ОДНА ПРОФЕССИЯ -ОДНО ВИДЕНИЕ МИРА
МРы О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОЙ ВЕТЕРИНАРИИ
А. Лозовская
Стремление российского ветеринарного сообщества объединиться, впервые было продемонстрировано в апреле этого года, когда в рамках Российского ветеринарного конгресса прошло сразу несколько мероприятий: VII Международный ветеринарный конгресс по птицеводству, XIX Московский международный ветеринарный конгресс по болезням мелких домашних животных и Международная конференция «Актуальные ветеринарные проблемы по свиноводству».
На торжественном заседании открытия VII Международного ветеринарного конгресса по птицеводству выступили первые лица отрасли, рассказавшие о сегодняшнем состоянии отрасли.
щ
#!
Елена Скрынник
Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник поприветствовала присутствующих и напомнила им о главной цели работы ветеринарного конгресса: координации работы государственной ветеринарной службы по поддержанию эпизоотического благополучия в стране. Среди задач, стоящих перед участниками Конгресса, министр сельского хозяйства назвала «обмен опытом по модернизации производственных процессов, информационное обеспечение деятельности ветеринарных служб и знакомство с новейшими результатами научных исследований в области ветеринарии».
За последний год в отечественной ветеринарии произошли серьезные изменения. Были определены сроки реализации мер по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций,приняты оп-
ределенные шаги по оптимизации государственных услуг в области ветеринарии. 1 января 2011 года в силу вступил новый закон, вносящий изменения в имеющийся закон о ветеринарии. Изменения коснулись ор-
ганизации ветеринарной службы, в результате чего ключевые полномочия были переданы на федеральный уровень с возможностью их делегирования в регионы. Это дает возможность оперативно принимать
меры в экстренных ситуациях, например, при вспышках опасных инфекционных заболеваний.
По словам Елены Скрынник, важнейшей мерой, принятой для повышения эффективности работы государственной ветеринарной службы, стало изменение порядка назначения главных ветеринарных врачей регионов. Теперь данная процедура будет осуществляться при непосредственном участии министра сельского хозяйства РФ.
В настоящее время, при участии отраслевых организаций, активно ведется разработка нового закона «О ветеринарии». В данном законе будут закреплены современные ветеринарные требования к животноводческой продукции, более того, данные требования планируется привести в соответствие с международными стандартами. Кроме того, закон предусматривает введение эффективного разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами, что будет способствовать формированию вертикали власти. После вступления в силу нового закона ожидается либерализация рынка ветеринарных услуг, которая, однако же, будет регулироваться усилением ответственности предпринимателей за несоблюдение требований. Елена Скрынник так охарактеризовала цели проводимой работы: «В результате будет создана эффективная система управления государственной ветеринарной службой, которая позволит эффективно бороться с особо опасными болезнями животных».
Значительную часть своего выступления министр сельского хозяйства посвятила вопросам борьбы с африканской чумой свиней (АЧС). Данная задача, по словам Елены Скрынник, является приоритетной для министерства, однако, несмотря на прилагаемые усилия, ситуация с АЧС в России остается непростой. Регистрируются новые вспышки заболевания, в том числе - в регионах, обеспечивающих большую часть производства свинины в стране.
Для решения проблемы с африканской чумой свиней была создана специальная межведомственная комиссия. В соответствии с решением этой комиссии, регионами разработаны комплексные планы мероприятий по предотвращению заноса и распространению АЧС. Кроме того, в стране проводится повсеместный мониторинг эпиозоотической ситуации среди домашних свиней и диких кабанов. Министерством природных ресурсов и экологии были разработаны рекомендации по уменьшению численности популяций диких кабанов на территории Южного и Северокавказского федеральных округов. Руководителям и владельцам элеваторов рекомендовано оказывать содействие ветеринарным службам субъектов и территориальным управлениям Россельхознад-зора в обеспечении безопасного перемещения фуражного зерна.
Разработан и ряд мер по борьбе с АЧС, которые только планируется применить на практике. В частности, комплекс стратегических мер по предотвращению распространения АЧС станет частью государственной программы развития сельского хозяйства на период с 2013 по 2020 годы. «Таким образом, - завершила свое выступление Елена Скрынник, - я рассчитываю, что данный комплекс мер позволит системно решать во-
просы безопасности продукции животноводства и будет способствовать устойчивому развитию производства мясной продукции».
Сергей Данкверт
Следующим собравшихся поприветствовал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, дополнивший выступление министра сельского хозяйства рассказом о той работе, которой в настоящий момент заняты представители служб контроля и надзора. Описал он и ряд проблем, связанных с работой контролеров, состоящих в штате производственных комплексов и получающих зарплату у бизнеса. Как результат, главные ветеринарные врачи субъектов РФ не имеют возможности собрать полную информацию по эпизоотической ситуации в регионе и передать эти данные в федеральные службы.
Сергей Данкверт отметил необходимость перехода на принципиально новую систему мониторинга, включающую в себя не только мониторинг заразных болезней, но и наблюдение за проводимыми ветеринарными процедурами, а также мониторинг безопасности продукции. Все эти процессы должны быть формализованы, а достижение этой задачи невозможно без консолида-
ции усилий ветеринарных служб отдельных регионов.
Николай Власов
Главный ветеринарный врач России, замглавы Россельхознадзора Николай Власов целиком посвятил свой доклад проблеме африканской чумы свиней, подробно описав эпизоотическую ситуацию и меры, необходимые для ликвидации заболевания.
По словам Николая Власова, ситуации, подобные той, которая сложилась в нашей стране с АЧС, возможны лишь в том случае, если в работе государственной ветеринарной службы есть сбои и неполадки. Более того, наличие одной проблемы такого масштаба указывает на возможность ее повторения с другими заболеваниями.
Африканская чума свиней распространяется по территории Российской Федерации с постоянной скоростью с 2007 года, а значит, усилия, которые прилагаются на местах, недостаточно эффективны, они не дают возможности остановить заболевание. Случаи АЧС регистрируются далеко за пределами ареала обитания диких кабанов, а значит, в стране не отлажена система контроля над перемещением грузов. Но есть и хорошие новости: случаев распространения болезни из зафиксированного очага не выявлено, то есть, местные ветеринарные службы реагируют на вспышку адекватно и своевременно принимают все необходимые меры. В качестве положительного примера борьбы с африканской чумой свиней Николай Власов привел вспышку АЧС в Нижегородской области, ликвидированную быстро и очень эффективно, - столь высокий уровень работы должен стать образцом для ветеринарных служб других регионов.
В целом ситуация с АЧС в России выглядит достаточно мрачно: только за прошедшую часть 2011 года потери от данного заболевания, согласно данным, предоставленным Николаем Власовым, составили
около 16 тыс. голов. Вспышки болезни часто регистрируются в мелких хозяйствах открытого типа, расположение же очагов указывает на то, что заболевание может выйти за пределы Южного федерального округа, где эпидемия уже объявлена.
Отдельной проблемой является отсутствие налаженного взаимодействия между отдельными секторами ветслужбы, например, между федеральной гражданской ветеринарной службой и ветслужбой МВД или вет-службой Министерства обороны. Всего таких секторов шесть, и они представляют собой самостоятельные организации, что приводит к появлению ситуаций, аналогичных произошедшей в Мурманской области. После того, как вспышка АЧС была зарегистрирована на свиноферме, являвшейся подсобным хозяйством воинской части, вышел приказ Министерства обороны, запрещающий разводить свиней в подсобных хозяйствах. Однако обойти данный приказ оказалось очень просто: на местах, где ранее располагались подсобные хозяйства, теперь находятся зарегистрированные ООО. Свиньи находятся там же, где и ранее, и по-прежнему питаются кухонными отходами. Повлиять на эту ситуацию гражданская ветеринарная служба не может.
За годы, прошедшие с регистрации первого случая АЧС в России,
ситуация с этим заболеванием не улучшается, а лишь ухудшается. Если ситуация не изменится, то, по мнению Николая Власова, граница распространения африканской чумы свиней захватит Курскую и Саратовскую области, а также Татарстан.
Очевидно, что необходимо предпринимать более интенсивные меры по ликвидации АЧС. Предполагаемый объем работы огромен и сравним по сложности с программой борьбы с ящуром. Всего ветеринарная служба планирует
обработать без малого двадцать субъектов РФ. Неблагополучную по АЧС территорию разделят на три зоны: наблюдения, искоренения и сдерживания. К первой зоне будут отнесены территории, где уже проведены все необходимые мероприятия, популяция домашних свиней сокращена до минимума, а популяция диких кабанов уничтожена или также минимизирована. В этом районе будет вестись надзор, а затем, после устранения угрозы распространения АЧС, регионы будут репопулированы дикими и домашними свиньями. Основные мероприятия по борьбе с африканской чумой будут сосредоточены во второй зоне, что же касается третьей, то в ней будет проводиться работа, аналогичная той, что идет сейчас, добавится лишь усиленный контроль над перемещением грузов.
Задачи подобного масштаба никогда не ставились и не решались ни в СССР, ни в Российской Федерации, программы по борьбе с болезнями скота, например, с сибирской язвой, охватывали, как максимум, несколько районов. Однако выполнить огромную работупо зачистке регионов, - начиная со свиноферм и заканчивая розничными торговыми предприятиями, - от АЧС необходимо.
Подводя итог своего выступления, Николай Власов подчеркнул, что запланированный комплекс мер по борьбе с африканской чумой свиней будет успешно проведен только в случае, если все службы, вовлеченные в работу, будутхорошо взаимодействовать друг с другом. Более того, для борьбы с такой болезнью, как АЧС, может быть необходима международная кооперация.
Лилия Сургучева
Эффективность работы ветеринарной службы в РФ, идет ли речь о ликвидации АЧС или об осуществлении рутинных процедур контроля качества производимой продукции, напрямую зависит от законодательной базы, которая, в свою очередь, сегодня развивается сразу на двух уровнях: Таможенного союза, частью которого является РФ, и собственно
государства. Изменениям в законодательстве, непрерывно касающимся ветеринарных врачей, было посвящено выступление и. о. руководителя департамента ветеринарии Минсельхоза Лилии Сургучевой. По ее мнению, основным принципом ветеринарного конгресса является активное сотрудничество, а целью мероприятия - определение проблем, существующих в отечественной ветеринарии.
Ветеринария - отрасль, в которой работает огромное количество специалистов. Эти люди трудятся в государственных структурах, в бизнесе, в учебных заведениях, а то, насколько слаженной и эффективной будет их работа, зависит от того, насколько качественно проработана законодательная база. При этом следует помнить, что от качества работы ветеринарных врачей напрямую зависит качество продукции, которую люди потребляют в пищу. Отрасль, обладающая настолько большой социальной значимостью, не может не находиться в зоне пристального внимания государства, которое выражается прежде всего в усилении контрольно-надзорныхфункций и оптимизации представления государственных услуг в сфере сельского хозяйства. Для достижения этих целей ряд полномочий передается с федерального уровня на региональ-
ный уровень, например, усиливаются возможности по введению карантина на территории субъекта федерации, правда, только по определенному в законодательном порядке списку болезней. Если же меры не были приняты или угроза распространения инфекции существует на территории двух и более субъектов федерации, решение о введении карантина будет исходить от Минсельхоза. Еще одним сложным направлением является передача аккредитованным в установленным прядке специалистам и организациям функции оценки соответствия животных и продукции ветеринарно-санитарным требованиям. Атакже введение электронной системы оформления и выдачи ветеринарно-сопроводительных документов.
Федеральный закон, вносящий коррективы в существующий закон «О ветеринарии» начал действовать 1 января 2011 года. Кроме того, как известно, в данный момент ведется работа над новым законопроектом, ознакомиться с ним все желающие могут на официальном сайте Минсельхоза http://www.mcx.ru/.
Данным законопроектом предусматривается дальнейшее разграничение полномочий между службами, работающими на федеральном и региональном уровнях. Еще одна часть законопроекта посвящена аккредитации специалистов и организаций, занимающихся оценкой соответствия животных и продукции на соответствие обязательным требованиям, уделено вниманию и разделению функций ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб. Большой блок нового закона будет посвящен информационной системе учета животных, порядку оформления ветеринарно-сопроводительных документов.
Что касается ситуации, сложившейся вокруг Федерального закона №61, установившего требования к обращению лекарственных средств, в том числе - ветеринарного назначения, то в настоящее время в разработке находится проект постанов-
ления о внесении изменений в данный ФЗ. Если данное постановление будет принято, то Минсельхоз получит возможность вносить поправки в закон «Об обращении лекарственных средств». Кроме того, возможно, в скором времени изменится ситуация с государственной пошлиной, взимаемой в процессе регистрации ветеринарных препаратов, во всяком случае, работа в этом направлении уже ведется.
Вторым направлением работы государственных структур, о котором рассказала Лилия Сургучева, стала подготовка нормативной базы Таможенного союза. Главным приоритетом Таможенного союза в области ветеринарии (наряду с обеспечением свободного перемещения подконтрольных товаров), является поддержание эпизоотического благополучия территорий государств-членов Таможенного союза. Осуществляться это будет при помощи недопущения ввоза и распространения возбудителей инфекционных болезней, а также ввоза товара,не соответствующего ветеринарным требованиям.
На сегодняшний день уже приняты соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, они ратифицированы Федеральным законом РФ. Кроме того, утвержден ряд документов, составляющих правовую базу Таможенного союза: единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории, Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров, подлежащих ветеринарному контролю и единые ветеринарно-санитарные требования, предъявляемые к товарам. Новые формы ветеринарных сертификатов, необходимых для транспортировки продукции из одной страны-участницы Таможенного союза в другую уже разработаны и используются с 1 января
2011 года, что же касается аналогичных сертификатов, необходимых для ввоза товара на единую таможенную территорию, они получат хождение с 1 января 2012 года.
Сейчас ведется разработка технического регламента требований к пищевой продукции, очень важного документа, которым будет утверждаться соответствие продукции, а также документация, требующаяся для перемещения товара по территории Таможенного союза. Позже появятся технические регламенты на отдельные виды товаров: молоко, мясо, корма, кормовые добавки, действие которых также распространится на всю территорию Таможенного союза.
По словам Лилии Сургучевой, основными задачами, которые стоят сегодня перед отечественной ветеринарией, является модернизация отрасли, которая даст возможность использовать существующие технологии в полном объеме, перевод системы управления ветеринарной службой на современные рельсы и внедрение инновационных технологий. Кроме того, ветеринарные врачи не должны забывать о своих рутинных задачах: сохранении запланированных показателей и обеспечении развития производства. Велика также роль ветеринарной службы в усилении позиций отече-
ственного производителя на мировом рынке. Это большая стратегическая задача, но, по мнению Сургу-чевой, все необходимые ресурсы для ее успешного решения в нашей стране имеются.
Разумеется, модернизация отрасли и внедрение инновационных технологий, о которых говорила в своем выступлении Лилия Сургучева, невозможны в отсутствие квалифицированных кадров.
Федор Василевич
О том, что сейчас происходит в области подготовки ветеринарных врачей, рассказал участникам ветеринарного конгресса ректор МГАВМиБ им. К.И. Скрябина Федор Василевич. Он обратил внимание собравшихся на проблему, вызывающую беспокойство не только в российском, но и в мировом ветеринарном сообществе, - в последнее время все больше ветеринарных врачей отдают предпочтение работе с мелкими домашними животными, - желающих работать в продуктивном животноводстве остается все меньше.
Еще одной проблемой, о которой рассказал ректор Московской ветеринарной академии, стал вопрос организации процесса подготовки ветеринаров в нашей стране. С
одной стороны, на территории РФ сегодня существует 44 вуза Минсель-хоза и 10 вузов Минобразования, где можно получить специальность «ветеринария». За последние 10 лет были открыты факультеты в 11 вузах. Между тем расходы на подготовку специалистов очень велики, это самая затратная из сельскохозяйственных специальностей. Даже платное образование не компенсирует эти расходы. Подготовку ветеринарных специалистов в непрофильных вузах Федор Василевич назвал «опасной тенденцией для качества подготовки ветеринарных врачей. Обучение в вузе, где нет клинической базы, нет анатомического театра, нет макро- и микропрепаратов, а главное квалифицированных преподавательских кадров, - это равносильно тому, чтобы готовить ветеринаров в инженерном вузе. Законодательное решение о запрещении такой практики было бы реальным шагом к повышению качества ветеринарного образования России.
Другая опасная тенденция: сокращение специализированных кафедр в ветеринарных вузах. К примеру, сегодня в Московской ветеринарной академии - 19 кафедр; в Казанской - 14; в Санкт-Петербургской - 14; в Омском ГАУ - 10; в Донском и Новосибирском ГАУ - 7;
в 28 вузах - 5-6; в 17 - 3-4; в 3-х вузах - 1 кафедра ветеринарии! Несмотря на то, что птицеводство является самой развивающейся отраслью, в настоящее время только в трех вузах имеется кафедра птицеводства и болезни птиц. Много проблем с практическим обучением ветеринарных врачей: трудности с заключением договоров с хозяйствами на прохождение практики.
Один из показателей работы аграрного вуза - трудоустройство выпускников в АПК. МГАВМиБ им. К.И. Скрябина обратилась в 25 регионов, из 12 областей получила заинтересованный ответ. Выпускники академии, как показала ярмарка вакансий, готовы пойти на село,если будет реализована Федеральная целевая программа развития села.
С 2011 года подготовка ветврачей будет осуществляться по новым государственным образовательным стандартам. По специальности «ветеринария» будет вестись моноуровне-вая система подготовки, - спе-циалитет, сроком на 5 лет; по ветеринарно-санитарной экспертизе вводится единая 3-х ступенчатая квалификационная сетка: бакалавр, магистр, доктор.
Уменьшается нагрузка по общеобразовательным предметам и увели-
чивается, - по специальным. И в целом, как отметил ректор Московской ветеринарной академии, завершая свое выступление: «Большинство вузов системы Министерства сельского хозяйства РФ готовят специалистов, отвечающих современным требованиям и конкурентоспособных на рынке труда и мобильных на производстве».
Сергей Середа
Президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей отметил, что, безусловно, ветеринарным сообществом сделало много. Но он хочет обратить внимание на недостатки, ибо в споре рождается истина, а рождение, - процесс сложный и не всегда быстрый. Никакие национальные проекты невозможны без хороших специалистов, - подчеркнул Середа. Уже почти 15летоб-суждается вопрос заочного образования, и это самая коррупционная составляющая ветеринарного образования. Проблема хорошего специалиста стоит для всех звеньев ветеринарного сообщества, будь то Россельхознадзор, Минсельхоз, птицефабрика, клиника...
Сергей Середа считает, что сегодняшнее образование «не лезет ни в какие рамки и никакие денежные вливания в этом не помогут». Есть один выход: должна пройти реформа ветеринарного образования, и если это не произойдет, вузы будут продолжать готовить полуграмотных специалистов.
Необходимым дополнением к закону о ветеринарии должно стать положение об общественных и само-регулируемых организациях.
И, в заключении, Сергей Середа пожелал государственной ветеринарной службе поменьше изменений и реформ, - они идут не на пользу этой структуре. «У нас должна быть одна профессия и одно видение мира», - процитировал выступающий лозунг World Veterinary Association. Пожалуй, лучше не скажешь. ■