ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УДК 929.737
В. Е. Павлов
ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЕЙ
(к 110-летию со дня рождения инженера путей сообщения А. Б. Васенко)
В статье представлен краткий обзор основных этапов развития воздухоплавания, затронута деятельность многих ученых, внесших вклад в совершенствование этой отрасли. Подробно описаны основные этапы биографии Андрея Богдановича Васенко, выпускника Института инженеров путей сообщения, которого в полной мере можно назвать первопроходцем в области воздухоплавания.
воздухоплавание, А. Б. Васенко, Институт инженеров путей сообщения, Бетанкур, аэростат, воздушный шар, стратостат «Осоавиахим-1».
История воздухоплавания содержит много страниц, связанных с Институтом инженеров путей сообщения. В 1927 году факультет воздушных сообщений Института закончил Андрей Богданович Васенко. Сейчас трудно сказать, почему талантливый поэт, драматург, музыкант и певец выбрал путь инженера-конструктора воздухоплавательных аппаратов. Видимо, сказался культ отца - Богдана Петровича Васенко, инженера путей сообщения, о котором в семье всегда помнили, хотя ушел он из жизни очень рано, когда Андрею было всего 3 года.
Андрей Васенко посвятил себя новому делу - воздухоплаванию, которое тогда, в начале XX века, было на взлете и динамично развивалось.
Аэростаты, их использование в научных целях, исследование тайн «пятого океана» - вот что привлекало романтика Васенко.
Первый рабочий проект аэростата был разработан итальянцем Торци в 1670 году (летающая лодка с парусом). Оригинальный проект аэростата -воздушного шара, оторвавшегося от Земли, разработали братья Монгольфье
(одному было 43 года, другому 38 лет), которые 5 июня 1783 года осуществили свой проект - заставили воздушный шар объемом 600 м 3 подняться на высоту 2000 м и за 10 минут покрыть расстояние 2,5 км. Оболочка аэростата была заполнена горячим воздухом (70.. .100 оС).
Вторая демонстрация «монгольфьера» состоялась 19 сентября 1783 года: аэростат с необычным экипажем (баран, петух и утка) поднялся на 500 м и пролетел за 10 минут 4 км, плавно опустившись на землю. Третий полет, с экипажем из двух человек, осуществлен 21 ноября 1783 года. Высота подъема 500 м, за 25 минут аэростат пролетел 9 км (в этом же году Л. Эйлеру, выдающемуся математику и механику, удалось вывести формулу для расчета подъемной силы аэростата).
29 ноября 1783 года в Испании из парка в Мадриде поднялся в воздух «аэростатический глобус» - воздушный шар, сконструированный А. Бетанку-ром (в 1809 году он был назначен инспектором (ректором) первого в России высшего технического учебного заведения в Санкт-Петербурге). 18 декабря 1783 года в Мадриде был запущен второй аэростат, собранный Хосе Кла-вихо (парадокс в том, что художник Антонио Карнисеро создал красочную картину с изображением шара Бетанкура, почему-то назвав картину «Запуск шара Хосе Клавихо», что долго скрывало от историков имя первого воздухоплавателя Испании).
В 1784 году Монгольфье предложили использовать парашют для человека, покидающего в воздухе аэростат. В 1797 году на парашюте впервые спустился, покинув аэростат, французский воздухоплаватель Гарнерен (первый ранцевый парашют в 1911 году предложил российский изобретатель Г. Е. Котельников).
Первая демонстрация полета аэростата без человека в России состоялась 24 ноября 1783 года в Петербурге, а первый полет человека - 20 июня 1803 года тоже в Петербурге (французский исследователь Гарнерен).
В апреле 1868 года с территории Юсуповского сада в Петербурге был осуществлен запуск с научными целями первого в России управляемого воздушного шара с исследователями, возглавляемыми М. А. Рыкачевым, создателем теории полета вертолета.
Большой вклад в развитие воздухоплавания внес Д. И. Менделеев, внедривший в 1874-1875 гг. в практику полетов аэростатов высотомер высокой точности и высказавший идею герметичной кабины - гондолы.
Аэростаты использовались и в военных целях. Японцы в 1905 году в боях за Порт-Артур против русских использовали воздушные шары, проводя разведку укреплений города.
Аэростаты широко использовались для аэрофотосъемок местности при изысканиях шоссейных и железных дорог.
Первый аэрофотоаппарат для съемки земной поверхности изобрел член Российского технического общества инженер В. И. Срезневский. Впервые
съемка с высоты при полете на воздушном шаре осуществлена в 1886 году инженером А. М. Кованько.
Известен военный инженер, воздухоплаватель, изобретатель, специалист в области фотографии Ричард Юльевич Тиле. С 1898 года он руководил фотографическими работами в Министерстве путей сообщения. Он изобрел оригинальную аппаратуру для воздушных съемок. В 1903 году Тиле построил воздушный шар и произвел съемку трассы вдоль Черноморского побережья. В 1908 году с помощью его аппаратуры (панорамографа) была произведена трассировка Транссибирской магистрали. Р. Ю. Тиле - автор первого капитального труда «Фототопография в современном развитии» в трех томах, изданного в 1907-1909 гг. в Петербурге.
С 1880 года в России стал выходить журнал «Воздухоплавание», в котором печатались статьи об аэростатах, аэропланах, дирижаблях. В 1914 году выходило уже 20 журналов, посвященных воздухоплаванию, - в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Севастополе, Харькове, Николаеве (13 журналов только в Петербурге).
Безусловно, из журнала «Воздухоплаватель», из лекций своего учителя - профессора Н. А. Рынина, первого декана факультета воздушных сообщений Института инженеров путей сообщения - А. Б. Васенко узнал о многих интересных достижениях в области воздухоплавания, но еще больше - о проблемах, которые предстояло решить.
Дипломный проект «Перспективы исследования атмосферы при помощи дирижаблей», выполненный Васенко под руководством профессора Рынина, окончательно решил его судьбу - молодой инженер посвятил себя воздухоплаванию.
А. Б. Васенко родился в Петербурге 28 декабря 1899 года (9 января 1900 года по новому стилю). Он был четвертым, младшим в семье. В 1903 году после смерти отца, преподавателя Института инженеров путей сообщения, семья переезжает в Царское Село, где жили родственники матери, Софьи Эмильевны. После окончания частной школы Левицкой Андрей поступает в Царскосельскую Николаевскую мужскую гимназию, которую заканчивает в 1918 году с золотой медалью (эту гимназию закончил известный поэт Н. С. Гумилев, директором гимназии долгое время был поэт Анненский).
Юный талантливый гимназист развивался в живой творческой атмосфере. В 1913-1915 гг. Васенко издает собственный рукописный журнал «Молодое» (проза, стихи, публицистика, шарады - отдел «Кошачье ухо»). Сохранились записная книжка Андрея, шесть толстых тетрадей его стихов и прозы, записки сестер и матери. Андрей сочинил три драмы для постановки в гимназии.
В 1915 году Васенко встретился с поэтом И. Северяниным, слушал его стихи, восторгался ими. Но вот на столе молодого поэта и прозаика, еще не определившего свой дальнейший путь, появились труды Циолковского,
Рынина, журналы «Воздухоплавание». Новые мысли увлекли Андрея в небо, в космос.
И в это же время пришла любовь. В 1918 году Васенко женился на Вере Левиной, выпускнице Царскосельской женской гимназии. Она была подругой сестры Андрея и часто бывала в их доме. Надо продолжать учебу, получать высшее образование, посвятить себя какому-то делу.
Андрей выбирает Институт инженеров путей сообщения, сдает экзамены, становится студентом. Но по разнарядке направляется в железнодорожную роту Красной Армии, уезжает на восстановление мостов и других сооружений, разрушенных в годы первой мировой и гражданской войн.
Только в 1923 году Васенко возвращается в Институт и попадает под влияние выдающегося специалиста в области воздухоплавания профессора Николая Алексеевича Рынина. Николай Алексеевич в 1920 году организовал в Институте факультет воздушных сообщений, он стал основоположником подготовки отечественных инженеров воздушного флота. В 1927 году Ва-сенко получает диплом инженера путей сообщения и поступает на работу в Высшую техническую школу военно-воздушных сил. В дальнейшем у молодого инженера меняются планы. Он работает в Павловске в Метеорологической обсерватории, поступает на работу в новый Аэрологический институт в Ленинграде, где скоро становится заместителем директора. В это же время начинается его педагогическая деятельность в Институте инженеров путей сообщения и в Институте гражданского воздушного флота, появившегося в 1930 году на базе факультета воздушных сообщений Института, где учился Андрей Богданович.
В феврале 1933 года Васенко становится научным сотрудником Научно-исследовательского института гражданского воздушного флота и получает назначение на должность главного конструктора проектирования и постройки стратостата «Осоавиахим-1» (до этого Васенко сконструировал два аэростата). Он возглавлял и координировал работу предприятий, изготавливавших оболочку, гондолу и такелаж стратостата. Через полгода стратостат был готов. Была подготовлена и научная аппаратура.
Утром 30 января 1934 года с воздухоплавательной площадки в поселке Кунцево под Москвой стартовал аэростат (или стратостат - для подъема в стратосферу) «Осоавиахим-1».
Перед экипажем были поставлены задачи: получить научные сведения о физическом состоянии верхних слоев атмосферы, изучить природу космических лучей, определить величину напряженности магнитного поля земли на разных высотах, определить состав воздуха при подъеме, произвести аэрофотосъемку земной поверхности.
Многие из этих задач были разрешены, судя по записям в бортовом журнале, который вел Васенко. Однако программа не была полностью выполнена.
К несчастью, в период спуска произошла авария, связанная с нерегулируемым выпуском газа и быстрым снижением аэростата. При резком торможении кабины произошел разрыв тросов, оболочка оторвалась и гондола (кабина) стала падать самостоятельно, приземлившись на большой скорости. Все члены экипажа погибли.
В составе экипажа были Павел Федорович Федосеенко (ветеран воздухоплавания, командир экипажа, инженер-конструктор дирижаблей, закончивший в 1932 году Военно-воздушную академию, 36 лет), Илья Давыдович Усыскин (инженер-исследователь, выпускник Ленинградского политехнического института, 24 года), Андрей Богданович Васенко (34 года). Их тела привезли с места падения (под городом Саранском) на Казанский вокзал в Москве, затем была проведена кремация останков.
Урны с прахом погибших в присутствии делегатов 17-го съезда коммунистической партии были захоронены в Кремлевской стене. Посмертно каждый из членов экипажа был награжден орденом Ленина.
Так в преддверии космоса оказался Андрей Васенко, первопроходец-воздухоплаватель, имя которого навечно вошло в историю науки и техники.
Впервые в стратосферу поднялся советский экипаж в составе Прокофьева, Годунова и Бирнбаума 30 сентября 1933 года на стратостате «СССР-1» объемом 25 тыс. м 3, при этом была покорена высота 18 800 м, высоту 22 км взял стратостат «Осоавиахим-1» объемом 25 тыс. м 3, пилотируемый Федо-сеенко.
В ноябре 1935 года американский стратостат объемом 105 тыс. м 3 достиг высоты 22 066 м, наибольшую высоту подъема 34 668 м достигли 23 мая 1961 года американцы Росс и Пратер, объем стратостата 283 тыс. м 3.
В 1972 году в США автоматически управляемый стратостат (без человека) поднялся на высоту 52 км (объемом 1,36 млн м 3) с аппаратурой весом 113 кг. После этого полетов в стратосферу на аэростатах не проводилось.
В честь Васенко в Ленинграде (в 1934 году), в Пушкине и Павловске (в 1940 году) были названы улицы (в Пушкине в 1993 году улица Васенко была переименована в Дворцовую). В 1984 году на одном из домов в Пушкине была установлена мемориальная доска в связи с 50-летием полета в стратосферу Васенко и его коллег (не сохранилась). Газеты «Комсомольская правда» и «Правда» 31 января и 1 февраля 1934 года опубликовали материалы о полете стратостата «Осоавиахим-1» и гибели экипажа. В 1934 году был опубликован сборник газетных статей «Герои стратосферы». О полете в стратосферу инженера путей сообщения А. Б. Васенко узнала вся страна. Портрет Васенко в 1959 году помещен в галерею портретов выдающихся ученых и инженеров - выпускников Института - в связи со 150-летием основания Института инженеров путей сообщения, ныне Университета путей сообщения.
Библиографический список
1. Авиация : энциклопедия / гл. ред. Г. П. Свищев. - М. : Большая российская энциклопедия : Центральный аэрогидродинам. ин-т им. Н. Е. Жуковского, 1994. - 736 с.: ил. - ISBN 5-85270-086-Х.
2. Августин Бетанкур. Взгляд сквозь эпохи: Промышленный переворот в Испании и России во второй половине XVIII - первой четверти XIX века / Д. В. Никольский. -СПб. : ПГУПС, 2007. - 191 с. - ISBN 978-5-7641-0187-3.
3. Материалы историко-литературного Музея г Пушкина [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik_Gimn/NGU_ Vasenko.htm (дата обращения: 17.10.11).
© Павлов В. Е., 2012