Научная статья на тему 'Очерки истории храма святого равноапостольного князя Владимира в Каттакургане (1868–2023)'

Очерки истории храма святого равноапостольного князя Владимира в Каттакургане (1868–2023) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Средняя Азия / История православия в Туркестане / Самаркандское благочиние / Каттакурган / Central Asia / History of Orthodoxy in Turkestan / Samarkand deanery / Kattakurgan

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галак Александр Михайлович

Очерк истории храма святого равноапостольного князя Владимира — попытка освящения жизнедеятельности православного прихода, находящегося изначально у самой южной границы Российской империи. Перед людьми, оказавшимися на территории Туркестана, заселенной исключительно мусульманским населением, стоял целый ряд вопросов, среди которых одним из самых насущных, был вопрос о создании православного храма. В связи с этим здесь появлялись очаги православия, вокруг которых образовывались первые общины, еще до образования Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Люди, для которых традиции православной церкви, перенесенные ими на новое место жительства, являлись острой необходимостью, старались сохранять свою веру. В этом проявлялись не просто их самоидентификация, но и глубинная потребность, дающая людям опору и силу в жизни. Далее, сумев организоваться в общину верующих, не смотря на различные и неоднократные изменения в обществе, люди поддерживали жизнедеятельность своего прихода. Годы гонений и притеснений, когда со стороны властей на православную церковь оказывалось сильное давление, отразились и на судьбе этого прихода. Пытаясь отстаивать свои права и проявляя упорство, члены Каттакурганской общины святого равноапостольного князя Владимира боролись за свое существование, и в этом отношении история Каттакурганского храма является показательной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essays on the history of the church of St. Vladimir in Kattakurgan (1868–2023)

An outline of the history of the Church of the Holy Equal-to-the-Apostles Prince Vladimir is an attempt to consecrate the life of an Orthodox parish, which was originally located at the southernmost border of the Russian Empire. Before the people who found themselves in the territory of Turkestan, inhabited exclusively by the Muslim population, there were a number of issues, among which one of the most pressing was the question of creating an Orthodox church. In this regard, centers of Orthodoxy appeared here, around which the first communities were formed, even before the formation of the Tashkent and Central Asian diocese. People for whom the traditions of the Orthodox Church, transferred by them to a new place of residence, were an urgent need, tried to preserve their faith. This manifested not only their self-identification, but also a deep need that gives people support and strength in life. Further, having managed to organize themselves into a community of believers, despite various and repeated changes in society, people supported the vital activity of their parish. Years of persecution and harassment, when strong pressure was exerted on the Orthodox Church by the authorities, were reflected in the fate of this parish. Trying to defend their rights and showing perseverance, members of the Kattakurgan community of St. Vladimir, Equal to the Apostles, fought for their existence, and in this respect the history of the Kattakurgan church is indicative.

Текст научной работы на тему «Очерки истории храма святого равноапостольного князя Владимира в Каттакургане (1868–2023)»

Галак Александр Михайлович

клирик

E-mail: a.galak@rambler.ru

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Республика Узбекистан,г. Самарканд, ул. Хусайн Байкаро, 18

Очерки истории храма святого равноапостольного князя Владимира в Каттакургане (1868-2023)

Очерк истории храма святого равноапостольного князя Владимира — попытка освящения жизнедеятельности православного прихода, находящегося изначально у самой южной границы Российской империи. Перед людьми, оказавшимися на территории Туркестана, заселенной исключительно мусульманским населением, стоял целый ряд вопросов, среди которых одним из самых насущных, был вопрос о создании православного храма. В связи с этим здесь появлялись очаги православия, вокруг которых образовывались первые общины, еще до образования Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Люди, для которых традиции православной церкви, перенесенные ими на новое место жительства, являлись острой необходимостью, старались сохранять свою веру. В этом проявлялись не просто их самоидентификация, но и глубинная потребность, дающая людям опору и силу в жизни. Далее, сумев организоваться в общину верующих, не смотря на различные и неоднократные изменения в обществе, люди поддерживали жизнедеятельность своего прихода. Годы гонений и притеснений, когда со стороны властей на православную церковь оказывалось сильное давление, отразились и на судьбе этого прихода. Пытаясь отстаивать свои права и проявляя упорство, члены Каттакурганской общины святого равноапостольного князя Владимира боролись за свое существование, и в этом отношении история Каттакурганского храма является показательной.

Ключевые слова: Средняя Азия, История православия в Туркестане, Самаркандское благочиние, Каттакурган.

Для цитирования: Галак А.М. Очерки истории храма святого равноапостольного князя Владимира в Каттакургане (1868-2023) // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 1. С. 82-103. DOI: 10.24412/2949-39512022-0070

Alexander M. Galak

Cleric Church of the Intercession of the Most Holy Theotokos

E-mail: a.galak@rambler.ru Republic of Uzbekistan, Samarkand,

st. Husain Baykaro, 18

Essays on the history of the church of St. Vladimir in Kattakurgan (1868-2023)

An outline of the history of the Church of the Holy Equal-to-the-Apostles Prince Vladimir is an attempt to consecrate the life of an Orthodox parish, which was originally located at the southernmost border of the Russian Empire. Before the people who found themselves in the territory of Turkestan, inhabited exclusively by the Muslim population, there were a number of issues, among which one of the most pressing was the question of creating an Orthodox church. In this regard, centers of Orthodoxy appeared here, around which the first communities were formed, even before the formation of the Tashkent and Central Asian diocese. People for whom the traditions of the Orthodox Church, transferred by them to a new place of residence, were an urgent need, tried to preserve their faith. This manifested not only their self-identification, but also a deep need that gives people support and strength in life. Further, having managed to organize themselves into a community of believers, despite various and repeated changes in society, people supported the vital activity of their parish. Years of persecution and harassment, when strong pressure was exerted on the Orthodox Church by the authorities, were reflected in the fate of this parish. Trying to defend their rights and showing perseverance, members of the Kattakurgan community of St. Vladimir, Equal to the Apostles, fought for their existence, and in this respect the history of the Kattakurgan church is indicative.

Keywords: Central Asia, History of Orthodoxy in Turkestan, Samarkand deanery, Kattakurgan.

For citation: Galak A.M. Essays on the history of the church of St. Vladimir in Kattakurgan (1868-2023). Theology: Theory and Practice, 2022, vol. 1, no. 1, pp. 82-103. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0070

Туркестанская епархия была образована в последней трети XIX века на большой территории присоединенных к России южных земель, где коренное население было в основном магометанского вероисповедания. Свято-Владимирский храм города Каттакургана является одним из старейших приходов, появившихся в Туркестанской епархии. Данный труд прослеживает длинный путь жизнедеятельности прихода, перешагнувшего свой 150-летний возраст. Он имеет свою, особую, показательную и не похожую на другие храмы историю. Но вместе с этим на нем отразились все веяния и катаклизмы прошедших лет: перемены государственного режима и последовавшие за этим гонения и притеснения, коснувшиеся всей Русской православной церкви. За годы своего существования община Свято-Владимирского храма неоднократно переходила с одного места на другое (как минимум пять раз). И здесь невольно возникает вопрос: что такое храм? Это здание или община верующих? Не раз бывало и так, что священники Свято-Владимирского храма либо уклонялись в обновленческий раскол, либо, не выдержав трудностей служения, покидали свой приход, оставляя паству без окормления. Но люди общины, оставшись без священника, не сдавались и сами как могли берегли и сохраняли свой храм.

В 1868 году, 18 мая, Катты-Курган (старое название) был занят русскими войсками следом за Самаркандом, и в нём, а точнее, в его крепости разместился 8-й Туркестанский линейный батальон. По месту своего расположения он становится пограничным укреплением Российской империи, находящимся в двадцати верстах от границы с Бухарским ханством. И в том же году в нём строится небольшая первая военная церковь, которую решено было освятить во имя святого равноапостольного князя Владимира. На сохранившейся старинной фотографии видно это несложное строение азиатского типа под плоской крышей, отличающееся от остальных разве что только маленьким куполом с крестом, венчающим здание, а рядом с ним стоит небольшая колокольня в виде деревянного помоста под открытым небом.

В находящемся неподалеку от Самарканда городе Каттакургане, ставшем последним приграничным с бухарскими владениями укреплением, взятым русскими войсками, естественно, не было ни храма, ни священника. Военный гарнизон, состоявший в то время из одного батальона, сотни казаков, команды артиллеристов и из администрации уезда насчитывал около 1500 человек. Потребность в удовлетворении духовных нужд стала ощущаться с первых же дней, и начальство сочло необходимым хлопотать о присылке священника. Благочинный церквей Сыр-Дарьинской области протоиерей Андрей Малов извещал 9 октября 1868 года командира крепости Каттакурган, что вновь прибывший в Туркестанский округ священник Владимир Невоструев назначен в укрепление Каттакурган личным священником и вслед за сим отправляется на место своего служения. 4 ноября священник Невоструев, снабженный благочинным Андреем Мало-вым антиминсом и священными сосудами, прибыл в Каттакурган.

Что интересно, в послужном списке первого настоятеля военной Свято-Владимирской церкви — священника Владимира Михайловича Невоструева имеется запись, сделанная за 16 дней до взятия Каттакургана. Она гласит, что 2 мая 1868 года на вакантное место штатного священника в город Катты-Курган назначается по собственному

желанию отец Владимир Невоструев. Он сам был сыном священника Вятской епархии. В 1860 году окончил Вятскую духовную семинарию по 2-му разряду. После окончания семинарии отец Владимир три года служил учителем при сельских училищах. Вар-лаамом, епископом Оренбургским и Уральским, он был принят из Вятской епархии в Оренбургскую и им же позже был рукоположен в священнический сан. Указом владыки отец Владимир был определен к Спасо-Преображенскому собору в городе Орске. Епархиальным начальством он был назначен катехизатором на три года. За ревностное исполнение своих обязанностей в 1866 году его наградили набедренником, а в 1868-м он обратился с прошением о переводе в Катты-Курган. Отец Владимир прослужил на этом приходе до 21 февраля 1871 года и был переведён на штатное место священника в Ташкентский госпитальный храм [РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 8945. Л. 3 (Послужной список отца Владимира Невоструева)].

Причт церкви по штату, высочайше утвержденному 9 февраля 1869 года, состоял из одного священника и двух причетников (церковников) из нижних чинов гарнизона. До основания Туркестанской епархии в 1872 году каттакурганская церковь была причислена к Оренбургской епархии с подчинением архиерею и консистории той же епархии.

По прибытии на место служения в Катты-Курган отец Владимир сразу же занялся поиском помещения для временной церкви и средств для ее устроения. Выбор его пал на большую, не занятую никем саклю. Но в то же самое время и командир батальона, и комендант крепости Катты-Курган обратили внимание на это строение, имея свои планы устроить в нем батальонную школу. Дело с помещением для церкви никак не решалось, но, к счастью, отцу Владимиру надо было быть на освящении Свято-Георгиевской церкви в Самарканде, где присутствовал главный начальник Зарафшанского округа генерал А.К. Абрамов. Генерал, выслушав священника, разрешил ему занять под храм спорное помещение и в то же время помог ему решить вопрос со средствами, необходимыми для начала устройства церкви. Генерал, сделав пожертвование от себя, предложил ему обратиться с просьбою к господам офицерам самаркандского гарнизона. Едва только священник успел высказать свою просьбу, как все откликнулись на его слова с сочувствием и каждый дал что мог. В общей сложности на руках у отца Владимира сразу же оказалось около 250 рублей. Ободренный участием генерала Абрамова и солидной денежной помощью, он вернулся в Катты-Курган. Заявив коменданту о воле главного начальника округа, священник приступил к работам по переустройству помещения под церковь.

Начальник Каттакурганского отдела дал распоряжение коменданту крепости, чтобы в ближайшее время отведенное под церковь строение было подготовлено и для его приспособления дать в помощь священнику двух плотников. Главные хлопоты по обустройству церкви легли, конечно же, на отца Невоструева, но еще в гарнизоне нашлись благочестивые люди, пожелавшие быть полезными в таком святом деле. Особенно ценную роль в помощи священнику занял молодой офицер 5-го Туркестанского линейного батальона Н.Н. Каразин, известный художник и автор многих романов, повестей и очерков, описывающих среднеазиатскую жизнь. Не имея под рукою другого материала, Н.Н. Каразин написал для царских врат церкви сцену Благовещения Пресвятой Бого-

родицы акварельными красками на картоне. Им также был составлен рисунок всего иконостаса с царскими вратами, а священник В. Невоструев, увеличив его до соответствующего размера, перенес на большие толстые листы картона, крепко склеенные по два листа вместе. Посредством высечки и вырезки специальными резцами и долотами иконостас имел вид наподобие резьбы. Над этой работой отец Невоструев трудился у себя на квартире и предлагал всякому приходящему к нему принять посильное участие. Через неделю работа была закончена, и оставалось только сделать иконостас.

Но комендант крепости не успокоился. Однажды утром в декабре, когда отец Владимир, находясь в церкви, наблюдал за ходом работ, явился унтер-офицер и за ним солдаты со столами и скамейками. Священник полюбопытствовал у них, что все это значит. В ответ унтер-офицер произнес, что по приказу командира здесь будет располагаться школа. «Не школа здесь будет, а церковь!» — заметил священник, не дозволив ставить столы. Через некоторое время отец Владимир получил записку срочно явиться к коменданту. Хотя эта записка была написана в приказном тоне, не совсем приличном для священника, отец Владимир направился к коменданту. Только священник переступил порог, как комендант стал кричать на него, требуя подчинения. Немного успокоившись, комендант стал разъяснять отцу Владимиру, что тот обязан исполнять распоряжения начальства и повиноваться властям. Священник заметил в ответ, что он имеет разрешение своего начальства и не подчинен господину коменданту. Но такая речь вызвала у него взрыв негодования, и он приказал отцу Владимиру выйти вон. Священник вышел и возвратился к прерванной работе в церкви. Отцу Владимиру пришлось проявить немало смекалки и находчивости, чтобы подготовить помещения под церковную службу.

«Все высеченное кружево иконостаса было обнесено белою бумагой, подбито красной материей, наложено на рамы иконостаса и прикреплено прочными гвоздями, производя чрезвычайно красивый эффектный вид художественной композицией рисунка и тщательным его исполнением. Иконы для иконостаса и алтаря, писанные на полотне, пожертвованы и высланы из Москвы от имени разных благотворителей, к усердию коих обращался с просьбою отец Невоструев через своих родственников в Москве. Тонкие и легкие решетчатые царские врата с наложенными на них гирляндами плюща, окружающими икону Благовещения, завершили собою общий веселый вид оригинального иконостаса, перед которым были поставлены не менее оригинальные подсвечники из взятых при покорении края медных сартовских военных труб вышиною до 1 и 3/4 аршина, обращенных вниз своими широкими раструбами, а в верхнем, тонком конце с припаянными дисками и подставками для свечей. Паникадило было сделано из большой грушевидной тыквы. Хоругви также сделаны отцом Невоструевым лично из красного канауса с наклеенными по обеим сторонам хромолитогра-фированными на бумаге иконами, окруженные вырезным из золотой бумаги бордюром, обшиты позументами и бахромою с кистями. Плащаница из тонких досок в виде небольшой гробовой крышки, положенной на столешницу; сооружение это обито черным полубархатом, украшено вырезанным из серебряной бумаги бордюром и такими же словами: «Благообразный Иосиф...», обито позументом и бахромою с кистями; в верхней части гробовой крышки посередине был вложен и укреплен небольшой напрестольный серебряный вызолоченный крест, заменявший изображение Спасителя, лежащего во гробе».

Родственниками отца Владимира в одной из московских газет также было напечатано обращение о сборе средств для каттакурганского храма.

Зимой 10 декабря (23 декабря по новому стилю) 1868 года происходило первое освящение Свято-Владимирского храма, и господин комендант (volens nolens) должен был присутствовать при этой церемонии, так как в числе присутствовавших был сам главный начальник Зарафшанского края генерал А.К Абрамов. Начало было положено, и с этого времени храм начал функционировать.

«Для звона к созыву на церковную службу и во время ее были первое время употребляемы почтовые поддужные колокола разных размеров. Вообще, первая временная церковь если и бедна была убранством, но, по отзыву видевших, была очень эффектна. Понравилась она и первому Туркестанскому генерал-губернатору К.П. фон Кауфману, побывавшему в Каттакургане 19 октября 1869 года вместе с генералами Головачевым, Данцевилем, Мариновым, Гамзиным и Абрамовым. 21 апреля 1869 года впервые в сердце ислама, владениях когда-то грозного Тамерлана, при торжественной обстановке отпраздновали Св. Пасху; скромная церковь вся была в огнях, с крепостных верхов гремел салют» [Поспелов, 1914].

Устроенная таким образом временная церковь, конечно же, не могла в полной мере отвечать своему назначению, и стали подумывать о постройке особого здания под храм. Генерал Абрамов с сочувствием отнесся к этим мыслям и пообещал дать необходимые средства. Приказом по народному управлению Заравшанского округа от 19 ноября 1870 года он назначил комитет для постройки новой церкви в составе председателя, коменданта крепости подполковника Михаила Павловича Юния, и членов: священника Владимира Невоструева, капитана Молчанова и поручика Попова — с тем, чтобы комитет составил смету расходов и материалов, необходимых на постройку. Участок земли под здание церкви прежде принадлежал эмиру Бухарскому и находился на главной улице, идущей от крепости к саду. Он был приобретен покупкой у местных жителей. Здание церкви, выстроенное из сырцового кирпича на цоколе из жженого, под земляной крышей, и на этот раз имело вид временной постройки. Оно имело форму корабля с тремя входными дверями: северными, южными и главными западными. Алтарь был обращен на юго-восточную сторону. Пол был выложен сартовским плоским кирпичом, а в алтаре он был заштукатурен алебастром.

Здание имело размеры 7 аршин в высоту, 38 аршин в длину и 14 в ширину и поддерживалось изнутри двумя рядами деревянных винтовых колонн, которые также были оштукатурены и выкрашены известью. С северной стороны, в двух шагах от входных дверей, была устроена сторожка, соединенная с церковью общей крышей. Над алтарем был установлен скромный деревянный, обитый серебристой жестью крест. Иконостас был сделан невысокий, но трехъярусный, остов его был из тополевого дерева с шестью винтообразными точеными столбиками. Иконостас также был оштукатурен алебастром и выкрашен в светло-голубой цвет. Царские врата из тополевого дерева, решетчатые, были покрыты лаком. Иконы были перенесены из прежней церкви, а металлические подсвечники и двухъярусное паникадило на 50 свечей были выписаны из Москвы. Престол был сделан из крепкого чинарового дерева, а жертвенник из тополевого.

Вблизи церкви на церковной площади была выстроена звонница из дерева и покрыта тесом. На ней были четыре колокола, отлитые из чугуна местным кузнецом Мумин-баем. Событие отливки колоколов надолго сохранилось в памяти местных жителей, и местный старожил Шакир Юсупов передает, что когда расплавили чугун для главного колокола, то в раскаленный сплав многие, как русские, так и местные жители, бросали серебряные бухарские монеты для улучшения звука колокольного. Главный колокол имел вес 40 пудов, и в его нижней части была выпуклая надпись: «Катта-Курган 1871 г. Апреля 11 вес 40 пуд. Мастер сарт Муминбай». Второй по весу колокол весил 17 пудов 30 фунтов, третий — 1 пуд и 23 фунта и четвертый — 23 фунта. Правда, звук от чугунных колоколов, а особенно от большого, разбитого от усердия звонарей, был неважный и напоминал звук кухонных казанов, но в то время русские были рады и таким колоколам, украшавшим церковную службу. Эти колокола прослужили ровно 20 лет, пока для следующей, постоянной церкви не были привезены медные колокола.

В первое время по приходе русских в Туркестан за отсутствием русских мастеров приходилось обращаться к мастерам-мусульманам для приспособления мусульманских зданий под православные храмы, как было, например, в Ура-Тюбе, где обратили в церковь крепостную мечеть. И в более позднее время приходилось видеть мастеров-мусульман даже при постройке самих церквей. И таких случаев было достаточно. Так, в 1889 году в Каттакургане за полным отсутствием русских мастеров церковно-строительный комитет вынужден был начать строительство капитального здания церкви местными мастерами, которые заложили бут и вывели цоколь, и только после этого нашлись русские рабочие в Самарканде, которые и продолжили строительные работы по церкви.

8 июня 1871 года священник Невоструев получил указ Оренбургской духовной консистории о переводе его в Ташкентский военный госпиталь. С этого времени членом строительного комитета по постройке церкви и ее временным настоятелем назначен был самаркандский священник Капитон Высоцкий. В конце 1871 года, как видно из донесений отца Капитона Высоцкого благочинному отцу Малову, работы по постройке церкви были закончены, причем отец Капитон просил разрешения старую саклю, в которой помещалась первая церковь, разобрать и ее строительный лес употребить на другие нужды церкви, антиминс перенести временно в самаркандскую церковь, а на месте старого престола соорудить приличный памятник. Предложение это было одобрено отцом Маловым, и выражена благодарность отцу Капитону и офицеру Молчанову за труды по постройке церкви. Последняя литургия в старой церкви-сакле была совершена 26 ноября 1871 года, после которой было приступлено к ее разборке. На месте расположения первой церкви была установлена мраморная плита с крестом, но вскоре она была украдена, и памятное место было затеряно.

Освящение новой церкви местное начальство предполагало приурочить к 17 декабря 1871 года, но благочинный отец Малов назначил его на 5 января 1872 года, предполагая самому прибыть к этому времени в Каттакурган. Но разлив Сыр-Дарьи помешал этим планам, и к тому же по назначении в Туркестан первого епископа преосвященного Софонии отец Малов стал поджидать своего архипастыря, предполагая, что его преосвященство пожелает лично освятить каттакурганскую церковь. 10 февраля состо-

ялось назначение нового священника — отца Алексея Зеленецкого, переведенного из Ура-Тюбе, и 12 июня 1872 года наконец благочинным отцом Андреем Маловым церковь была освящена во имя князя Владимира, святой антиминс был перенесен из прежней церкви.

В марте 1878 года начальник Заравшанского округа генерал-майор Иванов входил с ходатайством к главному начальнику края с предложением о постройке в Каттакур-гане нового здания церкви, так как существующее здание едва-едва поддерживалось средствами, выделяющимися из городских сумм. Его Высокопревосходительство поддержал эту идею и отдал распоряжение составить проект и смету для новой церкви. Но, так как в Самарканде также собирались строить новое здание церкви, с Каттакур-ганским храмом решили повременить и ограничиться до времени очередным ремонтом. После капитального ремонта этой церкви 3 сентября 1882 года престол вновь был заново освящен, а в 1885 году 11 апреля для Каттакурганского храма был выслан новый антиминс, освященный преосвященным Неофитом 31 марта 1885 года.

Так как здание церкви святого Владимира было из сырцового кирпича и находилось на низменной местности, в зимнее и весеннее время грунтовая влага просачивалась в стены, а земляная крыша часто протекала даже и над ее алтарем, что было негигиеничным и отражалось на здоровье служителей церкви, особенно в дни Великого поста. Настоятель храма отец Алексей Зеленецкий неоднократно обращал внимание на эти недостатки и в один из приездов генерал-губернатора Черняева, приветствуя его с церковного амвона кратким словом, указал на недостатки здания церкви и его убожество и обратился к нему с просьбою о постройке благолепного храма, вполне достойного имени «победителей». Речь отца Алексея настолько понравилась генералу Черняеву, что он послал своего адъютанта к священнику взять у него рукопись обращения для напеча-тания в «Туркестанских ведомостях», что и было исполнено. А при встрече на квартире начальника уезда, поблагодарив отца Алексея Зеленецкого за прекрасное слово, пообещал дать средства на новый величественный храм. Эти планы могли бы воплотиться в жизнь, так как по его распоряжению были сделаны чертежи и составлена смета на 75 000 рублей, но вскоре генерал Черняев покинул Туркестан, и все приостановилось. В августе 1884 года Каттакурган посетил новый начальник края генерал-губернатор В.А. фон Розенбах и, увидев плачевное состояние храма, он взялся ходатайствовать об ассигновании средств на его постройку. Но, несмотря на его настойчивые обращения, средства были выделены не скоро. Необходимый кредит на возведение нового храма был выделен только в 1889 году. В апреле того же 1889 года отец Алексей был награжден орденом святой Анны 2-й степени.

В 1885 году 12 апреля впервые в Свято-Владимирском храме совершалось архиерейское богослужение епископом Неофитом (Неводчиковым), и собравшиеся православные жители Каттакургана переполняли небольшое его помещение.

Эта вторая церковь, несмотря на временный характер, содержалась очень опрятно и просуществовала 20 лет. На ее внутренних стенах висело несколько трофейных значков, взятых при сражении с бухарцами на Зерабулакских высотах. Иконостас был

украшен искусственными цветами, которые усердием прихожан время от времени обновлялись.

Дело о постройке церкви затянулось до 1889 года, когда наконец из средств Главного интендантского управления были ассигнованы 20 000 рублей. После долгих лет ожиданий каттакурганцы были рады и этой сравнительно небольшой сумме. Главным начальником края был утвержден строительный комитет в составе председателя — уездного начальника Н.Я. Леденева и членов: священника отца Алексея Зеленецкого, командира 8-го Туркестанского батальона, воинского начальника капитана М.Е. Кузнецова и церковного старосты, областного инженера, секретаря уездного управления и производителя работ — младшего инженера строительного отделения. Под церковь городом была отведена лучшая часть — особая площадь, обсаженная деревьями, рядом со зданием уездного управления и городским парком. Закладка храма была произведена 26 сентября 1889 года, причем в восточной стороне, в правом углу была положена медная доска с подобающей случаю надписью.

Капитан М.Е. Кузнецов был фактически главным строителем церкви, проводя все дни на стройке. Фундамент и цоколь, а также кладка стен до мая 1890 года строились каменщиками-мусульманами во главе с самаркандским жителем — уста Абдуджалилем Назаром Мухамедовым, а после них продолжила работу артель каменщиков во главе со старшим рабочим Русаковым. В ходе работ деревянный барабан главного среднего купола был заменен кирпичным. Всего на постройку ушло около 400 тысяч жженого кирпича, который выделывался хозяйственным способом тут же, на площади, а для его обжига были устроены две печи туземного типа (в них же обжигались известь и алебастр), что дало возможность сделать некоторую экономию на погашении сверхсметных расходов.

В декабре 1890 года вчерне пятиглавый храм, способный вместить 700 человек, был готов. 12 декабря состоялось торжественное поднятие металлических золоченых крестов на купола высланным из Астрахани мастером Кононом Моисеевым. Высота здания церкви составляла 20 аршин, а в остальной части — 13 аршин. Длина здания церкви, имеющего форму креста, в продольной части была 28 аршин длиною с шириною в 8,5 аршина и в поперечной части здания 22 аршина длиною и 9 аршин шириною. В западной части здания, над входными дверями, была устроена звонница.

Весь 1891 год с весны и до осени ушел на внутреннюю отделку здания. Все штукатурные работы внутри здания церкви, за полным отсутствием русских мастеров, велись мастером-мусульманином из Самарканда — уста Риза Мулла Газиевым. Им в сводах потолков были сделаны из алебастра 125 звезд и крестов и розетка с сиянием в куполе, с вершины которого спускалась цепь паникадила. В нижней части купольного барабана под руководством отца Алексея им была сделана надпись св. изречений из Евангелия на славянском языке: «Аще заповеди мои соблюдете, пребудете в любви моей» и «Аще воспросите в молитве верующе, приимите».

Священник отец Алексей проводил все дни на строительных работах, ориентируясь по чертежам инженера Долженко. За недостатком средств в сводах, где обыкновенно изображались евангелисты, временно были прикреплены 12 херувимов из гипса (по

три с каждой стороны), сделанных Ильей Пенкиным, и им же сделаны были над входными дверями с западной стороны из гипса крест с двумя херувимами у его подножия. Оконные кованые железные решетки довольно красивого рисунка были выписаны из Астрахани от мастера Лукьянова.

По окончании внутренней отделки стены храма были окрашены бирюзовым цветом, а выступающие рельефы звезд, крестов и херувимов и прочих рельефов — в белый цвет. Пол деревянный окрасили масляной краской, солея возвышалась на три ступени, и на ней красовался изящный трехъярусный иконостас. Остов иконостаса был выполнен из соснового дерева, фон окрашен масляной краской бирюзового цвета, а колонки, карнизы и резьба были вызолочены. Высота иконостаса, увенчанного тремя золоченными крестами, в 7 аршин, а его ширина составляла 8,5 аршин, по краям которого находились символы: справа — Нового Завета, слева — Ветхого Завета. Иконы для иконостаса, довольно хорошего письма, были выполнены на полотне в мастерской К. Моисеева из Астрахани, и им же был выполнен сам иконостас. Престол был сделан из ореха, а жертвенник из сосны.

Храм во имя св. равноапостольного князя Владимира был освящен 20 декабря 1891 года в присутствии военного губернатора Самаркандской области генерал-лейтенанта графа Н.Я. Ростовцова, церковно-строительного комитета и всего прихода.

В 1896 году офицеры и нижние чины каттакурганской местной команды собрали между собою 50 рублей и соорудили на них икону с изображениями Святого Николая Чудотворца, святой царицы Александры, а также святых мучеников Исидора и Максима. Эта икона была пожертвована военными в каттакурганский храм в ознаменование коронования Их Императорских Величеств Николая и Александры.

В 1897 году на пожертвованные для храма деньги был выписан большой 111-пудо-вый праздничный колокол, что заставило уездного начальника войти с ходатайством о постройке отдельной колокольни, и в 1898 году на ее сооружение были отпущены средства. В сентябре 8-го числа состоялась закладка колокольни, а 30 декабря — освящение. Несмотря на незначительные средства (3675 рублей), удалось построить довольно высокую колокольню — в 33 аршина высотой. Здание колокольни также было выстроено из жженого кирпича в трех саженях от здания церкви с западной его стороны. Нижние два ее яруса имели форму четырехугольника, а выше — восьмиугольника, завершаясь пирамидальным куполом, увенчанным золоченым металлическим крестом, выписанным, как и прежние, из Астрахани от Моисеева. На колокольне были повешены 8 колоколов общим весом в 191 пуд и стоимостью 3850 рублей, причем средний из колоколов весом в 21 пуд и 25 фунтов имел изображение Спасителя, Божией Матери и двух херувимов.

Затем колокольня была соединена с входным крыльцом главного здания стеклянной галереей (на собранные доброхотные пожертвования — 700 рублей), и вокруг него был устроен сквозной кирпичный парапет. Все сооружение церкви с иконами, колоколами, колокольней и сторожкой обошлось в 33 тысячи рублей.

В 1899 году стены внутри церкви были выкрашены масляной краской, а в сводах вместо гипсовых херувимов были написаны евангелисты художником из Самарканда, но в 1905 году по причине слабого письма они были заменены приезжим из Харько-

ва художником, и им же были написаны для иконостаса церкви 12 икон двунадесятых праздников. В 1900 году каттакурганская церковь по высочайшему повелению была передана из епархиального ведомства в ведение протопресвитера военного и морского духовенства. В том же году вокруг ограды церкви были установлены фонари для освещения.

В 1909 году со Святой горы Афонской в каттакурганский храм была привезена копия с чудотворной иконы Тихвинской Слезоточивой Божией Матери с частицами мощей.

В разное время благотворителями были пожертвованы: напрестольное Евангелие, кругом опаянное в серебро, напрестольный крест, вызолоченный потир с принадлежностями весом 7 фунтов, семисвечник за престолом, металлические выносные крест и Богоматерь (запрестольные), две пары металлических хоругвей и «Голгофа», плащаница и под нее деревянная гробница с золоченным резным украшением. Помощником губернатора Самаркандской области генерал-майором Мануилом Платоновичем Пука-ловым были пожертвованы храму металлическое трехъярусное паникадило и 12 икон на кипарисовых досках ввиду особого его расположения к священнику отцу Алексею Зеленецкому.

Вокруг церкви в 1897-1898 годах был разбит палисадник с цветущими кустарниками и декоративными деревьями: туи, сосны, березы, липы и пр., и до передачи церкви в военное ведомство со стороны алтаря находился небольшой цветник.

Там же под сенью четырех шарообразных карагачей находились четыре могилы: строителя храма протоиерея Алексия Зеленецкого, умершего в 1897 году, священника Георгия Олейникова, умершего в 1906 году, иерея Иакова и председателя церковно-стро-ительного комитета — полковника Николая Яковлевича Леденева.

Здание старой церкви было разобрано в 1892 году, и материал от нее был использован на постройку двух часовен — одной на месте престола упраздненной церкви и другой на кладбище, куда было перенесено и большинство икон. Первая часовня была построена из жженого кирпича с конусообразным куполом, который венчал золоченый крест, и с иконой св. равноапостольного князя Владимира, установленной в нише под стеклянной рамой (перед нею в праздничные дни возгоралась лампадка). Место вокруг часовни городскими властями было обращено в парк, огражденный проволочной изгородью.

При церкви было два христианских кладбища. Первое, где покоились останки участников завоевания края, действовало с 1868 по 1879 год, пока начальник Заравшан-ского округа генерал Н.А. Иванов не обратил внимания на то, что кладбище переполнено и тому же находится внутри туземного города. Он распорядился перенести кладбище на новое место за городом, на богарной земле.

Спустя почти четыре года первый епископ Туркестанский и Ташкентский Софо-ния в июне 1872 года объезжал епархию. После Самарканда он планировал посетить Катты-Курган для освящения там новопостроенной церкви. Но в Самарканде от невыносимой жары старая болезнь владыки возобновилась, и он не смог ехать дальше. Освящение нового Свято-Владимирского храма было поручено сопровождавшему владыку

благочинному Туркестанской епархии и очень известному протоиерею Андрею Мало-ву, что тот и совершил.

Следующим настоятелем Каттакурганской церкви был назначен отец Алексей Зе-ленецкий, непрерывно прослуживший на этом приходе 25 лет. Больше всего сведений сохранилось об этом прекрасном священнике и педагоге благодаря статье секретаря каттакурганского уездного начальника — Ф.Ф. Поспелова1, написанной им об основателе русской школы в Каттакургане и опубликованной в 1904 году.

По происхождению отец Алексей был сыном сельского священника. По окончании Симбирской духовной семинарии в 1856 году он оставил ей 1000 рублей, чтобы на проценты от этой суммы была образована стипендия его имени. В течение первых двух лет по выходе из стен духовной семинарии он становится учителем в Самарской губернии у одного богатого помещика. В сентябре 1858 года он был рукоположен в сан священника, и десять последующих лет молодой отец Алексей совмещал священство с преподавательской деятельностью.

Приблизительно в 1867 году его постигло сильное горе: у него скончалась супруга и малолетние дети. Потеря близких ему людей повлияла на всю его дальнейшую судьбу. Овдовевший и бездетный священник попросил перевести его в далёкий Туркестанский край. Таким образом, в 1868 году отец Алексей получил назначение в далекий Ура-Тюбе, бывший в ту пору военным укреплением. Там он, проявив инициативу, берётся обучать грамоте несколько русских ребятишек у себя на дому. За это доброе начинание Туркестанский генерал-губернатор фон Кауфман выхлопотал отцу Алексею в Св. синоде камилавку в награду. На новом месте отец Алексей впервые знакомится с местным населением и их нравами. А 10 февраля 1872 года отца Алексея перемещают на открывшееся вакантное место настоятеля церкви святого равноапостольного князя Владимира в Кат-такурган. При этом приходе отец Алексей практически сразу открывает школу прямо у себя в доме, выделив для этого большую комнату. Что интересно, у него постигали азы учения дети разных национальностей, среди которых были русские, узбеки, таджики, индусы и евреи. Батюшка обучал их чтению, письму и арифметике, а русские детишки изучали ещё и Закон Божий. К концу этого же года отец Алексей обратился с докладом к начальнику Зерафшанского округа об образовании школы. Заведовать новой школой и преподавать в ней он предлагал безвозмездно. Отец Алексей просил только выделить ему помощника из числа военных и необходимую сумму денег на обустройство новой школы и учебники.

Официальное открытие каттакурганской школы состоялось 1 февраля 1873 года. В 1876 году каттакурганскую школу посетил генерал-губернатор края К.П. фон Кауфман и остался доволен уровнем обучения детишек. После этого он выхлопотал для отца Алексея в награду наперсный крест. В 1879 году школа была преобразована в приходское училище. К этому времени здание церкви настолько обветшало, что пришлось обращаться с ходатайством в Ташкент к генерал-губернатору края с прошением о помощи.

1

Сам Ф.Ф. Поспелов называет отца Алексея Зеленецкого своим дедушкой.

Через четыре года было выстроено специальное новое здание из жженого кирпича. Были у отца Алексия и помощники — русские военные унтер-офицер Ханин и рядовые Свечкин и Стулов. Для облегчения взаимопонимания с детьми батюшка составил специальный словарик. В разработанной им системе образования не было места насилию, он старался привить детям интерес к предмету. Терпение и любовь — вот чем руководствовался батюшка Алексей, а усердие и опыт принесли свои плоды. В 1879 году в каттакурганскую школу был прислан первый профессиональный учитель. За все последующие 15 лет в школе сменилось около десяти учителей, и лишь один отец Алексей оставался бессменным на своём месте. И только в 1894 году он был вынужден отказаться от места заведующего училищем, исключительно по состоянию своего здоровья.

А за год до этого, 7 сентября 1893 года, в день 35-летия служения отца Алексея в сане священника, прихожане и почитатели преподнесли ему золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. В тот день все поздравляли и благодарили отца Алексея за непрестанные заботы о вверенной ему пастве и насаждение образования среди местного населения, и особенно у детей. Люди вспоминали, что отец Алексей шел в школу с карманами, набитыми или кишмишем, или конфетами, которыми он поощрял своих старательных учеников. Заходя в класс, он выгружал содержимое своих карманов прямо на учительский стол, объявляя, что сладости получат те дети, кто знает урок и будет вести себя послушно. Дети также любили собираться у батюшки в доме на чаепития со сладостями, которые он им устраивал после занятий. Отец Алексей сам зазывал детишек в свою школу учиться и в итоге многим из них дал дорогу в жизнь. Ученики видели в его лице доброго и заботливого отца, любящего их. Далее выпускники его школы поступали в средние и даже в высшие учебные заведения. Кроме этого, отец Алексей Зеленецкий входил ещё в состав Каттакурганского попечительного о тюрьмах комитета.

При отце Алексее в 1891 году на средства, отпущенные Главным интендантским управлением, была выстроена новая, капитальная военная Владимирская церковь из жженого кирпича. Место для её расположения было выбрано в лучшей, возвышенной части Каттакургана, неподалёку от станции железнодорожного вокзала. Возле церкви находился небольшой сад. Здание этой церкви было рассчитано на 700 человек. Её строительство обошлось тогда в 20 700 рублей и колокольни в 3533 рубля. На месте прежней, старой церкви была устроена часовня, которая, в свою очередь, была приписана к новой церкви.

В марте 1894 года в Каттакурган отцу Алексею, по сложившимся обстоятельствам, завезли пчелиный улей, и он взялся с энтузиазмом за пчеловодительство. Отец Алексей начинал осваивать науку пчеловодства еще на своей родине в Симбирской губернии. Приехав в Каттакурган, отец Алексей имел заветную мечту заняться пчеловодством здесь и привить это доброе и полезное дело местным жителям. Но, к сожалению, отдаленность края от России не позволяла осуществить задуманное, пока через Катта-курган не прошла железная дорога. Будучи как-то раз по делам службы у начальника железнодорожной станции Кермине Я.Е. Неласова, отец Алексей, говоря о богатстве края, коснулся и вопроса пчеловодства. Оказалось, что начальник станции сам держал

прежде пчел в Малороссии, и во время разговора он пообещал отцу Алексею выписать и привезти пчел из Воронежской губернии. Преодолев различные приключения, рой с пчелами был доставлен в Каттакурган отцу Алексею и был установлен возле его дома в саду в самом центре города. Весной 1895 года отец Алексей выписал из Воронежской губернии 15 ульев-дуплянок, затратив на это свыше 200 рублей.

В Туркестане, кстати, в те годы пчеловодства ещё не было, и лишь немногие смельчаки-энтузиасты пробовали на новых землях прививать это начинание.

Самаркандский генерал-губернатор Н.Я. Ростовцов был не только инициатором, но и всячески способствовал появлению и распространению пчеловодства в области. Для содействия развитию пчеловодства в империи в 1893 году вошло в силу распоряжение о бесплатной отправке посылок и бандеролей с живыми пчёлами. Посылки в виде деревянных или металлических ящиков имели мелкие отверстия для воздуха и перевозились поездами и пароходами вместе с почтовой корреспонденцией. Это позволяло пересылать живых пчёл по всей империи, где только имелись почтовые отделения. Кстати, у самого генерал-губернатора графа Н.Я. Ростовцова возле дома на Абрамов-ском бульваре тоже стояла своя небольшая, но образцовая пасека.

Отец Алексей смог не только сохранить улей с пчёлами, но и стал увлечённым пчеловодом. В скором времени у него была уже своя пасека, считавшаяся одной из самых лучших в уезде. До этого времени местным жителям не приходилось слышать о пчеловодстве, и они довольно скептически отнеслись к этой забаве русского муллы. Весною 1894 года отец Алексей был в отпуске в Москве и там побывал на пасеке сельскохозяйственного института, где заказал для Каттакургана ульи и пчеловодные принадлежности, которые ему прислали четыре месяца спустя. Он тщательно вёл дневник, где записывал все свои наблюдения за погодой и пчёлами, переписывался со специалистами, обменивался опытом и пчелиными семьями. И это дело отца Алексея тоже не пропало даром: со временем пчеловодство привилось в Каттакургане и за его пределами. Следом за отцом Алексеем своими пасеками обзавелись начальник Каттакурганского уезда подполковник В.И. Чертов и его секретарь Ф.Ф. Поспелов, а к 1899 году в Каттакургане было уже шесть пасек [Поспелов, 1907. С. 65].

В апреле 1896 года батюшка Алексей заболел. В самый разгар пчелиного роя он находился дома, проводя целые дни на пасеке и радуясь ее развитию. В июле серьезная болезнь вынудила отца Алексея ехать на Кавказ, где он пробовал лечиться на минеральных водах. В середине августа батюшка вернулся в Каттакурган. По возвращении домой он нашел свою пасеку в полном порядке и продолжил заниматься ею. Лечение минеральными водами не дало излечения, и с наступлением зимы отец Алексей вновь заболел, чувствуя себя все хуже и хуже. Дочь начальника Каттакурганского уезда Александра Владимировна Чертова была последовательницей и ученицей отца Алексея в деле пчеловодства и сама содержала отцовскую пасеку. Она проявляла к болящему батюшке деятельное и сердечное участие, ухаживая за ним. 28 февраля 1897 года после продолжительной и тяжёлой болезни отец Алексей скончался. Его паства испросила разрешения похоронить своего дорогого батюшку у восточной стены алтаря Владимирской кат-такурганской церкви. Среди пришедших проводить отца Алексея, одного из старейших

и почтеннейших туркестанских священников, в последний путь были и православные, и мусульмане, и, конечно же, дети. Отец Алексей прослужил в Туркестане 25 лет.

По завещанию покойного отца Алексия пасека из 20 ульев с пчелами перешла к его внуку Ф.Ф. Поспелову. Но тот был вынужден сократить число ульев, и вскоре помощник отца Алексея по храму и в деле пчеловодства церковник Волканович перевез в марте часть ульев в Самарканд и передал их генерал-губернатору графу Н.Я. Ростовцову [там же. С. 145].

В 1903 году при каттакурганской школе была основана образцовая пасека для детей, первая в Туркестанском крае.

В стенах Каттакурганского храма находилась икона Божией Матери Тихвинская слезоточивая (1909 г.), которая считалась особой и о которой было записано в сборнике, посвященном храмам и святыням Туркестанского края (сейчас эта икона находится в самаркандском Покровском соборе).

«В церкви Катты-Курган заслуживает особого внимания икона Тихвинской Божией Матери, присланная русским монастырем св. Пантелеймона на Афоне. Икона сия освящена преосвященным Нилом (старцем-схимником) на мощах святых угодников смесью Святых вод — источников Палестины, Иордана и Назарета, в иконе заложены частицы от дуба Мамв-рийского и частица от камня Гроба Господня».

В разных источниках сохранились имена ещё некоторых священников, служивших в последующие годы в храме святого равноапостольного князя Владимира.

1897-1902 — священник Маллицкий Александр Васильевич. Окончил 2-е Констан-тиновское военное училище. Будучи поручиком 2-го Туркестанского линейного батальона, в 1893 году принимает священство. До каттакурганского храма он служил в Ура-Тюбе. После Каттакургана с 4 июня 1902 года отец Александр продолжил служение вторым священником в самаркандском Свято-Георгиевском храме и позже в Ташкенте. С 1915 года он был священником 6-го Туркестанского стрелкового полка.

1902 — церковный староста — надворный советник Василий Иванович Соболев. 1902-1906 — священник Георгий Димитриевич Олейников был назначен из образцовой школы Харьковской духовной семинарии, где служил старшим учителем (о. Георгий скончался 30 января 1906 года). Похоронен возле алтаря каттакурганской церкви.

1906-1912 — протоиерей Тарасий Александрович Иваницкий. Приказом от 1 февраля 1906 года был переведен из Гурийско-Мингрельской епархии в Каттакурган. Отец Тарасий написал много публикаций для церковных изданий. Он прослужил в Каттакур-гане до июля 1912 года и был перемещен в Тифлис. При нем в октябре 1907 года катта-курганский храм посетил епископ Ташкентский и Туркестанский Димитрий.

1912-1918 — протоиерей Димитрий Иосифович Солнцев. Отец Димитрий родился в городе Владимире в семье священника в 1848 году. У него было пятеро детей, и двое из них стали священнослужителями. Отец Димитрий рано овдовел, и в 1892 году он переводится в город Верный (Алма-Ата). В 1897 году его назначают священником походной палаточной церкви святого Георгия Победоносца 8-й Западно-Сибирской дивизии. Отец Димитрий участвовал в походах в приграничных к Китаю районах. В 1907 году

он служил настоятелем военного Свято-Алексиевского собора и благочинным в Семиречье. В 1910 году, когда в Верном произошло сильное землетрясение, дом отца Димитрия был разрушен, и он вынужден был переехать в Копал. По-видимому, в июле 1912 года из Копала он был переведен в каттакурганский храм. В 1913 году за 50-летнюю отлично-усердную службу Церкви Божией он был награжден орденом святого Владимира 3-й степени. Известно, что отец Димитрий в 1918 году подал прошение об увольнении и вернулся на свою родину в город Владимир.

1916 — временно священник Андрей Крупин.

До 1918 года все священники этого храма относились к военному ведомству.

На место отца Дмитрия Солнцева с июня 1918 года настоятелем был назначен священник Александр Комаревский.

Как и почти все православные храмы Самарканда и его благочиния, закрытые в двадцатые годы ХХ века, Каттакурганская церковь также не стала исключением. Её здание было обезглавлено и приспособлено под одно из административных учреждений города. Но община Свято-Владимирского храма продолжала существовать, собираясь по частным домам. По воспоминаниям старожилов, в военные годы церковь занимала большое капитальное здание, в котором сегодня находится городской музей.

С 1940 по 1942 год настоятелем Владимирской церкви был священник Трофим Мороз, после чего он перешел служить в самаркандский Покровский собор.

Известно имя священника, служившего в нем в 1943-1947 годы, — это был протоиерей Аркадий Васильевич Курочкин, а вторым священником был Иоанн Иоаннович Черняков. Отец Аркадий был родом из Удмуртии, окончил Томскую духовную семинарию. После переезда в Среднюю Азию с 1937 по 1943 год он проживал в Каттакургане как мирянин, работая на госслужбе в Горторге. Старостой общины с 1943 по 1962 год была очень деятельная О.В. Щетинина.

Община Свято-Владимирского храма собирает средства на покупку и в 1943 году приобретает небольшое жилье под молитвенный дом, находящееся в переулке улицы Ахунбабаева, дом № 18. Это было примитивное одноэтажное строение под плоской кровлей местного типа с маленьким двориком. Священник отец Аркадий как-то ютился в нем, будучи сам прописан по этому же адресу. Внутренний объем молитвенного дома был крайне мал. Престолом в его алтаре служил обычный стол. Из больших икон были две: запрестольный образ Воскресения Христова (обветшалый), написанный на холсте, и икона Божией Матери Тихвинской. Водопровод и канализация на его территории отсутствовали. Здание этого молитвенного дома было настолько ветхим, что со временем после очередных дождей его крыша обрушилась [Архив документов самаркандского Покровского собора, 1961].

В 1947 году следующим настоятелем Свято-Владимирского храма становится отец Петр Воробьев. Отец Петр родился в 1886 году в селе Феодоровка Бузулукского уезда Самарской области в семье псаломщика. Он рано остался без матери. В семье было восемь детей и жили очень бедно. В 1895 году он поступает в Самарское духовное училище, а в 1908 году он окончил Самарскую духовную семинарию. По окончании семинарии он несколько лет проработал учителем церковно-приходской школы в деревне Самарской

области. В 1910 году он, согласно прошению, был рукоположен в сан иерея преосвященным Тихоном, епископом Николаевским и Уральским. После рукоположения отец Петр служил на различных приходах Самарской епархии вплоть до 1929 года, после чего он оставил приход и выехал в Среднюю Азию. По приезде в Среднюю Азию отец Петр работает на гражданской службе сначала в городе Митане и Каттакургане в качестве счетовода, а с 1936 года поселяется в Самарканде, работая бухгалтером на хлопковом заводе, где он трудился до 1938 года. Потом он работал главным бухгалтером в самаркандской областной конторе связи и в 1943 году вынужден был уволиться по болезни. С 1943 по

1947 год он находился на иждивении дочери, а 26 мая 1947 года епископ Гурий решает назначить его настоятелем на каттакурганский приход.

На первом общем собрании Свято-Владимирской общины при отце Петре собралось 100 человек. По словам отца Петра, со времени самого открытия прихода в нем не было перерыва в служении. Кроме этого, все предыдущие его настоятели Каттакур-гана обслуживали окружающие населенные пункты и близлежащие районные центры [ГАСО. № 40].

Настоятель Свято-Владимирской общины отец Петр Воробьев пишет от лица верующих в Ташкент уполномоченному по делам РПЦ Степанову:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Наш молитвенный дом находится в узком и грязном переулке старого города среди скученных кибиток местного коренного населения. Это очень ветхая с земляным полом узбекская кибитка с площадью без алтаря, равная 21 кв. метров, а общая площадь земельного участка равняется всего 10x10 метров. Расширить территорию молитвенного дома каким бы то ни было образом нет возможности, так как вокруг все застроено частными домами. Летом каждое воскресение верующие из-за тесноты стоят в небольшом дворике и даже в переулке под открытым небом. Зимой же невылазная грязь как в переулке, так и во дворе делают невозможным для верующих посещение молитвенного дома. Ввиду вышеизложенного общее собрание верующих, состоявшееся 27 сего июня, решило приобрести большой дом в европейской части города. А потому просим Вас дать разрешение на покупку такового и переоборудование его под молитвенный дом» [там же. № 60].

Но найти в Каттакургане подходящий дом было делом довольно трудным, так как выбор подходящих строений в нем был невелик. Первая попытка приобретения здания для церкви была неудачной, так как ее хозяин в последний момент передумал продавать свое жилье. После этого община решается строить храм самостоятельно по примеру самаркандской Свято-Георгиевской общины. В сентябре 1948 года отец Петр просит владыку Гурия (Егорова) об архипастырском благословении на приобретение земельного участка под постройку молитвенного дома, а также его ходатайства перед властными структурами. Но местные городские власти отказали в просьбе общине верующих, мотивируя свой отказ тем, что у них нет свободного участка для постройки церкви.

Вновь заручившись разрешением уполномоченного и владыки Гурия, в декабре

1948 года община находит наконец подходящее здание в центральной части города по улице Октябрьской, дом № 3, и приобретает его за 61 тысячу рублей. Купленное частное владение оказалось большим и вместительным, жилой площадью в 82 кв. метра, стоящее на участке земли в 707 кв. метров. Община потратила на эту покупку сумму,

приблизительно равную годовому доходу молитвенного дома, и планировала в скором времени переоборудовать купленное строение под храм. На радостях община сразу же стала строить дальнейшие планы и приобретать строительные материалы для переоборудования купленного здания. Однако она не успела даже вселиться в него, как радость приобретения обернулась горечью и расстройством.

С одной стороны от купленного владения по соседству находился детский дом, а с другой — детский сад, кроме того, вблизи от него находились здания горкома и горисполкома и МВД. Такое соседство, естественно, вызвало протест со стороны властей, и уже в январе 1949 года председатель Каттакурганского горсовета тов. Ишбеков вызвал к себе членов церковной общины на беседу. Чиновник отобрал у них затребованные документы на купленный дом, приказав горкомхозу заселить его жильцами в количестве шести семей, не имевших к церкви никакого отношения. Власти мотивировали свое поведение тем, что якобы покупка была совершена общиной при несоблюдении всех положенных правил. Хотя официального вынесенного решения или приказа об изъятии дома при этом общине выдано не было.

После этого началась изнурительная многолетняя тяжба за здание. Члены общины не могли долгое время смириться с таким положением и постоянно требовали от священника и старосты храма, чтобы те были понастойчивее и посмелее, отстаивая интересы церкви. В основном все хлопоты, связанные с поездками по разным инстанциям и выяснениями, взяла на себя староста храма Ольга Васильевна Щетинина. Сначала община верующих стала писать жалобы уполномоченному в Ташкент и пробовала обращаться к прокурору города Каттакургана и главному прокурору Республики Узбекистана. Но ответа на рассылаемые письма не было, и прошения стали посылаться в Москву. Пытались даже найти поддержку, обращаясь к Святейшему Патриарху Алексию и через него — в совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР. Из патриархии пришел ответ, что ходатайство было передано 8 июля 1950 года по назначению. Но на деле никаких изменений не происходило. Все просьбы и жалобы как будто растворялись, пропадая в кабинетах начальства различных ведомств.

Председатель Каттакурганского горсовета сказал старосте церковной общины Щетининой О.В., пришедшей к нему на прием в очередной раз, стукнув по столу: «Вот где ваши документы на жилье, и вы их не получите. Сидите в своем углу и не рыпайтесь, а будете возиться, вам же будет хуже!» С тем она и ушла. При очередном посещении городского прокурора ей пришлось выслушать еще более откровенную речь: «Разве вы не знаете, что вот уже 32 года, как существует советская власть, и она борется с этим, а вы лезете в центр города». А основной виновник этого дела — Ишбеков изрек: «Какая-то кучка презренных людей осмелилась без моего разрешения приобрести дом. О возврате дома или о покупке другого даже не мечтайте» [там же. № 76]. Из всего перечисленного можно было сделать вывод, что обращения к властным структурам только раздражали их, не давая никакого толка.

Как позже выяснилось, Совет Министров Узбекской ССР дважды, в 1951 и 1954 годах, указывал на незаконность действий каттакурганскому начальству и предлагал возвратить общине ее домовладение, но председатель Каттакурганского горсовета все откладывал и откладывал решение этого затянувшегося вопроса.

В мае 1955 года, когда в очередной раз председатель горсовета отказался вернуть дом общине, он мотивировал свой отказ тем, что дом якобы был отобран по распоряжению из Москвы и пока сама Москва не даст разрешения о возврате, говорить не о чем, и просил больше его не беспокоить. После такого категорического заявления община решилась послать ходоков в Москву. По поручению общины 15 сентября 1955 года церковная староста Щетинина едет с письмом в Москву, где она была принята лично министром по делам РПЦ при Совете Министров СССР товарищем Ивановым, которому обрисовала бедственное положение Свято-Владимирской общины, и тот пообещал просьбу каттакурганцев удовлетворить. Время шло, а вопрос все так и не решался.

Община все это время вынуждена была ютиться в старом аварийном помещении и, сколько она ни предпринимала различных попыток, никак не могла найти выход из создавшейся ситуации. Через год община напрямую обращается с письмом в самую высшую инстанцию страны — к Генеральному секретарю ЦК КПСС, самому Хрущеву Н.С. Шел уже восьмой год тяжбы за здание для церкви, и все это время община оплачивала государству все налоги за отобранное у нее здание, которым она не пользовалась.

В конце концов вся эта история отразилась роковым образом и на жизни самой общины. Во вторую волну гонений, начиная с 1959 года, ташкентским уполномоченным по делам религии ставится вопрос о ликвидации Каттакурганского молитвенного дома с формулировкой «в связи с аварийным состоянием здания храма». 21 февраля комиссия, состоящая из специалистов, осмотрела здание молитвенного дома и составила акт о том, что здание храма капитальному ремонту не подлежит ввиду полной ветхости конструкции всех стен и перекрытия, а также угрозы для жизни молящихся [там же. № 145]. 27 февраля 1961 года на заседании Самаркандского облисполкома было принято решение за № 6/113 о снятии с регистрации Каттакурганской общины. Здание молитвенного дома по улице Ахунбабаева, № 18, вместе со всем содержимым было на время закрыто и опечатано [там же. № 140]. Этим решением было предложено облисполкому возбудить ходатайство перед Советом по делам православной церкви при Совете Министров СССР о снятии с регистрации Каттакурганского молитвенного дома, после чего само его здание снести. Теперь оставалось ждать решения из столицы [там же. № 141].

В марте 24-го числа 1962 года настоятель Каттакурганского храма протоиерей Петр Воробьев был снят с регистрации. Немного позже, 4 октября 1962 года, в Москве на заседании в Совете по делам Русских православных церквей при совете Министров СССР было принято окончательное решение о закрытии Каттакурганской общины святого равноапостольного князя Владимира и сносе здания церкви ввиду его аварийного состояния [там же. № 133]. Но что самое страшное — была снята с регистрации и распущена религиозная община. Это был окончательный приговор.

В ноябре того же года у дверей молитвенного дома собралась группа людей. Это была комиссия, в которую входили представитель Каттакурганского горисполкома, начальник гор. управления ЖКХ, а также староста Каттакурганского молитвенного дома Щетинина О.В., староста самаркандского Покровского собора Бочкарёва Г.А. и бухгалтер Каттакурганского молитвенного дома Андреев. Ими было осуществлено вскрытие помещения молитвенного дома и сделана опись всего имущества. Все иконы и утварь молитвенного дома были переданы на хранение в самаркандский Покровский собор [Архив документов самаркандского Покровского собора, 1961]. Антиминс был передан настоятелю Покровского собора — священнику Иннокентию Матафонову. А само здание, находящееся к тому времени в аварийном состоянии, было переведено на баланс Каттакурганского городского домоуправления.

Протоиерей Петр Воробьев служил настоятелем Свято-Владимирского храма с 1947 по 1962 год. Позже, оказавшись за штатом, он проживал в Самарканде по адресу: улица Маргеланская, № 1, до самой смерти, помогая время от времени служить самаркандским священникам Свято-Георгиевского и Покровского храмов. Отец Петр был женат, его матушку звали Зинаида, и у них было двое детей.

Но и после всего произошедшего православные люди не сдались. Из числа членов общины была создана инициативная группа в количестве 27 человек, поставившая себе задачу возродить церковь в Каттакургане. В конце 1960-х годов, после того как сместили Хрущёва Н.С., появилась надежда на возрождение общины. Спустя какое-то время они снова решили отправить своих представителей — «ходоков» прямиком в Москву, так как не верили, что местные власти способны были помочь. Сегодня уже никто не помнит, кому пришла в голову такая мысль, но люди поехали в столицу просить высокопоставленных чиновников сохранить дорогой им храм. Этими людьми были две сестры — Ольга Васильевна и Агриппина Васильевна Дудниковы, активные члены Свято-Владимирского храма. Собрав деньги, они купили билеты, пробрели соответствующую одежду и вместе с письмом отправились в путь. В Москве им удалось прорваться и обратиться к председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину, и он отозвался на просьбы каттакурганских просителей. Знаменитая певица того времени Людмила Зыкина также посодействовала им в этом. Получив разрешение на самом высоком уровне, они вернулись победителями в родной Каттакурган2.

Пока в Каттакургане не было своего молитвенного дома, в него из самаркандских храмов посылались священники. Мы знаем ещё об одном священнике, служившем при самаркандском Свято-Георгиевском храме и Покровском соборе, — Кондрате Андреевиче Малахове. Небольшого роста, с комплекцией подростка, тихий и простой, в силу того что он заикался, ему нелегко было служить. Отец Кондрат сначала ездил служить из Самарканда в Каттакурган на велосипеде, а когда велосипед сломался, он стал ходить пешком, преодолевая расстояние в 80 с лишним километров. Пользоваться междугородным автобусом он не любил, предпочитая пешие передвижения на свежем воздухе.

2 Эта история была рассказана автору старой прихожанкой Свято-Владимирского храма.

В марте 1972 года по акту из самаркандского Покровского собора в каттакурган-ский храм был передан церковный инвентарь: семисвечник, плащаница, крест «Голгофа», старинные деревянные резные хоругви, створки от царских врат и целый ряд икон [Архив документов самаркандского Покровского собора, 1972].

С апреля по декабрь 1973 года в Каттакурган от самаркандского Покровского собора выезжал в командировки по воскресным и праздничным дням второй священник — Виктор Дубанов.

1975-1978 — священник Виталий Бирюков. Он жил при молитвенном доме вместе с матушкой Валентиной. У них было семеро детей. А ещё у отца Виталия был мотоцикл, на котором он рассекал по пыльным улицам Каттакургана. Позже отца Виталия перевели служить на новый приход в Курган-Тюбе и потом в Алмалык.

1978-1981 — священник Петров Георгий Яковлевич из самаркандского Покровского собора откомандировывался в каттакурганский Свято-Владимирский храм. Отец Георгий сам был художником, и им были написаны некоторые иконы для каттакурганского храма.

В 1990 году произошло ещё одно очень знаменательное событие в жизни общины. Было продано старое и очень неудобное для посещения здание церкви, находящейся за вокзалом, и взамен ему на новом месте было выбрано и приобретено частное владение, которое стало в дальнейшем Свято-Владимирским храмом. Его прежним хозяином был известный в Каттакургане хирург. Приобретённый дом хотя и был просторным, но планировался и строился он его прежним хозяином под другие нужды. Теперь же приобретённое жильё нужно было переустраивать и приспосабливать под храм. Вот уже 26 лет, как это здание служит в качестве храма.

1992 — священник Захарий Шакай.

1993 — священник Александр Михед. Отец Александр был из числа семинаристов первого выпуска Ташкентского духовного училища.

2007-2010 — священник Николай Будура (ныне иеромонах Никон), живя при самаркандском Свято-Георгиевском храме, постоянно ездил служить в каттакурганский храм. Очень спокойный по характеру, он прекрасно ладил с людьми и, не унывая, служил и поддерживал храм.

2010-2014 — священник Владимир Матвеев. За четыре года отец Владимир тоже сделал немало, но ему было очень трудно служить в сложившихся условиях.

2014 — священник Тимофей Сироджев.

В ноябре 2014 года митрополит Викентий (Морарь) назначил отца Тимофея настоятелем Каттакурганского храма вместо отца Владимира. Буквально за неделю до назначения у отца Тимофея и матушки Елены родился четвертый ребёнок. Но так как пожилому отцу Димитрию не позволяло здоровье служить одному в Георгиевском храме, то владыка Викентий разрешил отцу Тимофею служить в Каттакургане только по субботам и праздничным дням, а в остальные дни помогать престарелому отцу Димитрию.

К празднику Пасхи для Каттакурганского храма было приобретено новое напрестольное евангелие. На ночную пасхальную службу 2015 года пришло 37 человек. Отец Тимофей с матушкой Еленой сразу же взялись за решение накопившихся проблем.

Первоочередной их задачей стало, чтобы Свято-Владимирский храм регулярно функционировал и посещался людьми. Далее они занялись благоустройством и ремонтом храма, провели новое отопление и осуществили отделочные работы в алтаре, а со временем была полностью перекрыта крыша над храмом и замощен двор. На храмовый праздник, который в 2018 году был юбилейным, приехали послужить священники вместе с благочинным. Свято-Владимирскому храму исполнилось 150 лет. Так как в силу складывающихся обстоятельств количество православных в Каттакургане становится всё меньше и меньше, прихожан, собравшихся на богослужение, собралось чуть более двадцати человек. Но, несмотря на малочисленность православного населения в городе, деятельность по благоустройству храма не приостанавливается.

В августе 2022 года в жизни Каттакурганского прихода вновь произошли большие изменения, когда по решению митрополита Викентия настоятелем храма отцом Тимофеем были начаты работы по постройке нового здания для храма святого Владимира. Соответственно утвержденному проекту место было выбрано рядом с существующим старым зданием храма. До наступления зимних холодов на территории внутреннего двора заложен фундамент будущего храма, и с наступлением весны 2023 года работы по его постройке были активизированы. Настоятелем был объявлен сбор средств на приобретение именных кирпичей и за прошедшее лето стены храма были подняты под крышу.

Община Свято-Владимирского храма жива, и службы в нем ведутся регулярно по субботам, воскресеньям и в дни церковных праздников.

Литература

Архив документов самаркандского Покровского собора. 1961.

Государственный архив Самаркандской области (ГАСО). № 40, 60, 76, 133, 140, 141, 145.

Поспелов Ф. Церковь Св. Равноапостольного князя Владимира в Катта-Кургане // Туркестанские Епархиальные ведомости. 1914. № 12.

Поспелов Ф.Ф. Письма о пчеловодстве в Катта-курганском уезде. Справочная книжка Самаркандской области. Самарканд, Издание Самаркандского Областного Статистического Комитета, 1907.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 5. Д. 8945.

References

Archive of documents of the Samarkand Intercession Cathedral, 1961. (In Russian)

Pospelov F. Church of the Holy Equal-to-the-Apostles Prince Vladimir in Katta-Kurgan. Turkestan Diocesan Gazette, 1914, no. 12. (In Russian)

Pospelov F.F. Letters about beekeeping in the Katta-Kurgan district. Reference book of the Samarkand region. Samarkand, Edition of the Samarkand Regional Statistical Committee, 1907. (In Russian)

Russian State Historical Archive. F. 806. Op. 5. D. 8945. (In Russian)

State archive of Samarkand region. No. 40, 60, 76, 133, 140, 141, 145. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.