Научная статья на тему 'Очерки истории подготовки рентгенологов Красноярска'

Очерки истории подготовки рентгенологов Красноярска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очерки истории подготовки рентгенологов Красноярска»

Предисловие

В канун двадцатилетия организации и становления кафедры лучевой диагностики ФПК КрасГМА нам, представителям старшего поколения рентгенологов, хотелось бы поделиться некоторыми историческими, весьма любопытными и, может быть, малоизвестными фактами из жизни нашей красноярской рентгенологии. В этом небольшом очерке приведем некоторые исторические вехи и славные имена наших коллег, на основании которых представится возможным проследить хронику наиболее ярких событий затронутой темы.

Штрихи к биографии авторов

Авторы статьи - известные широкой медицинской общественности ветераны красноярской рентгенологии. Вся их трудовая биография связана в основном с медакацемией. За свою полувековую деятельность в качестве врачей и преподавателей, имея кладезь знаний и профессионального опыта, они воспитали не одно поколение студентов и врачей-рентгенологов, многие из которых успешно работают в здравоохранении нашего города и края.

Заведующий кафедрой лучевой диагностики д.м.н., профессор И.В. Красицкий и ассистент этой кафедры к.м.н. В.В. Протопопов окончили Красноярский мединститут в 1952 году и сразу же после первичной специализации по рентгенологии стали работать по избранной профессии. В 1955-1957 гг. прошли клиническую ординатуру на кафедре рентгенорадиологии, руководимой д.м.н И.М. Либерманом. И.В. Красицкий начал работать на кафедре ассистентом с 1958 г., пройдя последовательно все ступеньки от ординатора до заведующего кафедрой, профессора. В.В. Протопопов прошел путь от ординатора до к.м.н., ассистента кафедры, где работает в этой должности с 1960 г.

Многогранная профессиональная подготовка авторов позволила им успешно решать многие научно-медицинские и организационные проблемы, в частности, вопросы последипломного образования врачей по специальности «рентгенология». Работая на протяжении многих лет на кафедре и в крупных лечебно-профилактических учреждениях г. Красноярска, приобретя значительный опыт в области подготовки специалистов по рентгенологии, авторы в рамках данного сообщения делятся своими воспоминаниями и приводят целый ряд подробностей, касающихся истории развития специализации и усовершенствования врачей-рентгенологов до периода организации кафедры лучевой диагностики ФПК КГМИ

Начало...

Наше повествование начнем с событий давно минувших дней, а именно с организации Красноярского государственного медицинского института в приснопамятном 1942 году, славный юбилей которого был широко отмечен в прошедшем году. Необходимо отметить, что в этот наисложнейший период организации нашей академии при кафедре факультетской терапии был создан курс рентгенологии, который возглавил один из пионеров красноярской рентгенологии, главный рентгенолог края Виктор Адольфович Клюге. В процессе становления мединститута в тяжелых условиях военного времени огромны и неоценимы роль и значение первопроходцев. В их числе были лучшие и преданные представители Красноярья. В связи со сказанным хотелось бы привести краткие биографические данные ведущих представителей нашей профессии, внесших весомый вклад в организацию и подготовку специалистов по рентгенологии.

Виктор Адольфович Клюге

В.А. Клюге родился в 1896 г. в семье юриста. После окончания Томского госуниверситета в 1925 году ДО 1934 года работал в г. Красноярске на различ11ых врачебных должностях, а затем врачом-рентгенологом. С 1941 по 1946 г. был рентгенологом эвакогоспиталя, а с 1946 года до последних дней жизни являлся бессменным рентгенологом госпиталя инвалидов войны. С момента организации мединститута до сентября 1955 года В.А. Клюге вел преподавание курса рентгенологии. Следует заметить, что в тяжелых условиях военного времени, отсутствии помещений и оборудования он организовал учебный процесс с проведением практических занятий и цикла лекций. Высокий профессионализм, широкая эрудиция заслуженного врача РСФСР Виктора Адольфовича, личное обаяние, доброжелательность и неиссякаемый юмор снискали ему глубокое уважение и любовь коллег и его многочисленных пациентов.

В эти и последующие годы, по мере необходимости, подготовка рентгенологов осуществлялась на рабочих местах в ведущих клиниках города в течение 4-5 месяцев.

Такой цикл специализации на базе ГИОВ под руководством В.А. Клюге в 1952 году прошел И.В. Красицкий, а В.В. Протопопов в этом же году специализировался в первой краевой больнице у заслуженного врача РСФСР П.М. Зимы.

Петр Михайлович Зима

П.М. Зима родился в г. Красноярске в 1898 году в семье кондуктора станции Красноярск. В 1927 году окончил медицинский факультет Томского государственного университета и до 1941 года работал санитарным врачом и терапевтом в различных медицинских учреждениях. После мобилизации в 1941 году направлен рентгенологом в один из эвакогоспиталей г. Красноярска, где проработал до его расформирования в 1944 году.

С 1944 по 1987 г. работал рентгенологом в краевой клинической больнице № 1 и был бессменным заведующим рентгенологическим отделением.

Необходимо подчеркнуть, что за весь продолжительный период своей работы в краевой клинической больнице П.М. Зима зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист, который пользовался большим уважением и авторитетом среди многочисленных пациентов и коллег по работе.

П.М. Зима, на протяжении многих лет являясь руководителем рентгенологического отделения крупного медицинского учреждения, проводил большую организационнометодическую работу в городе и крае. При его непосредственном и активном участии в 1949 году было создано краевое научно-медицинское общество рентгенологов и радиологов. В организации этого общества существенную роль сыграли также пионеры красноярской рентгенологии С.И. Топольян и Д. Л. Прейсман.

Сергей Исаакович Т опольян

С.И. Топольян родился в 1902 году в г. Ростове-на-Дону в семье служащих. В 1938 году с отличием окончил Омский мединститут и был назначен на работу в г. Красноярск на должность главного врача «скорой помощи». После специализации по рентгенологии в Новосибирском ГИДУВе с 1939 года и до дня кончины в 1960 году Сергей Исаакович беззаветно трудился в должности заведующего рентгенологическим кабинетом городской больницы № 1. В его актив следует отнести организацию в 1943 году первого рентгенотерапевтического кабинета по лечению кожных заболеваний и подготовки рентгенологов на рабочем месте. В числе одного из многих его учеников был главный рентгенолог г. Красноярска А.С. Катанаев.

И.М. Либерман -основатель кафедры рентгенорадиологии

Следующий, можно на-в Красноярске, когда усовершенствованию Либермана и организацией начало обучения

созданной кафедре. Одними сообщения, которые по сей а профессор И.В. Красицкий кафедры обучение в многие из которых стали здравоохранения и

В их числе заслуженный ветеран краевой больницы Тяжельникова, заслуженный

звать, качественно новый этап развития рентгенологии значительно активизировалась работа по подготовке и рентгенологов, начался с приездом д.м.н. И.М. им кафедры рентгенологии. Примером тому является специалистов в клинической ординатуре на вновь из первых ординаторов были авторы данного день продолжают плодотворно трудится на этой кафедре, уже более 30 лет руководит ею. За время существования клинической ординатуре прошло около 70 человек, крупными специалистами рентгенологами практического медицинской науки.

врач РФ, к.м.н., главный рентгенолог края А.М. Догадин, № 1 Ю.С. Чегодаев, доценты Г.С Граков, З..М.

врач РФ С.С. Тимошенко, И.П. Сапожников, Н.Й. Данилова, B.C. Стрикелев, С.В. Батышев, С.А Глотов, В.В. Момот и многие другие.

С момента создания кафедры рентгенорадиологии И.М. Либерманом были приглашены на преподавательскую работу П.М. Зима, СИ. Топольян, Т.М. Меренкова, врач-радиолог Е.Ф. Плют, которые успешно трудились в качестве ассистентов до I960 года.

Отдавая должное светлой памяти своего учителя и наставника И.М. Либермапа, авторы считают своим приятным долгом напомнить о целом ряде сто выдающихся заслуг и профессиональных качеств педагога и высококвалифицированного специалиста-новатора в области рентгенологии, внесшего существенный вклад в дело повышения уровня подготовки рентгенологов Красноярья. Благодаря инициативе и активному участию И.М. Либермана базовая клиника кафедры пополнилась вторым рентгенодиагностическим кабинетом и стационарным томофлюорографом. Под руководством И.М. Либермана в этот период организуются ряд тематических декадников с привлечением врачей-рентгенологов края по вопросам рентгенодиагностики силикоза, флюорографического обследования населения и крупная межобластная научно-практическая конференция рентгенологов Сибири в Красноярске с участием ведущих ученых страны.

И.М. Либерман был полон творческих планов на будущее красноярской рентгенологии. Но увы! К глубокому сожалению, раскрыться ему в полной мере помешала преждевременная кончина. Он ушел из жизни от хронической лучевой болезни в возрасте 49 лет. Тем не менее связь поколений не прервалась, его университеты оставили достаточно глубокий след. Свидетельством тому является дальнейшее развитие лучших традиций и достойное продолжение начатого им дела.

Яков Аронович Азбель

Следующий важный этап в развитии подготовки специалистов по рентгенологии связан с доцентом Я.А. Азбелем, который в ноябре 1959 года по конкурсу был принят на должность заведующего кафедрой рентгенологии.

Яков Аронович родился в 1909 году на Черниговщине. Высшее медицинское образование получил в 1937 году в Харьковском медицинском институте. В годы войны начал работать рентгенологом в эвакогоспиталях г. Новосибирска. Там же вплотную начал заниматься научно-исследовательской работой. Результатом этого явилась кандидатская диссертация на тему «Материалы к рентгенологическому исследованию остеомиелита культи нижних конечностей». Позже в течение многих лет доцент Я.А. Азбель работал на кафедре рентгенологии Новокузнецкого ГИДУВа.

Благодаря настойчивым инициативам доцента Я.А. Азбеля и заведующего факультетом повышения квалификации и усовершенствования врачей КГМИ В.В. Чернявского с 1964 года систематически 2 раза в год начали функционировать курсы специализации врачей по рентгенологии. Практические занятия в рентгенологическом кабинете с врачами вела врач краевой клинической больницы № 1, рентгенолог высшей квалификации НА Протопопова. Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что весь коллектив кафедры с честью и достоинством справился с этой непростой задачей, тем более что процесс специализации по рентгенологии протекал с параллельным обучением студентов 3-4-го курсов на лечебном и педиатрическом факультетах. Тематический план специализации по рентгенологии, как и в ведущих учреждениях страны, в тот период времени был рассчитан на 5-месячную программу, включая обучение по философии и военной подготовке. Он состоял из ежедневных практических занятий в рентгенологических кабинетах, курса лекций и проведения семинарских занятий. Доцент Я.А. Азбель читал лекции по актуальным вопросам рентгенологии, ассистент И.В. Красицкий вел семинарские занятия по рентгенодиагностике заболеваний

костей и легких, ассистент В.В. Протопопов - по рентгенотехнике и рентгенодиагностике заболеваний сердца, ассистент Г.С. Граков - по рентгенодиагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. В этот же период после защиты кандидатской диссертации в 1968 году занятия на цикле специализации врачей-рентгенологов проводила Л.С. Гракова.

В 1971 году штат кафедры пополнился ассистентами Ю.Г. Ткачевым и Е.К. Ивановым.

После Я.А. Азбеля

С отъездом доцента Я. Л. Азбеля из Красноярска в 1965 году курсы специализации по рентгенологии продолжа ли успешно функционировать вплоть до открытия в 1983 году на базе ФПК КГМИ кафедры лучевой диагностики, двадцатилетие существования которой отмечено в текущем году.

За все время существования циклов специализации по рентгенологии на них прошли обучение 406 врачей. Необходимо обратить внимание на тот факт, что география курсантов, проходивших обучение на нашей кафедре, была очень масштабной и включала в себя обширные территории Урала, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана. Многие из них успешно работают рентгенологами в крупных лечебно-диагностических

учреждениях нашего города и края: МСЧ № 51 (г. Железногорск) - B.C. Стрикелев, В.В. Батышев, И.А. Сорокина, М.Д. Ламонов; БСМП - В.П. Бахарев, В.Н. Соколов; КПТД - В.В. Визнер, А.С. Крылов, Л.А. Райх; ККБ № 1 - МА Михайлова, В.Т. Иванова, Н.В. Иванов; ККБ № 2 - Л.Т. Хромушкина, Н.И. Данилова.

В продолжение обзора, касающегося подготовки специалистов-рентгенологов в Красноярске, следует сказать еще о проведении выездных циклов, декадников и ряда

межобластных конференций рентгенологов с привлечением ведущих специалистов из НИИ Москвы, Ленинграда, Новосибирска и др.

Так, в июле 1967 года в Красноярске состоялась крупная межобластная конференция с участием 12 профессоров Московского НИИ рентгенорадиологии во главе с руководителем этого учреждения профессором И.Г Лагуновой. В сентябре 1968 года сотрудниками рентгенодиагностического отдела этого института (проф.

Л.С. Розенштраух) был проведен декадник по актуальным вопросам рентгенодиагностики.

В сентябре 1984 года в г. Дивногорске также состоялась межобластная конференция по различным разделам рентгенорадиологии, которая проводилась этим же институтом (проф. ИА Переслегин).

Послесловие

Завершая, возможно, далеко не полный обзор основных событий, охватывающий многие стороны профессиональной подготовки и обучения рентгенологов Красноярья в период до организации кафедры лучевой диагностики ФПК в 1983 году, хочется отметить следующее. Регулярной и систематизированной подготовки рентгенологов на местных и иногородних учебных базах почти не проводилось, очевидно, в виду отсутствия спроса на соответствующие кадры. С созданием в 1955 году кафедры рентгенорадиологии значительно выросла ее роль в подготовке и воспитании квалифицированных специалистов через обучение в клинической ординатуре и другие формы педагогического процесса (симпозиумы, декадники, конференции и т.п.). В этом, несомненно, проявились энергичность и лучшие деловые качества д.м.н.

И.М. Либермана, который за относительно короткое время работы успел осуществить целый ряд инициатив и новаций, которые положительно отразились на развитии рентгенологии и уровне подготовки специалистов.

Безусловно, особой похвалы и одобрения заслуживает деятельность доцента Я.А. Азбеля в деле организации и оптимизации подготовки широкого круга врачей-рентгенологов путем создания регулярно действующих циклов специализации на ФПК КГМИ.

И, наконец, по мысли авторов, выполнение ответственных задач, возлагаемых на коллектив преподавателей кафедры в деле подготовки по различным разделам клинической рентгенодиагностики, потребовал от него освоения новых методических и организационных подходов, лежащих в основе их профессиональной деятельности. А это в известной мере явилось стимулом дальнейшего совершенствования уровня знаний всех преподавателей кафедры.

В заключение мы хотели бы подчеркнуть, что кафедра серьезно и квалифицированно занималась подготовкой многочисленных кадров врачей-рентгенологов для многих регионов страны. И при этом, так сказать, фактически на общественных началах (то есть не имея соответствующего финансирования на дополнительную нагрузку преподавателей).

Приобретенный нами опыт в деле подготовки врачей-рентгенологов, а главное, успешные результаты работы многочисленных учеников дают основание считать наш скромный труд вознагражденным сторицей. ого комплекса возможно единственным способом - сублимацией. Формы ее проявления на индивидуальном уровне определяются личной культурой, а на общественном - системой определенных социальных норм. Ясно, что чем выше культурная надстройка, тем глубже спрятан этот комплекс, а его эманации легче сдержать. Однако в качестве общей тенденции и, по-видимому, в порядке расплаты следует отметить прогрессирующее обесценивание сакральности аутопсий, утрачивается их религиозный символизм. Дело не в том, что патологоанатомические вскрытия превратились в «текучку», которая время от времени экспрсссирует цинизм. В силу конечности человека обнажение внутренностей неизбежно. «Каждый будет разорван в своей основе от начала», - говорится в евангелическом апокрифе Филиппа. Но как-то забывается, что это противоестественное вывертывание наружу того, что в качестве залога жизни определено быть скрытым. Повседневность предала забвению обратное -восстановление, а точнее, окончательное совмещение в психологическом и мистическом смыслах некоей неопределенности с соответствующим носителем. В сущности, все, что мы делаем с телом умершего,- это один из фундаментальных компонентов последних вещей в их глубинном эсхатологическом понимании - забираем тело, а взамен (произвольно, как подскажет совесть!) воссоединяем останки с памятью. Останки - это носитель, память -неопределенность. В возникшей новой определенности устойчивого немного - душа и то, что делает умершего бессмертным. Справедливым будет только истинное совмещение. Но истина, в соответствии с эсхатологическим догматом, дана Богу. А что же нам?

После смерти христианина душа покинет его тело и предстанет перед Богом в новом обличье. Тело превратится в прах и может быть подвергнуто различным исследованиям, в том числе и анатомическим. При этом

любое исследование должно проводиться либо с согласия самого умершего (по завещанию), либо с согласия его родственников. Более того, умерший при жизни может завещать свои органы для трансплантации, и этот выбор человека уважается во всех христианских конфессиях. В то же время любые манипуляции над телом, которые производятся без согласия умершего или без разрешения родственников покойного, в христианстве считаются тяжким грехом и именуются не иначе как воровством.

Практически в каждом христианском направлении имеются достаточно четкие богословские различия в понимании степени свободы манипуляций над телом умершего. В основе этих представлений лежит положение об образе и подобии Божием в человеке: «...и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие, гл. 1. 26.). Необходимо учесть, что как бы далеко на первый взгляд не стояли богословские построения, они являются важным элементом духовной жизни общества, следовательно, опосредованно формируют образ мира, а также общественную практику.

Относительно большую свободу проявляют священники протестантских направлений (лютеране и евангельские христиане - баптисты). Они считают, что манипуляции над телом умершего должны регулироваться не столько богословскими нормами, сколько нормами светской морали и законодательной базой государства. Здесь явно доминирует прагматизм. Протестантизм - это путь индивидуализма, более дифференцированного выделения в мире единичного, большего акцентирования достоинств личного разума - путь богословского рационализма. Протестантская богословская традиция предоставляет человеку предельно допустимую свободу действий. В основе этого лежит представление об утерянном образе Божием в человеке в результате грехопадения. В протестантской традиции, идущей от католиков, тело - «гробница души». В протестантизме четко противопоставляется два начала - духовное и телесное. Образ Божий относится только к духовной природе. Отсюда идет пренебрежение к материальному, «психотелесному движению». Следовательно, аутопсия должна, с точки зрения протестантов, обеспечить прежде всего интересы исследования, а в случае бальзамации допускаются любые действия, которые адекватны этическим представлениям умершего, финансовым и техническим возможностям его родственников. Протестанты не препятствуют кремации и терпимо относятся к использованию различных способов, ускоряющих разложение тела (в частности, применение микрокрематориев, а также гробов с химическими катализаторами процессов разложения). Протестанты в гораздо большем объеме предоставляют рейдировать эти вопросы в формате «человеческого измерения». Предполагается, что ответственность принимают на себя светские власти. И в этой связи следует отметить, что именно в странах, где протестантское мироощущение хорошо развито, а это прежде всего США, Великобритания и Германия, высокая степень свободы манипуляций над телом умершего человека весьма жестко регламентируется юридическими и нравственными нормами.

Католические священники выражают практически те же позиции, что и протестанты, но в светское решение этих проблем они в большем объеме инфильтрируют богословские нормы. Признавая, что тело - «гробница души», что начало греха в теле, они демонстрируют более сбалансированную позицию. Авторитетнейший догматик католической церкви Шубен писал: «Все несовершенства и недостатки, которые присущи животной стороне человека, присущи конституции самой природе его». Однако к телу необходимо относиться с уважением, поскольку в нем заключена душа. Поэтому католики активно используют понятие «достоинство человеческого тела» в соотнесении с понятием «достойная смерть». В этой связи они более определенно заявляют о необходимости использования при вскрытии методов, которые не разрушают целостность внутренних органов и не рекомендуют без особой надобности отделять их от тела. Для католиков особенно важен обряд причащения, который в сравнении с обрядом отпевания для них куда более приоритетен. Причащение - это возможность для умирающего человека выразить последнюю волю и сделать окончательный выбор. Причащением католики структурируют определенный избыток свободы манипуляций над телом умершего и, транслируя в систему светской этики его последнюю волю, делают тем самым смерть более достойной.

Православные священники проявляют наиболее сдержанную позицию. Это объясняется особенным пониманием в православии человека как единства духа, души и тела. Каждый человек, с точки зрения православных богословов, и телесен, и духовен. Природа в людях одинакова, она одна у всех, личность же у каждого своя. Личность - это образ божий в человеке. Индивидуальность - единство личного и природного в их взаимодействии, в их развитии. Отсюда представление о том, что тело принадлежит метафизически к существу человека и смерть, разрушая тело, не может в целом его погубить. По мнению выдающегося православного богослова В.В. Зеньковского, в теле умершего человека сохраняется «некий трудно определяемый «остаток», который «как раз и создает возможность воскресения». Эта богословская традиция пронизывает все православие и идет из глубин веков, от святого Григория Нисского, который писал о «печати», остающейся в силе и после разрушения тела. Именно поэтому истинно православный человек, по мнению православных богословов, не должен позволять вскрытие своего тела, если смерть произошла от ненасильственных причин (болезнь или старость). Они более жестко требуют соблюдения принципа согласованности вскрытия с волей умершего или разрешением родственников. Православные священники отрицательно относятся к отделению внутренних органов от тела и категорично отвергают бальзамацию, в особенности если это проводится путем вытеснения крови из тела и заменой ее фиксирующей жидкостью. По православным догматам, именно в крови находится душа. Отсюда и русское название крови - от слова «кров», «жилище», в данном случае вместилище, дом для души. Такое представление о

местоположении души идет от иудаизма, и православное сознание, как более архаичное, зафиксировало это в соответствующей лексической форме. Насильственное изгнание крови до отпевания является тяжким грехом. Православные священники напоминают, что вскрытие, производимое до отпевания, происходит как бы на виду у души умершего и потому требуют применения максимально щадящих методов рассечения внутренних органов. Отпевание - это прощание души с телом, прощание с телом человека, который уже не может выразить последнюю волю.

В заключение мы бы хотели подчеркнуть, что при всем многообразии смыслов (нравственных, социальных, религиозных) в аксиологическом отношении личностный смысл останется системообразующим во все времена. Именно он позволяет человеку выделить в мире то и только то, что ему и только ему ценно, одновременно делая его жизнь безусловной самоценностью. Удел совести патологоанатома, производя вскрытие, думать или не думать об этом. Но со времен Ипполита Давыдовского как-то повелось считать, что патологоанатомы - это где-то философы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.