Научная статья на тему '«ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ»: КРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФРОНТАЦИИ ГОНКОНГА И МАТЕРИКОВОГО КИТАЯ. ВОПРОС ИДЕНТИЧНОСТИ'

«ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ»: КРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФРОНТАЦИИ ГОНКОНГА И МАТЕРИКОВОГО КИТАЯ. ВОПРОС ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1123
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОНКОНГ / КИТАЙ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / КОНФРОНТАЦИЯ / ОДНА СТРАНА ДВЕ СИСТЕМЫ / ЛОКАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никитин Максим Эльдарович

Статья посвящена изучению идентичности гонконгцев, которую автор выделяет как одну из детерминирующих причин возрастающей конфронтации Гонконга и материкового Китая. В ней рассматривается комплекс факторов, оказывающих влияние на сдвиги в области идентичности и приводящие к усилению конфронтации и развитию локализма. Отдельное внимание уделено анализу принципа «Одна страна - две системы», в рамках которого сосуществуют Гонконг и Китай. В качестве теоретического фреймворка автор синтезирует концепции Л. Козера о функциях социального конфликта и Б. Андерсона о национализме. В работе приводится анализ протестных движений 2014 и 2019 гг., демонстрирующих проявления локальной идентичности. В результате удается доказать, что действительно существует и развивается локальная гражданская идентичность гонконгцев, отличная от китайской, играющая одну из ключевых ролей в детерминации отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE COUNTRY - TWO SYSTEMS: A CRITICAL INQUIRY INTO THE HONG KONGS AND MAINLAND CHINA CONFRONTATION. THE IDENTITY MATTER

The paper is devoted to the study of the Hongkongers’ identity, which the author empathizes as one of the determining causes of the increasing confrontation between Hong Kong and Mainland China. It examines a complex of factors that influences shifting in the field of identity and leads to increased confrontation and the development of localism. A special attention is paid to the analysis of the principle of “One country - two systems”, within which Hong Kong and China coexist. As a theoretical framework, the author synthesizes the concepts of L. Coser on the functions of social conflict and B. Anderson on nationalism. The work provides an analysis of the protest movements of 2014 and 2019 which demonstrate the local identity manifestations. As a result, it is possible to prove that there exists and develops a local civil identity of Hongkongers that is different from the Chinese one, and it plays a key role in determining relations.

Текст научной работы на тему ««ОДНА СТРАНА - ДВЕ СИСТЕМЫ»: КРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФРОНТАЦИИ ГОНКОНГА И МАТЕРИКОВОГО КИТАЯ. ВОПРОС ИДЕНТИЧНОСТИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 323.2(045) © Никитин М. Э., 2021

«Одна страна — две системы»: критическое исследование конфронтации Гонконга и материкового Китая. Вопрос идентичности

Максим Эльдарович Никитин, студент Факультета политических наук,

Московская школа социальных и экономических наук; Факультет Liberal Arts

в ИОН Института общественных наук, РАНХиГС, Москва, Россия

Maksim E. Nikitin, student, Faculty of Political Science, The Moscow School of Social

and Economic Studies; Faculty of Liberal Arts, Institute for Social Sciences, RANEPA,

Moscow, Russia

maan.kid@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению идентичности гонконгцев, которую автор выделяет как одну из детерминирующих причин возрастающей конфронтации Гонконга и материкового Китая. В ней рассматривается комплекс факторов, оказывающих влияние на сдвиги в области идентичности и приводящие к усилению конфронтации и развитию локализма. Отдельное внимание уделено анализу принципа «Одна страна - две системы», в рамках которого сосуществуют Гонконг и Китай. В качестве теоретического фреймворка автор синтезирует концепции Л. Козера о функциях социального конфликта и Б. Андерсона о национализме. В работе приводится анализ протестных движений 2014 и 2019 гг., демонстрирующих проявления локальной идентичности. В результате удается доказать, что действительно существует и развивается локальная гражданская идентичность гонконгцев, отличная от китайской, играющая одну из ключевых ролей в детерминации отношений. Ключевые слова: Гонконг; Китай; идентичность; протестные движения; конфронтация, одна страна - две системы; локализм

Для цитирования: Никитин М. Э. «Одна страна — две системы»: критическое исследование конфронтации Гонконга и материкового Китая. Вопрос идентичности. Научные записки молодых исследователей. 2021;9(5):54-63.

Научный руководитель: Вафин А.М., кандидат политических наук, доцент кафедры политических и правовых учений, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, Россия / Scientific supervisor: Vafin A. M., Cand. Sci. (Pol.), Associate Professor, Department of Political and Legal Studies, Moscow Higher School of Social and Economic Sciences, Moscow, Russia.

ORIGINAL PAPER

One Country — Two Systems: A Critical Inquiry into the Hong Kongs and Mainland China Confrontation. The Identity Matter

ABSTRACT

The paper is devoted to the study of the Hongkongers' identity, which the author empathizes as one of the determining causes of the increasing confrontation between Hong Kong and Mainland China. It examines a complex of factors that influences shifting in the field of identity and leads to increased confrontation and the development of localism. A special attention is paid to the analysis of the principle of "One country - two systems", within which Hong Kong and China coexist. As a theoretical framework, the author synthesizes the concepts of L. Coser on the functions of social conflict and B. Anderson on nationalism. The work provides an analysis of the protest movements of 2014 and 2019 which demonstrate the local identity manifestations. As a result, it is possible to prove that there exists and develops a local civil identity of Hongkongers that is different from the Chinese one, and it plays a key role in determining relations. Keywords: Hong Kong; Mainland China; identity; protest movements; confrontation; one country - two systems; localism

For citation: Nikitin M. E. One country — two systems: A critical inquiry into the Hong Kongs and Mainland China confrontation. The Identity matter. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2021;9(5):54-63.

Введение

После передачи суверенитета над Гонконгом Китайской Народной Республике (КНР) в 1997 г. Пекин и про-материковые силы возлагали большие надежды на будущее данной территориально-административной единицы. После достижения консенсуса по вопросу политической системы Гонконга была реализована концепция «Одна страна - две системы» (ОСДС): интегрируя Гонконг в общую систему социалистической КНР, стороны закрепляли за ним особый статус «специальный административный регион» (САР), предполагающий высокую степень автономии с сохранением локального уклада. Но при этом чаяния Пекина заключались в том, что идентификация народа Гонконга с китайской нацией будет постепенно, но верно укрепляться среди местного населения, особенно среди молодого поколения, и в конечном счете решится проблема полной интеграции Гонконга в КНР. Подписанный договор предполагал особые условия на 50 лет, до 2047 г., но сложившийся политический ландшафт данной территории уже сейчас

вызывает вопросы, задавая вектор для размышлений в политической науке.

Для достижения цели полной интеграции Гонконга потребовалась идеологическая перестройка, поддерживаемая китайскими властями: распространение патриотических нарративов, материковой китайской культуры, в том числе и навязывание стандартизированного вида китайского языка (Путунхуа ]) и другие

социально-политические меры. В ходе этого процесса локальная идентичность, словами Л. Ко-зера, срабатывала как «защитный клапан» [1, с. 62], усиливалась и способствовала сплочению гонконгцев. В связи с этим представляется возможным говорить про возникновение и развитие политики идентичности, которая работает против первоначальной цели государства - национального строительства.

За последние 20 лет в Гонконге с разной степенью интенсивности проходили демонстрации, движения и беспорядки, в нарастающей волне политизации участвовало все большее число жителей. Так, за период с 2003 г. по сегодняш-

ний день можно выделить несколько крупных политических акций: массовые протесты против законопроекта «О национальной безопасности» (2003), движения за сохранение наследия в 2006 и 2007 гг. [2, p. 76-77]. В 2014 г. политизация достигла нового уровня: «Революция зонтиков» оказала глубокое влияние на политику идентичности. И справедливо сказать, что она стала «прелюдией к протестам 2019 года» [3, p. 25].

Данная работа сконцентрируется на исследовании идентичности гонконгцев, будет рассматривать комплекс факторов, оказывающих влияние на сдвиги в области идентичности и приводящих к усилению конфронтации между материковым Китаем и Гонконгом. Для этого будет проведен анализ протестов 2014 и 2019 гг. на острове.

«Одна страна, две системы»

В начале 1980-х гг., когда становилось очевидно, что подходит конец срока 99-летней аренды Англией Гонконга, логичным решением стало проведение переговоров о будущем острова между Великобританией и КНР. В 1984 г. обе стороны подписали Объединенную декларацию по вопросу о Гонконге1, согласно которой остров должен вернуться в состав Китая в 1997 г. по принципу «Одна страна - две системы». Это означало, что, став частью одной страны с Китаем, Гонконг будет пользоваться «высокой степенью автономии, за исключением внешней политики и обороны»2 в течение 50 лет. Как специальный административный регион, Гонконг располагает собственным правительством, законодательным советом, судом, а также валютой и отдельными паспортами для своих граждан.

Однако де-факто влияние Пекина на внутреннюю политику Гонконга оказалось куда значительнее: с одной стороны, на острове как минимум присутствуют три института, представляющих власть Коммунистической партии Китая (КПК): Офис Связи - орган государственного совета КНР в Гонконге (the Liaison Office of the Central People's Government in the Hong

1 National Legislative Bodies / National Authorities, Joint Declaration of the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of the People's Republic of China on the Question of Hong Kong, 19 December 1984.

2 Ibid.

Kong Special Administrative Region), Гонконгский гарнизон Народно-освободительной армии Китая и комиссариат министерства иностранных дел. Вместе с разветвленной сетью материковых компаний создается ощутимое присутствие тысяч агентов материковой части на территории острова - это точки соприкосновения для влияния, обмена и давления на политику Гонконга [4, p. 238]. Эти многоуровневые связи обеспечивают Пекину иллюзорное присутствие и снабжение информацией, сетями и рычагами давления на САР, если для этого есть необходимость [4, p. 238-239].

С другой стороны, согласно концепции ОСДС Гонконгу де-юре предоставлялась «высокая степень автономии», а также введение всеобщего избирательного права на выборах главы администрации и представителей в Законодательном совете. Но в действительности Пекин систематически подрывает политическую автономию Гонконга: протестующие в 2014 г. выдвигали требования для введения подлинного всеобщего избирательного права [3, p. 34], при котором жители Гонконга должны иметь право непосредственно выдвигать и голосовать за представителей администрации по своему собственному выбору. Примечательно, что согласно статье 68 Основного Закона [Basic Law] метод формирования Законодательного совета определяется с учетом «конкретной ситуации»3, но решение в конечном счете все равно остается за Постоянным комитетом всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП). Процедура информирования о «конкретной ситуации» происходит следующим образом: глава Администрации подает отчет в ПК ВСНП, а затем он решает, готов ли Гонконг к демократии. Если он решит, что Гонконг еще не готов, он может сформулировать, какими должны быть будущие темпы развития. Так, не раз был представлен такой доклад, тем не менее требования не удовлетворялись, когда все остальные ожидали их проведения [5, p. 184].

Здесь стоит заключить, что «одна страна» -это предпосылка и основа «двух систем», а «две системы» подчинены «одной стране» и все зи-

3 China. The basic law of the Hong Kong Special Administrative Region of the People's Republic of China, art. 68. Hong Kong: Joint Pub. (H.K.) Co., 1991.

ждется на ней, но «две системы» не равны друг другу. Более того, концепция ОСДС, которая якобы была создана исключительно для САР, на самом-то деле стала иллюзорным инструментарием, который мог бы быть использован для воссоединения Тайваня [6, p. 223-225]. Однако ОСДС на практике показал свою реальную сторону и неработоспособность в контексте гарантирования демократических принципов.

Локализм: факторы конфронтации

Политика реализации концепции ОСДС - не единственный фактор детерминации конфронтации между Гонконгом и КНР. Справедливо сказать, что «воображаемое сообщество» [7, p. 6-7] островитян после 1997 г. постепенно с разной степенью интенсивности реагировало на нарушение «воображаемых» границ: насаждение материковой системы стало своего рода триггером для поиска локальной гражданской идентичности, нарратив которой стал «выходом» для недовольства. В рамках данной работы я буду считать, что идентичность гонконгцев базируется на локализме (в случае с Гонконгом, вбирает себя и концепт нативизма), который «лейтмотивом» накладывается на ежедневный дискурс и на протестные движения. Данный нарратив апеллирует к целому ряду чувств и «идеологических структур, прежде всего к патриотизму, национализму и даже расизму» [8, p. 112], и в основе лежит защита фундаментальных традиций, ценностей и исторически сложившихся институциональных механизмов, определяющих общность, ее культуру и самобытность [8, p. 112].

Так, в контексте развития локальной идентичности предоставляется возможным проследить усиления идентификации «Гонконгец»: если после 1997 г. наблюдалась преобладание данной идентичности над «китайской» и составляла около 60% (я использовал индикатор «Hongkonger + Hongkonger in China»), то на момент «революции зонтиков» возросла до 68% и к 2019 г. достигла своего зенита в 78% (см. Приложение 1). Создается ощущение, что политическая культура Гонконга отделена от материка: в основе гонконгской идентичности лежат основные ценности города, которые почти полностью являются либеральными. Они включают в себя такие ценности, как: свобода слова, верховенство закона и право на участие в политической жизни [9, p. 124-125].

Рассматривая экономические факторы, которые оказали влияние на интенсивность развития локальной идентичности, следует отметить следующие аспекты: материковые компании в настоящее время вносят свой вклад в более чем половину общей стоимости активов всех корпораций. Китайские акторы активно расширяют свое присутствие, к примеру, в финансовом (Bank of China, ICBC Bank, Construction Bank), строительном (China Construction) и коммунальном секторах (CITIC Pacific Century) [4, p. 238]. Китайские компании поглотили или вытесняли местные компании с рынка: к примеру, в 1997 г. около 50% капитализации фондового рынка принадлежало местным предприятиям [10, p. 335], а сейчас около 80% принадлежит материковым компаниям4. Местная экономическая сфера подверглась вмешательству «извне», что также оказало влияние на развитие локальной идентичности.

Стоит проиллюстрировать социальные и культурные аспекты. После 1997 г. в Гонконге началась волна иммиграции материковых китайцев на остров, которые стали занимать рабочие места местного населения, пользоваться социальным обеспечением острова (так, если ребенок рождается на острове, то он становится обладателем гонконгского гражданства, которое выгодно, в частности, возможностями безвизового перемещения по миру) [11, p. 80]. Более того, гонконгцы обвиняют материковых китайцев в повышении цен на недвижимость, засорении улиц, в перекупке местных продуктов ввиду лучшего качества и переправкой их на материк5. Эти проявления стали «подогревать» антиматериковые сентименты в обществе, усиливая локальную идентичность.

Необходимо упомянуть и языковые отличия, поскольку язык - один из важных факторов в определении сообществ/нации [7, p. 44-46; 12, p. 51-55]. Гонконг не перешел на упрощенную систему иероглифического письма, он намеренно

4 Wu J. Mainland companies account for almost 80% of Hong Kong Stock Exchange market cap. Krasia, 09.06.2020. URL: https://kr-asia.com/key-stat-mainland-companies-account-for-almost-80-of-hong-kong-stock-exchanges-market-cap (accessed on 11.05.2021).

5 Zhu J. Mainlanders in Hong Kong worry as anti-China

sentiment swells // Reuters, 30.09.2019. URL: https://www. reuters.com/article/us-hongkong-protests-mainlanders-idUSKBN 1X90Q8 (accessed on 11.05.2021).

продолжает использовать традиционное письмо и говорить на особом кантонском диалекте, маркируя тем самым не принадлежащих к «воображаемому сообществу».

Пекин стал главным фактором, который способствовал продвижениюлокализма. Политика Пекина по навязыванию Гонконгу своего уклада, вмешательству в локальную систему усилила конфронтацию между двумя сообществами и протесты стали «каналом» выхода недовольства и нарушения границ локального. Чувство рессантимента [1, с. 56] накопленным эффектом сработало, сплотило гонконгское сообщество. Можно сказать, что протесты - это проявление борьбы за локальную идентичность.

Протесты 2014 и 2019 годов

В рамках настоящего исследования я проанализирую протестные движения 2014 и 2019 гг., поскольку они показали новый уровень интенсивности конфронтации между Гонконгом и материковым Китаем. «Зонтичное движение рассматривается как подлинная кампания гонконгцев, направленная на решение коллективной тревоги местного сообщества, и представляется как защита гонконгской идентичности от коммунистического вторжения» [4, p. 241]. А как было отмечено ранее, «зонтичное движение» стало «прелюдией» к событиям 2019 г.

Ключевым событием, повлекшим эскалацию протестных движений 2014 г., стала избирательная реформа: еще в 2007 г. Китай дал обещание, что в 2017 г. в Гонконге выборы будут проведены согласно всеобщему избирательному праву [6, p. 1], однако 31 августа 2014 г. на 10 сессии ПК ВСНП было предложено внести изменения в избирательный кодекс. Согласно им коллегия выборщиков на свое усмотрение выдвигает до трех кандидатов на должность главы САР, а жители выбирают одного из предложенных им6. Данное решение фактически не вписывалось в систему ценностей гонконгцев и нивелировало данному им обещанию о введение всеобщего избирательного права, что вызвало недовольство жителей. И с 26 сентября Гонконг охватили

6 Buckley C., Forsythe M. China Restricts Voting Reforms for Hong Kong. New York Times, 31.08.2014. URL: https://www. nytimes.com/2014/09/01/world/asia/hong-kong-elections. html (accessed on 12.05.2021).

массовые протесты, длившиеся на протяжении

79 дней.

Примечательно, что первыми начали протестовать студенты - молодое поколение, которое выросло уже при «китайском» Гонконге и на которое изначально возлагались большие надежды со стороны китайского правительства при решении вопроса полной интеграции. Более того, хоть это и не первые протесты на острове, однако в «революция зонтиков» участвовало рекордное количество участников на тот момент: общее число каждый день варьировалось около

80 тыс. человек7 и временами достигало пика в 100 тыс. человек8.

Важным аспектом будет небольшой дискурсивный анализ того, как проявляли свою локальную идентичность жители острова во время протестов. Абсолютное большинство гонконгцев в интервью указывали на уникальность острова, подчеркивая, что «Гонконг - не Китай». Приведу некоторые высказывания, иллюстрирующие выражение локальной идентичности:«Если Китай сделает Гонконг одним из своих многочисленных городов, этот город потеряет свое преимущество и престиж, он больше не будет Гонконгом»9, «Самое главное, чтобы правительство знало, что есть много граждан, которые возражают против диктатуры»10, «большинство гонконгцев боятся Коммунистической партии, они используют много грязных тактик, мы видим их на материковом Китае»11.

Помимо интервью данные сентименты можно проследить и на листовках, плакатах, граффити: в словах и слоганах жителей ретранслируются

7 Parry S. Hong Kong protests spread as 80,000 take to streets. The Telegraph, 29.09.2014. URL: https://www.telegraph.co.uk/ news/worldnews/asia/hongkong/11129419/Hong-Kong-protests-spread-as-80000-take-to-streets.html (accessed on 12.05.2021).

8 Roantree A. M., Jucca L. Thousands denounce HSBC board member's likening of Hong Kong people to freed slaves. Reuters, 31.10.2014. URL: https://www.reuters.com/article/ us-hongkong-china-idUSKBN 0IK0DV20141031 (accessed on 11.05.2021).

9 Vice News. Riots, Unrest, and the Umbrella Movement: Hong Kong Rising. Vice News Channel, YouTube, 17.10.2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6HxbHY 86CZc (accessed on 12.05.2021).

10 Ibid.

11 Vice News. The End of the Umbrella Revolution: Hong

Kong Silenced. Vice News Channel, YouTube, 23.01.2015. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=_wXUulAG5z4&t=1278s (accessed on 12.05.2021).

уникальность Гонконга, выражения особенного локального уклада и призывы к демократии. Например: «Гонконг и Китай находятся по разные стороны баррикад, Гонконг должен быть независимым», «Гонконг - не Китай», «Восстановим наш Гонконг» и др. (см. Приложение 2). Стоит отметить, что и в интервью, и на письменных атрибутах жители исключительно использовали кантонский диалект, традиционные иероглифы или английский язык: отчетливо прослеживается выражение на символичном уровне локальной идентичности (не использовали упрощенное письмо и Путунхуа).

В процессе «революции зонтиков» к существующим локалистким организациям добавились новые, отличающиеся более радикальными взглядами в вопросе независимости острова через расширение автономии (например, Новый курс молодежи , Youngspiration) и Коренные гонконгцы , Hong Kong Indigenous). Вместе с тем в прессе возник особый термин , обозначающий локалисткий лагерь [13, p. 63-65]. События протестных движений 2014 г. способствовали не только росту популярности локалистких движений, но и их трансформации в партии12: следовательно, появились новые инструменты давления на политические процессы на острове.

Если переходить к протестам 2019 г., то поводом к их эскалации послужили изменения в законодательстве, а именно законопроект об экстрадиции: в результате принятия поправок у КНР появилась бы возможность требовать выдачи из Гонконга его жителей, подозреваемых в совершении преступлений на территории Китая13. Жители Гонконга подлежали бы выдаче даже тем государствам, с которыми соглашения об экстрадиции не заключены. В обществе возникли опасения, поскольку большинство гонконгцев хотя бы раз посещали материковый Китай, где теоретически они могли совершить

12 Cheung E. LocaList groups announce action plan for Sept LegCo election as CY urged to reflect on by-election result. Hong Kong Free Press, 29.02.2016. URL: https://www. hongkongfp.com/2016/02/29/localist-groups-announce-action-plan-for-sept-legco-election-as-cy-urged-to-reflect-on-by-election-result/ (accessed on 12.05.2021).

13 Ives M. What Is Hong Kong's Extradition Bill? New York Times, 10.06.2019. URL: https://www.nytimes. com/2019/06/10/world/asia/hong-kong-extradition-bill.htmL (accessed on 13.05.2021).

какое-либо преступление, в связи с чем данный закон затрагивал почти всех. В результате недовольство сплотило разные социальные группы: от правозащитников и политиков, критикующих Пекин, до бизнес-сообщества Гонконга (которое в свою очередь считалось про-пекинским ввиду постоянной заинтересованности в работе с Китаем)14.

Жители отмечали, что законопроект подвергал риску самое ценное - свободу и демократические ценности Гонконга [14, p. 43-44]. А это перекликается с идентичностью острова, поэтому в протестах принимало рекордное количество человек: на одну из акций вышли два миллиона человек15. Новые протестные акции стали радикальнее, насильственнее по сравнению с 2014 г.: одним из основных слоганов стал «Освободите Гонконг, революция нашего времени»16 и «национальным гимном» этих протестов стала песня «Слава Гонконгу» [«Glory to Hong Kong»]17. И хоть в ходе протестов от законопроекта об экстрадиции окончательно отказались, протесты продолжились и дальше, протестующие вновь стали требовать всеобщих выборов18.

В июне 2020 г. ВСНП приняло новый закон «о защите национальной безопасности в Гонконге»19, «закручивая гайки» все туже в над-

14 Бажанов П. Антикитайские протесты в Гонконге не утихают уже три недели - на одну из демонстраций вышли два миллиона человек. Чего они требуют? Meduza, 04.07.2019. URL: https://meduza.io/feature/2019/07/04/krupneyshie-antikitayskie-protesty-v-gonkonge-ne-utihayut-uzhe-tri-nedeli-na-odnu-iz-demonstratsiy-vyshli-dva-milliona-gorozhan-chego-oni-trebuyut (дата обращения: 12.05.2021).

15 Бажанов П. Цит. Соч.

16 Ho K. Slogan criminalised as gov't claims 'Liberate Hong Kong; revolution of our times' is pro-independence, secessionist. Hong Kong Free Press, 02.07.2020. URL: https:// hongkongfp.com/2020/07/02/breaking-slogan-criminalised-as-govt-claims-liberate-hong-kong-revolution-of-our-times-is-pro-independence-secessionist/ (accessed on 12.05.2021).

17 Leung H. Listen to the Song That Hong Kong's Youthful Protesters Are Calling Their 'National Anthem'. Time, 12.09.2019. URL: https://time.com/5672018/glory-to-hong-kong-protests-national-anthem/ (accessed on 13.05.2021).

18 Chan H. 'Too little, too late': Hong Kong democrats and protesters vow further action despite extradition bill withdrawal. Hong Kong Free Press, 04.09.2019. URL: https://hongkongfp.com/2019/09/04/little-late-hong-kong-democrats-protesters-vow-action-despite-extradition-bill-withdrawal/ (accessed: on 13.05.2021).

19 Hernández J.C. Harsh Penalties, Vaguely Defined Crimes: Hong Kong's Security Law Explained. New York Times,

ежде установить тотальный контроль над САР и подрывая обещанную автономность, материк тем самым способствует усилению локальной идентичности Гонконга.

Выводы

Локальная гражданская идентичность гонконгцев играет одну из ключевых ролей в детерминации отношений между Гонконгом и КНР. Реализация принципа «Одна страна - две системы» показала свою несостоятельность в предоставлении острову обещанной автономии и демократии. Пекин своей политикой стремится поставить под контроль САР, насаждая свои стандарты, распространяя свою культуру, ставя про-материковых управленцев. Но гонконгцы не

30.06.2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/06/30/ world/asia/hong-kong-security-law-explain.html (accessed on 13.05.2021).

принимают, отторгают эти действия со стороны Китая, и, как мы убедились на основе анализа в этой работе, они выражают свою собственную идентичность, отличную от китайской. Можно предположить, что если Пекин продолжит «патерналистскую» политику, то вполне вероятно, что в обществе увеличатся антиматериковые сентименты.

В регионе существует запрос на сохранение и расширение автономии, а также на проведение референдума о независимости по истечению срока реализации концепции «Одна страна - две системы». К 2047 г. подойдет к концу этот срок, но будущее Гонконга в единой КНР вызывает большие вопросы. Уже сейчас прослеживается увеличивающаяся напряженность, можно предположить, что она продолжится дальше, подталкивая к усилению локальную идентичность гонконгцев.

Список источников / References

1. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги; 2000. 208 с. Coser L. Functions of social conflict. Moscow: Idea-Press; House of Intellectual Books; 2000. 208 p. (In Russ.).

2. Lam W.-m. Hong Kong's fragmented soul: Exploring brands of localism / Lam W.-m., Cooper L. Citizenship, Identity and Social Movements in the New Hong Kong: Localism after the Umbrella Movement. Routledge; 2018:72-91.

3. Loong-Yu. A. Hong Kong in Revolt: The Protest movement and the future of China. Pluto Press; 2020. 521 p.

4. Yep R. Confrontation, state repression and the autonomy of metropolitan Hong Kong. Tai-lok L., Stephen W. K. Chui, Yep R. Routledge Handbook of Contemporary Hong Kong. Routledge; 2019:227-244.

5. Jones, Carol A. G. Lost in China?: Law, culture and society in post-1997. Hong Kong. Cambridge University Press; 2015. 271 p.

6. Bush R. C. Hong Kong in the shadow of China: Living with the Leviathan. Brookings Institution Press; 2016. 394 p.

7. Anderson B. Imagined communities: Reflections on the origin and spread of nationalism. Verso; 2006. 255 p.

8. Betz H.-G. Facets of nativism: A Heuristic exploration. Patterns of Prejudice. 2019;53(2):111-135.

9. Ortmann S. The development of Hong Kong identity: From local to national identity / Lam W.-m., Cooper L. Citizenship, Identity and Social Movements in the New Hong Kong: Localism after the Umbrella Movement. Routledge; 2018:114-131.

10. Ngo T.-W. A genealogy of business and politics in Hong Kong / Tai-lok L., Stephen W. K. Chui, Yep R. Routledge Handbook of Contemporary Hong Kong. Routledge; 2019:324-340.

11. Sung Y.-W. Becoming part of one national economy: Maintaining two systems in the midst of the rise of China / Tai-lok L., Stephen W. K. Chui, Yep R. Routledge Handbook of Contemporary Hong Kong. Routledge; 2019:66-85.

12. Castells M. The Power of identity. Blackwell Publishing; 2010. 583 p.

13. Kwong Y. The growth of "localism" in Hong Kong. China Perspectives. 2016;(3):63-68.

14. Ibrahim Z., Lam J. Rebel City: Hong Kong's years of water and fire. World Scientific Publishing Co., South China Morning Post Publishers Limited; 2020. 789 p.

Приложение 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1

Источник: Hong Kong Public Opinion Research Institute. People's Ethnic Identity. URL: https://www.pori.hk/pop-poll/ethnic-identity/q001.

Для сравнения индикатор "Chinese+Chinese in Hong Kong":

Индикатор "Chinese+Chinese in Hong Kong'

2025-01-01

2020-01-01

2015-01-01

« 2010-01-01

>4 111

I 2005-01-01

со

2000-01-01

1995-01-01

0) 00 0 (£Ю)

S4- о * с- о-- с ■■ S' с ■■ о-- о" ij' ^ о ^ ^

^^À+fffêift^lIlAChmese+Chinese in Hong Kong

Рис. 2

Источник: Hong Kong Public Opinion Research Institute. People's Ethnic Identity. URL: https://www.pori.hk/pop-poll/ethnic-identity/q001.

политология и массовые коммуникации / political science and mass communication

Приложение 2

Данные плакаты и граффити относятся к 2014 и 2019 гг.: оба года важны для дискурсивного анализа. Для 2019 г. характерны более радикальные посылы, заметны вандалистские акты. Важно, что надписи сделаны на традиционном китайском или на английском языках.

Перевод: «Поскольку мы (Гонконг и Китай) находимся по разные стороны баррикад, Гонконг должен быть национальным государством и управляться самостоятельно, без Китая».

Рис. 1

Источник: Lowe J., Ortmann S. Unmasking nativism in Asia's world city: graffiti and identity boundary un/making in Hong Kong. Continuum. 2020;34(3):402. Перевод: «Гонконг - не Китай».

Рис. 2

Источник: Sullivan A. Hong Kong investors face uncertainty as Chinese questions mount. Deutsche Welle. 21.06.2019. URL: https://p.dw.com/p/3Kljb.

Перевод: «Сторонники независимости Гонконга будут избивать жителей материкового Китая, которых увидят на улицах».

Рис. 3

Источник: Lowe J., Ortmann S. Unmasking nativism in Asia's world city: graffiti and identity boundary un/making in Hong Kong. Continuum. 2020;34(3):411.

Перевод: «Освободите Гонконг от фашистского Китая. Подлинной демократии нет места под китайским Гонконгом. Независимость Гонконгу».

Рис. 4

Источник: Private blog. 2014 Hongkong Protests. 17.11.2014. URL: http://kmhouseindia.blogspot. com/2014/11/2014hongkong-protests.html.

Плакаты после протестов за демократию. 16.09.2019.

Рис. 5

The Guardian. 'Never surrender': Hong Kong's protest graffiti - in pictures. URL: https://www.theguardian.com/world/ gallery/2019/sep/20/never-surrender-hong-kongs-protest-graffiti-in-pictures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.