университету за 12 тысяч рублей богатое собрание восточных монет. Умер Карл Фукс 24 апреля 1846 г. в г. Казани. До самой своей смерти он не оставлял научных занятий и своей обширной, в высшей степени популярной в г. Казани и во всем крае медицинской практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амиров Н.Х., Альбицкий В.Ю. Карл Фукс -выдающийся деятель отечественной медицины первой половины XIX века. - Казанский мед. ж. - 1997. -№ 1. - С. 73.
2. Булич Н.Н. Из первых лет Казанского университета. - СПб, 1907, часть 1. -С.104-105.
.3. Воробьев Н.И. Фукс - первый исследователь быта Казанских татар // Вестник татароведения. -1927. - № 6.
-¿Восстание декабристов. Материалы. -М.-Л., 1927. - Т.Ш.- С.331.
5. Гарзавина A.B. Казань профессору К.Ф. Фуксу. - Казань., 1987.
6. Гарзавина А.В. Указанный труд. - С. 65.
7. Казанские известия. - 1811. - № 9.
8.Кафедра госпитальной терапии. - Казань, 1976. - С. 4.
9. Кафедра госпитальной терапии. - Казань, 1976. - С. 5.
10. Лажечников И.И. Сочинения. - СПб-М^Т^П, 1884.- С. 378.
11. ЦГА ИПД РТ. Ф.977, м.ф., Д.168, л. 59.
Поступила 25.02.05.
УДК 61 (091)
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К.М. ЛЕОНТЬЕВА - ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В.А. Спиридонов
Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. - Н.Ш. Нигматуллин) МЗ РТ, кафедра судебной медицины (зав. - проф. Г. М. Харин) Казанского государственного
медицинского университета
Кафедра судебной медицины Императорского Казанского университета имеет славную историю. В XIX веке она являлась одной из ведущих в России, и ее видным представителем был проф. К.М. Леонтьев.
Заведующий кафедрой судебной медицины проф. И.М. Гвоздев, увольняясь в мае 1895 г. из университета перед отъездом в г. Санкт-Петербург, рекомендовал назначить на это место своего ученика, приват-доцента, прозектора, доктора медицины Константина Михайловича Леонтьева. Он просил сделать это не дожидаясь осеннего семестра, обосновывая тем, что доставка трупов в судебно-медицинский кабинет для исследования продолжается и летом и требует в некоторых наиболее сложных случаях участия профессора судебной медицины [8]. 1 июня 1895 г. К.М. Леонтьев в соответствии с волей И.М. Гвоздева был избран экстраординарным профессором судебной медицины, причем и на медицинском факультете, и на совете университета решение было единогласным. В 1899 г. он получил звание ординарного профессора.
К.М. Леонтьев родился 29 апреля 1849 г. в городе Тотьма Вологодской губернии, по паспорту был обер-офицерским сыном. Это означало, что его отец не был дворянином, но выслужил офицерский чин и привилегии "благородных" сословий. Закончив в 1870 г. Уфимскую гимназию, он сразу же поступил в Казанский университет, который закончил в 1875 г. Годы его учебы пришлись на сложное время. В 1872-1873 гг. большое число студентов было захвачено новой революционной идеологией - народничеством, а летом 1874 г. более 4 тысяч человек приняли участие в "хождении в народ". К.М. Леонтьев не остался в стороне, участвовал в деятельности народнического кружка, но "в народ" не пошел. Полиция и губернское жандарм-
ское управление долгое время держали его под наблюдением [1], но мер не принимали. Скорее всего, как и множество других российских студентов, он разочаровался в революционных идеях. Участие в кружке не помешало хорошей учебе, и студент Леонтьев успешно закончил в 1875 г. университет, сдав одновременно экзамен на звание уездного врача. Во время учебы он особенно интересовался судебной медициной, и по ходатайству И.М. Гвоздева был оставлен на кафедре судебной медицины ординатором, через два года стал ассистентом. В апреле 1878 г., во время Русско-турецкой войны он был призван в армию и до ноября работал в госпитале в Боржоми, вернувшись после демобилизации на кафедру.
В 1885 г. он защитил докторскую диссертацию: "Влияние алкоголя и морфия на продолжительность асфиктического процесса" и в 1886 г. был назначен прозектором, активно участвовал в проведении судебно-медицинских экспертиз трупов и вещественных доказательств, стал хорошим практиком. Так, в архиве сохранился "протокол микроскопического изсле-дования волос и химического изследования жидкости", проведенный приват-доцентом К.М. Леонтьевым 14 мая 1888 г. на основании отношения судебного следователя Ядринского уезда и поручения Врачебного отделения [6]. Перед экспертом была поставлена задача: "... содержащиеся в воде волоса и снятые с раны Макаровой сравнить с обращиками волосъ, снятых съ ея головы при вскрытии, определить ихъ сходство и принадлежность Макаровой". Подробно изучив макро- и микроскопически представленные волосы и описав их, К.М. Леонтьев приходит к выводу, что волосы, взятые из кадки и с области раны, принадлежат убитой Макаровой. Необходимо отметить при этом
высокий профессиональный уровень исследовательской части и аргументированность сделанных им выводов. Судебно-медицинская экспертиза волос и в настоящее время является наиболее сложной и трудоемкой. По окончании исследования в соответствии с действующим законодательством К.М. Леонтьев предъявил для оплаты счет на 7 рублей "за употребление при судебно-медицинскомъ изследовании реагенты, аппараты, материалы, труд и проч." [7].
С 1886/87 учебного года проф. И.М. Гвоздев передал прозектору К.М. Леонтьеву преподавание судебной медицины на юридическом факультете, которое он осуществлял ежегодно по 3 или 4 часа в неделю до самой смерти, причем первые годы практически не получая вознаграждение [9].
Кроме преподавательской и научной деятельности, К.М. Леонтьев активно занимался общественной работой: в 1895-1902 гг. был секретарем медицинского факультета, т. е. фактическим руководителем общества пособия бедным студентам Казанского университета, занимался организацией благотворительных концертов. Именно к нему за помощью обращались студенты, и он старался помочь каждому и был поэтому очень популярен среди них. Отнюдь не случайно на панихиде, состоявшейся в университете 15 мая после получения телеграммы из Ялты о смерти Леонтьева, присутствовали почти все студенты-медики, многие студенты других факультетов, а также больше половины профессоров университета [2]. В память о К.М. Леонтьеве Казанское общество врачей учредило стипендию его имени [3].
В 1895 г. для ознакомления с различными судебно-медицинскими учреждениями и постановкой преподавания судебной медицины К.М. Леонтьев с 25 мая по 1 сентября 1895 г. выезжал в Германию, Австрию и Францию [12]. К сожалению, сведений о его посещениях судебно-медицинских учреждений и встречах с европейскими коллегами нам пока обнаружить не удалось. Научная деятельность ученого развивалась в традициях его учителя И.М Гвоздева. Докторская диссертация была посвящена асфиксии, а остальные работы - в основном разбору конкретных сложных судебно-медицинских случаев в его практике.
В 1897 г. имя К.М. Леонтьева стало широко известно всей просвещенной России благодаря его участию в знаменитом Мултанском деле. В 1896 г. недалеко от деревни Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии был обнаружен труп бродяги-нищего Конона Матюнина. Судебный следователь предположил, что он стал жертвой ритуального убийства, совершенного жителями села Старый Мултан, удмуртами, которые якобы принесли его в жертву. Кстати, удмурты были православными, а один из них занимал должность церковного старосты. Эксперт, осматривавший труп, малмыжский уездный врач, поддержал мнение следствия. На основании этого елабуж-ский окружной суд признал 9 удмуртов виновными и приговорил их к каторге. Но Казанская судебная палата (апелляционная инстанция) отменила приговор и направила дело на новое рассмотрение. Впоследствии удмурты были осуждены повторно, но этот приговор тоже был отменен. Третий суд состоялся в уездном городе Мамадыше Казанской губернии. К.М. Леонтьев вышел с ходатайством перед медицинским факультетом о желании принять участие в публичных слушаниях по этому делу и просьбой напра-
вить его в Мамадыш. Медицинский факультет, ректор университета и попечитель Казанского учебного округа дали на это свое согласие [5]. 28 мая 1896 г. К.М. Леонтьев принял участие в слушаниях этого уголовного дела, проводимых выездной сессией казанского окружного суда. Его не допустили к делу в качестве эксперта, но он ознакомился с материалами дела и выступил на процессе как свидетель защиты. Им был сделан вывод о том, что у малмыжского уездного врача не было оснований утверждать, что убийство имело ритуальный характер. Он обвинил эксперта в заведомой предвзятости, а полицию и местную судебную власть в том, что они не приняли меры для сохранности трупа (убийство произошло в летнее время, эксперт прибыл только через две недели, а местная полиция не позаботилась положить тело в погреб со льдом, и оно гнило в тепле) и сделали невозможным судебную экспертизу. Позиция К.М. Леонтьева и другого медицинского эксперта Э.Ф. Беллина сыграла важную роль в оправдании подсудимых.
Много усилий К.М. Леонтьев уделял и улучшению материальной базы судебно-медицинского кабинета. В 1899 г. он выступил на VII съезде общества русских врачей, состоявшемся в Казани, с докладом "О неудовлетворительности постановки преподавания судебной медицины". В качестве основных недостатков существующей системы преподавания он указал на его "ограниченно-теоретический" характер, на то, что преподаватель, а вслед за ним и студенты "устранены от освидетельствования живых, от исследований отдельных частей тела, пятен". Для того чтобы совершенствоваться в своем деле, профессор "должен быть не только преподавателем, но и практическим врачом", но у него нет возможностей заниматься практическими судебно-медицинскими исследованиями. В очередной раз К.М. Леонтьев потребовал, чтобы преподавание судебной медицины для юристов стало обязательным [4]. В качестве одного из организаторов съезда он руководил комиссией по подготовке резолюции секции судебной медицины. В ней было предложено, "чтобы профессор судебной медицины был в то же время главным судебным врачом города, как это практикуется на Западе"; "вещественные доказательства, подлежащие уничтожению, были бы доставляемы судебными учреждениями в судебно-медицинские кабинеты", "судебная медицина была включена в число обязательных предметов".
Подводя итоги деятельности К.М. Леонтьева на кафедре судебной медицины, мы можем утверждать, что его учебно-педагогическая деятельность соответствовала передовому уровню преподавания судебной медицины своего времени. Казанская школа судебной медицины, созданная И.М. Гвоздевым, благодаря научно-практической деятельности профессоров К.М. Леонтьева и В.П. Неболюбова, продолжала функционировать. Заслуги К.М. Леонтьева были отмечены многочисленными орденами Российской империи, да и материальное положение его было весьма благополучным: в должности профессора он получал жалованье 2400 рублей, столовых - 300, квартирных -300, за исполнение должности секретаря факультета -300, то есть всего 3300 рублей в год [11]. Для сравнения: стоимость коровы в то время составляла около 50-70 рублей.
26. «Казанский мед. ж.», № 5.
401
Свои научные труды К.М. Леонтьев публиковал в основном на страницах дневника Казанского общества врачей или в ученых записках университета, которые, конечно, поступали во все вузовские библиотеки, но были малодоступны практикующим судебным врачам. Активную жизненную позицию и стремление нести пользу обществу он реализовывал не только в научно-педагогической деятельности, но и в организации помощи бедным студентам. Но научно-практической и общественной работе мешало слабое здоровье. Константин Михайлович с молодых лет страдал туберкулезом - профессиональной болезнью бедных студентов. В 1903 г. болезнь обострилась, и по окончании учебного года он взял отпуск по болезни, уехал в Ялту, где и скончался 14 мая 1904 г. на пятьдесят пятом году жизни. Похоронен в Казани.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нафигов Р.И. Первый шаг в революцию: В.И. Ульянов и казанское студенчество 80-х годов XIX в. - Казань, 1970. - С. 14.
2. Казанский телеграф. - 904. 18 мая
3. Казанский телеграф. - 1904. 29 мая
4. Дневник VII съезда общества русских врачей. -Казань, 1899. - С.401-402.
5. Национальный архив Республики Татарстан.-Ф. 977. Оп. Совет, Д. 9538 "Документы о командировании экстраординарного профессора Леонтьева для
присутствия на публичном разбирательстве дела по обвинению жителей села Мултан в приношении в жертву человека".
6. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 2. Оп. 5. Д. 2651 "О исследованиях трупов, черепов, костей убитых", л.д. 31-33.
7. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 2. Оп. 5. Д. 2651 "О исследованиях трупов, черепов, костей убитых", л.д. 30.
8. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 9246 "Переписка с ректором о назначении приват-доцента доктора медицины Леонтьева экстраординарным профессором по кафедре судебной медицины".
9. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 8686 л.д.1.
10. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 10026, л.д. 80, об.
11. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 10026, л.д. 291 об.
12.Национальный архив Республики Татарстан Ф. 977. Оп. Совет. Д. 9252 "Переписка с ректором университета о направлении (о командировании) приват-доцента Леонтьева с ученою целью за границу".
13.Национальный архив Республики Татарстан Ф. 977. Оп. Совет. Д. 8027 "Объ обозренияхъ преподавания и распределения лекций и практических занятий в весеннем полугодии 1889 года" л.д. 95 об.
Поступила 26.05.06.
УДК 61 (091) : 616 - 073. 75
70 ЛЕТ КАФЕДРЕ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
И.И. Камалов
Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии (зав. - проф. И.И.Камалов) Казанского государственного медицинского университета
В 2006 г. исполняется 70 лет со дня основания кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии КГМУ. Основателем и организатором кафедры был проф. М. И. Гольдштейн (1896-1974), когда в 1936 г. был учрежден самостоятельный курс по рентгенологии, преобразованный в 1951 г. в кафедру рентгенологии, а спустя 2 года - рентгенорадиологии. В течение многих лет коллектив кафедры стремился создать современный учебный, клинический и научный центр высшего профессионального образования кадров здравоохранения. Проф. М.И. Гольдштейн руководил кафедрой в течение 33 лет - с 1936 по 1969 г. Высокоэрудированный ученый, он много сделал для ее становления и научной организации, большое внимание уделял учебно-методической работе со студентами, а также подготовил преподавателей, врачей, рен-тгенлаборантов.
Научные исследования тех лет велись по двум основным направлениям: рентгенодиагностика заболеваний внутренних органов и сосудистой системы, применение радиоизотопов в медицине, а также со-
здание лучевой болезни в эксперименте. Темой докторской диссертации М.И. Гольдштейна (1938) была "Рентгенокимография желудка и ее значение при распознавании раковых поражений". Им опубликовано 80 научных работ, посвященных актуальным вопросам рентгенодиагностики заболеваний внутренних органов и лучевой терапии. Под его руководством защищены одна докторская и 13 кандидатских диссертаций. Фрагменты изучаемых на кафедре проблем были доложены в 1957 г. на Международном съезде рентгенологов и радиологов в Карловых Варах (Чехословакия). Им был подготовлен квалифицированный состав преподавателей кафедры, которые внесли большой личный вклад в ее развитие.
Одним из первых ассистентов был С.В. Костин, в течение почти 10 лет на кафедре работал доцент Б.С. Березовский - автор нескольких монографий и 60 печатных работ, посвященных в основном радиобиологическим исследованиям.
С 1955 по 1975 г. на кафедре трудилась участница Великой Отечественной войны, канд. мед. наук