поративного обучения следует применять 1п1хапе1;-обучение.
В остальных случаях в очно-дистанционной форме обучения для близко живущих обучающихся выбор Интернет- или Ин-транет-обучения определяется наличием соответствующего программного обеспечения и соображениями чисто экономического характера.
В КубГТУ на ФППК в течение ряда лет осуществляется повышение квалификации преподавателей и обучение аспирантов по программе получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
с помощью авторского программного комплекса для управления дистанционным обучением «ЮГ», созданного на ФППК КубГТУ на базе отечественной СУБД 1С-Предприятие [4].
В частности, с 2000 г. в штатном режиме с помощью ПК ДО «ЮГ»-БИ-3 ФППК проводит безинтернетное заочно-дистанционное обучение на филиалах университета, а с 2003 г. в штатном режиме с помощью ПК ДО «ЮГ»-К-3 эксплуатируется внутриву-зовская очно-дистанционная форма Интра-нет-обучения в корпоративной сети КубГТУ.
Литература
1. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография. - М: Логос, 2004. - 248 с.
2. Репьев Ю.Г. Инвариантная дидактическая система интерактивного самообучения в открытом дистанционном образовании//Открытое образование. - 2003. - №6. - С.20-44.
3. Репьев Ю.Г. Инвариантная дидактическая система интерактивного самообучения в инженерном образовании//Высшее образование сегодня. - 2003. - №11. - С.10-22.
4. Репьев Ю.Г., Срибный А.А., Андрияшин А.Ю. Виртуальная среда обучения АСУ «Дистанционное обучение»// Открытое образование. - 2002. - №4. - С.39-45.
УЧЕНЫЕ И ПРОСВЕТИТЕЛИ
Г.Б. Наумов, доктор г.-м. н, проф., главный научный сотрудник Тел.: 203-46-67, E-mail: [email protected] Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского
www.sgm.ru
One of the typical features of Russian intelligentsia is always tendency to education of the masses. This noble tendency, slightly weakened recently, but not lost its importance as permanent element of cultural evolution of civilization. Modern technical possibilities discover
for scientists new wide horizons.
Просвещение есть первая степень благосостояния государства.
П.Г. Демидов. 1803 г.
Цитата, поставленная в эпиграф этих записок, взята из письма Павла Григорьевича
Демидова к Министру народного просвещения графу За-вадовскому и датирована «март 21 дня 1803 года». Заметьте, не образования, а именно просвещения, как основы культурного развития государства в самом широком понимании этого слова. Проблемы просвещения всегда волновали передовых людей России. Волнуют они и сейчас. И не случайно. Темпы развития цивилизации ускоряются. Объем знаний, необ-
ходимый для активного функционирования в изменяющемся мире, растет еще быстрее.
В последнее время понятие культура нередко сужается до искусства и литературы. Но понятие культура значительно шире. Это исторически сложившийся уровень развития общества, включающий культуру науки, техники, земледелия, культуру быта и общения, наконец, культуру личности. Все в сумме создает культуру общества. Развитию этой культуры служат и искусство, и литература.
Особое место в этой системе культурного развития современного человека занимает научная и техническая культура широких слоев населения. Переход к новым высоким технологиям требует повышения технической культуры масс, а не только отдельных личностей. Даже на новом закупленном оборудовании по новым приобретенным технологиям
должны работать люди высокой технической культуры.
Наука, техника, просвещение - это не простая последовательность, а своеобразный цикл, если рассматривать его во временном разрезе. Не случайно в старые времена каждый мастер считал своим долгом воспитать ученика. Да и ученые того времени заботились о просвещении своих сограждан. «Я не могу уйти в одну науку»
«Я не могу уйти в одну науку», - писал В.И. Вернадский своей жене Наталии Егоровне (21,06.1893). Большинство крупных ученых прошлого не ограничивали свою деятельность научными исканиями. Они активно участвовали в образовательном процессе, в популяризации своих областей знания, в повышении культуры соотечественников. Фундаментальный труд Вернадского «Биосфера» написан столь простым и ясным языком, что свободно читается любым культурным человеком. Он всегда очень внимательно относился к общедоступности своих работ, неоднократно их перерабатывал перед публикацией. В одном из последних писем сыну Георгию (2.07.44) он писал: «Я очень рад, что ты очень ярко и просто выразил мою мысль о ноосфере, как синтезе природного и исторического процессов».
Блестящим популяризаторами научного знания был А.Е. Ферсман, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В. А. Обручев. Знания, полученные из популярных изданий, не только повышают культурный уровень читателя, но и через учителя невольно передаются ученикам. Так ступень за ступенью растет общий культурный уровень народа. Испорченный телефон
Если в начале XIX века значение просвещения для развития государства понимали лишь отдельные личности, такие как П.Г. Демидов, то на границе XIX и ХХ веков научно-популярный жанр получил всеобщее признание и широкое распространение в среде научно-технической интеллигенции, то в дальнейшем картина стала меняться. Стремление российской интеллигенции нести знания в массы, думать о «культуре масс» существенно ослабло во второй половине ушедшего века. Ученые сосредоточились на проблемах своей области знания. Популяризация для многих отошла на второй план. К концу ХХ века этот жанр потерял популярность в ученой среде нашей страны. Сейчас такие выступления становятся библиографической редкостью.
Но природа не терпит пустоты и освободившуюся нишу стали заполнять журналисты далеко не всегда достаточно компетентно освещающие ту или иную тему, дополняя ее «жареными» сюжетами. Уже одно это говорит, что потребность в таком материале достаточно велика.
Полезно вспомнить, что еще в 1922 г. В.И. Вернадский отмечал «Наука, подобно религии, философии или искусству представляет собой духовную область человеческого творчества, по своей основе более могучую и более глубокую, более вечную, чем всякие социальные формы человеческой жизни». А несколько ранее «Как религия, так и наука - есть достояние всех». «Я считаю печальной чертой русской теперешней жизни странное и непонятное для меня отношение к науке, как к роскоши». Никакие высокие технологии не могут развиваться в среде, игнорирующей высокую научно-техническую культуру масс.
Еще несколько лет назад большой популярностью на телевизионном канале НТВ пользовалась научно-просветительская программа Александра Гордона. Несмотря на позднее время выхода в эфир (после полуночи) программа смотрелась и активно обсуждалась. За 26 месяцев ее работы было выпущено 338 сюжетов. Ее успех обусловлен тем, что ведущий выполнял роль медиатора, а тему развивали известные ученые в той или иной области знания. В конце 2003 г. программа была закрыта. А зря! От «волшебного фонаря» к электронным образовательным системам
В последнее время наметились некоторые тенденции повышения общественного интереса к естественным наукам и ответные движения со стороны властей, преимущественно региональных.
Недавно в селе Вернадовка, Тамбовской области, в бывшем имении нашего великого соотечественника Владимира Вернадского, был восстановлен дом, в котором проживал ученый. В восстановленном доме организована экспозиция, отражающая основные моменты его биографии, библиотека, компьютерный класс с выходом в Интернет. Экспозиция небольшая по масштабам, но огромная по своему значению. Здесь закладывается региональный полигон ноосферного образования и просвещения.
Такие исторические места как «Бородинское поле», «Ясная поляна» различные усадьбы, дома- и квартиры-музеи играют особую роль в сохранении истории и образной пере-
дачи исторической информации от поколения к поколению.
Образование и просвещение Вернадский считал важнейшими компонентами повышения культуры личности, без которой невозможно никакое разумное устройство общества. «Я глубоко убежден, - писал он (07.06.1893), - и все более убеждаюсь, что есть единственная возможность сделать культуру прочною - это возвысить массы, сделать для них культуру необходимою».
Слова всегда подкреплялись делами. «В Комитете грамотности надо с осени опять поднять вопрос о библиотеках и читальнях, вопрос о библиотеках далеко не такой далекий, как с первого взгляда кажется. Комитет грамотности имеет возможность делать это при нынешних обстоятельствах лучше всякого другого отдельного лица». А дальше подробное обсуждение конкретных мер и действий (29.06.1893). В Вернадовке на свои деньги Владимир Иванович открыл школу для детей из окрестных деревень. Работа в земстве, строительство школы, просвещение масс («... я хочу достать волшебный фонарь и устроить зимой чтения для всей округи») заложили фундамент всей его дальнейшей общественной деятельности.
В новом просветительском центре уже не «волшебный фонарь», а компьютерный класс с выходом в Интернет (см. фото - на цв. обл.). Время диктует свои технологии. Но историческая память сохраняется. При формировании библиотеки «ноосферного центра» поступило много книг и журналов из самых разных источников. Среди них экземпляр журнала «Наука и техника» за 1931 г. из частного музея Сергея Николаевича Денисова со статьей
К.Э. Циолковского и его автографом «Дорогому Давиду Давидовичу Бурлюку от автора (6-8 стр). Циолковский 1932г. 14 янв.». Журнал «Наука и техника» всегда выполнял чрезвычайно важную миссию информировать массы о новейших научно-технических достижениях. Интересно, что по данным Провинциального агентства новостей (ПАН) (http://www.pan.ru. 25 мая 2000, Оренбург), впервые так актуальные сейчас термины «экология», «экология человека» прозвучали в специально выпущенном в 1960 году номере журнала «Наука и техника». Но лишь спустя 28 лет наша страна - последней в Европе -создала специальный орган экологического контроля, теперь, к сожалению, вновь ликвидированный.
Новые возможности
А между тем, быстрое развитие науки и техники, то огромное количество создаваемой научной информации требуют грамотного обобщения и популярного изложения ключевых моментов современного научного знания. Хорошо когда это делают квалифицированные специалисты на страницах солидных научно-популярных изданий.
Сейчас даже ученые уже не в состоянии следить за всеми областями знания, которого требует синтетический подход к решению многих актуальных проблем. Предварительное ознакомление с достижениями соседних областей науки через популярные издания все чаще наводят на новые мысли, после чего возможно и более углубленное погружение в специализированные публикации.
Таким образом, теоретическое и практическое знание, наука и техника, образование и общая культура личности должны развиваться не изолированно, а в тесной, многогранной связи между собой, образовывать целостную многоуровневую систему.
Все это говорит о том огромном значении качественных популярных изданий в формировании общей технической культуры общества, без которой не может быть ни высокой культуры современного высокотехнологичного производства, ни общей культуры народа. Не век же нам оставаться сырьевым придатком развитых стран.
Сейчас в распоряжении наших ученых огромные возможности. Научно-популярные журналы пока еще существуют, и надеюсь, будут существовать. Но часто ли в академический журнал «Природа» пишут наши академики? Популярная газета «Известия» имеет раздел «Наука», но о науке в ней чаще всего пишут журналисты, а не творцы науки. В
этом не вина не столько журналистов, пишущих в меру своего понимания, сколько ученых, считающих писать в популярные издания ниже своего достоинства.
Электронные носители информации позволяют сегодня существенно расширить участие крупных ученых в образовательном процессе, особенно в дистанционном образовании. Тиражирование научно-популярных лек-
ций, интерактивных образовательных проектов уже не составляет проблем.
Математик, автор всемирно известного проекта «Ядерная зима» Н.Н. Моисеев неоднократно писавший об актуальных проблемах развития цивилизации, подчеркивал, что «знание - это единственная форма коллективной собственности, которая только умножается, если ею будут пользоваться люди».
БУДУЩЕЕ ИНФОРМАТИКИ В XXI ВЕКЕ: РОССИЙСКИЙ ОТВЕТ НА АМЕРИКАНСКИЙ ВЫЗОВ
К.К. Колин, д. т. н., проф., главный научный сотрудник Тел.: (495) 306-42-31. E-mail: [email protected] Институт проблем информатики РАН
Some actual scientifically-methodological problems of development of Informatics the analysis of substantive provisions of the new strategic computer initiative of the USA directed on maintenance of competitiveness of America in 21 century is spent to Russia.
1. Вычислительная наука и конкурентоспособность Америки. В 2007 г. исполняется 50 лет со дня запуска в космос первого искусственного спутника Земли. Это выдающееся научно-техническое достижение Советского Союза открыло новую эру в развитии
человечества - эру освоения космического пространства. Очевидцы помнят, что запуск первого спутника буквально потряс весь мир. Он наглядно показал всю мощь человеческого разума, способность человека решать самые сложные научно-технические проблемы, опираясь на свой интеллект и целеустремленный самоотверженный труд.
Полувековой юбилей космической эры является хорошим поводом для того, чтобы подвести некоторые итоги в развитии научно-технического прогресса нашей страны и определить новые задачи на ближайшие десятилетия. Однако, похоже, что первыми подготовку к этому юбилею начали в США. Ведь именно там в прошлом году появилась новая стратегическая компьютерная инициатива, которая, безусловно, окажет существенное воздействие на научно-техническую стратегию не только Америки, но и многих других стран мира.
Суть этой новой стратегической инициа-
тивы состоит в следующем. В мае 2005 г. Консультативный комитет по информационным технологиям при Президенте США представил Джорджу Бушу аналитический доклад под названием: «Вычислительная наука: обеспечение конкурентноспособности Амери-ки»[1]. В этом докладе содержатся результаты анализа тех потенциальных возможностей развития науки, промышленности и экономики, которые открывают новые достижения в области информатики, и показана их связь с проблемами национальной безопасности страны, обеспечения ее дальнейшего мирового лидерства в области экономики, науки и высоких технологий.
Термин «вычислительная наука» (Computational Science) появился в научно-технической литературе сравнительно недавно. Он обозначает быстро развивающуюся область научно-технического прогресса, связанную с созданием алгоритмов решения задач, имитационным моделированием различных явлений и процессов в науке и технике, а также с созданием программного обеспечения для целей имитационного моделирования.
Достаточно сказать, что международные конференции по данному направлению в последние пять лет проводятся практически ежегодно и являются весьма представительными.
В пояснительной записке к упомянутому выше аналитическому докладу указывается, что Computational Science - это одна из наиболее важных областей творческой деятельности, состояние которой является весьма существенным фактором для инновационного