Научная статья на тему 'Очистка поселка имени XII годовщины Октября (Ворошиловский район Донецкой обл. УССР)'

Очистка поселка имени XII годовщины Октября (Ворошиловский район Донецкой обл. УССР) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очистка поселка имени XII годовщины Октября (Ворошиловский район Донецкой обл. УССР)»

Е. И. ФРИЗМАН (Харьков)

Очистка поселка имени XII годовщины Октября (Ворошиловский район Донецкой обл. УССР1)

Жилищный фонд поселков, объединенных в проекте планировки в одно целое, состоит в основном из 555 одноэтажных домов. По проекту планировки население на начальном этапе реконструкции составит 12 300, а на конечном 8 500 жителей, что при неизменном количестве жилых зданий позволяет определить население дома в 22 и 15 жителей.

Канализация охватит вое учреждения обобществленного сектора — детсады и ясли, клубы, столовые и жилой фонд с населением 4 500 человек. В неканализованном жилом фонде будет жить на начальном этапа реконструкции около 8 ООО, а на конечном —- около 4 ООО жителей.

Вся система очистки, начиная с типа и количества приемников и кончая обезвреживанием, должна строиться на основе некоторых нормативов в отношении количества отбросов. Принятые ¡в данном случае нормы являются результатом корректирования общепринятых норм2 в соответствии с местными условиями.

1 Проект планировки поселка имени XII годовщины Октября составлен Ги-проградом УССР, схема основных санитарно-технических предприятий проработана сантехбюро Гипрограда, а очерк очистки — автором настоящей статьи с участием инж. Струтинского (тип мусоросборника) и инж. Зуева (размещение площадки обезвреживания и ассдвора).

2 См. «Основные положения к проектированию очистки населенных мест», изд. Академии коммунального хозяйства.

N

Поселок им. XII годовщины Октября

6 Гигиена и санитария, № 1

Так, для фекалий и м,очи принята расчетная норма подлежащих вывозу нечистот в 0,25 м3 (вместо обычных 0,5 м3) в год на 1 жителя, учитывая 100"/о канализование обобществленного сектора.

В больших городах до последних лет удалялось около 5°/о жидких нечистот, рассчитанных по нормам накопления. Если исходить из норм для помоев в 12 л в сутки или 4,3 м3 в год на 1 жителя, то это должно составить около 0,2 м3 в год. Учитывая это, а также характер застройки поселка (наличие приусадебных огородов) для начального этапа, принимаем удаление помоев из расчета 0,1 м3 в год на 1 жителя в неканализованном жилом фонде. На конечном этапе эта норма доводится до 0,43 м3 в год, т. е. до 10% нормы накопления, установленной Академией коммунального хозяйства (такой процент считается реально достижимым)1. Так как в составе нормы накопления мусора в 200 кг в год на 1 жителя обычно 25—30'Vo приходится на уличный смет, то, учитывая ничтожные размеры уличной уборки, особенно на начальном этапе, принимается расчетная норма для мусора в 150 кг в год на 1 жителя на начальном и в 200 кг на конечном этапе реконструкции.

Расчетное накопление отбросов, подлежащих удалению, сведено нами в табл. 1.

Таблица 1

Начальный этап Конечный этап

1. Мусор Население................ Норма на 1 жителя в год.......... Годовое накопление в год ......... 2. -Жидкие нечистоты Расчетное население ............ Норма иа 1 жителя в неканализованном жилфонде в год............. Годовое накопление жидких нечистот, подлежащих вывозу ............ 12 000 150 кг 1 8и0 т 8 000 0,25+0,10 = 0,35 2 800 м3 8 000 200 кг 1 500 т 4 000 0,25+0,43 = 0,68 2 700 м3

Суточное накопление мусора на одно домовладение составляет около 10 кг, и здесь следует принять вывоз-очистку сборников раз в 3 дня. При этом потребная вместимость сборника определяется в 30 кг или 60 л; всего таких сборников потребуется около 500. В неканали-зованных домовладениях сборники ставятся в районе размещения уборной и помойной ямы. Там, где несколько домов имеют общий двор, сборники ставятся на одной для всей группы домов площадке. Эти площадки должны быть точно фиксированы и архитектурно оформлены (ограда, зелень).

В поселке уборка улиц и проездов является обязанностью домовладения. На коммунальные органы, кроме уборки одной-двух транспортных магистралей, возлагается контроль за своевременностью и качеством уборки, выполняемой домовладениями.

Транспорт очистки как на начальном, так и на конечном этапе основан на конной тяге. Вместимость транспортной единицы принята в 0;5 т. Предусматривается специальная конструкция кузова, уничтожающая возможность проливания и просыпания отбросов во время погрузки и перевозки. Расчет потребного транспорта для очистки проверен по следующим показателям: 1) время погрузки-выгрузки ассенизационной бочки — 40 минут, 2) погрузка 1 сборника в фуру — 2 минуты, 3) скорость езды — 5 км/час, 4) время разгрузки фур на поле минерализации — 10 минут, 5) расстояние вывоза — 3 км, 6) в одну фуру грузится содержимое 20 сборников, 7) количество ежедневно подлежащего удалению мусора — 6 т, жидких нечистот — 10 т, 8) коэфициент использования транспорта для вывоза отбросов — 0,7.

1 БМЭ, т. 23, стр. 497.

По этой схеме дневная производительность ассенизационной бочки определяется в 4, а мусорной фуры в 3 оборота, таким образом требуется 5 ассенизационных бочек и 4 мусорных фуры.

. Принятая схема расчета позволяет считать, что на начальном и конечном этапе реконструкции, в связи с уменьшением населения и увеличением норм накопления и удаления отбросов количество транспортных единиц будет одинаковым. Если сравнить это количество со встречающейся в законодательстве и литературе нормой 1 бочка на 1 ООО и одна фура на 2 ООО жителей1, то окажется, что на начальном этапе в поселке будет приходиться одна бочка на 1 500, а одна фура на 3 000 жителей, а на конечном этапе одна бочка на 1 000, а одна фура на 2 000 жителей. Таким образом, в данном случае расчет, составленный на основе индивидуальных условий, на основе расчета оборачиваемости близок к приведенным нормам.

В момент обследования поселка в нем рациональное обезвреживание отбросов отсутствовало, а для мусора не было даже уточнено постоянное место вывоза.

Незначительные размеры накопления предопределяли ориентацию на самый простой метод обезвреживания — почвенный. Обезвреживание организуется на поле минерализации: трудность выделения сколько-нибудь значительных площадок для полей требует максимально интенсивного использования площади поля минерализации, поэтому в основу загрузки поля положены максимальные показатели (1000 см2 мусора или 2 ООО м3 жидких нечистот на 1 га поля). Точно так же максимально ускорена оборачиваемость поля: принята загрузка каждого участка через год. Эти жесткие показатели, помимо только что сказанного о дефиците пригодной земельной площади, определяются также и тем, что ничтожные размеры полей и возможной сельскохозяйственной продукции позволяют в минимальной степени учитывать сельскохозяйственный эффект загрузки. Здесь посев на следующий после загрузки год рассматривается не как хозяйственное мероприятие, дающее больший или меньший доход, а лишь с точки зрения улучшения санитарного состояния поля.

Потребная площадь для поля определена в 6 га для жидких отбросов и 4 га для мусора, всего 10 га. При размещении поля были учтены такие моменты, как изоляция от источников водоснабжения, ровный рельеф (уменьшение земляных работ), наличие удобных подъездных путей, состав почв, не препятствующий организации почвенного обезвреживания.

Важнейшим элементом каждой программы санитарно-оздорови-тельных работ должно быть определение экономических показателей, позволяющих судить о реальности намеченной программы.

Таблица 2

Объект Модус расчета Стоимость единицы в рублях Всего в рублях

Ассенизационные бочки ..... 5 штук 3 000 15 000

Фуры . . .......... 4 » 3 000 12 000

Поле минерализации...... 10 га 2 000 20 000

Ассенизационный двор...... 100 м3 единиц

транспорта 40 р. м3 36 000

всего — 900 м3

Всего. . . 83 000

1 См. Труды Украинского центрального института коммунальной гигиены, т. II, раздел «Очистка».

Потребные капиталовложения в строительство ассенизационного двора (новая площадка по дороге от поселка к полю), приобретение фур и бочек и устройство поля минерализации определяются так.

Расход на одного жителя составляет по очистке от мусора 3 рубля, на очистку от жидких нечистот около 4 рублей на одного жителя в неканализован-ном жилом фонде, всего около 7 рублей на одного жителя.

В эти расчеты не включены расходы на постройку уборных, помойных ям и приобретение мусоросборников как расходы, проводимые непосредственно отдельными домовладениями. При стоимости сборника 40 рублей дополнительный расход на одного жителя составляет около 2 рублей.

Для работы по новой системе намечен штат: а) для транспорта (1,5 человека на возоединицу) — 15 человек, б) коммунальной уборки улиц 10 человек и в) для обслуживания поля минерализации 5 человек, а всего 30 человек.

Стоимость эксплоатации очистки определена, исходя из 20 рублей в день на возоединицу, или 9 X 300 X 20 = 54 000 рублей в год, а стоимость уборки улиц и эксплоатация поля минерализации, исходя из 1 200 рублей в год на одного рабочего, в 1 200 X 15 = 18 000 рублей, в год. Таким образом, в 79 000 рублей в год, или в пересчете на одного жителя 6 рублей в год.

Такова краткая схема, характеризующая основные моменты организации очистки поселка, применительно к проекту планировки, разработанному Гипроградом.

В настоящее время в жилом фонде будущего* поселка размещается около 22 000 жителей. Если бы сделалось невозможным в ближайшее время осуществить намеченное расселение, необходимо было бы внести соответствующие изменения в намеченную схему. Положенные в ее основу измерители позволяют без особенного труда применительно к данным условиям определить потребный транспорт и другие показатели. В этом случае количество фур выросло бы до 12, ассенизационных бочек до 22 (против имеющихся) и т. д.

V" С. К. КУНИН (Ленинград^

Санитарно-технические нормы дошкольных

учреждений 1

Из Ленинградского института ОЗДиП (дир. — проф. В. Н. Иванов)

Для унификации требований, предъявляемых санинспекцией к дошкольным учреждениям, Отделом школьной гигиены Ленинградского института ОЗДиП разработан перечень санитарно-технических норм.

Этот перечень мы публикуем для всестороннего обсуждения.

Все действующие детские учреждения в течение 2—3 лет должны быть подтянуты к определенным нормативным требованиям, которые должны получить законодательное оформление.

Учитывая разнообразие типов дошкольных учреждений как по длительности пребывания в них детей, так и по количественному охвату ими детей, все дошкольные учреждения разбиты нами на 3 группы: 1) детские дома и детские сады, работающие круглые сутки, т. е. имеющие интернатные группы, 2) детские сады без интернатных групп с разбором детей по семьям с 4—5 часов дня и 3) детские сады жактовского типа (примитивы), обслуживающие не более 40 детей.

1 В порядке обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.