Научная статья на тему 'ОЧЭС: тенденции, проблемы, перспективы'

ОЧЭС: тенденции, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
948
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / ОЧЭС / РОССИЯ В ОЧЭС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабашина А.С., Никитина М.Г.

В статье на примере Организации Черноморского экономического сотрудничества рассматривается процесс интеграции в Черноморском регионе, противоречия и конфликты, препятствующие сближению экономик стран-участниц, затрагивается вопрос перспектив и потенциала сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЧЭС: тенденции, проблемы, перспективы»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. № 3. С. 3-10.

УДК: 339.92

ОЧЭС: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Бабашина А. С., Никитина М. Г.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: annababashyna@gmail.com

В статье на примере Организации Черноморского экономического сотрудничества рассматривается процесс интеграции в Черноморском регионе, противоречия и конфликты, препятствующие сближению экономик стран-участниц, затрагивается вопрос перспектив и потенциала сотрудничества. Ключевые слова: региональная интеграция, Черноморский регион, ОЧЭС, Россия в ОЧЭС.

ВВЕДЕНИЕ

Современные международные отношения характеризуются углублением интеграции на уровне регионов мира. Отражением этой тенденции международного экономического сотрудничества и стала Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

Повсеместное распространение и активизация региональных интеграционных процессов свидетельствует об определенной их необходимости и целесообразности для стран-участниц. Так, «государства, объединенные в региональные группировки, могут эффективнее отстаивать свои интересы» [7, с. 24], региональная интеграция «становится эффективным механизмом создания гибких межгосударственных связей, способных переориентировать отношения между бывшими соперниками и создать площадки для сотрудничества в различных сферах общественной жизни» [3, с. 20], «объединение государств по региональному признаку позволяет противостоять современной «несправедливой глобализации», выгоды от которой распределяются неравномерно и, как правило, преимущественно в пользу наиболее развитых государств» [2, с. 34]. Однако наряду с позитивными последствиями процесс региональной интеграции обуславливает возникновение различных политических, социальных и экономических противоречий и негативных явлений, проявивших себя и в процессах интеграции ОЧЭС. Поэтому исследование обладает нарастающей актуальностью в плане выявления их причинной обусловленности, закономерностей и возможностей оптимального развития.

Степень изученности проблемы. Теоретическим и практическим аспектам региональной интеграции в рамках ОЧЭС посвящены работы М. Г. Никитиной [7], Э. Д. Эшбы [14], В. М. Юрченко [15], Д. Б. Миранькова [6], С. Тэлеке [l], Г. Б. Липартелиани [5], Л. Н. Величко [3], О. Н. Бабуриной [2] и других отечественных и зарубежных специалистов. Однако события 2015-2016 годов заставляют по-новому смотреть на характер текущего и перспективность дальнейшего взаимодействия между странами-участницами ОЧЭС.

Целью исследования является изучение экономического развития Организации Черноморского экономического сотрудничества, определение основных

проблемных моментов, которые тормозят развитие организации, а также поиск возможных перспектив развития в будущем.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Организация Черноморского экономического сотрудничества была основана 25 июня 1992 года для развития кооперации в Черноморском регионе, о чем в Стамбуле была подписана соответствующая декларация. 5 июня 1998 года на Саммите ЧЭС в Ялте был подписан устав этой организации. После его ратификации странами-участницами он вступил в силу 1 мая 1999 года, и, таким образом, начался новый этап существования ЧЭС как «полноформатной региональной международной организации, наделенной правовым статусом и четко определенными функциями» [15, с. 74].

На данный момент в состав организации входит 12 стран, а именно: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Россия, Турция, Украина, Сербия. Географическое положение стран-участниц указывает на то, что не обязательно иметь непосредственную границу с Черным морем для вступления в ОЧЭС. Тем не менее в прошениях о членстве со стороны Черногории и Республики Кипр было отказано [1, с. 24-25]. Страны и международные организации, имеющие статус наблюдателя: Египет, Австрия, Беларусь, Хорватия, Чехия, Германия, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, США, Международный Черноморский клуб, Секретариат Энергетической хартии, Комиссия Черного моря, Комиссия Европейского союза.

ОЧЭС как международная организация создавалась с целью помощи странам Черноморского региона в адаптации к происходящим в мире процессам и стремительным переменам, охватывая новые области сотрудничества и углубляя его в уже существующих областях [12]. Основные направления взаимодействия в рамках ОЧЭС затрагивают различные сферы, такие как сельское хозяйство, наука и техника, туризм, торговля и экономическое развитие, транспорт, культура, охрана окружающей среды и т. д. [8].

Несмотря на широкий спектр сфер сотрудничества, в силу различий исторического, экономического, политического характера, между странами-участницами ОЧЭС существует множество разногласий. На основании трудов ряда авторов [7, с. 93; 1, с. 27-29; 14, с. 46] можно выделить дезинтеграционные факторы ОЧЭС экономического и историко-политического характера.

Так, к основным препятствиям на пути к интеграции ОЧЭС экономического характера относятся:

1. Неравномерность экономического развития стран-участниц. Исходя из приведенного графика состояния ВВП на душу населения (рис. 1), видно, что лучшие позиции по данному показателю занимают Греция (72 позиция из 230 стран мира на 2015 год), Россия (79 позиция), Румыния (86 позиция), худшие - Армения (144 позиция), Украина (148 позиция), Молдавия (170 позиция). Очевидно, что подобного рода диспропорции в экономическом развитии стран-участниц тормозят экономическую и политическую интеграцию в рамках ОЧЭС. Также следует отметить в целом довольно низкие позиции государств-членов ОЧЭС в рейтинге

стран мира по ВПП на душу населения, что свидетельствует о наличии экономических проблем и нестабильности даже в тех странах, показатели которых лучше относительно других стран - участниц ОЧЭС.

Греция Россия Румыния Турция Азербайджан Болгария Сербия Албания Грузия Армения Украина

Молдавия

0 5 000 10 000 15 000 20 000 25 000 30 000 ■ ВВП на душу населения, $ США

Рис. 1. ВВП на душу населения стран — участниц ОЧЭС, 2015 г. (доллары США)

Источник: составлено авторами по материалам [10].

2. Отсутствие диверсификации экономики некоторых стран — участниц ОЧЭС не только сдерживает государства в реализации своего экономического потенциала, но и тормозит процесс интеграции в рамках ОЧЭС. Так, для Российской Федерации и Азербайджана характерно преобладание доли минеральных ресурсов в экспорте, основу которых составляют нефть и газ (более 70 % в товарной структуре экспорта) [11, 13]. Украина в основном специализируется на экспорте продукции АПК, а также продукции черной и цветной металлургии, 37 % и 22 % соответственно [4].

Препятствия на пути к интеграции ОЧЭС политического и исторического характера:

1. Выбор странами-участницами ОЧЭС различных по специфике векторов экономического развития, связанный с историческим развитием того или иного государства. Так, Россия в большей степени ориентирована на интеграцию в рамках ЕАЭС, БРИКС, АТЭС, ШОС, партнерство с АСЕАН, что свидетельствует о выборе евроазиатского вектора развития. Проевропейский и проамериканский векторы развития характерны для большинства остальных стран — участниц ОЧЭС. Греция, Болгария, Румыния являются членами ЕС, Турция, Албания, Сербия — кандидаты на вступление в ЕС (подали заявки), Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия,

Украина являются участниками проекта ЕС «Восточное партнерство», Албания, Болгария, Греция, Румыния, Турция являются государствами-членами НАТО, в то время как Россия и Армения - члены ОДКБ. Очевидно, что при подобного рода разнонаправленности ориентиров региональной интеграции 12 стран-участниц довольно проблематична выработка и поддержание единства во взаимодействии.

2. Неурегулированные конфликты между государствами-членами ОЧЭС, обусловленные исторически сложившимися отношениями между государствами, а также недавними событиями в Черноморском регионе, а именно:

• Геноцид армян: привел к затяжному конфликту между Турцией и Арменией;

• Карабахский конфликт: перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в открытую межнациональную конфронтацию между Арменией и Азербайджаном; сложившаяся ситуация также привела к конфликту между Турцией и Россией [1, с. 28];

• Приднестровский конфликт: негативно сказался на отношениях между Россией, Украиной и Молдавией;

• Грузино-абхазский конфликт: привел к конфронтации России и Грузии;

К числу вышеназванных, относительно давних затяжных конфликтов присоединились недавние события, обостряющие отношения между странами-участницами ОЧЭС:

• Присоединение Крыма к Российской Федерации: 16 марта был проведен референдум о статусе Крыма, на основании результатов которого была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ [9], что усугубило конфликт Украины и России;

• Российско-турецкий конфликт: 24 ноября 2015 года турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24, выполнявший бомбардировку объектов вблизи сирийско-турецкой границы, в ответ Россией были введены санкции против Турции. Так, согласно указу Президента Российской Федерации В. В. Путина «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции» временно вводятся:

а) запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика;

б) запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации;

в) запрет для работодателей на привлечение с 1 января 2016 года работников из числа граждан Турции [9].

Также отменен с 1 января 2016 года безвизовый режим между Россией и Турцией; туроператоры прекратили продажу туристических туров для граждан России в Турцию.

Очевидно, что сложившиеся конфликтные ситуации между странами-участницами ОЧЭС не гарантируют стабильного экономического и политического

развития региона, более того, ставят под вопрос продуктивность дальнейшего сотрудничества в рамках организации.

Основными предпосылками к созданию стабильного регионального сотрудничества является, во-первых, культурно-историческое, экономическое, политическое сходство интегрирующихся стран, во-вторых, активный товарооборот, плодотворное экономическое сотрудничество между странами-участницами интеграционной группировки. В случае с ОЧЭС не наблюдается ни того, ни другого.

Разнородность по этноконфессиональному составу, отличное друг от друга историческое формирование государств-членов ОЧЭС, несовпадающие по специфике векторы экономического и политического развития, выбранные странами-участницами ОЧЭС, вызывает обилие конфликтов, дополняющихся «низким уровнем координации усилий» входящих в эту зону государств и «борьбой за лидерство в регионе» [14, с. 46]. Немаловажен также и тот фактор, что страны различны по уровню экономического развития, что усложняет достижение каких-либо договоренностей между 12 странами-участницами ОЧЭС.

Вторую предпосылку к формированию устойчивого интеграционного взаимодействия рассмотрим на примере товарооборота Российской Федерации с некоторыми странами-участницами ОЧЭС (кроме Сербии, Албании) за аналогичные периоды 2009-2016 гг. Из графиков видно, что основными экономическими партнерами России выступают Украина и Турция (рис. 2), доля остальных стран в общем товарообороте Российской Федерации незначительна (рис. 3). В целом прогноз по поводу дальнейшего развития внешней торговли Российской Федерации со странами - участницами ОЧЭС неутешителен, поскольку Турция и Украина - основные экономические партнеры России в организации, товарооборот с которыми на фоне происходящих геополитических событий значительно сократился, а доля остальных стран - партнеров России по ОЧЭС в общем товарообороте в среднем за аналогичные периоды 2009-2016 гг. суммарно не превышает и 3 % (табл. 1).

3750 3500 3250

Азербайджан

Армения

Болгария

Греция

Грузия

Молдавия

Румыния

Турция

Украина

Рис. 2. Товарооборот Российской Федерации с основными странами партнерами по ОЧЭС, январь 2009— 2016 гг. (млн долларов США) Источник: составлено авторами по материалам [13].

1,00

Азербайджан

Армения

Болгария

Греция

Грузия

Молдавия

Румыния

0,50

0,00

N

.1?

ч\

.4?

ч

ч~

^ ¿Г ¿Г' Л?' ^ Ж Л

Ф ч^5

Рис. 3. Доля в общем товарообороте Российской Федерации некоторых стран членов ОЧЭС, январь 2009—2016 гг. ( %)

Источник: составлено авторами по материалам [13].

Таблица 1.

Доля в общем товарообороте Российской Федерации некоторых стран-

янв. 2009 янв. 2010 янв. 2011 янв. 2012 янв. 2013 янв. 2014 янв. 2015 янв. 2016 Ср. знач.

Азербайджан 0,40 0,20 0,38 0,30 0,30 0,30 0,50 0,30

Армения 0,20 0,10 0,13 0,17 0,20 0,20 0,30 0,40

Болгария 0,70 0,20 0,31 0,36 0,60 0,40 0,50 0,80

Греция 0,50 0,70 0,91 0,86 0,90 0,60 0,80 0,50

Грузия 0,10 - 0,03 0,03 0,00 0,10 0,10 0,10

Молдавия 0,10 0,40 0,34 0,33 0,30 0,30 0,40 0,40

Румыния 0,30 0,40 0,39 0,40 0,30 0,50 0,60 0,60

Сумма 2,30 2,00 2,50 2,45 2,60 2,40 3,20 3,10 2,57

Источник: рассчитано авторами по материалам [13].

ВЫВОДЫ

В декларации, принятой по итогам ялтинского саммита, лидеры стран ОЧЭС констатировали, что в XXI в. роль Черноморского региона, как с точки зрения мировой политики, так и с точки зрения глобальной экономики, существенно возрастет. Фактически это было заявление о намерении превратить Черное море в зону стабильности и процветания [8]. Однако текущие геополитические события и социально-экономическая ситуация, сложившаяся в регионе, привели к фактическому отсутствию каких-либо предпосылок к реализации устойчивой региональной интеграции в рамках ОЧЭС.

Список литературы

1. Teleke S. Black Sea Economic Cooperation (BSEC) towards Political and Economic Integration // The Journal of Global Development and Peace, CT, 2012. №2. Р. 22-32.

2. Бабурина О. Н. Черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики Краснодарского края: транспортный и туристский аспекты // Региональная экономика: теория и практика, 2013. № 46. С. 34-40

3. Величко Л. Н. Модели региональной интеграции в Черноморском регионе на современном этапе: проблемы институализации // Исторические науки и археология, 2015. № 4. С. 20-26

4. Государственная служба статистики Украины URL: http://www.ukrstat.gov.ua/

5. Липартелиани, Г. Б. ОЧЭС: Проблемы становления и основные противоречия // Власть, 2012. № 5. С. 155-157

6. Мираньков, Д. Б. ОЧЭС: развитие региональной транспортной инфраструктуры // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление, 2012. Том 25 (64). № 3. С. 153-158

7. Никитина, М. Г. Геоэкономическая стратегия Украины в контексте Причерноморской интеграции: Монография. Симферополь, 2011. 265 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Официальный сайт ОЧЭС. URL: http://www.bsec-organization.org/Pages/homepage.aspx,

9. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/

10. Официальный сайт ЦРУ. URL: https://www.cia.gov/

11. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/

12. Устав ОЧЭС. URL: http://www.bsec-organization.org/documents/LegalDocuments/statutory/charter/Download/CHARTER %20web %20080630.pdf,

13. Федеральная таможенная служба.URL: http://www.customs.ru/

14. Эшба Э. Д. Региональное сотрудничество на Черном море: достижения, проблемы, перспективы // Вестник МГИМО Университета, 2013. № 6. С. 42-48

15. Юрченко В. М. Информационная безопасность России в Черноморском регионе // Власть, 2009. № 4. С. 73-76

Статья поступила в редакцию 09.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.