельзя создавать просто, как некий набор институтов развития: особых экономических зон, технопарков и венчурных фондов. Каждый шаг должен быть ступенькой к выбранной цели.

Необходимо осознание того, что мировая экономика в целом перемещается в область высоких технологий, оставляя традиционное производство странам, не входящим в число лидеров. Этим обусловлены очень четкая ориентация Китая и энергичное движение Индии. Очень быстро в эту сторону перестраиваются экономики стран Латинской Америки и Азии. Китай уже объявил одиннадцатую пятилетку пятилеткой перехода на инновационный путь развития экономики.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.

Для инвесторов налоговые и таможенные преференции по привлекательности находятся при этом всего лишь на третьем-четвертом месте. Опросы показывают, что для инвестора самое главное — создание дружественной среды администрирования: реальное снижение административных барьеров и количества контрольных мероприятий.

Кроме перечисленных выше преимуществ и преференций, предоставляемых потенциальным инвесторам в российских ОЭЗ, нельзя не упомянуть о концентрации производства или кластерном подходе при их формировании.

Совокупность всех преференций от реализации инвестиционного проекта в российской особой экономической зоне дает потенциальным компаниям-резидентам от 20 до 30% экономии на издержках, что в рыночных условиях предоставляет компаниям солидное конкурентное преимущество3.

Несмотря на существующие вопросы, первые результаты функционирования ОЭЗ вселяют оптимизм. В качестве примера рассмотрим ОЭЗ про-мышленно-производственного типа ОЭЗ «Алабуга» Республики Татарстан.

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

В настоящее время на территории ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано 9 компаний-резидентов. Несмотря на кризис деловой активности и экономический спад, интерес к ОЭЗ «Алабуга» сохраняется и сегодня. В рамках большинства проектов начат процесс подготовки документов для получения статуса резидента. Общий объем заявленных инвестиций новыми компаниями-резидентами предположительно составляет 20 млрд руб.

Объем частных инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ «Алабуга», по состоянию на конец первого полугодия 2009 г. достиг 10 373 млн руб. По состоянию на 30 июня 2009 г. в ОЭЗ «Алабуга» было создано 4 812 рабочих мест, что превышает запланированный показатель на 30%. Объем производства продукции резидентов к концу года предположительно должен насчитывать 12 200 млн руб. (4 280 млн в 2008 г.). Объем планируемых к выполнению работ по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ за первое полугодие 2009 г. составило 717 млн руб. К концу года данный показатель должен быть на уровне 1 608 млн руб.4

Что касается четырех ОЭЗ технико-внедренческого типа (ТВОЭЗ), то сегодня в Дубне и Томске введены в действие центры инноваций и технологий, объекты первой очереди инженерной, транспортной, инновационной и таможенной инфраструктур. В Москве и Санкт-Петербурге строительство этих объектов осуществляется высокими темпами. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа стали привлекательными для инноваторов, на их территории зарегистрировано 130 резидентов, из которых 36 уже приступили к реализации своих проектов, создано более 1300 рабочих мест. В компаниях резидентов работают более тысячи исследователей, сотни докторов и кандидатов наук. Результатом их труда стали публикации научных работ, создание новых технологий, получение патентов и сертификатов, а также проекты по разработке, созданию и опытному производству электронной компонентной базы, микроэлектромеханических систем, новых материалов, а также проекты в сфере нанотехнологий, в том числе с участием Государственной корпорации «Роснанотех»5.

Как видно, динамика основных параметров функционирования ТВОЭЗ подтверждает состоятельность выбранной модели создания в российской экономике инновационного кластера и его системы управления. В настоящий момент главная задача государственного управления — сохранить существующую динамику развития ТВОЭЗ несмотря на развивающийся экономический кризис6.

Необходимо отметить, что в России механизм особых экономических зон пока находится в стадии становления и отладки, а значит, сохраняются значительные возможности его развития и оптимизации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма, как особые экономические зоны. Основная цель его применения — придание инновационного импульса экономическому развитию. Формирование таких зон сопровождается целым

И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

рядом дополнительных, а в отдельных случаях — эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю социальную систему страны7.

Рис. 1. Основные результаты деятельности ТВОЭЗ

1 См.: Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050 Стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005. С. 102 —103.

2 См.: Гайнутдинов Р.И. Предпосылки создания программы центров экспертиз на базе ФАУ ОЭЗ, Мировой опыт инновационной деятельности. СПб.: ИРИС, http://www innosys.spb.ru/?id=663

3 Смл Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник.

2007. № 9.

4 Источник РосОЭЗ: www.rosoez.ru

5 См.: Алпатов А.А. Послание // Вестник ОЭЗ. 2009. № 1. С. 37.

6 См.: ПетрушинА.С.,БерестовА.В. Технико-внедренческие зоны. Инновационный кластер российской экономики: цели, задачи, достижения // Вестник ОЭЗ. 2009. № 1. С. 1.

7 См.: Шохин АН. Об актуальных вопросах развития и оптимизации функционирования особых экономических зон. РСПП. 15 фев. 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.