Научная статья на тему 'Педагогическая и научная деятельность Н. А. Рынина до первой мировой войны'

Педагогическая и научная деятельность Н. А. Рынина до первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ / ИНСТИТУТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / AIRCRAFT / AVIATION / INSTITUTE OF COMMUNICATIONS / SPECIAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пиджаков Александр Юрьевич, Хороших Владимир Алексеевич

В статье рассматривается ранний период научно-педагогической деятельности профессора Н.А. Рынина, внесшего весомый вклад в развитие и становление различных областей науки и техники: начертательной геометрии, строительной механики, аэродинамики и организации воздушных сообщений. Авторы делают акцент на научной и преподавательской деятельности ученого в Институте инженеров путей сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical and scientific activity of N. A. Rynin until World War I

The article deals with the early period of the scientific and pedagogical activity of Prof. N. A. Rynin, who contributed significantly to the development of the various fields of science and technology: descriptive geometry, building mechanics, aerodynamics and aviation. The authors focus on academic research and teaching activities at the Institute of transportation engineers.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и научная деятельность Н. А. Рынина до первой мировой войны»

УДК 629.73(051)(47+57)«1908/1914»

А. Ю. Пиджаков*, В. А. Хороших**

Педагогическая и научная деятельность Н. А. Рынина до Первой мировой войны

В статье рассматривается ранний период научно-педагогической деятельности профессора Н.А. Рынина, внесшего весомый вклад в развитие и становление различных областей науки и техники: начертательной геометрии, строительной механики, аэродинамики и организации воздушных сообщений. Авторы делают акцент на научной и преподавательской деятельности ученого в Институте инженеров путей сообщения.

The article deals with the early period of the scientific and pedagogical activity of Prof. N. A. Rynin, who contributed significantly to the development of the various fields of science and technology: descriptive geometry, building mechanics, aerodynamics and aviation. The authors focus on academic research and teaching activities at the Institute of transportation engineers.

Ключевые слова: авиация, воздухоплавание, Институт путей сообщения, специальные дисциплины.

Key words: aircraft, aviation, institute of communications, special disciplines.

Николай Алексеевич Рынин родился в Москве 11 декабря 1877 г. в семье чиновника военного ведомства. В 1888 г. он поступил в Симбирскую мужскую классическую гимназию (которую за год до этого окончил В.И. Ленин). В 1896 г. Н.А. Рынин отправился в Петербург с намерением поступить в старейшее транспортное высшее учебное заведение России - Институт инженеров путей сообщения [7, с. 7-8]. 30 лет педагогической и научной деятельности Н.А. Рынина были неразрывно связаны с этим вузом.

В начале XX в. в России и за рубежом стало бурно развиваться воздухоплавание. Среди талантливых инженеров и выдающихся ученых, стоявших у истоков отечественного воздухоплавания, был и Н.А. Рынин. 1907 г. был переломным в его жизни и научной деятельности.

* Пиджаков Александр Юрьевич, доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

** Хороших Владимир Алексеевич, кандидат исторических наук, Рыль-скийо авиационный технического колледж гражданской авиации, Заслуженный работник транспорта РФ.

В начале 1908/1909 учебного года в Институте инженеров путей сообщения организовался студенческий кружок по изучению воздухоплавания, почетным членом и руководителем которого с первого дня его основания становится Н.А. Рынин. На заседании Совета института 9 апреля 1909 г. был утвержден устав этого кружка, в котором были сформулированы основные цели кружка: изучение научных основ воздухоплавания, ознакомление с современным состоянием техники и популяризация идеи воздухоплавания среди студентов института [8].

В Петербургском политехническом институте «мысль о создании кружка относится к марту 1908 г., когда... было вывешено объявление, приглашающее записаться любителей воздухоплавания..., а профессор В.Л. Кирпичев указал на желательных руководителей кружка -инженеров Рынина и Ющенко» [3, с. 703-706]. В Петербургском университете «кружок возник в конце 1908/1909 учебного года... Под воззванием подписалось 100 человек. Был окончательно выработан и проведен через Совет профессоров устав кружка и организованы лекции Н.А. Рынина...» [2, с. 71-73].

«Новая Русь» писала: «Лекции по воздухоплаванию в предстоящем учебном году будут читаться не только в политехническом институте, но и в институте путей сообщения. За организацию лекций взялся местный студенческий воздухоплавательный кружок. Предполагается устраивать их по вечерам и сделать их доступными также для посторонних лиц. Лекторами будут приглашены специалисты из профессоров института и военно-инженерной академии» [4].

Уже в первый год существования кружка его членами под руководством Рынина были подготовлены и прочитаны доклады: «Аппараты легче воздуха за 125 лет», «Аппараты тяжелее воздуха», «Расчет воздушного шара», «О поддерживающих поверхностях» и др. Совет института отнесся сочувственно к начинаниям кружка и уже в 1909 г. «отпустил 150 рублей на покупку книг и журналов».

С целью более широкой популяризации идей воздухоплавания среди студентов и преподавателей, по инициативе Николая Алексеевича с декабря 1908 г. кружок начал издавать журнал «Аэромобиль». В каждом его номере публиковались наиболее интересные доклады студентов и преподавателей, заслушанные на заседаниях кружка, переводы статей иностранных авторов по проблемам воздухоплавания, богатая хроника о первых полетах на воздушных шарах, дирижаблях и аэропланах в России и за границей.

Так, в одном из первых номеров журнала за 1909 г. были опубликованы статьи студентов института А. Пихлака «От шара к дирижаблю» и Д. Уотгофа «Три с половиной месяца деятельности кружка для изучения воздухоплавания» [1, с. 1-26; 27-30]. В другом

номере журнала за этот же год [1, б/н] помещены переводы зарубежных статей о теоретических проблемах воздухоплавания и практике постройки первых летательных аппаратов: В. Татина

«Исследование законов сопротивления воздуха» и доклад доктора-инженера Ф. Цеппелина «Знания, полученные при постройке воздушных кораблей», сделанный им 10 июня 1908 г. в Дрездене на собрании союза немецких инженеров. В разделе «Хроника» сообщалось, что «5 марта в зале армии и флота в присутствии многочисленной публики вице-президентом французского аэроклуба, известным авиатором Р. Эсно-Пельтри, было сделано весьма интересное и обстоятельное сообщение "Современные управляемые аэростаты и аэропланы"» [1, с. 17].

Из-за отсутствия специальной литературы и необходимых средств не было возможности проводить в институте широкие экспериментальные исследования в области воздухоплавания, поэтому журнал «Аэромобиль» в первые годы его издания не только выполнял роль пропагандиста и популяризатора, но и являлся единственным источником самообразования студентов. В одном из номеров журнала, в статье от редакции, были сформулированы основные цели его издания: «Кружок для изучения воздухоплавания при Институте инженеров путей сообщения, едва ли не старейшая в России студенческая организация по воздухоплаванию, лишен пока, к сожалению, возможности широкой работы на практике, за отсутствием тех средств, которые необходимы для этого дела, но теоретическая сторона вопроса открыта ему, и в целях самообразования и лучшего ознакомления с открытиями в этой области и всестороннего освещения этого вопроса мы решили приступить к изданию журнала... мы главные силы положим на техническую и теоретическую сторону дела, постараемся разобрать ряд вопросов, осветив их по возможности всесторонне» [1, 1911, с. 3].

О направленности деятельности кружка и объеме его работы можно судить хотя бы по отчету за 1911 г. [1, 1911, с. 3]. В этом году состоялось 10 общих собраний кружка, на которых было заслушано 18 докладов. Наибольший интерес представляли доклады инженера

Н.А. Рынина и студента А.Г. Воробьева (впоследствии известный ученый и инженер в области авиации), в которых был проведен обзор отечественных и иностранных книг и журналов по проблемам воздухоплавания и устройству летательных аппаратов. Высокую оценку получили доклады студентов А. Думчева «Очерк жизни и деятельности профессора Н.Е. Жуковского в области воздухоплавания», А.И. Иванова «Об одном способе измерения высоты подъема», С.Г. Хорькова «Методы испытания воздушных винтов» и др.

Студенты - члены воздухоплавательного кружка под руководством Рынина принимали личное участие в полетах на воздушных

шарах, аэростатах и аэропланах. 21 октября 1911 г. студенты В. Никольский и Д. Реховский совершили полеты на аэроплане «Фарман» в Гатчине, а студент М. Л. Григорашвили 15 июля 1911 г. получил звание пилота-аэронавта и затем демонстрировал несколько полетов на аэроплане «Блерио» в различных городах России (25 сентября 1911 г. - в Челябинске, 16 октября 1911 г. - в Томске, а затем в Эдинбурге близ Риги и др.) [5, с. 5-7].

Большую организаторскую, учебную и научную работу проводил

Н. А. Рынин как руководитель, педагог и ученый. Кружок по изучению воздухоплавания, созданный им в Институте инженеров путей сообщения, просуществовал до 1914 г. Занятия воздухоплаванием прервала Первая мировая война. Члены кружка, как и другие студенты института, были призваны на службу в действующую армию, некоторые из них стали летчиками, многие погибли.

Перед самым началом войны в институте состоялось торжественное заседание в связи с пятилетием кружка (со дня утверждения его устава Советом института). Это было 50-е заседание кружка. Многие члены воздухоплавательного кружка впоследствии стали крупными учеными в области авиации, известными инженерами и конструкторами. Так, один из докладчиков на юбилейном заседании воздухоплавательного кружка А.А. Фридман стал крупным ученым в области динамической метеорологии. В 1922 г. он вывел общее уравнение для определения вихря скорости, которое приобрело фундаментальное научное значение, предложил модель нестационарной Вселенной, составившую основу современной космологии. В 1931 г. за большие заслуги в развитии отечественной метеорологии ему была посмертно присуждена Ленинская премия.

В 1914 г. кружок насчитывал в своем составе более 90 чел. Среди его почетных членов были выдающиеся ученые Н.Е. Жуковский, С.Д. Карейша, П.К. Янковский, Н.Н. Митинский, преподаватели и инженеры Н.А. Рынин, М.В. Заустинский, М.Л. Григорашвили.

Кружок по изучению воздухоплавания и журнал «Аэромобиль», которые были созданы и работали под руководством Н. А. Рынина и при его непосредственном и активном участии, безусловно, сыграли огромную роль в деле пропаганды и популяризации идей воздухоплавания в институте и за его пределами. Занятия в кружке приобщали студентов к изучению теории воздухоплавания и авиации, конструкций летательных аппаратов и предоставляли возможность приобретения опыта первых самостоятельных полетов.

Вместе с тем Николай Алексеевич прекрасно понимал, что для серьезных занятий воздухоплаванием в институте должна быть создана специальная система подготовки кадров на строго научной основе с необходимой экспериментальной базой. Еще в апреле 1909 г. Н.А. Рынин стал факультативно читать лекции по воздухо-

плаванию в Институте инженеров путей сообщения членам кружка и всем интересующимся теорией авиации и устройством летательных аппаратов. В мае 1909 г. Н.А. Рынин обратился к декану и организатору первого в России кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института профессору К.П. Боклевскому с предложением организовать курс воздухоплавания: «Многоуважаемый Константин Петрович! Решаюсь обратиться к Вам с предложением, вероятно, для Вас не новым, но, на мой взгляд, весьма важным. Дело в том, что при поразительных успехах, которые теперь обнаруживаются в воздухоплавании за границей, необходимо в России как можно скорее серьезно заняться этим вопросом, поставить изучение его на строго научную и прочную почву... я решаюсь обратиться именно к Вам с предложением учредить преподавание курса воздухоплавания при кораблестроительном отделении. (Ведь воздухоплавательный аппарат есть именно корабль, и методы изучения первого весьма похожи на методы изучения второго).

Хотелось бы, чтобы в кораблестроительном отделении, как первом в своем роде в России, правительство поставило бы изучение и преподавание воздухоплавания на прочное основание, и это будет иметь, очевидно, громадное историческое значение... Я не скрываю, что очень желал бы принять участие в этом преподавании и еду летом за границу для изучения различных вопросов по воздухоплаванию, и между прочим на воздухоплавательную выставку во Франкфурте-на-Майне.

В крайнем случае я согласился бы вести преподавание без всякого ассигнования кредита, так как выписать книги и журналы по воздухоплаванию можно было бы за счет общих ассигнований на библиотеку, а относительно же производства опытов можно было бы войти в сношения с другими учреждениями. При сем прилагаю примерную программу по курсу воздухоплавания.

Преданный Вам Н. Рынин. 6 мая 1909 г.» [10. Ф. 478. Оп. 7. Д. 3. Св. 595. Л. 1-2].

Прилагаемая Н. А. Рыниным программа по курсу воздухоплавания включала следующие разделы: 1) введение в курс воздухоплавания; 2) воздух и его свойства; 3) полет по воздуху в природе;

4) воздухоплавательные двигатели; 5) конструкция воздухоплавательных аппаратов; 6) служба движения в воздухоплавании; 7) воздухоплавательные заводы и мастерские; 8) воздухоплавательные выставки; 9) конкурсы, лекции, испытательные станции и пр.; 10) роль воздухоплавания в развитии других наук и роль последних в развитии воздухоплавания; 11) история воздухоплавания; 12) заключение [10. Ф. 478. Оп. 7. Д. 3. Св. 595. Л. 3-4].

12 мая 1909 г. при кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института под председательством Боклев-ского состоялось первое заседание комиссии по вопросу об учреждении курса воздухоплавания [6, с. 116]. На заседании присутствовало 11 чел., в том числе крупный ученый в области теоретической и прикладной механики И.В. Мещерский, а также Н.А. Рынин и М.А. Шателен. Были намечены основные разделы курса:

1. Теоретическая аэродинамика; сопротивление воздуха, работа винтов.

2. Механизмы двигательные и вспомогательные.

3. Конструкция и расчет управляемых аэростатов и аэропланов.

М.А. Шателен предложил ввести в программу основы метеорологии, а Н.А. Рынин изложил свой проект учебного плана, в который рекомендовал ввести лабораторные работы по определению сопротивления воздуха, испытанию двигателей и частей воздухоплавательных аппаратов. В решении комиссии было записано: «...просить

Н.А. Рынина и В.Ф. Найденова подготовить программу курса «Конструкция и расчет управляемых аэростатов и аэропланов»». В мае 1909 г. Совет Политехнического института обратился в Совет министров с просьбой учредить курсы воздухоплавания, но утверждены такие курсы были только 15 декабря 1909 г., после долгой переписки.

В это же время вопросы изучения и преподавания воздухоплавания рассматривались и в Институте инженеров путей сообщения. 28 июля 1909 г. Совет института обсудил рапорт Митинского об организации занятий и чтении лекций по воздухоплаванию и принял решение «навести справки о постановке преподавания воздухоплавания в Петербургском политехническом институте» [10. Ф. 381. Д. 568. Л. 143-144].

Между тем Н.А. Рынин летом 1909 г. выехал в командировку за границу - во Францию и Германию, где присутствовал на состязаниях аэропланов в Шампаньи, осматривал воздухоплавательный отдел промышленной выставки в Нанси, посещал школу воздухоплавания в По, высшую школу аэронавтики в Париже и знакомился с новейшими летательными аппаратами на воздухоплавательной выставке во Франкфурте-на-Майне [10. Ф. 381. Оп. 13. Д. 3786. Л. 2]. По возвращении в Россию он сделал доклад в Институте инженеров путей сообщения по результатам поездки «Новейшие успехи воздухоплавания» и опубликовал в 1910 г. две статьи: «Новейшие успехи воздухоплавания» и «Аэромеханические лаборатории: Историческая справка с добавлением различных данных об устройстве современных лабораторий».

5 сентября 1909 г. Митинский вновь подал рапорт на имя директора института: «Принимая во внимание то громадное развитие, которого достигло в настоящее время воздухоплавание, как с

теоретической, так и с практической стороны, явилось бы желательным и отвечающим требованиям жизни учреждение в Институте инженеров путей сообщения систематических лекций и занятий, относящихся к воздухоплаванию и изучению новых "воздушных" путей сообщения.

Ввиду этого имею честь внести в Совет предложение об организации курса воздухоплавания в Институте инженеров путей сообщения в этом же учебном году, идя тем самым навстречу желанию самих студентов института, организовавших в прошлом учебном году воздухоплавательный кружок. Со своей стороны рекомендовал бы пригласить для чтения лекций и организации занятий по воздухоплаванию преподавателя Института инженеров путей сообщения, адъюнкта прикладной механики С.-Петербургского политехнического института, инженера путей сообщения Н.А. Рынина, который, как мне известно, давно занимается воздухоплаванием, а лето сего года посвятил изучению воздухоплавания за границей» [10. Ф. 381. Оп. 13. Д. 568 а. Л. 739].

На заседании Совета Института инженеров путей сообщения 24 сентября 1909 г. был обсужден этот рапорт и было принято решение «организовать в текущем учебном году чтение общего курса воздухоплавания и курса двигателей внутреннего сгорания для автомобильного дела и воздухоплавания» [10. Ф. 381. Оп. 13. Д. 568 а. Л. 156-158].

Накануне этого заседания Н.А. Рынин подал рапорт на имя директора института с просьбой предоставить ему право чтения лекций по воздухоплаванию: «Имею честь просить о предоставлении мне в Институте инженеров путей сообщения чтения лекций по воздухоплаванию, если курс последних будет введен в институте... Вопросами аэромеханики я занимаюсь уже давно. С новейшими успехами техники и воздухоплавания я имел возможность познакомиться за лето сего года во время заграничной поездки. Зимою 1908-1909 года мною был сделан доклад в С.-Петербургском политехническом институте под заглавием «Аэроплан братьев Райт. Его устройство и управление»... Кроме того, я состою секретарем Научно-технического комитета Всероссийского аэроклуба и принимаю участие в рассмотрении проектов воздухоплавательных аппаратов, поступающих в аэроклуб. Я состою уже 9-й год преподавателем Института инженеров путей сообщения и 5 лет преподаю прикладную механику в С.-Петербургском политехническом институте.

Адъюнкт прикладной механики Н. Рынин. 9 сентября 1909 г.» [10. Ф. 381. Оп. 13. Д. 3786. Л. 4].

Учитывая этот рапорт и рекомендацию Митинского, Совет института 15 октября 1909 г. поручил Н.А. Рынину чтение общего курса воздухоплавания. Для чтения лекций в неделю выделялось по

2 ч в течение учебного семестра или по 1 ч в течение года. Сразу же после этого решения Совета, в октябре 1909 г., Н.А. Рынин приступил к чтению лекций по общему курсу воздухоплавания по следующей программе:

1. Применение метеорологии к воздухоплаванию (аэрология).

2. Общее описание устройства и эксплуатации воздухоплавательных аппаратов легче воздуха (воздушных шаров и дирижаблей).

3. Общее описание устройства и эксплуатации воздушных аппаратов тяжелее воздуха (аэропланов).

12 ноября 1909 г. Совет Института инженеров путей сообщения заслушал доклад Н.А. Рынина о постановке преподавания общего курса воздухоплавания и одобрил программу и содержание лекций [10. Ф. 381. Оп. 13. Д. 568. Л. 210-214], а 15 декабря Особый журнал Совета министров в разделе «О мерах к развитию воздухоплавания в России» уже сообщал: «Совет министров выслушал словесные объяснения товарища министра путей сообщения, сенатора Мясо-едова-Иванова, заявившего, что в текущем учебном году курс воздухоплавания введен уже в Институте инженеров путей сообщения, причем необходимые на оплату лекций расходы покрываются из специальных средств названного учебного заведения... Не говоря уже о всестороннем инженерном образовании, которое дает своим слушателям высшее учебное заведение ведомства путей сообщения, при нем особенно хорошо поставлено преподавание весьма обширного курса легких машин, применяемых, как известно, в качестве двигателей к воздухоплавательным аппаратам. Таким образом, студенты старших курсов являются уже основательно подготовленными для восприятия основ воздухоплавания» [9. Ф. 418. Оп. 1. Д. 1356. Л. 203-210].

14 мая 1910 г. Николай Алексеевич докладывал Совету института об итогах первого года преподавания курса воздухоплавания [10. Ф. 381. Д. 569 а. Л. 328-329]. Он указывал, что число слушателей в среднем составляло не менее 50, а последние лекции во втором семестре 1909/1910 учебного года посещало около 100 студентов. С целью их ознакомления с конструкциями летательных аппаратов и экспериментальными работами в лабораториях были организованы экскурсии в Аэродинамический институт на станции Кучино близ Москвы, музей прикладной механики Московского университета и на Коломяжский ипподром в Петербурге для осмотра новейших аэропланов.

В течение года студенты выполняли рефераты по различным вопросам воздухоплавания, из которых наивысшую оценку получили доклады В. Никольского «О наблюдениях Шарля Рише за полетом птиц», А. Лебедева «Устройство приборов для испытания винтов» и

А. Воробьева «Дирижабль Торрес-Квеведо». Была издана первая часть лекций Н.А. Рынина по курсу воздухоплавания «Аэрология» и сдана в печать вторая - «Аэростатика».

Николай Алексеевич прекрасно понимал, что выполнение широкой учебной программы и проведение серьезной научной работы по воздухоплаванию в институте невозможно без создания экспериментальной базы, без аэромеханической лаборатории. К созданию аэромеханического кабинета в Институте инженеров путей сообщения Н.А. Рынин приступил еще в начале 1909 г., в чем большую помощь ему оказывали студенты - члены воздухоплавательного кружка. К этому времени кружок располагал большим количеством отечественных и иностранных книг и журналов по воздухоплавательной тематике, разнообразными метеорологическими инструментами и приборами.

22 октября 1909 г. Рынин обратился с рапортом на имя директора института, в котором убедительно доказывал необходимость создания аэромеханической лаборатории и просил выделить для этой цели помещение и средства: «Для того чтобы поставить преподавание на строго научную почву и получить возможность произвести новые исследования в этой области, необходимо при институте устроить аэромеханическую лабораторию, которая могла бы способствовать разрешению ряда вопросов, представляющихся при проектировании воздухоплавательных аппаратов [10. Ф. 381. Д. 568 а. Л. 881].

На заседании 9 ноября 1909 г. директор института информировал членов Совета о том, что «Межведомственное совещание, в котором принимали участие представители государственного контроля и Министерства финансов, признало возможным ввиду организации в институте аэромеханичесой лаборатории увеличить суммы, исчисленные совещанием на устройство новых зданий института, на 103 тыс. руб.» [10. Ф. 381. Д. 568. Л. 217].

12 ноября того же года на очередном заседании Совета был заслушан доклад Н.А. Рынина об устройстве и оборудовании аэромеханической лаборатории. Он перечислил основные приборы, которыми должна быть оснащена лаборатория. Это в первую очередь приборы для изучения законов сопротивления воздуха при движении моделей воздухоплавательных аппаратов, законов давления воздуха, движущегося с известной скоростью навстречу неподвижным моделям, а также приспособления для испытания винтов - пропеллеров и для изучения действия аппаратов с реактивными двигателями (уже в 1909 г. его интересовали вопросы реактивного движения). Как инженер-путеец он считал необходимым иметь в лаборатории приборы для изучения аэродинамических свойств воздуха в применении к железнодорожному делу - выясне-

ния характера снежных и песчаных заносов, расчета мостов, маяков и крыш.

H.А. Рынин в докладе сформулировал и основные научные проблемы, которые должны были исследоваться экспериментально и теоретически в лаборатории:

«1) изучение законов сопротивления воздуха (определение коэффициентов сопротивления воздуха для различных поверхностей и их комбинаций, центра давления воздуха на разные поверхности и подъемной силы пропеллеров разной формы и пр.);

2) рассмотрение практических приложений этих законов к проектированию различных летательных аппаратов (воздушных змеев, планеров, аэростатов, дирижаблей, аэропланов, геликоптеров, ор-топтеров, орнитоптеров и реактивных снарядов)».

После обсуждения доклада Совет института принял решение расположить аэромеханическую лабораторию в подвальных помещениях института и «просить профессора И.С. Китнера совместно с инженерами Н.А. Рыниным и М.В. Заустинским выработать дальнейший план аэродинамической лаборатории и смету новых расходов, связанных с ее устройством» [10. Ф. 381. Д. 568. Л. 210-214].

И уже 28 ноября 1909 г. Н.А. Рынин получил официальный ответ на свой рапорт от директора института, профессора А.А. Брандта: «Совет института 5 сего ноября, заслушав рапорт Ваш от 22 октября с. г., касающийся организации кабинета воздухоплавания при институте, определил.

I. Разрешить Вам приобрести прибор для изучения и демонстрирования сопротивления воздуха, ассигновав для этой цели 400 рублей.

2. Просить инспектора института найти помещение для хранения этого прибора.

3. Список журналов и справочных книг по воздухоплаванию, представленный Вами, передать в библиотечную комиссию» [10. Ф. 381.3. Д. 3786. Л. 3].

Этим было положено начало создания в институте аэромехани-ческой лаборатории.

12 января 1910 г. Н.А. Рынин сделал доклад в Собрании инженеров путей сообщения, в котором четко определил программу научных исследований только что созданной аэромеханической лаборатории:

1) определение сопротивления плоской пластинки при движении воздуха по нормали к ее поверхности;

2) определение сопротивления плоской пластинки при движении воздуха под углом к нормали ее поверхности;

3) определение сопротивления кривой поверхности;

4) определение сопротивления тел различной геометрической формы;

5) определение коэффициента трения воздуха;

6) исследование воздушных винтов;

а) определение силы тяги винта;

б) определение работы, затрачиваемой на вращение винта;

в) определение коэффициента полезного действия винта;

г) определение момента сопротивления винта.

В 1909/1910 учебном году планировалось значительное расширение помещений института, и Министерство путей сообщения намечало сооружение аэродинамической лаборатории, понимая, что «постановка преподавания воздухоплавания требует, чтобы теоретический курс сопровождался практическими занятиями в специально приспособленных вспомогательных учреждениях» [9. Ф. 418. Оп. 1. Д. 1356. Л. 203]. Пока правительство и министерские чиновники рассматривали «целесообразность этого вопроса», Н.А. Рынин продолжал работу над созданием аэродинамической лаборатории. Сначала это был небольшой кабинет (15 м2), в котором студенты проводили простейшие опыты по определению механических свойств воздуха. Но уже в мае 1910 г. в лаборатории была установлена малая аэродинамическая труба (диаметром 0,3 м, мощностью двигателя 0,25 л. с.), и Николай Алексеевич передал в дар институту разработанный и изготовленный им прибор для испытания воздушных винтов. В рапорте от 10 мая 1910 г. на имя директора института он писал: «Представляю при сем изготовленный мною прибор для испытания воздушных винтов... Прибором можно определять:

1) работу винта,

2) силу тяги винта,

3) момент сопротивления вращению.

Кроме того, прибор снабжен пустотелым винтом и приспособлен для изучения давлений и направления воздушных струй в любой точке винта при его вращении. Преподаватель Н. Рынин» [10. Ф. 381. Д. 569 а. Л. 324].

Совет института на заседании 20 мая 1910 г. «принял в дар прибор для испытания воздушных винтов и высказал Н.А. Рынину благодарность» [10. Оп. 13. Д. 3786. Л. 14].

В 1911 г. лаборатория была расширена до 30 м2, и в ней была установлена вторая аэродинамическая труба диаметром 0,65 м с двигателем мощностью 16 л. с. Н.А. Рынин приобрел и сам конструировал, разрабатывал и вместе со студентами изготовлял различные приборы для изучения законов сопротивления воздуха. Уже

в 1911 г. в лаборатории были установлены приборы, позволяющие изучать давление ветра на здания, крыши, мосты, определять горизонтальные и вертикальные составляющие, и центр давления ветра на различные поверхности, и исследовать зависимость давления воздуха на тела от изменения их угла наклона к его направлению. В лаборатории имелось множество моделей различных геометрических фигур, поверхностей, зданий, мостов, снежных защит и летательных аппаратов.

24 февраля 1911 г. Н.А. Рынин обратился в Совет института с просьбой «о разрешении аэромеханическому кабинету и воздухоплавательному кружку при Институте инженеров путей сообщения принять участие в устраиваемой в Петербурге в апреле месяце с. г. 1-й Международной воздухоплавательной выставке». Совет института принял положительное решение и ассигновал Рынину 200 р. на расходы, связанные с подготовкой экспонатов [10. Ф. 381. Оп. 1. Д. 570. Л. 258].

Николай Алексеевич представил на выставку малую аэродинамическую трубу и прибор для испытания воздушных винтов собственной конструкции. От Института инженеров путей сообщения экспонировалось несколько приборов для измерения давления воздуха на различные поверхности и образцы механических испытаний частей аэростата. Кроме того, были представлены несколько студенческих работ (проект свободного аэростата, диаграммы и чертежи различных приборов, планер студента К.М. Леонтьева и др.) и печатные труды членов воздухоплавательного кружка (журнал «Аэромобиль», учебные курсы Рынина «Аэрология», «Аэростатика» и др.).

Участие Института инженеров путей сообщения в 1-й Международной воздухоплавательной выставке было весьма успешным. В списке наград, присужденных участникам этой выставки, утвержденном 28 апреля 1911 г. министром торговли и промышленности, значились и институт и лично Н. А. Рынин: «... 45. Институту инженеров путей сообщения, СПб. Поощрительный отзыв Русского технического общества за содействие развитию воздухоплавания своими работами в этой области.

... 49. Инженеру путей сообщения Н.А. Рынину. СПб. Поощрительный отзыв Русского технического общества за полезную деятельность в области экспериментального изучения воздухоплавания».

Вернулся Н. А. Рынин из-за границы с новыми творческими идеями, планами и замыслами и с удвоенной энергией приступил к учебной и научной работе. В первую очередь он добился строительства в лаборатории большой (диаметром 2,5 м) аэродинамиче-

ской трубы. Совет института «с целью выяснить вопрос о наиболее рациональном устройстве большой аэродинамической трубы во вновь строящихся зданиях института» постановил поручить Рынину «устроить опытную трубу малого размера, подобную проектируемой большой, и выяснить ее работу» [10. Ф. 381. Оп. 1. Д. 570. Л. 258], ассигновав для этой цели 800 р.

Уже 8 декабря 1912 г. Н.А. Рынин в рапорте Совету института докладывал о готовности этой экспериментальной трубы: «В настоящее время эта труба готова, опыты в ней производятся; равным образом закончено оборудование помещения, где находится эта труба (бывший музей), и студенты имеют возможность производить ряд работ по аэродинамике» [10. Ф. 381. Оп. 1. Д. 570. Л. 258]. Этот рапорт был рассмотрен на заседании Совета института 20 декабря 1912 г., и было вынесено решение «учесть увеличение потребных средств при составлении сметы на 1913 г.» » [10. Ф. 381. Оп. 1. Д. 570. Л. 168].

Несмотря на относительную скромность оборудования аэроме-ханической лаборатории, Н.А. Рынин уже в начале 1913 г. намечал довольно широкую программу научных исследований:

1) определение давления ветра на здания и крыши;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) определение давления ветра на фермы мостов;

3) определение геометрической формы передней части паровоза для уменьшения его лобового сопротивления;

4) аэродинамические испытания пропеллеров;

5) распределение давления ветра на поверхности змейкового аэростата.

К середине 1914 г. большая часть этой программы была выполнена, и результаты научных исследований были опубликованы в первых двух выпусках Трудов аэромеханической лаборатории (которые по инициативе Н.А. Рынина Институт инженеров путей сообщения начал публиковать с 1913 г.).

В апреле 1914 г. Н.А. Рынин представил в Совет института записку с просьбой предоставить кредит в размере 80 700 р. на постройку большой аэродинамической трубы и на оборудование новой аэромеханической лаборатории. К записке прилагались подробный проект лаборатории, смета расходов на ее строительство и оборудование и положительные отзывы на этот проект профессоров Н.Е. Жуковского и К.П. Боклевского [10. Ф. 381. Оп. 9. Д. 1. Л. 53-55]. Совет института решением от 8 мая 1914 г. утвердил смету на сооружение новой аэромеханической лаборатории [10. Ф. 381. Оп. 9. Д. 1. Л. 60], но строительство ее было прервано начавшейся войной.

Список литературы

1. Аэромобиль. - 1909. - № 2.

2. Библиотека воздухоплавания. - 1909. - № 1.

3. Воздухоплаватель. - 1909. - № 10.

4. Новая Русь. - 1909. - 22 (09) сент.

5. Преподавание воздухоплавания и деятельность кружка для изучения воздухоплавания в Институте инженеров путей сообщения. - СПб., 1914.

6. Повх И.Л. Первая высшая авиационная школа в России // Тр. ЛПИ. -1948. - № 1.

7. Тарасов Б.Ф. Николай Алексеевич Рынин. 1877-1942. - Л.: Наука, 1990. - 168 с.

8. Устав кружка по изучению воздухоплавания в Институте инженеров путей сообщения. - СПб., 1909.

9. Центральный государственный архив Военно-морского флота (ЦГАВМФ). Ф. 418. Оп. 1. Д. 1356.

10. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.