Научная статья на тему 'Очерки истории русской культуры'

Очерки истории русской культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
213
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очерки истории русской культуры»

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ОЧЕРКИ ИСТОРИ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Эстетически-художественный и религиозный аспекты древнерусской культуры рассматриваются в книге Л.А.Шумихиной «Духовные истоки русской культуры» (2). Исходя из определения С.Л.Франка «духовность - это религиозная настроенность», автор книги рассматривает проблему духовного своеобразия России. Господствующим направлением в осмыслении духовного своеобразия России является евразийская концепция, возникшая в начале 20-х годов ХХ в., которая считает Россию рубежом между Европой и Азией, Западом и Востоком в силу ее географического положения.

Однако тут возникает парадокс: Россия в своем духовном становлении - Запад по отношению к Востоку, но Восток - по отношению к Европе. Особенность географического положения России обернулась для русской духовности постоянным поиском единения восточного и западного мировидения и мироотношения.

«Скандославское» направление истории нашей культуры представляют академики В.Н.Лазарев и Д.С.Лихачев, которые считали, что поскольку Россия - страна между Севером и Югом, ей больше подходит определение «Скандославия», чем «Евразия». В становлении русской культуры, считают приверженцы этого направления, решающую роль играли Византия и Скандинавия. Сторонники «скандославской» конце-ции духовного своеобразия Руси не исключали ее диалога и с Германией, и с южнославянскими странами. «Существенным вкладом "скандос-лавов" в отечественную культурантропологию является научное опровержение ими мифа о том, что Россия 700 лет до Петра Великого была оторвана от Европы» (2, с.21). Академики Д.С.Лихачев и В.Н.Лазарев

научно доказали, что Россия на протяжении почти тысячелетия ведет диалог с Западом.

Православно-христианский подход в осмыслении духовного своеобразия России был обоснован И.А.Ильиным в статье «Что дало России православное христианство», впервые опубликованной в Америке в 1938 г. В понимании религиозного происхождения культуры у И.А.Ильина много общего с Н.А.Бердяевым. Культура, по мнению Н.А.Бердяева, родилась из культа, истоки ее сакральны, а истоки русской культуры - в православии (2, с.22).

О зарождении духовности в племенах, потомки которых постепенно расселились на территории Древней Руси, нет ни этнографических, ни серьезных историко-археологических научных данных, пишет Л.А.Шу-михина (2, с.28). Первобытный миф А.Ф.Лосев назвал «освобожденной фантазией» первобытного человека (цит. по: 2, с.30). Сложность славянских мифологических образов воссоздал академик Б.А.Рыбаков в работах «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси».

Оценивая роль духовного наследия христианства для Руси, В.Ф.Эрн писал, что «эллинская культура единственное живое продолжение свое находит на православном Востоке, а с принятием христианства - преимущественно в России» (цит. по: 2, с.53). В.Ф.Эрн называл культуру периода Святой Руси «особенным утонченным духовным классицизмом» (цит. по: 2, с.54).

В учебном пособии «Очерки истории отечественной культуры» освещается период с конца IX в. по начало XXI в. Феномен России в основных чертах сформировался в условиях Московского государства. Анализируя историю русской культуры в домонгольский период, авторы пособия выделяют два этапа: 1) культура Киевской Руси (Х-Х1 вв.) и 2) культура периода раздробленности (XII - первая треть XIII в.). В основе процесса формирования культуры Древней Руси лежали, с одной стороны, языческая культура восточнославянских племен и, с другой - христианская культура Византии, считают авторы учебного пособия (1, с.9).

Древнейшая письменность существовала на Руси еще задолго до принятия христианства. Свидетельство тому сообщение летописи о русском

тексте договоров Олега и Игоря с Византией. В летописях говорится о существовании библиотек у князей, бояр и богатых горожан, в этих библиотеках очень рано появились и русские книги, а не только привезенные из других стран.

Становление русской школы архитектуры до XII в. происходило под влиянием греческих мастеров. Этот стиль Д.С.Лихачев назвал монументальным историзмом. Начиная с 20-х годов XII в. в архитектуре бурно развивался «придворно-княжеский жанр» (1, с.12). В живописи в 60-70-е годы XII в. наметился отход от классического византийского стиля. Лики святых заметно «славянизируются».

«Синтетический характер русской культуры, базировавшийся на языческой культуре восточных славян и христианской традиции Византии, создал условия для дальнейшего развития самобытной русской культуры» (1, с.16).

Развитие русской культуры с середины XIII в. было заторможено ордынским нашествием. Возрождение русской культуры начинается в XIV в. с возвышения Москвы. Значительные успехи в XIV-XV вв. были достигнуты в развитии письменности. В XV в. в русской письменности впервые появилась запятая, распространилась скоропись, когда часть букв выносилась над словом в виде особого знака - титла. Распространенными жанрами XIV-XV вв. являлись жития, а также светские переводные сочинения.

В XIV-XV вв. в период объединения русских земель происходил подъем зодчества, в городах широко развернулось каменное строительство. Выдающимся представителем русского национального искусства конца XIV - 30-х годов XV в. был Андрей Рублев. В XV в. в церковной живописи Руси перестает изображаться знак свастики - древний, общий для всех индоевропейских народов символ солнца, любви, добра, счастья. Свастика остается только в народном орнаменте. При Дмитрии Донском знатных людей стали называть по роду, а не по прозвищу, чем закладывались основы позднейших фамилий.

В XVI в. отечественная культура начинает принимать светский характер. Стоглавый церковный собор 1551 г. регламентировал деятель-

ность иконописцев, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, что способствовало росту профессионального мастерства. В конце XVI в. появилась вторая форма отчества с окончанием «вич», но ею награждали только высшую знать. В основном бытовало полуотчество - Иван Иванов сын. В это же время появился новый знак препинания - точка с запятой, широкое применение получила бумага.

Говоря о культуре России в XVII в., авторы учебного пособия выделяют три этапа: 1) 1600-1620 гг., застой, связанный со Смутой; 2) 16301670 гг., время бурного развития культуры; 3) 1680-1690 гг., период наивысшего развития культуры Средневековья. Для последнего этапа характерной чертой стало усиление влияния культуры Западной Европы (1, с.30).

XVIII-XIX вв. занимают особое место в развитии экономической, политической, социальной и культурной сфер жизни России. Петровские преобразования в области культуры и быта привели к тому, что русская культуры в первой четверти XVIII в. поднимается на новую, более высокую ступень по сравнению со всем предшествующим периодом. Во второй четверти XVIII в. русская культура сохраняет основные этапы своего развития, «хотя интенсивность его несколько замедляется в связи с нестабильностью в политической жизни России» (1, с.43).

Вторая половина XVIII в. в России характеризуется как эпоха просвещенного абсолютизма, и культура в это время достигает высокого уровня, не уступая лучшим западноевропейским образцам. Быстрые темпы развития русской культуры во второй половине XVIII в. привели к тому, что были созданы памятники культуры мирового уровня, наука и культура России сделали большой шаг вперед, став в один ряд с европейскими.

Историю XIX в. в России принято начинать с 12 марта 1801 г. - времени восшествия на престол Александра I после свержения и убийства Павла I. В целом русская культура XIX в., как и культура предшествующего времени, отличалась, с одной стороны, прогрессивной целенаправленностью, быстрыми темпами развития, а с другой - рядом противоречий, обусловленных особенностями исторического развития России данной эпохи.

Развитие культуры России во второй половине XIX в. характеризуется социальной ориентацией, связью с окружающей жизнью, возвращением к национальным традициям, патриотизмом. Дальнейшая демократизация культуры привела к тому, что значительно расширился круг потребителей культуры и искусства.

Период конца XIX - начала ХХ в. вошел в историю русской культуры как Серебряный век. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным, он охватил все виды творчества, породил новые направления (символизм, акмеизм, футуризм, модернизм, авангардизм, неоантичность), открыл плеяду блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры. Особый колорит культуре Серебряного века придала высочайшая по своим достижениям русская религиозная философия. Как и в других странах, в России рост грамотности и развитие культурных потребностей привели к формированию массовой культуры. Обновление гуманитарных наук характеризовалось тесным переплетением философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки.

Историю культуры советской эпохи в настоящее время рассматривают с двух позиций. Одна опирается на высказывание Н.А.Бердяева о «новом средневековье» и на слова поэта О.Мандельштама о «веке-волкодаве». Эта позиция объявляет семидесятилетнюю российскую культуру советской эпохи «мрачной ямой тоталитаризма» (1, с.77). Другая позиция учитывает сложные противоречия развития и причины, его тормозившие. Этой объективной позиции придерживаются авторы реферируемого учебного пособия.

Культура советской эпохи, пишут С.Ю.Наумов, Л.М.Мерзляков и А.В.Амбарян, «есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, в лидера-пророка» (1, с.78). Для этой эпохи характерна установка на «двоичность»: революция - контрреволюция, белые - красные, мы - они, наши - не наши и т.д.

Культура русского зарубежья оставалась составной частью отечественной культуры. Достаточно сказать, что с 1918 по 1932 г. за рубежом издавалось 1005 наименований русских эмигрантских журналов. Общественную мысль за рубежом представляли евразийцы (П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, Н.С.Трубецкой, Г.В.Флоровский) и сменовеховцы (Н.В.Устрялов, Ю.В.Ключников, С.С.Лукьянов, А.В.Бобрищев-Пуш-кин). Оставаясь противниками большевизма, евразийцы открыто заявляли о признании происходивших в России «объективно назревших социально-экономических преобразований» (1, с.91). Отправным пунктом сменовеховской идеологии стало признание сил советской власти, в связи с чем делался вывод о необходимости «примиренчества» с новой властью, о неизбежности совместной работы с большевиками (там же).

Изменения в культурной жизни страны («оттепель») начались раньше, чем в политической сфере, произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и «шестидесятников», либералов, попытавшихся изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране. Лидером «шестидесятников» был журнал «Новый мир» и его главный редактор А.Т.Твардовский. В конце 50-х годов получил распространение «самиздат», сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени.

Движение диссидентов стало духовной оппозицией идеологическому диктату и ограничению свободы творчества в 1970-1980 гг. Углубился конфликт между властью и интеллигенцией. Культура перестала быть синонимом идеологии, утратилось ее единообразие. Отрицательную роль сыграл воинствующий атеизм.

1970-е годы складываются неформальные молодежные группы приверженцев определенных музыкальных вкусов (битломаны, металлисты, роллинги, брейкеры), появились группы аполитического характера (хиппи, панки).

Начавшаяся в 1985 г. перестройка привела к активизации духовного потенциала народа. Стали глубже культурные и научные связи СССР с другими странами, духовная жизнь общества стала богаче и многообразнее. Однако реальные затраты на культуру сократились многократно.

Одним из самых главных практических результатов перестройки стала гласность.

В 90-е годы в культурной сфере современной России произошли огромные перемены. Появилась возможность свободной реализации любых творческих инициатив, начался подъем культурной жизни. Большое влияние на духовную жизнь оказал процесс возвращения в культурный оборот тех ценностей, которые были утрачены при советской власти. Достоянием общества стали русская культура Серебряного века, православно-христианская культура, культура русского зарубежья. «Призывы усилить внимание к развитию национальной русской культуры, сохранению нашего отечественного достояния - памятников культуры разных эпох и разных направлений начинают все чаще звучать в российских средствах массовой информации. Все настойчивее проводится мысль, что система культурных ценностей России должна включать в себя все общечеловеческое и исторически ценное из нашей недавней отечественной культуры» (1, с.132).

Список литературы

1. Наумов С.ЮМерзляков Л. И., Амбарян А. В. Очерки истории отечественной культуры. - Саратов, 2001. - 135 с.

2. Шумихина Л.А. Духовные истоки русской культуры. - Екатеринбург, 2001. - 80 с.

И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.