Научная статья на тему 'Очно-дистанционное внутривузовское обучение'

Очно-дистанционное внутривузовское обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репьев Ю. Г.

The new organizational-legal form of training, uniting advantages and excluding defects of the internal form of training and technologies of distance and open education is offered in this article. The offered form of training is designed for the students living territorially near to a base educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очно-дистанционное внутривузовское обучение»

ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЕ ВНУТРИВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Ю.Г.Репьев, проф., декан ФППК, руководитель ЦДО E-Mail:repiev@kubstu. ru Кубанский государственный технологический университет http://www.kubstu.ru

The new organizational-legal form of training, uniting advantages and excluding defects of the internal form of training and technologies of distance and open education is offered in this article. The offered form of training is designed for the students living territorially near

to a base educational institution.

Обычно, когда говорят об использовании в образовании дистанционных технологий, то имеют в виду заочно-дистанционное обучение студентов, удаленных территориально от местонахождения базового учебного заведения и обучающихся с использованием специализированных программных комплексов и телекоммуникационных технологий через Интернет, то есть в режиме Интернет-обучения.

Очная форма обучения предполагает, что в процессе обучения в соответствии с расписанием учебных занятий, имеет место непосредственный, «живой» контакт преподавателя со студентами, живущими территориально вблизи от базового учебного заведения.

При этом в массовом сознании большинства профессорско-преподавательского состава глубоко укоренилось убеждение, что именно очная форма с прямым, непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов в процессе обучения, является самой эффективной формой массового, поточно-группового обучения, в том числе и в сравнении с заочно-дистанционной формой, с использованием Интернет-обучения.

Тем не менее, давно уже стало очевидным, что традиционной очной форме обучении в профессиональном массовом образовании присущи ряд недостатков, среди которых основные, принципиальные это:

- вербальное предъявление учебной информации,

- приоритет преподавания над учением,

- прямое управление учением.

В частности, анализ ныне сложившейся ситуации в инженерном образовании России показывает, что при всех бесспорных достижениях в развитии инженерного образования в России, качество большинства из выпускаемых нами специалистов сегодня не отвечает современным требованиям к состоянию материально-экономического потенциала страны. Располагая одним из крупнейших в мире инженерных корпусов, мы значительно отстаем в сравнении с наивысшими достижениями в мире по уровню развития большинства новейших наукоемких и информационных технологий, по качеству выпускаемой продукции, по производительности общественного труда, энергетическим и материальным затратам на единицу продукции и другим важнейшим показателям материально-экономического потенциала страны.

Это во многом обусловлено существующим уровнем подготовки, квалификации выпускаемых специалистов, уровнем инженерного образования в системе основного профессионального образования России.

Среди признанных научно-педагогической общественностью концептуальных тенденций модернизации инженерного (профессионального) образования в России, ставших предметом многочисленных научно-педагогических исследований, можно назвать несколько определяющих, главных.

К ним можно отнести: гуманизацию, фундаментализацию, информатизацию, непрерывность, гуманитаризацию, эффективность (качество, интенсивность, экономичность), технологизацию, массовость [1,С.8-12].

Однако реализация сформулированных выше направлений модернизации инженерного образования России находится в глубоком, принципиальном противоречии с главным, на наш взгляд, решающим, важнейшим фактором, тормозящим сегодня процесс мо-

дернизации инженерного образования. Это глубоко укоренившаяся и действующая сегодня в инженерном образовании традиционная, «авторитарная» дидактическая система очного обучения, созданная еще на рубеже ХУШ-Х1Х веков немецким философом, психологом и педагогом Иоганном Фридрихом Гербартом.

Накопленный опыт в исследовании, проектировании и практической реализации различных дидактических и образовательных систем, достижения в области психологии, дидактики, педагогики, новейших информационных и телекоммуникационных технологий, наукоемких образовательных технологий позволяют сравнить различные дидактические и образовательные системы с точки зрения их соответствия природе психических процессов познавательной и практической деятельности индивида. Это позволяет определить их дидактические поля и сформулировать принципы проектирования и внедрения в образовательный процесс дидактических систем, способных осуществить реальную модернизацию инженерного образования.

Сегодня уже стало очевидным, что на смену парадигме и дидактической системе традиционного обучения в инженерном, да и в целом в профессиональном образовании, с лекционным занятием в качестве ведущей формы организации учебного процесса должна прийти парадигма и дидактическая система личностно-ориентированного обучения с собственной, самостоятельной, самоуправляемой учебной деятельностью студента в качестве ведущей формы организации учебного процесса

Однако реализация такого перехода наталкивается на упорное сопротивление многочисленных сторонников сохранения существующей системы инженерного образования в России, ссылающихся на многовековую историю, традиции и достижения инженерного образования в России. В частности, среди подавляющего большинства профессорско-преподавательского состава инженерного образования бытует, на наш взгляд, миф об эффективности, в целом, существующей системы инженерного образования в России и об ее «особом» пути развития

Миф об эффективности инженерного образования опирается на мифологемы, основанные на неадекватных, стереотипных представлениях в массовом сознании большинства профессорско-преподавательского состава. Среди мифологем, сформировав-

шихся в условиях традиционной образовательной системы, можно назвать основные:

1. Очная форма обучения - инвариантно самая эффективная организационно-правовая форма обучения и образования.

2. Лекционное занятие - ведущая форма организации учебного процесса.

3. Лекционное занятие позволяет осуществить обучение большинства присутствующих на лекции студентов на уровне абстрактного мышления, на уровне понимания и усвоения сущности изучаемых явлений, объектов, процессов, обеспечивая его фундаментализацию.

4. Собственная, самостоятельная работа студентов - вспомогательная форма организации учебного процесса.

5. Прямое, непосредственное управление учебной деятельностью студента эффективно.

6. Дидактические средства обучения -дополнительные, вспомогательные средства в обучении по сравнению с «живым», непосредственным, вербальным предъявлением преподавателем учебной информации группе студентов.

7. Студенты - «обучаемые», а не обучающиеся индивиды, субъекты, носители активности в учении, обучении.

8. Студенты (особенно младших курсов) - дети, то-есть индивиды, не осознающие свои потребности и не способные их сознательно удовлетворить.

9. Знания, умения, навыки (ЗУН) можно «передать» студентам.

10. Отсутствие особой необходимости в систематическом, специально организованном и глубоко продуманном информацион-но-мотивационном воздействии преподавателя на студентов с целью повышения их активности в обучении.

11. Психолого-педагогическая (андрагогиче-ская) подготовка профессорско-преподава-=тельского состава для инженерного образования играет вспомогательную, дополнительную роль по сравнению с его научно-профессиональной подготовкой.

Перечисленное выше и служит основой для существования в России малоэффективной, времязатратной, природонесо-образной с закономерностями психических процессов учебно-познавательной и учебно-практической деятельности индивида системы очного инженерного и, в целом, профессионального образования, тормозом для их модернизации.

Каковы же пути принципиального улучшения качества обучения студентов, живущих, в частности, в непосредственной близости от базового учебного заведения и обучающихся по очной форме обучения?

Глобально можно утверждать, что мощнейшим и, возможно, единственным средством для осуществления реального, принципиального перехода в исторически короткие сроки от традиционного авторитарного к личностно-ориентированному обучению является внедрение в образовательный процесс технологий дистанционного открытого образования.

Именно дистанционное обучение (заочно- и очно-дистанционное) по определению, по самой своей природе предполагает «дистанцирование» друг от друга преподавателя и студентов в процессе обучения, что естественным образом обеспечивает переход на личностно-ориентированное обучение.

Это открывает дорогу к применению в дистанционном обучении эффективных, природосообразных, методов, моделей, дидактических систем и технологий обучения, в частности, основанных на интерактивном самообучении [1,2,3].

Ниже приведены основополагающие, базовые принципы, которыми следует руководствоваться в процессе практической реализации личностно-ориентированной дидактической системы интерактивного самообучения, в том числе и с применением дистанционных технологий.

1. Собственная, самостоятельная, самоуправляемая учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность обучающихся (учение) должна стать основной, ведущей, решающей формой организации учебного процесса, инвариантной к организационно-правовым формам и применяемым методам и технологиям обучения.

2. Преподавание, как вторая составляющая взаимосвязанного процесса обучения и образования, должно целенаправленно содействовать эффективному учению, самообучению, самообразованию.

3. Формы обучения, виды занятий в условиях непосредственного, прямого, «живого», «контактного» взаимодействия преподавателя и группы обучающихся (лекционное занятие, групповая консультация и т. п.) потенциально предрасположены и должны использоваться для эффективного инфор-мационно-мотивационного воздействия на обучающихся с целью стимулирования их

последующей активности в учении, для «запуска» процесса эффективного учения.

4. Для индивидуализации, а следовательно, фундаментализации обучения предъявление учебной информации студентам со стороны преподавателя должно быть осуществлено только косвенно, опосредованно, через специальным образом написанные, структурированные и адаптированные дидактические средства интерактивного самообучения на том или ином виде носителя. Это позволит обучающемуся самому выбирать темп, траекторию обучения в соответствии с природными особенностями своей психики.

5. Создание дидактических средств интерактивного самообучения, образующих информационно-образовательную среду самообучения, является важнейшей составляющей дидактической функции преподавания и одной из основных функциональных обязанностей преподавателя.

6. Для получения запланированных, воспроизводимых, положительных результатов в обучении для большинства студентов необходим мониторинг учения -система модульно-рейтингового входного, текущего, рубежного и итогового тестирования и контроля всего процесса обучения, контрольно-коррекционный этап обучения, обеспечивающий технологиза-цию обучения.

7. В условиях реализации дидактической системы интерактивного самообучения получение неудовлетворительной оценки на этапе промежуточной аттестации (экзаменационной сессии) следует рассматривать как исключительное событие, указывающее на неудовлетворительное осуществление контрольно-коррекционного этапа в процессе обучения.

8. Трехконтурная система контрольно-коррекционного этапа интерактивного самообучения, включающая внутреннюю и внешнюю самооценку, самоконтроль и внешний объективный контроль с коррекцион-ным учением на каждом модуле, учебном элементе, дает возможность реализовать обучение с элементами воспитания и развития познавательной, потребностно-мотива-ционной и эмоционально-волевой сфер и перейти к целостному образовательному процессу.

9. Переход к личностно-ориентиро-ванной дидактической системе интерактивного самообучения и самообразования в сочетании с деятельностным подходом в са-

мообучении позволяют интенсифицировать и ускорить процесс подготовки инженерных кадров, существенно сократив срок их обучения (по нашим подсчетам, примерно до четырех лет) с одновременным повышением уровня и качества обучения, технологизаци-ей и экономичностью обучения.

10. В условиях реализации личностно-ориентированной дидактической системы интерактивного самообучения с применением технологий дистанционного открытого образования наиболее эффективны две организационно-правовые формы обучения:

очно-дистанционная с Интранет- или Интернет-обучением для студентов, проживающих вблизи от образовательного учреждения;

заочно-дистанционная безинтернетная (в том числе кейсовая) или с Шегпе^ обучением для всех остальных студентов.

На наш взгляд, перспектива существенного улучшения качества обучения по очной форме связана с реализацией образовательного процесса на основе принципов лично-стно-ориентированной дидактической системы интерактивного самообучения с применением дистанционных технологий в корпоративной, внутривузовской информационной сети.

Это приводит нас к внутривузовской, очно-дистанционной форме обучения, к Ин-транет-обучению [рис.1].

Иначе говоря, в корпоративной информационной сети учебного заведения учебная информация выкладывается на специально выделенный для этого сервер, авторизованный доступ к которому имеют все обучающиеся. На этом сервере находятся все ресурсы информационно-образовательной среды интерактивного самообучения для самостоятельной работы обучающихся в соответствии с планом-графиком проведения всех видов занятий:

- конспекты лекционных занятий, учебные пособия и т.п., в том числе и мультимедийные;

- компьютерные тренажеры, снабженные сервисным модулем вычислительных функций, средствами визуализации результатов и т.п.;

- виртуальные лабораторные практикумы различного назначения и вариантов реализации;

- курсовые работы, проекты, методические рекомендации и все необходимое для их успешного выполнения и т.п.

Кроме того, с помощью установленного на сервере программного комплекса управления дистанционным обучением (ПК ДО) реализуются функции администрирования, документирования, централизованного текущего контроля процесса обучения и т.п.[рис.2].

Наряду с этим, для обучающихся и преподавателей составляется обычное расписание занятий очной формы обучения, на которых происходит непосредственная встреча преподавателей и студентов. Но сам характер этих встреч принципиально меняется.

Задача преподавателей в этих условиях -информационное содействие лучшему усвоению и освоению учебного материала в форме индивидуальных консультаций, разъяснения для всех пришедших студентов проблемных вопросов в изучаемом материале, проведение различных видов непосредственного контроля усвоения учебного материала и т.п.

Кроме того, создается возможность для осуществления «живого» воздействия на мотивационную сферу обучающихся с целью стимулирования их последующей активности в учении, для «запуска» процесса эффективного учения. Это позволяет ликвидировать один из недостатков дистанционного обучения - отсутствие «живого» общения преподавателя с обучающимися для эффективного информационно-мотива-ционного воздействия на них и уменьшает затраты на телекоммуникационные услуги связи.

Итак, комбинация личностно-ориен-тированной дидактической системы интерактивного самообучения на основе дистанционных технологий с возможностью осуществления живого, непосредственно ин-формационно-мотивационного воздействия преподавателя на обучающихся позволило получить природосообразную, эффективную, полнофункциональную, непротиворечивую очно-дистанционную форму обучения для обучающихся, проживающих вблизи от базового учебного заведения.

При этом в зависимости от конкретных условий базового учебного заведения возможно использование дистанционных технологий в режимах Интранет- или Интернет-обучения.

Так, в частности, в условиях отсутствия Интернет, а также при необходимости особой защиты корпоративной информации, в том числе и для информационной безопасности в системе очно-дистанционного кор-

поративного обучения следует применять 1п1хапе1;-обучение.

В остальных случаях в очно-дистанционной форме обучения для близко живущих обучающихся выбор Интернет- или Ин-транет-обучения определяется наличием соответствующего программного обеспечения и соображениями чисто экономического характера.

В КубГТУ на ФППК в течение ряда лет осуществляется повышение квалификации преподавателей и обучение аспирантов по программе получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»

с помощью авторского программного комплекса для управления дистанционным обучением «ЮГ», созданного на ФППК КубГТУ на базе отечественной СУБД 1С-Предприятие [4].

В частности, с 2000 г. в штатном режиме с помощью ПК ДО «ЮГ»-БИ-3 ФППК проводит безинтернетное заочно-дистанционное обучение на филиалах университета, а с 2003 г. в штатном режиме с помощью ПК ДО «ЮГ»-К-3 эксплуатируется внутриву-зовская очно-дистанционная форма Интра-нет-обучения в корпоративной сети Куб-ГТУ.

Литература

1. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография. - М: Логос, 2004. - 248 с.

2. Репьев Ю.Г. Инвариантная дидактическая система интерактивного самообучения в открытом дистанционном образовании//Открытое образование. - 2003. - №6. - С.20-44.

3. Репьев Ю.Г. Инвариантная дидактическая система интерактивного самообучения в инженерном образовании//Высшее образование сегодня. - 2003. - №11. - С.10-22.

4. Репьев Ю.Г., Срибный А.А., Андрияшин А.Ю. Виртуальная среда обучения АСУ «Дистанционное обучение»// Открытое образование. - 2002. - №4. - С.39-45.

УЧЕНЫЕ И ПРОСВЕТИТЕЛИ

Г.Б. Наумов, доктор г.-м. н, проф., главный научный сотрудник Тел.: 203-46-67, E-mail: [email protected] Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского

www.sgm.ru

One of the typical features of Russian intelligentsia is always tendency to education of the masses. This noble tendency, slightly weakened recently, but not lost its importance as permanent element of cultural evolution of civilization. Modern technical possibilities discover

for scientists new wide horizons.

Просвещение есть первая степень благосостояния государства.

П.Г. Демидов. 1803 г.

Цитата, поставленная в эпиграф этих записок, взята из письма Павла Григорьевича

Демидова к Министру народного просвещения графу За-вадовскому и датирована «март 21 дня 1803 года». Заметьте, не образования, а именно просвещения, как основы культурного развития государства в самом широком понимании этого слова. Проблемы просвещения всегда волновали передовых людей России. Волнуют они и сейчас. И не случайно. Темпы развития цивилизации ускоряются. Объем знаний, необ-

ходимый для активного функционирования в изменяющемся мире, растет еще быстрее.

В последнее время понятие культура нередко сужается до искусства и литературы. Но понятие культура значительно шире. Это исторически сложившийся уровень развития общества, включающий культуру науки, техники, земледелия, культуру быта и общения, наконец, культуру личности. Все в сумме создает культуру общества. Развитию этой культуры служат и искусство, и литература.

Особое место в этой системе культурного развития современного человека занимает научная и техническая культура широких слоев населения. Переход к новым высоким технологиям требует повышения технической культуры масс, а не только отдельных личностей. Даже на новом закупленном оборудовании по новым приобретенным технологиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.