Научная статья на тему 'ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ СТРАХИ'

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ СТРАХИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / СТРАХ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ФОРМЫ СТРАХА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крамаренко А.С., Волкодав Т.В.

В статье рассматривается проблема страхов детей младшего школьного возраста. Представлена классификация страхов одаренных детей. Установлены наиболее распространенные страхи, связанные со смертью, болезнями, опасными для жизни ситуациями, глобальными проблемами и т.д. Разработаны рекомендации педагогам о том, как работать со страхом одаренных детей в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крамаренко А.С., Волкодав Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIFTED CHILDREN AND THEIR FEARS

The article considers the problem of primary school children’s fears. The paper provides the classification of fears in gifted children. It describes common fears associated with death, illnesses life-threatening situations, global issues, etc. The article presents recommendations on peculiarities of teachers’ work with gifted children and their fears in pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ СТРАХИ»

более 21 млн. мусульман, в то время как по неофициальным оценкам их 50 млн.42.

В докладе бюро так же указывается на различные статистические показатели количества протестантов в Китае. В 2011 году Институт мировых религий при Китайской академии социальных наук выпустил Синюю Книгу Религий, в которой количество протестантов колеблется в районе от 23 до 40 млн. человек. В то время как Государственное управление по делам религии в июне 2010 года, заявило о 16 млн. протестантов. Исследовательский центр Pew в 2010 году насчитал 67 млн. протестантов.

По данным Госагентства, существует более 6 млн. католиков. По оценкам центра Pew, количество католиков на материковом Китае составляет 9 млн.43.

Таким образом, понятия, которые сопровождали процесс модернизации и секуляризации общества, идея о том, что китайский народ не религиозен, не подтвердились. Поэтому, специалисты в области социологии религии пришли к выводу о том, что данная проблема заслуживает дальнейшего научного исследования для того, чтобы действительно понять связь между верой и религиями в Китае.

УДК 37.013.77

Крамаренко А. С. студент 2 курса

факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Волкодав Т.В., к.ф.н.

доцент

ФБГОУ ВО «Кубанский Государственный Университет»

Россия, г. Краснодар ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ СТРАХИ

Аннотация:

В статье рассматривается проблема страхов детей младшего школьного возраста. Представлена классификация страхов одаренных детей. Установлены наиболее распространенные страхи, связанные со смертью, болезнями, опасными для жизни ситуациями, глобальными проблемами и т.д. Разработаны рекомендации педагогам о том, как работать со страхом одаренных детей в педагогической практике.

Ключевые слова: одаренный ребенок; страх; анкетный опрос, формы страха, развитие.

42 Сайт «US Department of state» / 2012 Report on International Religious Freedom: China (Includes Tibet, Hong Kong, and Macau) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2012/eap/208222.htm

43 Сайт «US Department of state» / 2012 Report on International Religious Freedom: China (Includes Tibet, Hong Kong, and Macau) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2012/eap/208222.htm

Kramarenko Anastasiya Sergeevna

Student Kuban State University Russia, Krasnodar Volkodav Tatiana Vladimirovna, Ph.D., associate professor Kuban State University Russia, Krasnodar GIFTED CHILDREN AND THEIR FEARS

Abstract:

The article considers the problem of primary school children's fears. The paper provides the classification of fears in gifted children. It describes common fears associated with death, illnesses life-threatening situations, global issues, etc. The article presents recommendations on peculiarities of teachers' work with gifted children and their fears in pedagogical practice.

Keywords: gifted child, fear, questionnaire, forms of fear, development.

Страх является нашим естественным спутником на протяжении всей жизни. Это одна из основных человеческих эмоций, которая действует как естественный корректор, предостерегающий нас от опасных ситуаций, наносящих вред нашей психике. Страх возникает в действиях и поведении, влияет на жизненные проблемы, которые не только дают такие преимущества, как мобилизация психических и физических сил, но могут вызывать такие реакции как депрессия, апатия или, наоборот, возбуждение, паника или гиперактивность. В результате обучения, воспитания и социального опыта человек учится принимать страх и справляться с ним в различных ситуациях, продолжая фазы эмоционального развития [1, с. 3-20].

На протяжении всей своей жизни человек проходит сложный процесс развития, в то время как определенные формы страха связаны с конкретными возрастными периодами. Обратим внимание на младший школьный возраст. Страх, возникающий из-за воображаемых существ, может наблюдаться на ранних стадиях развития. У детей в возрасте от 9 лет наблюдается страх смерти, который достигает пика в этот возрастной период и затем сопровождает человека постоянно. Другая группа страхов связана со школой, которая может быть источником опасений и подкрепляться различными мотивами [4].

В своем исследовании Хертзог говорит о том, что одаренные дети характеризуются особым познавательным и социо-эмоциональным развитием. К познавательным особенностям относят такие психические качества, как любопытство, абстрактное мышление, креативность, превосходная память, интерес к философским темам [2].

В базе данных EBSCO (ведущий поставщик электронных сервисов и баз данных на рынке информационных услуг) содержится исследование страха одаренных детей в возрасте от 7 до 10 лет, проведенное

американскими учеными Дж. Г. Типпи и Дж. Дж. Бернэмом. Они исследовали различные виды детского страха, связанные со смертью, опасными для жизни ситуациями, животными и медицинскими процедурами. Ученые выяснили, что наиболее распространенным у девочек является страх перед оружием, войной и встречей с опасными незнакомцами, в то время как мальчики больше всего боятся военных сражений и использования оружия (хотя эти страхи у них не так часто проявлялись, чем у девочек). С помощью исследований ученые выявили, что ускоренное когнитивное развитие и доступ к информации способствуют формированию страхов перед глобальными катастрофами или стихийными бедствиями [6, с. 321-339]. Сербские ученые Прокопий и Сулиста в собственном эксперименте выяснили, что в такой ситуации ребенок вынужден взять на себя роль пассивного наблюдателя без возможности влиять на ситуацию [5, с. 55-56].

В 2015 году ученые Ева Мачу и Доминика Морисова из Университета Томаса Бата (Чехия) провели эксперимент, цель которого состояла в том, чтобы диагностировать и сравнить формы страха у одаренных детей из экспериментальной группы и нормальных детей из контрольной группы [7].

Выборка исследования состояла из 341 ребенка в возрасте от 8 до 12 лет. Экспериментальная группа содержала 130 одаренных детей (82 мальчика, 48 девочек), а контрольная группа в общей сложности 211 детей (95 мальчиков, 116 девочек).

Методика, используемая в этом исследовании, включала анкетный опрос, содержащий высказывания о формах страха. Дети оценивали свой ответ по шкале от 1 до 7. Опросник включал в общей сложности 37 высказываний о формах страха, разделенных на тематические области: «Семья и дом» (1-7), «Обучение в школе» (8-13), «Друзья» (14-18), «Болезнь и смерть» (19-23), (24-30) и «Фобии» (31-37).

В результате эксперимента наблюдалось четыре формы страха: перед войной и терроризмом, перед болезнью или смертью близкого, перед эпидемиями. Меньше всего встречался страх перед полетом на самолете, врачами и природными катастрофами. Ученые высказывают свою точку зрения о том, что страхи у одаренных детей менее интенсивны, чем страхи у детей из контрольной группы.

Благодаря интенсивным исследованиям были разработаны следующие педагогические рекомендации для работы с одаренными детьми:

• педагогам следует знать об особенностях и потребностях одаренных детей, которые включают в себя когнитивное развитие и эмоциональный опыт;

• учителям необходимо помочь детям определять реалистические ожидания и выбирать соответствующие цели;

• педагогам необходимо давать возможность одаренному ребенку выражать свои чувства;

• учителям необходимо помочь детям ответить на многие жизненные вопросы [3, с. 271-296].

На основе вышесказанного можно заключить, что страх является фундаментальным аспектом человеческого бытия и влияет на наше дальнейшее эмоциональное и социальное развитие. Необходимо внедрять и дальше развивать различные методики, которые освобождают одаренных детей от страха. Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы не только оказывать детям необходимую им поддержку, но и научить их правильно оценивать свои опасения. Следовательно, этим должна заниматься не только семья, но и школа и детские сады.

Использованные источники:

1. Herbert, M. Etiological Considerations. International Handbook of Phobic and Anxiety Disorders in Children and Adolescents. 2004, С. 3-20.

2. Hertzog, N. B. Early Childhood Gifted Education. 2008. Электронный ресурс // Режим доступа: https://www.amazon.com/Childhood-Gifted-Education-Practical-Strategies/dp/1593633211 (дата обращения: 20.03. 2016).

3. Lamont, R. T. The Fears and Anxieties of Gifted Learners. Tips for Parents and Educators. 2012. С. 271 - 296.

4. Muris, P. Normal and Abnormal Fear and Anxiety in Children and Adolescents. М.: 2007. Электронный ресурс // Режим доступа: https://www.litres.ru/peter-muris/normal-and-abnormal-fear-and-anxiety-in-children-and-adolescents (дата обращения: 17.07. 2016).

5. Prokopius, V. and Sulista, P. Tvoriva sila strachu. 2007. С. 55-56.

6. Tippey, J. G., & Burnham, J. J. Examining the Fears of Gifted Children. Journal for the Education of the Gifted. С. 321-339.

7. Machu Eva& Morysova Dominika. Analysis of the emotion of fear in gifted children and its use in teaching practice. 2016. Электронный ресурс // Режим доступа: www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042816000963 (дата обращения: 25.09. 2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.