Научная статья на тему 'Одиночество как проявление суицидальной направленности школьников-подростков и юношей'

Одиночество как проявление суицидальной направленности школьников-подростков и юношей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1844
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТОК / ОДИНОЧЕСТВО / ДЕПРЕССИЯ / SUICIDE ORIENTATION OF THE PERSON / TEENAGER / LONELINESS / DEPRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанская Валентина Георгиевна

В статье рассматриваются причины суицидальной направленности личности и проявление суицидального поведения старших подростков и юношей-школьников. В частности, неразрешенное стойкое одиночество может выступать как провокация суицидальной направленности подростков и юношей. Предлагаются формы работы с этими школьниками, чтобы предотвратить их уходы из жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казанская Валентина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Loneliness as a manifestation of suicidal ideation school adolescents and youths

This article discusses the causes of suicide and orientation of the individual manifestation of suicidal behavior older adolescents and young schoolchildren. In particular, unauthorized persistent loneliness can act as a provocation of suicide orientation of teenagers and young men. Available forms of work with these students to prevent their withdrawal from life.

Текст научной работы на тему «Одиночество как проявление суицидальной направленности школьников-подростков и юношей»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.736.4 : 61.6.89 - 008.441.44

В. Г. Казанская

Одиночество как проявление суицидальной направленности школьников-подростков и юношей

В статье рассматриваются причины суицидальной направленности личности и проявление суицидального поведения старших подростков и юношей-школьников. В частности, неразрешенное стойкое одиночество может выступать как провокация суицидальной направленности подростков и юношей. Предлагаются формы работы с этими школьниками, чтобы предотвратить их уходы из жизни.

This article discusses the causes of suicide and orientation of the individual manifestation of suicidal behavior older adolescents and young schoolchildren. In particular, unauthorized persistent loneliness can act as a provocation of suicide orientation of teenagers and young men. Available forms of work with these students to prevent their withdrawal from life.

Ключевые слова: суицидальная направленность личности, подросток, одиночество, депрессия.

Key words: suicide orientation of the person, teenager, loneliness, depression.

Цель работы - анализ тяжелых ситуаций, возникающих в результате переживания одиночества и депрессии старших подростков и юношей, учащихся образовательных организаций, рассматриваются их причины и пути совладания с тяжелыми переживаниями, приводящими к кризисам в жизни.

Задачи:

1) рассмотреть причины одиночества и депрессии современных подростков и юношей;

2) выяснить условия, при которых подросток и юноша оказываются в экзистенциальном тупике, и наметить пути выхода из суицидальных ситуаций.

Гипотезой исследования является следующее: если предусмотреть тяжелые кризисы подростков и юношей, желающих закончить жизнь самоубийством, то можно им помочь их преодолеть.

Анализ литературы показывает, что суицидальная направленность личности и ее суицидальное поведение у школьников не является принципиально новой проблемой. Еще в конце Х1Х и начале ХХ в. в школах России были известны суициды [2; 7; 10-12].

© Казанская В. Г., 2015

25

Рассмотрим источники суицидов школьников - подростков и юношей. В результате непреодолимого одиночества. Мы назвали эту часть работы так: «Подросток у аидова порога».

Переживания одиночества и депрессии, их проявления у школьников

Дорога к аидову порогу - сильнейшее переживание. Напомним, что чувства - это устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающие, отражающие значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами. Это высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Главные причины, вызывающие чувства людей, удовлетворение или неудовлетворение потребностей. Но потребности всегда предметны, поэтому и чувства конкретны. Эмоции же особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с потребностями и мотивами и отражают непосредственные переживания [4]. Эмоции сопровождают любые проявления человека и служат регуляторами психической деятельности. Античные философы их связывали с будущим благом или бедой. Чувства и эмоции имеют отличия:

1) эмоции связаны с конкретными ситуациями и нестабильны. Чувства отражают стабильные переживания;

2) чувство может реализовываться различными эмоциями. Например, горе может быть выражено в печали, страдании, отрешенности, угнетенности, плохом настроении и пр.;

3) в одном и том же чувстве могут соединиться разные, порой противоположные, эмоции. Поэтому чувства могут быть амбивалентными: от радости человек может плакать, от сильнейшего аффекта (например, предательства) - смеяться, петь, танцевать;

4) в процессе индивидуального развития человека чувства появляются позднее, чем эмоции;

5) чувства обобщают несколько эмоций, превращаясь в эмоциональную сферу человека;

6) в чувствах проявляется переживаемое отношение человека к чему-либо значимому. В эмоции такой отчетливой значимости предмета потребностей нет; поэтому они могут возникать в зависимости от ситуации и ее неотчетливого осознавания;

7) чувства человека многомерны, имеют качественное отличие - человек обязан контролировать, к примеру, гнев в отличие от ярости животного.

Возникает вопрос: «Почему переживание одиночества и депрессии мы взяли вначале как незначительное, но затем как тяжелое эмоциональное состояние и проявление суицидальной направленности»? Когда и как это проявляется? Дело в том, что живое тянется к живому. Были получены потрясающие примеры по-

26

требности в близости (Э. Эриксон), присоединения, любви и принадлежности (А. Маслоу), любви и заботе (З. Фрейд), важности комфорта при контакте (Г. Харлоу). Пример последнего: детеныш обезьяны лежит на муляжной «маме-кукле», обнимает ее своими руками, положа голову ей на грудь. Хочется спросить у некоторых мам: «Ваш сын (дочь) часто прижимаются к Вам, ища защиты или контакта»? Хотелось бы верить в положительный ответ.

Вернемся к проблеме одиночества и депрессии и их влиянию на суицидальную направленность подростков (юношей).

Еще 30 лет назад депрессивным синдромам в детстве и отрочестве придавалось незначительное внимание из-за того, что якобы когнитивных и аффективных предпосылок для развития депрессии в эти периоды жизни нет. Международная классификация психических нарушений (МКБ-10) исходит из аналогии между психопатологическими феноменами при депрессиях у детей и взрослых, этиологическая и нозологическая принадлежность депрессивного синдрома теперь не принимаются во внимание. Это связано с тем, что большую роль в лечении и предупреждении депрессии играют антидепрессанты. В детской психиатрии были получены данные о том, что тяжесть депрессивных состояний зависит от стойких аффективных нарушений - циклотимии и дистимии (мы это знаем из акцентуаций характера - циклотимической и дистимической) [5].

Новые подходы к классификации депрессивных нарушений детского и подросткового возраста исходят из того, что при сохранении базисных симптомов надо учитывать и аспекты развития. По сравнению с детским возрастом (от 0,5 до 2,5 %) частота их у подростка существенно выше (от 2 до 8 %). Причем девочки-подростки страдают депрессиями чаще, чем мальчики. Генетические и биологические причины развития депрессий освещены кратко, а социальные и психологические, напротив, представлены более широко. Семейный риск возникновения депрессий достаточно широк в сравнении с отсутствием симптомов в семьях (18 % против 7 %).Семейный риск заболевания депрессиями отмечен у 5 % их показавших. Немецкими учеными отмечены и биологические причины дефицита моноаминов, вызывающего депрессии [8].

Депрессию немецкие ученые связывают с психосоциальными влияниями среды. Генетические и средовые влияния очень трудно отделить друг от друга. У депрессивных пар мать-ребенок выше, чем у недепрессивных, выявляется сходство в мимике и поведении. Младенцы депрессивных матерей привычны к мимике, она такая же, как и у их мам. В сравнении с обычными детьми они не имеют реакций протеста [8].

27

Развитию депрессии, указывают ученые, предшествуют отрицательные события (развод родителей, смерть одного из них. Острые стрессы наблюдаются на фоне недостатка внимания и заботы после развода или смерти одного из родителей, жестокого обращения). Примеров этого много. Они описаны ниже. Сейчас подчеркнем одну важную особенность: в МКБ-10 депрессия считается заболеванием и подлежит наблюдению и консультации у врача, чего у нас в стране нет.

Одиночеству в психологии посвящено немало исследований [1; 3; 13].

Можно выделить несколько психологических подходов к проблеме одиночества: мотивационный, экзистенциальный, социологический, бихевиоральный, когнитивный и психоаналитический. У каждого из них есть свои принципы выявления причин и выделенных особенностей личности. Например, при мотивационном подходе личность боится оценок окружающих, всего нового. Возникает страх отвержения. Личность застенчива, не уверена в своих силах, тревожна, боится всего нового. Экзестенциальный подчеркивает страх подростка перед смертью, переменами в жизни. Подросток противоречив, появляется депрессия из-за несоответствия реальной жизни и будущим воплощением своего Я. К этому добавляется несоответствие реального Я и желанием воплощения. Поэтому застенчива, не уверена в своих силах, тревожна, боится всего нового.

Экзистенциальный подчеркивает страх подростка перед смертью, переменами в жизни. Подросток противоречив, появляется депрессия из-за несоответствия реальной жизни и будущим воплощением своего Я. К этому добавляется несоответствие реального Я и желанием воплощения. Поэтому личная свобода не согласуется с социальной ролью. Психоаналитики главное внимание уделили раннему возрасту, когда формируется и недоверие к миру. Личность самолюбива, эгоцентрична, враждебна к окружающему.

Представляют интерес психологические механизмы, приводящие переживание одиночества к суицидальной направленности: когда, при каких компонентах, почему подросток не может найти выхода из одиночества, будет ли одинокое бытие пагубным? С одной стороны, человек субъективно считает себя одиноким, хотя объективные причины для этого отсутствуют. С одной стороны, человек присутствует среди людей, которым он дает какие-то указания, но считает себя одиноким. В другой ситуации он находится вдвоем с кем-то или в гуще толпы. Такое вот «одиночество вдвоем» и «среди народа потеряшка». Помним у А. Ахматовой: разоренный дом, злая жизнь вдвоем, одиночество вдвоем, ложь предавших

28

губ...Не знать бы никогда такого одиночества вдвоем! Но жизненные сюрпризы многолики, еще более многообразны пути преодоления одиночества. Одиночество может быть понято в объективном и субъективном контекстах, поэтому и отношение к нему может быть различно. Если человек хочет избежать одиночества, то оно пугает и тревожит его гораздо сильнее, чем тогда, когда кто-то оказывается рядом. Приведем пример одиночества юноши Н.А., который его испытывает при безответной любви. Переживания тяжелые [9].

«Загоны

Я не знаю, что со мной.

Я не знаю, кто я.

Я не знаю, почему я, почему именно я? Почему не кто-то другой, не кто-то. В моих снах? Почему?

Депрессия - а что это? Что означает заторможенность в мозгу, что означают эти странные голоса в моей голове? Почему жизнь так жестока, почему и зачем она преподносит эти тупые сюрпризы, сюрпризы, которые не нужны, которые не понятны, которые теряют смысл в этом безумном мире? Депрессия. Но нет, нет. Я не могу. Я не могу так жить.

ЗАГОНЫ... это только ненужные загоны моего больного и извращенного ума. А что есть ум и есть ли он вообще? Нужен ли человечеству? А, он не нужен только мне. Думать - это так. Но это только мое мнение, а мое мнение - это ничто, как и я сам!

Я! Странная буква в алфавите.Странная. Вроде бы и я последняя как догорающая звезда в затерявшейся ночи. Как глупая мысль о самоубийстве. Глупо.

А говорят, что надежда умирает последней. Неверное мнение. У кого-то она умерла уже давно. умерла, и никто не заметил. А просто это никому не нужно. Никто и не заметит исчезновения одной бесчувственной и малозначной жизни маленького человечка в большом каменном лесу. Да. Загоны!

Любовь. Странное чувство, но не более. Зачем любить, зачем предаваться чему-то возвышенному, не спать ночами, думать только о. о. Да. О НЕЙ. О ней и только о ней.

Любовь. А может, это только выдумка? Выдумка, но не моя. Почему эта ноющая боль в душе не дает забыть? Забыть эти мгновения, эти прекрасные мгновения которые не так часто бывают на протяжения всей ничтожной жизни. Забыть это жгущее шею дыхание, эти сверкающие глаза, похожие на ночной небосклон, забыть этот голос, который можно сравнить лишь с пением жаворонка, нет, с журчанием весеннего ручейка, который, как маленький ребенок, живет непринужденно, который течет, не зная, куда и не зная зачем. Забыть. забыть ее движения, для которых не нужна музыка, за-

29

быть ее волосы, ее прекрасные волосы, которые развевались на ветру.

И наконец, забыть Ее. Это все нельзя забыть! И время лечит, а, может, калечит? А может она только издевается надо мной?

Со временем люди меняются, но не меняется чувство. Чувство ненависти. Ненависти ко всему. Нет!.. (Но крик мой падает в темноту) НЕТ!!! (Он не будет никем услышан)

И только свет луны, такой же далекий и забытой, как Я, скрашивает мое одиночество. Д.Ж.»

Вот такое переживание молодого человека, видящего смысл своего существования в НЕЙ. Но она молчит. И понять невозможно, сколько времени это будет продолжаться и почему она молчит. Отвергла? Как быть в таких ситуациях? Попробуем разобраться. До нее чем был занят парень? Что делал? Нельзя ли удвоить энергию, найти что-то очень серьезное и достойное? Нельзя ли поговорить с тренером, учителем (то есть тем человеком, кто является уважаемым и является авторитетом). Надо бы увеличить нагрузки. Выполняя их, должны быть высокие достижения, каких раньше не было. Изменяется кризисная ситуация, у парня успехи. Он много работает. Его хвалят, ставят в пример другим. Он с грустью думает: «А она не знает, что я такой хороший». Но так продолжается не очень долго. Тренер увеличивает нагрузки. Наступает момент, когда парень получает разряд и едет на соревнования. Там много ребят умных и достойных... Хоть соревнования не выиграл, но познакомился с другими. Постепенно успокоился. Сместился акцент с НЕЕ на дело, которое ему очень нравится. Затем знакомится с девчонками, которые тоже то ли от одиночества, то ли на зло кому-то занимаются плаванием, бегом и пр. То есть кое-что преодолели с помощью взрослых или уважаемых близких. По такому сценарию возможно совладание с депрессией. Путей, как от нее избавиться, столько, сколько подростков на свете. Можно заняться тем, что очень любишь.

Отметим и то, что жизнь состоит из сущностных психологических конструктов: целей, их достижения, личностных ресурсов, влияния социально-психологических детерминант, ценностей, смыслов и пр. Конечно, на каждом этапе психического развития дети должны осознавать свои жизненные перспективы, соотносить их со своими возможностями, «строить» себя, понимать психологические механизмы трудностей, уметь вовремя с ними справляться. Поскольку психологические барьеры необходимы и дают новые возможности для свершений человека, о них должны знать и преодолевать. Их надо подросткам воспринимать спокойно с помощью взрослых. А взрослые обязаны (подчеркнем это слово) видеть переживания подростка, помочь найти личностные ресурсы. Кто в первую оче-

30

редь, должен это видеть? Кто должен в первую очередь помочь детям, даже, казалось бы, большим и ростом выше родителей? Непременно, родители.

Представляют интерес психологические механизмы, приводящие переживание одиночества к суицидальной направленности: почему, за счет каких компонентов, почему подросток не может найти выхода из одиночества, будет ли «одинокое» бытие пагубным? С одной стороны, человек субъективно считает себя одиноким, хотя объективные причины для этого отсутствуют. С другой, около него полным - полно людей, которым он дает какие-то указания, но считает себя одиноким, поскольку, с его точки зрения, нет человека, «понимающего» его. Значит, эти концепции ставят в центр внимания соотношение объективного и субъективного понимания одиночества и то, как человек к этому относится. Если человек хочет избежать одиночества, то оно пугает и тревожит его гораздо сильнее, чем тогда, когда кто-то оказывается рядом.

Одиночество подростков будем рассматривать как результат отгороженности от них родителей, в первую очередь матерей, в решении вопросов смысла жизни, поиска своей идентичности и формирования своих потребностей. Надо иметь в виду, что современные подростки - дети нового социального периода развития нашей страны, когда их родителям было особенно непонятно ближайшее будущее: то ли деньги надо было иметь вопреки всему, то ли учиться неизвестно зачем (инженеры и тогда получали копейки.) Казалось бы, сейчас понятны социальные возможности семей, но понятно ли адекватное приложение сил подростков? Пришлось наблюдать странную сцену, когда отец журил подростка за желание иметь скутер на день рождения: «Ты что, с ума сошел, я что, ворюга какой-нибудь, чтобы деньги грести лопатой, а потом все барахло на помойку выбрасывать?! Обойдешься ластами».

Многое в этом монологе позволяет думать о смысле и ценностях жизни детей, их родителей, о преодолении препятствий (барьеров) и замене (подмене) ценностей... Но главное, с кем и где наши подростки, когда хотят удовлетворить свои потребности? Вопрос о потребностях подростков является одним из главных в процессе социального развития, в том числе появления одиночества и депрессии.

Одиночество - ощущение своей особости, которая не дает возможности подростку контактировать с другими. Причины этого различны - от значимости в социальных контактах своих физических качеств до неразвитости психологических навыков и умений («я не умею общаться с незнакомыми людьми, о чем с ними говорить?»).

31

В детском доме, откуда девочка О. была принята в приемную семью, был проведен опрос, в который были включены такие вопросы: «Ты испытываешь одиночество?», «Почему оно возникает?», «Ты стараешься помочь ребятам, если видишь, что они сидят одни и чем-то опечалены?», «Человеку плохо, когда он одинок?» Были получены такие ответы:

1. «Испытываешь ли ты одиночество?»

«Никогда» - 5 чел., «иногда» - 4 чел., «часто» - 2 чел., «постоянно» - 9 чел.

2. «Почему оно возникает?»

«Нет друзей» - 5 чел., «давно не видел своих близких людей» -6 чел., «не знаю, чем заняться» - 4 чел., «мне так больше нравится» - 4 чел.

3. Ты стараешься помочь ребятам, если видишь, что они сидят одни и чем-то опечалены?»

«Постоянно» - 7 чел., «часто» - 5 чел., «иногда» - 4 чел., «никогда» - 4 чел.

4. «Человеку плохо, когда он одинок?»

«Плохо» - 15 чел., «бывает по-разному» - 3 чел, «зато никто не пристает» - 2 чел.

Эти результаты, хотя и не имеют статистической значимости из-за маленькой выборки, но тем не менее показывают, что почти половина подростков (9 чел.) испытывает одиночество. Это происходит потому, что четвертая их часть (пятеро не имело друзей, а шестеро давно не видели близких родственников, что составляет более 50 %). Третья часть подростков признает, что им плохо, когда они не видят близких людей (15 чел.). Однако это чувство граничит с амбивалентностью: плохо бывает не потому, что никто не подходит, а не подходит значимый, приятный человек. Незначимые, неприятные, рядом находящиеся люди «пристают», и это раздражает.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что одиночество - это не расположение человека в пространстве. Значимо одиночество вдвоем, одиночество среди шумной толпы в большом городе, когда нет места и предмета, который бы тебя радовал сам по себе, одиночество в собственном доме, когда понимаешь отсутствие в нем красоты и близкого человека. Взрослые умеют с этим справиться, посещая поодиночке концерты и театры. Самые неприятные и наиболее угнетающие человека вещи - усиление ощущения ненужности, пустяковой собственной жизни, когда ни подвигов совершить не удается, ни удивить кого-то ... Так заявляют подростки.

32

Главная причина одиночества - неудовлетворенная аффилиа-тивная потребность (в присоединении к кому-то). Однако дефицитарность этой потребности проявляется тогда, когда личность не может или не хочет ее заменить. Например, подросток С. стремится дружить с К., у которого есть новая компьютерная игра. Но для К. он не интересен. Тогда у С. возникает досада, печаль из-за того, что им пренебрегли. Но ведь возможна компенсация, то есть он может познакомиться с другими подростками, у которых есть увлечения иного рода, например, спортивные (ролики, велосипед и пр.) Если же он играет один, у него много незнакомых и интересных игрушек и занятий (например, катание на коньках или занятия музыкой), дефицит в общении будет восприниматься положительно. Но если деятельность требует совместных способов выполнения, то невозможность ее выполнить при сильном желании вызовет чувство отверженности. Это чувство не станет слабее до тех пор, пока не повысится установка на принятие другими. Ведь человек анализирует свой арсенал средств, которыми он располагает для выполнения данной деятельности Подростковые переживания одиночества, которые наступают вследствие отвержения, приносят много страдания. Мы это видели в «Загонах». Каковы главные результаты переживания одиночества? Они могут быть положительными тогда, когда подросток или юноша переходят на новую ступень жизни или осваивают новую трудную деятельность. Отрицательное влияние одиночества может быть деструктивным в случае предательства и отвержения.

Предательство вообще переживается тяжело, подростками особенно. Девочка-подросток пишет: «Одно из самых сильных переживаний переход в другую школу. В новом коллективе меня не приняли, со мной не разговаривали шесть месяцев. Правда, держалась я очень стойко, но внутри было очень плохо. В эту школу я перешла со своим другом. С ним мальчишки из класса подружились. Самое обидное было то, что мой друг ко мне не подходил. Он боялся того, что увидят нас вместе и с ним тоже разговаривать не будут. Так я осталась одна. Но хорошо, что семья у меня очень дружная. Они меня все время не оставляли одну. Потом все наладилось. А некоторые девочки сказали: «Оказывается, ты не воображуля, а клевая девчонка. Мы решили тебя проучить». Представим себе ситуацию, при которой объявляется бойкот надолго, поэтому позвонить некому, погулять не с кем, спросить что-то не у кого (представим приезжих, плохо говорящих по-русски и неуспешных, каково им?) Были определены следующие типы одиночества:

33

Первый тип. Аутичные подростки с низким стремлением к принятию и высоким страхом отвержения. Такие подростки и юноши, не умея себя выразить, уклоняются от общения, кроме близких людей.

Второй тип. Застенчивые, робкие ребята с высоким стремлением к принятию и высоким уровнем страха быть отвергнутыми. Такие подростки стремятся к общению со сверстниками и боятся его. Переживая глубокий внутренний конфликт, они не умеют общаться из-за плохих коммуникативных навыков, не выработанных ранее.

Третий тип. Враждебные, злые, неадекватно направленные против других одноклассников или только тогда, когда хотят получить что-то для себя. (списать, просят выгородить при проступке и пр.)

Все выше отмеченное свидетельствует о том, что одиночество одиночеству рознь. И не каждое приводит к депрессии и, как следствие, суицидальным намерениям. Еще раз подчеркнем, что одиночество - это ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими, переживание отсутствия значимого другого.

Выясним условия, при которых подросток и юноша оказываются в экзистенциальном тупике. Одиночество может быть предэтапом депрессии в том случае, если имеет сильную ценностную значимость, проявляется во времени, содержании и видах (духовное и коммуникативное). Педагоги наиболее сложным у подростков считают духовное одиночество, так как оно показывает разные ценности и их неприятие сверстниками.

Одиночество может переходить в депрессию, если подросток не имеет возможности высказать кому-то свои страдания. Значит, одно из условий появления страдания от депрессии является невозможность выразить просьбу в близости с кем-то («Не уходи, побудь со мной, мне плохо, меня никто не понимает». К примеру, в новой школе новые порядки, к которым не привык подросток, к тому же дежурный учитель делает замечание об отсутствии сменной обуви. Это замечание записывает в дневнике. В конце недели набирается еще 2-3 замечания. Школьник реагирует грубостью. Неприятность обеспечена).

Второе условие для развития депрессии подростка - уход из семьи одного из родителей, чаще всего отца, особенно тогда, когда его любили и были с ним очень близки. Страдания еще больше, когда отец не приходит, его долго не видят подростки.

Третье условие появления депрессии - потеря статуса при переходе в другую школу или контакты с новым учителем, появление в связи с этим инсинуации («Не морочь мне голову. Если не выучил,

34

не крути одно и то же по кругу... Вымахал, а ума не набрался... Что не скажешь, всегда одна глупость. Думаешь, твои прыжки вместо физики сгодятся? Дураков ищешь. Правда, ребята?»)

Четвертое условие - несправедливость педагогов, подмена одного другим («Ты человек - то какой, кошмар! Кого хочешь, обманешь. На классном собрании поставим вопрос о снижении отметки за дисциплину. Пускай все ученики знают, и не только в нашем классе».)

Пятое условие появления депрессий - нарушение отношений со значимыми людьми как источник страданий подростка (измена и предательство близкого человека). Можно отнести сюда безответную любовь, невозможность доказать свою невиновность и пр. Почему депрессии часто идут нога в ногу с суицидальными мыслями или направлены на осознание себя в этом мире, чаще всего с отрицательной оценкой? Что это: манифестация, переживание страшного горя и конца, когда будущее и не становится альтернативой? Вновь подчеркнем, эмоциональный фон, на котором проходят все случаи потери статуса, близкого человека, нелюбви, особенно значимого одиночества и депрессии.

Далее отметим, что неудовлетворенные потребности - это условие «безвыходных» ситуаций подростка.

Суицидальные фантазии и намерения подростка - прямое продолжение их депрессивных состояний. При обострении депрессии активность подростка резко снижается, а затем наступает полное бездействие. Все вокруг он воспринимает в «черном цвете». В итоге появляется отсутствие ценности своей жизни, о чем ни в педагогической, ни возрастной психологии не говорилось. Для того чтобы нейтрализовать появление беспокойства, отрицательных переживаний, приводящих к обесцениванию жизни подростка, нужна социальная поддержка, о чем говорил Б.Г. Ананьев. Именно она повышает толерантность человека. Приведем примеры значимости социальной поддержки для подростков. Было опрошено 20 восьмиклассников в одной из школ Ленинградской области. Так, на высказывания «Есть кто-то рядом, когда я в беде» ответило «да» - 20 чел.; «Есть кто-то, с кем я могу разделить свои беды и радости» -18 чел., «Моя семья на самом деле хочет мне помочь» - 19 чел., «Я получаю эмоциональную поддержку, в которой нуждаюсь, от моей семьи» - 19 чел. Источниками социальной поддержки у подростков являются близкие и значимые люди в семье и среди сверстников. Они создают благоприятный фон общения. С ними возникают конъюнктивные отношения, быстрее происходит эмоциональное восстановление, снимается напряжение, легче переносятся отрицательные переживания и почти не появляются страдания.

35

Каковы пути выхода из суицидальных ситуаций, в которых оказываются учащиеся-подростки? Какова помощь подростку с суицидальной направленностью?

Прежде всего, надо иметь в виду, что спонтанностью, независимостью от социального окружения, депрессии и суицидальную направленность подростков и юношей изменить нельзя. Опираясь на исследовании Б.Г. Ананьева, И.И. Мамайчук, Л.О. Вассермана, можно выделить такие принципы психологической помощи:

• прогностического характера психологической помощи;

• комплексности;

• индивидуального подхода;

• развивающих воздействий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создания сближающих отношений.

Прогностический характер психологической помощи состоит в том, что видя те или иные стороны нарушений в эмоциональноволевой сфере, способен сделать вывод об их последствиях. Как глубоко переживает подросток или юноша неприятное событие, как долго сохраняется его плохое настроение, активен ли он на уроках, легко ли переключается на новые виды деятельности и пр.

Принцип комплексности требует того, чтобы все воздействия на ребят должны проводиться с учетом их семей, всех учителей и сверстников. Психотерапия должна включить в себя ряд подходов на бихевиористском, психоаналитическом, гештальтистском, гуманистическом понимании помощи.

Принцип индивидуального подхода при оказании помощи подросткам и юношам предполагает знание их сильных и слабых сторон. Никакое воздействие не может применяться без главного принципа помощи «не навреди». Применяемые воздействия должны быть гуманными при коррекции одиночества и депрессии, если родители-алкоголики. Применяемое воздействие должно стимулировать образование положительных отношений к школе и учителям.

Приведем несколько упражнений на преодоление депрессий и снятия напряжения. «Ребята, если у вас плохое настроение, возникли неприятности. Надо сделать следующее. Прежде всего, надо понять причины, его вызвавшие. Не совершай необдуманных поступков. Если нарастает раздражение от обиды и хочется кого-то побить, скажи самому себе: «Я умный и сильный, в следующий раз рассудим, кто из нас прав, кто виноват». Обидчику скажи: «Я тороплюсь. И не готов с тобой спорить». Умей отказать тому, кто сильнее.

Эта неприятность пройдет. Постарайся не физически, а с помощью своего ума справиться с неприятностью. Если сумеешь один раз сказать «нет», в следующий ответить обидчику и вымогателю будет намного проще.

36

Утверждайся в полезной деятельности, считай себя полноценной, умной и достойной любви девушкой. (То же в отношении молодого человека - утверждайся в полезной деятельности, считай себя умным, умеющим достигать цели.) Опирайся на самых ценимых тобой людей, и ты все преодолеешь.

Значит, психологической основой преодоления суицидальной направленности подростка и юноши старших классов является повышение субъективной ценности своей жизни. Механизм преодоления - это внутренняя структура («устройство») преодоления, соединение ее с микросредой, которая препятствует и помогает человеку выстоять и превозмочь себя [6]. Трагические события в семье одного толкают к выпивке. Шокируют. Лишают воли, другой же берет за руку сестренку и ведет ее в детский сад, а вечером парнишка приводит ее домой. Чистят картошку и ужинают. Запивают чаем вприкуску с рафинадом. Не идет вешаться... Откуда берет силы этот паренек? Никого не ругает. Ухаживает за больной матерью. Не сорит деньгами. Не орет. Не злится. Может, это элемент генофонда русской нации, которая на протяжении веков многое претерпела. Напоследок хотелось бы сказать родителям и их детям-подросткам и юношам: «Берегите себя. Вы еще ощутите праздник в своей душе, который вы создали благодаря своему терпению».

Список литературы

1. Галигузова Л.Н. Проблемы социальной изоляции детей // Вопр. психологии. - 1996. - №3.

2. Гордон Г.И. Самоубийства среди детей // Мир Божий. - 1902. - № 4. -С. 93-114.

3. Долгинова О.В. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1996.

4. Казанская В. Г. Психология и педагогика. - СПб., 2008.

5. Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб., 2008.

6. Казанская В.Г. Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь. - М.: НКЦ, 2015.

7. Лярский А.Б. Самоубийства учащихся как феномен системы социализации в России на рубеже Х1Х-ХХ веков / под ред. С.Э. Никулина. - СПб., 2010.

8. Психотерапия детей и подростков / пер. с нем.; под ред. Х. Ремшмидта. - М., 2000.

9. Сакович Н.А. Диалоги на аидовом пороге. - М., 2012.

10. Феноменов М.Я. Причины самоубийств в русской школе. - М., 1914. -С. 11-12.

11. Хлопин Г.В. Материалы по оздоровлению России. - СПб., 1911.

12. Хлопин Г.В. Самоубийства, покушения на самоубийства и несчастные случаи среди учащихся русских учебных заведений. - СПб., 1906.

13. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами СУЗ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2003.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.