УДК: 37.037.1
Спицына Л.Г.
к.п.н., доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
Хмелёва Ю.А.
студентка 3 курса гуманитарного факультета Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, КАК РЕЗУЛЬТАТ ДУХОВНОЙ ДЕГРАДАЦИИ ОБЩЕСТВА. МОЛОДЁЖНЫЙ СУИЦИД — НАДУМАННАЯ ПРОБЛЕМА ИЛИ ОТВЕТ НА «ЗАБОТУ» ВЗРОСЛЫХ?
В статье указано, что проблема молодежного суицида становится всё более актуальной. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
Ключевые слова: суицид, самоубийство, статистика, профилактика, подростки.
Суицид — проблема, пугающая своей актуальностью в наше располагающее к стрессам и депрессиям время. Беда, которую трудно предотвратить. В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое, в большинстве случаев это поведение психически нормального человека, в то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю форму саморазрушительного поведения.
Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого макросоциального конфликта. Оно отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на самоубийство или покушение на свою жизнь (мысли, намерения, высказывания, угрозы и др.). Суицидальные проявления у детей и подростков являются одной из форм агрессивного поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения взрослых [1, с. 138].
Классическое определение суициду дал Э. Дюркгейм, предположив, что самоубийство это — «всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом положительного или отрицательного акта, совершенного самой жертвой».
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» — иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети.
Самоубийства, особенно в молодёжной среде, свидетельствуют о том, что в обществе существует ряд проблем, с которыми человек не может справиться или не считает нужным решать их обычным способом, приемлемым для общества; о наличии переживаний, связанных с личным горем, разочарованием или просто человеческим пессимизмом.
Суицидальное поведение у подростков до 13 лет — редкое явление, с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает (смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя), максимум суицидов приходится на возрастную группу 16-19 лет. Наиболее частые способы лишения себя жизни у девочек — отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение. Возрастной пик суицидального риска в возрасте от 15 до 19 лет, связан с высокими требованиями к адаптационным механизмам личности, которые предъявляются именно в этом возрасте
(напр., преобладание требований «ты должен» вместо «я хочу», государственные экзамены в 9 и 11 классах и др.).
Как считает японский суицидолог Ямамото Тэй, число самоубийств, совершаемых именно из-за неразделенной любви, в возрасте до 16 лет составляет 42,2% у девушек и 36,6% у юношей. К 25 годам удельный вес этой причины резко сокращается.
По статистике, по абсолютному количеству подростковых самоубийств среди детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет, Россия занимает первое место.
По типологии суициды делятся на три основные группы:
1. Истинные:
- есть желание умереть;
- есть размышления и переживания о смысле жизни;
демонстративные:
- нет желания умереть;
- есть попытка шантажа;
- смерть наступает из-за роковой случайности.
2. Скрытые:
- есть действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода (суицидально обусловленное поведение).
К самоубийствам на почве любви можно отнести суициды, совершаемые из-за смерти любимого человека. Подростки, отличающиеся высоким уровнем эмоциональности и возбудимости, особенно тяжело переживают смерть близких. Они нередко замыкаются в себе, становятся нелюдимы и в результате могут выбрать добровольное расставание с жизнью.
Невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов, и реже — подростковых, так как ценность родительского внимания с возрастом утрачивается, и 16-17-летние подростки легче переносят отрыв от родителей, чем дети младшего возраста.
Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает. Нередко такие случаи происходят в семьях, где уже есть один ребенок, и рождается новый малыш, которому, естественно, родители уделяют больше внимания, а старшего ребенка как бы лишают детства, заставляя его ухаживать за младшим братом или сестрой. Известны случаи, когда на этой почве убивали себя даже пятилетние дети, поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми, поступки которых являются в какой-то мере зеркалом, отражающим поведение их отцов и матерей, а с самими родителями [2].
Учебный процесс и сложности, связанные с ним — достаточно распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические специальности (особенно часто — студенты физико-математических институтов, будущие программисты, генетики, химики и т.д.). Возможно, это происходит потому, что подобные специальности нередко выбирают для себя люди замкнутые, неадаптивные, необщительные, в общем, как говорят в студенческой среде, «ботаники». Такие подростки, как правило, имеют высокий и очень высокий коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди сверстников.
Чувство одиночества — весьма частая причина суицидальных попыток и завершенных суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. Порой они даже переживают своеобразный феномен — «одиночество в толпе», когда их окружают толпы людей, и вроде все знакомы, и никто не желает зла, но они безгранично одиноки, точнее, чувствуют себя таковыми. Дети и подростки, зачастую склонные к демонстративной театральности, нередко совершают самоубийства в особую дату и при особых условиях, так называемые юбилейные
самоубийства. Можно было бы отнести этот тип самоубийств к подражательным, но небольшая разница все-таки есть — акцент идет именно на дату и время, причем иногда — с точностью до минуты.
Так, в ответ на сообщения в СМИ о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки-интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира и выбросились из окна.
К классу самоубийств-убийств относятся те случаи, когда подросток не только убивает себя, но и забирает с собой на тот свет одного, двух, а иногда и десяток одноклассников, или даже свою семью; просто людей, которых он ненавидит.
Как правило, у подростков формируется крайне болезненное отношение как к своей внешности, так и к внешности сверстников. Врожденные уродства, неизлечимые болезни, любая неполноценность могут опять же вызвать осуждение и издевки со стороны сверстников. Те несчастные, которым адресованы такие слова, не в силах вынести гонения и преодолеть чувство отчаяния, могут выбрать добровольный уход из жизни. [3]
Таким образом, молодежь, совершающая суицид, редко хочет умереть — она желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Как показывают исследования, лучшим способом профилактики суицидов более 70% подростков считают образовательные программы для молодежи и родителей.
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Важную роль в этом вопросе играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами — более успешными, бодрыми, добродушными. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности.
На базе Филиала СГПИ в г. Железноводске 2 раза в год силами профессорско-преподавательского состава проводятся обучающие семинары-тренинги по проблеме профилактики суицидального поведения среди подростков для учителей и классных руководителей г. Железноводска и п. Иноземцево.
Н. Карамзин справедливо назвал самоубийство «неизъяснимым феноменом в нравственном мире». Все существующие теории, с помощью которых психологи, социологи и философы пытаются объяснить суицидальное поведение, не справляются со своей задачей. Понять суицид невозможно.
Единственное, что мы можем — пытаться вернуть заблудившимся душам веру в жизнь и отношение к ней как к высшей ценности.
Литература
1. Шипицына Л.М., Шпиленя Л.С. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска // Руководство для педагогов, психологов, социальных педагогов. — М., 2008.
2. Проблема самоубийств среди молодёжи http://sci-artide.m/stat.php?i=proЫema_samouЫystv_sredi_molodezЫ
3. Суицид как социальная проблема общества http://ЫЫюfond.ruMew.aspx?id=472793